Введение
Глава 1. Обзор литературы
1.1 Краткая характеристика класса
1.2 Травяная лягушка
1.3 Остромордая лягушка
Глава 2. Описание района исследования
Глава 3. Материалы и методика исследования
Глава 4. Результаты исследований
4.1 Биотопическое распределение и температура тела
4.2 Численность и половая структура популяции
4.3 Суточная активность
4.4 Фенология
Глава 5. Методические рекомендации к изучению земноводных в школьном курсе «Биология
5.1 Методика преподавания темы «Класс земноводные»
5.2 Виды уроков по теме «Класс земноводные»
Выводы
Библиографический список
Герпетология - раздел зоологии, изучающий земноводных (амфибий) и пресмыкающихся. Развитие герпетологии в России, к сожалению, отстает от мирового уровня; в вузах (возможно, в связи с малым числом специалистов) герпетология не является таким «популярным» и хорошо разработанным курсом как, например. Энтомология или орнитология, очень мало учебной литературы по предмету; методология преподавания герпетологии в вузах России разработана слабо. В настоящее время остро ощущается дефицит учебной литературы и зачастую единственным источником информации является лекционный курс (Хабибуллин, 2007).
Внимание ученых, прежде всего, привлекают животные, имеющие наибольшее значение в хозяйственной деятельности человека. Но жизнь земноводных заслуживает внимания уже потому, что они занимают особое место в истории развития наземных позвоночных, будучи первыми и наиболее примитивными обитателями суши.
Накопленные сведения по биологии амфибий свидетельствуют о том, что роль этих животных в экосистеме велика и разнообразна. Земноводные отличаются от большинства Тетрапод не только тем, что они входят в пищевые цепи двух биоциклов Земли, но и тем, что связывают эти биоциклы в период своего развития. «Большинство этих видов начинают свою жизнь консументами 1 порядка (фитофагами), становясь затем консументами 2-3 порядка (хищниками) (Гаранин, Павлов 2004). Таким образом. Они являются важным звеном в цепях питания животных. Амфибии, поедая большое количество различных беспозвоночных, в том числе и так называемых «вредителей», регулируют численность и видовой состав экосистемы, а так же сами служат пищей для многих птиц и зверей.
В пределах России насчитывается 32 вида земноводных, из них 9 видов занесено в Красную книгу России. В Пермском крае учтено 9 видов. Из них 3 вида относятся к отряду Хвостатые и 6 видов - к отряду Бесхвостые.
Морфометрия амфибии Среднего Урала, как и их фенология и суточная активность, исследована недостаточно. Лучше всего изучены биотопическое размещение видов, численность.
Для исследования мною были выбраны три наиболее массовых вида земноводных Пермского края: лягушка травяная, лягушка остромордая, серая жаба.
Цель работы изучить экологию лягушек окрестностей поселка Гайны Гайнского района.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. Определение биотопического распределения и температуры тела земноводных
2. Выяснение численности и половой структуры популяций
3. Выявление суточной активности
4. Описание фенологических наблюдений
5. Разработка методических рекомендаций по изучению земноводных в школьном курсе «Биология».
В ходе исследования экологии лягушек окрестностей поселка Гайны изучена литература по данному вопросу, описан район исследования и биотоп, подобран материал и методика работы. Так же проанализированы результаты трёхлетних наблюдений и сделаны выводы о местах обитания, численности и фенологии размножения лягушек, проведены эксперименты по адаптации лягушек к разным температурным средам, произведены замеры и определён средний размер половозрелых особей лягушек, определено их половое и видовое соотношение за три года. Разработаны методические рекомендации к изучению земноводных в школьном курсе «Биология».
Теоретическая и практическая ценность работы. Результаты работы позволяют закрыть большое «белое пятно», имеющееся на карте герпетологических исследований, и служат базовой точкой для дальнейшего изучения батрахофауны п.Гайны, а методические рекомендации к изучению земноводных в школьном курсе «Биология» могут быть использованы при проведении уроков биологии в 7 классе при изучении темы «Класс Земноводные».
1. Наибольшее количество травяных и остромордых лягушек в июне было встречено на пойменном лугу. Температура тела была измерена в четырех точках - на спине и брюхе - внешняя, в пищеводе и клоаке - внутренняя. Наиболее высокую температуру имеет поверхность спины и брюха, что выше температуры субстрата.
2. Соотношение травяных лягушек к остромордым составило 3,5: 1. Отношение самцов к количеству самок у травяных лягушек 2,6:1, у остромордых - 3,6:1, у серой жабы 1:2,4.
3. Активность амфибий в утреннее и вечернее время выше, чем днём. Пик активности приходится с 4 до 11 и вечером с 21 до 24 часов. Наименьшее количество земноводных наблюдалось с 12 до 17 часов.
4. Первые встречи травяной лягушки отмечены 27 апреля, а последние 30 сентября, таким образом, весь период активности составляет 153 деня; остромордая лягушка отмечена нами с 30 апреля до 23 сентября, что составляет 146 дней в году; первые жабы отмечены 1 мая, а последние 27 сентября, что соответствует 150 дней.
5. Разработаны методические рекомендации по изучению земноводных в школьном курсе «Биология».