ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ДОРОГИ ИСКАНИЙ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО 7
ГЛАВА 2. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА И РОМАН «УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ» 38
ГЛАВА 3. ПОЭТИКА РОМАНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Выдающиеся явления в литературе остаются в человеческой памяти навсегда, так как их непреходящее значение оценивается не только в свете жизненных вопросов описываемой эпохи, но и в свете позднейшей истории человечества. В литературе известно немало художников слова, значение творчества которых со временем не только не уменьшалось, а возрастало, расширялось, вызвало все больший интерес. К числу таких бессмертных писателей относиться Ф.М. Достоевский. Достоевскому всегда было присуще творческое представление о смысле жизни, в его произведения властно вторгалось время.
Цель магистерской диссертации - исследование своеобразие критичности в романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные», определение традиций русского реалистического искусства в творчестве Достоевского, его связи с «натуральной школой», выявление поэтических особенностей романа.
В данной работе мы ставим задачу изучить отдельные этапы раннего периода творчества Ф.М. Достоевского и проанализировать роман «Униженные и оскорбленные», определив своеобразие критического реализма. Научная литература, изучающая творчество Ф.М. Достоевского богата и продолжает пополняться как новыми трудами, так и новыми точками зрения на уже известные факты [см. 6, 9, 12, 15, 16, 30, 31, 47].
Материалом магистерской диссертации стал роман «Униженные и оскорбленные», а также повести 40-60-х годов.
Особое внимание в исследовании мы уделяем отдельным фактам из биографии писателя. В первой главе мы пытаемся показать, как автор пришел к проблематике «униженных и оскорбленных». Мы видим, какой долгий путь страданий проходит сам Достоевский, прежде чем обратиться к данной проблеме.
Во второй главе нашего исследования мы переходим непосредственно к творчеству Достоевского: тщательно исследуется роман Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные». Мы видим, что в создании основных образов, характеристике их психологии, поведения, языка он смело выступил как оригинальный творец-художник.
Художник слова осознает свое время, свою эпоху как один из этапов развития общества, страны, государства. Он анализирует историю своей страны, своего народа, чтобы сделать далеко идущие выводы о настоящем и будущем, и тогда его произведения становятся для народа своеобразной памятью.
Писатель нередко берет в качестве предмета своего художественного исследования определенную эпоху, играющую переломную роль в истории народа и через призму судьбы одного или нескольких героев воссоздает и эпоху, и исторические события, и процесс формирования героя.
Историзм у Достоевского заключается не только в точном изображении минувшего времени, он также состоит и в умении автора вывести из соприкосновения прошлого и настоящего актуальные проблемы, попытаться разрешить сложные вопросы современности.
Интересным художественным достижением Ф.М. Достоевского является создание нового романа. «Униженные и оскорбленные» по жанру - «фельетонный роман».
В третьей части исследования рассматривается поэтика романа. Здесь мы отметили особенности полифонического романа: своеобразие критического реализма, художественные особенности языка романа.
Изученность проблемы. Литературоведение XX века глубоко исследовало творчество Ф.М. Достоевского во всем его многообразии, в мучительной противоречивости и сложности. Наиболее значительными нам представляются труды М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского» (1979);
С.В. Белова «Ф.М. Достоевский» (1990); Л. Гроссмана «Поэтика Достоевского» (1952); В.Н. Захарова «Система жанров Достоевского» (1985); Ю.В. Кудрявцева «Три круга Достоевского» (1996); В.Я. Кирпотина «Мир Достоевского» (1983); В.В. Сердюка «Прозрение Достоевского» (2003).
При всей изученности творчества великого писателя, есть произведения вызывающие особый интерес, менее исследованные и добавляющие новый штрих к отдельным страницам творчества. Кроме того, на наш взгляд, каждое новое поколение по-своему оценивает величие поэтического дарования Ф.М. Достоевского.
Русская литература второй половины XIX века отличается своей аналитичностью: она как бы раскрывает скобки за теми сжатыми художественными формулами, которые были даны Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем. Из «Капитанской дочки» Пушкина, из «Бородино» Лермонтова - произведений, кратких по форме и емких по содержанию, вырастают крупные романы И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.
При разработке данной темы в магистерской диссертации были поставлены следующие задачи:
• исследовать проблематику «униженных и оскорбленных»;
• выявить жанровые особенности романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные»;
• уделить внимание специфике создания характера героя в романе Достоевского;
• исследовать поэтические особенности прозы Ф.М. Достоевского.
Во “Введении” мы коротко наметили те неясные и спорные проблемы, касающиеся жизни и творчества Достоевского, которым далее посвящены три главы.
В историю отечественной и мировой культуры Ф.М. Достоевский вошел не только как гениальный художник, запечатлевший на страницах своих произведений «память о муках людских» (М. Горький), о страданиях, униженных и оскорбленных, но и как глубокий мыслитель, выдвинувший целый ряд философских, нравственных, религиозных и политических идей, которые не утратили своей злободневности до сих пор.
Читая его произведения, приходишь к выводу, что с тобой беседует не классик далекого XIX столетия, а современник, прекрасно осведомленный, о чем пишут газеты и журналы наших дней, глубоко разбирающийся в сложнейших духовных, экономических и нравственных вопросах, вставших перед нами в последнее смутное десятилетие.
Взглянуть на Ф.М. Достоевского с точки зрения сегодняшнего дня - значит выяснить, какие его художественно-философские открытия преломляются в современной литературе, в творчестве писателей, которые не проявляли, на первый взгляд, особого интереса к Ф.М. Достоевскому, но которые, тем не менее, учитывали его опыт в решении коренных вопросов человеческого Бытия.
Проблемы, которые волновали и мучили Ф.М. Достоевского, - это вековечные, старые как мир, и новые, как сегодняшний день, вопросы человека о мире, вопросы о счастье и смысле жизни. Ставя и разрешая задачи общечеловеческого характера и значения, Ф.М. Достоевский ведет нас к познанию жизни своим особым путем, мучительно выстраданным и всесторонне продуманным.
В русской литературе 50-60-х годов XIX века намечаются серьезные сдвиги в проблематике и художественных принципах «натуральной школы»: появляются «Бедные люди» и «Двойник» Ф. Достоевского, «Деревня» и «Антон Горемыка» Д. Григоровича, «Сорока- воровка» и «Кто виноват» А. Герцена, «Обыкновенная история» И. Гончарова, «Записки охотника» И. Тургенева.
Из этого ряда следует выделить первого писателя, творчество которого отразило принципиальный сдвиг, происшедший в литературе «натуральной школы» - это Ф.М. Достоевский.
Появление повести «Бедные люди» знаменовало значительный переворот в проблематике и образной системе «натуральной школы», «Маленький человек» под пером Достоевского превращается в личность, несущую на себе тяжесть времени, в страдающего человека, наделенного огромным внутренним духовным миром.
Гуманизм «натуральной школы» сказался у Достоевского не только в протесте против угнетения низших слоев общества, но и в утверждении высокого этнического содержания личности, ценность которой не признается обществом.
Чаще всего счастье и смысл жизни, по Ф.М. Достоевскому, достигаются путем страданий. Но они не самоцель. Это духовный путь человека, пытающегося найти свое место в несправедливо устроенном мире. Они, по мысли Достоевского, дают человеку ключ к сочувственному пониманию чужих страданий, чужого горя, делают его нравственно более чутким и жизненно более опытным и закаленным.
Роман «Униженные и оскорбленные» стоит в преддверии романов- трагедий. Изучая их композицию, мы проникаем в самый процесс созидания новой формы; формируется новый жанр, вырабатывается новый повествовательный стиль. «Роман-трагедия» не высокого происхождения, в основе которого лежит «бульварная литература»: роман приключений и роман уголовный.
Достоевский начинает свое восхождение с низин, но он возводит вульгарные и второсортные литературные формы на вершину высокого искусства. Известные литературные шаблоны наполняются гениальным психологическим и идеологическим содержанием. «Духовный реализм» писателя - в изображении жизни идей. Авантюрный роман помог ему воплотить идеи в конкретную форму. Он научил писателя драматизму действия и динамике сюжетного построения. Так, впоследствии «уголовщина» превратилась в шедевры «Преступления и наказания» и «Братьев Карамазовых».
Ф.М. Достоевский - наш современник, он продолжает оказывать огромное влияние на духовную жизнь общества. Его творчество оказало воздействие на культуру XIX-XX веков, на многих мыслителей и художников: А. Эйнштейн, М. Манн, У. Фолкнер, Ф. Феллини, К. Федин, А. Камю, А. Зегерс и многих других.
1. Анциферов Н.П. Душа Петербурга; Петербург Достоевского; Быль и миф Петербурга. - М.: Книга: Ред.-изд. центр № 2 «Канон», 1991.
2. Анциферов Н.П. Непостижимый город... - СПб: Лениздат,1991.
3. Арденс Н.Н. Ссыльный № 33. - М.: Советский писатель, 1967.
4. Аскольдов С.А. «Религиозно-этическое значение Достоевского» в книге «Ф.М. Достоевский. Статьи и материалы». Сб.1, под ред. А.С. Долинина. - М.-Л.: Мысль, 1922.
5. Басина М.Я. Сквозь сумрак белых ночей: Документальная повесть. - Л.: Детская литература. Ленинградское отделение, 1979.
6. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Советская Россия, 1979.
7. Белопольский В.Н. Достоевский и философская мысль его эпохи; Концепция человека [Отв. ред. В.В. Курилов]. - Ростов- на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1987.
8. Бельчиков Н.Ф. Достоевский в процессе петрашевцев. - М.: Наука, 1971.
9. Белов С.В. Ф.М. Достоевский. - М.: Просвещение, 1990.
10. Белик А.П. Художественные образы Ф.М.
Достоевского. - М.:
Наука, 1974.
11. Брегова Д.Д. Дорога исканий. Молодость Достоевского. - М.: Советский писатель, 1971.
12. Бурсов Б.И. Личность Достоевского. - М.: Советский писатель, 1979.
13. Бурсов Б.И. Избранные работы. - Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1982.
14. Буянова Е.Г. Романы Ф.М. Достоевского. - М.: МГУ,
1998.
15. Гроссман Л. Поэтика Достоевского. - М., 1952.
16. Гус М.С. Идеи и образы Ф.М. Достоевского. - М.: Художественная литература, 1971.
17. Гус М.С. Идеи и образы Ф.М. Достоевского. - М.: Гослитиздат, 1962.
18. Достоевский в конце XX века. - М.: Классик плюс,
1996.
19. Достоевский Ф.М. в русской критике [Сборник статей]. - М.: Советский писатель, 1956.
20. Достоевская А.Г. Дневник - 1867. - М.: Наука, 1993.
21. Достоевский Ф.М. Об искусстве [Статьи и рецензии]. - М.: Советский писатель, 1973.
22. Достоевский и его время [Сборник статей под ред. Базанова В.]. - Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1971.
23. Достоевский - художник и мыслитель [Сборник статей]. - М.: Советский писатель, 1972.
24. Днепров В.Д. Идеи, страсти, поступки. Из художественного опыта Достоевского. - Л.: Издательство ЛГУ, 1978.
25. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Т. 28. - Л.: Наука, 1985.
26. Добролюбов Н.А. Собрание сочинений в 3 томах. Т. 3. - М.: Наука, 1979.
27. Ермакова М.Я. Романы Достоевского и творческие искания в русской литературе XX века. - Горький, Волго-Вят. кн. из-во, 1973.
28. Захаров В.Н. Система жанров Достоевского: Типология и поэтика. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.
29. Иванов В.В. «Достоевский и роман-трагедия» в книге «Борозды и межи». - М., 1916.
30. Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун XIX века. - М.: Советский
писатель, 1989.
31. Касаткина Т.А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». - М.: ИМЛИ РАН, 2004.
32. Кашина Н.В. Человек в творчестве Ф.М. Достоевского. - М.: Художественная литература, 1986.
33. Кирпотин В.Я. Ф.М. Достоевский. Творческий путь (1921-1859). - М.: Гослитиздат, 1960.
34. Клейман Р.Я. Сквозные мотивы творчества Достоевского в историко- культурной перспективе. - Кишинев, 1985.
35. Кудрявцев Ю.В. Три круга Достоевского: Событийное. Временное. Вечное. - М.: Наука, 1994.
36. Караулова Ю.Н. Слово у Достоевского. - М.: Наука,1996.
37. Кулешов В.И. Жизнь и творчество Достоевского. - М.: Советский писатель, 1984.
38. Кирпотин В.Я. Избранные работы. В 3 томах. - М.: Художественная литература, 1978.
39. Кирпотин В.Я. Мир Достоевского: Статьи, исследования. - М.: Современный писатель, 1983.
40. Нечаева В.С. Ранний Достоевский. - М.: Наука, 1979.
41.Одиноков В.Г. Типология образов в художественной системе Ф.М. Достоевского. - Новосибирск: Наука, Сиб. отд- ние, 1981.
42. Розенблюм Л.М. Творческие дневники Достоевского. - М.: Наука, 1981.
43. Слово Достоевского. Сборник статей / Под ред. Ю.Н. Караулова. - М., 1996.
44. Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского. - М.: Советский писатель, 1979.
45. Тарасов Б.Н. «Закон Я» и «Закон любви». - М.: Знание, 1991.
46. Твардовская В.А. Достоевский в общественной жизни России. - М.: Наука, 1990.
47. Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. - М.-Л.: Наука, 1964.
48. Чирков Н.М. О стиле Достоевского. Проблематика, идеи, образы. М.: Наука, 1967.
49. Щенников Г.К. Достоевский и русский реализм. - Свердловск: Из-во Урал, ун-та, 1987.
50. Щенников Г.К. Художественное мышление Ф.М. Достоевского. - Свердловск: Из-во Урал, ун-та, 1978.
51. Этов В.И. Достоевский. Очерк творчества. - М: Просвещение, 1968.
52. Якушин Н.И. Достоевский в Сибири. - Кемерово, 1960.
II
53. Берковский Н.Я. О Достоевском // Звезда. - М., 2002. - № 2.
54. Дмитриева Л.Л. Символика цвета в романе Достоевского // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». - М., 2001. № 32.
55. Ефимов И.Н. Несовместимые миры Достоевского и Толстого // Звезда. -М., 2002. - № 11.
56. Жеребкина И.А. Подчиниться или погибнуть. Парадоксы женской субъективации в русской культуре конца XIX века // Общественные науки и современность. - М., 2002. - № 3.
57. Кедров К.Д. «Восстановление погибшего человека». К вопросу о положительном идеале у Достоевского // Новый мир. - М., 1981. - № 10.
58. Мэтлок Д.Д. Литература и политика: Ф. Достоевский // Вопросы литературы. - М., 1989. - № 3.
59. Смирнова Л.Н. «Мир красотой спасается». Категория красоты в творчестве Достоевского // Литература в школе. - М., 2004.
60. Сердюк В.В. Прозрение Достоевского // Наш современник.
- М.: Наука, 2003. - № 7.
61. Тарасов Б.Н. “Лучший человек... [О положительном герое в творчестве Достоевского] // Литература в школе. - М., 2001.- № 5.
62. Юрьева О.Ю. Тема семьи и семейного воспитания в «дневникеписателя» Ф.М. Достоевского // Литература в школе. - М., 2003. - № 8.
63. Юрьева О.Ю. Синтез как мирообразующий принцип в творчестве Ф.М. Достоевского // Филологические науки.- М., 2003. - №1.