ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
|
Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы преодоления артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся с нарушением интеллекта 6
1.1. Психофизиологические механизмы письма 6
1.2. Характеристика артикуляторно-акустической дисграфии 14
1.3. Психолого-педагогическая характеристика письма школьников с
нарушением интеллекта 23
Выводы по первой главе 31
Глава2. Экспериментальное изучение письма у учащихся 5-7 классов с интеллектуальной недостаточностью 35
2.1. Обзор методик логопедического обследования школьников. .35
2.2. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента 40
2.2.1. Программа диагностического исследования 42
2.2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 52
Глава З. Коррекционная работа по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 5-7 классов с интеллектуальной недостаточностью (формирующий эксперимент) 64
3.1. Теоретическое обоснование формирующего этапа 64
3.2. Программа формирующего эксперимента 66
3.3. Анализ результатов контрольного изучения 68
Заключение 75
Библиографический список 77
Приложение
Глава 1. Научно-теоретические основы преодоления артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся с нарушением интеллекта 6
1.1. Психофизиологические механизмы письма 6
1.2. Характеристика артикуляторно-акустической дисграфии 14
1.3. Психолого-педагогическая характеристика письма школьников с
нарушением интеллекта 23
Выводы по первой главе 31
Глава2. Экспериментальное изучение письма у учащихся 5-7 классов с интеллектуальной недостаточностью 35
2.1. Обзор методик логопедического обследования школьников. .35
2.2. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента 40
2.2.1. Программа диагностического исследования 42
2.2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 52
Глава З. Коррекционная работа по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 5-7 классов с интеллектуальной недостаточностью (формирующий эксперимент) 64
3.1. Теоретическое обоснование формирующего этапа 64
3.2. Программа формирующего эксперимента 66
3.3. Анализ результатов контрольного изучения 68
Заключение 75
Библиографический список 77
Приложение
Письменная речь - одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Для различных форм языковой деятельности первичной может быть как устная, так и письменная речь (сравним фольклор и художественную литературу). Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человечеством. Письменная речь не только совершила переворот в методах накопления, передачи и обработки информации, но она изменила самого человека, в особенности его способность к абстрактному мышлению [47, с. 3].
К сожалению, в течение последних лет в школе наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессом письма. Эта неспособность к письму, известная под названием дисграфия, обусловлена тем, что у ученика недостаточно развито фонематическое восприятие, вследствие чего ребенок не представляет себе звукового состава слова и не чувствует звуковой ткани языка. С каждым годом в школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии и их число продолжает расти [13].
Дисграфия- это частичное специфическое нарушение процессов письма. Нарушение письменной речи у учеников 5-7 классов с интеллектуальной недостаточностью является одной из самых актуальных проблем школьного обучения, поскольку письмо и чтение являются средством для получения знаний.
Дисграфия у детей - это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений не только в начальной школе, но и на последующих этапах обучения русскому языку - при изучении морфологии и синтаксиса. Нарушения письма выявляются у 6-7% учеников общеобразовательных школ, 18-20% - речевых школ, у 35-40% учеников с интеллектуальной недостаточностью [35, с.3].
Учитывая вышеизложенные факты, можно говорить о важности темы «Преодоление артикуляторно - акустической дисграфии у учеников 5 - 7 с интеллектуальной недостаточностью». В связи с этим, актуальность и теоретическая значимость проблемы нарушения письма у школьников 5 - 7 классов с интеллектуальной недостаточностью позволяет нам определить цель, предмет, объект, гипотезу и задачи исследования.
Объект исследования: логопедическая работа по преодолению нарушений письма у школьников 5-7 классов с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования: содержание логопедической работы
артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 5-7 классов с интеллектуальной недостаточностью.
Целью исследования явилось изучение нарушений письменной речи при артикуляторно-акустической дисграфии, направленное на преодоление специфических ошибок письма у учащихся 5-7 классов с интеллектуальной недостаточностью.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую, психофизиологическую, психолингвистическую и специальную литературу по теме исследования;
- разработать и осуществить экспериментальное исследование по выявлению нарушений процесса письма у школьников с интеллектуальной недостаточностью;
- выявить особенности механизма нарушений письменной речи на почве расстройств устной речи у школьников с интеллектуальной недостаточностью
- разработать содержание логопедической работы по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 5-7 классов с интеллектуальной недостаточностью;
- проанализировать результаты коррекционной работы, с целью подтверждения её эффективности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что учёт особенностей нарушений письменной речи у школьников с умственной отсталостью поможет определить основные направления коррекционной логопедической работы по коррекции артикуляторно- акустической дисграфии.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ литературы.
2. Эксперимент.
3.Обследование.
4.Количественный и качественный анализ результатов.
Структура работы. 2Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка , приложения.
К сожалению, в течение последних лет в школе наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессом письма. Эта неспособность к письму, известная под названием дисграфия, обусловлена тем, что у ученика недостаточно развито фонематическое восприятие, вследствие чего ребенок не представляет себе звукового состава слова и не чувствует звуковой ткани языка. С каждым годом в школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии и их число продолжает расти [13].
Дисграфия- это частичное специфическое нарушение процессов письма. Нарушение письменной речи у учеников 5-7 классов с интеллектуальной недостаточностью является одной из самых актуальных проблем школьного обучения, поскольку письмо и чтение являются средством для получения знаний.
Дисграфия у детей - это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений не только в начальной школе, но и на последующих этапах обучения русскому языку - при изучении морфологии и синтаксиса. Нарушения письма выявляются у 6-7% учеников общеобразовательных школ, 18-20% - речевых школ, у 35-40% учеников с интеллектуальной недостаточностью [35, с.3].
Учитывая вышеизложенные факты, можно говорить о важности темы «Преодоление артикуляторно - акустической дисграфии у учеников 5 - 7 с интеллектуальной недостаточностью». В связи с этим, актуальность и теоретическая значимость проблемы нарушения письма у школьников 5 - 7 классов с интеллектуальной недостаточностью позволяет нам определить цель, предмет, объект, гипотезу и задачи исследования.
Объект исследования: логопедическая работа по преодолению нарушений письма у школьников 5-7 классов с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования: содержание логопедической работы
артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 5-7 классов с интеллектуальной недостаточностью.
Целью исследования явилось изучение нарушений письменной речи при артикуляторно-акустической дисграфии, направленное на преодоление специфических ошибок письма у учащихся 5-7 классов с интеллектуальной недостаточностью.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую, психофизиологическую, психолингвистическую и специальную литературу по теме исследования;
- разработать и осуществить экспериментальное исследование по выявлению нарушений процесса письма у школьников с интеллектуальной недостаточностью;
- выявить особенности механизма нарушений письменной речи на почве расстройств устной речи у школьников с интеллектуальной недостаточностью
- разработать содержание логопедической работы по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 5-7 классов с интеллектуальной недостаточностью;
- проанализировать результаты коррекционной работы, с целью подтверждения её эффективности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что учёт особенностей нарушений письменной речи у школьников с умственной отсталостью поможет определить основные направления коррекционной логопедической работы по коррекции артикуляторно- акустической дисграфии.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ литературы.
2. Эксперимент.
3.Обследование.
4.Количественный и качественный анализ результатов.
Структура работы. 2Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка , приложения.
Данное исследование было направлено на изучение нарушений письменной речи при артикуляторно- акустической дисграфии, направленное на преодоление специфических ошибок письма 5-7 классов с интеллектуальной недостаточностью.
В исследовании был проведен научно- теоретический анализ основ преодоления артикуляторно- акустической дисграфии у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. В теоретической части были представлены психофизиологические механизмы письма, характеристика артикуляторно- акустической дисграфии, психолого- педагогическая характеристика письма у школьников с нарушением интеллекта.
Проанализировав литературу мы пришли к выводу, что у детей, у которых имеются отклонения в умственном развитии, овладение грамотным письмом представляет гораздо больше трудностей, чем для их нормально развивающихся сверстников. Одна из основных причин нарушения письма у умственно отсталых детей заключается в недостатке их интеллектуальных возможностей, в результате чего у них наблюдается отставание в речевом развитии. Это проявляется в задержке и затруднённом формировании представлений о звуковом составе слова, с чем связано большое количество ошибок, искажающих структуру слова в их письменных работах. Ошибки эти стойкие, часто сохраняются при письме и у учащихся старших классов. Анализ ошибок в письменных работах, наблюдение за другими сторонами речевой деятельности помогут понять причины затруднений в овладении фонетически правильным письмом и целенаправленно осуществлять коррекцию имеющихся у школьников недостатков с опорой на их сохранные возможности.
На базе МОКУ «Обвинская школа- интернат» Карагайского района был проведен констатирующий эксперимент. Результаты показали, что специфические ошибки: перестановки, вставки, пропуски букв у детей с нарушением письменной речи свидетельствуют о нарушениях звукопроизношения, недоразвитии фонематического слуха, о несформированности звукового анализа , т.е. невычленении в составе слова всех его звуковых компонентов, трудности анализа последовательности звуков в слове. Также они могут быть связаны с и с нарушениями механической организации деятельности, прежде всего , с трудностями концентрации внимания.
На основе анализа литературных данных и констатирующего эксперимента была организована и проведена логопедическая работа по преодолению артикуляторно- акустической дисграфии у учащихся 5-7 классов с интеллектуальной недостаточностью. Эта работа включала в себя следующие направления работы: развитие фонематического слуха и
фонематического восприятия, исправление неправильного произнесения звуков речи, развитие звукового анализа и синтеза слов (от простых форм к сложным), уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста, определение положения звука по отношению к другим.
Логопедическая работа строилась с учетом возможностей детей данной категории, особенностей речевого развития и других сторон психической деятельности.
Путем контрольного изучения мы смогли доказать, что наша логопедическая работа по преодолению артикуляторно- акустической дисграфии у учащихся 5-7 классов с интеллектуальной недостаточностью дала положительный результат, а значит наша цель и задачи достигнуты.
В исследовании был проведен научно- теоретический анализ основ преодоления артикуляторно- акустической дисграфии у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. В теоретической части были представлены психофизиологические механизмы письма, характеристика артикуляторно- акустической дисграфии, психолого- педагогическая характеристика письма у школьников с нарушением интеллекта.
Проанализировав литературу мы пришли к выводу, что у детей, у которых имеются отклонения в умственном развитии, овладение грамотным письмом представляет гораздо больше трудностей, чем для их нормально развивающихся сверстников. Одна из основных причин нарушения письма у умственно отсталых детей заключается в недостатке их интеллектуальных возможностей, в результате чего у них наблюдается отставание в речевом развитии. Это проявляется в задержке и затруднённом формировании представлений о звуковом составе слова, с чем связано большое количество ошибок, искажающих структуру слова в их письменных работах. Ошибки эти стойкие, часто сохраняются при письме и у учащихся старших классов. Анализ ошибок в письменных работах, наблюдение за другими сторонами речевой деятельности помогут понять причины затруднений в овладении фонетически правильным письмом и целенаправленно осуществлять коррекцию имеющихся у школьников недостатков с опорой на их сохранные возможности.
На базе МОКУ «Обвинская школа- интернат» Карагайского района был проведен констатирующий эксперимент. Результаты показали, что специфические ошибки: перестановки, вставки, пропуски букв у детей с нарушением письменной речи свидетельствуют о нарушениях звукопроизношения, недоразвитии фонематического слуха, о несформированности звукового анализа , т.е. невычленении в составе слова всех его звуковых компонентов, трудности анализа последовательности звуков в слове. Также они могут быть связаны с и с нарушениями механической организации деятельности, прежде всего , с трудностями концентрации внимания.
На основе анализа литературных данных и констатирующего эксперимента была организована и проведена логопедическая работа по преодолению артикуляторно- акустической дисграфии у учащихся 5-7 классов с интеллектуальной недостаточностью. Эта работа включала в себя следующие направления работы: развитие фонематического слуха и
фонематического восприятия, исправление неправильного произнесения звуков речи, развитие звукового анализа и синтеза слов (от простых форм к сложным), уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста, определение положения звука по отношению к другим.
Логопедическая работа строилась с учетом возможностей детей данной категории, особенностей речевого развития и других сторон психической деятельности.
Путем контрольного изучения мы смогли доказать, что наша логопедическая работа по преодолению артикуляторно- акустической дисграфии у учащихся 5-7 классов с интеллектуальной недостаточностью дала положительный результат, а значит наша цель и задачи достигнуты.
Подобные работы
- Логопедическая работа по преодолению смешанной дисграфии у обучающихся 3-4 классов с легкой умственной отсталостью
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - ПРОЯВЛЕНИЕ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Коррекция у учащихся 2 класса акустической дисграфии посредством упражнений в условиях школьного логопункта (Омский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2018 - Коррекция артикуляционно-акустической дисграфии у младших
школьников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция артикуляционно-акустической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022 - ПРОЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-х КЛАССОВ, ИМЕЮЩИХ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2016 - Нейропсихологическая диагностика нарушений письменной речи у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ РАБОТЫ НАД ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Проявления дисграфии на основе нарушения дифференциации фонем у обучающихся 2-х классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2015



