РУССКИЙ КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ И РОМАН Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ»
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ДОРОГИ ИСКАНИЙ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО 7
ГЛАВА 2. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА И РОМАН «УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ» 38
ГЛАВА 3. ПОЭТИКА РОМАНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ГЛАВА 1. ДОРОГИ ИСКАНИЙ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО 7
ГЛАВА 2. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА И РОМАН «УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ» 38
ГЛАВА 3. ПОЭТИКА РОМАНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Выдающиеся явления в литературе остаются в человеческой памяти навсегда, так как их непреходящее значение оценивается не только в свете жизненных вопросов описываемой эпохи, но и в свете позднейшей истории человечества. В литературе известно немало художников слова, значение творчества которых со временем не только не уменьшалось, а возрастало, расширялось, вызвало все больший интерес. К числу таких бессмертных писателей относиться Ф.М. Достоевский. Достоевскому всегда было присуще творческое представление о смысле жизни, в его произведения властно вторгалось время.
Цель магистерской диссертации - исследование своеобразие критичности в романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные», определение традиций русского реалистического искусства в творчестве Достоевского, его связи с «натуральной школой», выявление поэтических особенностей романа.
В данной работе мы ставим задачу изучить отдельные этапы раннего периода творчества Ф.М. Достоевского и проанализировать роман «Униженные и оскорбленные», определив своеобразие критического реализма. Научная литература, изучающая творчество Ф.М. Достоевского богата и продолжает пополняться как новыми трудами, так и новыми точками зрения на уже известные факты [см. 6, 9, 12, 15, 16, 30, 31, 47].
Материалом магистерской диссертации стал роман «Униженные и оскорбленные», а также повести 40-60-х годов.
Особое внимание в исследовании мы уделяем отдельным фактам из биографии писателя. В первой главе мы пытаемся показать, как автор пришел к проблематике «униженных и оскорбленных». Мы видим, какой долгий путь страданий проходит сам Достоевский, прежде чем обратиться к данной проблеме.
Во второй главе нашего исследования мы переходим непосредственно к творчеству Достоевского: тщательно исследуется роман Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные». Мы видим, что в создании основных образов, характеристике их психологии, поведения, языка он смело выступил как оригинальный творец-художник.
Художник слова осознает свое время, свою эпоху как один из этапов развития общества, страны, государства. Он анализирует историю своей страны, своего народа, чтобы сделать далеко идущие выводы о настоящем и будущем, и тогда его произведения становятся для народа своеобразной памятью.
Писатель нередко берет в качестве предмета своего художественного исследования определенную эпоху, играющую переломную роль в истории народа и через призму судьбы одного или нескольких героев воссоздает и эпоху, и исторические события, и процесс формирования героя.
Историзм у Достоевского заключается не только в точном изображении минувшего времени, он также состоит и в умении автора вывести из соприкосновения прошлого и настоящего актуальные проблемы, попытаться разрешить сложные вопросы современности.
Интересным художественным достижением Ф.М. Достоевского является создание нового романа. «Униженные и оскорбленные» по жанру - «фельетонный роман».
В третьей части исследования рассматривается поэтика романа. Здесь мы отметили особенности полифонического романа: своеобразие критического реализма, художественные особенности языка романа.
Изученность проблемы. Литературоведение XX века глубоко исследовало творчество Ф.М. Достоевского во всем его многообразии, в мучительной противоречивости и сложности. Наиболее значительными нам представляются труды М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского» (1979);
С.В. Белова «Ф.М. Достоевский» (1990); Л. Гроссмана «Поэтика Достоевского» (1952); В.Н. Захарова «Система жанров Достоевского» (1985); Ю.В. Кудрявцева «Три круга Достоевского» (1996); В.Я. Кирпотина «Мир Достоевского» (1983); В.В. Сердюка «Прозрение Достоевского» (2003).
При всей изученности творчества великого писателя, есть произведения вызывающие особый интерес, менее исследованные и добавляющие новый штрих к отдельным страницам творчества. Кроме того, на наш взгляд, каждое новое поколение по-своему оценивает величие поэтического дарования Ф.М. Достоевского.
Русская литература второй половины XIX века отличается своей аналитичностью: она как бы раскрывает скобки за теми сжатыми художественными формулами, которые были даны Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем. Из «Капитанской дочки» Пушкина, из «Бородино» Лермонтова - произведений, кратких по форме и емких по содержанию, вырастают крупные романы И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.
При разработке данной темы в магистерской диссертации были поставлены следующие задачи:
• исследовать проблематику «униженных и оскорбленных»;
• выявить жанровые особенности романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные»;
• уделить внимание специфике создания характера героя в романе Достоевского;
• исследовать поэтические особенности прозы Ф.М. Достоевского.
Во “Введении” мы коротко наметили те неясные и спорные проблемы, касающиеся жизни и творчества Достоевского, которым далее посвящены три главы.
Цель магистерской диссертации - исследование своеобразие критичности в романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные», определение традиций русского реалистического искусства в творчестве Достоевского, его связи с «натуральной школой», выявление поэтических особенностей романа.
В данной работе мы ставим задачу изучить отдельные этапы раннего периода творчества Ф.М. Достоевского и проанализировать роман «Униженные и оскорбленные», определив своеобразие критического реализма. Научная литература, изучающая творчество Ф.М. Достоевского богата и продолжает пополняться как новыми трудами, так и новыми точками зрения на уже известные факты [см. 6, 9, 12, 15, 16, 30, 31, 47].
Материалом магистерской диссертации стал роман «Униженные и оскорбленные», а также повести 40-60-х годов.
Особое внимание в исследовании мы уделяем отдельным фактам из биографии писателя. В первой главе мы пытаемся показать, как автор пришел к проблематике «униженных и оскорбленных». Мы видим, какой долгий путь страданий проходит сам Достоевский, прежде чем обратиться к данной проблеме.
Во второй главе нашего исследования мы переходим непосредственно к творчеству Достоевского: тщательно исследуется роман Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные». Мы видим, что в создании основных образов, характеристике их психологии, поведения, языка он смело выступил как оригинальный творец-художник.
Художник слова осознает свое время, свою эпоху как один из этапов развития общества, страны, государства. Он анализирует историю своей страны, своего народа, чтобы сделать далеко идущие выводы о настоящем и будущем, и тогда его произведения становятся для народа своеобразной памятью.
Писатель нередко берет в качестве предмета своего художественного исследования определенную эпоху, играющую переломную роль в истории народа и через призму судьбы одного или нескольких героев воссоздает и эпоху, и исторические события, и процесс формирования героя.
Историзм у Достоевского заключается не только в точном изображении минувшего времени, он также состоит и в умении автора вывести из соприкосновения прошлого и настоящего актуальные проблемы, попытаться разрешить сложные вопросы современности.
Интересным художественным достижением Ф.М. Достоевского является создание нового романа. «Униженные и оскорбленные» по жанру - «фельетонный роман».
В третьей части исследования рассматривается поэтика романа. Здесь мы отметили особенности полифонического романа: своеобразие критического реализма, художественные особенности языка романа.
Изученность проблемы. Литературоведение XX века глубоко исследовало творчество Ф.М. Достоевского во всем его многообразии, в мучительной противоречивости и сложности. Наиболее значительными нам представляются труды М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского» (1979);
С.В. Белова «Ф.М. Достоевский» (1990); Л. Гроссмана «Поэтика Достоевского» (1952); В.Н. Захарова «Система жанров Достоевского» (1985); Ю.В. Кудрявцева «Три круга Достоевского» (1996); В.Я. Кирпотина «Мир Достоевского» (1983); В.В. Сердюка «Прозрение Достоевского» (2003).
При всей изученности творчества великого писателя, есть произведения вызывающие особый интерес, менее исследованные и добавляющие новый штрих к отдельным страницам творчества. Кроме того, на наш взгляд, каждое новое поколение по-своему оценивает величие поэтического дарования Ф.М. Достоевского.
Русская литература второй половины XIX века отличается своей аналитичностью: она как бы раскрывает скобки за теми сжатыми художественными формулами, которые были даны Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем. Из «Капитанской дочки» Пушкина, из «Бородино» Лермонтова - произведений, кратких по форме и емких по содержанию, вырастают крупные романы И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.
При разработке данной темы в магистерской диссертации были поставлены следующие задачи:
• исследовать проблематику «униженных и оскорбленных»;
• выявить жанровые особенности романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные»;
• уделить внимание специфике создания характера героя в романе Достоевского;
• исследовать поэтические особенности прозы Ф.М. Достоевского.
Во “Введении” мы коротко наметили те неясные и спорные проблемы, касающиеся жизни и творчества Достоевского, которым далее посвящены три главы.
В историю отечественной и мировой культуры Ф.М. Достоевский вошел не только как гениальный художник, запечатлевший на страницах своих произведений «память о муках людских» (М. Горький), о страданиях, униженных и оскорбленных, но и как глубокий мыслитель, выдвинувший целый ряд философских, нравственных, религиозных и политических идей, которые не утратили своей злободневности до сих пор.
Читая его произведения, приходишь к выводу, что с тобой беседует не классик далекого XIX столетия, а современник, прекрасно осведомленный, о чем пишут газеты и журналы наших дней, глубоко разбирающийся в сложнейших духовных, экономических и нравственных вопросах, вставших перед нами в последнее смутное десятилетие.
Взглянуть на Ф.М. Достоевского с точки зрения сегодняшнего дня - значит выяснить, какие его художественно-философские открытия преломляются в современной литературе, в творчестве писателей, которые не проявляли, на первый взгляд, особого интереса к Ф.М. Достоевскому, но которые, тем не менее, учитывали его опыт в решении коренных вопросов человеческого Бытия.
Проблемы, которые волновали и мучили Ф.М. Достоевского, - это вековечные, старые как мир, и новые, как сегодняшний день, вопросы человека о мире, вопросы о счастье и смысле жизни. Ставя и разрешая задачи общечеловеческого характера и значения, Ф.М. Достоевский ведет нас к познанию жизни своим особым путем, мучительно выстраданным и всесторонне продуманным.
В русской литературе 50-60-х годов XIX века намечаются серьезные сдвиги в проблематике и художественных принципах «натуральной школы»: появляются «Бедные люди» и «Двойник» Ф. Достоевского, «Деревня» и «Антон Горемыка» Д. Григоровича, «Сорока- воровка» и «Кто виноват» А. Герцена, «Обыкновенная история» И. Гончарова, «Записки охотника» И. Тургенева.
Из этого ряда следует выделить первого писателя, творчество которого отразило принципиальный сдвиг, происшедший в литературе «натуральной школы» - это Ф.М. Достоевский.
Появление повести «Бедные люди» знаменовало значительный переворот в проблематике и образной системе «натуральной школы», «Маленький человек» под пером Достоевского превращается в личность, несущую на себе тяжесть времени, в страдающего человека, наделенного огромным внутренним духовным миром.
Гуманизм «натуральной школы» сказался у Достоевского не только в протесте против угнетения низших слоев общества, но и в утверждении высокого этнического содержания личности, ценность которой не признается обществом.
Чаще всего счастье и смысл жизни, по Ф.М. Достоевскому, достигаются путем страданий. Но они не самоцель. Это духовный путь человека, пытающегося найти свое место в несправедливо устроенном мире. Они, по мысли Достоевского, дают человеку ключ к сочувственному пониманию чужих страданий, чужого горя, делают его нравственно более чутким и жизненно более опытным и закаленным.
Роман «Униженные и оскорбленные» стоит в преддверии романов- трагедий. Изучая их композицию, мы проникаем в самый процесс созидания новой формы; формируется новый жанр, вырабатывается новый повествовательный стиль. «Роман-трагедия» не высокого происхождения, в основе которого лежит «бульварная литература»: роман приключений и роман уголовный.
Достоевский начинает свое восхождение с низин, но он возводит вульгарные и второсортные литературные формы на вершину высокого искусства. Известные литературные шаблоны наполняются гениальным психологическим и идеологическим содержанием. «Духовный реализм» писателя - в изображении жизни идей. Авантюрный роман помог ему воплотить идеи в конкретную форму. Он научил писателя драматизму действия и динамике сюжетного построения. Так, впоследствии «уголовщина» превратилась в шедевры «Преступления и наказания» и «Братьев Карамазовых».
Ф.М. Достоевский - наш современник, он продолжает оказывать огромное влияние на духовную жизнь общества. Его творчество оказало воздействие на культуру XIX-XX веков, на многих мыслителей и художников: А. Эйнштейн, М. Манн, У. Фолкнер, Ф. Феллини, К. Федин, А. Камю, А. Зегерс и многих других.
Читая его произведения, приходишь к выводу, что с тобой беседует не классик далекого XIX столетия, а современник, прекрасно осведомленный, о чем пишут газеты и журналы наших дней, глубоко разбирающийся в сложнейших духовных, экономических и нравственных вопросах, вставших перед нами в последнее смутное десятилетие.
Взглянуть на Ф.М. Достоевского с точки зрения сегодняшнего дня - значит выяснить, какие его художественно-философские открытия преломляются в современной литературе, в творчестве писателей, которые не проявляли, на первый взгляд, особого интереса к Ф.М. Достоевскому, но которые, тем не менее, учитывали его опыт в решении коренных вопросов человеческого Бытия.
Проблемы, которые волновали и мучили Ф.М. Достоевского, - это вековечные, старые как мир, и новые, как сегодняшний день, вопросы человека о мире, вопросы о счастье и смысле жизни. Ставя и разрешая задачи общечеловеческого характера и значения, Ф.М. Достоевский ведет нас к познанию жизни своим особым путем, мучительно выстраданным и всесторонне продуманным.
В русской литературе 50-60-х годов XIX века намечаются серьезные сдвиги в проблематике и художественных принципах «натуральной школы»: появляются «Бедные люди» и «Двойник» Ф. Достоевского, «Деревня» и «Антон Горемыка» Д. Григоровича, «Сорока- воровка» и «Кто виноват» А. Герцена, «Обыкновенная история» И. Гончарова, «Записки охотника» И. Тургенева.
Из этого ряда следует выделить первого писателя, творчество которого отразило принципиальный сдвиг, происшедший в литературе «натуральной школы» - это Ф.М. Достоевский.
Появление повести «Бедные люди» знаменовало значительный переворот в проблематике и образной системе «натуральной школы», «Маленький человек» под пером Достоевского превращается в личность, несущую на себе тяжесть времени, в страдающего человека, наделенного огромным внутренним духовным миром.
Гуманизм «натуральной школы» сказался у Достоевского не только в протесте против угнетения низших слоев общества, но и в утверждении высокого этнического содержания личности, ценность которой не признается обществом.
Чаще всего счастье и смысл жизни, по Ф.М. Достоевскому, достигаются путем страданий. Но они не самоцель. Это духовный путь человека, пытающегося найти свое место в несправедливо устроенном мире. Они, по мысли Достоевского, дают человеку ключ к сочувственному пониманию чужих страданий, чужого горя, делают его нравственно более чутким и жизненно более опытным и закаленным.
Роман «Униженные и оскорбленные» стоит в преддверии романов- трагедий. Изучая их композицию, мы проникаем в самый процесс созидания новой формы; формируется новый жанр, вырабатывается новый повествовательный стиль. «Роман-трагедия» не высокого происхождения, в основе которого лежит «бульварная литература»: роман приключений и роман уголовный.
Достоевский начинает свое восхождение с низин, но он возводит вульгарные и второсортные литературные формы на вершину высокого искусства. Известные литературные шаблоны наполняются гениальным психологическим и идеологическим содержанием. «Духовный реализм» писателя - в изображении жизни идей. Авантюрный роман помог ему воплотить идеи в конкретную форму. Он научил писателя драматизму действия и динамике сюжетного построения. Так, впоследствии «уголовщина» превратилась в шедевры «Преступления и наказания» и «Братьев Карамазовых».
Ф.М. Достоевский - наш современник, он продолжает оказывать огромное влияние на духовную жизнь общества. Его творчество оказало воздействие на культуру XIX-XX веков, на многих мыслителей и художников: А. Эйнштейн, М. Манн, У. Фолкнер, Ф. Феллини, К. Федин, А. Камю, А. Зегерс и многих других.
Подобные работы
- Униженные и оскорбленные – проблема пространства
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2021 - РОМАНТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА: ЭВОЛЮЦИЯ И ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2018 - Эволюция образа «рыцаря бедного» в творчестве Ф. М. Достоевского
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021 - Проблема становления характера в незавершенном романе Ф. М. Достоевского «Неточка Незванова»: анализ эпического произведения
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - Мелкие люди» русской литературы XIX-XX века (Ленинградский Государственный Университет имени А.С. Пушкина)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - ТЕМА ДЕТСТВА В ПРОЗЕ А. И. КУПРИНА
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2017 - РЕЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСТВА Н.В. ГОГОЛЯ В ИТАЛЬЯНСКОМ НЕОРЕАЛИСТИЧЕСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ: «IL САРРОТТО» («ШИНЕЛЬ») А. ЛАТТУАДЫ И «GLI ANNI RUGGENTI» («РЕВУЩИЕ ГОДЫ») Л. ДЗАМПЫ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2020



