Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Семантика антропоморфных метафор в тексте В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой»

Работа №57771

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы52
Год сдачи2017
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
247
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Метафора в лингвистике. Идеи и подходы 7
1.1. Понятие метафоры 7
1.2. Классификация метафор 8
1.3. Антропоморфная метафора в художественном тексте
Выводы по главе 11
Глава 2. Семантические группы антропоморфных метафор в тексте В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» 13
2.1. Метафоры, характеризующие природу как испытывающую чувства 14
2.2. Метафоры, определяющую природу как наделенную чертами характера 18
2.3. Метафоры, определяющие природу как субъект действия 21
2.4. Метафорические модели, обозначающие звуки 24
2.5. Метафоры, характеризующие природу и предметы как
обладателей органов чувств 25
2.6. Метафоры внешнего вида 27
2.7. Метафорические модели, обозначающие возраст 28
2.8. Метафоры, характеризующие природу с точки зрения
деятельности организма 29
2.9. Метафоры, характеризующие природу и предметы как живые и
мертвые 30
2.10. Метафоры, обозначающие физические состояния организма 31
2.11. Метафоры, обозначающие человека, принадлежащего к группе
единомышленников 33
2.12. Метафоры, определяющие части тела человека 34
2.13. Изолированные метафоры 34
Выводы по главе 36
Глава 3. Объекты метафорического осмысления и сюжетная линия текста В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» 38
3.1. Метафорические группы, имеющие в своей основе
противопоставление 38
3.2. Объекты метафоризации, лежащие в основе построения сюжета и
заключающие в себе наиболее значимую смысловую нагрузку 42
Выводы по главе 46
Заключение 47
Список использованной литературы 49

Работа посвящена семантическим группам антропоморфных метафор в тексте В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой».
С давних времен метафоре уделялось большое внимание со стороны ученых. Несмотря на то что существует множество теорий и классификаций метафор, единого мнения по этому вопросу до сих пор нет.
Не существует однообразного лингвистического подхода к анализу метафоры в художественном тексте, хотя значимость метафоры, как способа отражения картины мира автора, не подвергается сомнению. Метафора помогает понять внутреннюю природу какого-либо явления, предмета или аспекта, являясь при этом выражением авторского видения мира.
Из всех подходов в изучении метафоры базовой для нас послужила теория Дж. Лакоффа и М. Джонсона, которые, во-первых, считают, что «наша обыденная понятийная система, в рамках которой мы мыслим и действуем, является метафоричной по своей сути» [Лакофф Дж. и Джонсон М.,электронный ресурс], и во-вторых, предлагают в качестве основания для классификации метафорические модели. Этот подход, на наш взгляд, наиболее удобен и универсален. Для составления классификации были взяты не все метафоры, а только антропоморфные как наиболее частотные в художественных текстах в целом и в анализируемом тексте в частности.
В основе антропоморфной метафоры лежит связь каких-либо предметов и явлений реального или художественного мира с человеком. Обусловлено это тем, что познавать окружающий мир человеку легче всего через собственные мироощущения, таким образом, антропоморфные метафоры стали объектом изучения многих лингвистов, так как занимают наибольшее пространство в художественных текстах.
Актуальность и новизна нашего исследования заключается в том, что предпринята попытка создания собственной семантической классификации антропоморфных метафор на материале текста В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой».
Объектом исследования являются антропоморфные метафоры в тексте В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой».
Предметом исследования является семантика антропоморфных метафор в указанном тексте.
В работе нашли применение следующие общие и частные лингвистические методы и приемы: прием сплошной выборки, описательный метод, интерпретативный метод, метод компонентного анализа, прием количественного подсчета, метод контекстуального анализа.
Цель исследования - определить семантику антропоморфных метафор в тексте В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой», установить связь антропоморфных метафор с сюжетом текста.
Поставленная цель исследования достигается путем решения следующих задач:
1) изучить литературу, посвященную вопросу метафоры в научном аспекте;
2) используя прием сплошной выборки, получить метафорический материал;
3) установить семантическое сходство данных метафор между собой и классифицировать антропоморфные метафоры в зависимости от их семантической дифференциации;
4) через анализ получившихся семантических групп попытаться интерпретировать авторский замысел;
5) выявить объекты метафорического переосмысления и определить взаимосвязь антропоморфных метафор с сюжетной линией текста.
Материалом исследования послужили 132 антропоморфные метафоры, функционирующие в тексте «Прощание с Матёрой». Кроме того, анализу подверглись 16 артефактоморфных метафор, 3 фитоморфные метафоры и некоторые другие метафорические модели.
Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на спецсеминаре по ВКР, на заседании кафедры русского языка ПГГПУ и на конференции «Молодая филология 2016» (25.04.2016) филологического факультета ПГПУ.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что полученные результаты являются значимыми для осмысления вопроса об участии метафоры в сюжетостроении художественного текста.
Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования в учебном процессе - при наблюдении над языком писателя, поскольку текст В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой» входит в программу обучения школьников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Метафора изучается на протяжении многих столетий, но ученые не пришли к единому мнению в вопросе о понимании сущности такого феномена, как метафора. Наука не выработала и единых принципов классификации метафор.
В нашей работе в качестве базового постулата принято следующее: метафора - это когнитивный механизм.
Значимыми для семантической классификации метафор, в том числе антроморфных, и практики анализа художественного текста в нашей работе приняты идеи Дж. Лакоффа и М. Джонсона, предлагающих рассматривать метафоры как реализацию определенных моделей когнитивных сдвигов.
В основе разделения метафор на группы в работе использован Большой толковый словарь русских существительных [2005], но данная классификация не в полной мере отражает группы, представленные в словаре. Это обусловлено спецификой художественного текста, его неполной изосемантичности литературному языку.
Изначально был произведен анализ всего корпуса метафор, в том числе зооморфных, фитоморфных, артефактоморфных и др., но для работы были выбраны антропоморфные метафоры как наиболее частотные и в естественном языке, и в художественной речи.
В ходе выборки было получено 132 метафоры антропоморфного типа, которые были разделены на 13 семантических групп. Каждая группа объединяет метафоры по заданным признакам и характеристикам. Наибольшие в количественном отношении группы представлены метафорами, отражающими эмоциональное состояние, черты характера человека, определяющие природу как субъект действия. Для автора важно показать внутренние переживания, динамику сюжета, передать эмоциональный настрой.
Менее объемные группы представлены метафорами акустического типа, метафорами, которые характеризуют природу как обладателя органов чувств, частей тела и внешнего вида, метафорами возрастных особенностей, деятельности организма, метафорами, которые характеризуют природу и предметы как живые и мертвые, метафорами физических состояний, а также метафорами, обозначающими человека как принадлежащего к группе единомышленников. В отдельной группе охарактеризованы изолированные метафоры.
Анализ объектов метафорического осмысления позволил увидеть, что текст выстраивается как система противопоставлений, что обусловлено авторским замыслом. Конфронтации подверглись такие объекты, как: жизнь и смерть, день и ночь, движение и обмирание. Данным приемом автор акцентирует внимание на наиболее значимых деталях сюжетной линии.
Нам удалось выяснить, что некоторые объекты, представленные в тексте, имеют особую смысловую нагрузку. К ним относятся те предметы и явления, которые имеют особое значение в жизни персонажей. Поскольку речь идет о деревенских жителях, то центральное место сюжета занимают такие объекты, как: небо, земля, самовар, изба.
Исследовав употребление метафор в произведении В.Г. Распутина «Прощание с Матерой», мы пришли к выводу о том, что метафоры антропоморфного типа по сравнению с зооморфными, фитоморфными, артефактоморфными и др. составили не только самую большую группу, но и позволили выйти на авторский замысел писателя.
Перспективой исследования мы считаем дальнейшее изучение и интерпретацию антропоморфных метафор в текстах данного автора, а также текстов других писателей, в частности представителей деревенской прозы (В. П. Астафьев, В. И. Белов, В. Н. Крупин и др.), и сопоставление полученных результатов. Кроме того, к анализу могут привлекаться метафоры зооморфного, фитоморфного, артефактоморфного и других типов, реализованные в художественных текстах.



1. Ананченко, О. Г. Классификация оценочных метафор с позиций их тематической востребованности / О. Г. Ананченко // Вестник адыгейского государственного университета. Серия 2: филология и искусствоведение. - 2015. - № 2. - С. 17-20.
2. Арутюнова, Н. Д. Метафора / Н.Д.Арутюнова // Русский язык. Энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1998. - 703 с.
3. Арутюнова, Н. Д. Метафора // Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - 685 с.
4. Арутюнова, Н. Д. Метафора и дискурс [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.philology.ru
5. Балашова, Л. В. Динамическая концепция метафоры: от Аристотеля до современной когнитивной лингвистики / Л. В. Балашова // Вестник омского университета. - 2015. - № 2. - С. 169-177.
6. Балашова, Л. В. Роль метафоризации в становлении и развитии лексико-семантической системы (на материале русского языка XI - XX веков): автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Л. В. Балашова. - Саратов., 1999. - 427 с.
7. Березович, Е.Л. Язык и традиционная культура / Е. Л. Березович.- М.:»Индрик», 2007. - 600 с.
8. Большой толковый словарь русских существительных - Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы / Под ред. Л. Г. Бабенко. - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА; 2005. - 864 с.
9. Будаев, Э. В. Метафорическое моделирование постсоветской действительности в российском и британском политическом дискурсе: дисс. . канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2006. - 220 с.
10. Будаев, Э. В. Становление и эволюция когнитивного подхода к метафоре [Электронный ресурс]. - Режим доступа.:cyberleninka.ru
11. Бурмакова, Е. А. Антропоморфные метафоры в художественном тексте (на материале произведений В.М. Шукшина) / Е. А. Бурмакова // Коммуникативные аспекты языка и культуры. - 2014. - С. 148-159.
12. Бурмакова, Е. А. Когнитивная природа антропоморфной метафоры в художественном дискурсе / Е. А. Бурмакова // Язык и культура. - 2015. - № 3. - С. 28-36.
13. Бурмистрова, В. П. Типология метафор в малой прозе Дины Рубиной / В. П. Бурмистрова // Поволжский педагогический поиск. - 2014. - № 1. - С. 101-105.
14. Быкова, А. А. Образная интерпретация явлений психической сферы: метафоры с семантикой температурных изменений / А. А. Быкова // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 348. - С. 11-14.
15. Гусейн-Заде, И. А. Метафора движения по вертикали в образной характеристике чувств и эмоций / И. А. Гусейн-Заде // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2012. - № 1. - С. 5-10.
16. Данилова, О. И. Метафорические модели романов Ф. Мориака в оригинальном и переводном тексте / О. И. Данилова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 35. - С. 52-57.
17. Духовнова, Е. О. Субстантивное метафорическое словосочетание как средство создания городского пейзажа в поэзии Серебряного Века / Е. О. Духовнова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. - 2012. - № 6. - С. 17-22.
18. Квятковский, А. П. Метафора // А.П. Квятковский // Школьный поэтический словарь. - М.: Дрофа, 1998. - С.464
19. Кириченко, Е. И. Специфика сравнительных конструкций в лирике Н.С. Гумилёва / Е. И. Кириченко // Современная наука: теоретический и практический взгляд. - 2014. - С. 107-113.
20. Кондратьева, О. Н. Метафорическое моделирование концепта "душа" в древнерусской лингвокультуре / О. Н. Кондратьева. - Москва: Перо, 2014. - 188 с.
21. Лавошникова, Ю. А. Антропоморфная метафора в языке поэзии Ф. И. Тютчева и Н. М. Рубцова / Ю. А. Лавошникова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2015. - № 1. - С. 43-45.
22. Лавошникова, Ю. А. Тютчевская метафора как важнейший элемент поэтики В. Я. Брюсова / Ю. А. Лавошникова // Вестник Брянского государственного университета. - 2014. - № 2. - С. 357-360.
23. Лакофф Дж. и Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем [Электронный ресурс]. -www.philology.ru
24. Леонтьева Т.В. Интеллект человека в зеркале «Растительных метафор» / Т.В. Леонтьева // Вопросы языкознания. - 2006. № 5. - С. 57-77.
25. Макарова, О. С. Индивидуальные авторские концепты Ф. Ницше / О. С. Макарова // Грани познания. - 2013. - № 2. - С. 82-85.
26. Маслова, В. А. Теория концептуальной метафоры и её роль в современных лингвистических исследованиях [Электронный ресурс]. - Режим доступа:lingvodnu.com.ua
27. Мишанкина, Н. А. Метафора как инструмент моделирования конфликтного исторического события в научном дискурсе / Н. А. Мишанкина // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2011. - № 4. - С. 20-33.
28. Мухтаруллина, А.Р. Когнитивные основы метонимий и метафор в англоязычном художественном тексте / А. Р. Мухтаруллина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. - С. 360.
29. Невзорова, С. В. Метафорические выражения с номинантами «печаль - tristesse» в русском и французском языках / С. В. Невзорова // Альманах современной науки и образования. - 2013. - № 12. - С. 131-134.
30. Петров, В. В. Метафора в политической коммуникации образа [Электронный ресурс]. - Режим доступа:fictionbook.ru
31. Попадинец, Р. В. Образование новых метафор как основание динамики прецедентной базы культуры / Р. В. Попадинец // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. - 2013. - № 3. - С. 71-79.
32. Пюльзю, Е. А. Метафора как сложный процесс, отражающий мировосприятие человека / Е. А. Пюльзю // Севернорусские говоры. - 2008. - № 9. - С. 3-20.
33. Распутин, В. Г. Последний срок. Прощание с Матёрой. Пожар / В. Г. Распутин. - М.: Современник, 1991. - 399 с.
34. Резанова, З. И. Метафорический фрагмент русской языковой картины мира: идеи, методы, решения / З. И. Резанова // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2010. - т. 9, № 3. - С. 26-43.
35. Резанова, З. И., Комиссарова, О. В. Метафора в моделировании гендерных оппозиций: методика, анализ, типология / З. И. Резанова, О. В. Комиссарова // Язык и культура. - 2012. - № 2. - С. 80-90.
36. Резанова, З.И. Метафорический фрагмент русской языковой картины мира: идеи, методы, решения // З.И. Резанова // Вестник томского государственного университета. Сер. Филология. -2010. -№1 (9). 246 с.
37. Розенталь, Д. Э. Метафора // Словарь лингвистических терминов [Электронный ресурс].- Режим доступа:enc-dic.com
38. Скляревская, Г. Н. Место языковой метафоры в лексико¬семантической системе языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: mir.zavantag.com
39. Смолянко, Ю. В. Концептуальная метафора как одно из средств представления эмоции гнева в художественном тексте / Ю. В. Смолянко // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2010. - № 3. - С. 175-181.
40. Соловьева, А. С. Антропоморфная метафора в британских СМИ со сферой-мишенью Евросоюз / А. С. Соловьева // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. - 2013. - № 1. - С. 223-228.
41. Тимофеева, О. В. Метафорический перенос как объект лингвофилософских исследований / О. В. Тимофеева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. - 2011. - № 3. - С. 79-82.
42. Толстая С. М. Семантические категории языка и культуры: Очерки по
славянской этнолингвистике / С.М.Толстая.-М.: Книжный дом
«ЛИБРИКОМ», 2010.-368 с.
43. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика: Учебное пособие / Б.В.Томашевский. - М.: Аспект пресс, 2002. - 224 с.
44. Фатенков, А. Н. Модель-метафора как универсально-конкретная форма философского дискурса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.unn.ru
45. Церцвадзе, М. Г. Метафора как объект современных исследований / М. Г. Церцвадзе // Науковий вхсник нацюнального ушверситету бюресурсхв i природокористування украши. Серiя: фыолоычш науки. - 2014. - № 206. - С. 24-31.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ