Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема становления характера в незавершенном романе Ф. М. Достоевского «Неточка Незванова»: анализ эпического произведения

Работа №95916

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы97
Год сдачи2018
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
117
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО 26
1.1. Первые литературные опыты 26
1.2. Формирование реализма: «Бедные люди», «Двойник», «Господин Прохарчин» 29
1.3. «Неточка Незванова»: история создания романа и первые отклики ....41
ГЛАВА 2. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПСИХОЛОГИЗМ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ОСВЕЩЕНИИ 51
2.1. О сущности понятия «психологизм» 51
2.2. Формы и приемы психологического изображения 56
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ «НЕТОЧКИ НЕЗВАНОВОЙ»:
СТАНОВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА ГЛАВНОЙ ГЕРОИНИ 63
3.1. «Детство» (гл. I-III)
3.2. «Новая жизнь» (гл. IV-V)
3.3. «Тайна» (гл. VI-VII) 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95



В литературоведении советского периода «Неточка Незванова», как правило, рассматривалась в контексте раннего творчества Ф. М. Достоевского. Работа К. В. Мочульского «Достоевский: Жизнь и творчество», вышедшая в 1947 г. в Париже, - одно из первых фундаментальных исследований литературного наследия писателя. Касаясь проблемы жанровой специфики «Неточки Незвановой», в начале своей работы исследователь говорит о том, что это роман, распадающийся на три самостоятельные части, объединенные личностью главной героини, от лица которой ведется повествование. Но уже после Мочульский весьма однозначно пишет, что это - не роман, а три повести, первая из которых посвящена отчиму главной героини, музыканту Ефимову, и кончается его трагической смертью, вторая - истории взаимоотношений Неточки и княжны Кати, прерывающаяся их разлукой, третья, единственная незавершенная, по мнению исследователя, часть - жизни у Александры Михайлов-ны, дочери княгини от первого брака, и ее мужа Петра Александровича. По мнению Мочульского, нет единства между тремя частями произведения, они дистанцированы друг от друга композиционно и стилистически, что и позволяет сделать вывод об их автономности. Следовательно, говорить об отнесенности «Неточки Незвановой» к романному жанру, с точки зрения исследователя, не приходится.
Обращаясь к образу Неточки, Мочульский отмечает ее привязанность к отчиму, перерастающую в болезненную любовь, которая побуждает к краже денег у матери (при этом Неточка понимает порочность своего поступка). С одной стороны, Мочульский указывает, что «никогда впоследствии Достоевский не подходил с таким бесстрашием к анализу эротической стихии в детской душе. Невинная Неточка переживает сложное чувство к отчиму, материнское сострадание, детскую привязанность, взрослую страсть. В этой первичной полноте эмоции еще не проходят границы между нормальным и ненормальным». Но с другой, исследователь утверждает, что «Неточка - слишком бледная фигура, слишком рассказчица, а не героиня. Она всегда скромно уступает место другим персонажам и не в силах объединить вокруг своей личности события романа. Она рассказывает историю своей жизни, но судьба ее - сопровождать жизнь людей более значительных, чем она сама» . Очевидно, это противоречие во взглядах Мочульского может свидетельствовать о сложности образа Неточки Незвановой.
К. В. Мочульский, переходя к анализу второй повести, обращается к истории сложных взаимоотношений Неточки и Кати в княжеском доме, куда героиня попадает вскоре после смерти родителей. В этой повести на первый план выходит тема «страшной силы красоты». Неточка с первого взгляда влюбляется в новую подругу, ее до восторга поражает в ней все: прелестное личико, изящество, наряд. Так, подготавливаются образы последующих героинь Достоевского - «гордых женщин», «ослепительных красавиц, пронзающих душу эстетическим восторгом». В повести «Неточка Незванова» Достоевский вновь пользуется приемом длительной психологической подготовки и неожиданной развязки: ответное чувство от Кати, гордой, жестокой, раздражительной, Неточке пришлось ждать достаточно долго. Но ожидание только усиливало привязанность Неточки, принимающую вид «эротической стихии», в изображении которой, по мысли Мочульского, раскрывалась ее тонко чувствующая душевная организация.
История отношений Неточки и Кати заканчивается вместе с переездом семьи князя в Москву, а для главной героини начинается новый жизненный этап длиною в восемь лет. Снова повторяется, как утверждает Мочульский, композиционная схема первой и второй повестей: однообразная жизнь в доме Петра Александровича и Александры Михайловны в один момент перерастает в крупную семейную драму, в которой Неточка становится и зачинщиком, и наблюдателем, и непосредственным участником. Но развязка, по мнению исследователя, осложняется незавершенностью повествования. Казалось бы, тихая и размеренная жизнь главной героини в окружении супружеской пары вдруг оживляется сценой с письмом, найденном Неточкой в домашней библиотеке в романе Вальтера Скотта «Сент-Ронанские воды». Но эта сцена обрывается на драматической ноте, на разоблачении Петра Александровича и всей истории жизни их семьи в целом. Неточка выступает здесь, по мнению К. В. Мо¬чульского, не только обличителем «страшного злодея», скрывающегося под маской благодетеля, но и единственным человеком, понявшим трагедию Александры Михайловны и решающим заступиться за нее и даже отомстить. Но полного раскрытия образ Неточки в третьей повести, по мысли исследователя, не получает.
В. Я. Кирпотин в работе «Молодой Достоевский» (1947), в отличие от К. В. Мочульского, указывает, что «Неточка Незванова» все же - незавершенный роман, содержащий в себе три цикла событий, хотя помещает анализ этого произведения в раздел «Повести о мечтателях». Исследователь указывает на то общее, что связывает все ранние произведения Достоевского: внимание к избранной среде, к обездоленным людям, интерес к «тайне человека» и др. Вместе с тем исследователь видит и отличия. «Неточка Незванова», по мнению Кирпотина, - история не одного события из жизни героини, а история всей ее жизни, начиная с ранних лет. Если в ранних повестях Достоевского, замечает исследователь, время измерялось часами и днями, то в «Неточке» наблюдается расширение временных границ: история музыканта Ефимова, предваряющая основные события, длится 10 лет, история главной героини охватывает одиннадцать лет ее жизни. При этом не будем забывать, что роман остался незаконченным. «Этот пунктуальный счет времени, - пишет Кирпотин, - показывает, что Достоевский изменял привычные темпы своих произведений совершенно сознательно, по строго продуманному плану». Одним из первых в литературоведении В. Я. Кирпотин сказал о том, что композиционно «Неточка Незванова» близка к «воспитательным романам» конца XVIII века.
К образу Ефимова, художника-разночинца, В. Я. Кирпотин, так же, как и К. В. Мочульский, проявляет особый интерес. Однако исследователь сразу оговаривается, что история жизни музыканта нужна была Достоевскому как предыстория самой Неточки, сознание которой формируется в гнетущей атмосфере. «В самом Ефимове, - считает Кирпотин, - Достоевского интересовала по преимуществу не судьба художника, а социальное и философское объяснение его удела». Исследователь отмечает: «История Ефимова замечательна гениальным проникновением Достоевского в природу художнического дарования, глубоким пониманием соотношения таланта и труда, призвания и школы, искусства и мастерства». Но герой Достоевского не справился с грузом выпавших на его долю бед и невзгод: «истина (разом рухнувшие мечты, которым в действительности не суждено было сбыться) убила Ефимова, потому что всем своим прошлым он не был подготовлен к восприятию ее». Он оказался не готов к труду, к предстоящим обязанностям, сделался «жестоким» мечтателем (желал смерти жене, не щадил чувств Неточки). Важно напомнить, что В. Я. Кирпотин относит к разряду мечтателей и мать Неточки, погибшую от ударов действительности, и, собственно, главную героиню романа.
Как утверждает исследователь, в «Неточке Незвановой» дан «генезис мечтательного характера»: «Шаг за шагом, с самых детских лет, прослеживает Достоевский формирование психологического склада Неточки. Достоевский показывает, что образование типа мечтателя обусловлено обстоятельствами и воспитанием». Таким образом, судьба человека зависит от окружающих его условий, внешних факторов. В связи с этим В. Я. Кирпотин вспоминает и Лареньку, предполагавшегося Достоевским партнера главной героини (в романе данный персонаж заменен на княжну Катю), который вырастал деспотом под воздействием среды и воспитания.
В. Я. Кирпотин выявляет существенное отличие Неточки от других героев Достоевского: она не была «слабым сердцем», с развитием действия в ней раскрываются черты активного волевого темперамента, и открытая борьба с Петром Александровичем выступает своеобразным результатом этого.
Относительно развязки романа исследователь, соглашаясь с К. В. Мочульским, отмечает, что она прерывается там, где для героини открывается выход в реальный мир, в ней обнаруживается героическое чувство. «Слабая девушка, - продолжает свои размышления Кирпотин, - не имеющая ни жизненного опыта, ни друзей, одна, без чьей-либо поддержки, вступается за беззащитную и оскорбленную подругу свою, начинает единоборство с сильным, опасным и беспринципным врагом». Неточка восстает на зло в лице Петра Александровича. В отличие от К. В. Мочульского, Кирпотин говорит о том, что она начинает с ним [с Петром Александровичем] борьбу во имя своих представлений о справедливости, чести, счастье и жизни в целом.
Важно отметить, что в отрицательном персонаже, Петре Александровиче, исследователь видит дальнейшую эволюцию Ф. М. Достоевского в формировании взглядов на преступление «как нечто безотносительное, прирожденное, зависящее от индетерминированной воли, а не от среды» . Эта мысль, которая берет начало в «Неточке Незвановой», будет важна для понимания более поздних произведений писателя.
Г. М. Фридлендер в работе «Реализм Достоевского» (1964) останавливает свое внимание на проблеме субъектной организации «Неточки Незвановой».
Следовательно, определяя жанровую разновидность «Неточки Незвановой», Фридлендер отмечает, что это роман, написанный в форме записок главной героини, в которых градационно изображается ее духовный рост и формируется сложный и противоречивый характер «мечтательницы», рано познавшей голод, бедность, потерю близких.
Полемизируя с К. В. Мочульским, который утверждал, что три части «Неточки Незвановой» не соотносятся между собой, Фридлендер пишет, что каждая часть романа - звено общего композиционного построения, но в то же время образует «своего рода новеллу с особым сюжетом, особой завязкой, кульминацией и развязкой», внутренне законченное целое. Исследователь также указывает на то, что каждая из частей романа происходит в разных местах (первая часть - чердак; вторая - дом князя Х-ого; третья - дом дочери княгини от первого брака) и для каждой характерно наличие определенных персонажей, которые далее либо не фигурируют, либо являются второстепенными (первая часть - музыкант Ефимов и мать Неточки; вторая - княжна Катя; третья - Александра Михайловна и Петр Александрович). Г. М. Фридлендер подчеркивает, что именно третья часть в большей степени раскрывает характер главной героини романа. В момент разоблачения Петра Александровича она «из полуребенка становится взрослой и смело совершает свой первый сознательный и активный поступок, бросая вызов мужу Александры Михайловны». По замыслу Ф. М. Достоевского Неточка, покинув дом воспитателей, должна была начать самостоятельную жизнь и, по мнению Г. М. Фридлендера, возможно, стать певицей.
Г. М. Фридлендер проявляя интерес к образу музыканта Ефимова, отчима Неточки, относит его к выдающимся достижениям раннего Достоевского. По мнению исследователя, писатель обращается к одной из устойчивых тем романтической литературы 30-х годов - к теме непризнанного обществом художника (об этом говорил и К. В. Мочульский). Ефимов - это не просто благородная и мечтательная натура, а характерная фигура русской жизни - человек из народа, с легкомыслием относившийся к труду и в полной мере не воспользовавшийся музыкальными способностями, которому пришлось до конца своих дней прозябать в бездействии и нищете. По словам Г. М. Фридлендера, трагизм в изображении Ефимова является «не символом некоей вневременной, извечной трагедии художника, но отражением конкретных бытовых и социальных обстоятельств жизни народа».
По мнению Г. М. Фридлендера, Ф. М. Достоевский «вскрывает противоречивость, психологическую причудливость, эксцентричность и "ненормальность" внутреннего мира современной ему мыслящей личности». Г. М. Фридлендер отмечает, что Достоевским изображаются болезненные метаморфозы в душе главной героини, вызванные окружающей ее действительностью, и, таким образом, «любовь к отчиму перерастает у Неточки в болезненную ненависть к матери, с мыслью о смерти которой Неточка, под влиянием отчима, связывает мечту о начале другой, лучшей жизни для них обоих» . Проявление психологического метода Достоевского Г. М. Фридлендер видит во второй части романа, а именно в истории Неточки и Кати, отношения между которыми перерастают в невероятную душевную драму, вбирающей в себя целую палитру чувств: любовь, ревность, гордость, зависть и многое другое. По замечанию исследователя, страницы романа, содержащие взаимодействие сложных психологических мотивов, представляют собой картину «диалектики души» героинь, предваряя «Детство» и «Отрочество» Л. Н. Толстого.
Говоря о развязке романа, Г. М. Фридлендер отмечает, что в развернувшейся семейной драме каждый из участников имеет индивидуальный характер: Петр Александрович - тиран и лицемер; Александра Михайловна - женщина, осужденная мужем и обществом, но знающая о своей невинности; третий участник - «молодой мечтательный разночинец со "слабым сердцем"», образ которого мы находим в письме, найденном Неточкой. Главная героиня, прежде находящаяся в роли пассивного наблюдателя, теперь становится активным участником разразившейся семейной драмы между Петром Александровичем и Александрой Михайловной. Она сознательно, предельно откровенно, а главное открыто выражает свою точку зрения, заявляя о сочувствии в данной ситуации Александре Михайловне и ненависти к ее мужу. Этот резкий переход в сознании Неточки, по мнению исследователя, обусловлен взлетом революционных настроений самого Достоевского-петрашевца в период 1848-1849 годов.
Важную роль в изображении Ефимова играет анализ его «изломанного» характера, который пребывает в постоянных разногласиях с окружающей его действительностью, основание этому - его низкое социальное положение. Исследовательница, полемизируя в данном вопросе с В. Я. Кирпотиным, считает, что Достоевский не задается целью проследить в судьбе Ефимова воздействие социального положения и объяснить им его гибель, напротив, писатель стремится показать возможности развития таланта музыканта, так как он был свободным человеком, а не крепостным. К сожалению, возможности оказались упущены, несмотря на то, что окружающие помогали Ефимову. Нечаева указывает на важность образов помещика, в оркестре которого играл Ефимов, и скрипача Б., оказывающих влияние на становление личности Ефимова. «Достоевский упорно подчеркивал, - замечает Нечаева, - грубость, несправедливость, "заносчивость", доходящие до лжи и клеветы, в поведении Ефимова в ответ на заботы о нем». Появляется новое в трактовке образа отчима Неточки: обман - результат скрытой боли, переполняющей душу Ефимова, зависть по отношению к скрипачу Б.
В. С. Нечаева, опираясь на мнение предшественников, говорит о том, что нравственное падение Ефимова оборачивается катастрофой художника, драмой артиста, осознавшего потерю таланта, в которой виноваты не другие люди, а он сам. В изображении страданий и гибели отчима Неточки исследовательница усматривает традиции Н. В. Гоголя (повесть «Портрет»), но выявляет существенное различие между героями обоих произведений: «То, что пережил после прозрения Чартков, - ярую зависть к таланту и месть, Ефимов переживал ранее, до катастрофы. В анализе поведения Ефимова Достоевский вскрывал зарождение, нарастание переживаний, готовящих кризис. Злоба и мстительность Ефимова выявлялись не в реальном уничтожении творческих талантов, как у Чарткова, а в острых едких сплетнях, переходящих в клевету, о тех, кого ценили как известных талантливых музыкантов».
В. С. Нечаева на протяжении всей работы делает акцент на автобиографичности «Неточки Незвановой». Это касается, по ее мнению, включенных в тематический центр трех женских образов, таковыми являются Неточка, Катя и Александра Михайловна. В. С. Нечаева утверждает, что в рассказ о раннем детстве Неточки, в последней главе о болезни Александры Михайловны вошли воспоминания самого Достоевского: болезнь матери, ее страдания от тяжелого характера мужа и, в конце концов, ее смерть. Завершая свои рассуждения, В. С. Нечаева делает вывод о том, что Достоевским накоплен до-статочно большой опыт пережитых им лично сильных впечатлений, послу-жившие в дальнейшем основой его первого романа «Неточка Незванова».
В современном литературоведении продолжается активное изучение творчества Ф. М. Достоевского, в частности, незавершенного произведения «Неточка Незванова». Г. К. Щенников, определяя жанровую природу «Неточки Незвановой» как повесть, говорит об опоре писателя на традиции романтизма (на это указывали К. В. Мочульский, Г. М. Фридлендер) и относит ее к теме «освобождения маленького человека от дурмана мечтательства, искажающего его сознание». Петра Александровича, деспота, и Александру Михайловну, страдающую от чувства вины перед мужем, Щенников характеризует как героев-романтиков. Если В. Я. Кирпотин в работе «Молодой Достоевский» полагал, что роль человека в жизни зависит исключительно от окружающих его условий, то Г. К. Щенников, наоборот, делает акцент на том, что в первых произведениях писателя выдвигается идея независимости от среды и окружения, то есть «идея суверенности личности», а также утверждается преимущество духовного начала как основы его нравственного роста. По мнению исследователя, «обращением к традициям романтической эстетики обусловлено и понимание писателем типического, включающего в себя категорию исключительного и необычного». Щенников, как и исследователи советского периода, отмечает влияние музыканта Ефимова на характер и образ мысли Неточки, мечтающей о лучшей жизни, которая, как ей кажется, наступит после смерти матери. Но по прошествии времени она осознает греховность собственных намерений. Перволичное повествование, как главный использованный Достоевским психологический прием раскрытия внутреннего мира героини, по мнению Щенникова, подкрепляют пронзительные размышления героини, понимающей, с одной стороны, пагубность тиранства, а с другой - романтического самоедства.
Солидаризируясь с Г. К. Щенниковым, указавшим на романтические традиции в «Неточке Незвановой», М. В. Загидуллина пишет об усилении романтического начала в первой части произведения благодаря появлению «демонического» мотива, связанного с образом погибшего итальянца-капельдинера. Однако в дальнейшем этот мотив снимается: оказывается очевидным, что связь с нечистой силой - одна из отговорок Ефимова, оправдывающего таким образом свои поступки. Загидуллина отмечает также связь образа талантливого итальянца-скрипача с образом импровизатора из «Египетских ночей» А. С. Пушкина и косвенно сближает Ефимова с Чарским. Размышления о «моцартовском» и «сальерианском» типах искусства
Третья часть романа («Тайна»), по мнению М. В. Загидуллиной, ставит героиню в оппозицию с другим женским характером - Александрой Михайловной. Происходит трансформация характера Неточки, которая в истории с Катей была «квазиженским» партнером, тогда как Катя вела себя по схеме «рыцарского кодекса». Исследовательница ставит под сомнение высказывание К. В. Мочульского об «удвоении одной и той же душевной тональности» - «кротости» и больше склоняется к мнению В. Я. Кирпотина, что Неточка не была «слабым сердцем». Рядом с «кроткой» Александрой Михайловной Неточка превращается в страстную и решительную девушку, умеющую защитить другого человека. Вместе с тем очевидна, по мнению Загидуллиной, «феминистическая» направленность произведения. Главная героиня произведения оказывается, по утверждению исследовательницы, носительницей «комплекса Электры» (юнгианский аналог «комплекса Эдипа»): Неточка испытывает к отчиму страстную любовь, доводящую ее до отчаяния, и столь же страстно ненавидит и боится мать, испытывая к ней жалость. Касаясь образа Петра Александровича, Загидуллина пишет, что с ним связан один из сквозных психологических мотивов в творчестве Достоевского: самоутверждение за счет унижения равного или лучшего (в дальнейшем этот мотив раскроется в образе Петра Петровича Лужина в «Преступлении и наказании»).
М. В. Загидуллина, как и ее предшественники, обращает внимание на использование Достоевским приема перволичного повествования, позволяющего раскрыть внутренне содержание образа главной героини. Вместе с тем, прервав работу над «Неточкой Незвановой», в своем последующем творчестве писатель отказывается от исповедальной формы, находя ее недостаточно «целомудренной». М. В. Загидуллина отмечает особенности стиля Ф. М. Достоевского, проявившиеся в «Неточке Незвановой»: «смешение планов, соединение нескольких повествовательных зон, размытость их границ, а также "литературность" мышления рассказчика, ощущающего себя профессиональным "автором" своей истории. Эти находки будут развиваться в более поздних романах».
Н. Ю. Зимина, рассматривая «Неточку Незванову» как «апофеоз романтического, идеализированного осмысления феномена платонической любви и женской неверности» , останавливает свое внимание на образе Александры Михайловны, являющимся в неоконченном романе Ф. М. Достоевского воплощением типа падшей женщины, которая «утратила репутацию порядочной вследствие порочного поведения» . Н. Ю. Зимина в данном вопросе ссылается на работуН. Н. Мельниковой, выделявшей четыре типа таких женщин: первый - «соблазненные» девушки, вступившие в сексуальный контакт с мужчиной до брака (Варенька Доброселова - «Бедные люди», Катерина - «Хозяйка», Лиза Долгорукая - «Подросток», Лизавета Смердящая - «Братья Карамазовы»); второй - «содержанки», получающие материальное обеспечение от любовника / сожителя (Настасья Филипповна - «Идиот» и Грушенька - «Братья Карамазовы»); третий - «любовницы», состоящие во внебрачных отношениях с мужчиной, будучи замужем (Софья Андреевна Долгорукая - «Подросток»); четвертый - «проститутки», получающие денежное или иное вознаграждение за сексуальные услуги от многих партнеров без учета критерия избирательности (Лиза - «Записки из подполья» и Сонечка Мармеладова - «Преступление и наказание»). Однако есть героини, образы которых не укладываются в рамки данной классификации. Таковыми являются Наташа Ихменева и дочь старика Смита, мать Нелли («Униженные и оскорбленные»), а также Александра Михайловна из романа «Неточка Незванова». Тема женского бесчестья звучит в «Неточке Незвановой» не так явно (физической измены не было). Но именно это произведение, по мнению М. Ю. Зиминой, является важным этапом эволюции образа падшей женщины в творчестве Ф. М. Достоевского.
Ставя вопрос: кто же в неоконченном романе М. Ф. Достоевского «Неточка Незванова» является грешником, а кто праведником, - Н. Ю. Зимина приходит к выводу: «Этические оценки в третьей части романа однозначны. Роли мучителя и жертвы жестко закреплены за персонажами. В образе Александры Михайловны много книжного, идеального. Героиня так чиста, так целомудренна, что не вполне ясно, нуждается ли она в оправдании» . В тексте романа ее сердце прямо названо «праведным», а в поведении Петра Александровича есть признаки противоестественного, демонического (исследовательница в этот ряд включает и сексуальное влечение мужа Александры Михайловны к Неточке). Не столько забота о приличиях, сколько ревность по отношению к главной героине доводит Петра Александровича до состояния гнева и готовности выгнать ее из дома. Поскольку он полагает, что письмо в руках Неточки - это письмо от ее любовника. Н. Ю. Зимина отмечает: «Упрек Неточке является одновременно и упреком его супруге, как верно понимает сама девушка. Спор о проступке и судьбе Неточки превращается в спор о "грехе" и судьбе Александры Михайловны и вообще падшей женщины». В итоге становится очевидным, кто в романе занимает позицию деспота (Петр Александрович), а кто играет роль жертвы (Александра Михайловна).
Задача, которую ставит перед собой Т. С. Соколова, - выявить характерные особенности и типологические разновидности «странного семейства» в «Неточке Незвановой». Во-первых, «странным» названо семейство, члены которого отличаются от других людей (у родителей Неточки необычные характеры, оба они мечтатели, трагично заканчивающие свою жизнь; ее приемные родители - князь Х. (изгой в собственной семье) и Александра Михайловна (затворница в своем доме) - тоже люди несчастной судьбы, отвергнутые обществом). Во-вторых, во всех трех семьях, показанных Достоевским в «Неточке Незвановой», между родственниками нарушены естественные межличностные связи (между матерью и отчимом Неточки установилась «глухая, вечная вражда», выражающаяся то в ссорах, то в молчании; в доме князя Х. Неточка видит странные взаимоотношения между членами семьи, строго регламентированные этикетом, родственники подолгу не видятся и живут обособленно друг от друга; в отношениях Александры Михайловны с ее мужем существует недосказанность, за притворным состраданием скрывается нравственная тирания, за робостью - постоянный страх унижения). В-третьих, в «странном семействе» искажена система ценностей (отчим при общении с Неточкой не учитывает воздействия своей «волшебной сказки» на воображение и внутреннее развитие ребенка, а также заставляет воровать деньги у матери, а затем упрекает ее в безнравственном поступке; в доме князя Х. во главу ставится соблюдение внешних приличий, проявление живых человеческих чувств считается нарушением сложившегося уклада; в доме Александры Михайловны извращены понятия порока и добродетели). В ходе своих размышлений Т. С. Соколова приходит к выводу, что перед нами разворачиваются три формы распада семьи, каждая из которых губительнее предыдущей.
Т. С. Соколова отмечает, что следствием жизни Неточки в «странном семействе», связанной с сильными душевными потрясениями, является болезненно быстрое взросление ребенка, который оказывается лишенным детства: «В родительском доме у Неточки развивается недетская, "исключительная", "безграничная" любовь к отчиму, а к матери - страх и враждебность. В доме князя Х. возникают мучительно острые, полные драматизма отношения любви-ненависти между Неточкой и княжной Катей» . Ребенок, живущий в таких обстоятельствах, оказывается оторванным от реальности и развивается в своем выдуманном мире.
Таким образом, рассмотрев работы литературоведов, как советского периода (К. В. Мочульский, В. Я. Кирпотин, Г. М. Фридлендер, В. С. Нечаева), так и современного (Г. К. Щенников, М. В. Загидуллина, С. А. Косяков, Г. Ю. Зимина, Т. С. Соколова), мы пришли к выводу, что незавершенное произведение Достоевского «Неточка Незванова» изучено недостаточно.
Так, спорным остается вопрос о жанровой специфике «Неточки Незвановой». В литературоведении на сегодняшний день нет единого мнения о том, считать ли данное произведение романом (как полагают В. Я. Кирпотин, Г. М. Фридлендер, В. С. Нечаева, М. В. Загидуллина, Н. Ю. Зимина) или же относить его к жанру повести (как считают К. В. Мочульский, Г. К. Щенников, Т. С. Соколова).
Нельзя признать исчерпывающим изучение системы персонажей романа. Акцентируя внимание на образах музыканта Ефимова и Александры Михайловны, исследователи уделили явно недостаточное внимание центральному персонажу - Неточке, героине, от лица которой ведется повествование. Также недостаточно, с нашей точки зрения, рассмотрен и психологически сложный образ княжны Кати, о которой упоминается, как правило, лишь вскользь, что не позволяет в полной мере понять характер главной героини, раскрывающийся в отношениях с этим персонажем. Исследователи не уделили должного внимания и образу матери Неточки, ее значимости в жизни ребенка. В то время как отмечено влияние других персонажей (князь Х., княжна Катя, Петр Александрович, Александра Михайловна, неизвестный автор любовного письма) на формирование характера и дальнейшую судьбу героини.
Вопрос психологизма, более всего нас интересующий, не обойден вниманием литературоведов, и касается он, прежде всего, образа главной героини, от лица которой ведется повествование. Ф. М. Достоевский в «Неточке Незвановой» обращается к прямому типу психологизма, избирая для своего романа фор¬му записок героини как главного приема раскрытия ее внутреннего мира. Форма перволичного повествования предполагает, во-первых, эмоциональное воздействие на читателя и художественную убедительность, а, во-вторых, форма психологического самораскрытия способна придать повествованию исключительный драматизм и напряженность. Непосредственное воспроизведение внутренней речи героя или образов, возникающих в его воображении, сознании, памяти (например, отношения Неточки и Кати, содержащие взаимодействие сложных психологических мотивов), представляет собой, по мнению Г. М. Фридлендера, картину «диалектики души», являющуюся одним из приемов, использованных Ф. М. Достоевским. Данные через призму сознания главной героини портреты персонажей, их действия и поступки(Н. Ю. Зимина), а также описание интерьера, обстановки, в которой они действуют, косвенно направлены на раскрытие их внутреннего мира (Т. С. Соколова). Ф. М. Достоевский, по наблюдениям К. В. Мочульского, обращается к приему длительной психологической подготовки и неожиданной развязки во всех трех частях «Неточки Незвановой», который дает особый эффект в понимании характера героя. Существенную роль также играют детали (скрипка, попавшая в руки Ефимова после смерти скрипача Б. и превратившая его в талантливого музыканта; письмо, найденное Неточкой в домашней библиотеке княгини), перевернувшие не только привычный уклад жизни героев, но и их мировоззрение в целом (К. В. Мочульский, М. В. Загидуллина, Н. Ю. Зимина, Т. С. Соколова).
Но отмеченные исследователями особенности психологического анализа, очевидно, не являются исчерпывающими и требуют дальнейшего изучения. Все это обуславливает актуальность данной работы. Незавершенный роман «Неточка Незванова» заслуживает внимания потому, что именно в процессе работы Достоевского над произведением происходило совершенствование его психологизма, разрабатывались принципы и приемы изображения сложного и противоречивого характера героя, которые получат свое дальнейшее развитие в последующем творчестве писателя.
Объектом нашего исследования является незавершенный роман Ф. М. Достоевского «Неточка Незванова».
Предмет - проблема психологизма «Неточки Незвановой»: принципы и приемы изображения внутренней жизни главной героини.
Цель - выявить принципы и приемы психологического анализа Ф. М. Достоевского в «Неточке Незвановой», направленного на раскрытие образа главной героини в его динамике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• освоить критическую и научную литературу, посвященную раннему творчеству Ф. М. Достоевского;
• на основе этого изучения составить представление о том, как осмысляется в литературоведении формирование психологизма Достоевского в его обу¬словленности динамикой художественного метода;
• сделать вывод о том, какой художественный опыт в изображении внутреннего мира человека был накоплен писателем к началу работы над «Неточкой Незвановой;
• изучить отклики современников, критические статьи, посвященные незавершенному роману Ф. М. Достоевского «Неточка Незванова»;
• обобщить основные теоретические аспекты проблемы психологизма, и, опираясь на труды исследователей, выявить принципы и приемы психологического анализа в литературе;
• проанализировать становление характера главной героини романа в соотнесенности с принципами и приемами психологического изображения.
Научная новизна нашего исследования состоит в детальном изучении процесса становления характера главной героини, являющегося сюжетообразующим в «Неточке Незвановой».
Предмет, цель и задачи определили методы научного исследования: мы опираемся на историко-генетический, сравнительно-исторический и системно-структурный методы анализа.
Методологическую базу нашей работы составляют фундаментальные исследования, посвященные творчеству Ф. М. Достоевского и «Неточке Незвановой» в частности, - К. В. Мочульского, В. Я. Кирпотина, Г. М. Фридлендера, В. С. Нечаевой, Г. К. Щенникова и др., а также труды по теории художественного психологизма - Л. Я. Гинзбург, А. Б. Есина, А. И. Иезуитова, О. Ф. Потемкиной, И. В. Страхова и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут использоваться в школьном преподавании в классах с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании выполненного нами анализа можно сделать следующие выводы: избранная Ф. М. Достоевским форма записок - перволичного повествования, когда субъектом речи и одновременно субъектом сознания является главная героиня незавершенного романа, - позволяет с максимальной полнотой не только раскрывать внутренний мир Неточки Незвановой, но и показывать процесс становления ее характера (от 8 до 17 лет).
Ф. М. Достоевский раскрывает в романе две стороны жизни Неточки: мечтательность и столкновение с реальной действительностью. Первая связана с детством и отрочеством героини (мечты о лучшей жизни, тайная любовь к Кате и т.д.), а вторая - с ее юностью. Однако действительная жизнь влекла Неточку еще с ранних лет, столкнуться с ней предстояло неожиданно, в доме Петра Александровича и Александры Михайловны, в котором она стала участником их семейной драмы.
Время в романе движется неравномерно, что соответствует использованному Ф. М. Достоевским приему длительной психологической подготовки (ожидание возвращение отчима Ефимова с концерта С-ца, ожидание взаимного чувства от княжны Кати, желание Неточки найти путь к разгадке существующей между супругами тайны, на которую уходит около трех лет). Это создает особый, напряженный ритм повествования: быстрые и медленные события сменяют друг друга, происходят неожиданные сюжетные повороты, изменения судеб и т. д. Действие произведения сосредоточивается, таким образом, на узловых, переломных моментах жизни героини, влияющих на формирование ее характера.
Кризисный характер имеет и пространственная организация незавершенного романа: события, являющиеся ключевыми в жизни главной героини, происходят чаще всего на лестнице, в сенях, перед дверью: в сенях Неточка дожидалась отчима, чтобы передать ему украденные у матери деньги; в доме князя Х. она услышала ту же музыку, которую исполнял Ефимов в последнюю ночь, стоя между двумя портьерами у входа в залу; после тяжелой сцены объяснения с Пером Александровичем и Александрой Михайловной героиню на пороге ее комнаты останавливает Овров.
С процессом становления характера связано стремление Неточки выйти за пределы того кризисного ограниченного пространства и времени, в котором она находится: например, сидя на подоконнике в родительском доме и глядя в окно, Неточка мечтает уйти когда-нибудь из комнаты на чердаке, связывая с этим надежды на лучшее будущее; в последней части произведения она ощущает себя счастливой каждый раз, когда направляется на уроки музыки, покидая дом Петра Александровича.
В «Неточке Незвановой», по сравнению с более ранними произведения первого этапа творчества писателя, происходит усложнение изображения внутреннего мира человека с его неоднозначным, противоречивым характером. Главным приемом раскрытия внутреннего мира Неточки Незвановой становится внутренний монолог, который, наряду с описательной частью, входит в записки героини. Ф. М. Достоевский опускается портретные характеристики главной героини, подчеркивая тем самым важность не столько физических изменений, происходящих в героине, сколько духовных, нравственных, которые свидетельствуют о ее взрослении.
В процессе взросления в героине формируются следующие черты характера, отличающие ее от других персонажей:
- способность к рефлексии, подчеркивающаяся словами, выраженными личным местоимением «я» и глаголом 1-ого лица, единственного числа, про-шедшего времени: «я понимала»; «я чувствовала»; «я знала»; «я раздумывала»; «я надеялась» и т.д.;
- наблюдательность, изучение внутреннего и внешнего состояний других героев, умение понять основные черты их характеров;
- рост интеллектуальных способностей, чему способствует чтение книг в большой домашней библиотеке Александры Михайловны и Петра Александровича;
- обостренное чувство любви, которое с возрастом становится разумным, избирательным, базирующееся на трепетном и доверительном отношении к другому человеку (Неточка и Александра Михайловна);
- терпеливость, позволяющая героине получить после долгого ожидания то, в чем она нуждается;
- резкая переменчивость настроения, сопровождающаяся мучительными душевными порывами, болезненным состоянием, непреодолимыми желаниями покаяния;
- способность к защите ближнего и самопожертвованию, потребность, компенсирующая недостаток внимания, так выражается естественное желание героини быть понятой, нужной, важной;
- боязливость, проявляющаяся как при попадании в непривычную для нее обстановку, так и в выражении чувств по отношению к другим героям (отчиму Ефимову, матери, княжне Кате);
- но, вместе с тем, возникшие впоследствии твердость, храбрость и смелость характера: если ранее Неточка боялась встречи с чем-то новым, то на заключительных страницах она предстает преисполненной решимости героиней.
Таким образом, образ главной героини незавершенного романа Ф. М. Достоевского «Неточка Незванова» не статичен. Проведя героиню через разные стадии развития - детство, отрочество, юность - писатель показывает, как постепенно формируется ее характер, как из хрупкого и забитого ребенка
она превращается в девушку с сильным, решительным и смелым характером, способную к сопротивлению. Более того, становится очевидным нравственное превосходство Неточки над другими персонажами романа, ее способность оказывать влияние на других: так, она оказывается выше отчима Ефимова в духовном плане; княжна Катя под влиянием Неточки приобретает опыт пре-одоления гордыни: с Александрой Михайловной Неточка меняется ролями, встав на ее защиту перед лицом Петра Александровича, которого героиня обезоружила истиной в финале романа.
Следовательно, можно говорить о том, что в процессе работы над романом, оставшимся незавершенным, совершенствовались принципы психологического анализа Ф. М. Достоевского, направленные на изображение сложного, противоречивого характера в его динамике, духовном развитии. Опыт, полученный в процессе работы над «Неточкой Незвановой», будет востребован писателем в его последующем творчестве.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ