Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковая личность Воланда в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Работа №123664

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы104
Год сдачи2022
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
45
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ И В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 11
1.1. Понятие о языковой личности в современной лингвистике 11
1.2. Структура языковой личности 17
1.3. Типология языковой личности 21
1.4. Языковая личность и речевой портрет: соотношение понятий 27
1.5. Языковая личность в художественном тексте 32
1.5.1. Художественный текст как дискурс 32
1.5.2. Образ персонажа в художественном тексте и лингвистический аспект его исследования 34
1.5.3. Языковая личность как способ характеризации образа персонажа в художественном тексте 40
1.5.4. Модель анализа языковой личности персонажа в художественном тексте 42
Выводы 45
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ВОЛАНДА В РОМАНЕ М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» 48
2.1. Вербально-семантический аспект языковой личности Воланда 49
2.1.1. Фонетический уровень 49
2.1.2. Морфологический уровень 53
2.1.3. Лексическо-стилистический уровень 60
2.1.4. Синтаксический уровень 65
2.1.5. Характеристика образа Воланда с опорой на системные уровни языка (обобщение)
2.2. Когнитивный аспект языковой личности Воланда 70
2.2.1. Языковые и речевые доминанты, отражающие мировосприятие Воланда и социокультурную ситуацию эпохи 70
2.3. Прагматический аспект: основные интенции речи Воланда как отражение авторского замысла 77
Выводы 83
Заключение 90
Список литературы 93
Список словарей 95
Приложение 97



Актуальность исследования обусловлена тем, что оно ориентировано на значимый для современной лингвистики антропоцентрический подход, в центре внимания которого стоит языковая личность, охватывающая все уровни языкового сознания и речевого поведения человека – вербально-грамматический, когнитивный, прагматический (Караулов 1989). Языковая личность, «воплощенная в речи», связывается с понятием «речевой портрет» (Матвеева 1993: 87), рассматривается как его функциональный аспект (Китайгородская М.В., Розанова Н.Н.). К анализу речевого портрета известных личностей и социальных групп с различных позиций активно обращаются исследователи (Г.И. Богин, Е.А. Земская, Ю.Н. Караулов, М.В. Китайгородская, Л.П. Крысин, М.П. Одинцова, Н.Н. Розанова, и мн. др.), поэтому в данной сфере, затрагивающей политический и разговорный дискурсы, методологический аппарат достаточно разработан. Доля исследований, посвященных анализу языковой личности персонажей художественного текста, обладающего специфическими дискурсивными характеристиками, в частности, вымышленностью художественного образа, спецификой идиостиля автора, значительно меньше, и методология таких исследований еще не достаточно осмыслена.
Персонаж художественного текста является моделью языковой личности, анализ которой дает возможность определить ее психологические, мировоззренческие, национально-культурные, социальные, историко-культурные и др. типы характеристик (Виноградов 1930; Караулов 2010: 8). В связи с тем, что «речевой портрет – это воплощенная в речи языковая личность» (С. В. Леорда), при обращении к речевому поведению персонажа в художественном тексте термин «языковая личность» является более предпочтительным, так как вмещает в себя понимание языковой личности как «комплексного способа описания языковой способности индивида, соединяющего системное представление языка с функциональным анализом текста» (Иванцова 2010: 24). В связи с развитием теории языковой личности в современной лингвистике подчеркивается актуальность обращения к «индивидуальным речевым структурам» (Виноградов 1980), изучения речи персонажа «как компонента авторского образа мира и как конкретной языковой личности в художественной системе произведения» (Стойкова 2000: 12).
В лингводидактике РКИ, где ставится задача формирования вторичной языковой личности, адекватно воспринимающей и продуцирующей различного типа тексты на русском языке с учетом ситуации общения, стратегий и тактик речевого поведения, системы мировосприятия, обращение к анализу языковой личности персонажа художественного текста особенно актуально. Речь персонажа является, по мнению В.В. Виноградова, с одной стороны, стилизацией (и типизацией) живой разговорной речи, что связано с эффектом достоверности художественного произведения, с другой стороны - очень важным фактором в исследовании образа персонажа и языка художественного текста, организующего его смыслы и отражающего систему мировосприятия автора через его персонажей (Виноградов 1963).
Наш интерес к языковой личности Воланда в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», послужившим материалом исследования, вызван неординарностью данного персонажа, совмещающего в себе две сущности и две системы мироздания – человеческую и космологическую, и в связи с этим его позицией в тексте, на которую ориентирована центральная ось повествования, основные мотивы текста и концептуальная позиция автора. Лингвистические исследования, касающиеся языковой личности Воланда, почти не проводились. Те, что были проведены, затрагивали не столько особенности Воланда как языковой личности с учетом трех ее универсальных аспектов – вербально-грамматического, когнитивного или прагматического (Ю. Н. Караулов), сколько либо один из них – преимущественно собственно языковой, вербально-грамматический (Земцова 2019), либо особенности речевого портрета Воланда в аспекте проблемы соотношения образа персонажа и образа автора (Стойкова 2000).
Таким образом, все вышесказанное обусловливает актуальность и новизну настоящего исследования.
Объектом исследования является речь Воланда в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», предметом – языковая личность Воланда.
Целью данной работы является выявление особенностей языковой личности Воланда в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в соотношении с авторской интенцией.
Целью исследования определяются следующие задачи:
1) описать теоретическую базу исследования, связанную с понятиями языковая личность и основными параметрами ее анализа, в соотношении с понятием речевой портрет, речевое поведение, художественный текст и дискурс в аспекте лингвистического анализа, художественный образ; составить рабочий алгоритм анализа;
2) отобрать речевые фрагменты текста, включающие речь анализируемого персонажа;
3) проанализировать отобранный материал с опорой на алгоритм, опирающийся на структуру языковой личности: а) вербально-грамматический, б) когнитивный и в) прагматический уровни (Ю. Н. Караулов):
а) на вербально-грамматическом уровне провести анализ собственно языковых особенностей речи Воланда и формируемых ими первичных его характеристик с опорой на системные уровни языка – фонетический, лексический, морфологический, синтаксический;
б) на когнитивном уровне провести анализ лингвокогнитивных средств (концептов, прецедентных феноменов, контекстуальных символов), отражающих ценностные представления, особенности мировосприятия Воланда в аспекте авторской картины мира и социокультурной ситуации времени;
в) на прагматическом уровне провести анализ основных интенций речи Воланда и языковых способов их реализации в аспекте выражения авторского замысла.
Для реализации поставленных задач в диссертации использовались следующие методы:
1) метод наблюдения;
2) метод сплошной и частичной выборки, направленная выборка;
3) метод контекстуального анализа;
4) метод грамматического анализа;
5) метод функционально-семантического анализа;
6) описательный метод;
7) метод дискурсивного анализа;
8) метод лингвокультурологического анализа;
9) метод интенционального анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшей разработки теоретических проблем исследования языковой личности персонажа в художественном тексте, в формировании универсального алгоритма ее анализа.
Практическая значимость исследования. Результаты работы могут быть использованы на практических занятиях по русскому языку как иностранному, при составлении учебников и учебных пособий по лингвистическому анализу художественного текста, а также при подготовке спецкурсов по М. А. Булгакову и при составлении словаря языка Булгакова.
Гипотеза исследования базируется на том, что избранный алгоритм анализа с опорой на универсальную структуру языковой личности позволяет систематизировать материал и установить в динамике особенности читательского восприятия языковой личности Воланда в условиях авторского дискурса: от общего представления о персонаже к пониманию его мировосприятия и функций в тексте в соотношении с историко-культурным контекстом, образом мира автора и его замыслом.
Положения, выносимые на защиту:
1) вербально-грамматический уровень языковой личности отражает первое читательское представление о личности Воланда в аспекте системы языка;
2) когнитивный уровень позволяет установить глобальные концепты текста, более глубокое представление о личности Воланда с точки зрения особенностей его мировосприятия и знаний в контексте мировосприятия автора и социокультурной ситуации, выявить глобальные концепты текста;
3) прагматический уровень языковой личности Воланда позволяет установить связь его речевого поведения с основными текстовыми интенциями.
В качестве основных источников теоретической базы исследования привлекались следующие источники: Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автор. Дис. …доктора филол. наук, 1984; Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы, 1980; Вознесенская И.М. Речевой облик персонажа в контексте рефлексии 90-Х (на материале романа «Дождь в Париже» Р. Сенчина) // МИРС, 2020. №4; Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин, 1981; Гончарова Е.А. Пути лингвистического выражения категорий автора – персонажа в художественном тексте, 1984; Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987; Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Русский речевой портрет. Фонохрестоматия, 1995; Крысин Л.П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета // Русское слово, свое и чужое. Исследования по современному русскому языку и социолингвистике, 2004; Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира; Рогова К.А. Введение // Анализ художественного текста. Русская литература XX века. 20-е годы, 2018; Рогова К.А. Введение // Текст: теоретические основания и принципы анализа: учебно-научное пособие / под ред. проф. К.А. Роговой, 2011; Седов К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: психо- и социолингвистический аспекты, 1999; Степанов Ю.С. (а). Изменчивый “образ языка” в начале XX в. Язык и наука конца XX в. Под ред. Ю.С.Степанова,1995; Стойкова Т.А. Речь персонажа в художественной системе произведения: Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Автореф. … к.филол. наук, 2000 и др.
Структура работы определяется последовательностью решения поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав (первой теоретической и второй аналитической), заключения, списка литературы и словарей, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Языковая личность в современной когнитивной лингвистике, развившейся в рамках антропоцентрической парадигмы в языкознании, показывает соотношения языка и мышления, языка и речи, языка и текста/дискурса, языка и поведения, языка индивида и коллектива. Языковой личностью можно считать «совокупность (и результат реализации) способностей к созданию и восприятию речевых произведений (текстов)», т.е. языковую способность человека (Караулов 2010: 245). В представлении структуры языковой личности наиболее универсальна трехуровневая модель языковой личности Ю.Н. Караулова: функционально-семантический, когнитивный, прагматический уровни. Проведенный в работе анализ специфики языковой личности Воланда с опорой на данную модель показал ее продуктивность применительно и к персонажам художественного текста.
Применение данного алгоритма дает возможность систематизировать материал исследования и установить в динамическом аспекте особенности читательского восприятия языковой личности Воланда в условиях авторского дискурса: от общего представления о персонаже к пониманию его внутреннего мира и функций в тексте на фоне историко-культурной ситуации, образа мира автора и его замысла.
Вербально-грамматический аспект охватывает анализ собственно языковых особенностей речи Воланда и формируемых ими первичных его характеристик с опорой на уровни языковой системы (фонетический, морфологический, лексическо-стилистический, синтаксический), что позволило составить первое впечатление о Воланде как личности противоречивой, наделённой всеобъемлющими знаниями, загадочностью, могуществом и властью над людьми.
Когнитивный аспект дал возможность раскрыть систему знаний и представлений Воланда и был проведен на основе анализа сложившихся в тексте глобальных концептов (света и тьмы/тени), символов (масло (12), плащ, рукописи (14), кровь (240), деньги (114), вино (192), глобус (238), рыцарь (264) и др.) и употребляемых в речи Воланда прецедентных феноменов библейского истока (Бог, Евангелие, Иерусалим, Голгофа, а также дьявол и пр.).
Анализ лингвокультурных единиц позволил, во-первых, обнаружить лейтмотивные текстовые концепты света и тьмы в их авторском восприятии, репрезентируемые как оппозиции добра и зла, жизни и смерти, покоя и суеты, трусости и смелости, мастерства/таланта и посредственности, высокой духовности и бездушия, нравственности и безнравственности, отсутствия свободы и вседозволенности; во-вторых, раскрыть выстроенный на этих концептуальных противоречиях внутренний мир Воланда как неоднозначной надмирной сущности, призванной восстановить справедливость в московском обществе 30-х годов ХХ века, где тьма доминирует над светом на фоне сложившейся в тот период социокультурной ситуации.
Прагматический аспект, затрагивающий анализ основных интенций речи Воланда и способов их языкового воплощения в контексте авторского замысла, позволил установить, что речевые интенции Воланда также противоречивы, как он сам. К ним относятся интенции восхищения, восторга, согласия, вежливости, которые вступают в оппозицию с интенциями сожаления, приказа, осуждения, иронии. Речевые интенции Воланда включаются в круг речевых репрезентантов глобальных текстовых концептов света и тьмы/тени. В контексте авторской целеустановки в речевых интенциях Воланда проявляется важный для автора мотив поощрения добра, покоя, таланта, высокой духовности, развиваемого на фоне мотива справедливого и жесткого наказания за преступления, безнравственность, произвол и беззакония.
Воланд, таким образом, обладающий демонической сущностью, но не ассоциируемый при этом с абсолютным демоном в силу своей противоречивости, берет на себя функцию вершителя судеб, что, вероятно, было для автора, пострадавшего от произвола чиновников, властей и предательства коллег, единственно возможным способом их наказания за несправедливость и вседозволенность. В языковой личности Воланда проявляется совмещение воли Бога, демона и автора, а также двух начал - демонического и человеческого, поэтому он обладает способностью как поощрять добро, так и карать зло, что, по всей вероятности, в сознании самого автора подчеркивает связь миссии Воланда с высшей божественной волей и собственными желаниями автора, находя отражение в языке. Автор призывает, ради обретения покоя, следовать добру и справедливости, склоняться к милосердию (с.262), к смелости выражения своих взглядов (с.354). Такие рукописи не горят (с.266), дух вечен, - иди по этой дороге, там ждет рассвет (с.356). Иначе судьбы мира будет вершить Воланд.



1. Артюшков И.В. Внутренняя речь и ее изображение в художественной литературе (на материале романов Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого) / И. В. Артюшков. – М. : МПГУ, 2003. – 347 с.
2. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой; Ин-т языкознания АН СССР. – М.: Сов. энцикл., 1990. – 682 с.
3. Асратян З.Д. Дискурс и текст художественного произведения // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. 2015. №4.
4. Бахтин 1979 — Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.
5. Богин Г.И. Современная лингводидактика. – Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1980. – 61 с.
6. Богин Г.И. Модель языковой личноти в ее отношении к разновиднотям тектов: автор. Дис. …доктора филол. наук. – Л., 1984. – 28 с.
7. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. -М. : Изд-во АСТ 2018. - 512с.
8. Вайсгербер Й.Л. Родной язык и формирование духа. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 232 с.
9. Валгина Н.С. Теория текста. – М.: Логос, 2003. - 173 с.
URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook029/01/
10. Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы. – М.: Наука, 1980. – 360 с.
11. Вознесенская И.М. Речевой облик персонажа в контексте рефлексии 90-Х (на материале романа «Дождь в Париже» Р. Сенчина) // МИРС. 2020. №4. — С. 79-85.
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/rechevoy-oblik-personazha-v-kontekste-refleksii-90-h-na-materiale-romana-dozhd-v-parizhe-r-senchina
12. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковаяличность, концепт:становление антропоцентрическои парадигмы в языкознании [Текст] / С.Г. Воркачев // Филологическиенауки, 2001.№1. –С. 64–73.
13. Галкина В. Речевая характеристика свиты Воланда в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник МГУП. 2016. №2. – С. 157-160.
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/rechevaya-harakteristika-svity-volanda-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita
14. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. – М.: 1981. – 140 с.
15. Гончарова Е.А. Пути лингвистического выражения категорий автора – персонажа в художественном тексте. – Томск, 1984. – 151 с.
16. Давлетова Т.А. Персонаж художественного произведения как языковая личность // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. №2.– С. 11-14.
17. Земцова Д.С. Речевой портрет Воланда (на материале романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита") // Семантика. Функционирование. Текст. Межвузовский сборник научных трудов. Киров, 2019. – С. 81-88.
18. Карасик, В.И. Оценочная мотивировка, статус лица и словарная личность [Текст] / В.И. Карасик // Филология. Краснодар, 1994. – С. 2 – 7.
19. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – В.: Перемена, 2002. – 477 с.
20. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М., 1987
21. Карауров Ю.Н. Русская языковая личность и аспекты ее изучения. Вступительная статья // Язык и личность. Сб. статей. - М.,1989. – С.3-8.
URL: https://mir.zavantag.com/filosofiya/883958/index.html?page=2
22. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 7-е. — М.: Издательство ЛКИ, 2010. — 264 с.
23. Канукоева А.Л. Особенности репрезентации языковой личности в мультипликационном пространстве (на материале мультсериалов «Винкс» и «Бен 10: Инопланетная сверхсила). Дис. … к.ф.н. – Нальчик, 2016. — 168 с.
URL: http://diser.kbsu.ru/D.212.076.05/Kanukoeva_disser.pdf
24. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Русский речевой портрет. Фонохрестоматия. – М., 1995. – 128 с.
25. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций/ – М. ИТДГК «Гнозис»,2002.
26. Крысин Л.П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета // Рус. яз. в науч. освещении. М., 2001. Вып.1. С. 90–106.
27. Кубрякова Е.С. О когнитивной лингвистике и семантике термина "когнитивный" // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - Воронеж, 2001. - С. 4-10.
28. Кусаинова А.М. Языковая личность Герольда Бельгера // Вестник ЧелГУ. 2009. №30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovaya-lichnost-gerolda-belgera
29. Лейко И.М., Маслова В.А.. ПАРАМЕТРЫ ОПИСАНИЯ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ // Язык и социальная динамика. – 2012. – 12 (1) – С. 414 – 420.
30. Кыштымова Т.В. Понятие "языковая личность" в современной лингвистике // Вестник ЮУрГГПУ. 2014. №6.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-yazykovaya-lichnost-v-sovremennoy-lingvistike
31. Мухортов Д.С. Об общем и частном в понятиях «языковая личность», «речевой портрет», «идиостиль» и «идиодискурс» // Политическая коммуникация: перспективы развития научного направления: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 26–28 августа 2014 г. / гл. ред. А. П. Чудинов.– 17 с.
32. Николина, Н.А. Новые тенденции в современном русском словотворчестве [Текст] / Н.А. Николина // Русский язык сегодня. М., 2003. Вып.2. – С. 376 – 387.
33. Радбиль, Т. Б. Основы изучения языкового менталитета: учеб. пособие / Т. Б. Радбиль. – Москва: Флинта; Наука, 2010. – 328 с.
34. Рогова К.А. Введение // Текст: теоретические основания и принципы анализа: учебно-научное пособие / под ред. проф. К.А. Роговой. – СПб.: Златоуст, 2011. – 560 с.
35. Рогова К.А. Введение // Анализ художественного текста. Русская литература XX века. 20-е годы. – СПб, 2018. – 286 с.
36. Рублик Т.Г. Языковая личность и её структура // Вестник Башкирского университета. – 2007. – №1. – С. 99–101.
37. Седов К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: психо- и социолингвистический аспекты. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. – 180 с.
38. Сиротинина О.Б. Русский язык : система, узус и создаваемые ими риски / О. Б. Сиротинина. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2013. – 116 с.
39. Степанов Ю.С. (а). Изменчивый “образ языка” в начале XX в. Язык и наука конца XX в. Под ред. Ю.С.Степанова - Москва, 1995.
40. Стойкова Т.А. Речь персонажа в художественной системе произведения: Роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" // Автореферат дис….к.ф.н. – СПб: СПбГУ, 2000. – 20 с.
41. Сухих С.А. Прагмалингвистическое измерение коммуникативного процесса: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. Краснодар, 1998. 29 с.
42. Тихонова Д.В. Понятие «языковая личность»: история возникновения, значение, типология // Приоритетные направления развития науки и образования : материалы X Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 16 окт. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 112-116.

Список словарей
1. Ушаков Д.С. Большой толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс:https://dic.academic.ru/contents.nsf/ushakov/. Последнее обращение: 23.11.2021].
2. Словарь устаревших слов. [Электронный ресурс: https://wordsonline.ru/dicts/obsolete.html. Последнее обращение: 23.11.2021].
3. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. – 840 с

Электронные ресурсы
Поздняева Т. Воланд и Маргарита.
[Электронный ресурс:https://modernlib.net/books/pozdnyaeva_tatyana/voland_i_margarita/read_1/]/. Дата последнего посещения: 23.04.2022 в 16:52].

Источники
1. М. Булгаков. Мастер и Маргарита. Изд. «Эксмо». 2018.
2. М. Булгаков. Мастер и Маргарита. [Электронный ресурс: https://masterimargo.ru/book.htm. Последнее посещение: 10.05.2022 в 17:20].


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ