Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Работа №57837

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы106
Год сдачи2016
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
375
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основания проблемы экологического
воспитания младших школьников во внеклассной работе 8
1.1. Сущность понятий «экологическое воспитание» и «экологическая
воспитанность» 8
1.2. Особенности экологического воспитания младшего школьника ... 17
1.3. Воспитательный потенциал внеклассной работы по
формированию экологической воспитанности младших школьников 27
Выводы по главе 1 42
Глава 2. Экологическое воспитание младших школьников во внеклассной работе 43
2.1. Этапы и методики исследования 43
2.2. Изучение уровня сформированности экологической воспитанности
у младших школьников (результаты констатирующего этапа
эксперимента) 46
2.3. Педагогическое обеспечение процесса экологического воспитания
детей младшего школьного возраста 53
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
экологическому воспитанию младших школьников 62
Выводы по главе 2 65
Заключение 68
Список литературы 71
Приложения


Воспитание экологически воспитанной личности - это одно из главных направлений развития детей начальной школы. При педагогически грамотной организации работы экологическое воспитание может способствовать как развитию познавательных процессов, так и формированию ценностной картины окружающего нас мира. Воспитание экологического сознания -это, прежде всего, бережное отношение к природе и рациональное использование природных ресурсов.
В последнее время под воспитательным направлением в начальной школе является развитие у школьников эстетического отношения к природе, воспитания сострадания и любви к окружающей среде. Все эти три направления способны сформировать ценностные ориентации, экологической воспитанности учащихся, сформировать систему нравственных норм.
Ведущую роль в экологическом воспитании ребенка начального звена играет в большей степени - школа, которая включает в себя два процесса в воспитании: учебную деятельность и внеурочную, в том числе и кружковую.
При рациональной организации как учебной, так и внеклассной работы в области экологического направления у детей успешно формируется стойкий интерес к окружающей нас природе, к растительному и животному миру и соответственно их сохранению.
Методические основы формирования экологического воспитания школьников разработаны в трудах Т.А. Бабановой [3,], А.Н. Захлебного[12], Б.Т. Лихачева[23] и др., которые отмечали, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о
культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются [3].
Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Л.Д. Бобылевой [2], А.В. Миронова [25], А.А. Плешакова [29], Л.П. Салеевой [31] и др.
Проблемы экологического воспитания разработаны в работах И.Д. Зверева [15], А.Н. Захлебного [14], Б.Т. Лихачева [24], Н.М. Мамедова [25], Л.П. Салеевой [31], И.Т. Суравегиной [32] и других. Этими авторами раскрываются цели, задачи, принципы, условия экологического воспитания.
Характеристику средств, форм и методов экологического воспитания находим в работах А.Н. Захлебного [12], Н.А. Городецкой [7], Н.В. Добрецовой [9], А.В. Миронова [26].
Психолого-педагогическое обоснование нашей проблемы отражено в работах Л.И. Божович [4], А.Н. Леонтьева [23], В.Н. Мясищева [28], А.П. Сидельковского [33], П.М. Якобсона [42] и других.
О значении краеведческого материала в воспитательной работе писали в своих трудах Т.А. Бабакова [1], Л.П. Салеева [30] и другие.
Психологи (Л.С. Выготский[5], А.В. Запорожец [18], В.С. Мухина[27], Д.Б. Эльконин[40,] и др.) отмечают, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирован познавательный интерес к изучению окружающего мира, который включает в себя:
Противоречие исследования: между социальным заказом общества на подготовку экологически воспитанного и высоконравственного выпускника школы, способного не только понять, но и оценить глобальность экологического кризиса, а так, же взять на себя ответственность не только за свое поведение в природе, но и за поведение других людей, сензитивностью младшего школьного возраста для формирования экологического воспитания учащихся и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов экологического воспитания младших школьников.
Отсюда вытекает проблема исследования: каковы содержание, формы и методы экологического воспитания детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс экологического воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: содержание, формы и методы экологического воспитания детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание формы и методы экологического воспитания детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: процесс экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе будет эффективен, если:
- опираться на сущностные характеристику понятия «экологическое воспитание»;
- учитывать возрастные особенности экологического воспитания младших школьников;
- использовать воспитательный потенциал внеклассной работы в процессе экологического воспитания учащихся младшего школьного возраста;
- организовать формирующие мероприятия на основе экологической программы «Экоисследователи».
Задачи:
1) На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы раскрыть сущность и содержание понятий: «экологическое воспитание», «экологическая воспитанность».
2) Рассмотреть особенности экологического воспитания младших школьников, соответствующие их возрасту.
3) Выявить воспитательный потенциал внеклассной работы в экологическом воспитании младших школьников.
4) Разработать и апробировать программу экологического воспитания детей младшего школьного возраста «Экоисследователи».
Методологическую основу исследования являются культурологический и синергетический подходы, философский принцип антропокосмизма, позволяющие рассмотреть экологическое воспитание как социоприродное явление, одну из составляющих культуры и цивилизации (культурологические концепции ХХ в.: О. Шпенглер, A. Тойнби, А. Швейцер, П.А. Сорокин, и др.); идеи представителей философской школы «русского космизма»: А.А. Богданов, А.Ф. Лосев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, др.; учение о ноосфере B.M. Вернадского; современные философско-культурологические теории и исследования: А.К. Адамов, А.А. Гусейнов, А.Г. Маслеев, А.Д. Урусул, Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев, , Ю.В.Николаева, Ю.В. Гиренок, Ю.В. Яковец, и др. концепция «Устойчивого развития» (1992г. Рио-де-Жанейро).
Теоретические основы исследования составляют: идеи
природосообразности воспитания (А. Дистервег, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский др.); положения философскопедагогической теории Дж.Дьюи и концепций зарубежной педагогики к. XIX -н. ХХ в.в. (В. Лай, Г. Кершенштейнер, М. Монтессори, др.); видение проблем педагогики среды отечественными учеными н. XX в. (В.Н. Шульгин, С.Т. Шацкий, др.); современные подходы к проблемам социального воспитания (В.Г. Бочарова, В.А. Никитин др.); опыт разработки теории и методики воспитательной работы в отечественной науке (Б.П. Битинас, Л.Ю. Гордин, И.П. Иванов, В.А. Караковский, М.Б. Коваль, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, А.В. Мудрик, В.А. Сухомлинский и д.р.).
В соответствии с целями и задачами исследования нами были использованы следующие методы:
1) теоретические - изучение и анализ педагогической литературы об основах экологического воспитания младших школьников во внеурочное время;
2) эмпирические - тестирование, анкетирование и диагностика экологического воспитания детей 6-7 лет по методике С.Н. Николаевой;
3) методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Опытно-экспериментальной базой исследования стало муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждении «Средняя общеобразовательная школа №179 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казань. В эксперименте приняли участие 64 учащихся младшего школьного возраста.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялось изучение и анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы экологического воспитания у детей младшего школьного возраста, которые нашли отражение в разработанной программе «Экоисследователи».
Практическая значимость исследования: разработанная программа «Экоисследователи» может использоваться в практике образовательных учреждений начального образования.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих 7 параграфов, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ состояния теории и практики экологического образования и
воспитания, позволил установить, что проблема экологического воспитания
детей являлась предметом пристального внимания и в науке, и в школьной
практике. Проблема экологического воспитания учащихся начальных
классов в данное время относится к числу основных проблем теории
воспитания и имеет огромное значение для воспитательной работы.
В ходе теоретического анализа работ Т.А. Бобылевой, Л.Д. Бобылевой,
А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой и др. было выявлено, что
экологическое воспитание – одно из важных направлений личностного
развития детей младшего школьного возраста.
Ведущую роль в экологическом воспитании ребенка младшего
школьного возраста играет школа, включающая в себя две стороны: учебную
и внеучебную работу.
Базируясь на психолого-педагогических знаниях возрастных
особенностях младшего школьника и социальной ситуации его развития,
современная педагогика придает огромное значение внеурочным,
внеклассным занятиям, которые оказывают положительное воздействие на
ребят, способствуют их интеллектуальному и личностному развитию,
повышая уровень их экологической воспитанности. Особое значение для70
детей имеет их практическая деятельность: экспериментальная, творческая
исследовательская, а также выходы на экскурсии.
Для систематизации работы необходима программа экологического
воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию
познавательной, познавательно-развлекательной, практической и
исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание
инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы,
непрерывность и последовательность в изложении материала. Содержание
форм и методов экологического воспитания детей во внеурочное время,
состоят из разнообразных, постепенно усложняющихся, эмоционально
насыщенных, экологически значимых взаимодействий ребенка с объектами
социоприродной среды, которое обеспечивает воздействие на нравственное,
эмоциональное и деятельностное развитие личности ребенка.
На основании проведенного исследования можно утверждать, что
процесс экологического воспитания младших школьников во внеклассной
работе будет эффективен, если
 опираться на сущностные характеристики понятий
«экологическое воспитание», «экологическая воспитанность»;
 учитывать возрастные особенности младших школьников;
 основываться на воспитательный потенциал во внеклассной
работе при формировании экологической воспитанности
учащихся;
 организовать формирующие мероприятия на основе специальной
программы «Экоисследователи».
Итоги проведенного исследования позволили сделать выводы:
Экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в
работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее
конечной целью формирование экологической культуры.71
При проведении эксперимента у школьников не только повысился
уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась
мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.
Целенаправленная систематическая работа по экологическому
воспитанию, способствует значительному повышению экологической
культуры школьников.
Экологическое воспитание позволяет продемонстрировать младшим
школьникам многофункциональную приспособленность растений и
животных к среде обитания, зависимости, существующие в природных
сообществах, связь человека с природой, результаты воздействия его
деятельности на природу ближайшего окружения.
- Экологическое воспитание – неотъемлемая часть познавательного и
нравственного развития личности ребенка.
- Экологическое воспитание - успешно формируется в процессе
реализации дополнительных экологических программ, соответствующих
возрастным особенностям детей, а также комплекса форм и методов их
реализации, обеспечивающих эффективное формирование экологического
воспитания детей младшего школьного возраста.
Таким образом, цель, поставленная в данной работе, достигнута, задачи
выполнены.


1. План работы дополнительного образования школы
2. Инструкция по технике безопасности
3. Должностные инструкции ПДО
4. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» .Минск, 1996г.
5. Травникова В.В. «Биологические экскурсии». С-Петербург, 2002г.
6. Демьянков Е.Н. «Биология в вопросах и ответах» М., 1996г.
7. Верзилин Н.М. « По следам Робинзона» М., 1994г.
« Учитель ботаники» Л., 1985г.
8. Сорокина Л.В. «Тематические игры и праздники по биологии» М., 2004г.
9. Рогова Т.В. « Голубое и зелёное» К., 1984г.(охрана природы в Казани)
10. Петров В.В. « Из жизни зелёного мира» М., 1975г.
11. Цветкова И.В. « Экология для начальной школы» (игры, проекты) Ярославль, 1997г.
12. Шпотова Т.В. Методические рекомендации к программе «Игровая экология) в трёх частях. М., 1999г.
13. «Мы»- Программа экологического образования детей(Кондратьева Н.Н и др) С- Петербург, 2002г.
14. Плавильщиков Н. «Времена года». М., 1970г.
15. Толмачёва Л.П. « Окно в удивительный мир природы» Донецк, 1998г.
16. Плешаков А.А. « От Земли до неба» М., 1998г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ