ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ
ФРУСТРАЦИИ 7
1.1. Содержание понятия этнопсихологических особенностей 7
1.2. Фрустрация 13
Выводы по первой главе 29
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ
ФРУСТРАЦИИ 30
2.1. Организация эмпирического исследования 30
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 31
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ
Существует огромное количество факторов, которые вызывают стресс у человека. И личность не всегда имеет возможность или способность справляться со стрессовыми ситуациями. С.Розенцвейг указал два основных направления реакций фрустрации: импульсивность и толерантность
(устойчивость) [11 с. 69]. В своей теории он указал, что организм либо вовлекается в агрессивные действия, направленные на препятствия, либо приспосабливается к фрустрационной ситуации, что проявляется в устойчивости к действию фрустратора. В основе фрустрационной теории содержится способность противостоять трудностям, которые возникают на жизненном пути каждого человека, без утраты своей психологической адаптации, с одной стороны, а с другой стороны - возможность благоприятного выходы из этой ситуации, либо вовлечение в трудные стрессовые ситуации, которые вызывают фрустрацию, агрессию, уныние. Изучение фрустрации очень важно в современном мире для формирования у людей способности преодолевать трудности, умение адаптироваться в сложных ситуациях и видеть пути их решения.
Актуальность изучения фрустрации определяется жизненной необходимостью поиска всех возможных путей выхода из глубоких личностных кризисов. В определенной мере фрустрацию можно рассматривать как индивидуальное явление, которое характерно для целых групп людей на почве переживаний и неудовлетворенностью жизнью. Пессимизм, усталость, разочарования, уныние, депрессии не могут быть благодатной почвой для созидательной деятельности. В этих условиях возникает потребность исследования особенностей проявления фрустрации, анализ динамики фрустрационных процессов, и их последствий. Привлечение внимания к проблеме фрустрации имеет большое значение для решения задач воспитания у людей с психологической готовностью к жизни [17, с. 57].
Проблема изучения фрустрации должна занимать место не только в общей психологии, но и детской и педагогической психологии. Жизненный путь ребенка не проходит без противоречий и борьбы, которые являются необходимым условием для развития в современном мире, и умением выходить из трудных жизненных ситуации.
Проблемой изучения фрустрации занимались такое исследователи, как
С. Розенцвейг, Д. Браун, М. Фарбер, В. Лоусен, К. Левин, С. Андерсон, Н.Майер, А. Маслоу, К.Д. Эрроу, Р. Крэндол, Д. Доллард, З. Фрейд, У. Мак-Дауголл, А. Бандура, А.Бертковец, Г.Селье и Р. Лазарус. Обращение к термину «фрустрация» или к понятиям по сути отражающим ее, встречается в многочисленных теориях, концепциях, гипотезах, касающихся проблем мотивации, эмоций, поведения, деятельности индивида.
Обращение к термину "фрустрация" и выход на исследование отдельных сторон этой проблемы в последние годы стал встречаться в психологической литературе чаще: Ф.Е. Василюк, Л.М. Аболин, В.С.Агеев, Л.А. Китаев-Смык, Л.П. Гримак, но не в плане изучения именно этого явления, а в контексте решения других исследовательских проблем.
Цель исследования: выявить этнопсихологические особенности
проявления фрустрации.
Объект исследования: особенности проявления фрустрации.
Предмет исследования: этнопсихологические особенности проявления фрустрации у представителей двух этнических групп (русские и татары).
Гипотеза: есть различия проявления фрустрации у представителей татарской и русской национальности.
Задачи исследования:
1. Определить содержание этнопсихологических особенностей проявления фрустрации.
2. Выявить особенности и уровни проявления фрустрация у представителей двух этнических групп.
3. Выявить различия особенностей проявления фрустрации у представителей у двух этнических групп.
4. Провести качественный анализ статистических данных.
Методы и методики:
• Теоретические (анализ по проблеме исследования);
• Эмпирические (Фрустрационный тест Розенцвейга; Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку);
• Количественный и качественный анализ статистических данных;
• Метод математического анализа (t -критерий Стьюдента).
База исследования: данное исследование проводилось на базе ЕИ КФУ.
Выборка: в данном исследовании приняло участие 120 студентов (60 русских и 60 татарских представителей), в возрасте от 18 до 23 лет.
Теоретическая значимость данной работы состоит в более углубленном изучении понятия фрустрации. Рассмотрение фрустрационной толерантности и фрустрационнонную агрессию. Изучение фрустрации актуально не только для педагогических учебных заведений, но так же явление фрустрации рассматривается судебной психологией.
Практическая значимость данной работы состоит в том что, данные исследования могут быть использованы преподавателями высшего учебного заведения для организации своей работы.
Апробация работы: Основные результаты исследования представлены на XLI Студенческой международной научно-практической заочной конференции «Научное сообщество студентов XXI столетей. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» в городе Новосибирск [52, с. 358].
Эмпирическая база исследования: студенты Елабужского института Казанского Федерального университета.
Структура дипломной работы включает в себя введение, две главы: теоретическую и практическую, заключение, список используемой литературы и приложения. В первой главе анализируется имеющаяся информация по данной теме, описываются содержания понятий этнопсихологических особенностей проявления фрустрации. Во второй главе описывается проведенное эмпирическое исследование, анализируются результаты и на их основе делаются выводы.
В целом, были достигнуты все поставленные цели и задачи исследования. В данной работе были рассмотрены этнопсихологические особенности проявления фрустрации у двух этнических групп - русские и татары.
Первым этапом исследования было изучение теоретических положений и понятий этнопсихологических особенностей, фрустрации, фрустрационная толерантность, фрустрация и агрессия. Данные положения рассматривались с разных точек зрения различных авторов теорий, был совершен анализ литературы по данной теме. Данная работа опиралась на теории многих психологов, но за основу была взята теория С. Розенцвейга. Согласно его теории, существует 11 вариантов простых реакций в ситуации фрустрации.
Так же в работе были рассмотрены этнопсихологические особенности представителей двух национальностей - это русские и татары.
В ходе эмпирического исследования этнопсихологических особенностей проявления фрустрации были проанализированы результаты выборок каждой из национальностей. Полученные результаты были представлены в виде таблиц и диаграмм. Так же была произведена интерпретация результатов и сравнивались результаты.
В результате статистический обработки гипотеза, выдвинутая нами в ходе исследования, нашла частичное подтверждение, различия были выявлены в экстрапутнивном и импунтивном направлении реакции. Татары более склонны к агрессивному обвинению других лиц, инее умеют разрешать трудные ситуации. А русские в свою очередь имеют показатели выше в импутивном направлении реакции, что проявляется в умении преодолевать трудные ситуации, либо выжидать их само завершение.
Полученные же отличия в исследовательской работе, могут быть лишь результатом воспитания и личностных качеств испытуемых, важным фактором в исследовании было то, что испытуемые были взяты с одного места дислокации. Данные две этнические группы проживают на территории Российской Федерации в Республике Татарстан, и так же обучаются, на территории Елабужского района города Елабуга. Воспитание данных испытуемых не было изолированным, от других наций. Различия особенностях проявлении фрустрации может быть следствием самой личности человека, так же не менее важно то, что реакции на данные ситуации могут быть временными.
Воспитание фрустрации в раннем детстве имеет важную роль для здоровой психики и успешного развития личности. Невозможно поддерживать у ребенка нормальный уровень воспитания, если в ходе развития не приобретается способность решать благоприятным исходом проблемы, которые будут встречаться на всем жизненном пути. Важным элементом в воспитании, является способность научить ребенка к положительной фрустрации, и что бы ребенок умел нужным образом реагировать на трудности в жизни.
1) Айзенк Г.Ю. Структура личности / Пер. с англ. - М.; СПб: Ювента, 1999. - 463 с.
2) Александрова А.В. Фрустрация, конфликт, защита / Переведено с англ.- Вопросы психологии № 6, 1991, 184 с.
3) Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.- М.: Логос, 1996. - 256 с.
4) Бодров В.А. Информационный стресс. - М.: 2000. - 352 с.
5) Бадмаева 3.Б. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.
6) Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. - СПб, 2001. - 528 с.
7) Васильева Н.В. Реакция на фрустрацию у высокоагрессивных личностей / Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева. - 1998. - №1. - 170 с.
8) Вундт В. Введение в психологию. - СПб.: КомКнига, 2007 .- 168 с.
9) Вундт В.Проблемы психологии народов. - М.: Либроком, 2010 .- 144 с.
10) Герасимова И.В. Психические состояния как общепсихологическая проблема: хрестоматия по психологии. - Владсток: ДВГМА, 2010. - 104 с.
11) Данилова Е.Е. Методика изучения фрустрационных реакций у детей / Иностранная психология.- Издание № 6.- 1996.- 210 с.
12) Джесси Рассел Фрустрация:- СПб, 2012.- 70 с.
13) Джесси Рассел Психическое расстройство:- СПб, книга по требованию, 2012 . -114 с.
14) П.Н.Ермакова,проф. В.А.Лабунский. Психология личности. Учебное пособие / под ред. проф.- М.:Эксмо,2007.- 653 с.
15) Ермолаева Л.И. Фрустрация как социально-психологический феномен: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М,1993.- 40 с.
16) Коган Б.М. Стресс и адаптация.- Издание №10.- М.: Знание,1980.-231 с.
17) Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. - СПб.: Тонус, 2000.376 с.
18) Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию.- М.: Логос, 1999.- 253с
19) Коростелева И.С. Психологические предпосылки переживания фрустрации в норме и при психосоматических заболеваниях: Автореферат дисс. на соиск. степ. канд. психол. наук. - М., 1991. - 56 с.
20) Крысько В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.-320 с.
21) Крысько В. Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. - М., 1996. - 344 с.
22) Крысько В. Г. Влияние национально - психологических особенностей на боевую деятельность личного состава армии империалистических государств. - Минск, 1999. - 320 с.
23) Куницина В.Н. Личность как социальный феномен. Психология. М.: 1998.- 239 с.
24) Кузьмина Е.И.Исследование детерминант свободы-несвободы от фрустрации / Вопросы психологии. - Издание №4.- 1997.- 289 с.
25) Левитов Н.Д.Фрустрация как один из видов психического состояния // Вопросы психологии. - Издание №6.- 1967.- 261 с.
26) Майер Д. Социальная психология. - СПб, 2000.- 491 с.
27) Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб, 2001.- 592 с.
28) Маслоу А. Мотивация и личность.- СПб, 2006.- 352 с.
29) Маслоу А. Психология бытия. - М.: Ваклер,1992.- 132 с.
30) Малых С.Б., Кутузова Д.А. Психолог и стресс / Вестник практической психологии образования. - № 1. - 2004.- 321 с.
31) Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека.- Пермь, 1971.- 312 с.
32) Найчаджян А.А. Социальная псхологическая адаптация личности. - Ереван, 1988. - 291 с.
33) Немов Р.С. Психологический словарь. - М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007.- 560 с.
34) Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения Высшей деятельности животных. М.: Наука. - 1973. -661 с.
35) Л.М.Попова, И.В.Соколов. Стресс жизни / Сборник.- СПб, ТОО «Лейла», 1994.- 384 с.
36) Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психологический словарь. — 2е изд., испр. и доп. — М.: 2003. — 494 с.
37) Плотичер А.И. Некоторые соображения по вопросу фрустрации. -М., 1967.- 278 с.
38) А.О. Прохорова. Психология состояний. Хрестоматия / Под ред. проф. А.О. Прохорова. - М.: ПЕР СЭ, 2004. - 608 с.
39) Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. М.:1994, 231 с.
40) Розенцвейг С. Метод исследования фрустрационной толерантности. - Архангельск,1994.- 50 с.
41) Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2007.- 265 с.
42) Степанов, С. Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2003. - 640 с.
43) Стефаненко Т.Г. Методы этнопсихологического исследования. - Волгоград.: Лань,1993.- 322с.
44) Стефаненко Т.Г.Этнопсихология - М.: госполитиздат, 2004.- 112 с.
45) Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Издание 3-е, переработанное и дополненное. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010. - 672 с.
46) Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций / Методические рекомендации. Л., 1984.213 с.
47) Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическое исследование состояний фрустрации и эмоционального стресса при неврозах / Автореф. дис. - Ленинград, 1973.- 129 с.
48) Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1999.
49) Шлет Г.Г. Введение в этническую психологию.- Пермь: мусль, 1996. -155 с..
50) Шибутани Т.Социальная психология. - Ростов на Дону: Фенникс, 1999.- 544 с.
51) Никитина Э.В. Национальные менталитеты: их изучение в контексте
глобализации и взаимодействия культур// «Этноменталитет татар» .[электронный ресурс] . URL: http://national-
mentalities.ru/diversity/nacionalnopsihologicheskie osobennosti etnosov rossii/p ovolzhe/etnomentalitet tatar e v nikitina/; (дата обращения 25.03.2016);
52) Хасанова Н. М. Этнопсихологические особенности проявления фрустрации // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(41). URL: http://sibac.info/archive/guman/4(41 )^Ядата обращения:
27.05.2016)