Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РУССКИЙ КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ И РОМАН Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ»

Работа №58003

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы92
Год сдачи2020
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
374
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ДОРОГИ ИСКАНИЙ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО 7
ГЛАВА 2. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА И РОМАН «УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ» 38
ГЛАВА 3. ПОЭТИКА РОМАНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ


Выдающиеся явления в литературе остаются в человеческой памяти навсегда, так как их непреходящее значение оценивается не только в свете жизненных вопросов описываемой эпохи, но и в свете позднейшей истории человечества. В литературе известно немало художников слова, значение творчества которых со временем не только не уменьшалось, а возрастало, расширялось, вызвало все больший интерес. К числу таких бессмертных писателей относиться Ф.М. Достоевский. Достоевскому всегда было присуще творческое представление о смысле жизни, в его произведения властно вторгалось время.
Цель магистерской диссертации - исследование своеобразие критичности в романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные», определение традиций русского реалистического искусства в творчестве Достоевского, его связи с «натуральной школой», выявление поэтических особенностей романа.
В данной работе мы ставим задачу изучить отдельные этапы раннего периода творчества Ф.М. Достоевского и проанализировать роман «Униженные и оскорбленные», определив своеобразие критического реализма. Научная литература, изучающая творчество Ф.М. Достоевского богата и продолжает пополняться как новыми трудами, так и новыми точками зрения на уже известные факты [см. 6, 9, 12, 15, 16, 30, 31, 47].
Материалом магистерской диссертации стал роман «Униженные и оскорбленные», а также повести 40-60-х годов.
Особое внимание в исследовании мы уделяем отдельным фактам из биографии писателя. В первой главе мы пытаемся показать, как автор пришел к проблематике «униженных и оскорбленных». Мы видим, какой долгий путь страданий проходит сам Достоевский, прежде чем обратиться к данной проблеме.
Во второй главе нашего исследования мы переходим непосредственно к творчеству Достоевского: тщательно исследуется роман Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные». Мы видим, что в создании основных образов, характеристике их психологии, поведения, языка он смело выступил как оригинальный творец-художник.
Художник слова осознает свое время, свою эпоху как один из этапов развития общества, страны, государства. Он анализирует историю своей страны, своего народа, чтобы сделать далеко идущие выводы о настоящем и будущем, и тогда его произведения становятся для народа своеобразной памятью.
Писатель нередко берет в качестве предмета своего художественного исследования определенную эпоху, играющую переломную роль в истории народа и через призму судьбы одного или нескольких героев воссоздает и эпоху, и исторические события, и процесс формирования героя.
Историзм у Достоевского заключается не только в точном изображении минувшего времени, он также состоит и в умении автора вывести из соприкосновения прошлого и настоящего актуальные проблемы, попытаться разрешить сложные вопросы современности.
Интересным художественным достижением Ф.М. Достоевского является создание нового романа. «Униженные и оскорбленные» по жанру - «фельетонный роман».
В третьей части исследования рассматривается поэтика романа. Здесь мы отметили особенности полифонического романа: своеобразие критического реализма, художественные особенности языка романа.
Изученность проблемы. Литературоведение XX века глубоко исследовало творчество Ф.М. Достоевского во всем его многообразии, в мучительной противоречивости и сложности. Наиболее значительными нам представляются труды М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского» (1979);
С.В. Белова «Ф.М. Достоевский» (1990); Л. Гроссмана «Поэтика Достоевского» (1952); В.Н. Захарова «Система жанров Достоевского» (1985); Ю.В. Кудрявцева «Три круга Достоевского» (1996); В.Я. Кирпотина «Мир Достоевского» (1983); В.В. Сердюка «Прозрение Достоевского» (2003).
При всей изученности творчества великого писателя, есть произведения вызывающие особый интерес, менее исследованные и добавляющие новый штрих к отдельным страницам творчества. Кроме того, на наш взгляд, каждое новое поколение по-своему оценивает величие поэтического дарования Ф.М. Достоевского.
Русская литература второй половины XIX века отличается своей аналитичностью: она как бы раскрывает скобки за теми сжатыми художественными формулами, которые были даны Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем. Из «Капитанской дочки» Пушкина, из «Бородино» Лермонтова - произведений, кратких по форме и емких по содержанию, вырастают крупные романы И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.
При разработке данной темы в магистерской диссертации были поставлены следующие задачи:
• исследовать проблематику «униженных и оскорбленных»;
• выявить жанровые особенности романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные»;
• уделить внимание специфике создания характера героя в романе Достоевского;
• исследовать поэтические особенности прозы Ф.М. Достоевского.
Во “Введении” мы коротко наметили те неясные и спорные проблемы, касающиеся жизни и творчества Достоевского, которым далее посвящены три главы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В историю отечественной и мировой культуры Ф.М. Достоевский вошел не только как гениальный художник, запечатлевший на страницах своих произведений «память о муках людских» (М. Горький), о страданиях, униженных и оскорбленных, но и как глубокий мыслитель, выдвинувший целый ряд философских, нравственных, религиозных и политических идей, которые не утратили своей злободневности до сих пор.
Читая его произведения, приходишь к выводу, что с тобой беседует не классик далекого XIX столетия, а современник, прекрасно осведомленный, о чем пишут газеты и журналы наших дней, глубоко разбирающийся в сложнейших духовных, экономических и нравственных вопросах, вставших перед нами в последнее смутное десятилетие.
Взглянуть на Ф.М. Достоевского с точки зрения сегодняшнего дня - значит выяснить, какие его художественно-философские открытия преломляются в современной литературе, в творчестве писателей, которые не проявляли, на первый взгляд, особого интереса к Ф.М. Достоевскому, но которые, тем не менее, учитывали его опыт в решении коренных вопросов человеческого Бытия.
Проблемы, которые волновали и мучили Ф.М. Достоевского, - это вековечные, старые как мир, и новые, как сегодняшний день, вопросы человека о мире, вопросы о счастье и смысле жизни. Ставя и разрешая задачи общечеловеческого характера и значения, Ф.М. Достоевский ведет нас к познанию жизни своим особым путем, мучительно выстраданным и всесторонне продуманным.
В русской литературе 50-60-х годов XIX века намечаются серьезные сдвиги в проблематике и художественных принципах «натуральной школы»: появляются «Бедные люди» и «Двойник» Ф. Достоевского, «Деревня» и «Антон Горемыка» Д. Григоровича, «Сорока- воровка» и «Кто виноват» А. Герцена, «Обыкновенная история» И. Гончарова, «Записки охотника» И. Тургенева.
Из этого ряда следует выделить первого писателя, творчество которого отразило принципиальный сдвиг, происшедший в литературе «натуральной школы» - это Ф.М. Достоевский.
Появление повести «Бедные люди» знаменовало значительный переворот в проблематике и образной системе «натуральной школы», «Маленький человек» под пером Достоевского превращается в личность, несущую на себе тяжесть времени, в страдающего человека, наделенного огромным внутренним духовным миром.
Гуманизм «натуральной школы» сказался у Достоевского не только в протесте против угнетения низших слоев общества, но и в утверждении высокого этнического содержания личности, ценность которой не признается обществом.
Чаще всего счастье и смысл жизни, по Ф.М. Достоевскому, достигаются путем страданий. Но они не самоцель. Это духовный путь человека, пытающегося найти свое место в несправедливо устроенном мире. Они, по мысли Достоевского, дают человеку ключ к сочувственному пониманию чужих страданий, чужого горя, делают его нравственно более чутким и жизненно более опытным и закаленным.
Роман «Униженные и оскорбленные» стоит в преддверии романов- трагедий. Изучая их композицию, мы проникаем в самый процесс созидания новой формы; формируется новый жанр, вырабатывается новый повествовательный стиль. «Роман-трагедия» не высокого происхождения, в основе которого лежит «бульварная литература»: роман приключений и роман уголовный.
Достоевский начинает свое восхождение с низин, но он возводит вульгарные и второсортные литературные формы на вершину высокого искусства. Известные литературные шаблоны наполняются гениальным психологическим и идеологическим содержанием. «Духовный реализм» писателя - в изображении жизни идей. Авантюрный роман помог ему воплотить идеи в конкретную форму. Он научил писателя драматизму действия и динамике сюжетного построения. Так, впоследствии «уголовщина» превратилась в шедевры «Преступления и наказания» и «Братьев Карамазовых».
Ф.М. Достоевский - наш современник, он продолжает оказывать огромное влияние на духовную жизнь общества. Его творчество оказало воздействие на культуру XIX-XX веков, на многих мыслителей и художников: А. Эйнштейн, М. Манн, У. Фолкнер, Ф. Феллини, К. Федин, А. Камю, А. Зегерс и многих других.



1. Анциферов Н.П. Душа Петербурга; Петербург Достоевского; Быль и миф Петербурга. - М.: Книга: Ред.-изд. центр № 2 «Канон», 1991.
2. Анциферов Н.П. Непостижимый город... - СПб: Лениздат,1991.
3. Арденс Н.Н. Ссыльный № 33. - М.: Советский писатель, 1967.
4. Аскольдов С.А. «Религиозно-этическое значение Достоевского» в книге «Ф.М. Достоевский. Статьи и материалы». Сб.1, под ред. А.С. Долинина. - М.-Л.: Мысль, 1922.
5. Басина М.Я. Сквозь сумрак белых ночей: Документальная повесть. - Л.: Детская литература. Ленинградское отделение, 1979.
6. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Советская Россия, 1979.
7. Белопольский В.Н. Достоевский и философская мысль его эпохи; Концепция человека [Отв. ред. В.В. Курилов]. - Ростов- на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1987.
8. Бельчиков Н.Ф. Достоевский в процессе петрашевцев. - М.: Наука, 1971.
9. Белов С.В. Ф.М. Достоевский. - М.: Просвещение, 1990.
10. Белик А.П. Художественные образы Ф.М.
Достоевского. - М.:
Наука, 1974.
11. Брегова Д.Д. Дорога исканий. Молодость Достоевского. - М.: Советский писатель, 1971.
12. Бурсов Б.И. Личность Достоевского. - М.: Советский писатель, 1979.
13. Бурсов Б.И. Избранные работы. - Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1982.
14. Буянова Е.Г. Романы Ф.М. Достоевского. - М.: МГУ,
1998.
15. Гроссман Л. Поэтика Достоевского. - М., 1952.
16. Гус М.С. Идеи и образы Ф.М. Достоевского. - М.: Художественная литература, 1971.
17. Гус М.С. Идеи и образы Ф.М. Достоевского. - М.: Гослитиздат, 1962.
18. Достоевский в конце XX века. - М.: Классик плюс,
1996.
19. Достоевский Ф.М. в русской критике [Сборник статей]. - М.: Советский писатель, 1956.
20. Достоевская А.Г. Дневник - 1867. - М.: Наука, 1993.
21. Достоевский Ф.М. Об искусстве [Статьи и рецензии]. - М.: Советский писатель, 1973.
22. Достоевский и его время [Сборник статей под ред. Базанова В.]. - Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1971.
23. Достоевский - художник и мыслитель [Сборник статей]. - М.: Советский писатель, 1972.
24. Днепров В.Д. Идеи, страсти, поступки. Из художественного опыта Достоевского. - Л.: Издательство ЛГУ, 1978.
25. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Т. 28. - Л.: Наука, 1985.
26. Добролюбов Н.А. Собрание сочинений в 3 томах. Т. 3. - М.: Наука, 1979.
27. Ермакова М.Я. Романы Достоевского и творческие искания в русской литературе XX века. - Горький, Волго-Вят. кн. из-во, 1973.
28. Захаров В.Н. Система жанров Достоевского: Типология и поэтика. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.
29. Иванов В.В. «Достоевский и роман-трагедия» в книге «Борозды и межи». - М., 1916.
30. Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун XIX века. - М.: Советский
писатель, 1989.
31. Касаткина Т.А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». - М.: ИМЛИ РАН, 2004.
32. Кашина Н.В. Человек в творчестве Ф.М. Достоевского. - М.: Художественная литература, 1986.
33. Кирпотин В.Я. Ф.М. Достоевский. Творческий путь (1921-1859). - М.: Гослитиздат, 1960.
34. Клейман Р.Я. Сквозные мотивы творчества Достоевского в историко- культурной перспективе. - Кишинев, 1985.
35. Кудрявцев Ю.В. Три круга Достоевского: Событийное. Временное. Вечное. - М.: Наука, 1994.
36. Караулова Ю.Н. Слово у Достоевского. - М.: Наука,1996.
37. Кулешов В.И. Жизнь и творчество Достоевского. - М.: Советский писатель, 1984.
38. Кирпотин В.Я. Избранные работы. В 3 томах. - М.: Художественная литература, 1978.
39. Кирпотин В.Я. Мир Достоевского: Статьи, исследования. - М.: Современный писатель, 1983.
40. Нечаева В.С. Ранний Достоевский. - М.: Наука, 1979.
41.Одиноков В.Г. Типология образов в художественной системе Ф.М. Достоевского. - Новосибирск: Наука, Сиб. отд- ние, 1981.
42. Розенблюм Л.М. Творческие дневники Достоевского. - М.: Наука, 1981.
43. Слово Достоевского. Сборник статей / Под ред. Ю.Н. Караулова. - М., 1996.
44. Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского. - М.: Советский писатель, 1979.
45. Тарасов Б.Н. «Закон Я» и «Закон любви». - М.: Знание, 1991.
46. Твардовская В.А. Достоевский в общественной жизни России. - М.: Наука, 1990.
47. Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. - М.-Л.: Наука, 1964.
48. Чирков Н.М. О стиле Достоевского. Проблематика, идеи, образы. М.: Наука, 1967.
49. Щенников Г.К. Достоевский и русский реализм. - Свердловск: Из-во Урал, ун-та, 1987.
50. Щенников Г.К. Художественное мышление Ф.М. Достоевского. - Свердловск: Из-во Урал, ун-та, 1978.
51. Этов В.И. Достоевский. Очерк творчества. - М: Просвещение, 1968.
52. Якушин Н.И. Достоевский в Сибири. - Кемерово, 1960.
II
53. Берковский Н.Я. О Достоевском // Звезда. - М., 2002. - № 2.
54. Дмитриева Л.Л. Символика цвета в романе Достоевского // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». - М., 2001. № 32.
55. Ефимов И.Н. Несовместимые миры Достоевского и Толстого // Звезда. -М., 2002. - № 11.
56. Жеребкина И.А. Подчиниться или погибнуть. Парадоксы женской субъективации в русской культуре конца XIX века // Общественные науки и современность. - М., 2002. - № 3.
57. Кедров К.Д. «Восстановление погибшего человека». К вопросу о положительном идеале у Достоевского // Новый мир. - М., 1981. - № 10.
58. Мэтлок Д.Д. Литература и политика: Ф. Достоевский // Вопросы литературы. - М., 1989. - № 3.
59. Смирнова Л.Н. «Мир красотой спасается». Категория красоты в творчестве Достоевского // Литература в школе. - М., 2004.
60. Сердюк В.В. Прозрение Достоевского // Наш современник.
- М.: Наука, 2003. - № 7.
61. Тарасов Б.Н. “Лучший человек... [О положительном герое в творчестве Достоевского] // Литература в школе. - М., 2001.- № 5.
62. Юрьева О.Ю. Тема семьи и семейного воспитания в «дневникеписателя» Ф.М. Достоевского // Литература в школе. - М., 2003. - № 8.
63. Юрьева О.Ю. Синтез как мирообразующий принцип в творчестве Ф.М. Достоевского // Филологические науки.- М., 2003. - №1.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ