Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Работа №58103

Тип работы

Главы к дипломным работам

Предмет

педагогика

Объем работы39
Год сдачи2018
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
401
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования акцентологической культуры младших школьников 8
1.1. Культура речи как лингвистическая и социальная проблема 8
1.2. Общее понятие об акцентологии и нормах как основе формирования акцентологических умений младших школьников 17
Глава 2. Содержание работы по формированию акцентологических умений учащихся начальных классов в процессе изучения русского языка 34
2.1. Анализ программы и учебников по русскому языку (УМК
«Школа России») с точки зрения рассматриваемой проблемы 34
Заключение 71
Библиографический список

Современная языковая ситуация отражает состояние духовной и речевой культуры нашего общества, переживающего сложный этап своего развития. Переломный этап в жизни общества и связанный с этим уровень его духовной культуры находит непосредственное отражение в языке и особенностях речевого общения наших современников.
Мы рассматриваем культуру речи как часть общей культуры общества и культуры в целом, потому что культура речи определяется уровнем владения речью. Культура речи обладает теми же свойствами, признаками, что и культура в целом, и подчиняется законам культуры.
Положительные тенденции развития русской речи сопровождаются снижением уровня ее культуры. И поэтому, актуальность проблемы формирования речевой культуры обусловлена также и тем обстоятельством, что в последние десятилетия наблюдается пренебрежение нормами литературного языка, прежде всего акцентологическими. По утверждению М.Р. Львова, образцовая речь все реже звучит в телепередачах, язык рекламы и фильмов, клипов совсем не ориентирован на литературную норму. Это резко снижает культуру речи школьников. И поэтому в современных условиях особенно возрастает роль дисциплин образовательной области «Филология», особенно уроков русского языка, важнейшая цель которых - формирование речевой культуры учащихся. Именно в школе закладываются основы общей речевой культуры языковой личности тех, кому предстоит определять будущее нашего общества. Лингвистическое воспитание подрастающего поколения возложено на учителей.
Важнейшей составляющей культуры речи является умение пользоваться акцентологическими нормами. Пожалуй, постановка неправильного ударения в словах является одной из самых распространенных ошибок. В речи даже радио- и тележурналистов, не говоря уже о речи простых граждан, мы постоянно слышим ошибки в постановке ударения. Такие распространенные слова, как све'кла, звони'шь, катало'г, украи'нский и многие другие постоянно произносятся с ошибками, а это режет слух, снижает эстетическую ценность русской речи.
Потребность школы в совершенствовании речи школьников, в том числе и в грамотном акцентологическом произношении велика, однако методических указаний по введению в урок элементов совершенствования акцентологической культуры школьников недостаточно.
В новых образовательных стандартах (ФГОС) 2009 года говорится о том, что предметные результаты освоения основной образовательной про-граммы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей должны отражать ... овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических); сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи.
Особенно сложно обстоит дело с сельской школой, где учащиеся ограничены в широком общении, далеки от очагов культуры, слышат, в основном, неграмотную речь односельчан. И поэтому возникло противоречие между потребностью формировать акцентологические умения младших школьников и методической обеспеченностью в этом отношении учебного процесса.
Говорить о формировании культуры вообще - задача всеобъемлющая и необъятная, поэтому, выбирая тему исследования, мы ограничились исследованием формирования акцентологических умений младших школьников как частного умения общей речевой культуры.
Проблема исследования: каковы возможности уроков русского языка и внеклассных мероприятий в эффективном формировании акцентологических умений младших школьников в начальной школе. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является речевая культура младших школьников, а предметом - процесс формирования акцентологических умений учащихся начальной школы в процессе изучения русского языка по УМК «Школа России».
Гипотеза исследования. Мы высказали предположение, что процесс овладения акцентологическими умениями младшими школьниками будет успешным при соблюдении ряда условий:
• если используются разнообразные методы и приемы обучения;
• если подобраны акцентологические упражнения;
• если акцентологическая работа ведется на уроках русского языка, литературного чтения, на внеклассных занятиях.
Реализация цели и проверка гипотезы требуют решения ряда задач:
• проанализировать научную литературу по теме исследования и выявить предпосылки работы по акцентологии в начальной школе;
• выявить возможности программы и учебников по русскому языку УМК «Школа России» в формировании акцентологических умений младших школьников;
• провести экспериментальную работу в начальной школе;
• проверить эффективность предполагаемой гипотезы.
Теоретической базой исследования являются труды лингвистов в области акцентологии: Р.Н. Аванесова, К.С. Горбачевича, Б.Н. Головина, Е.Н. Колесова; концептуальные положения психологов и педагогов о природе учебных умений: П.Я. Гальперина, В.В. Петровского, С.П. Баранова, В.А. Сластенина; методические работы, посвященные формированию акцентологических умений учащихся - В.В. Львова, М.Р. Львова, М.С. Соловейчик, А.А. Бондаренко, М.Л. Каленчук.
Методы исследования: изучение Национальной доктрины образования, Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, беседы; теоретический анализ научной литературы; наблюдение; тестирование; анализ продуктов деятельности школьников; методический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап. Теоретико-поисковый. Изучение и анализ лингвистической, методической литературы по проблемам, связанным с акцентологией; разработка исходных позиции исследования; определение сущности формирования акцентологических умений в процессе обучения родному языку. Результатом этого этапа исследования явилось предположение о необходимости систематической и целенаправленной работы по изучению норм ударения в начальной школе.
Второй этап. Опытно-экспериментальный. Работа по экспериментальному обоснованию исследования; обработка и осмысление данных констатирующего эксперимента, их анализ. Подбор специальных упражнений, нацеленных на формирование акцентологических умений младших школьников. Обобщение, систематизация результатов, разработка и апробация методических материалов и конспектов уроков.
Третий этап. Теоретико-обобщающий. Проведение формирующего эксперимента, анализ опытно-экспериментальной работы, обобщение и систематизация полученных данных. Проведение контрольного этапа эксперимента, диагностика акцентологических умений учащихся. Оформление исследования в виде квалификационной работы.
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения. Список литературы состоит из 66 источников. Квалификационная работа включает в себя 76 страниц.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования акцентологической культуры младших школьников » рассмотрены вопросы, связанные с проблемой формирования культуры речи, в том числе и акцентологической, рассмотрены противоречивые взгляды ученых о статусе акцентологии, выявлены основные акцентологические нормы, которые можно изучать в начальной школе и которые являются основой формирования акцентологических умений.
Во второй главе «Содержание работы по формированию акцентологических умений учащихся начальных классов в процессе изучения родного языка» проанализированы программа «Школа России» и учебники по русскому языку, реализующие эту программу, с точки зрения изученной проблемы, обобщен опыт работы учителей и методистов по формированию культур ы речи, в том числе и акцентологической, в начальной школе, организована и описана экспериментальная работа по формированию орфоэпической культуры учащихся начальных классов (по УМК «Школа России»).
В заключении представлены выводы по работе, намечены перспективы дальнейшего исследования.
В приложении представлены планы-конспекты уроков по формированию акцентологических умений младших школьников, упражнения и задания, наглядный материал по акцентологии, материалы внеклассных мероприятий.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современной русской речи в настоящее время наблюдается заметное снижение уровня ее культуры. Это явление захватывает не только устную речь, но и средства массовой информации. Особенно заметен катастрофический уровень снижения культуры речи детей младшего школьного возраста, особенно сельской местности, где фактически отсутствуют образцы правильно звучащей речи. Речь детей отличается скудостью словарного запаса, обилием стилистически сниженной лексики, влиянием диалектных особенностей. Наиболее частотными ошибками, по нашим наблюдениям, являются неправильная постановка ударений в словах.
Все это заставляет нас задуматься над тем, что часто мы ошибаемся в выборе места ударения и даже используем те или иные слова не по назначению. Но никто не поспорит, что умение грамотно говорить - это не только показатель уровня образования, но и степени общей культуры человека. Мнение людей, заключающее в себе тот факт, что правильное оформление речи - это удел тех, кто непосредственно связан с языковой наукой, является глубоко ошибочным. Похвально, что на современном этапе развития российского общества состояние и проблемы речевой культуры стали предметом пристального внимания и перестали быть невостребованным элементов многих профессиональных сфер.
Сложность и неординарность русского ударения широко известны. Проблемы правильности его постановки были и остаются одними из трудных как для изучающих русский язык, так и носителей языка. Не секрет, что данная область языковой науки непроста и для самих ученых- лингвистов, а ведь правильная постановка ударения является не только необходимым признаком речевой культуры, но и способствует адекватному пониманию речи.
Акцентология - наука, имеющая множество аспектов, поэтому проблемы русского ударения - область языка, которая, как ни одна другая, вызывает много неразрешенных споров и колебаний, поэтому до сих пор ни в школе, ни в вузе акцентология не изучается как система.
Устной формой речи каждый человек пользуется чаще, чем письменной. Несмотря на это, практика обучения идет по пути развития прежде всего письменной речи, отводя развитию устной второстепенную роль. При этом не учитывается, что письменная форма речи возникла на базе устной речи, что носители языка сначала учатся говорить, а затем уже писать, что даже во время чтения про себя язык как орган речи совершает слабые движения, которые могут быть зафиксированы приборами.
Кроме того, устная речь, усиленная средствами телевидения, радио, кино, расширяет сферу своего влияния и проникновения и в полный голос звучит в таких по преимуществу письменных сферах, как наука и публицистика. Следовательно, возникает общественная необходимость учить не только писать, но и говорить правильно, без ошибок, с соблюдением произносительных норм, и прежде всего акцентологии. В противном случае общение людей затрудняется, так как слушатель отвлекается от содержания речи, переключая внимание в большей степени на ее звуковое оформление.
Дети редко задумываются над тем, как произнести то или иное слово (им это просто не приходит в голову), не замечают ошибок ни в своей, ни в чужой речи. Все это тормозит развитие речевого слуха детей.
Все сказанное еще раз подчеркивает актуальность нашего исследования.
Задачи, намеченные в работе, на наш взгляд, выполнены в основном: изучена литература по теме исследования, проанализирован опыт работы учителей, который помог в разработке систем и упражнений, способствующих развитию акцентологических навыков и умений, осуществлен методический эксперимент, предложена система работы по формированию акцентологической культуры речи учащихся.
Проведенный эксперимент дал положительный результат, тем самым подтвердив гипотезу нашего исследования.
При разработке методики введения и усвоения необходимого материала и теоретических понятий были выявлены ведущие умения, развитие и совершенствование которых будет являться показателем успешного усвоения акцентологических норм.
Целенаправленная работа по обучению учащихся акцентологическим умениям способствовала успешному развитию языковой и речевой компетенции, приобщала детей к творческой речевой деятельности, развивала языковое чутье, интерес к предмету.
Очень важно использование разнообразных методов и форм обучения, работа должна вестись на уроках, внеклассных мероприятиях. Единый орфоэпический режим должен соблюдаться.
Поскольку дети сельской школы «отдалены» от очагов культуры, во многом успех акцентологической работы зависит от речи самого учителя. которая должна быть образцовой. В сельской школе важно использование таких форм, как работа в парах, групповая работа, когда более подготовленные дети помогают более слабым. Только в полноценном общении могут совершенствоваться речевые навыки учащихся, каждый учащийся должен стать не только объектом, но и субъектом обучения.
Мы убедились, что работа по формированию акцентологических умений учащихся важна и необходима, так как она развивает у школьников разностороннее внимание к слову, ответственное отношение к нему.
Таким образом, цель, поставленная нами в исследовании, достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
В качестве перспектив дальнейшей работы мы видим разработку методических рекомендаций, подбор упражнений и заданий, нацеленных на формирование культуры речи учащихся начальной школы.



1. Аванесов Р. И. Фонетика современного русского литературного языка: учебник для филологических факультетов вузов / Р. И. Аванесов. - М.: Просвещение, 1992.- 213 с.
2. Аванесов Р. И. Орфоэпия. Орфоэпические нормы: учебное пособие / Р. И. Аванесов. - М.: Просвещение, 1993. - 132 с.
3. Архипова Е. В. Теория принципов речевого развития учащихся и обучение культуре речи / Е. В. Архипова // Русская словесность, 2008.- №4.- С. 50-55.
4. Актуальные проблемы культуры речи: сборник статей / Под ред. В. Г. Костомарова и Л. А. Скворцова. - М.: Наука, 1970.- 187 с.
5. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов: словарь / О. С. Ахманова М.: Академия, 2017.- 567 с.
6. Болотнова Н. С. Современные тенденции в речевом общении и их оценка студентами // Современные тенденции функционирования русского языка и культуры речи вузовского преподавателя. Материалы Всероссийской научной конференции. Часть 2.- Белгород: Изд-во Бел-ГУ, 2016.- С. 10-15.
7. Бронникова Ю. О. Формирование культуры речи младших школьников / Ю. О. Бронникова // Начальная школа, - 2008.- № 10. - С. 41-45.
8. Бондаренко А. А. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников: учебно-методическое пособие / А. А. Бондаренко, М. Л. Каленчук. - М.: Просвещение , 1998.-123 с.
9. Васильева А. Н. Основы культуры речи: учебное пособие / А. Н. Васильева. - М.: Высшая школа, 1990.- 217 с.
10. Введенская Л. А. Культура и искусство речи. Современная риторика: учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2017.- 328 с.
11. Венгер Л. А. Психология: учебник для вузов / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 2008.- 279 с.
12. Вербицкая Л. А. Давайте говорить правильно: учебное пособие / Л. А. Вербицкая. - М.: Дрофа, 2009. - 145 с.
13. Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий» / П. Я. Гальперин. - М.: Высшая школа, 1995. - 134 с.
14. Ганиев Ж. В. Русский язык. Фонетика. Орфоэпия: учебник для филологических факультетов вузов / Ж. В. Ганиев.- М.: Высшая школа,1998.- 167 с.
15. Гойхман О. Я. Русский язык и культура речи: учебное пособие / О. Я. Гойхман. - М.: Академия, 2002.- 176 с.
16. Головин Б. Н. Основы культуры речи: учебное пособие / Б. Н. Головин.- М.: Просвещение, 1990.- 189 с.
17. Головин Б. Н. Как говорить правильно: заметки о культуре русской речи : заметки / Б. Н. Головин.- М.: Просвещение, 1998.- 163 с.
18. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие / И. Б. Голуб. - М.: Логос, 2008.- 189 с.
19. Голуб И. Б. Культура речи: учебное пособие / И. Б. Голуб. - М.: Логос,2009.- 247с.
20. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. : пособие для учителей / К. С. Горбачевич.- М.: Просвещение, 1991.¬243 с.
21. Григорьева Т.М. Русский язык. Орфоэпия. Графика. Орфография.: учебник для филологических факультетов вузов / Т. М. Григорьева. - М.: Логос, 2009.- 256 с.
22. Денисова М. А. Литературная норма и практика разговорной речи / М. А. Денисова // Русский язык в школе.- 2006.- № 1. - С. 86-92.
23. Диброва Е. И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для филологических факультетов вузов / Е. И. Диброва - М.: Наука, 2009.- В 2 частях. Ч.1.- 534 с.
24. Зайченкова М. С. О судьбах русского слова размышляя / М. С. Зайченкова // Современные тенденции функционирования русского языка и культуры речи вузовского преподавателя: материалы Всероссийской научной конференции. Часть 2.- Белгород: Изд-во БелГУ,
2006. - С. 28-33.
25. Зализняк А. А. От праславянской акцентуации к русской: монография /
А. А. Зализняк. - М.: Наука, 1992. - 89 с.
26. Ивченков П. Ф. Словарно-орфоэпические упражнения на уроках русского языка / П. Ф. Ивченков // Начальная школа, 1997.- № 2.- С. 41¬43.
27. Ипполитова Н. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие /
Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Саввова. - М.: Академия,2009.- 368с.
28. Калинин А. В. Культура русского слова: учебное пособие / А. В. Калинин.- М.: Изд-во МГУ, 1994.- 198 с.
28. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2009.- 487 с.
29. Кожина М. Н. О состоянии русского языка: материалы почтовой дискуссии] // Русская речь, 1992.- № 3. С. 44-45.
30. Колесов В. В. История русского ударения: учебное пособие / В. В. Колесов.- М.: Просвещение, 1992.-234 с.
31. Комлев Г. Н. Понимаем ли мы, на каком языке говорим? / Г. Н. Комлев // Литературная газета. 1997.- № 8.- С.10.
32. Кондрашов Н. Н. История лингвистических учений: учебное пособие / Н. Н. Кондрашов. - М.: учебное пособие. - М.: Просвещение, - 234 с.
33. Краткий психологический словарь: словарь / Под ред. В. В. Петровского. - М.: Наука, 1995.- 543 с.
34. Культура русской речи: учебник для вузов / Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева.- М: Наука, 2009.- 342 с.
35. Курилович Е. Система русского ударения // Очерки по лингвистике.- М.: Наука, 1972.- 123 с.
36. Львов В. В. Обучение учащихся начальных классов акцентологическим нормам русского литературного языка» / В. В. Львов // Начальная школа, 1998.- №4.- С. 32-35.
37. Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударения в школе: учебное пособие для учителей / В. В. Львов. - М.: Просвещение, 1999.-123 с.
38. Львов М. Р. Культура речи. Школьные проблемы / М. Р. Львов // Начальная школа, 2002.- №1. - С. 14-27.
39. Люстрова З. Н., Скворцов Л.И., Дерягин, В.Я. О культуре речи: учебное пособие / З. Н. Люстрова, Л. И. Скворцов, В. Я. Дерягин; общ. ред. Л. И. Скворцов.- М.: Просвещение, 1987.- 198 с.
40. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ М. Р.Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская; отв. ред. М. Р. Львов. М.: Просвещение, 2007.- 328 с.
41. Мешкова Е. Г. К вопросу о преемственности в воспитании речевой культуры школьников / Е. Г. Мешкова // Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка на рубеже XX-XXI вв. Воронеж: изд-во ВГУ, 2001. - С. 230-233.
42. Никитенко Л. И. Культура речи на уроках русского языка / Л. И. Никитенко // Современные тенденции функционирования русского языка и культуры речи вузовского преподавателя: материалы Всероссийской научной конференции. Часть 2.- Белгород: Изд-во БелГУ, 2006.- С. 2О5-206.
43. Новикова Т. Ф. Региональная аспектизация курса культуры речи / Т. Ф. Новикова // Современные тенденции функционирования русского языка и культуры речи вузовского преподавателя: материалы Всероссийской научной конференции. Часть 2.- Белгород: Изд-во БелГУ,2006.- С. 206-211.
44. Орфоэпический словарь русского языка: словарь / Под ред. Р. Аванесова. - М.: Высшая школа, 1997.-321 с.
45. Педагогика: учебник для вузов / Под ред. С. П. Баранова, В. А. Сластенина. - М.: Высшая школа, 1999.- 265с.
46. Педагогика: учебник для вузов / Под ред. Л. П. Кривошейко. - М.: Проспект, 2005.- 271с.
47. Приступа Г. Н. Культура речи учителя: пособие для студентов нефилологических специальностей ин-тов / Г. Н. Приступа.- Рязань: Рязанская областная типография, 1984.- 241 с.
48. Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы 1-4 классы: программы / Сост. Н. А. Вохнянина. - М.: Просвещение, 2017.-156 с.
49. Русский язык: учебник для 3-го класса четырёхлетней начальной школы / Л.М. Зеленина, Т.С. Хохлова- М.: Дрофа, 2017.- 124 с.
50. Русский язык: учебник для 4-го класса четырёхлетней начальной школы / Л.М. Зеленина, Т.С. Хохлова. - 3-е изд. М.: Дрофа, 2017.- 132 с.
51. Русский язык: учебник для 2-го класса четырёхлетней начальной школы / Л.М. Зеленина, Т.С. Хохлова. - 5-е изд. М.: Дрофа, 2017.- 128 с.
52. Редькин В. А. Акцентология русского языка: учебное пособие / В. А. Редькин. - М.: Наука, 1985.-243 с.
53. Русский язык. Энциклопедия: энциклопедия - М.: Дрофа.-1997.- 543 с.
54. Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение: учебно-методическое пособие / Ф. П. Сергеев. - Волгоград: Волгоградская областная типография.- 1998.- 189 с.
55. Славянская акцентология. Опыт реконструкции системы акцентных парадигм в праславянском языке: учебное пособие / Отв. ред. В. А. Редькин. - М.: Наука, 1981.- 125с.
56. Словарь ударений: словарь / Отв. ред. О. А. Ушакова. - М.: Дрофа,2010.- 543 с.
57. Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски?: пособие для учителя / Л. И. Скворцов. - М.: Просвещение, 1996.- 143 с.
58. Современный русский язык: /Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А.К. Федоров: учебник для вузов / Р. Н. Попов, Д. П. Валькова, Л. Я. Маловицкий, А. К. Федоров; под ред. Р. Н. Попова.- М.: Просвещение, 1996.- 346 с.
59. Соколова В. В. Культура речи и культура общения: учебное пособие /
В. В. Соколова. - М.: Просвещение, 1995.- 194 с.
60. Соловейчик М.С. Работа по культуре речи на уроках русского языка / М. С. Соловейчик // Начальная школа, 1996.- № 7. - С. 21-25.
61. Соловейчик М. С. Формирование культуры речи младших школьников / М. С. Соловейчик // Начальная школа, 1995.- № 9. - С. 27-29.
62. Старковский А. Н. Следите за культурой речи детей / А. Н. Старковский // Начальная школа, 1993.- №1.- С.45.- 48.
63. Ушакова О.Д. Говори правильно: словарь / О. Д. Ушакова. - М.: Дрофа, 2017.-54 с.
64. Федянина Н. А. Русское ударение: учебное пособие / Н. А. Федянина. - М.: Просвещение, 1986.- 214 с.
65. Шейнов В. П. Риторика: учебное пособие / В. П. Шейнов.- М.: Логос, 2017.- 234 с.
66. Ширяев Е. Н. Что такое культура речи / Е. Н. Ширяев // Русская речь.- 1994.- №4. - С. 52-56.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ