Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Семья как социальный институт и социальная группа (Российский Экономический Университет)

Работа №58242

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

социология

Объем работы37
Год сдачи2018
Стоимость300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
303
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложение (анкета).
Введение 3
1 Понятие и основные функции семьи 5
1.1 Определение семьи и её структуры 5
1.2 Основные функции семьи 8
1.3 Жизненный цикл семьи 12
2 Семья, как важнейший социальный институт 16
2.1 Понятие и функции социального института 16
2.2 Семья, как малая социальная группа и социальный институт 18
2.3 Значение семьи, как малой социальной группы 21
3 Исследование отношения молодежи к институту семьи 24
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложение 1 36


Актуальность выбранной темы заключается в том, что современное российское общество на протяжении последних лет испытывает постоянные кризисы во всех сферах социальной, экономической и психологической жизни, которые влекут за собой трансформацию всех его подсистем, в том числе и института семьи.
Семья как социальный институт представляет особый интерес, поскольку с одной стороны она обеспечивает стабильность общества и эволюционирует вместе с ним, а с другой стороны выступает как пространство, в котором происходит личностное становление человека.
Семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс трудовую бригаду или спортивную команду, - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
Будучи одним из основополагающих социальных институтов, семья в своем развитии неизбежно отражает существенные тенденции развития всего общества. Семья, таким образом, не просто испытывает на себе мощное влияние всех действующих факторов социальной динамики, но во многом и сама эти факторы определяет и воспроизводит. Без серьезного анализа процессов, происходящих в сфере семейной жизни невозможно полноценное понимание целостной общественной жизни.
Целью данной работы является анализ семьи, как социального института и социальной группы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 дать определение семьи и её структуры;
 проанализировать основные функции семьи;
 изучить жизненный цикл семьи;
 охарактеризовать понятие и функции социального института
 дать анализ семье, как малой социальной группы и социального института;
 рассмотреть значение семьи, как малой социальной группы;
 провести исследование отношения молодежи к институту семьи.
Объектом работы выступает семья. Предметом – семья, как социальный институт и социальная группа.
Теоретической базой написания работы послужили труды таких авторов, как Г.М. Андреева, М.С. Бедный, О.В. Бессчетнова, Т.А. Гурко, Л.А. Колпакова, Н.И. Олифирович и др.
В работе использовались методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме, методы изучения, обобщения и анализа.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, сделаем основные выводы.
В социальной структуре общества важное место принадлежит семье. Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
Семья – особый социальный институт, регулирующий межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Специфика этого социального института состоит в том, что семья обладает устойчивой структурированной организацией, включающей двух или более человек, связанных между собой кровным родством, брачными узами или усыновлением.
Семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей.
Семья как социальный институт имеет две особенности. Это саморегулирующаяся система: микрокультура общения вырабатывается самими членами семьи; это неизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновением противоречий, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, что обеспечивается внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи.
Важнейшая функция семьи – социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами.
Как малая социальная группа семья чаще всего рассматривается в тех случаях, когда изучаются отношения между индивидами, составляющими семью, или внутренние связи семьи. Благодаря этому можно установить динамику супружеских отношений, характер отношений между родителями и детьми, а также мотивы и причины разводов.
Проблема подготовки молодежи к будущей семейной жизни является очень актуальной на современном этапе, поэтому в рамках работы мы провели исследование отношения молодежи к институту семьи среди студентов АлтГУ.
Результаты исследования показали следующее:
Большинство респондентов оценили взаимоотношения в семье как «Хорошие» и «Очень хорошие». Половина опрошенных респондентов (47%) отметили, что в их семьях иногда случаются ссоры и конфликты.
На вопрос: «Какой тип взаимодействия в семье наиболее приемлем для Вас?» 59% респондентов выразили симпатию к равноправным отношениям, где всегда можно найти компромисс. 63% молодежи отметили, что хотели бы создать собственную семью. При этом среди мужчин так ответили 57%, а среди женщин – 67%. Подавляющее большинство молодежи (86%) отдает свое предпочтение официальному браку.
На вопрос «Вступили бы Вы в брак по расчету?» больше половины опрошенной молодежи (55%) ответили отрицательно. Большинство опрошенных, а именно 52% респондентов, считают идеальным два ребенка в семье.



1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 490 с.
2. Бедный М.С. Семья–здоровье–общество / М.С. Бедный — М.: Просвещение, 2016. – 349с.
3. Бердяев Н. Смысл творчества / Н. Бердяев // Семья: книга для чтения. Кн. 2 / Сост. И. С. Андреева, А. В. Гулыга. М.:АСТ Астрель, 2015. – 562 с.
4. Бессчетнова, О.В. Роль семьи и культуры в иерархии жизненных ценностей современной студенческой молодежи: социологический аспект / О.В. Бессчетнова // Вестник ТГПУ. – 2017. – № 3 (77). – С. 40–43.
5. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни: Учеб.пос./ И.В. Гребенников – М.: Просвещение, 2015. – 275с.
6. Гурко, Т.А. Трансформация института семьи: постановка проблемы / Т.А. Гурко // Социологические исследования. – 2015. - № 10. – С.17-21.
7. Игебаева Ф.А. Роль семьи в системе воспитания подрастающего поколения / Ф.А. Игебаева // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. – М.: Издательский дом «Юр-ВАК», 2016. – № 1 – С.47 – 49.
8. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Терра, 2015. – 569 с.
9. Колпакова, Л.А. Насилие в семье: Виктимологический аспект, дифференциация ответственности и вопросы законодательной техники: автореф. дисс…. канд. юрид. Наук / Л.А. Колпакова. - Ярославль, 2017. – 156 с.
10. Комисаренко А. Семья. Матрица [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lito1.ru/text/60132 – (дата обращения 16.04.18).
11. Кузнецова, Е.Ю. Психологические особенности супружеского копинга на разных стадиях жизненного цикла семьи / Е.Ю. Кузнецова, М.В. Нухова // Человек в условиях социальных изменений. – 2016. – С.116-119.
12. Лавриенко, В.Н Социология семьи / В.Н. Лавриенко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашева – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2016. – 349с.
13. Михеева А.Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты / А.Р. Михеева. – Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2016. – 74 с.
14. Ожегов, С.И. Словарь русского языка // Под ред. Н.Ю. Шведовой.-20-е изд., Стереотип. М.: Рус. яз., 2015. – 750 с.
15. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина.- Спб.:Крат, 2015. – 314с.
16. Семья как социальный институт [Электронный ресурс] // ГлавСправ. – Режим доступа: http://edu.glavsprav.ru/info/semya-kak-socialnyj-institut – (дата обращения 16.04.18).
17. Прокопова, М.В Основы социологии: Учеб.пос./ М.В. Прокопова – М.: Издательство РДЛ, 2016. – 324с.
18. Социология / Под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова. – М.: Фолио, 2015. – 178 с.
19. Фролов С.С. Социология / С.С. Фролов. – М.: Наука, 2015. – 256 с.
20. Шнейдер Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – М.:Инфра-М, 2010. – 720 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ