Введение 2
Глава 1. Междисциплинарные связи в системе образовании 5
1.1. Междисциплинарные связи как усовершенствование проводимых
уроков 6
1.2. Развитие междисциплинарных связей в образовании 8
1.3. Проблема междисциплинарных связей педагогики современного
периода 11
1.4. Образы междисциплинарных связей 14
1.5. Степени объединения учебного процесса на основе междисциплинарных
связей 15
Глава 2. Междисциплинарная связь между предметами как математика, физика, информатика 19
2.1. Постановка модели физической задачи 19
2.2. Теория из физики для решения задачи численно 20
2.3. Угол отражения тела при ударении на поверхность 22
2.4. Потеря скорости при соударениях с поверхностью 24
Глава 3. Реализация движения упругого шарика 25
3.1.1. Основные элементы программирования, для школьного уровня 25
3.1.2. Условный оператор if. 27
3.1.3. Циклы в Maple 30
3.1.4. Массивы в Maple 32
3.1.5. Графическое представление функций в Maple 35
3.2.1. Реализация движения шарика в программном пакете
Maple 38
3.2.2 Реализация движения шарика на языке программирования C++ 47
3.3.1. Результаты реализации при разных случаях 53
3.3.2. Методические рекомендации по введению связанных уроков 57
Заключение 59
Литература
Педагогика - наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности. Можно рассматривать педагогику в полном объеме как науку, которую изучают столетиями. Как и в других науках, педагогика развивается, появляются новые возможности в образовательной сфере. Это дает нам возможность идти в “ногу со временем”. Начала эра робототехники провоцирует внедрение в систему образование нововведения, такие как работа с электронными учебниками (с 2016 года появление электронных учебников во всех школах), так же работа с 3D принтерами, в школах появляются уроки робототехники, моделированием основных физических явлений в среде, программирования которая объединяет основные школьные предметы в одно, называемая междисциплинарные связи в сфере образования. С одной стороны, междисциплинарные связи — это не новинка в сфере образования, комплекс программ для исследования проблем междисциплинарных связей были введены в 1923 году. Комплексной программы обучения считалась концентрация явлений и вещей вокруг одной общей идеи, что фактически создавало изучение материала по дисциплинам. Поэтому обучение по комплексным программам не давали
учащимся регулярных знаний. Изучение многих проблем требует
междисциплинарного подхода, данных других наук, что в совокупности снабжает наиболее полное значение изучаемого. Актуальной задачей, существенной перед образованием, делается практическое осуществление компетентностного расклада. С вступлением новых образовательных стандартов ФГОС ВПО, обеспечивающих связь фундаментальной и практической подготовки. Значимая роль междисциплинарной интеграции в обучении стала очевидна на фоне интеграционных процессов, происходящих в прогрессивной науке и технике. В последние годы в итоге
3
междисциплинарного научного синтеза, соединения познаний из всевозможных областей науки были замечены фундаментальные научные заслуги, которые готовы стать почвой цифровых технологий изготовления. Прогрессивная система образования требует развитие междисциплинарных естественнонаучных связей, в первую очередь, разработки инновационных методик преподавания в РФ науки о материалах, которая очень востребована в силу высочайшей инноваторской отдачи изучений в предоставленной области.
В мире информационных технологи, преподаватель кроме своего предмета должен владеть и другими, на примере учитель информатики должен владеть математикой и физикой. Это делается для того, учащиеся смогли представлять разные физические задачи аналитический и решить численно. Так как в большинстве школ большее внимание уделяется на информатику, и реализации физических задач. В данный момент в школах где учатся по профильному направлению информатика, математика, физика, учащимся дают возможность раскрыть свой потенциал. На уроках информатики школьники изучают программные пакеты для решения физических и математических задач, также для построения графиков, анимации. Основными программными пакетами являются Maple, GeoGebra, пакет Mathematica, MatLab, а также языки программирования, Turbo Pascal, C++, C#, Delphi.
Инновационные способы изучения, применяемые в системе среднего образования, приводит к пересмотру подготовки учителей информатики, математики и физики. [1] При подготовке учителей на основе
междисциплинарных связей большой интерес уделяется решению задач сконцентрированных на построение моделей, тем самым завязываются обратные связи, стимулирующие исследование, как самого предмета - объекта моделирования, так и математики, информатики и физики, играющих роль инструментов познавательного процесса.
Рассмотрим пример использование междисциплинарных связей в образовании, в частности на уроках информатики и физики. Движение упругого шара по заданной траектории, траекторией будет лестничная площадка. Для решения данной задачи аналитически нужно воспользоваться формулами из физики, и решить полученные уравнения. А для точного представления всей картины, запрограммируем данный процесс в языке программирования С++ и аналогично в математическом программном пакете Maple.
Цель исследования магистерской диссертации заключается в реализации междисциплинарных связей средствами вырабатывания познавательного увлечения к предметам как информатика, физика, математика, которые делают актуальной и полезной работу по обобщению и систематизации знаний учащихся по нескольким смежным предметам.
Объектом исследования является междисциплинарные связи информатика - физика в процессе изучения программирования учениками в школах, на языке программирования C++ и реализации написанного алгоритма в математическом программном пакете Maple.
Задачи необходимые реализовать:
• в процессе изучения учебно-методической литературы установить междисциплинарные связи между предметами естественных наук;
• показать возможности междисциплинарных связей на уроках информатики;
• построить математические модели задачи, и показать реализацию на языках программирования и визуализацию в математическом пакете Maple.
1. В результате работы сделано анализ литературы междисциплинарных связей. Делая вывод литературы междисциплинарных связей можно сказать проведение связанных уроков должна быть регулярной.
2. Разобран основной синтаксис использования maple, для школьного курса.
3. Составлена физическая модель движение шарика по заданной траектории и алгоритм программы для реализации на математическом пакете Maple и на языке С++. Учтены некоторые тонкости при реализации кода.
4. В математическом пакете Maple, построен график движения шарика, компоненты скорости относительно времени. Показан анимированное движение шарика.
1. СалеховаЛ.Л, Зарипов Ф.Ш. " Математическое и дидактическое моделирование как основа подготовки учителей двойного профиля (математика и информатика)". Изда-во КФУ, 2012. 47стр.. Электронный вариант http://libweb.ksu.ru/ebooks/publicat/05 A5m-000001.pdf
2. Боярчук В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения / Вологодский государственный педагогический институт. - Вологда, 1998.
3. Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе. - М.: Просвещение, 2000.
4. Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении. - М.: Просвещение, 1995.
5. Федорова В. Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи - М.: Просвещение, Педагогика, 1989.
6. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе. - М.: Просвещение 1996.
7. Игнатьев Ю.Г. Математическое моделирование фундаментальных
объектов и явлений в системе компьютерной математики Maple. Лекции для школы по математическому моделированию. - Казань: Казанский
университет, 2014, - 298с.
8. Игнатьев Ю.Г., Самигуллина АР. Алгебра и аналитическая геометрия для естественнонаучных факультетов (с применением систем компьютерной математики). - Учебное пособие для студентов естественнонаучных факультетов с инструкциями для преподавателей / Ю.Г. Игнатьев, А.Р. Самигуллина. - Казань: Из-во Казан. ун-та, 2016. -120 с.
9. Роберт Лафоре. Объектно-ориентированное программирование в C++. - Санкт Петербург: Питер 2013. -928 с.
10. Эдвардс, Пенни. Дифференциальные уравнения и краевые задачи. Моделирование и вычисление с помощью Mathematica, Maple. Вильямс 2016, 1104 с.