Введение
Глава I. Комплексная географическая характеристика
Частинского района
Глава II. Обзор литературы по теме исследования
Глава III. Материалы и методика исследования
Глава IV. Результаты исследования и их обсуждение
4.1 Исследуемый биотоп
4.2. Численность остромордой и травяной лягушек на исследуемой территории
4.3. Термобиология
4.4. Весовая и размерные характеристики остромордой и травяной лягушек
Глава V. Методические рекомендации
Выводы
Библиографический
список
Приложение
Существование земноводных или амфибий заслуживает внимания, прежде всего потому, что они занимают особое место в истории наземных позвоночных, будучи первыми и наиболее примитивными обитателями суши.
Среди других позвоночных земноводные - наименее изученная группа. Знания об их образе жизни крайне малы. Внимание ученых, прежде всего, привлекали животные, играющие большую роль в хозяйственной деятельности человека. В этом отношении земноводные не могут конкурировать с птицами и млекопитающими, значение которых в народном хозяйстве давно известно. Наряду с этим нередко бросают камнем в "противную", но, тем не менее, очень полезную для человека лягушку.
Накопившиеся сведения о земноводных свидетельствуют, о том, что они имеют и другое, экономическое значение:
1. Земноводные как истребители вредных животных. Лягушки во взрослом состоянии питаются исключительно животной пищей и, обитая в самых разнообразных местах, приносят пользу в садах, огородах, полях, лесах и лугах, поедая вредных насекомых. В их пищу входят также и переносчики заболеваний, и промежуточные хозяева паразитических червей: комары, москиты, оводы, слепни и их личинки, а также моллюски и черви.
2. Земноводные как кормовая база полезных животных. Корм енотовидной собаки - земноводные. Лягушки составляют более одной трети всех кормов норки - ценного пушного зверя, приуроченного к водоёмам. Охотно поедает земноводных и выдра. Часто попадаются земноводные в желудках барсука и чёрного хоря.
3. Земноводные как лабораторные животные. Простота препаровки лягушки, подходящие размеры и живучесть сделали её издавна излюбленным подопытным. Большинство приборов экспериментальной медицины и биологии рассчитано на это животное. Огромное количество опытов и наблюдений проводилось и проводится над этими "мучениками науки" (Банников, А.Г., Денисова, М.Н.).
Исходя из этого, можно говорить о значимости лягушек в жизни человека и в мире в целом.
Видовое разнообразие амфибий на территории Пермского края представлено 9 видами. Частинский район является наименее изученным районом Пермского края, доступной информации по данной теме нет ни в печатных изданиях, ни в источниках интернета.
Объектом нашего исследования являются два вида лягушек (остромордая лягушка - Rana arvalis и травяная лягушка - Rana temporaria), обитающих на территории Верх-Рождественского пруда.
Тема работы «Экология амфибий Частинского района».
Нами была сформулирована цель - изучение экологии и морфологии земноводных на территории Частинского района.
Для достижения цели нами были поставлены задачи:
1. Описание типичного биотопа остромордой и травяной лягушек;
2. Изучение морфологических особенностей видов;
3. Изучение термобиологических особенностей стаций;
4. Изучение микроклиматических условий местообитания данных видов;
5. Составление методических рекомендаций для проведения уроков биологии в школе;
При проведении исследования нами были использованы следующие методы: теоретические, наблюдение, описание, сравнение.
1. На прибрежной территории Верх-Рождественского пруда в весенний период обнаружены два вида лягушек - остромордая и травяная.
2. Биотоп обоих видов лягушек представляет собой берег Верх- Рождественского пруда площадью 60 га. Наибольшая глубина - 3,5 м2.
3. Появления весенней активности амфибий были зафиксированы в благоприятный период с минимальными показателями температуры воздух плюс 170С. Появления икры на поверхности водоемов были зафиксированы в дневное время при температуре воды от 17 до 26°С.
4. Травяная лягушка имеет большую массу, чем остромордая. Длина тела остромордой лягушки на территории Частинского района меньше, чем травяной, на этой же территории.
5. Методические рекомендации составлены по теме «Земноводные» с включением регионального компонента. Он может реализоваться на уроках биологии в школе.