Компьютерные технологии в формировании коммуникативных навыков на уроках английского языка в средних классах общеобразовательной школы
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические основы использования компьютерных технологий в обучении иностранному языку 7
1.1. Характеристика использования компьютерных технологий в процессе
образования 7
1.2. Основная цель изучения английского языка в средних
классах 12
1.3. Методические основы использования компьютерных технологий при
изучении английского языка в средних классах 18
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию компьютерных технологий в процессе обучения английскому
языку 28
2.1. Применение компьютерных программ при обучении английскому
языку 28
2.2. Использование компьютерных технологий в обучении английскому
языку в средней школе 39
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 52
Выводы по главе 2 60
Заключение 62
Список использованной литературы 65
Приложение
Глава 1. Теоретические и методологические основы использования компьютерных технологий в обучении иностранному языку 7
1.1. Характеристика использования компьютерных технологий в процессе
образования 7
1.2. Основная цель изучения английского языка в средних
классах 12
1.3. Методические основы использования компьютерных технологий при
изучении английского языка в средних классах 18
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию компьютерных технологий в процессе обучения английскому
языку 28
2.1. Применение компьютерных программ при обучении английскому
языку 28
2.2. Использование компьютерных технологий в обучении английскому
языку в средней школе 39
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 52
Выводы по главе 2 60
Заключение 62
Список использованной литературы 65
Приложение
Сегодня английский язык один из самых наиболее необходимых языков и самых актуальных направлений для изучения. Сложно представить современного специалиста, который не обладает знанием английского языка.
Обучение английскому языку начинают еще в детском саду. В школе выходят на более сложный уровень. Всё чаще в обучении принимают участие компьютерные технологии.
Учитывая изменившуюся роль иностранного языка как средства общения и взаимопонимания в мировом сообществе, современная методика направлена на достижение ощутимых результатов, что подчеркивает необходимость интеграции компьютерных технологий в процесс обучения.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью выявления оптимальных путей решения задач по формированию и развитию компьютерных технологий на среднем этапе обучения английскому языку, при реализации практической роли обучения иностранному языку в школе. Навыки, полученные в процессе обучения английскому языку при помощи компьютерных технологий, будут оказывать положительное влияние на будущие профессиональные навыки. Формирование коммуникативной компетенции за счет развития различных навыков определяет
коммуникативное и социокультурное развитие учащихся в дальнейшем.
Теоретической базой данной работы являются общие положения методики преподавания иностранного языка Алифановой Е.М., Костомарова В.Г.; исследования в области компетентности в обучения Мильруд Р.П., Зеер Э.Ф., Федынич Е.В., Байденко В.И.; Трухановой Т.Н.
Вопросы использования компьютерных технологий рассматриваются довольно глубоко в большинстве работ. Это еще раз доказывает неоспоримую актуальность вопроса. В некоторых работах, посвященных обучению иностранному языку в средней школе, вопросы использования компьютерных технологий затрагивались попутно, в русле исследования других проблем. Однако до настоящего времени не было предпринято специальных теоретических исследований, посвященных формированию коммуникативных навыков у школьников на среднем этапе обучения, в том числе с использованием современных средств обучения, которые позволяют интенсифицировать данный процесс.
Цель исследования: раскрыть особенности использования
компьютерных технологий учащимися средних классов при обучении иностранному языку и экспериментально доказать их эффективность.
Объектом исследования является процесс обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе при помощи компьютерных технологий в условиях современной информационной среды.
Предметом исследования является совершенствование содержания и методики обучения английскому языку с использованием компьютерных технологий.
Задачи исследования:
1. определить состояние проблемы в современных условиях: определить роль и место компьютерных программ в обучении;
2. проанализировать разработанные компьютерные программы, предназначенные для развития коммуникативной компетенции при обучении английскому языку и определить требования, предъявляемые к ним;
3. разработать комплекс компьютерных упражнений;
4. провести экспериментальную проверку результативности разработанных упражнений и провести сравнительный анализ полученных результатов.
Гипотеза исследования: Использование компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам будет эффективным, если:
- обеспечить мотивационную направленность учащихся среднего школьного возраста на изучение английского языка;
- правильно подобрать содержание, формы и методы обучения, ориентированные на использование компьютерных технологий;
- реализовать инновационные технологии обучения при помощи компьютерных технологий.
Методы исследования: конструктивно-критический анализ
литературы по проблеме исследования; анализ программ, учебников и учебных пособий; наблюдение как лингвистический и методический прием; обучающий эксперимент.
Материалом для анализа послужили примеры из учебно-методических комплексов и их письменная репрезентация.
Научная новизна: были раскрыты и систематизированы основные теоретические основы использования компьютерных технологий в процессе обучения, выявлено содержание основных элементов компьютерных технологий в обучении английскому языку. Определены методические аспекты реализации компьютерных технологий в обучении английскому языку, выявлены методические условия применения компьютерных технологий и экспериментально доказана эффективность их влияния.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она помогает полностью определить сущность и значимость компьютерных технологий в процессе обучения английскому языку. Работа также выявляет взаимосвязь и закономерности функционирования тех или иных аспектов обучения с использованием компьютерных технологий. Полученные в ходе исследования результаты представляют методический интерес. Они могут быть использованы для дальнейшей разработки технологий формирования компьютерных технологий для обучения. Использовать данную методику можно не только для обучения английскому языку, но и в процессе преподавания других языков.
Практическая ценность заключается в использовании выводов данной работы для оптимизации формирования отдельных речевых и языковых навыков, на практических занятиях по английскому языку, при организации лекционных курсов и семинаров по методике преподавания иностранного языка. Материалы исследования могут послужить основой для дальнейшей разработки упражнений с использованием компьютерных технологий.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, кратких выводов после каждой главы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассматриваются теоретические основы исследования проблемы использования компьютерных технологий в процессе обучения.
Вторая глава посвящена исследованию применения элементов компьютерных технологий в процессе обучения.
Практический анализ процесса обучения позволил сделать определенные выводы, которые можно найти в заключении. Опытно-экспериментальная работа включает диагностический, формирующий и заключительный этапы анализа развития коммуникативной компетенции с применением разработанного цикла занятий на примере упражнений из УМК Starlight.
Обучение английскому языку начинают еще в детском саду. В школе выходят на более сложный уровень. Всё чаще в обучении принимают участие компьютерные технологии.
Учитывая изменившуюся роль иностранного языка как средства общения и взаимопонимания в мировом сообществе, современная методика направлена на достижение ощутимых результатов, что подчеркивает необходимость интеграции компьютерных технологий в процесс обучения.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью выявления оптимальных путей решения задач по формированию и развитию компьютерных технологий на среднем этапе обучения английскому языку, при реализации практической роли обучения иностранному языку в школе. Навыки, полученные в процессе обучения английскому языку при помощи компьютерных технологий, будут оказывать положительное влияние на будущие профессиональные навыки. Формирование коммуникативной компетенции за счет развития различных навыков определяет
коммуникативное и социокультурное развитие учащихся в дальнейшем.
Теоретической базой данной работы являются общие положения методики преподавания иностранного языка Алифановой Е.М., Костомарова В.Г.; исследования в области компетентности в обучения Мильруд Р.П., Зеер Э.Ф., Федынич Е.В., Байденко В.И.; Трухановой Т.Н.
Вопросы использования компьютерных технологий рассматриваются довольно глубоко в большинстве работ. Это еще раз доказывает неоспоримую актуальность вопроса. В некоторых работах, посвященных обучению иностранному языку в средней школе, вопросы использования компьютерных технологий затрагивались попутно, в русле исследования других проблем. Однако до настоящего времени не было предпринято специальных теоретических исследований, посвященных формированию коммуникативных навыков у школьников на среднем этапе обучения, в том числе с использованием современных средств обучения, которые позволяют интенсифицировать данный процесс.
Цель исследования: раскрыть особенности использования
компьютерных технологий учащимися средних классов при обучении иностранному языку и экспериментально доказать их эффективность.
Объектом исследования является процесс обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе при помощи компьютерных технологий в условиях современной информационной среды.
Предметом исследования является совершенствование содержания и методики обучения английскому языку с использованием компьютерных технологий.
Задачи исследования:
1. определить состояние проблемы в современных условиях: определить роль и место компьютерных программ в обучении;
2. проанализировать разработанные компьютерные программы, предназначенные для развития коммуникативной компетенции при обучении английскому языку и определить требования, предъявляемые к ним;
3. разработать комплекс компьютерных упражнений;
4. провести экспериментальную проверку результативности разработанных упражнений и провести сравнительный анализ полученных результатов.
Гипотеза исследования: Использование компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам будет эффективным, если:
- обеспечить мотивационную направленность учащихся среднего школьного возраста на изучение английского языка;
- правильно подобрать содержание, формы и методы обучения, ориентированные на использование компьютерных технологий;
- реализовать инновационные технологии обучения при помощи компьютерных технологий.
Методы исследования: конструктивно-критический анализ
литературы по проблеме исследования; анализ программ, учебников и учебных пособий; наблюдение как лингвистический и методический прием; обучающий эксперимент.
Материалом для анализа послужили примеры из учебно-методических комплексов и их письменная репрезентация.
Научная новизна: были раскрыты и систематизированы основные теоретические основы использования компьютерных технологий в процессе обучения, выявлено содержание основных элементов компьютерных технологий в обучении английскому языку. Определены методические аспекты реализации компьютерных технологий в обучении английскому языку, выявлены методические условия применения компьютерных технологий и экспериментально доказана эффективность их влияния.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она помогает полностью определить сущность и значимость компьютерных технологий в процессе обучения английскому языку. Работа также выявляет взаимосвязь и закономерности функционирования тех или иных аспектов обучения с использованием компьютерных технологий. Полученные в ходе исследования результаты представляют методический интерес. Они могут быть использованы для дальнейшей разработки технологий формирования компьютерных технологий для обучения. Использовать данную методику можно не только для обучения английскому языку, но и в процессе преподавания других языков.
Практическая ценность заключается в использовании выводов данной работы для оптимизации формирования отдельных речевых и языковых навыков, на практических занятиях по английскому языку, при организации лекционных курсов и семинаров по методике преподавания иностранного языка. Материалы исследования могут послужить основой для дальнейшей разработки упражнений с использованием компьютерных технологий.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, кратких выводов после каждой главы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассматриваются теоретические основы исследования проблемы использования компьютерных технологий в процессе обучения.
Вторая глава посвящена исследованию применения элементов компьютерных технологий в процессе обучения.
Практический анализ процесса обучения позволил сделать определенные выводы, которые можно найти в заключении. Опытно-экспериментальная работа включает диагностический, формирующий и заключительный этапы анализа развития коммуникативной компетенции с применением разработанного цикла занятий на примере упражнений из УМК Starlight.
Компьютерные технологии, использование которых возможно для обучения английскому языку языка достаточно хорошо изучены.
Включение компьютерных технологий в традиционную лекционно-практическую систему преподавания английского языка обеспечивает целенаправленную работу с разнообразными источниками информации и повышает эффективность занятий и оперативность проведения текущего контроля усвоения учебного материала, а значит, способствует повышению качества обучения. Использование компьютерных технологий в преподавании данной дисциплины увеличивает заинтересованность обучающихся в получении новых знаний и глубокое усвоение их, помогает организовать осмысленное включение учеников средних классов в активный образовательный процесс, развивает самостоятельность, умение находить, отбирать и оформлять материал по изучаемым разделам программы. Самостоятельная постановка вопросов и определение пути их решения различными исследовательскими способами способствует раскрытию творческого потенциала школьников. В итоге школьники, научившись определять образовательные потребности и восполнять пробелы под руководством преподавателя и самостоятельно, приучаются к активному освоению учебного материала.
В результате проведенного исследования по проблеме внедрения компьютерных технологий в процесс обучения английскому языку на среднем этапе мы сформулировали следующие положения и выводы:
1. Появление компьютерных технологий дало возможность создать качественно новую образовательную среду как основу для развития и модернизации системы образования. Компьютерные технологии имеют ключевое значение на всех ступенях образовательной системы. На каждом этапе познавательной деятельности, научных исследований и во всех отраслях знаний компьютерные технологии выполняют функции, как инструментов, так и объектов познания.
2. На уроках английского языка при помощи компьютерных технологий можно решать целый ряд задач: формировать грамматические и лексические навыки, навыки письма, используя материалы сети; пополнять современный словарный запас учеников; формировать у учащихся устойчивую мотивацию к изучению языка. Образовательная компетентность рассматривается как единство теоретической и практической готовности и способностей учащихся к осуществлению образовательной деятельности.
3. Компьютерным технологиям в образовании свойственны пять
основных функций: обучающая, развивающая, воспитывающая,
мотивирующая, познавательная.
4. Ключевой составляющей образовательной компетенции мы считаем объектный компонент, в состав которого входит коммуникативная компетенция - способность осуществлять речевую деятельность средствами изучаемого языка в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности.
5. Компьютерные технологии предполагают и использование Интернета. Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях.
6. Проанализировав структуру, организацию модулей, методическое наполнение и сопровождение основного содержания учебно-методического комплекса Starlight мы выявили, использование компьютерных технологий (таких как Интернет и презентации) являются важным фактором в развитии учеников. В формировании их заинтересованности в языке. Четко отслеживается и реализуется в ходе учебного процесса, тем самым внедряя активный словарь в условно-речевое общение, однако учителю зачастую приходится варьировать предложенные в учебнике задания с целью оптимального закрепления учебного материала и применения знаний, умений и навыков в ходе дальнейшего обучения.
7. Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что применение рассмотренных в ходе исследования компьютерных технологий способствовали повышению уровня коммуникативных навыков.
Таким образом, внедряя и варьируя различные типы заданий в ходе практики с учетом психологических особенностей возрастных категорий учащихся, нам удалось выявить, что рассмотренные компьютерные технологии для формирования коммуникативных навыков на английском языке, обладают большим обучающим и мотивирующим потенциалом, стимулируют речемыслительную деятельность и повышают мотивацию учащихся.
Включение компьютерных технологий в традиционную лекционно-практическую систему преподавания английского языка обеспечивает целенаправленную работу с разнообразными источниками информации и повышает эффективность занятий и оперативность проведения текущего контроля усвоения учебного материала, а значит, способствует повышению качества обучения. Использование компьютерных технологий в преподавании данной дисциплины увеличивает заинтересованность обучающихся в получении новых знаний и глубокое усвоение их, помогает организовать осмысленное включение учеников средних классов в активный образовательный процесс, развивает самостоятельность, умение находить, отбирать и оформлять материал по изучаемым разделам программы. Самостоятельная постановка вопросов и определение пути их решения различными исследовательскими способами способствует раскрытию творческого потенциала школьников. В итоге школьники, научившись определять образовательные потребности и восполнять пробелы под руководством преподавателя и самостоятельно, приучаются к активному освоению учебного материала.
В результате проведенного исследования по проблеме внедрения компьютерных технологий в процесс обучения английскому языку на среднем этапе мы сформулировали следующие положения и выводы:
1. Появление компьютерных технологий дало возможность создать качественно новую образовательную среду как основу для развития и модернизации системы образования. Компьютерные технологии имеют ключевое значение на всех ступенях образовательной системы. На каждом этапе познавательной деятельности, научных исследований и во всех отраслях знаний компьютерные технологии выполняют функции, как инструментов, так и объектов познания.
2. На уроках английского языка при помощи компьютерных технологий можно решать целый ряд задач: формировать грамматические и лексические навыки, навыки письма, используя материалы сети; пополнять современный словарный запас учеников; формировать у учащихся устойчивую мотивацию к изучению языка. Образовательная компетентность рассматривается как единство теоретической и практической готовности и способностей учащихся к осуществлению образовательной деятельности.
3. Компьютерным технологиям в образовании свойственны пять
основных функций: обучающая, развивающая, воспитывающая,
мотивирующая, познавательная.
4. Ключевой составляющей образовательной компетенции мы считаем объектный компонент, в состав которого входит коммуникативная компетенция - способность осуществлять речевую деятельность средствами изучаемого языка в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности.
5. Компьютерные технологии предполагают и использование Интернета. Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях.
6. Проанализировав структуру, организацию модулей, методическое наполнение и сопровождение основного содержания учебно-методического комплекса Starlight мы выявили, использование компьютерных технологий (таких как Интернет и презентации) являются важным фактором в развитии учеников. В формировании их заинтересованности в языке. Четко отслеживается и реализуется в ходе учебного процесса, тем самым внедряя активный словарь в условно-речевое общение, однако учителю зачастую приходится варьировать предложенные в учебнике задания с целью оптимального закрепления учебного материала и применения знаний, умений и навыков в ходе дальнейшего обучения.
7. Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что применение рассмотренных в ходе исследования компьютерных технологий способствовали повышению уровня коммуникативных навыков.
Таким образом, внедряя и варьируя различные типы заданий в ходе практики с учетом психологических особенностей возрастных категорий учащихся, нам удалось выявить, что рассмотренные компьютерные технологии для формирования коммуникативных навыков на английском языке, обладают большим обучающим и мотивирующим потенциалом, стимулируют речемыслительную деятельность и повышают мотивацию учащихся.
Подобные работы
- Использование компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся старших классов
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - БРИТАНСКИЙ ЮМОР НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИНТЕРНЕТ-СМИ МАНИПУЛЯТИВНОГО ХАРАКТЕРА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - Использование ИКТ в обучении диалогической речи на уроке английского
языка (на примере ролевых игр)
Магистерская диссертация, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2020 - Обучение грамматике учащихся 5 классов на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - Формирования лексических навыков на уроках английского языка yчaщиxcя старшей школы
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Значимость использования аутентичных материалов: возможность
использования аутентичного художественного текста на уроках
английского языка в старших классах
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018



