Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №58365

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
461
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Формирование экологической культуры младших школьников как психолого-педагогическая проблема 8
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования 8
1.2. Проблемы в формировании экологической культуры учащихся и пути их
решения 13
1.3. Внеклассная работа как основная форма экологического воспитания .... 21
Выводы по I главе 30
Глава II. Психолого-педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности 31
2.1. Выявление уровня экологической воспитанности младших школьников 31
2.2. Роль организации внеурочных мероприятий направленных на
формирование экологической культуры младших школьников 35
Выводы по II главе 50
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Приложения

Экологическое воспитание - важное направление развития детей младшего школьного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание - бережное отношение к окружающему миру природы.
Воспитание в этом случае рассматривается, по мнению Н.Ф. Виноградовой, как «специальная организованная в обществе система необходимых для развития человека условий» [9, с. 8].
Экологическое воспитание в начальной школе из формального научного знания наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего, прежде всего, от разнообразной деятельности людей. С этих позиций экологические знания о мире природы - это вовсе не совокупность знаний отдельных фактов, а такая последовательная, взаимосвязанная закономерностями цепочка знаний, которая в результате раскрывает перед ребенком в самых общих чертах многообразие, приспособленность и развитие форм природы, а также место и значение деятельности человека по охране окружающего мира.
В трудах Т.А. Бабановой, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, разработаны методические основы развития у младших школьников экологической культуры. Суть, которых состоит в том, что человек не сможет расти и развиваться, не взаимодействуя с природой. Чувства и ум развиваются в соответствии с тем, какими являются его отношения с природной средой. Именно это показывает всю важность и значимость начального этапа школьного обучения в экологическом воспитании, когда знания о культуре взаимоотношений с природной сферой систематизируются и обобщаются [3, с. 16].
Воспитание у младших школьников чувства любви, бережного и ответственного отношения к природе рассмотрены в трудах Т.А. Бобылевой, Л.Д. Бобылевой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой.
Проблемы экологического воспитания разработаны в работах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, Л.П. Салеевой, И.Т. Суравегиной. Этими авторами рассмотрены и выявлены цели, задачи, принципы, условия экологического воспитания. [25].
В работах А.Н. Захлебного, Н.А. Городецкой, Н.В. Добрецовой, А.В. Миронова. Описана характеристика форм и методов экологического воспитания.
Психолого-педагогическое обоснование данной проблемы
исследования отражено в трудах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.Н.
Мясищева, А.П. Сидельковского, П.М. Якобсона.
Психологи (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н.
Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, значимость у детей младшего школьного возраста сформированности познавательного интереса к усвоению курса окружающий мир. Включающий в себя:
- эмоциональный аспект - восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, положительный эмоциональный настрой к ней;
- деловую направленность - способность реализовать полученные знания в различных нестандартных учебных и внеучебных условиях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зарождение «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия);
- интеллектуальную готовность - некоторый уровень знаний детей о природе, возрастная степень эрудиции и познавательных интересов, осмысление себя как носителя экологической культуры.
Существуют три главных компонента, которые взаимодействуют в педагогическом процессе: «знания-отношения-поведения».
Однако наиболее актуальные для младших школьников это эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также всевозможная деятельность в ней [28, с. 29].
На основе представлений о взаимосвязях в природе, специфике живого у детей младшего школьного возраста могут быть заложены начальные формы правильного отношения к природе: действенная готовность прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются, развиваться познавательный интерес.
Однако, несмотря на обилие, достаточное освещение в литературе проблем экологического воспитания учащихся начальных классов, существует проблема организации внеклассной работы с учащимися с использованием эффективных форм и методов исследовательской работы по изучению окружающего мира.
Одной из развивающих педагогических технологий по экологическому воспитанию младших школьников является проектная деятельность (В.В. Гузеев, Н.Ю. Пахомова, И.Д. Чечель ).
Проектной деятельности присущи два признака, позволяющих рассматривать ее в качестве технологии дополнительного образования:
- гибкий подход в определении временных и деятельностных условий выполнения проекта учащимися, выбора темы исследования;
- необходимость индивидуальных форм работы педагога и учеников: помощь в организации группового и индивидуального взаимодействия учащихся, в конкретизации познавательных, обучающих задач для каждого участника проекта с учетом его возможностей и интересов. [13, с.41].
Однако, как показывает практика, во многих школах не уделяется достаточного внимания организации экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе с использованием проектной деятельности, что и определило проблему исследования. привет - пока
Проблема исследования - каковы психолого-педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования - формирование экологической культуры младших школьников.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования - выявить и обосновать психолого-педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования
Формирование экологической культуры младших школьников будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- Учет уровня экологической воспитанности младших школьников.
- Осуществление взаимосвязи учебной и внеклассной работы по экологическому воспитанию учащихся.
- Организация внеурочных мероприятий направленных на формирование экологической культуры младших школьников.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы, выявить состояние разработанности данной проблемы исследования.
2. Изучить уровень экологической воспитанности учащихся.
3. Выявить роль организации внеурочных мероприятий направленных на формирование экологической культуры младших школьников .
Методы исследования:
- Теоретический анализ литературы;
- Наблюдение за поведением учеников в природе, за их отношением к ней;
- Анкетирование учащихся;
- Статистическая обработка полученных данных.
Теоретическая значимость исследования
1. Раскрыта сущность формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности, предполагающая теоретические идеи организации экологического воспитания с младшими школьниками. Внеклассная работа определяется педагогами как та деятельность, которая выполняется во внеурочное время на основе интереса и самодеятельности учащихся. При определении содержания внеклассной работы необходимо исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, район; соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностям их умственного развития и интересов.
2. Выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности, включающие в себя: Учет уровня экологической
воспитанности младших школьников; осуществление взаимосвязи учебной и внеклассной работы по экологическому воспитанию учащихся; организацию внеурочных мероприятий направленных на формирование экологической культуры младших школьников.
На защиту выносятся
1. Сущность процесса формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
2. Психолого-педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
База исследования: 3Б класс Гимназия №27 с углубленным изучением Татарского языка, Вахитовского района г.Казани.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследуемая проблема посвящена изучению организации экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе.
Актуальность данной проблемы подтверждается исследованиями ученых И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, Л.П. Салеевой, И.Т. Суравегиной. Которые утверждают, что при правильной организации экологического воспитания в начальной школе могут быть сформированы у детей начальные формы бережного отношения к природе, готовность прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются. [21, с.7].
В ходе теоретического анализа работ Т.А. Бобылевой, Л.Д. Бобылевой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой было выявлено, что экологическое воспитание - одно из важных направлений личностного развития детей младшего школьного возраста.
Цель экологического воспитания - воспитание экологической культуры, которая проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.
Ведущую роль в экологическом воспитании ребенка младшего школьного возраста играет школа, включающая в себя две стороны: учебную и внеклассную работу.
При правильной организации учебной и внеклассной работы по экологическому воспитанию у детей успешно формируется ценностная картина мира, формируется экологическое сознание - бережное отношение к окружающему миру природы, но, главное, что в процессе правильно организованного экологического образования у детей формируется стойкий интерес к природе.
Для реализации программных задач и программного содержания экологического воспитания во внеклассной работе требуется подбор разнообразных методов и форм учебного взаимодействия учащихся с учителем и объектами природы.
Одной из эффективных технологий экологического воспитания является внеклассная деятельность.
Для выявления педагогических условий успешного экологического воспитания младших школьников нами была проведена проектная работа в 3 классе Гимназии № 27 г. Казани.
На первом этапе исследования в процессе наблюдений за 25 учащимися было выявлено, что все ребята в начале учебного года не могли самостоятельно проводить экологические исследования, затруднялись в подборе дополнительного материала.
Диагностика Моисеевой Л.В., Колтунова И.Р. выявила преобладание среднего и низкого уровня сформированности у детей знаниевого, мотивационного и практического компонента экологической культуры.
На основном этапе исследования с учениками была проведена серия проектных исследований в рамках кружковой работы «Юный эколог», содержательно связанной с учебными занятиями.
Большое внимание уделялось созданию мотивации к изучению экологических проблем у учащихся с помощью дидактических игр, проблемных вопросов, организации опытов, чтения художественной литературы, организации тематических прогулок, экологических викторин, выставок и др.
Эффективность проведенной работы подтверждается результатами повторной диагностики, которые показывают значительное повышение интереса, знаний и умений разрабатывать экологические проекты, вдумчиво анализировать экологические проблемы природной среды (см. приложение 1)-
На основании проведенного исследования можно утверждать, что процесс экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе будет эффективен, если учителем будет:
- осуществляться взаимосвязь учебной и внеклассной работы по экологическому воспитанию учащихся;
- использована технология проектной деятельности;
- реализован личностно-ориентированный подход по учету интересов и возможностей каждого ученика в ходе организации проектной группы.
Итоги проведенного исследования позволили сделать выводы:
- Экологическое воспитание - неотъемлемая часть познавательного и нравственного развития личности ребенка.
- Экологическое воспитание - успешно формируется в процессе изучения экологических проблем, а также в ходе реализации проектной деятельности.
- Создание у младших школьников мотивации к экологическим исследованиям - ведущая педагогическая задача учителя начальных классов.



1. Афанасьева Е. Экология не знает границ [Текст] / Е. Афанасьева. - Юный натуралист. - 2009. - №1. - С.30-32.
2. Бабанова, Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками [Текст] /Т.А. Бабанова - Начальная школа. - 2010. - №9. - С. 16-17.
3. Барабанщикова, Н.В. Здравствуй, лето [Текст] / Н.В. Барабанщикова - Начальная школа. - 2011,. №6. - С.56-58.
4. Барковская, О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания [Текст] / О.М. Барковская - Начальная школа. - 2010. - №2. - С.32-33.
5. Бобылева, Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников [Текст] / Л.Д. Бобылева. - Владимир, 2010.
- С.77-83.
6. Бобылева, Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания [Текст] / Л.Д. Бобылева. - Биология в школе. - 2012. - №3. - С. 57-59.
7. Большакова, М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями [Текст] /М.Д. Большакова. - Начальная школа. - 2012. - №3. - С.48-49.
8. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы [Текст] / Н.Ф. Виноградова.- Начальная школа. - 2010. - №4. - С.20-24.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Л.С. Выготский - М.: Просвещение, 2010. - 284 с.
10. Голубев, И.Р., Новиков, Ю.В. Окружающая среда и ее охрана [Текст] /И.Р. Голубев - М.: Просвещение, 2011. - 192с.
11. Гробова, Т. Амариллис [Текст] /Т.А. Гробова.- Юный натуралист.
- 2013 - №10. -С.35-37.
12. Гузеев, В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст] / В.В. Гузеев.- Директор школы, 2012. - № 6. - с. 15-21.
13. Дерим-Олгу, Е.Н. Кукушка [Текст] // Юный натуралист. - 2010. - №6. - С.28-31.
14. Дуденко, И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании школьников [Текст] // Советская педагогика. - 2009. - №9. - С.28-32.
15. Запартович, Б.Б., Криворучко, Э.Н, Соловьева, Л.М. С любовью к природе [Текст]: - М.: Педагогика, 2013. - 232с.
16. Захлебный, А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации [Текст] // Советская педагогика. - 2014. - №9.
- С.16-22.
17. Захлебный, А.Н. Школа и проблемы охраны природы [Текст] / А.Н. Захлебный- М.: Педагогика, 2010. - 184с.
18. Захлебный, А.Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном просвещении [Текст] / А.Н. Захлебный - М.: 2010, С.20-28.
19. Захлебный, А.Н., Суравегина, И.Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование [Текст] // Советская педагогика. - 2012. - №12.
- С.10-12.
20. Зверев, И.Д. Экология в школьном обучении [Текст] / И.Д. Зверев Новый аспект образования. - М.: 2007 - 24с.
21. Зверев, И.Д. Цели природоохранительного просвещения в школе [Текст] // Краеведческая работа в школе - М.: 2010. - С.3-10.
22. Иванов, П.В. Современное школьное краеведение [Текст] // Советская педагогика. -2011. №10. - С. 27-30.
23. Король, АД. Метод эвристического диалога в технологии творческой самореализации учащихся [Текст] / А.Д. Король - М.: Дрофа, 2009. - 228 с.
24. Кузьмина, Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся [Текст] // Вопросы психологии. - 2014. - № 1.
25. Лихачев, Б.Т. Экология личности [Текст] / Б.Т. Лихачев.- Педагогика. - 2014. - №2. - С.19-21.
26. Моисеева, Л.В., Колтунова, И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников [Текст] / Министерство образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». - Екатеринбург,2010. - 148с.
27. Мухина, В.С. Младший школьник [Текст]/ В.С. Мухина.- М.: Новая школа, 2010.
28. Зверева, И.Д. Отношение школьников к природе [Текст]/ И.Д. Зверева. - М.: Педагогика, 2011. - 128с.
29. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении[Текст]:- М.: Аркти, 2012. - 112 с.
30. Печко, Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе [Текст] // Советская педагогика. - 2007. - №3. - С.29-32.
31. Рыжова, Н.А. Экологический проект: Мое дерево [Текст] /Н.А. Рыжова. - Начальная школа. - 2010. - №4. - С.48-52.
32. Сайдакова, Л.А. Мир вокруг нас [Текст] // Начальная школа. -
2012. - №9. - С.40-42.
33. Салеева, Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе [Текст] : Ролевые игры по охране природы в средней школе. - М.: 2007. - С.14-39.
34. Салеева, Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе [Текст]/ Л.П. Салеева: - М.: 2013. - 49с.
35. https://pedportal.net/
36. www.metod-kopilka.ru/
37. https://infourok.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ