Введение 3
Глава 1. Теоретические основы гражданского воспитания младших школьников 6
1.1. Сущность гражданского воспитания в начальной школе 6
2.2. Методы и средства гражданского воспитания 12
2.2. Особенности классных часов как средства гражданского воспитания в начальной школе 16
Выводы 22
Глава 2. Содержание и методика проведения классных часов по
гражданскому воспитанию в начальной школе 23
2.1. Понятие о гражданской идентичности и ее структурных компонентах 23
2.2. Методические рекомендации по проведению классных часов,
направленных на формирование основ гражданской идентичности 29
2.3. Опытная работа по формированию основ гражданской идентичности 33
Выводы 57
Заключение 58
Библиографический список 61
Приложения
Современное общество живет в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов. Наблюдается упадок общественной морали и, как следствие, отсутствие объединяющих общество нравственных ориентиров.
Основательно дискредитированы понятия общего блага и социальной справедливости. Наблюдается рост асоциальных молодежных объединений [3].
Остановить эти деструктивные процессы может только возрождение российского общества, изменение в позитивную сторону морально- психологического климата в стране. Данную проблему помогает решить гражданское воспитание, органически встроенное в учебно-воспитательный процесс.
Проблеме гражданского воспитания посвящены работы многих выдающихся педагогов: В.А. Сухомлинского, А.А. Ухтомского, И.Ф. Харламова и психологов Л.С. Выготского, О.В. Лебедевой, Н.Ю. Синягиной. Они выявили сущность основных теоретических понятий гражданского воспитания, указали способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов.
Главным показателем воспитания человека как гражданина является гражданственность, которая включает в себя ряд компонентов.
Целесообразно отметить, что на уровне начального общего образования осуществляется формирование такого компонента гражданственности, как гражданская идентичность.
В современной системе образования существует ряд проблем, замедляющих процесс формирования основ гражданской идентичности: недостаточно налажено взаимодействие участников образовательных отношений; разрыв между теорией и практикой в обучении.
Большинство ученых и педагогов говорят о важности формирования гражданской идентичности в средней школе, но о предпосылках или основах ее становления можно говорить уже начальной школе.
В педагогике выделены разнообразные формы, средства и методы формирования основ гражданской идентичности. Классные часы относятся к форме воспитательной работы, направленной на формирование суждений, оценок, системы отношений к окружающему миру, а также становление нравственных убеждений. Специфика классных часов способствует не только углублению и расширению имеющихся у обучающихся знаний, но и формированию эмоционально-ценностного и деятельностного компонента основ гражданской идентичности.
Анализ педагогической и методической литературы показал, что иccлeдoвaний о влиянии классного часа на процесс становления основ гражданской идентичности обучающихся начальной школы недостаточно. Отсутствие системы работы в этом направлении ведет к тому, что уровень сформированности основ гражданской идентичности остается низким. Этот факт подтверждают и всероссийские проверочные работы, проведенные в 2015-2016 учебном году, результаты которых показали, что сформированность гражданской идентичности у обучающихся начальной школы находится на низком уровне. Поэтому тема является актуальной.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования - классный час как средство гражданского воспитания младших школьников.
Целью исследования является теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность использования классных часов в процессе гражданского воспитания младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагаем, что классные часы будут эффективным средством формирования основ гражданской идентичности при следующих условиях:
систематическое проведение классных часов;
• содержание классных часов включает знания, расширяющие и углубляющие опорные знания младших школьников, полученные при изучении предмета «Окружающий мир»;
• включение в классные часы активных методов организации деятельности младших школьников.
В соответствии с целью и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) провести теоретический анализ методической литературы, научных изданий и нормативных документов с целью выявления сущности гражданского воспитания;
2) рассмотреть средства и методы гражданского воспитания
младших школьников;
3) определить особенности классных часов как средства
гражданского воспитания в начальной школе;
4) раскрыть сущность понятия «гражданская идентичность» как компонента гражданственности;
5) разработать методические рекомендации по проведению классных часов, направленных на формирование основ гражданской идентичности;
6) провести опытную работу, направленную на формирование основ гражданской идентичности.
Методы исследования:
анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; анализ результатов деятельности; педагогический эксперимент; анализ письменных диагностических работ учащихся; методы статистической обработки результатов; обобщение.
Практическая значимость определяется возможностью использования разработанных материалов учителями начальных классов в их практической деятельности, а также студентами в период производственной практики.
Проблема гражданского воспитания является одним из сложных и актуальных направлений современной образовательной теории и практики.
С одной стороны, проблема гражданского воспитания отражает задачу, стоящую перед начальной школой, зафиксированную в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования - воспитание гражданина, который способен самостоятельно давать оценку происходящему и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. С другой стороны, показывает, что современная система школьного образования с традиционной организацией учебного процесса предлагает воспитывать гражданина в большинстве случаев только с помощью этических бесед и рассказов на аналогичные темы. Это доказывает необходимость организации специальной работы по
гражданскому воспитанию в начальной школе. Поэтому возникла необходимость в разработке иных средств гражданского воспитания.
В связи с этим необходимо глубокое теоретическое осмысление проблемы гражданского воспитания младших школьников, целенаправленная работа по определению и реализации условий для гражданского становления личности младшего школьника.
В ходе теоретической части исследования было уточнено содержание понятий «воспитание», «нравственное воспитание», «гражданское воспитание». Также было рассмотрено такое понятие, как «классные часы», предложена классификация и функции классных часов.
Таким образом, на основе анализа учебно-методической литературы было определено одно из важнейших средств гражданского воспитания младших школьников - классный час. Он способствует более детальному и глубокому освоению младшими школьниками не только когнитивного критерия гражданского воспитания, но и формированию эмоционально- ценностного и деятельностного компонента за счет различных форм организации классных часов.
В исследовании была раскрыта суть классных часов, их возможности в процессе гражданского воспитания, а также сформулированы рекомендации к организации классных часов по гражданскому воспитанию в начальной школе.
В практической части исследования было представлено три этапа эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе были выделены компоненты и показатели сформированности гражданской идентичности младших школьников: когнитивный (знания о малой и большой Родине; знания своих прав и обязанностей), эмоционально-ценностный и деятельностный (умение адекватно вести себя в предложенных ситуациях, проявлять гражданственность). Также проведены диагностические работы в 4В и 4Г классах МАОУ «СОШ № 22 с углубленным изучением иностранных языков» г. Перми, выявивших уровень сформированности гражданской идентичности у обучающихся. По итогам констатирующего этапа оба класса показали средний и низкий уровень гражданского воспитания, тем не менее, уровень сформированности выбранного компонента гражданственности у обучающихся 4В оказался ниже, чем у 4Г. В связи с этим 4В был выбран опытно-исследовательским классом, а 4Г - контрольным.
В связи с этим, в опытно-исследовательской группе, на формирующем этапе, был проведен цикл классных часов по гражданскому воспитанию.
Итогом работы стал контрольный этап эксперимента, где с помощью диагностики мы проверили уровень сформированности основ гражданской идентичности в двух классах. В результате, в опытно-исследовательской группе мы наблюдаем положительную динамику: число обучающихся с высоким уровнем гражданственности в опытно-исследовательском классе увеличилось на 25%, а в контрольном осталось неизменным. Число обучающихся со средним уровнем гражданственности в опытно-исследовательском классе осталось таким же, как и на констатирующем этапе, а в контрольном классе - снизилось на 4%, число обучающихся с низким уровнем гражданственности в опытно-исследовательском классе сократилось на 25%, а в контрольном - всего на 4%.
Таким образом, результаты опытно-исследовательской работы подтвердили гипотезу, что классные часы будут эффективным средством формирования основ гражданской идентичности при следующих условиях:
• систематическое проведение классных часов;
• содержание классных часов включает знания, расширяющие и углубляющие опорные знания младших школьников, полученные при изучении предмета «Окружающий мир»;
• включение в классные часы активных методов организации деятельности младших школьников.
1. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988 - 354 с.
2. Болховитин С.М. - Воспитание гражданских добродетелей у младших школьников: методич. рекоменд. рекомендации / сост. С.М. Болховитин. - Пермь.: ПГГПУ, 2003. - 60 с.
3. Гаврилычева Г.Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа. - 2008. - № 7. - С. 13-18
4. Гаязов А.С. Общество, государство: воспитание гражданина // Начальная школа. - 2002. - № 6. - С. 84-87.
5. Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.Ф. Голованова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 240 с.
6. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн / сост. Т.В. Шепелева. - Волгоград.: Учитель, 2015. - 69 с.
7. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение. - 2011. - 23 с.
8. Ефремова Г.А. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. - 2015. - № 8. - С. 17-21.
9. Ивченкова Г.Г. Окружающий мир. 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов - М.: Артель, 2011. - 144 с.
10. Ивченкова Г.Г. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов - М.: Артель, 2008. - 148 с.
11. Ивченкова Г.Г. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов - М.: Артель, 2008. - 157 с.
12. Ивченкова Г.Г. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов - М.: Артель, 2008. - 161 с.
13. Как проектировать универсальные учебные действияв начальной
школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. - 3-е изд. - М.: Просвящение, 2011. -
152 с.
14. Кетова Т.В. Классные часы духовно-нравственной направленности // Начальная школа. - 2014. - № 11. - С. 76-78.
15. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь : Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
16. Кондрашова Е.Н. С чего начинается Родина? // Начальная школа. - 2015. - № 6. - С. 23-26.
17. Лебедева Л.В. Социальная психология. - М.: Флинта, 2013 - 229 с.
18. Локк Дж. Мысли о воспитании // Дж.Локк Соч.: в 3 т. - Т. 3. - М., 1988. - С. 608
19. Лутовинов В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня // Педагогика. - 2016. - № 5. - С. 52-59.
20. Марьенко И. С. Нравственное становление личности. - М.: Педагогика, 1985г., 364 с.
21. Макеева В.В. Классный час на тему «Права и обязанности гражданина» // Начальная школа. - 2012. - № 9. - С. 82-85.
22. Педагогика / под ред. Л.Р. Болотиной, С.П. Баранова,
Л.Г.Семушиной. - М.: Просвещение, 1987. - 288 с.
23. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим- Бад; редкол. М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова идр. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.
24. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. Попытка дать матерям наставления, как самим обучать своих детей. Письма Генриха Песталоцци // И.Г. Песталоцци Избр. пед. произв.: в 3 т. - Т. 2. - М., 1963. - С. 380
25. Пидкасистый П.И. Педагогика: учеб. для студ. педагогических вузов и педагогических колледжей / И.П. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 608 с.
26. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 12 с.
27. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова - М.: Просвещение, 2011. - 95 с.
28. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова - М.: Просвещение, 2012. - 144 с.
29. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова - М.: Просвещение, 2013. - 175 с.
30. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова - М.: Просвещение, 2013. - 224 с.
31. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая - М.: Просвещение, 2013. - 143 с.
32. Подласый И.П. Педагогика: учеб. для студ. высш. учеб.
заведений: В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2001. - Кн. 2: Процесс воспитания. -256 с.
33. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании // Ж.Ж. Руссо Педагогические сочинения: в 2 т. - Т. 1. - М., 1981.
34. Сергеева В.П. Методика воспитательной работы: учеб. для студ. педагогических вузов / В.П.Сергеева, Э.К.Никитина, М.Н. Недвецкая — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 368 с.
35. Сергеева О.Е. Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы / О.Е. Сергеева, Е.В. Янина, - М.: ВАКО, 2006. - 137 с.
36. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Акадения», 2002. - 576 с.
37. Советова Е.В. Школа нового поколения. Административная работа / Е.В. Советова. - Ростов н/Д : Феникс, 2012. - 318с.
38. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. Т. 3. / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1980.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение. - 2011. - 31 с.
40. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21.12.2012. - М.: Проспект. - 2016. - 160 с.
41. ХарламовИ.Ф. Педагогика: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - Мн.:Ушверсггэцкае, 2000. - 560 с.
42. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 - с. 24-29