Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ЕВГЕНИЯ НИКОЛАЕВИЧА ТРУБЕЦКОГО

Работа №58065

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

этика и эстетика

Объем работы52
Год сдачи2016
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
297
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
ГЛАВА 1. ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ПРОИЗВЕДЕНИИ
«СМЫСЛ ЖИЗНИ» 7
ГЛАВА 2. «ТРИ ОЧЕРКА О РУССКОЙ ИКОНЕ» КАК ИСТОЧНИК
ЭТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ ТРУБЕЦКОГО 30
ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
СОЦИАЛЬНО - ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ТРУБЕЦКОГО 39
Заключение 47
Библиографический список

Темой данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение этических взглядов Е. Н. Трубецкого относительно широкого круга вопросов, таких как вопрос о грехе, свободе воли, ответственности, понятиях добра и зла и т. д., изложенных им в контексте его философских произведений.
Евгений Николаевич Трубецкой (1863-1920), князь, русский философ, общественный деятель и исследователь права. В 1885 году закончил Московский университет, после занимался преподавательской деятельностью в различных учебных заведениях, с 1906 года являлся профессором Московского университета. Участвовал и руководил деятельностью издательства «Путь» в период с 1910 по 1917 г. В качестве ключевых работ князя можно выделить такие, как: «Философия Ницше» , «История философии права», «Социальная утопия Платона», двухтомник «Миросозерцание Вл. С. Соловьева», «Умозрение в красках», «Два мира в древнерусской иконописи», «Смысл жизни» и др. Занимался политической деятельностью, находясь на позиции поддержки русской православной церкви и разделяя идеи антибольшевизма. В молодости Трубецкой испытывает религиозный кризис, обусловленный его увлечением атеизмом и позитивизмом, однако преодолевает его и через изучение идей славянофилов и немецкой классической философии, возвращается в русло религиозной тематики. Так же, большую роль в формировании Трубецкого как религиозного философа сыграл его друг и наставник Вл. Соловьев. В работах князя можно найти крепкую связь с основными принципами «всеединства» Соловьева, однако, в то же время, в «Миросозерцании Вл. С Соловьева» автор критиковал его за излишнюю склонность к католицизму и теократии, а так же за пантеистические тенденции. Всеединство Соловьева Трубецкой рассматривает с помощью введения такого понятия как «абсолютное сознание». Когда Соловьев рассматривает абсолют в качестве сущности всего, что есть, у Трубецкого он включает в себя не только то, что уже существует, но и Божий замысел о том, что может случиться. Так же, Трубецкой, как и Соловьев, изначально разделявший славянофильскую идею об особом пути и миссии России, позже отказывается от этой идеи.
«Позднее, — пишет Е. Трубецкой в своих "Воспоминаниях", — я убедился, что в Новом завете все нации, а не какая-либо одна, выделяющаяся среди других, призваны быть носителями Бога. Гордая мечта о русском народе как избранной Богом нации, которая резко противоречит посланию св. Павла римлянам, должна быть отброшена как несовместимая по духу с откровением Нового завета».
Актуальность данной работы заключается в том, что вопрос об этическом учении Трубецкого на данный момент не является достаточно проработанным и в контексте научных работ практически не поднимался.
Целью данной работы является выделение основных этических идей Трубецкого через рассмотрение и исследование текстов его работ. В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотрение таких произведений Трубецкого, как «Смысл жизни», «Три очерка о русской иконе», «Смысл войны», «Энциклопедия права», «Социальная утопия Платона», «Труды по философии права»;
2. Выделение основных этических идей автора;
3. Формирование на основе идей автора понимания о его этическом учении.
Практическая значимость этой работы заключается в том, что она дополняет наше представление об истории русской этики, понимании вопроса о смысле жизни и глубже понять мировоззрение автора.
В первой главе данной работы рассматривается фундаментальное и наиболее важное для понимания этики Трубецкого произведение «Смысл жизни», его этическое и философское наполнение.
Во второй главе подвергается рассмотрению сборник «Три этюда о русской иконописи» состоящий из трех статей о роли иконы в истории России, ее эстетическом, и, главное, этическом смысле.
В третьей главе рассматриваются работы Трубецкого «Энциклопедия права» и «Смысл войны» и проблемы социально-политической этики, поднимаемые в них.
Заключение содержит общие выводы по рассмотренным работам автора.
В качестве использованной литературы для написания данной работы использовались произведения Е. Н. Трубецкого, а так же широкий перечень статей, учебников и обзоров.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги работы, можно сказать, что в результате исследования мы получили разностороннее и широкое представление о ранее недостаточно проработанной, но безусловно важной для цельного понимания русской этики теме, - этическом учении Е. Н. Трубецкого, разобрав ключевые произведения его библиографии. Эти произведения освещают взгляд автора на множество связанных с этикой вопросов, располагающихся в рамках политики, социологии, религии, права. Все идеи и концепции Трубецкого так или иначе связаны с его главным трудом - работой «Смысл жизни», в котором находит наиболее полное выражение философский взгляд и мироощущение автора.
Сама эта работа так же несет в себе рассмотрение многих этических вопросов, включая воззрения Трубецкого относительно непосредственно смысла человеческой жизни, которые является центром данного произведения, а так же относительно категорий добра и зла, человеческой греховности и наличии свободы воли у человека, отношения человека к обществу, государству и войне. Все эти вопросы рассматриваются Трубецким через призму христианства как религии религий, высшей точки духовности, доступной человеку, в котором воплощается идея о абсолютном уровне бытия. Человек в нем - сотворенное Богом и наделенное им возможностью выбора и свободой воли существо, целью и тем самым смыслом существования в действительном мире для которого является воплощение в жизнь того божественного замысла, который был вложен в каждого из людей в процессе творения, и творческая деятельность в состоянии «дружбы» с Богом, направленное на приход небесного царства как вместилища мира, любви и спокойствия, реализации для всех праведных. Человек имеет свободную волю и право выбора, возможность самореализации либо через признание Бога, либо через его отрицание. Признавая Бога и содействуя его замыслам человек готовит себя к воскресению и существованию в полноте жизни, отрицая - отваживает себя от жизни, отпадает от нее, обрекая себя на существование в рамках порочного круга исторической действительности, неизбежно кончающееся адом, понимаемым автором как абсолютное смерть, устранение настоящего и будущего, избежать которого можно только покаянием и сознательным выбором праведности.
Символические изображения и сюжеты из этого потустороннего бытия Трубецкой видит в произведениях русской иконописи. Икона предстает не просто как элемент некоего искусства, несущий в себе эстетическую ценность, но как предметы, имеющие в себе невероятно мощное божественное наполнение, сообщающие созерцающему их образы грядущего божьего царства, изображенные на иконах святые становятся для человека прообразом нравственного идеала праведника, примером своей жизни показывая важность религиозных ценностей. Сцены, воплощенные в иконах несут человеку нравственное послание, формирующее его взгляды и отношение к широкому кругу, в том числе, и этических проблем. Глубокий символизм работ и внимание иконописцев к деталям, уникальная манера и стилистика этих христианских «маяков» : все это существует для того, чтобы верующий человек понимал, что все его усилия не напрасны, что он почти что может прикоснуться к грядущему «граду небесному», ждущему в апофеозе его праведной жизни.
И именно иконопись здесь не случайна, ведь практически все учение автора соприкасается с русской культурой и Россия буквально красной нитью тянется через все его произведения. На историческом примере своей родины Трубецкой рассуждает об этике права, вопросах морали в социально-политической сфере, государстве, патриотизме и войне. Не доводя любовь к своей стране до националистических крайностей, автор мыслит Россию как страну, существующую на принципах «сверхнародности» и равенства, несущую в мир христианскую нравственность и сражающуюся со звериным началом в человеке.
Учение Трубецкого фундаментально, оно подчиняет себе все сферы человеческой жизни, глубоко религиозное, оно пропитывает ее полностью, постулируя отказ от действительного в пользу грядущего, нравственную дисциплину, основанную на свободе воли и ответственности за каждый свой поступок. Идеи Трубецкого актуальны и по сей день, в ситуациях, когда мир раздираем противоречиями и «звериной» борьбой за выживание, человек, поднимаясь над неблагоприятными внешними обстоятельствами и обозревая творящийся вокруг хаос, непременно спросит у себя: «Зачем все это? ». И, благодаря Трубецкому, он сможет получить удивительно полный и стройный ответ.



1. Трубецкой Е. Н. МИРОСОЗЕРЦАНИЕ ВЛ. С. СОЛОВЬЕВА - М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, Том 1-2, 1913. - 625 с.
2. Трубецкой Е. Н. СОЦИАЛЬНАЯ УТОПИЯ ПЛАТОНА - М.: Типо- литорг. Т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1908. - 118 с.
3. Трубецкой Е. Н. СМЫСЛ ВОЙНЫ - М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1914. - 48 с.
4. Трубецкой Е. Н. СМЫСЛ ЖИЗНИ / Сост. А. П. Полякова, П. П. Апрышко - М.: Республика, 1994. - 432 с.
5. Трубецкой Е. Н. ТРИ ОЧЕРКА О РУССКОЙ ИКОНЕ - YMCA-PRESS, Париж, 1965. - 168 с.
6. Трубецкой Е. Н. ТРУДЫ ПО ФИЛОСОФИИ ПРАВА - СПб.:Издательство РХГИ, 2001. - 543 с.
7. Трубецкой Е. Н. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПРАВА - М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1908. - 225 с.
8. Абрамова Л. В.НРАВ СТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИИ ИКОНЫ : КОНЦЕПЦИЯ Е . Н. ТРУБЕЦКОГО //Интеграция образования. 2001. № 1
9. Апрелева В. А. АКТУАЛЬНОСТЬ И СМЫСЛ ПОЛИТИКО¬ПРАВОВОГО УЧЕНИЯ ПЛАТОНА //Юридическая наука иправоохранительная практика. 2011. № 2 (16)
10. Барболин М. П. СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА //Человек и образование. 2011. № 2
11. Валеева Г. В.ПРОБЛЕМА ТЕОДИЦЕИ В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА XIX НАЧАЛА XX ВВ. //Научные ведомостиБелгородского государственного университета. Серия: Философия.Социология. Право. 2010. Том 2. № 11
12. Гараева Г. Ф.ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ Е. Н. ТРУБЕЦКОГО: ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ //Теория ипрактика общественного развития. 2010. № 02
13. Ермишин О. ТПРАВОСЛАВНЫЕ ИДЕАЛЫ В МОСКОВСКОМ
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОМ ОБЩЕСТВЕ ПАМЯТИ ВЛ. СОЛОВЬЕВА //Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.Сер. 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2007. № 18
14. Лиманская Е. Н.ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ИДЕИ И ДУХОВНЫЕ СМЫСЛЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ ИКОНЫ //Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2008. № 8
15. Мигунов А. И. Истина - проблема риторическая? // Вестник Санкт- Петербургского университета. Сер.: 6. 1992. №4 (27)
16. Нехамкина Н. В. ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА В РАБОТАХ Е. Н. ТРУБЕЦКОГО (1863 - 1920 ГГ. ) //Вестник Брянского государственного университета. 2012. Вып.№ 2
17. Парасюк Е. А.ИДЕЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОМ ПРАВОВЕДЕНИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА // Журнал российского права. 2010. № 12 (168)
18. Привалова М. В.ДИАЛЕКТИКА АБСОЛЮТНОГО И ОТНОСИТЕЛЬНОГОВ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ Е. ТРУБЕЦКОГО //Гуманитарный вектор. Серия: Философия, культурология. 2014. № 2 (38)
19. Сулейманов Т. Ф.КОГЕРЕНТНОСТЬ ПРАВА И НРАВСТВЕННОСТИ В ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ Е. Н. ТРУБЕЦКОГО //Вестник Международного института экономики и права. 2011. № 4 (5)
20. Шалин В. В. СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВА ПЛАТОНА В РАБОТАХ Е. Н. ТРУБЕЦКОГО //Общество и право. 2006. № 3 (13)
21. Шатина А. Б.ФИЛОСОФИЯ ПРАВА РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ XIX ВЕКА //Вестник Башкирского университета. 2007. Том 12. № 2


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ