Введение 3
Глава 1. Теоретические основания проблемы экологического
воспитания младших школьников во внеклассной работе 8
1.1. Сущность понятий «экологическое воспитание» и «экологическая
воспитанность» 8
1.2. Особенности экологического воспитания младшего школьника ... 17
1.3. Воспитательный потенциал внеклассной работы по
формированию экологической воспитанности младших школьников 27
Выводы по главе 1 42
Глава 2. Экологическое воспитание младших школьников во внеклассной работе 43
2.1. Этапы и методики исследования 43
2.2. Изучение уровня сформированности экологической воспитанности
у младших школьников (результаты констатирующего этапа
эксперимента) 46
2.3. Педагогическое обеспечение процесса экологического воспитания
детей младшего школьного возраста 53
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
экологическому воспитанию младших школьников 62
Выводы по главе 2 65
Заключение 68
Список литературы 71
Приложения
Воспитание экологически воспитанной личности - это одно из главных направлений развития детей начальной школы. При педагогически грамотной организации работы экологическое воспитание может способствовать как развитию познавательных процессов, так и формированию ценностной картины окружающего нас мира. Воспитание экологического сознания -это, прежде всего, бережное отношение к природе и рациональное использование природных ресурсов.
В последнее время под воспитательным направлением в начальной школе является развитие у школьников эстетического отношения к природе, воспитания сострадания и любви к окружающей среде. Все эти три направления способны сформировать ценностные ориентации, экологической воспитанности учащихся, сформировать систему нравственных норм.
Ведущую роль в экологическом воспитании ребенка начального звена играет в большей степени - школа, которая включает в себя два процесса в воспитании: учебную деятельность и внеурочную, в том числе и кружковую.
При рациональной организации как учебной, так и внеклассной работы в области экологического направления у детей успешно формируется стойкий интерес к окружающей нас природе, к растительному и животному миру и соответственно их сохранению.
Методические основы формирования экологического воспитания школьников разработаны в трудах Т.А. Бабановой [3,], А.Н. Захлебного[12], Б.Т. Лихачева[23] и др., которые отмечали, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о
культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются [3].
Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Л.Д. Бобылевой [2], А.В. Миронова [25], А.А. Плешакова [29], Л.П. Салеевой [31] и др.
Проблемы экологического воспитания разработаны в работах И.Д. Зверева [15], А.Н. Захлебного [14], Б.Т. Лихачева [24], Н.М. Мамедова [25], Л.П. Салеевой [31], И.Т. Суравегиной [32] и других. Этими авторами раскрываются цели, задачи, принципы, условия экологического воспитания.
Характеристику средств, форм и методов экологического воспитания находим в работах А.Н. Захлебного [12], Н.А. Городецкой [7], Н.В. Добрецовой [9], А.В. Миронова [26].
Психолого-педагогическое обоснование нашей проблемы отражено в работах Л.И. Божович [4], А.Н. Леонтьева [23], В.Н. Мясищева [28], А.П. Сидельковского [33], П.М. Якобсона [42] и других.
О значении краеведческого материала в воспитательной работе писали в своих трудах Т.А. Бабакова [1], Л.П. Салеева [30] и другие.
Психологи (Л.С. Выготский[5], А.В. Запорожец [18], В.С. Мухина[27], Д.Б. Эльконин[40,] и др.) отмечают, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирован познавательный интерес к изучению окружающего мира, который включает в себя:
Противоречие исследования: между социальным заказом общества на подготовку экологически воспитанного и высоконравственного выпускника школы, способного не только понять, но и оценить глобальность экологического кризиса, а так, же взять на себя ответственность не только за свое поведение в природе, но и за поведение других людей, сензитивностью младшего школьного возраста для формирования экологического воспитания учащихся и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов экологического воспитания младших школьников.
Отсюда вытекает проблема исследования: каковы содержание, формы и методы экологического воспитания детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс экологического воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: содержание, формы и методы экологического воспитания детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание формы и методы экологического воспитания детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: процесс экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе будет эффективен, если:
- опираться на сущностные характеристику понятия «экологическое воспитание»;
- учитывать возрастные особенности экологического воспитания младших школьников;
- использовать воспитательный потенциал внеклассной работы в процессе экологического воспитания учащихся младшего школьного возраста;
- организовать формирующие мероприятия на основе экологической программы «Экоисследователи».
Задачи:
1) На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы раскрыть сущность и содержание понятий: «экологическое воспитание», «экологическая воспитанность».
2) Рассмотреть особенности экологического воспитания младших школьников, соответствующие их возрасту.
3) Выявить воспитательный потенциал внеклассной работы в экологическом воспитании младших школьников.
4) Разработать и апробировать программу экологического воспитания детей младшего школьного возраста «Экоисследователи».
Методологическую основу исследования являются культурологический и синергетический подходы, философский принцип антропокосмизма, позволяющие рассмотреть экологическое воспитание как социоприродное явление, одну из составляющих культуры и цивилизации (культурологические концепции ХХ в.: О. Шпенглер, A. Тойнби, А. Швейцер, П.А. Сорокин, и др.); идеи представителей философской школы «русского космизма»: А.А. Богданов, А.Ф. Лосев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, др.; учение о ноосфере B.M. Вернадского; современные философско-культурологические теории и исследования: А.К. Адамов, А.А. Гусейнов, А.Г. Маслеев, А.Д. Урусул, Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев, , Ю.В.Николаева, Ю.В. Гиренок, Ю.В. Яковец, и др. концепция «Устойчивого развития» (1992г. Рио-де-Жанейро).
Теоретические основы исследования составляют: идеи
природосообразности воспитания (А. Дистервег, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский др.); положения философскопедагогической теории Дж.Дьюи и концепций зарубежной педагогики к. XIX -н. ХХ в.в. (В. Лай, Г. Кершенштейнер, М. Монтессори, др.); видение проблем педагогики среды отечественными учеными н. XX в. (В.Н. Шульгин, С.Т. Шацкий, др.); современные подходы к проблемам социального воспитания (В.Г. Бочарова, В.А. Никитин др.); опыт разработки теории и методики воспитательной работы в отечественной науке (Б.П. Битинас, Л.Ю. Гордин, И.П. Иванов, В.А. Караковский, М.Б. Коваль, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, А.В. Мудрик, В.А. Сухомлинский и д.р.).
В соответствии с целями и задачами исследования нами были использованы следующие методы:
1) теоретические - изучение и анализ педагогической литературы об основах экологического воспитания младших школьников во внеурочное время;
2) эмпирические - тестирование, анкетирование и диагностика экологического воспитания детей 6-7 лет по методике С.Н. Николаевой;
3) методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Опытно-экспериментальной базой исследования стало муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждении «Средняя общеобразовательная школа №179 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казань. В эксперименте приняли участие 64 учащихся младшего школьного возраста.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялось изучение и анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы экологического воспитания у детей младшего школьного возраста, которые нашли отражение в разработанной программе «Экоисследователи».
Практическая значимость исследования: разработанная программа «Экоисследователи» может использоваться в практике образовательных учреждений начального образования.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих 7 параграфов, заключения, списка литературы, приложений.
Анализ состояния теории и практики экологического образования и
воспитания, позволил установить, что проблема экологического воспитания
детей являлась предметом пристального внимания и в науке, и в школьной
практике. Проблема экологического воспитания учащихся начальных
классов в данное время относится к числу основных проблем теории
воспитания и имеет огромное значение для воспитательной работы.
В ходе теоретического анализа работ Т.А. Бобылевой, Л.Д. Бобылевой,
А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой и др. было выявлено, что
экологическое воспитание – одно из важных направлений личностного
развития детей младшего школьного возраста.
Ведущую роль в экологическом воспитании ребенка младшего
школьного возраста играет школа, включающая в себя две стороны: учебную
и внеучебную работу.
Базируясь на психолого-педагогических знаниях возрастных
особенностях младшего школьника и социальной ситуации его развития,
современная педагогика придает огромное значение внеурочным,
внеклассным занятиям, которые оказывают положительное воздействие на
ребят, способствуют их интеллектуальному и личностному развитию,
повышая уровень их экологической воспитанности. Особое значение для70
детей имеет их практическая деятельность: экспериментальная, творческая
исследовательская, а также выходы на экскурсии.
Для систематизации работы необходима программа экологического
воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию
познавательной, познавательно-развлекательной, практической и
исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание
инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы,
непрерывность и последовательность в изложении материала. Содержание
форм и методов экологического воспитания детей во внеурочное время,
состоят из разнообразных, постепенно усложняющихся, эмоционально
насыщенных, экологически значимых взаимодействий ребенка с объектами
социоприродной среды, которое обеспечивает воздействие на нравственное,
эмоциональное и деятельностное развитие личности ребенка.
На основании проведенного исследования можно утверждать, что
процесс экологического воспитания младших школьников во внеклассной
работе будет эффективен, если
опираться на сущностные характеристики понятий
«экологическое воспитание», «экологическая воспитанность»;
учитывать возрастные особенности младших школьников;
основываться на воспитательный потенциал во внеклассной
работе при формировании экологической воспитанности
учащихся;
организовать формирующие мероприятия на основе специальной
программы «Экоисследователи».
Итоги проведенного исследования позволили сделать выводы:
Экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в
работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее
конечной целью формирование экологической культуры.71
При проведении эксперимента у школьников не только повысился
уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась
мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.
Целенаправленная систематическая работа по экологическому
воспитанию, способствует значительному повышению экологической
культуры школьников.
Экологическое воспитание позволяет продемонстрировать младшим
школьникам многофункциональную приспособленность растений и
животных к среде обитания, зависимости, существующие в природных
сообществах, связь человека с природой, результаты воздействия его
деятельности на природу ближайшего окружения.
- Экологическое воспитание – неотъемлемая часть познавательного и
нравственного развития личности ребенка.
- Экологическое воспитание - успешно формируется в процессе
реализации дополнительных экологических программ, соответствующих
возрастным особенностям детей, а также комплекса форм и методов их
реализации, обеспечивающих эффективное формирование экологического
воспитания детей младшего школьного возраста.
Таким образом, цель, поставленная в данной работе, достигнута, задачи
выполнены.
1. План работы дополнительного образования школы
2. Инструкция по технике безопасности
3. Должностные инструкции ПДО
4. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» .Минск, 1996г.
5. Травникова В.В. «Биологические экскурсии». С-Петербург, 2002г.
6. Демьянков Е.Н. «Биология в вопросах и ответах» М., 1996г.
7. Верзилин Н.М. « По следам Робинзона» М., 1994г.
« Учитель ботаники» Л., 1985г.
8. Сорокина Л.В. «Тематические игры и праздники по биологии» М., 2004г.
9. Рогова Т.В. « Голубое и зелёное» К., 1984г.(охрана природы в Казани)
10. Петров В.В. « Из жизни зелёного мира» М., 1975г.
11. Цветкова И.В. « Экология для начальной школы» (игры, проекты) Ярославль, 1997г.
12. Шпотова Т.В. Методические рекомендации к программе «Игровая экология) в трёх частях. М., 1999г.
13. «Мы»- Программа экологического образования детей(Кондратьева Н.Н и др) С- Петербург, 2002г.
14. Плавильщиков Н. «Времена года». М., 1970г.
15. Толмачёва Л.П. « Окно в удивительный мир природы» Донецк, 1998г.
16. Плешаков А.А. « От Земли до неба» М., 1998г.