СОСТОЯНИЕ СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТОЯНИЯ СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ 7
1.1 Методологический анализ сосредоточенности в структуре
психических состояний 7
1.2 Проблема концентрации внимания 11
1.3 Состояние сосредоточенности и его составляющие 13
1.4 Физиологическая основа состояния сосредоточенности 16
1.4 Сосредоточенность в структуре познавательных состояний 19
1.5 Состояние сосредоточенности в учебной деятельности 21
1.6 Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1 Описание выборки, методики и организации исследования №1 26
2.1.1 Особенности состояния сосредоточенности у студентов 27
2.1.2. Оценка интенсивности состояния 32
2.1.3. Оценка временных характеристик состояния сосредоточенности
33
2.2 Описание выборки, методики и организации исследования №2 35
2.2.1 Взаимосвязь состояния сосредоточенности с другими различными
состояниями 36
2.2.2 Анализ состояния сосредоточенности в начале занятия 36
2.2.3 Анализ состояния сосредоточенности в середине занятия 38
2.2.4 Анализ состояния сосредоточенности в конце занятия 40
2.3 Выводы по главе 2
Заключение 46
Список использованной литературы 49
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТОЯНИЯ СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ 7
1.1 Методологический анализ сосредоточенности в структуре
психических состояний 7
1.2 Проблема концентрации внимания 11
1.3 Состояние сосредоточенности и его составляющие 13
1.4 Физиологическая основа состояния сосредоточенности 16
1.4 Сосредоточенность в структуре познавательных состояний 19
1.5 Состояние сосредоточенности в учебной деятельности 21
1.6 Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1 Описание выборки, методики и организации исследования №1 26
2.1.1 Особенности состояния сосредоточенности у студентов 27
2.1.2. Оценка интенсивности состояния 32
2.1.3. Оценка временных характеристик состояния сосредоточенности
33
2.2 Описание выборки, методики и организации исследования №2 35
2.2.1 Взаимосвязь состояния сосредоточенности с другими различными
состояниями 36
2.2.2 Анализ состояния сосредоточенности в начале занятия 36
2.2.3 Анализ состояния сосредоточенности в середине занятия 38
2.2.4 Анализ состояния сосредоточенности в конце занятия 40
2.3 Выводы по главе 2
Заключение 46
Список использованной литературы 49
В современном мире данные устаревают с большой скоростью. Ежедневно человек сталкивается с огромным массивом информации, которая требует обработки и систематизации. Количество получаемых данных, благодаря новым технологиям, с каждым днем увеличивается, а методы обработки данных человеческим мозгом остаются прежними. Таким образом, перед человеком предстает проблема, как эффективно ассимилировать из большого объема (к примеру текста) именно ту информацию, которую в последствии можно будет использовать в своей деятельности.
По своему опыту как студента и как полупрофессионального спортсмена в прошлом могу сказать, что очень часто для достижения результата не хватает каких-либо характеристик психики (кому-то не хватает воли, кому-то не хватает мотивации, а у кого-то не получается сконцентрироваться на актуальной деятельности). Все эти характеристики, на житейском языке могут быть обозначены как сосредоточенность. Однако многие ученые не выделяют сосредоточенность как комплекс различных характеристик, как правило выделяя только одну характеристику из этого комплекса (к примеру, Е. П. Ильин выделяет сосредоточенность, как волевое состояние, В. И. Страхов - как комплекс когнитивных процессов, Ю. Б. Гиппенрейтер - как процесс внимания и т.д.), А. О. Прохоров в свою очередь определяет сосредоточенность как познавательное состояние.
Так или иначе, на сегодняшний день у исследователей не возникает вопросов об участии сосредоточенности (как состояния или как процесса) в любой деятельности. Нет сомнений, что она участвует в организации всех ключевых учебных процессов. Мы сосредотачиваемся для того, чтобы организовать нашу деятельность, спланировать ее, а также при выполнении и решении каких-либо задач нам в любом случае необходимо концентрироваться, и особенно это проявляется у студентов в процессе обучения.
В школах не учат работать с большими объемами информации и поступая в ВУЗы, перед студентом встает большая проблема как обработать огромное количество текста, а самое главное понять и запомнить его. В свою очередь учителя и преподаватели зачастую также не учитывают индивидуально-психологические характеристики своих учеников и студентов. И на основе нашей научной работы преподаватель сможет корректировать свою работу и более эффективно вести учебный процесс, и, как следствие, повысит качество образовательной деятельности. Этим объясняется практическая значимость нашего исследования.
Естественно есть масса упражнений, которая способна помочь студенту в этом, но большинство не знают об этом, однако это не мешает им успешно проходить обучение и усваивать большие массивы данных. Мы считаем, что одним из ведущих психологических феноменов, сопровождающий студентов - это состояние сосредоточенности. К сожалению, такой феномен как состояние сосредоточенности малоизучен как в российской, так и зарубежной литературе. До сих пор существуют сложности в определении сосредоточенности. Многие исследователи отождествляют этот феномен с вниманием, однако мы считаем, что этот важный феномен необходимо рассматривать в парадигме психических состояний, так как в противном случае картина может оказаться не полной. Этим объясняется теоретическая значимость нашего исследования.
Цель работы: выявить взаимосвязи состояния сосредоточенности с познавательными, эмоциональными, физиологическими и волевыми состояниями.
Объектом исследования будут являться познавательные состояния. Предметом исследования будет являться состояние сосредоточенности у студентов разных курсов.
Гипотезы исследования:
• Предполагается, что студенты старших курсов удерживают состояние сосредоточенности дольше, а также интенсивность и качество состояния выше.
• Предполагается, что количество состояний, которые влияют на состояние сосредоточенности увеличивается с начала и до конца работы.
Задачи исследования:
• Провести теоретический анализ литературы по теме состояния сосредоточенности;
• Выявить значимые компоненты состояния сосредоточенности у студентов 1-3 курсов;
• Определить взаимосвязи состояния сосредоточенности с другими состояниями.
По своему опыту как студента и как полупрофессионального спортсмена в прошлом могу сказать, что очень часто для достижения результата не хватает каких-либо характеристик психики (кому-то не хватает воли, кому-то не хватает мотивации, а у кого-то не получается сконцентрироваться на актуальной деятельности). Все эти характеристики, на житейском языке могут быть обозначены как сосредоточенность. Однако многие ученые не выделяют сосредоточенность как комплекс различных характеристик, как правило выделяя только одну характеристику из этого комплекса (к примеру, Е. П. Ильин выделяет сосредоточенность, как волевое состояние, В. И. Страхов - как комплекс когнитивных процессов, Ю. Б. Гиппенрейтер - как процесс внимания и т.д.), А. О. Прохоров в свою очередь определяет сосредоточенность как познавательное состояние.
Так или иначе, на сегодняшний день у исследователей не возникает вопросов об участии сосредоточенности (как состояния или как процесса) в любой деятельности. Нет сомнений, что она участвует в организации всех ключевых учебных процессов. Мы сосредотачиваемся для того, чтобы организовать нашу деятельность, спланировать ее, а также при выполнении и решении каких-либо задач нам в любом случае необходимо концентрироваться, и особенно это проявляется у студентов в процессе обучения.
В школах не учат работать с большими объемами информации и поступая в ВУЗы, перед студентом встает большая проблема как обработать огромное количество текста, а самое главное понять и запомнить его. В свою очередь учителя и преподаватели зачастую также не учитывают индивидуально-психологические характеристики своих учеников и студентов. И на основе нашей научной работы преподаватель сможет корректировать свою работу и более эффективно вести учебный процесс, и, как следствие, повысит качество образовательной деятельности. Этим объясняется практическая значимость нашего исследования.
Естественно есть масса упражнений, которая способна помочь студенту в этом, но большинство не знают об этом, однако это не мешает им успешно проходить обучение и усваивать большие массивы данных. Мы считаем, что одним из ведущих психологических феноменов, сопровождающий студентов - это состояние сосредоточенности. К сожалению, такой феномен как состояние сосредоточенности малоизучен как в российской, так и зарубежной литературе. До сих пор существуют сложности в определении сосредоточенности. Многие исследователи отождествляют этот феномен с вниманием, однако мы считаем, что этот важный феномен необходимо рассматривать в парадигме психических состояний, так как в противном случае картина может оказаться не полной. Этим объясняется теоретическая значимость нашего исследования.
Цель работы: выявить взаимосвязи состояния сосредоточенности с познавательными, эмоциональными, физиологическими и волевыми состояниями.
Объектом исследования будут являться познавательные состояния. Предметом исследования будет являться состояние сосредоточенности у студентов разных курсов.
Гипотезы исследования:
• Предполагается, что студенты старших курсов удерживают состояние сосредоточенности дольше, а также интенсивность и качество состояния выше.
• Предполагается, что количество состояний, которые влияют на состояние сосредоточенности увеличивается с начала и до конца работы.
Задачи исследования:
• Провести теоретический анализ литературы по теме состояния сосредоточенности;
• Выявить значимые компоненты состояния сосредоточенности у студентов 1-3 курсов;
• Определить взаимосвязи состояния сосредоточенности с другими состояниями.
Познавательная активность и ее компоненты без сомнения остается актуальной темой для исследователей. Для студентов, умение долго и плодотворно работать было и остается актуальной задачей. Ни для кого не секрет, что студенты зачастую испытывают трудности с мотивацией во процессе получения высшего образования. Изучая общетеоретические предметы, студенты, зачастую, попросту, в определенный момент, перестают их учить, и когда наступает время экзаменационной сессии, они пытаются освоить полугодичный курс за несколько дней. Из подобного отношения и формируется образ «типичного студента». В этом нет ничего, в целом, необычного, и нельзя винить в этом преподавателей, потому как академическое образование построено таким образом, что каждый студент должен сам уделять массу свободного времени на организацию собственной учебной деятельности, однако, как уже было сказано выше, студенты в процессе обучения могут не иметь достаточный уровень мотивации, и, как следствие, это может отобразиться на будущих специалистах.
В то же время для хорошего преподавателя остается не менее важным улучшать показатели успеваемости своих студентов. Однако далеко не всегда удается замотивировать студентов на сложных, фундаментальных и, в тоже время, очень важных предметах (к примеру общепсихологический практикум). Не смотря на это, для многих преподавателей вопрос остается актуальным, по этому преподавателям приходится прибегать к различным стратегиям обучения, которые как правило направлены на индивидуально-психологические характеристики студентов.
В свою очередь, мы можем утверждать, что состояние сосредоточенности играет ведущую роль в организации деятельности в целом. Комплекс полученных нами данных, может помочь преподавателям, построить план работы таким образом, чтобы студенты поддерживали тонус состояния на протяжении всего занятия, вне зависимости от того, на сколько сложен предмет, преподаваемый ими.
Для студентов, полученные нами данные так же может помочь в организации учебного процесса вне стен образовательного учреждения, и как следствие, может повысить успеваемость студента и достижения лучших результатов в различных областях знаний.
Так же анализ проведенной нами литературы, как отечественной, так и зарубежной, может представлять ценность в научном сообществе, потому как такое направление, как познавательные состояния в целом и состояние сосредоточенности в частности, является малоизученным направлением, и, как было уже сказано выше, большинство исследователей не рассматривают представленные нами в исследовании механизмы комплексно.
Что так же примечательно в данной работе это то, что мы провели анализ большого количества зарубежных источников, которые, по сути, являются уникальными для российской психологии, так как они не имеют перевода на русский язык.
Относительно первой выдвинутой нами гипотезы мы можем заявить, что она частично подтвердилась. Качество состояния сосредоточенности студентов старших курсов в действительности обходят показатели студентов младших курсов во многом (к примеру параметр «помехи»). Так же мы сделали выводы о том, что студенты старших курсов более осознанно подходят к организации учебной деятельности. Ко всему выше перечисленному, мы сделали предположение о том, что студенты старших курсов, опираясь на опыт актуализируют состояние сосредоточенности оптимальнее студентов младших курсов. Такой вывод мы сделали исходя из того, что показатели интенсивности состояния студентов третьего курса либо очень низкие, либо наоборот очень высокие, а вот временные характеристики, опираясь на частотный анализ, находятся на оптимальном уровне от 10 до 30 минут.
Касательно второй выдвинутой нами гипотезы, мы можем с уверенностью заявить, что она подтвердилась. В процессе решения задачи (на примере контрольной работы), полученные нами результаты подтвердили, что количество влияющих состояний по ходу занятия увеличивается от начала к концу. Помимо этого, эмпирические данные, полученные в ходе естественного эксперимента, позволяют нам точнее отслеживать познавательную активность студента в ходе работы. К примеру: с учетом того, что явными помехами к актуализации состояния сосредоточенности к концу занятия является ряд негативных эмоциональных состояний, вполне логичным будет давать студентам под конец занятия эмоциональную разгрузку. В середине же занятия, например, учитывая, что состояние сосредоточенности набирает темп активности, здесь студентам можно дать больше информации.
Для студентов же наше исследование, может послужить хорошим источником для регуляции собственного состояния сосредоточенности, что, естественным образом, может повысить качество их обучения.
В то же время для хорошего преподавателя остается не менее важным улучшать показатели успеваемости своих студентов. Однако далеко не всегда удается замотивировать студентов на сложных, фундаментальных и, в тоже время, очень важных предметах (к примеру общепсихологический практикум). Не смотря на это, для многих преподавателей вопрос остается актуальным, по этому преподавателям приходится прибегать к различным стратегиям обучения, которые как правило направлены на индивидуально-психологические характеристики студентов.
В свою очередь, мы можем утверждать, что состояние сосредоточенности играет ведущую роль в организации деятельности в целом. Комплекс полученных нами данных, может помочь преподавателям, построить план работы таким образом, чтобы студенты поддерживали тонус состояния на протяжении всего занятия, вне зависимости от того, на сколько сложен предмет, преподаваемый ими.
Для студентов, полученные нами данные так же может помочь в организации учебного процесса вне стен образовательного учреждения, и как следствие, может повысить успеваемость студента и достижения лучших результатов в различных областях знаний.
Так же анализ проведенной нами литературы, как отечественной, так и зарубежной, может представлять ценность в научном сообществе, потому как такое направление, как познавательные состояния в целом и состояние сосредоточенности в частности, является малоизученным направлением, и, как было уже сказано выше, большинство исследователей не рассматривают представленные нами в исследовании механизмы комплексно.
Что так же примечательно в данной работе это то, что мы провели анализ большого количества зарубежных источников, которые, по сути, являются уникальными для российской психологии, так как они не имеют перевода на русский язык.
Относительно первой выдвинутой нами гипотезы мы можем заявить, что она частично подтвердилась. Качество состояния сосредоточенности студентов старших курсов в действительности обходят показатели студентов младших курсов во многом (к примеру параметр «помехи»). Так же мы сделали выводы о том, что студенты старших курсов более осознанно подходят к организации учебной деятельности. Ко всему выше перечисленному, мы сделали предположение о том, что студенты старших курсов, опираясь на опыт актуализируют состояние сосредоточенности оптимальнее студентов младших курсов. Такой вывод мы сделали исходя из того, что показатели интенсивности состояния студентов третьего курса либо очень низкие, либо наоборот очень высокие, а вот временные характеристики, опираясь на частотный анализ, находятся на оптимальном уровне от 10 до 30 минут.
Касательно второй выдвинутой нами гипотезы, мы можем с уверенностью заявить, что она подтвердилась. В процессе решения задачи (на примере контрольной работы), полученные нами результаты подтвердили, что количество влияющих состояний по ходу занятия увеличивается от начала к концу. Помимо этого, эмпирические данные, полученные в ходе естественного эксперимента, позволяют нам точнее отслеживать познавательную активность студента в ходе работы. К примеру: с учетом того, что явными помехами к актуализации состояния сосредоточенности к концу занятия является ряд негативных эмоциональных состояний, вполне логичным будет давать студентам под конец занятия эмоциональную разгрузку. В середине же занятия, например, учитывая, что состояние сосредоточенности набирает темп активности, здесь студентам можно дать больше информации.
Для студентов же наше исследование, может послужить хорошим источником для регуляции собственного состояния сосредоточенности, что, естественным образом, может повысить качество их обучения.
Подобные работы
- ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ С ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Динамика познавательных состояний студентов с разным уровнем рефлексии
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Феноменологические особенности познавательных психических состояний студентов различных курсов обучения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5580 р. Год сдачи: 2017 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРИСТИК МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ В РАЗЛИЧНЫХ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Динамические особенности познавательных состояний студентов в ходе учебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2016 - Психические состояния в напряженной ситуации учебной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогические технологии формирования произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в учебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017



