Введение
1. Избирательная кампания как объект социального анализа
1.1. Место избирательной кампании в избирательном процессе
1.2. Субъекты избирательного процесса, их функции цели и задачи
1.3. Социальные технологии избирательной кампании
2. Подходы к оценке эффективности избирательной кампании
2.2. Ресурсное обеспечение Избирательной кампании
2.3. Оценки результативности и социального эффекта Избирательной
Кампании
Заключение
Список Литературы
Приложение
Тема моей выпускной квалификационной работы - оценка социальной эффективности избирательной кампании. Данная тема особенна актуальна в нынешней период политической жизни Российского государства. Не доверительное и снисходительное отношение к выборам в нашей стране как к событию, которое « ни на что не влияет» свидетельствует о, всё возрастающей политической неграмотности и политической некомпетентности населения. Такая позиция порождает естественно недоверие и неудовлетворённость государственным аппаратом, недоверие к власти и, как следствие отречение себя от политической жизни в стране. Всё это происходит на фоне совершенствующихся год от году политических технологий, методов агитации, способов завлечь электорат и политическую агрессию кандидатов и партий. Именно о периодах наибольшей их активности и будет моя выпускная квалификационная работа. Демократические выборы как процедура избрания власти, основанная на демократических принципах, хоть и имеет формальные теоретические и юридические принципы на практике становится площадкой для политической борьбы элит, механизмом попадания во властные структуры и манипуляцией общественного мнения. Такая политическая борьба далеко не всегда ведётся в интересах рядовых граждан, основываясь на их предпочтениях и желаниях. Всё чаще, в силу развития политических технологий, избирательная кампания представляет собой манипуляцию общественного сознания, которая начинается политической агитацией, а заканчивается фактическими нарушениями законов Российской федерации. Научный вопрос как определить демократичность тех или иных выборов также остаётся открытым для дискуссий, существует целый ряд критериев, который помогает разобраться с этой проблемой. Однако не существует единого взгляда на эти критерии, авторы расходятся в понимании тех или иных принципов. Таким образом, невозможно выработать общую качественную или количественную оценку выборов того или иного уровня. Принимая всё вышеизложенное, невольно задаётся вопрос: какую же роль играют в выборном процессе рядовые избиратели? В чём недостатки действующей избирательной системы? Какой социальный эффект несёт в
себе избирательная кампания и как его можно оценить? Выборы любого уровня в нашей стране уже невозможны без подробной социальной оценки со стороны всевозможных исследовательских центров не только отечественного, но и зарубежного региона. Речь идёт не только о банальных опросах на выходах с избирательных участках, но и об участии специалистов в штабах кандидатов предвыборных кампаний, оценки выборов в целом, журналистских расследований на тему стоимости депутатского мандата на том или ином уровне. Российские выборные технологии постепенно сложились в систему как специфическая сфера деятельности, стало появляться большое количество работ на эту тему, несущих, однако скорее инструментальный характер, а не теоретическое и научное обоснование. Это выражается в специфике материала, проведение избирательной кампании во много зависит от конкретного места, времени, политической ситуации с одной стороны. С другой стороны каждый кандидат обладает определённым набором ресурсов, основными из которых является информация, люди, деньги и время, так что каждая кампания уникальна. Моя работа не преследует цель выработать правила и принципы проведения «универсальной для всех избирательной кампании», как и создать отдельную теорию по указанному явлению. Однако, данная выпускная работа призвана систематизировать знания по предложенной теме, разобраться с неоднозначностью трактовки терминов, рассмотреть и предложить подходы к оценке эффективности избирательной кампании.
Объект моего исследования - избирательная кампания, а предмет - подходы к оценке эффективности избирательной кампании. Основные задачи работы - формулирование основных понятий связанных с избирательной кампанией, выявление основных её стадий, представление субъектов этого процессов и их функций, составление списка критериев эффективности избирательной кампании. Рассмотрение основных социально-политических технологий, которые применяются кандидатами и их штабами для достижения поставленных целей их избирательных кампаний. Выявления понятия эффективности избирательной кампании и рассмотрение её результатов с различных сторон. Основная цель работы - представление различных подходов к оценке эффективности избирательной кампании. Начать, по моему мнению, разумно с определения понятия избирательного кампания и ряда терминов, без которых мы не сможем рассматривать её с точки зрения объекта социального анализа. Речь идёт о понятии избирательного процесса, избирательной системы, избирательного права, избирательной комиссии. На множество из вышеперечисленных определений не существует однозначного и единого определения в современной научной литературе, поэтому я представлю несколько точек зрения на вышеозначенную проблему, попробую прокомментировать их, согласиться с ними или же категорически отказаться от них. А после этого выработать собственное мнение на этот счёт, подкрепленное конкретным определением для последующих с ним операций и использования
В работе были выявлены и представлены различные подходы к пониманию понятия избирательного процесса и методов оценки её эффективности, выявлены основные критерии по которым возможно дать оценку социальной эффективности. Были систематизированы и обработаны основные понятия по теме, рассмотрены некоторые социальные технологии, которые применяются полит технологами. Были рассмотрено ресурсное обеспечение избирательной кампании и путём соотнесения его с возможными результатами выявлены оценки эффективности. Также были представлены субъекты избирательного права, их функциональная эффективность.
1. Иванченко А.В., Кынев А.В., Любарев А.Е. Пропорциональная избирательная система в России: история, современное состояние,
перспективы. - М.: Аспект пресс, 2005
2. Избирательное право и избирательный процесс в Российской
Федерации / Под ред. А.В. Иванченко. М., 1999.
3. Баглай М. В. Глава 21. Избирательная система и референдум
Российской Федерации // Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. — 5-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2006.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2000.
6. Любарев А.Е. (с участием Бузина А.Ю., Скосаренко Е.Е. и Кынева А.В.). Методы пропорционального распределения мандатов (сайт МОИ, 14.05.2009)
7. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
8. Новейший политологический словарь. Погорелый Д.Е. и др. Р на/д.: 2010.
9. Гельман В.Я. Избирательные кампании в России: испытание электоральной формулы // ПОЛИС. 1996.
10.Очерки по истории выборов и избирательного права. Учебное пособиеАвторский коллектив: Ю.А. Веденеев, И.В. Зайцев, В.Е. Кораблин, В.В. Луговой, В.В. Тылкин. Под редакцией Ю.А. Веденеева и Н.А. Богодаровой, "Символ”, 2002.
11. Близняк Р. З. «Электоральный процесс» vs «Избирательный процесс»: к
вопросу об оптимизации понятий // Вестник ПАГС. 2010. №2.
12. Князев С.Д. Избирательное право в правовой системе Российской
Федерации. Автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. СПб., 1999. С.
13. Кешикова Н.В. Порядок организации и проведения выборов в органы
государственной власти в России. Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2001
14. . Корчиго Е.В. Актуальные вопросы теории избирательного процесса в
России:
15. Общая и прикладная политология Под общ. ред. В.И. Жукова и Б.И.
Краснова. М.: МГСУ: Изд-во «Союз», 1997
16. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "О
политических партиях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.03.2016)
17. Краткий курс лекций по политологии (Зинчина А.Б., Климов А.В.,
Крюкова А.В.)
18. Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России: теория, практика и перспективы: Учебник. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.
19. Баглай М.В. Указ. соч. С. 350 и др.
20. Орлов А. Г. Глава 7. Избирательное право и избирательные системы // Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. — 2-е изд., перераб. — М.: Норма, 2005.
— С. 235. — 1056 с. — 6000 экз. — ISBN 5-89123-889-6.
21. Заботим В.П. Избирательные права граждан Российской Федерации и
роль органов внутренних дел в их реализации.., 2001. С. 9-10.
22. Самсонов А.В. Конституционные средства защиты избирательных
прав граждан. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2000
23. Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России: теория,
практика и перспективы: Учебник. - СПб.: Юридический центр Пресс
24. Арсеньева Т.И., Захаров М. В. Использование социальных технологий в управлении избирательной кампанией // Власть. 2011. №8 С.53-57.
25. Политические технологии. Малкин Е., Сучков Е. М.: Русская панорама, 2006. - 680 с.
26. Политические технологии. Малкин Е., Сучков Е. М.: Русская панорама, 2006. -.
27. Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.
28. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
29. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ
30. Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать
на выборах. — М.: Издательство «ИМА-пресс», 2000
31. Кола Д. Политическая социология/Пер. с фр. Предисл. А.Б. Гофмана. -
М.: Изд-во «Весь Мир», «ИНФРА - М.», 2001.
32. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и
практика. — М.: Изд-во «Финпресс», 2000
33. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические
технологии. — М.: Аспект Пресс,
34. Паниотто В.И. Использование социологических исследований для контроля результатов выборов//Мониторинг общественного мнения.
2004. № 3 (71) июль-сентябрь