Введение 3
Глава I. Методические аспекты изучения организации научно-исследовательской деятельности школьников на уроках истории 12
1.1. Основные направления изучения исследовательской деятельности
школьников 12
1.2. Состояние проблемы организации научно-исследовательской
деятельности школьников по истории 21
Глава II. Научно-исследовательская деятельность при формировании универсальных учебных действий 37
2.1. Методика организации научно-исследовательской деятельности в
процессе обучения истории 37
2.2. Организация научно-исследовательской деятельности школьников в
урочное и внеурочное время 47
Заключение 67
Список используемой литературы 71
Приложение
Актуальность исследования заключается в изучении современных подходов развития учеников, умеющих самостоятельно творчески мыслить, быстро адаптироваться в окружающей действительности. При этом приоритетной задачей современного образования в целом, в том числе и исторического, становится не передача готовых знаний, а формирования навыков приспосабления к изменяющейся реальности, получение новые знаний. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их исследовательскую деятельность. Сделать это можно на основе системно-деятельностного подхода, который является методологической основой ФГОС второго поколения. Вводимые образовательные стандарты заставляют учителя, и общество в целом, пересмотреть основные вопросы обучения и воспитания. Важным направлением является реализация развивающего принципа обучения, во главе которого определена ориентация к одаренным и талантливым детям вне зависимости от физического развития. Государство ставит приоритетной задачей предоставить абсолютно всем детям равные возможности для исследовательской деятельности.
Организация и научно-исследовательской деятельности школьников является одной из современных инновационных педагогических технологий, направленных на развитие творческого потенциала и способностей личности, формирование у школьников учений и навыков исследовательской работы, воспитание самостоятельности и социальной активности. Основным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Нужно подчеркнуть, что учебно-исследовательская деятельность имеет существенные отличия от научно-исследовательской. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.
Немаловажным аспектом является внедрение краеведческой тематики в научно-исследовательскую деятельность школьников. Через посещение музейных комплексов, сбор материала по истории населенного пункта, промышленных центров происходит осознания принадлежности к сообществу людей, осознается причастность к историческим реалиям своего края.
На основании актуальности определения темы исследования возникает острая необходимость найти эффективные технологии, формы, методы и приемы преподавания предмета истории, при которых и возникает потребность к самостоятельным научным исследованиям у школьников. Осваивая новые качества, они учатся применять полученные в школе знания в реальной практической деятельности, имеющей социально-общественную значимость.
Степень разработанности проблемы. При написании работы были использованы труды таких ученых, как А.В. Леонтович, А.И. Савенков и др., изучающих проблемы развития исследовательской деятельности у школьников.
В работе А.И. Савенкова рассмотрены основные понятия, связанные с организацией исследовательской работы школьников. Автор рассматривает сущность структуры исследовательских работ
Изучая исследовательскую деятельность школьников в своей работе А.В. Леонтович определяет основные направления творческого подхода при раскрытии темы .
Характеризуя методы исследования, А.М. Смолкин представляет характеристику данному направлению в учебной деятельности школьников .
В учебно-методическом пособии для учителей под редакцией А.П. Тряпицыной представлено распределение видов исследований по группам .
Характеристику исследовательскому методу в рамках школьного курса представлено в работе Л.А. Тысько, где дается оценка важности
3
использования анализа первоисточников .
Н.А. Семенова в своей работе отождествляет научно-исследовательскую и учебно-исследовательскую деятельность, объясняя тем, что для школьника любая исследовательская деятельность является научным изысканием, поиском нового, требующего доказательство .
Процесс реформирования школы отразился на формировании научно-исследовательской деятельности. Характеристика новым подходам и изучение проблемы внедрения исследовательской деятельности предложены Ф.К. Савиной .
Личностную оценку деятельности учителя в формировании исследовательских навыков приводит Н. Скороходова и Х. Хекхаузен в работах по развитию мотивационной сферы у учеников .
Проблеме исследовательской активности, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, Т.И. Шамовой, Г.М. Щукиной, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской.
О роли познавательного интереса подростка, его самостоятельному поиску и стремление к исследовательской деятельности представлено в работах Г.И. Щукиной
Общие педагогические аспекты развития школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе представлены в фундаментальных трудах следующих ученых: И.Ф. Богоявленская, В.Б. Бондаревский, И.Ю. Кулагина, Р.С. Немов, И.П. Подласый и тд.
Изучая возрастные особенности формирования исследовательских навыков можно отметить труды И.Ю. Кулагиной, А.С. Обухова, которые отмечают старший школьный возраст как особый этап в развитии исследовательских навыков .
Методы стимулирования к исследовательской деятельности предлагается использовать педагогами И.П. Подласым, Р.С. Немовым, В.А. Сластениным, И.Ф. Богоявленской .
Особенности изучения развития познавательной деятельности на уроках истории представлены в работах Е.Е. Вяземского, Н.Ю. Кифик, Н.Ю. Никулиной, И.З. Озерского и тд.
Процесс активизации исследовательской деятельности на уроках истории представлен в исследовании Н.Ю. Никулиной .
Формирование личного отношения к уроку истории, процесс организации работы на уроке с источниками, а так же формирование самостоятельного критического мышления при исследовании темы представлено в пособии «Как сегодня преподавать историю в школе». Данное направление также предлагает И.Г. Бирюкова .
Е.Е. Вяземский также предлагает новые подходы в формировании исследовательской деятельности у школьников на уроках истории .
Проанализирована нормативно-правоваяая литература: Закон об
образовании РФ от 2012 года, содержащий статьи относящиеся к исследовательской деятельности школьников , ФГОС второго поколения, описывающий основную методологическую базу учебно-исследовательской
4
деятельности школьников старших классов , нормативная документация Министерства образования РФ - приказы о поддержке и развитии таланта детей и подростков .
В исследовании использованы словари и справочные материалы, раскрывающие терминологический и понятийный аппарат темы выпускной квалификационной работы .
Анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились теоретические предпосылки для проектирования работы школы по организации научно-исследовательской деятельности учащихся. Однако, существуют проблемы по реализации данного направления. На практике теоретические исследования по организации научно-исследовательской деятельности имеют свои недостатки. В погоне за результативностью к подготовке к ЕГЭ упускается возможность формирования личности. Школьникам предоставляются готовые знания по определенным предметам, не учитывая те предметы, в том числе историю, которые вкладывают базовый уровень культуры, патриотизма. Психологические особенности и личностное развитие старшеклассников выявляют уровень слабой подготовленности к научно-исследовательской деятельности. Актуальность и недостаточная изученность данного аспекта позволили сформулировать проблему исследования.
Гипотеза исследования: Повышение мотивации эффективности
учебной деятельности на уроках истории в средней школе возможно путем включения учащихся в научно-исследовательскую деятельность.
Проблема исследования. Современные старшеклассники не готовы к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Формирование навыков самостоятельной работы в данном направлении необходимо организовывать как в процессе учебной работы, так и внеклассной деятельности.
Определенная проблема и актуальность исследования процесса активизации научно-исследовательской деятельности старшеклассников позволили сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Организация научно-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения истории в средней школе».
Объект исследования: изучение методик научно-исследовательской деятельности старшеклассников на уроках истории в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования: научно-исследовательская деятельность в
старших классах в средней общеобразовательной школы на уроках истории.
Цель исследования: изучить процесс организации
научно-исследовательской деятельности школьников в на уроках истории в средней школе.
Задачи исследования:
1. Изучить основные направления исследовательской деятельности школьников.
2. Охарактеризовать проблему современного состояния научно-исследовательской деятельности старшеклассников на уроках истории.
3. Проанализировать методики научно-исследовательской деятельности в процессе обучения истории на примере средней образовательной школы.
4. Проследить формирование научно-исследовательской деятельности у старшеклассников в урочное и внеурочное время.
Методы исследования: теоретические (изучение и сравнительно-сопоставительный анализ учебно-методической, психолого-педагогической литературы, нормативных документов об образовании, учебников и школьных программ по истории и обществознанию); эмпирические (наблюдение, анкетирование учащихся, анализ продуктов их творческой деятельности); опытное преподавание, ежедневная рефлексия и опрос обучающихся.
Методологическая база исследования: На констатирующем и
контрольном этапах был использован опросник, разработанный психологом Б.К. Пашневым с целью исследования уровня познавательной деятельности у учащихся средней школы во время учебного процесса. На формирующем этапе реализована «Программа по формированию научно-исследовательской деятельности у учеников старших классов на уроках истории в средней общеобразовательной школе». Цель реализации: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности. В процессе реализации формирующего этапа с учениками, принимающими участие в реализации Программы по формированию научно-исследовательской деятельности было проведено тестирование. Цель - определение влияния исследовательских навыков на усвоение учебного материала по истории. С учениками было проведено тестирование по знанию учебного материала по истории. Также проведено анкетирование классных руководителей, с целью выяснения информации о готовности старшеклассников к самостоятельной научно-исследовательской деятельности.
Этапы исследования:
Первый этап (май-сентябрь 2016 г.) - исследование методических аспектов изучения организации научно-исследовательской деятельности школьников на уроках истории в средней образовательной школе. Анализ направлений изучения научно-исследовательской деятельности школьников и современное состояние исследовательской деятельности старшеклассников на уроках истории.
Второй этап (сентябрь 2016 г. - февраль 2017 г.) - изучение состояния научно-исследовательской деятельности старшеклассников на уроках истории, заключающегося в проведении констатирующего этапа. Подготовка к опытно-экспериментальной работы, заключающейся в проведении формирующего этапа, включающегося реализацию урока по развитию научно-исследовательской деятельности старшеклассников на уроках истории, позволяющего активизировать учебную деятельность старшеклассников.
Третий этап (февраль-март 2017 г.) -уточнение научно-теоретических и методических основ работы, а так же с целью проверки гипотезы, проведение контрольного этапа эксперимента, оформление текста работы.
База исследования: в исследовании приняло участие 34 школьника, обучающихся в 11 классе, посещающих уроки истории дважды в неделю в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №2» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан (далее МАОУ СОШ №2).
Научная новизна исследования состоит в конкретизации образовательного потенциала научно-исследовательской деятельности старшеклассников на уроках истории. Также при проведении исследовательской деятельности краеведческой направленности у школьников формируются такие чувства как патриотизм, причастность к истории своего края. Исследование темы направлено на вооружение учителей истории теоретических основ современной методики, выработку умений и навыков, необходимых для обеспечения высокой эффективности обучения истории.
Теоретическая значимость результатов исследования: определены специфика реализации и содержание компонентов научно-исследовательской деятельности старшеклассников на уроках истории, что является вкладом в обоснование научных основ индивидуально-личностного развития учащихся; обоснованы содержание и формы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках истории; раскрыты принципы организации научно-исследовательской деятельности учащихся на уроках истории.
Практическая значимость. Целью реализации мероприятия является создание условий на уроках истории в средней школе, результатом которых приобретение школьниками способностей в научно-исследовательской деятельности школьников. Полученные в ходе исследования результаты и выводы могут являться теоретической базой для разработки организационных, содержательных и методических аспектов конструирования учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений по организации научно-исследовательской деятельности учащихся на уроках истории.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, а так же включает приложения.
В ходе изучения особенности формирования исследовательской деятельности, раскрыты особенности развития научно-исследовательской деятельности школьников старших классов на уроках истории. Подводя итог проделанной работе можно отметить следующее - активизируя исследовательскую деятельность учащихся, в сочетании с современными возможностями и всем известной значимости урока истории для школьников можно найти массу методов, приёмов и средств такой активизации.
Определено, что исследовательская деятельность как учебноисследовательская, так и научно-исследовательская имеет огромное значение в развитии творческих и интеллектуальных способностей обучающихся. Она дает возможность ребятам испытать, испробовать себя, способствует самопознанию, самосовершенствованию, самовоспитанию. При обучении истории на уроках необходимо создавать атмосферу, помогающую школьнику как можно более раскрыть свои способности. Сочетание нескольких технологий, применяемых учителем на уроке, позволяет сделать каждый урок привлекательным и неповторимым. Использование элементов развивающего обучения существенно повышает уровень знаний по истории, исследовательскую активность учащихся.
С целью освоения самостоятельной исследовательской деятельности в старших классах общеобразовательной школы обозначена основная цель исследовательской деятельности учеников, как усвоение результатов научного познания, так и самого пути процесса получения этих результатов. Работая над активизацией исследовательской деятельности учащихся, учителю следует больше внимания уделять проблеме развития
самостоятельности. Выступая в качестве внешнего стимула к учению, интерес является самым сильным средством активизации исследовательской деятельности. Искусство учителя состоит в том, чтобы исследовательский интерес стал для учащихся лично значимым и устойчивым. Важным
педагогическим условием активизации познавательной деятельности является приобщение учащихся к самостоятельной работе. Обучая учиться самостоятельно, преподаватель должен стремиться к тому, чтобы самообразовательная работа учеников характеризовалась
целенаправленностью и системностью.
Исследование по изучению формирования исследовательских навыков у школьников в средней общеобразовательной школе осуществлялось на базе 11-х классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»МО «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан. За основу определения уровня исследовательской активности была использована методика Б.К. Пашнева.
Результаты констатирующего этапа заключались в определении готовности к самостоятельной активной деятельности. При выполнении заданий опросника результаты теста были помещены в специальный протокол. В последствии, на контрольном этапе аналогичное действие по определению уровня самостоятельности к исследовательской деятельности было также зафиксировано в протоколе. Это позволило нам воотчую проследить динамику исследовательской акктивности в экспериментальном и котрольном классах. Полученные результаты имеют явную динамику у школьников, занимающихся на уроке истории с применением разработки работы «Программа по формированию научно-исследовательской деятельности у учеников старших классов на уроках истории в средней общеобразовательной школе». В конце эксперимента был высокий уровень в группе ЭГ у 10 учеников (62%), что на 43% выше начального уровня. В свою очередь результаты динамики исследовательской деятельности у учеников группы КГ значительно ниже.
Дети группы ЭГ освоили основы методологии исследовательской деятельности. В процессе подготовки к исследовательской деятельности они научились самостоятельно определять структуру и правильно оформлять исследовательскоую работу. На первоначальном этапе ученикам была необходима помощь как учителя-предметника, который через проблемное обучение предложил тематику исследовательской работы, так классного руководителя, курирующего посещение музеев, библиотек и стоящего на первом этапе ведения переговоров с субъектами исследования. В дальнейшей работе ученики самостоятельно оформляли теоретические и экспериментальные результаты учебно-исследовательской работы. Динамику к самостоятельной деятельности отмечено классным руководителем ЭГ группы. При проведении анкетирования классных руководителей получена оценка готовности к самостоятельности в исследовательской деятельности классными коллективами. Особой самостоятельной миссией, как показателя сформированности исследовательских навыков, являлось рецензирование чужой учебно-исследовательской работы.
Обобщая результаты проведенного исследования, можно констатировать, что систематическое, поэтапное и активное включение учащихся в исследовательскую деятельность через построение и реализацию индивидуальных образовательных траекторий, разработка и реализация комплекса учебно-методических материалов, постоянное повышение уровня руководства исследовательской деятельностью учащихся способствуют повышению их познавательной активности, реализации их творческого потенциала, формированию у них положительного отношения к учебе в целом, и, как следствие, обеспечивают большую эффективность исследовательской деятельности учащихся школы. Исходя из
промежуточного контроля знаний по истории экономических преобразований СССР в 1950-1990 гг можно сделать выводы, говорящие о том, что научно-исследовательская деятельность учеников ЭГ группы активизирует не толко исследовательскую активность, а так же вызывает интерес к учебной деятельности. Ученики экспериментального класса имеют высокие результаты и по учебной деятельности, значительно опережая по качеству знаний учеников контрольного класса. На основании высоких баллов можно предположить, что активация самостоятельной исследовательской деятельности вырабатывает у детей способности к самостояльному обучению, повышая познавательный уровень.
В процессе констатации фактов по изучению процесса формирования исследовательских навыков подтверждена заявленная гипотеза об успешной организации процесса при продуктивной организовации самостоятельной научно-исследовательской деятельности у старшеклассников, и как результат - внедрение исследовательской деятельности на уроке при подготовке итогового доклада.
Создание механизмов трансляции, распространения, тиражирования исследовательской технологии в образовательной системе требует конкретного методического наполнения. В рамках данного исследования тематика и проблема вопроса раскрыты. В дальнейшем организация исследовательской деятельности учащихся возможна только при соответствующем методическом обеспечении на всех ступенях общеобразовательной средней школы, что также требует специального научного поиска. Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет выпускнику расширить знания и представления об окружающем мире, увидеть бесконечность его познания, реализовать личный творческий потенциал.
1. Ананьев Б.Г. Познавательная потребность и интересы // Ученые записки.-ВыпЛ6. - № 265. - С. 41-46.
2. Бирюкова И.Г. Личность и эпоха: элементы социальной психологии на уроках отечественной истории // Преподавание истории в школе. -2009. - № 5. - С. 55-62.
3. Богоявленская И.Ф. Личностно-ориентированный подход к развитию познавательной сферы старшеклассников. - М., 2010. - 200 с.
4. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М., 2015.- С.13-25.
5. Борзенко В.И., Обухов А.С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности. - М.: Народное образование, 2011. - С. 80-88.
6. Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. - М.: Просвещение, 2013.- 125с.
7. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории.- М.: Владос, 2003. -384 с.
8. Вяземский Е.Е. Школьное историческое образование в современной России: вопросы модернизации. - М.: Школьная пресса, 2015. - 95 с.
9. Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций. - Калининград, 2016.
10. Закон об образовании в РФ №273-ФЗ от 29.12.2012 //http://base.garant.ru.
11. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. - Ижевск, 2001.
12. Исследовательская деятельность учащихся. Научно-методический сборник в двух томах. T.I. Теория и методика: Сборник статей / Под ред. А.С. Обухова. - М.: Исследователь, 2007. - 701 с.
13. Карпене Т.И. Учебно-исследовательская деятельность как универсальная основа развития познавательных способностей учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2007. - №1.
14. Кифик Н.Ю. Методика преподавания истории: учебное пособие.- Костанай: КГПИ,2006. - 136 с .
15. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 2014. - С.84.
16. Кузьмин С.В. Организация инновационной деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения: Методические рекомендации. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2011.
17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека.- М.:ТЦ «Сфера», 2014. - 464 с.
18. Ланина И.Я. Развитие интереса школьника к предмету. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
19. Лебедев О.Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся. - М.: Просвещение, 2013. - С.171.
20. Леонтович А.В. К проблеме исследований в науке и в образовании / Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.: Народное образование, 2011. - С.33-37
21. Леонтович А.В. О реализации концепции профильного обучения в старшей школе на основе интеграции учреждений общего и дополнительного образования // Исследовательская работа школьников. - 2014. - №1. - С.33-38.
22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, 2014.
23. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение,2013- С. 96.
24. Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у школьников. - Волгоград: Изд-во ВГПИ им. А.С.Серафимовича, 2013. -195 с.
25. Молокова А.В. Современные технологии на современном уроке // Материалы Международной конференции «ИТО 2010 - Москва» / http: // msk.ito.edu.ru.
26. НемовР.С. Психология. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
27. Никулина Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: учебное пособие. - Калининград: Калининград. ун-т. , 2000. -95 с.
28. Образование: взгляд в будущее: Сборник лучших работ участников IV Всероссийского конкурса педагогов. - Обнинск: НОЦ «Росинтал», 2010. - 194 с.
29. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование. - 2009. - № 10. - С. - 34-41.
30. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.: Прометей - МПГУ, 2006. - 224 с.
31. Озерский И.З. Начинающему учителю истории: Из опыта работы. - М., Просвещение, 2009. - 112 с.
32. Пашнев Б.П. Психодиагностика: Практикум школьного психолога. - М.: Феникс, 2010.- 320 с.
33. Педагогический словарь / Под ред. Каирова И.А. - В 2-х т. - М.: Издательство Академии педагогических наук, 1970. - т.1. - 775 с.
34. Поддьяков А.Н. Дети как исследователь // Magister. - 2009. - №1. - С. 8595.
35. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2014. - 368 с.
36. Приказ от 2013 года № 17.82 о создании «Программы государственного финансирования и соискательства привлечения финансовой помощи для одаренных детей и детей, испытывающих ограниченные возможности». Реализация от 23 мая 2013 года // httpV/минобрнауки.рф
37. Приказ от 2014 года №163 по департаменту образования в регионах «Проведение регулярных соискательных работ на выявление и развитие таланта в детях и подростках». Реализация 2014-2015 год // Шр://минобрнауки.рф
38. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2011. - 272 с.
39. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. - М.: Просвещение, 2016. - 434 с.
40. Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы. - Волгоград, 2012. - 67 с.
41. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. -256 с.
42. Семенова Н.А.Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа. - №2. - 2007.- С.45.
43. Скороходова Н.Ю. Мотивация к учению: как управлять её развитием // Народное образование. - 2016.- №4. - С.193-203
44. Сластенин В.А. Педагогика. - М.: Академия, 2012. -576 с.
45. Словарь педагогических терминов / Под редакцией В.Н. Березикова. - М.: Учебный проект, 2016. - 367 с.
46. Смолкин А.М. Активные методы обучения. - М.: Просвещение, 2006.150с.
47. Справочное пособие по организации поисково-исследовательской деятельности учащихся образовательных учреждений / Сост.: Н.В. Карпова, С.В. Кускова, Л.Е. Толкачёва. - Псков, 2001.
48. Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - №4. - С. 14-22.
49. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2015. - 96 с.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Приказ №1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 // http://base.garant.ru/55170507.
51. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.
52. ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика, 2006. - 408 с.
53. Хрестоматия по общей психологии /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. - М.: Изд-во МГУ, 2006. - 752 с.
54. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения.- М.: Народное образование, 2006. - 352 с.
55. ШамоваТ.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 2007. - 72 с.
56. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей - Воронеж, 2014. - С. 120.
57. ЩукинаГ.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 2007. - 160с.
58. ЯкиманскаяИ.С. Развивающее обучение. - М.: Просвещение, 2009.- 75с.