Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЛИКУЛЬУТРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №66578

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость3950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
276
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы поликультурного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности 7
1.1. Сущность и содержание поликультурного воспитания
личности 7
1.2. Особенности поликультурного воспитания младших
школьников 16
1.3. Внеурочная деятельность как средство поликультурного
воспитания младших школьников 23
Глава 2. Экспериментальная работа по поликультурному воспитанию младших школьников во внеурочной
деятельности 31
2.1. Диагностика поликультурной воспитанности младших
школьников 31
2.2. Содержание работы по поликультурному воспитанию
младших школьников 42
Заключение 51
Библиографический список 55
Приложение 60


Современная ситуация развития социума характеризуется все более глубоко проникающими в мир процессами глобализации и как следствия межкультурного общения. В таких условиях обособленное существование народов и их культур становится все более сложным и встречается все реже. Поэтому перед обществом встает задача переосмысления целей и задач, ко-торые ставятся при воспитании личности. В связи с этими изменениями по- ликультурное воспитание становится одним из важнейших компонентов общего процесса воспитания.
Под поликультурным воспитанием принято понимать процесс формирования личности, способной осуществлять бесконфликтную и эффективную жизнедеятельность в современной интернациональной и многокультурной среде, личности у которой будут развиты качества, предполагающие уважение других культур и пребывание в согласии с их представителями.
В ходе процесса поликультурного воспитания происходит постепенное формирование представления о большом количестве культур, существующих в мире, их многообразии и взаимосвязи между собой, происходит зарожде-ние и развитие отношения терпимости к представителям других культур, национальностей, религий. Формируется понятие об общих для абсолютного большинства людей представлений о национальных и общемировых, обще-человеческих ценностях. Появляются и развиваются умения и навыки необходимые для жизни в современном поликультурном мире и обществе, основанном на принципах взаимопонимания, толерантности. Таким образом, происходит сложный и длительный процесс национальной, культурно-нрав-ственной и социальной идентификации личности.
Проблеме поликультурного воспитания младших школьников посвящены труды многих выдающихся ученых и педагогов. В России разработкой проблем поликультурного воспитания, занимались такие ученые как В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, В.П. Борисенков, А.Я. Данилюк, А.Н. Джуринский, И.В. Колинько, И.В. Колоколова, А.М. Кондаков, Л.С. Мовсесян, Л.Л. Супрунова, В.А. Тишков и др. Эти и другие ученые занимались изучением вопросов осуществления путей и средств их поликультурного воспитания младших школьников, подростков и молодежи.
Процесс поликультурного воспитания необходимо осуществлять с самого раннего возраста. В младшем школьном возрасте наиболее эффек-тивно поликультурное воспитание осуществляется в процессе внеурочной деятельности. Этот факт объясняется тем, что внеурочная деятельность оптимально подходит для осуществления поликультурного воспитания в силу своих особенностей и возрастных закономерностей развития обучающихся младшего школьного возраста.
Внеурочная деятельность является одним эффективных инструментов поликультурного воспитания. Этот факт объясняется тем, что именно во внеурочной деятельности можно применять наиболее интересные для обучающихся формы и методы обучения и воспитания, такие как экскурсии, конкурсы, кружки, игры, просмотр видеоматериалов. Также же во внеурочной деятельности процесс поликультурного воспитания происходит с большей эффективностью, так как выполняется важнейшее условие поликультурного воспитания - ученики сами проявляют интерес к новым знаниям, к изучению различных культур и народов.
Необходимость и своевременность осуществления процесса поликультурного воспитания младших школьников закреплена и в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Так, личностные результаты, которые должен демонтировать выпускник начальной школы заключаются в том, что у обучающегося должна быть сформирована российская гражданская идентичность, в которую входят такие качества как: осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение ценностей многонационального российского общества. Эти качества и являются составляющими поликультурной компетенции, и именно они должны быть сформированы у обучающихся в процессе поликультурного воспитания (Федеральный государственный..., 2018).
Вышесказанное позволяет нам сформулировать проблему
исследования: каковы педагогические условия поликультурного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Решение этой проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс поликультурного воспитания младших школьников.
Предмет исследования: процесс поликультурного воспитания
младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: поликультурное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности будет более эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- формирование знаний обучающихся о культуре своего и других народов;
- развитие позитивного отношения обучающихся к представителям других культур;
- включение обучающихся в деятельность по освоению культуры своего и других народов.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «поликультурное воспитание».
2. Рассмотреть специфику и особенности поликультурного
воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
3. Осуществить диагностику поликультурной воспитанности
младших школьников экспериментального класса.
4. Разработать систему внеурочных занятий направленных на поликультурное воспитание у младших школьников.
Для проведения исследования были выбраны следующие методы исследования: анализ философской, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, анкетирование, опрос,
педагогический эксперимент.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 9» г. Белгорода, 4 «А» класс.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении раскрывается актуальность исследуемой проблемы, указан аппарат исследования, степень разработанности проблемы исследования, база исследования.
В первой главе раскрываются теоретические основы процесса поликультурного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности, раскрывается сущность и содержание поликультурного воспитания личности и его особенности в младшем школьном возрасте , рассматривается внеурочная деятельности как средство поликультурного воспитания младших школьников.
Во второй главе описывается экспериментальная работа по поликуль- турному воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности: диагностика поликультурной воспитанности младших школьников, содержание работы по поликультурному воспитанию младших школьников.
В заключении представлены результаты проделанной работы, сформу-лированы окончательные выводы.
Библиографический список составляет 54 источника.
В приложении представлены используемые диагностические и методические материалы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе анализа имеющейся информации можно сделать вывод, что поликультурное воспитание это - подготовка к жизни в полиэтническом социуме: овладение культурой своего народа, создание представлений о многообразии культур и воспитание этнотолерантности.
Содержание поликультурного воспитания строится вокруг следующих ориентиров: социокультурной идентификации личности; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к культурному окружению; развития навыков социального общения. На основе этого к основным целям поликультурного воспитания можно отнести: формирование знаний обучающихся о своей и других культурах; формирование положительного настроя обучающихся к представителям других культур; формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур.
Таким образом, можно заключить, что процесс поликультурного воспитания является сложным и длительным. В ходе этого процесса происходит зарождение, формирование и закрепление качеств, необходимых для становления всесторонне развитой и толерантной личности, способной к гармоничному сосуществованию в условиях многонационального общества.
Поликультурное воспитание необходимо начинать с младшего школьного возраста, когда психологические особенности ребенка наиболее благоприятны для этого. В этот период происходит накопление собственного опыта и анализ полученного из различных источников. Именно на данном этапе необходимо формировать фундамент нравственного поведения, определять допустимые моральные нормы общения, а также начинать поликультурное воспитание личности.
Методика поликультурного воспитания базируется на знании педагогами возрастных особенностей обучающихся, коллектива, отношений между младшими школьниками и их проявлений в поведении.
Внеурочная деятельность является одним из самых эффективных инструментов поликультурного воспитания. Этот факт объясняется тем, что именно во внеурочной деятельности можно применять наиболее интересные для обучающихся методы обучения как кружок, посещение музеев, экскурсии, конкурсы, тематические часы и т.д., которые являются познавательными и наиболее привычными и понятными для учеников начальных классов.
Исходя из анализа проведенного исследования, можно сделать вывод, что ученики, с которыми проводилось анкетирование и опрос, имеют, в большинстве случаев, средний уровень поликультурной воспитанности. Данная тенденция обусловлена недостаточным количеством занятий по поликультурному воспитанию обучающихся. Вследствие чего у обучающихся проявляется низкий интерес к собственной культуре и культурам других народностей, слабое нравственно-патриотическое воспитание и знание особенностей многонационального общества. При правильной организации и проведении систематических внеурочных занятий по поликультурному воспитанию, можно повысить уровень поликультурной воспитанности обучающихся.
Исходя из результатов констатирующего этапа, нами был проведен формирующий этап педагогического эксперимента с помощью таких форм внеурочной деятельности, как внеурочные занятия с использованием практических, словесных, наглядных, проблемно-поисковых,
исследовательских методов, ИКТ. В ходе формирующего этапа экспериментальной работы был разработан и проведен ряд внеурочный занятий, направленных на повышение уровня сформированности поликультурной воспитанности младших школьников. В рамках экспериментальных занятий были реализованы педагогические условия заявленные в гипотезе.
После проведения с младшими школьниками экспериментальных занятий по поликультурному воспитанию видны позитивные изменения по сравнению с начальным этапом. Можно сделать вывод, что мероприятия, проработанные в ходе исследования, способствуют формированию толерантности, бесконфликтности, осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение ценностей многонационального российского общества и интереса в изучении традиций и обычаев других народов. Это свидетельствует, о том, что наша гипотеза нашла свое подтверждение. Цели и задачи, поставленные нами в начале исследования, считаются достигнутыми.



1. Артюхова И.С. Формирование толерантности в ходе проведения внеклассной работы / И.С. Артюхова // Начальная школа. - 2008. - № 9. - С. 41-44.
2. Асмолов А.Г. О смыслах понятия «толерантность» / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности: Научно - публицистический вестник, 2001, № 1. - C. 8 -18.
3. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников / Л.В. Байбородова // Ярославский педагогический вестник. - 2003. - № 1. - 89 с.
4. Беловолов В.А. Введение в методологию педагогического
исследования: учеб. Пособие / В.А. Беловолов, С.П. Беловолова. -
Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. - 117 с.
5. Бобинов С. Приемы восприятия толерантности / С. Бобинов // Педагогическая техника. - 2008. - № 5. - С. 39-49.
6. Болотина Т.В. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие / Т.В. Болотина, Т.Г. Новикова, Н.К. Смирнов. - М.: АПК и ПРО, 2002 - С. 4.
7. Белогуров А.Ю. Идеи поликультурности в образовательном процессе / А.Ю. Белогуров // Высшее образование в России. 2005. - № 3. — С. 109-112.
8. Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования / М.Н. Берулава // Педагогика. 1996. — №1. - С. 9-11.
9. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. - М., 1982. - 199 с.
10. Большая российская энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. - М., 1994. - 456 с.
11. Боенков В.П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования / В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А. Я. Данилюк. М., Ростов, 2004. - 576 с.
12. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика.1995. - № 4. — С. 29-36.
13. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему). / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2011. - 240 с.
14. Буркова В. Мы разные, и мы вместе / В. Буркова // Семья и школа. - 2008. - № 12. - С. 2-3.
15. Бэнкс Д. Мультикультурное образование: цели и измерения. Новые ценности образования / Д. Бэнкс. М.: Инноватор, 1996. - Вып. 4. - С. 15-19.
16. Воробьева О. Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся / О. Я. Воробьева. Волгоград: Изд-во «Панорама», 2006. - 80 с.
17. Выготский Л. С. Педагогическая психология / JI. С. Выготский. — М., 1996. - 216 с.
18. Гаязов A.C. Семь проблем современного образования / A.C. Гаязов. Уфа: Вагант, 2008. - 246 с.
19. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития / А.Н. Джуринский // Педагогика. 2002. - № 10. - С. 93-95.
20. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование / Г.Д. Дмитриев // - М.: Народное образование. 1999. - 208с.
21. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность / И.А. Зимняя // Студенчество. Диалоги о воспитании. 2004. - № 6. - С. 13-14.84.3ыков, М. Однокомнатная сельская школа Америки: вчера и сегодня / М. Зыков // Сельская школа. 2008. - № 2. - С. 28-37.
22. Ибрагимова JI.A. Поликультурное образование в
многонациональной России / JI.A. Ибрагимова // Социально-гуманитарные знания. 2003. - № 3. - С. 234-240.
23. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.
24. Коджаспирова Г.М., Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ИКАЦ «Март», 2005. - 448 с.
25. Крылова Н.Б. Культурология образования / Н.Б. - Крылова. - М.: Народное образование, 2000. - 272 с.
26. Макаев В.В. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы. Научные сообщения / В.В. Макаев, З.А. Малькова; Л.Л. Супрунова // Педагогика. - . 1999. - № 4. - С. 3-10.
27. Малькова З.А. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы. Научное сообщения / 3.А. Малькова // Педагогика. - 1999. - № 4. - С. 3-10.
28. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А.К. Маркова. М.: Просвещение; 1983 - 96 с. 26. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения / М.И. Махмутов. М., 1977.
29. Науменко Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период / Л.И. Науменко // Этническая психология и общество. - М., 1997. с. 76-88.
30. Нестерова Н.В. Многообразие подходов к пониманию толерантности / Н.В. Нестерова // Прикладная психология и психоанализ. - 2006. - № 4. - С. 39-43.
31. Образование в эпоху перемен. Сборник научных трудов. Выпуск 2 / Под ред. А.А. Макареня, Н.Н. Суртаева, С.В. Кривых. - СПб.: ГНУИОВ РАО,
2006. - 143с.
32. Пастухова Е.Л. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости / Е.Л. Пастухова // Директор школы. - 2003. - № 5. - С. 50-58.
33. Попова Н.Н. Учимся толерантности / Н.Н. Попова. - Новосибирск: 2004.
34. Постричева Ю. Что такое друг? К международному дню толерантности / Ю. Постричева // Костер. - 2008. - № 11/12. - С. 25.
35. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетенции / Т.В. Поштарева. - М: Педагогика - 2005. - № 3. - С. 35-42.
36. Павлов В.И. Компетентностный подход в обучении /В.И.Павлов // Педагогический процесс: проблемы и перспективы. М.: Чебоксары: АН ЧР. -
2007. - С. 3-7.
37. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование в полиэтическом регионе: монография / Г.В. Палаткина. - Астрахань: Из-во АГПУ. - 2001. - 196 с.
38. Педагогика: учебное пособие / Под. ред. П.И. Пидкасистого. 2-е изд., испр. и допол. - М.: Изд-во Юлайт; ИД Юлайт, 2011. - 502 с.
39. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. БимБад. - М., 2002, - С. 130.
40. Петров А. Основные концепты компетентностного подхода как методологический категории / А. Петров // Альма-матер: Вестник высшей школы. - 2005. — № 2. —О.54-58.
41. Попов Б. Н. Философия воспитания / Б. Н. Попов. М.: Academia, 2000. -64 с.
42. Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. В. Давыдов // В 2 т. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1. - 608 с.
43. Степанов П.В. Как воспитать толерантность в школе. // Педагогический вестник. - 2000. - № 2. - с.22-28.
44. Супрунова Л.Л. Поликультурное образование в современной России / Л.Л. Супрунова // Maqister. - 2000. - № 3. - с. 79-81.
45. Сухомлинский В.А. О воспитании / Сухомлинский В.А. М.: Политиздат, 1975. Изд. 2-е. - 272 с.
46. Сыродеева А. А. Поликультурное образование / А. А. Сыродеева. - М.: МИРОС, 2001. - 192 с.
47. Чурилов И. И. Мировосприятие ребенка. Личностное развитие от 7 до 18 лет / И. И. Чурилов. Пермь: ГКОН-ЗУУНЦ, 1997. - 27 с.
48. Спицына О.А. Формирование толерантности у младших школьников в образовательной среде / О.А. Спицына // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2009. - № 1. - С. 83-86.
49. Степанов П.В. Феномен толерантности / П.В. Степанов // Классный руководитель. - 2004. - № 3. - С. 5-14.
50. Таланов, В. Образование и культура толерантности / В. Таланов // Высшее образование в России. - 2001. - № 3. - С. 150-152.
51. Тилова Х.Х. Формирование толерантности у младших школьников в полиэтническом регионе / Х.Х. Тилова. - М., 2007.
52. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе / Л.Г. Федоренко. - СПб., 2006.
53. Шипилова А.В. «Свои», «чужие» и другие / А.В Шипилова. - М.,
2008.
54. Юдина О.И. Формирование этнической толерантности в поликультурном пространстве / О.И. Юдина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 237-243.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ