Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Работа №57853

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы114
Год сдачи2017
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
359
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы преодоления артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся с нарушением интеллекта 6
1.1. Психофизиологические механизмы письма 6
1.2. Характеристика артикуляторно-акустической дисграфии 14
1.3. Психолого-педагогическая характеристика письма школьников с
нарушением интеллекта 23
Выводы по первой главе 31
Глава2. Экспериментальное изучение письма у учащихся 5-7 классов с интеллектуальной недостаточностью 35
2.1. Обзор методик логопедического обследования школьников. .35
2.2. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента 40
2.2.1. Программа диагностического исследования 42
2.2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 52
Глава З. Коррекционная работа по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 5-7 классов с интеллектуальной недостаточностью (формирующий эксперимент) 64
3.1. Теоретическое обоснование формирующего этапа 64
3.2. Программа формирующего эксперимента 66
3.3. Анализ результатов контрольного изучения 68
Заключение 75
Библиографический список 77
Приложение

Письменная речь - одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Для различных форм языковой деятельности первичной может быть как устная, так и письменная речь (сравним фольклор и художественную литературу). Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человечеством. Письменная речь не только совершила переворот в методах накопления, передачи и обработки информации, но она изменила самого человека, в особенности его способность к абстрактному мышлению [47, с. 3].
К сожалению, в течение последних лет в школе наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессом письма. Эта неспособность к письму, известная под названием дисграфия, обусловлена тем, что у ученика недостаточно развито фонематическое восприятие, вследствие чего ребенок не представляет себе звукового состава слова и не чувствует звуковой ткани языка. С каждым годом в школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии и их число продолжает расти [13].
Дисграфия- это частичное специфическое нарушение процессов письма. Нарушение письменной речи у учеников 5-7 классов с интеллектуальной недостаточностью является одной из самых актуальных проблем школьного обучения, поскольку письмо и чтение являются средством для получения знаний.
Дисграфия у детей - это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений не только в начальной школе, но и на последующих этапах обучения русскому языку - при изучении морфологии и синтаксиса. Нарушения письма выявляются у 6-7% учеников общеобразовательных школ, 18-20% - речевых школ, у 35-40% учеников с интеллектуальной недостаточностью [35, с.3].
Учитывая вышеизложенные факты, можно говорить о важности темы «Преодоление артикуляторно - акустической дисграфии у учеников 5 - 7 с интеллектуальной недостаточностью». В связи с этим, актуальность и теоретическая значимость проблемы нарушения письма у школьников 5 - 7 классов с интеллектуальной недостаточностью позволяет нам определить цель, предмет, объект, гипотезу и задачи исследования.
Объект исследования: логопедическая работа по преодолению нарушений письма у школьников 5-7 классов с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования: содержание логопедической работы
артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 5-7 классов с интеллектуальной недостаточностью.
Целью исследования явилось изучение нарушений письменной речи при артикуляторно-акустической дисграфии, направленное на преодоление специфических ошибок письма у учащихся 5-7 классов с интеллектуальной недостаточностью.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую, психофизиологическую, психолингвистическую и специальную литературу по теме исследования;
- разработать и осуществить экспериментальное исследование по выявлению нарушений процесса письма у школьников с интеллектуальной недостаточностью;
- выявить особенности механизма нарушений письменной речи на почве расстройств устной речи у школьников с интеллектуальной недостаточностью
- разработать содержание логопедической работы по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 5-7 классов с интеллектуальной недостаточностью;
- проанализировать результаты коррекционной работы, с целью подтверждения её эффективности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что учёт особенностей нарушений письменной речи у школьников с умственной отсталостью поможет определить основные направления коррекционной логопедической работы по коррекции артикуляторно- акустической дисграфии.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ литературы.
2. Эксперимент.
3.Обследование.
4.Количественный и качественный анализ результатов.
Структура работы. 2Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка , приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данное исследование было направлено на изучение нарушений письменной речи при артикуляторно- акустической дисграфии, направленное на преодоление специфических ошибок письма 5-7 классов с интеллектуальной недостаточностью.
В исследовании был проведен научно- теоретический анализ основ преодоления артикуляторно- акустической дисграфии у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. В теоретической части были представлены психофизиологические механизмы письма, характеристика артикуляторно- акустической дисграфии, психолого- педагогическая характеристика письма у школьников с нарушением интеллекта.
Проанализировав литературу мы пришли к выводу, что у детей, у которых имеются отклонения в умственном развитии, овладение грамотным письмом представляет гораздо больше трудностей, чем для их нормально развивающихся сверстников. Одна из основных причин нарушения письма у умственно отсталых детей заключается в недостатке их интеллектуальных возможностей, в результате чего у них наблюдается отставание в речевом развитии. Это проявляется в задержке и затруднённом формировании представлений о звуковом составе слова, с чем связано большое количество ошибок, искажающих структуру слова в их письменных работах. Ошибки эти стойкие, часто сохраняются при письме и у учащихся старших классов. Анализ ошибок в письменных работах, наблюдение за другими сторонами речевой деятельности помогут понять причины затруднений в овладении фонетически правильным письмом и целенаправленно осуществлять коррекцию имеющихся у школьников недостатков с опорой на их сохранные возможности.
На базе МОКУ «Обвинская школа- интернат» Карагайского района был проведен констатирующий эксперимент. Результаты показали, что специфические ошибки: перестановки, вставки, пропуски букв у детей с нарушением письменной речи свидетельствуют о нарушениях звукопроизношения, недоразвитии фонематического слуха, о несформированности звукового анализа , т.е. невычленении в составе слова всех его звуковых компонентов, трудности анализа последовательности звуков в слове. Также они могут быть связаны с и с нарушениями механической организации деятельности, прежде всего , с трудностями концентрации внимания.
На основе анализа литературных данных и констатирующего эксперимента была организована и проведена логопедическая работа по преодолению артикуляторно- акустической дисграфии у учащихся 5-7 классов с интеллектуальной недостаточностью. Эта работа включала в себя следующие направления работы: развитие фонематического слуха и
фонематического восприятия, исправление неправильного произнесения звуков речи, развитие звукового анализа и синтеза слов (от простых форм к сложным), уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста, определение положения звука по отношению к другим.
Логопедическая работа строилась с учетом возможностей детей данной категории, особенностей речевого развития и других сторон психической деятельности.
Путем контрольного изучения мы смогли доказать, что наша логопедическая работа по преодолению артикуляторно- акустической дисграфии у учащихся 5-7 классов с интеллектуальной недостаточностью дала положительный результат, а значит наша цель и задачи достигнуты.



1. Абрамович, О. Д. Домашний логопед. Полный справочник
/ О. Д. Абрамович, О. Ю. Артапухина, О. П. Астафьева, Т. А. Бычкова, Т.Г. Трофимова и др./ [Электронный ресурс]
/:http://profilib.com/chtenie/37518/kollektiv-spravochnik-logopeda-88.php.
2. Айнетдинова, И.Г. Особенности механизмов письменной речи у детей (теоретический аспект). Изучение, обучение и воспитание детей с нарушениями развития / И. Г. Айнетдинова, Н. М. Трубникова/ Екатеринбург. [Электронный ресурс] / : http: //cyberleninka. ru/article/n/osobennosti-mehanizmov-pismennoy-rechi-u-detey-teoreticheskiy-aspekt.
3. Андреева, С. Л. Коррекционно-логопедическая работа с детьми - дисорфографиками // Учитель - ученик; проблемы, поиски, находки. Психолого-педагогическая поддержка в образовании. Юго-западный окружной методический центр. М., 2003.№43. [Электронный ресурс] /: http://pedlib.rU/Books/2/0033/2_0033-1.shtml
4. Аманатова, М. М. Обзор нарушений чтения и письма у
учащихся общеобразовательных школ / Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения: Материалы II международной конференции Российской ассоциации дислексии. 2006. [Электронный ресурс] /: https://infourok.ru/doklad-na-temu-narushenie-pismennoy-rechi-u-
mladshih-shkolnikov-544924.html
5. Ахутина, Т.В. Нарушения письма: диагностика и коррекция //
Актуальные проблемы логопедической практики: Метод, материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной 100-летию проф. Н.Н.Трауготт / 2004. [Электронный ресурс] /:
https://istina.msu.ru/collections/511858/
6. Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая
диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. 2001.
[Электронный ресурс] /: http://www.r-vmeste.ru/library/Trudnosti-pisma-i-ih- nejropsihologicheskaya-diagnostika.html
7. Артикуляторно-акустическая дисграфия как форма нарушения
письменной речи. [Электронный ресурс]/:
http: //www.maam.ru/detskij sad/artikulj atorno-akusticheskaj a-disgrafij a-kak-forma-narushenij a-pismenoi-rechi.html
8. Безруких, М.М. Психофизиологические механизмы
формирования навыков письма и чтения и проблемы трудностей в обучении. 2006. [Электронный ресурс]/:
http://www.edu54.ru/sites/default/files/upload/2011/02/Trudnosti_obuchieniia_pis mu_i_chtieniiu.pdf
9. Безруких, М. М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. М.: Эксмо, 2009. 464 с.
10. Безруких, М.М., Крещенко, О.Ю. Психофизиологические
критерии трудностей обучения письму и чтению у школьников младших классов // Физиология человека. М., 2004. [Электронный ресурс]/:
http://www.childpsy.ru/dissertations/id/18831.php
11. Безруких, М.М. Обучение письму. Екатеринбург: Рама
Паблишинг, 2009. 607 с.
12. Бердалик, О.П. Формирование навыка фонетически правильного
письма у детей с нарушением интеллекта. [Электронный ресурс] / :
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/01/15/formirovanie- navyka-foneticheski-pravilnogo-pisma-u-detei.
13. Воронкова, В.В.Воспитание и
обучение детей во вспомогательной школе. 1994 [Электронный ресурс]/:
http://pedlib.ru/Books/4/0329/4-0329-1.shtml
14. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического
обследования: метод.пособие / О.Е.Грибова.- Айрис-пресс, 2008.96 с.
15. Жовницкая, О.Н. Профилактика дисграфии и дислексии на уроке через систему дидактических игр [Электронный ресурс]/: http://festival.1september.ru/articles/529061/.
16. Зачупейка, Л.В.Артикуляторно - акустическая дисграфия как форма нарушения письменной речи [Электронный ресурс]/: http: //www.maam.ru/detskij sad/artikulj atorno-akusticheskaj a-di sgrafij a-kak- forma-narushenij a-pismenoi-rechi.html.
17. Ильенко, И.Л.Профилактика оптической дисграфии у детей 4-6
лет [Электронный ресурс]/: http://it-
pedagog.ru/index.php?option=com zoo&task=item&item id=226&category id=5
18. Каше, Г. А. Логопедическая работа в I классе вспомогательной
школы. М., 957. [Электронный ресурс]/:
http s: //studfil es. net/preview/3 538581/page:68/
19. Козионова, Л. В. Психофизиологические основы письменной
речи. [Электронный ресурс] / :http://logopedy.ru/portal/logoped-
literature/lo goped-article/134-2010-08-20-20-43-36.html.
20. Колпаковская, И.К. Характеристика нарушений письма и чтения/ И.К. Колпаковская, Л.Ф. Спирова. 1997. [Электронный ресурс] /: https://studfiles.net/preview/5799932/page:26/
21. Лалаева, Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся
вспомогательной школы. М., 1978. [Электронный ресурс] /:
http://pedlib.ru/Books/5/0322/5_0322-153.shtml
22. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 1998. [Электронный ресурс] /: https://studfiles.net/preview/4582579/
23. Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у
школьников. М., 1983. [Электронный ресурс] /:
http://pedlib.ru/Books/5/0322/5-0322-1.shtml
24. Лалаева, Р.И., Венедиктова, Л.В. Нарушение чтения и письма у
младших школьников. 2004. [Электронный ресурс] /:
https: //studfiles. net/preview/5799930/
25. Левина, Р.Е.Недостатки чтения и письма у детей». 1940. [Электронный ресурс] /: https://studfiles.net/preview/5799932/page:4/
26. Лизунова, Л.Р. Логопедические технологии. 2011. [Электронный ресурс] /: http://www.iprbookshop.ru/32035
27. Логинова, Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: 2004. [Электронный ресурс] /: http://pedlib.rU/Books/3/0195/3_0195-1.shtml
28. Волкова, Л.С.Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. 1998. [Электронный ресурс] /: http://pedlib.ru/Books/2/0049
29. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма/Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. 2002. [Электронный ресурс] / : http://www.misarenko. ru/staty/luriya ocherky.html.
30. Лурия, А. Р. Мозги психические процессы. 1950. № 9.
[Электронный ресурс] /: http://gigabaza.ru/doc/225-pall.html
31. Милостивенко, Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей / Л.Г. Милостивенко. 1995. [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0309/1 0309- 1.shtml.
32. Мисаренко, Г.Г. Коррекционно-развивающие технологии в работе
логопеда общеобразовательной школы // Логопед М., 2004. № 1.
[Электронный ресурс] /:
33. Мазанова, Е.В. Коррекция акустической дисграфии. 1998. [Электронный ресурс] /: https://studfiles.net/preview/5799958/
34. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под. Общ. Ред. Г.В. Чиркиной. 2003. [Электронный ресурс]. URL:http://www.studfiles.ru/preview/2061570/.
35. Новые технологии в профилактике и коррекции нарушения
письменной речи учащихся: Метод.рекомендации для педагогов
специальных образовательных учреждений.Новокуйбышевск: 2008.
[Электронный ресурс] /: https://doc4web.ru/raznoe/metodicheskie-rekomendacii- dlya-pedagogov-i-specialistov-obrazov.html
36. Обучение во вспомогательной школе / под ред. Н.П. Долгобородовой/. Ленинград, 1973. [Электронный ресурс] /: http:ZZpedlib.ru/Books/4Z0329/4_0329-344.shtml
37. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / под ред. Ж.И.Шиф. М., 1965. [Электронный ресурс] /: http://pedlib.ru/Books/4Z0287/4_0287-5.shtml
38. Парамонова, Л. Г.Дисграфия: диагностика, профилактика,
коррекция. 2006. [Электронный ресурс] /: http://booksee.org/book/1348857
39. Парамонова, Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у
детей. 2001. [Электронный ресурс] /:
https://studfiles.net/preview/5799932/page:43/
40. Парамонова, Л. Г. Нарушения речи у учащихся вспомогательной школы и пути их коррекции. 1973. [Электронный ресурс] /: http s: //studfil es. net/preview/3 538581/page:68/
41. Петрова, А. П. Особенности умственного развития учащихся
вспомогательной школы. М., 1965. [Электронный ресурс] /:
http://pedlib.ru/Books/6/0412/6-0412-163. shtml
42. Петрова, В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М., 1977. [Электронный ресурс] /: http://sdo.mgaps.ru/books/K3/M5/file/4.pdf
43. Поваляева, М. А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования. 2006. [Электронный ресурс] /: https://chesorpresa.ru/book108018
44. Прищепова, И.В., Недоленко, С.С. Диагностика недостатков письма у младших школьников. 2006. [Электронный ресурс] /: https://studfiles.net/preview/1765247/
45. Репина, З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми
дефектами речи. 1996. [Электронный ресурс]. URL:
http://pedlib.ru/Books/7/0202/7 0202- 1.shtml - ЭБС «Pedlib.ru».
46. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталых
школьников.М., 1979. [Электронный ресурс] /:
https: //studfiles. net/preview/6226917/
47. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. 2003. 254с. [Электронный ресурс] /: http://pedlib.ru/Books/1 /0317
48. Селиванова, О.Г. Артикуляторно-акустическая дисграфия.
[Электронный ресурс] / : http://logoportal.ru/artikulyatorno-akusticheskaya-
disgrafiya/.html.
49. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: уч. пособие / А.В. Семенович. - М., 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/3/0287/3 0287- 1.shtml - ЭБС «Pedlib.ru» .
50. Соботович, Е. Ф.,Гопиченко, Е. М. Фонетические ошибки в
письме умственно отсталых учащихся младших классов // Нарушения речи и голоса у детей и взрослых. М., 1979. [Электронный ресурс] /:
https: //studfiles. net/preview/5799932/page: 2 8/
51. Трубникова, Н.М. Структура и содержание речевой карты /
Трубникова, Н.М. 1998. [Электронный ресурс] URL:
http://pedlib.ru/Books/6/0286/6-0286-1.shtml - ЭБС «Pedlib.ru»
52. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод.пособие 2007. [Электронный ресурс] /: https://studfiles.net/preview/5800120/
53. Хватцев, М. Е. Логопедия: пособие для студентов пед. ин-тов и
учителей спец. школ. 1959. 476 с. [Электронный ресурс] /:
http: //nashaucheba.ru/v39711/хватцев_м.е ._логопедия
54. Ястребова, А. В. Коррекция нарушения речи у учащихся. 1999. [Электронный ресурс] /: http://pedlib.ru/Books/2/0143/2-0143-1.shtml
55. Ястребов, А. В. Учителю о детях с недостатками речи /А. В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. 1997. 131 с. [Электронный ресурс] /: http://pedlib.ru/Books/1/0327/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ