Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Основы функционирования малого и среднего бизнеса

Работа №58314

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

предпринимательство

Объем работы79
Год сдачи2017
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
440
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы функционирования малого и среднего бизнеса 7
1.1 Экономико-правовая основа малого и среднего бизнеса 7
1.2 История становления и развития института малого предпринимательства в
зарубежных странах и России 15
Глава 2. Исследование тенденций развития малого предпринимательства в России и за рубежом 20
2.1 Тенденции развития малого и среднего бизнеса за рубежом 20
2.2 Особенности развития малого бизнеса в России и Татарстане 26
Глава 3. Малое предпринимательство как категория экономики: направления и перспективы развития 46
3.1 Модель развития малого и среднего бизнеса 46
3.2 Классификация проблем малого бизнеса и пути их решения 54
3.3 Рекомендации и предложения по улучшению системы поддержки
предпринимательской деятельности в России 62
Заключение 70
Список использованной литературы 74
Приложение


Актуальность. Роль среднего и малого бизнеса в цивилизованных рыночных странах очень значительна. Большая часть всех инноваций способствует научно-техническому прогрессу, ускоренному росту валового внутреннего продукта (ВВП), созданию дополнительных рабочих мест и, соответственно, решению проблемы занятости. Так, в странах Европейского союза (ЕС) малое предпринимательство обеспечивает рабочие места примерно 72% трудоспособного населения.
Рыночная экономика - это, прежде всего, экономика свободного предпринимательства. Поэтому продвижение России к рыночным формам и методам хозяйствования неизбежно связано с увеличением масштабов предпринимательства.
Экономический кризис нанес серьезный удар по экономике России. В целях ликвидации его последствий Правительством Российской были одобрены основные векторы развития экономики страны, одним из которых является развитие малого и среднего предпринимательства. Успешное развитие малого и среднего предпринимательства в период кризиса и посткризисного периода невозможно без эффективной системы поддержки предпринимательства. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Возрождение предпринимательской деятельности в России — это уникальное социальное, политическое и экономическое явление в истории человечества.
Уникальность состоит в том, что предпринимательская деятельность возникла и развивается не эволюционным путем, как в странах с традиционно рыночной экономикой, а в результате экономической революции, ломки централизованной плановой системы. Именно поэтому предпринимательская деятельность в России связана с целым рядом трудностей и противоречий.
Становление предпринимательства в России во многом зависит от совершенствования его организационно-правовых форм, так как для любого предпринимателя его деятельность начинается с нахождения хозяйственной
сферы (ниши) и выбора форм предпринимательства. Организационно-правовая форма предпринимательства делает бизнес благородным, соответствующим требованиям цивилизованной экономики.
Совершенствование организационно - правовых форм предпринимательства в России строится на использовании опыта хозяйствования западных стран и традиционных особенностей хозяйствования России.
Движущей силой рыночной экономики является предпринимательство. Национальная экономика современных государств базируется на различных типах субъектов предпринимательства, основное звено которых - малые, средние и крупные предприятия. В этой связи необходимы анализ и оценка развития различных форм предпринимательства в целом в Российской Федерации.
Малые предприятия пользуются государственной поддержкой во всех развитых странах.
Малые предприятия включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Малое предпринимательство является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.
Целью дипломного проекта является изучение малого предпринимательства как субъект мировой и национальной экономики.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
- определить сущность и экономико-правовую основу малого и среднего бизнеса;
- изучить историю становления и развития института малого предпринимательства в зарубежных странах и России;
- рассмотреть и оценить тенденции развития малого и среднего бизнеса за рубежом;
- выявить особенности развития малого бизнеса в Российской Федерации
и Республике Татарстан;
- определить модель развития малого и среднего бизнеса;
- рассмотреть классификацию проблем малого бизнеса и выявит пути их решения;
- разработать рекомендации и предложения по улучшению системы поддержки предпринимательской деятельности в России.
Объектом исследования в работе выступает категория малых и средних предприятий.
Предметом исследования является система поддержки малого бизнеса.
Методология исследования представляет собой совокупность методов, используемых при исследовании управленческих процессов, в том числе:
- общенаучные (диалектический, анализа и синтеза, аналогии, абстрагирования, моделирования и т.д.);
- специальные (системный, сравнительный, функциональный, статистический, математический и т.д.).
Практическая значимость работы определяется самой актуальностью проблемы недостаточного уровня поддержки малого и среднего предпринимательства в городских округах, а также неоптимально выработанной стратегией его развития. Предложенные выводы и научные рекомендации могут служить концептуальной основой для разработки стратегий развития предпринимательства в зависимости от приоритетов социально-экономического развития региона.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке методологии определения оптимальной стратегии развития малого предпринимательства в зависимости от приоритетов социально-экономического развития регионов.
Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обозначена актуальность работы, ее цель, объект, предмет и задачи исследования, рассмотрена степень разработанности исследования, ее теоретическая и методологическая основа.
В первой главе рассмотрены теоретико-методологические основы функционирования малого и среднего бизнеса: экономико-правовая основа малого и среднего бизнеса, история становления и развития института малого предпринимательства в зарубежных странах и России.
Во второй главе проведено исследование тенденций развития малого предпринимательства в России и за рубежом.
В третьей главе рассматривается модель развития малого и среднего бизнеса за рубежом, представлена классификация проблем малого бизнеса и пути их решения, также выработаны рекомендации и предложения по улучшению системы поддержки предпринимательской деятельности в России.
В заключении сделаны выводы по проделанной работе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.
За словом «предпринимательство» стоит «дело», предприятие, производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного продукта). Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом.
Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития. Освоение инновационного экономического роста невозможно в условиях искусственного ограничения созидательной творческой стихии, свободы хозяйственной инициативы, необходимой для этого мобильности всех производственных ресурсов. Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует «вымыванию» устаревших.
Оно способствует развитию конкуренции и «маркетизации», а также увеличению «открытости» национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала.
Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами.
За десять последних лет малый и средний бизнес вырос на 37%. Согласно данным Министерства экономического развития, две из пяти российских компаний - малые. Каждый шестой, а с учетом индивидуальных предпринимателей, каждый пятый, занятый в экономике - это работник малого или среднего предприятия. Малый и средний бизнес сосредоточился в основном в сфере услуг, общественного питания, его мало в строительном, производственном секторе, очень мало в сфере медицины и социальных услуг, в инновационной деятельности.
Отраслевое распределение малых и средних предприятий характеризуется следующими показателями: предприятия оптовой и розничной торговли составляют более 39% от всех малых и средних предприятий. 20% предприятий заняты в сфере услуг, 12% - строительные компании, 10 % предприятий составляют обрабатывающие производства, 6% - транспорт и связь, 13% - прочее.
5,61 миллиона субъектов малого и среднего предпринимательства сегодня работают в России. Из них 2 миллиона предприятий и 3,61 миллиона индивидуальных предпринимателей.
32,51 миллиарда рублей бюджетных ассигнований и 20 миллиардов рублей государственных гарантий было в 2014 году выделено на реализацию различных мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства из федерального бюджета.
15% составит минимальная доля государственных и муниципальных закупок, размещаемых у субъектов малого предпринимательства с 2014 года.
К сожалению, 2014 год был тяжелым для малого и среднего бизнеса. Высокие сборы и административное давление привели к тому, что тысячи бизнесменов были вынуждены либо свернуть свою деятельность, либо уйти в подполье. Переломным моментом в этом плане стал декабрь 2012 года. Тогда свои компании ликвидировали 120 тыс. человек. В январе тренд усилился: было закрыто еще 140 тыс. предприятий, в последующие месяцы с официальной экономической карты России пропадали все новые и новые фирмы. За последние 6 месяцев 2013 года свои фирмы закрыли 650 тыс. малых предпринимателей и владельцев фермерских хозяйств. От 4 до 11 тыс. предпринимателей из регионов уходят ежемесячно из бизнеса. А это региональные налоги и рабочие места. Причина этого процесса представляется очевидной: о ней говорят как сами бизнесмены, так и представляющие их организации. Власть в два раза повысила обязательную сумму страховых взносов для предпринимателей — до 35 тысяч рублей в год (из них 32500 рублей идет в пенсионный фонд, а 3185 — на медицинское страхование). Падение числа бизнесменов удалось остановить после вступления в силу 1 января 2014 года закона о двукратном сокращении страховых взносов для предпринимателей, зарабатывающих менее 300 тысяч рублей в год.
40% закрывших свое дело объяснили это нерентабельностью бизнеса. Только 3,4% из создаваемых в России предприятий малого бизнеса удается продержаться на рынке дольше 3-х лет. Среди стран со схожим количеством предпринимателей — Норвегия, где число представителей малого бизнеса, работающих более 3 лет, составляет 6,15%, Финляндия — 6,65%, Испания — 8,39%, Греция — 12,6%.
Главная проблема, которая характеризует малый бизнес, представляется очевидной - необходим постоянный поиск инвестиций для того, чтобы организовать собственное дело. Необходимо в этом случае указать, каковы же причины постоянной нехватки денежных средств:
Инвестирование в малый бизнес всегда затруднено.
Государство, конечно оказывает поддержку малым предприятиям с помощью различных программ помощи, однако государственные структуры, у которых имеются на это необходимые средства, скорее вложат их в предприятия, которые являются лидерами на рынках. Как можно догадаться, чаще всего ими оказываются отнюдь не малые предприятия, а крупные организации. Кроме того, криминализация предприятий малого бизнеса частично связана непосредственно с отсутствием интереса к нему со стороны крупных инвесторов.
Кредиты также малодоступны.
Ввиду того, что у начинающих предпринимателей в большинстве случаем не имеется имущества, которым можно было бы обеспечить кредиты, банки не имеют достаточного стимула кредитовать такие предприятия, даже при условии проводимых государством соответствующих программ.
Лизинг или приобретение дорогого оборудования в кредит тоже затруднены. К тому же и первые взносы являются слишком высокими для большинства начинающих бизнесменов.
Непременным условием развития предпринимательства является частная собственность.
Приватизация призвана возродить частную собственность как основу предпринимательства. Она также должна возродить конкуренцию,
предоставить свободу действия предпринимателям и руководителям - менеджерам предприятий различных форм собственности.
Для развития предпринимательства нужны и другие условия. Они включают в себя стабильность государственной экономической и социальной политики, льготный налоговый режим, развитую инфраструктуру поддержки предпринимательства, существование эффективной системы защиты
интеллектуальной собственности, формирование гибких рыночных механизмов повышения деловой активности предпринимателей. Предприниматели должны иметь возможность свободного выхода на внешний рынок. Следует создать доступную для предпринимателей кредитную систему, предоставить возможность приобретать необходимые средства производства, сырье и комплектующие изделия.



1. Г осударственная программа «Развитие информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан «Открытый Татарстан» на 2014-2020 годы».
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон №209 от 24 июля 2007 г. // Российская газета - Федеральный выпуск. - 2007. - 31 июля.
3. Об основных направлениях государственной политики по развитию
малого и среднего предпринимательства: Письмо Министерства
экономического развития РФ № Д05-5947 от 24 декабря 2008 г. // Российская газета. - 2008. - 27 декабря.
4. О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства: Приказ Министерства экономического развития РФ № 59 от 16 февраля 2010 г. (Документ не опубликован).
5. Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2006 № 328-р «О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» // Собрание законодательства РФ. - 2006, - № 11. - Ст. 1226.
6. Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии
малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.co№sulta№tru/o№H№e/base/?req=doc;base=LAW;№=115870.
7. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О
государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.co№sulta№t.ru/o№li№e/base/?req= doc;base=LAW;№=58304
8. Абдикеев Н.М. Динамическое моделирование и сценарный анализ развития инновационных кластеров в регионах / Н. М. Абдикеев, Д. В. Малова // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2012. - № 31. - С.12-23.
9. Афоничкин А.И. Стратегии согласованного развития кластерных экономических систем / А. И. Афоничкин, Д. Г. Михаленко // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2011. - № 24. - С.244-252.
10. Ахенбах Ю. А. Мониторинг кластеризации в российских регионах / Ю.А. Ахенбах // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. - 2012. - Т. 1.
11. Багова А. Опыт поддержки малого и среднего бизнеса в зарубежных странах (на примере Германии и Франции) // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». - 2013. - № 1. - С.7-12.
12. Бекетов Н. В. Проблемы формирования кластеров промышленного развития российской экономики / Н. В. Бекетов // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2011. - № 1. - С.79-94.
13. Борисов С.Р. Россия на пути к модернизации и инновационного развития // Экономический справочник «Бизнес-путеводитель Германия - Россия 2012». - 2012. - № 02.02.2012.
14. Боуш Г. Д. Новый взгляд на онтологию кластеров предприятий / Г.Д. Боуш // Экономическая наука современной России. - 2011. - № 1.
15. Буров В.Ю. Экономическая безопасность субъектов малого предпринимательства в условиях теневых экономических отношений // Безопасность бизнеса. - 2012. - № 4. - С. 24-28.
16. Васильев С.В. Специальный налоговый режим как инструмент налогового стимулирования инновационной деятельности // Финансовое право.
- 2014. - № 9. - С. 18-23.
17. Виленский А.В. Стимулирование развития малого предпринимательства в США // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2013. - №1-2. - С. 6-29.
18. Виленский А. Этапы развития малого бизнеса. Вопросы экономики.
- 2012. -№ 7. — С.38-41.
19. Воронина Л. А. Стратегические подходы к формированию инвестиционных кластеров в малых российских городах / Л. А. Воронина, Э. В. Яворский // Экономика: теория и практика. - 2011. - № 3. - С.27-35.
20. Гамидов Г.С., Колосов В.Г., Османов Н.О. Основы инноватики и инновационной деятельности - СПб: Политехника, 2000 - 323 с.
21. Гареев Т.Ф. Эволюция моделей инновационного процесса// ВестникТИСБИ. - 2013. - №6. - С. 17-25.
22. Гильмиярова А.Ф. Методы государственного воздействия на предпринимательскую активность малого и среднего бизнеса // Безопасность бизнеса. - 2011. - № 3. - С.2-5.
23. Гордеева О.В. Малое и среднее предпринимательство: особенности функционирования и налогового регулирования // Налоги. - 2012. - № 22. - С.7-14; № 23, С.10-18; № 24. С.8-13; № 25. С.7-12.
24. Горфинкель В. Я. Предпринимательство: [учеб. пособие для вузов]. /В. Я. Горфинкель. — М.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА», 2008. — 735с.
25. Грачев И. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит. - 2013. -№ 1.- С.15-21.
26. Губайдуллина Ф. С. Роль государства в создании инновационных кластеров / Ф. С. Губайдуллина // Регион: экономика и социология. - 2011. - №3.
27. Ефимов О.Н. Экономика предприятия [Электронный ресурс]:
учебное пособие/ Ефимов О.Н. - Электрон, текстовые данные. - Саратов: Вузовское образование, 2014. - 732 с. - Режим доступа:
http: //www.iprbookshop .ru/23085.
28. Зинченко В. И., Касинский С. В., Тюльков Г. И. и др. Региональная система мониторинга инноваций // Инновации. - 2014. - №1. - С. 32-37.
29. Загоруйко И.Ю., Фролович Э.М. Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса // Вестник Пермского университета. - 2012. - № 3. - С.107 - 113.
30. Игнатьева И. Налогообложение субсидий. Господдержка предприятий малого и среднего бизнеса // Финансовая газета. - 2013. - № 12. - С.10-11.
31. Итоги сплошного федерального статистического наблюдения за
деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 20102013г. В 3 -х т. Федер. служба гос. статистики. Том 2: Юридические лица. М.: ИИЦ «Статистика России», 2014. М.: Росстат, 2014.
http://www.gks.ru/free_doc/№ew_site/busi№ess/prom/small_busi№ess/itog- sp№.html.
32. Камаев В. Д. Экономическая теория: [учеб. пособие для вузов]. /В. Д. Камаев. — М.: ЗАО «ВЛАДОС», 2012. — 622 с.
33. Козлова С. Особенности регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства в России и за рубежом в условиях инновационной модели развития экономики // Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. - 2012. - № 9. - С. 18 - 23.
34. Комаров А., Богданова С., Личнов А. Проблемы теории и практики предпринимательства // Проблемы современной экономики. - 2015. - № 4. -
С.43-47.
35. Косолапов А.И. Налоговое стимулирование развития малого предпринимательства // Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации. - 2013. - № 1. - С. 13 - 20.
36. Краскова Н.И. Малое предпринимательство как предмет анализа экономической науки // Экономические науки. - 2011. - № 1. - С. 43-46.
37. Кривда С.В. Особенности малых предприятий как субъектов экономической деятельности. // Российское предпринимательство. — 2014. — № 12 Вып. 2 (174). — С. 32-36.
38. Малый и средний бизнес в России: проблемы и перспективы развития // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - № 8. - С. 7679.
39. Монастырный Е. А. Проблемы статистики инноваций и пути их решения на примере Томской области // Инновации. - 2014. - №9. - С. 54-58.
40. Предпринимательский климат в России: «ИНДЕКС ОПОРЫ 2012» http://opora.ru/legal/aN2alysis/research/
41. Сайфиева С.Н. Налогообложение малого предпринимательства: практический аспект // Финансы. - 2012. - № 10. - С. 47 - 51.
42. Строганов А.А. Госзаказ и контроль за его размещением. М.: Юриспруденция, 2010. - 208 с.
43. Шафиев Р.М. Проблемы инновационного развития «Независимая газета» 10.09.2013 [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа - http://www.N2g.ru/N2g_eN2ergiya/2013-09- 10/12_i№№ovatio№.html
44. Щанкин, С. А. Региональная политика развития инновационных кластеров как инструмент реализации инновационной стратегии России / С. А. Щанкин, Н. А. Катайкина // Региональная экономика: теория и практика. -
2012. - № 11.- С.12-21.
45. Экосистема: как создать? [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа - http://qd.ifmo.ru/№ode/876?mi№i =cale№dar/ 2008/10/all&. - Загл. с экрана.
46. Ядгаров Я. С. История экономических учений: [учеб. пособие для вузов]. / Ядгаров Я. С. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 480 с.
47. Яковлева А.Ю. Инновационная экосистема - как ключевой фактор успеха «выращивания» малой венчурной компании // Креативная экономика. — 2014. — № 2 (26). — c. 24-28. — http://www.creativeco-K2omy.ru/articles/2167/
48. http://opora.ru/ - Официальный сайт Общероссийской общественной организация «ОПОРА РОССИИ».
49. http://tatstat.gks.ru/ - Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан.
50. http://www.rspp.ru/ - Официальный сайт Российского союза промышленников и предпринимателей.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ