Введение 4
Глава 1. Интернет-комментарий на сайте глянцевого женского журнала как явление Интернет-пространства 10
1.1 Интернет-пространство как явление 10
1.1.1 Характеристика Интернет-пространства с точки зрения сфер
общения 10
1.1.2 Особенности общения в Интернет-пространстве 13
1.2 Женский глянцевый журнал как элемент Интернет-пространства 18
1.2.1. Характеристика содержания глянцевого журнала 19
1.2.2. Основные характеристики глянцевого Интернет-журнала для женщин 22
1.3. Комментарий в Интернет-пространстве 25
1.3.1. Интернет-комментарий как явление Интернет-пространства 25
1.3.2. Интернет-комментарий как речевой жанр 32
Выводы 35
Глава 2. Языковая личность женщины в реальном и виртуальном общении 37
2.1. Языковая личность и методы ее описания 37
2.2. Языковая личность женщины в неформальном общении -
коллективный портрет 40
2.2.1. Фатическое общение - основные характеристики 40
2.2.2. Описание языковой личности женщины в неформальном общении 41
2.3. Языковая личность женщины-автора Интернет-комментария к
статье, опубликованной на сайте женского глянцевого журнала 45
2.4. Результаты сравнения коллективной языковой личности женщины в
реальном и виртуальном общении 55
Выводы 57
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Список использованных статей 69
В лингвистике последних десятилетий все больший интерес среди исследователей вызывает процесс коммуникации, связанный с новыми информационными технологиями, в особенности проходящий в Интернет-пространстве. Интернет-коммуникация, благодаря максимальному воплощению в себе ведущих особенностей современных информационных технологий и, прежде всего, в силу своей глобальности, интерактивности и скорости развития, предоставляет богатый материал для исследований. Качественные отличия в коммуникации в Интернет-пространстве обусловлены не только появлением и развитием новых жанров и типов общения, характерных исключительно для этой среды, но и особенностями протекания коммуникации, исследованию которых также посвящено немало работ (Якунина М.Л., Чумакова В.А., Куликова А.В. и др.). Внимание ученых привлекает также и «человеческая составляющая» этого общения: нормы и правила общения, способы влияния, убеждения и выражения эмоций, создание образа автора и т.д. (Чистяков А.В., Антипов А.Г., Краснова И.В., Числова Н.М., Гох О.В. и др.).
Интернет, как одно из повсеместно распространенных средств массовой информации и неотъемлемая частью жизни современного горожанина, все больше влияет на формирование общественного сознания и массовой культуры. Само общество, в свою очередь, также формирует образ Интернета, приносит в его пространство стереотипы общественного сознания, представления о нормах и правилах общения и т.п. Язык, функционирующий в Интернет-пространстве, влияет на состояние современного национального языка. Поэтому изучение функционирования языка в Интернет коммуникации, описание этого феномена и теоретическое его осмысление является одной из наиболее важных и интересных задач, стоящих перед современными исследователями языка. Отечественная лингвистика активно занимается разработкой этой области знания о языке: появляются работы по теоретическому и практическому освоению Интернет-жанров (Горошко Е.И., Макаров М.Л., Шаповалова Н.Г.), широко изучаются особенности языка Интернет пространства (Виноградова Т.Ю., Белоножкин С.Г.), гендерная самопрезентация в Интернет-пространстве (Остапенко И.А.).
Описание языковой личности в Интернет-пространстве также вызывает интерес исследователей (см. например, работы Гайбарян О.Е., Мясищева Г.И., Лутовиновой О.В., Киселевой В.В., Сергаевой Ю.В., Лутовиновой О.В. и др.), что связано в первую очередь с антропоцентричностью, характеризующей лингвистические направления последних десятилетий. Сам термин «языковая личность» был введен В.В. Виноградовым в 30-х гг. ХХ века при изучении языка художественной литературы, при этом было выделено два типа языковой личность: личность автора и личность персонажа. Ю.Н. Караулов дал следующее определение термина «языковая личность»: это «человек, обладающий способностью создавать и воспринимать тексты, различающиеся а) степенью структурно-языковой сложности; б) глубиной и точностью отражения действительности; в)определенной целевой направленностью» (Караулов 1987, с.5). -Так как языковая личность рассматривается как «сложное явление с многоуровневой организацией, представляющее собой совокупность социальных, физических, психологических, эмоциональных, прагматических и других характеристик, выраженных в речи» (Власкова 2009, с. 23), необходимо рассматривать ее особенности на различных уровнях. На сегодняшний день в научной литературе есть множество примеров описания языковой личности (Гордеева С.В., Нефедова Л.В., Полякова Л.С., Романова Т.В. и др.).
В данном исследовании будет рассмотрена языковая личность в интернет-пространстве, в частности, языковая личность женщины - автора комментария на сайте женского глянцевого журнала (данный тип общения рассматривается нами как фатический), в сравнении с языковой личностью женщины в неформальном общении, не опосредованном техническими средствами.
Выбор языкового материала исследования также был не случаен. Тема языка Интернета, как уже было указано выше, невероятно популярна среди современных исследователей языка. Существует множество работ, посвященных различным особенностям языка общения, в которых рассматриваются такие способы общения в Интернет пространстве, как форум, блог, живой журнал и т.д. При этом такой довольно распространенный жанр общения, как комментирование статей, опубликованных на сайтах, практически не привлекает внимание исследователей. Стоит отметить, что языку комментариев на страницах газет и журналов посвящено довольно много исследований, а виртуальный вариант этого языка пока еще не привлек пристального внимания лингвистов.
Обращение к двум активно развивающимся областям лингвистики: к изучению языковой личности и изучению языка Интернета, обуславливает актуальность данного исследования.
Материалом нашего исследования послужат Интернет-комментарии к статьям (темы: мода, звезды, отношения), опубликованным на сайте для женщин (www.cosmo.ru) в 2014 году.
Для анализа нами были выбран сайт, адресованный исключительно женщинам, что позволило описать языковую личность женщины в общении в однополой группе. Обращение к сайтам, адресованным представителям только одного пола позволяет нам с бОльшей долей уверенности заявлять, что рассматриваемые нами тексты рассчитаны только на представительниц этого пола, а авторство комментариев принадлежит только женщинам.
Гипотеза: особенности Интернет-пространства влияют на языковую личность, в том числе и на коллективную языковую личность, проявляясь не только в изменении характерных черт языковой личности, но и в появлении новых.
Цель работы: описать языковой портрет носителя русского языка женского пола как участника неформальной Интернет-коммуникации, используя в качестве материала тексты Интернет-комментариев к статьям, опубликованным на женском сайте, в сравнении с языковым портретом женщины в реальном неформальном общении, описанным в научной литературе.
Основные задачи:
- изучить литературу, посвященную особенностям языка Интернета, и подробно рассмотреть особенности изучаемого материала, которые могут повлиять на речевое поведение посетителей сайтов, изучить литературу, посвященную особенностям языка Интернета;
- изучить существующие в научной литературе примеры описания языковой личности женщины и описать выделяемые в литературе характерные особенности языковой личности женщины при непосредственном общении в однополой группе;
- собрать и проанализировать материал, описать языковую личность коллективного автора комментария к статье на сайте глянцевого журнала;
- сравнить полученные в ходе анализа материала результаты с описанием языковой личности женщины в неформальном общении, существующим в научной литературе.
Объект исследования - языковая личность женщины - носителя русского языка, автора текстов Интернет-комментария к статьям, опубликованным на сайте глянцевого журнала для женщин.
Предмет исследования - вербальные и невербальные языковые средства, характерные для Интернет-комментариев на женском сайте.
Теоретическую базу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов в области исследований языковой личности и исследования характеристик общения в Интернет-пространстве (Караулов Ю. Н., Власкова М.В., Нефедова Л.А., Полякова Л.С., Романова Т.В., Ковригина А.В., Титов Е.В., Лукина М.М., Фомичева И.Д. и др.).
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения языка Интернет-общения; полученные в результате проведения исследования основные теоретические положения и выводы могут послужить основой спецкурса по РКИ, посвященного особенностям Интернет-общения на русском языке, а также будут способствовать более глубокому и детальному исследованию особенностей Интернет-пространства.
Новизна исследования обуславливается обращением к исследованию еще не описанного в отечественной лингвистике жанра Интернеткомментария, а также к нерешенной проблеме описания языковой личности коллективного автора женского пола в фатическом Интернет-общении.
Теоретическая значимость работы заключается в расширении научных представлений о новой области общения, какой является Интернет, а также в обогащении научных знаний о таком явлении, как коллективная языковая личность.
В нашей работе мы обратились к процессу коммуникации, опосредованному новыми информационными технологиями, привлекающими все больше внимания современных исследователей. Интернет-коммуникация не только собирает в себе многие существующие вне Интернет-среды жанры и типы общения, но и вырабатывает новые, влияние которых на язык современного носителя языка переоценить невозможно. Интернет стал неотъемлемой частью жизни современного городского, и не только, жителя. Привычные жанры обретают новую жизнь, появляясь в Интернет-пространстве.
Одно из таких явлений - Интернет-версия глянцевого женского журнала - привлекла наше внимание в том числе и благодаря сочетанию характеристик, свойственных глянцевому журналу, и новых особенностей, появившихся под влиянием Интернет-среды. В частности, материалом нашего исследования послужили Интернет-комментарии к статьям (темы: мода, звезды, отношения), опубликованным на сайте для женщин (www.cosmo.ru) в 2014 году.
Для анализа нами был выбран сайт, адресованный исключительно женщинам, так как задачей нашего исследования было описание языковой личности в Интернет-пространстве, в частности языковая личность женщины - посетительницы сайта женского глянцевого журнала.
Под языковой личностью, вслед за Ю.Н. Карауловым, мы понимаем человека, обладающего «способностью создавать и воспринимать тексты, различающиеся а) степенью структурно-языковой сложности; б) глубиной и точностью отражения действительности; в) определенной целевой направленностью» (Караулов 1987, с.5).
В ходе работы были выполнены все поставленные задачи:
- были описаны особенности Интернет-общения и особенности глянцевого женского журнала, которые влияют на речевое поведение посетительниц сайта; была изучена и проанализирована научная литература, посвященная этим вопросам;
- были изучены представленные в научной литературе примеры описания языковой личности женщины в неформальном общении; полученные результаты были использованы при создании описания языковой личности женщины в непосредственном общении в однополой группе;
- была описана языковая личность коллективного автора комментария к статье, опубликованной на сайте глянцевого женского журнала;
- проведено сравнение полученных результатов и сделаны выводы.
Мы можем говорить о том, что гипотеза нашего исследования подтвердилась: особенности Интернет-пространства влияют на языковую личность, в том числе и на коллективную языковую личность, проявляясь не только в изменении характерных черт языковой личности, но появлении новых.
1. Herring, S.C. A Faceted Classification Scheme for Computer-Mediated Discourse // Language@Internet.2 0 0 7 . Vol. 4 . Р. 1 - 3 7 . http://www . languageatinternet.de/ (Дата обращения: 14.06.2016)
1. Адзинова А.А. Явление прецедентности в заглавиях креолизованных текстов : (на материале языка глянцевых журн.) : автореф. дис. ... канд. филол. наук Адыгейс. гос. ун-т. - Майкоп, 2007. - 21 с http://discollection.ru/article/23072010_adzinova_anzhela_anatol_evna_81521 (Дата обращения: 13.06.2016)
2. Антипов А.Г., Краснова И.В. Нормы виртуального общения в дискурсе русскоязычных чатов// Вестник Томского университета. 2012. № 357. С. 7-10
3. Байкулова А.Н. Дружеское общение (речь подруг и проявление в ней основных параметров дружбы)// Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2014. Т. 13. № 2. С. 84-89
4. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. // Эстетика словесного творчества”. М.: Иск-во, 1979. С.237-280
http://philologos.narod.ru/bakhtin/bakh_genre.htm (Дата обращения 13.06.2016)
5. Белоножкин С.Г. Колледж-сленг в интернет-коммуникации американского студента (на материале сайта Collegestories.com) http://www.twirpx.com/file/225914/ (Дата обращения 13.06.2016)
6. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям
текстов. АДД. Л.: 1984.
7. Борисова И.Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика. Екатеринбург: Едиториал УРСС, КомКнига, 2001 - 320 с.
8. Буслаев Ф.В. О преподавании отечественного языка. Ч. 1-2.- М.: Унив. тип., 1844. http://books.e-heritage.ru/book/10075847 (Дата обращения 13.06. 2016)
9. Вежбицка А. Речевые жанры / Пер. В. В. Дементьева // Жанры речи: Сборник науч. ст. — Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. — Вып. 1, C. 99- 111
10. Виноградов В.В. Личность// Виноградов В.В. История слов/РАН. Отделение лит-ры и языка: Научный совет «Рус. язык: история и совр. состояние». Ин-т рус. яз. РАН. отв. ред. Н.Ю. Шведова, М.: 1994. С. 271-309
11. Виноградова Т. Ю. Специфика общения в интернете //Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. - Казань, 2004 - C. 63-67
12. Власкова М.В. Языковая личность, её структура: некоторые мнения и оценки// Вестник Вятского государственного университета № 4. Том 2. 2009, с. 21-23
13. Войченко В.М. Отражение гендерных стереотипов в языке и культуре// Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. ВГУ: 2009 - С. 64-70
14. Гайбарян О.Е., Мясищев Г.И. Коммуникативные особенности языковой личности Интернет-среды и процесс мифологизации языковой личности в Интернет-коммуникации. Scientific Review Proceedings of the international scientific conference. 2015. С. 288-296.
15. Галичкина Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском
и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций): дис. канд. филол. наук / Е.Н. Галичкина. - Астрахань, 2001. - 213 с.
16. Гордеева С.В. Потомки русских эмигрантов китайского приграничья: типология языковых личностей //Международный научно-исследовательский журнал. 2014 № 1-2 (20). С. 105-108.
17. Горошко Е.И. Теоретический анализ Интернет-жанров: к описанию проблемной области // Жанр и язык, Выпуск 6, Наука:. Саратов, 2009. '- С. 11-27.
18. Гох О.В. Выражение эмоций посредством пиктографических знаков в Интернет-языке// Вестник Орловского государственного университета.
Серия: Новые гуманитарные исследования. 2012. № 5 (25). С. 280-282
19. Гусева М.А. Специфика языковой личности женщины (на материале современного английского языка)//Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2009. № 11. С. 157-161
20. Дементьев В.В. Теория речевых жанров. М.: Знак, 2010 - 493 с.
21. Дементьев В.В. Фатическое общение// ЭФФЕКТИВНОЕ РЕЧЕОЕ ОБЩЕНИЕ (Базовые компетенции) Словарь-справочник. Электронное издание. Сибирский федеральный университет: Под редакцией А.П. Сковородникова. Красноярск, 2014. С. 714-716
22. Доздоморова С.И. Типологические особенности журналов для мужчин /
С.И. Доздоморова // Русский журнал. - 2000. -№1. - С. 58c Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
23. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты М.: Институт социологии РАН, 1999 - 189 с.
24. Кирилина А.В. Проблема гендерного подхода в изучении межкультурной коммуникации. Гендер как интрига познания: Альманах Пилотный выпуск. М., 2002
25. Киселева В.В. интернет и языковая личность, теория социальных пространств// Успехи современного естествознания. 2007. № 4. С. 26-28
26. Коатс Дж. Женщины, мужчины и язык. // Гендер и язык. - М.: Языки славянской культуры, 2005 - С. 33-234
27. Ковригина А.В., Титов Е.В. Формирование культурных норм в глянцевых журналах// Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2012. Т.2. № 8. С. 305-306
28. Косова К.И. Коммуникативная культура и роль фатической функции в межличностном общении// Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2015. № 2. С. 87-94
29. Куликова А.В. Особенности Интернет-коммуникаций// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2012. № 4(28). С. 19-24
30. Лалетина А.О. Языковое конструирование гендера в журналах об образе жизни: (на материале английского языка) : Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Н. Новгород, 2007. - 23 с.
31. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005 http://evartist.narod.ru/text19/034.htm (дата обращения 13.06.2016)
32. Лутовинова О.В. Языковая личность в коммуникативном пространстве интернета// Вопросы филологии. 2011. № S-1. С. 207-208
33. Макаров М. Л. Жанры в электронной коммуникации quo vadis? // Жанры речи. - Вып. 4. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2005
34. Менькова Н.В. Гендерный аспект функционирования диминутивов// Вестник Центра международного образования Московского государственного
университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2012. № 2.
С. 26-31
35. Нефедова Л.А., Полякова Л.С. К созданию словаря языковой личности: формирование языковой личности политика средствами гендерных стратегий// Проблемы истории, филологии, культуры. 2009, № 24. С. 428-432 36.Остапенко И. А. Гендерная идентичность и самопрезентация в Интернеткоммуникации (Социально-философский анализ) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Ростов н/Д, 2004 196 c.
37. Пленкина Е. Издания для женщин как часть элитарного журнального сегмента на российском рынке СМИ// Ростовская электрон. газета № 23 (77) — 2001 http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main? level1=main&level2=articles&textid=392 (Дата обращения 13.06.2016)
38. Рогачева, Н. Б. Новые приоритеты в русском Интернет-общении: на материале жанра блога // Жанры речи: Сборник науч. ст. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. - Вып. 5. С. 389 -403
39. Рогинская О.О Глянцевое «я»: женские журналы и кризис автобиографизма / О.О Рогинская // Критическая масса. - 2004. - № 1 -С. 93-97.
40. Романова Т.В. Языковая личность Д.С. Лихачева как элитарная языковая личность русского интеллигента (на материале книги Д.С. Лихачева «Воспоминания»)// Мова, 2006, №11. С. 12-18
41. Сергаева Ю.В. Творческая языковая личность в условиях современной
Интернет-коммуникации// Языковая личность в контексте времени. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2010. С. 48
50.
42. Синельникова Л.Н. О научной легитимности по- нятия «дискурсивная личность» // Ученые записки ТНУ им. В. И. Вернадского. Сер. Филология. Социальные ком- муникации. — Т. 24 (63). — 2011. — №2. — Ч. 1. 9. Плотникова С.Н. Языковое, дискурсивное и коммуникативное пространство // Вестник ИГЛУ! — 2008. — №1.
43. Таннен, Д. Ты меня не понимаешь! Почему женщины и мужчины не понимают друг друга : пер. с англ. / Д. Таннен. - М. : Вече : Персей : АСТ, 1996. - 429 с.
44. Тортунова И.А. О работе в современных популярных журналах: с точки зрения практика// Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. К 250-летию Московского университета. М: изд. МГУ, 2003. http://evartist.narod.rU/text12/21.htm#_ftn1 (Дата обращения: 13.06.2016) 45.Чернова, Ж. В. Глянцевые журналы: издания для настоящих мужчин и современных женщин // Система средств массовой информации в России. М., 2003. - С. 26-36. http://www.smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-28-13-47- 51/43-2010-08-30-12-19-02/1116-—lr---- (Дата обращения: 13.06.2016) 46.Числова Н.М. Средства выражения эмоции «Радость» в современной Интернет-коммуникации// ТЕОРИЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ЛИНГВИСТИКИ. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции молодых исследователей. МГГУ им. М.А. Шолохова. 2014. С. 107-113
47.Чистяков А.В. Самопрезентация личности в культурном пространстве интернета// Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2006. №S4. С. 25-31
48.Чумакова В.А. Психологические особенности Интернет-коммуникации в социальных сетях// Молодой ученый. 2013. № 3. С. 451-453
49. Шаповалова Н. Г. ОРФО-арт: карнавальное общение в виртуальной реальности // Жанры речи. Саратов, 2007. Вып. 5. Жанр и культура
50. Шарифуллин Б.Я. Инвективные жанры мужской и женской коммуникации// Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. 2016. Т. 7. С. 50-62
51. Шатова, А. О., Гендерные особенности мужских и женских журналов, Ярославоль, 2008. https://mensby.com/women/re1ations/1137-ma1e-feminine- ma.ga.zine (Дата обращения: 14.06.2013)
52. Шмелева Т.В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка // Russistik. Русистика. Научный журнал актуальных проблем преподавания русского языка. Berlin, 1990. - № 2. - С. 20-32.
53. Якунина М.Л. Особенность Интернет-коммуникаций: никнейм как лингвокультурный феномен// Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2013. № 3. С. 73-76
Список использованных статей
1.Звезды поддержали инициативу Лены Данэм по защите права на аборт http://www.cosmo.ru/stars/news/31-10-2014/zvezdy-podderzhali-iniciativu-lenu- danem-po-zashchite-prava-na-abort/ (Дата обращения: 14.06.2016)
2.10 модных платьев без рукавов
http://www.cosmo.ru/fashion/shopping/10-modnyh-platev-bez-rukavov/ (Дата обращения: 14.06.2016)
3.20 реальных советов от профессионального шоппера http://www.cosmo.ru/fashion/shopping/20-realnyh-sovetov-ot-professionalnogo- shoppera/ (Дата обращения: 14.06.2016)
4.Звездный стиль: Джоан Смоллс
http://www.cosmo.ru/fashion/star_style/zvezdnyy-stil-dzhoan-smolls/ (Дата обращения: 14.06.2016)
5. Сара Джессика Паркер впервые попробовала текилу http://www.cosmo.ru/stars/news/28-04-2014/sara-dzhessika-parker-vpervye- poprobovala-tekilu/ (Дата обращения: 14.06.2016)
6. Как одеться на свидание: 6 модных образов
http://www.cosmo.ru/fashion/how_to/kak-odetsya-na-svidanie-6-modnyh-obrazov/ (Дата обращения: 14.06.2016)
7. Смена поколений: каких мужчин мы любим? http://www.cosmo.ru/sex-love/he_and_you/ischezayushchiy-vid/ (Дата обращения: 14.06.2016)
8. Андрей Пежич сделал операцию по смене пола
http://www.cosmo.ru/fashion/news/31-07-2014/andrey-pezhich-sdelal-operaciyu- po-smene-pola/ (Дата обращения: 14.06.2016)
9. Мужчины против моды: ассиметрия, блеск и этника http://www.cosmo.ru/fashion/star_style/muzhchiny-protiv-mody-asimmetriya- blesk-i-etnika/ (Дата обращения: 14.06.2016)
10. Мисс Cosmo.ru: последний конкурс!
http://www.cosmo.ru/editors/contests/miss-cosmoru-posledniy-konkurs/ (дата обращения: 14.06.2016)