Учет, контроль и анализ выпуска и реализации готовой продукции ( по материалам ООО «Эконэкс»)
|
Введение 3
1. Теоретические основы бухгалтерского учета движения готовой продукции ... 7
1.1. Понятие готовой продукции и нормативно - правовое регулирование ее
учета 7
Взаимосвязь оценки готовой продукции с типом производства 20
1.3. Особенности документального оформления операций с готовой продукцией 24
1.4. Методы учета выпуска и продажи готовой продукции 28
2 Учет и контроль выпуска и реализации готовой продукции на «Эконэкс» .... 39
2.1. Организация бухгалтерского учета готовой продукции 39
2.2. Современное состояние учета выпуска и реализации готовой продукции и
направления его совершенствования 47
2.3. Контроль за сохранностью готовой продукции 56
3. Анализ выпуска и продажи готовой продукции 62
3.1 Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа
готовой продукции 62
3.2 Анализ структуры и динамики выпуска и продажи готовой продукции 68
3.3 Факторный анализ прибыли от продажи готовой продукции 72
Заключение
Литература
1. Теоретические основы бухгалтерского учета движения готовой продукции ... 7
1.1. Понятие готовой продукции и нормативно - правовое регулирование ее
учета 7
Взаимосвязь оценки готовой продукции с типом производства 20
1.3. Особенности документального оформления операций с готовой продукцией 24
1.4. Методы учета выпуска и продажи готовой продукции 28
2 Учет и контроль выпуска и реализации готовой продукции на «Эконэкс» .... 39
2.1. Организация бухгалтерского учета готовой продукции 39
2.2. Современное состояние учета выпуска и реализации готовой продукции и
направления его совершенствования 47
2.3. Контроль за сохранностью готовой продукции 56
3. Анализ выпуска и продажи готовой продукции 62
3.1 Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа
готовой продукции 62
3.2 Анализ структуры и динамики выпуска и продажи готовой продукции 68
3.3 Факторный анализ прибыли от продажи готовой продукции 72
Заключение
Литература
Для успешного выполнения бухгалтерией своих учетных задач, связанных с готовой продукцией, необходима ритмичная работа предприятия, правильная организация складского хозяйства и ее реализации, своевременное оформление хозяйственных операций.
Актуальность и значимость рассмотрения проблемы учета и анализа реализации готовой продукции заключается в том, что результатом деятельности любого производственного предприятия или организации является выпуск готовой продукции и ее продажа. В результате, стоимость готовой продукции переходит из сферы производства в сферу обращения.
Для того чтобы правильно и своевременно осуществлять учет результатов производственной деятельности организация должна выбрать и закрепить в своей учетной политике ряд основополагающих принципов и методов по учету готовой продукции и ее продажи, варианты которых изложены и закреплены в законодательных актах и рекомендациях Министерства Финансов Российской Федерации.
Объем выпуска, и продажи готовой продукции являются основным показателем, характеризующим деятельность предприятия. Объем продаж крайне важен для установления различных нормированных статей затрат, например, таких как расходы на рекламу, представительские расходы, а также для исчисления целого ряда налогов.
По своему экономическому содержанию объем проданной продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.
В настоящих условиях основное значение придается объему продаж продукции как важнейшему экономическому показателю работы, определяющему эффективность, целесообразность и стабильность деятельности предприятия на долгосрочную перспективу. В объем проданной продукции на предприятии включается вся отгруженная и отпущенная продукция, независимо от того, оплачена она или нет. Готовая продукция может быть оплачена безналичным путем, либо путем розничных продаж через сеть собственных магазинов за наличный расчет.
Таким образом, процесс продажи завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять свои обязательства перед кредиторами (перед поставщиками за сырье и материалы для хозяйственных нужд; перед бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и другим обязательным платежам; перед персоналом по оплате труда; перед прочими кредиторами и т.п.) и возмещать различные производственные затраты.
Планирование объемов производства является важным элементом деятельности предприятия и осуществляется в натуральных и стоимостных измерителях. Недовыполнение плана по различным причинам вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, уплату штрафных санкций за нарушение договоров поставки, задержки собственных платежей, что, в свою очередь, приводит к ухудшению финансового положения предприятия.
Таким образом, роль эффективной организации бухгалтерского учета и анализа продажи продукции особенно важна для принятия и выработки мобильных и эффективных управленческих решений, что и обуславливает актуальность темы выпускной квалифицированной работы.
Целью данной работы является рассмотрение порядка учета выпуска и продажи готовой продукции на конкретном предприятии - ООО «Эконэкс», а также проведение экономического анализа выпуска и продаж готовой продукции. Реализация данной цели требует постановки следующих задач:
- изучить и систематизировать информацию, полученную из различных источников (научная и учебная литература, законодательная база, СМИ) в части бухгалтерского учета, анализа выпуска и продажи готовой продукции;
- рассмотреть порядок отражения операций по бухгалтерскому учету готовой продукции в практическом аспекте и определить направления его совершенствования;
- изучить средства контроль за сохранностью готовой продукции в ООО «Эконэкс»;
- провести анализ выпуска и продажи готовой продукции в ООО «Эконэкс»;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы учета, контроля и анализа.
Объектом исследования явилось ООО «Эконэкс», на примере которого анализируется бухгалтерский учет и методика аналитической оценки операций, связанных с выпуском и продажей готовой продукции. ООО «Эконэкс» - предприятие в Высокогорском районе Республики Татарстан по разведению кроликов — «Племенной завод кролика».
Предметом исследования является бухгалтерский учет выпуска и продажи готовой продукции на указанном объекте исследования.
Методологическими основами исследования в работе являются нормативные и законодательные акты по бухгалтерскому учету готовой продукции и ее продаже, а также труды ученых по заданной теме исследования.
Информационной базой исследования является нормативная документация, литература по бухгалтерскому учету и анализу финансово - хозяйственной деятельности, публикации экономических журналов и газет, таких как «Бухгалтерский учет», «Главбух», «Финансовая газета» и внутренняя документация предприятия (регистры синтетического и аналитического учета, бухгалтерская и оперативная отчетность) по выпуску и продажам готовой продукции.
Методами исследования, используемыми в настоящей дипломной работе, являются монографический, выборочный, экономико-статистический методы, а также метод сравнительного анализа.
Актуальность и значимость рассмотрения проблемы учета и анализа реализации готовой продукции заключается в том, что результатом деятельности любого производственного предприятия или организации является выпуск готовой продукции и ее продажа. В результате, стоимость готовой продукции переходит из сферы производства в сферу обращения.
Для того чтобы правильно и своевременно осуществлять учет результатов производственной деятельности организация должна выбрать и закрепить в своей учетной политике ряд основополагающих принципов и методов по учету готовой продукции и ее продажи, варианты которых изложены и закреплены в законодательных актах и рекомендациях Министерства Финансов Российской Федерации.
Объем выпуска, и продажи готовой продукции являются основным показателем, характеризующим деятельность предприятия. Объем продаж крайне важен для установления различных нормированных статей затрат, например, таких как расходы на рекламу, представительские расходы, а также для исчисления целого ряда налогов.
По своему экономическому содержанию объем проданной продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.
В настоящих условиях основное значение придается объему продаж продукции как важнейшему экономическому показателю работы, определяющему эффективность, целесообразность и стабильность деятельности предприятия на долгосрочную перспективу. В объем проданной продукции на предприятии включается вся отгруженная и отпущенная продукция, независимо от того, оплачена она или нет. Готовая продукция может быть оплачена безналичным путем, либо путем розничных продаж через сеть собственных магазинов за наличный расчет.
Таким образом, процесс продажи завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять свои обязательства перед кредиторами (перед поставщиками за сырье и материалы для хозяйственных нужд; перед бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и другим обязательным платежам; перед персоналом по оплате труда; перед прочими кредиторами и т.п.) и возмещать различные производственные затраты.
Планирование объемов производства является важным элементом деятельности предприятия и осуществляется в натуральных и стоимостных измерителях. Недовыполнение плана по различным причинам вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, уплату штрафных санкций за нарушение договоров поставки, задержки собственных платежей, что, в свою очередь, приводит к ухудшению финансового положения предприятия.
Таким образом, роль эффективной организации бухгалтерского учета и анализа продажи продукции особенно важна для принятия и выработки мобильных и эффективных управленческих решений, что и обуславливает актуальность темы выпускной квалифицированной работы.
Целью данной работы является рассмотрение порядка учета выпуска и продажи готовой продукции на конкретном предприятии - ООО «Эконэкс», а также проведение экономического анализа выпуска и продаж готовой продукции. Реализация данной цели требует постановки следующих задач:
- изучить и систематизировать информацию, полученную из различных источников (научная и учебная литература, законодательная база, СМИ) в части бухгалтерского учета, анализа выпуска и продажи готовой продукции;
- рассмотреть порядок отражения операций по бухгалтерскому учету готовой продукции в практическом аспекте и определить направления его совершенствования;
- изучить средства контроль за сохранностью готовой продукции в ООО «Эконэкс»;
- провести анализ выпуска и продажи готовой продукции в ООО «Эконэкс»;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы учета, контроля и анализа.
Объектом исследования явилось ООО «Эконэкс», на примере которого анализируется бухгалтерский учет и методика аналитической оценки операций, связанных с выпуском и продажей готовой продукции. ООО «Эконэкс» - предприятие в Высокогорском районе Республики Татарстан по разведению кроликов — «Племенной завод кролика».
Предметом исследования является бухгалтерский учет выпуска и продажи готовой продукции на указанном объекте исследования.
Методологическими основами исследования в работе являются нормативные и законодательные акты по бухгалтерскому учету готовой продукции и ее продаже, а также труды ученых по заданной теме исследования.
Информационной базой исследования является нормативная документация, литература по бухгалтерскому учету и анализу финансово - хозяйственной деятельности, публикации экономических журналов и газет, таких как «Бухгалтерский учет», «Главбух», «Финансовая газета» и внутренняя документация предприятия (регистры синтетического и аналитического учета, бухгалтерская и оперативная отчетность) по выпуску и продажам готовой продукции.
Методами исследования, используемыми в настоящей дипломной работе, являются монографический, выборочный, экономико-статистический методы, а также метод сравнительного анализа.
Готовая продукция представляет собой конечный результат производственного цикла, а именно активы, законченные обработкой и комплектацией, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством. Готовая продукция входит в состав материально-производственных запасов организации, предназначенных для продажи.
Ведение бухгалтерского учета готовой продукции в РФ осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Основные из них: ГК РФ, НК РФ, закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету, план счетов, методические указания. Различия между МСФО и российской системой бухгалтерского учета применительно к готовой продукции проявляются в оценке предметов по наименьшему из себестоимости и чистой цены возможной реализации, оценке незавершенного производства и готовой продукции с учетом производственных затрат и использовании различных систем учета себестоимости, а также распределения накладных расходов. Российские стандарты за последние годы существенно продвинулись в части гармонизации с международными принципами учета. Однако по- прежнему часть положений РСБУ имеют неустранимые различия с МСФО, что требует от компании дополнительных трудозатрат по параллельному ведению ряда участков учета. Поэтому компаниям, которые приняли решение о переходе на международные стандарты финансовой отчетности, прежде всего следует максимально сблизить методы учета по МСФО и РСБУ.
Для учета готовой продукции применяются следующие первичные документы: сдаточные накладные, акты приемки-сдачи работ (услуг),
железнодорожные квитанции, товарно-транспортные накладные, платежные требования-поручения.
Общество с ограниченной ответственностью «Эконэкс» занимается кролиководством. ООО «Эконекс» функционирует по принципу замкнутого цикла: от закупки племенного стада до получения готовой продукции. ООО «Эконекс» находится на общей системе налогообложения. Для учета затрат на разведение кроликов ООО «Эконэкс» использует счет 20 «Основное производство» (субсчет «Животноводство»), по дебету которого нарастающим итогом накапливаются затраты по статьям калькуляции. По кредиту счета 20 отражается выход основной и побочной продукции (мясо, шкурки). Если после закрытия на счете 20 образовалось сальдо, то это свидетельствует о наличии незавершенного производства на конец года. Учет же самого поголовья кроликов в ООО «Эконэкс» ведется на счете 11 «Животные на выращивании и откорме» (субсчет «Кролики»). ООО «Эконэкс» использует отдельные аналитические счета для накопления затрат в рамках производственных подразделений и учетных групп: основное (маточное) стадо кроликов, крольчата-отъемыши, кролики на откорме. В ООО «Эконэкс» в качестве побочной продукции выступают шкурки кроликов. Затраты на выращивание и забой кроликов ООО «Эконэкс» относит на себестоимость шкурок и мяса пропорционально их стоимости по ценам продажи. Себестоимость одной шкурки или одного центнера мяса при этом
Операции по оприходованию продукции в ООО «Эконэкс» сопровождают записями: оприходована готовая продукция: Дебет 43-2 Кредит 20- 2; оприходована мясо, шкурка, субпродукты от забоя: Дебет 43-2 Кредит 20-3. Реализация и прочие выбытие готовой продукции отражается по кредиту счета 43 и дебету счетов 90 «Продажи», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Рекомендуем ООО «Эконэкс» вести учет в программе «1С Бухгалтерия сельхозпредприятия» (БСХП 8), написанной на базе стандартной программы фирмы «1С» «Бухгалтерия предприятия 8» путем добавления некоторых подсистем и доработки существующей конфигурации. При написании программы соблюдался принцип «внедрения» объектов в стандартную конфигурацию бухгалтерии. Направления сельского хозяйства, которые можно вести в «Бухгалтерии сельхозпредприятия 1С: учет растениеводства; учет животноводства; (учет крупнорогатого скота КРС и учет свиноводства); учет птицеводства; учет кролиководства; учет пчеловодства.
В целях повышения внутреннего контроля необходимо:
- своевременное и полное оприходование полученного приплода,
- проводить сверку данных о наличии и движении по каждому инвентарному номеру и кличке с данными о проведенной вакцинации приплода, с данными ведомостей расхода кормов по конкретной учетной группе кроликов,
- применять методы встречной проверки разных экземпляров одного и того же документа, или метод взаимного контроля различных документов, отражающих одну и ту же операцию. Например, по учету может быть оприходовано меньшее количество приплода, чем указано в наряде на оплату труда животноводов,
- проводить ежемесячно взвешивание кроликов для своевременного учета привеса. Кроме того, обязательно взвешивание должно производиться в случаях рождения, приобретения кроликов, при переводе молодняка в следующую возрастную группу при снятии с откорма, перед забоем.
Цель анализа реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства. За анализируемый 2015 отчетный год общий объем выручки (нетто) в ООО «Эконэкс» вырос. Так в абсолютном выражении в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года доходы от основной деятельности увеличились на 2 947 784 руб. и составили 135% от выручки 2013 года. Таким образом, тенденция развития Общества и роста объема продаж увеличилась. Для ООО «Эконекс» рассматриваемый период (2013-2015 гг.) оказался для компании удачным. Поэтому вероятно, что и в 2016 году продажи мяса кролика начнут еще расти.
Ведение бухгалтерского учета готовой продукции в РФ осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Основные из них: ГК РФ, НК РФ, закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету, план счетов, методические указания. Различия между МСФО и российской системой бухгалтерского учета применительно к готовой продукции проявляются в оценке предметов по наименьшему из себестоимости и чистой цены возможной реализации, оценке незавершенного производства и готовой продукции с учетом производственных затрат и использовании различных систем учета себестоимости, а также распределения накладных расходов. Российские стандарты за последние годы существенно продвинулись в части гармонизации с международными принципами учета. Однако по- прежнему часть положений РСБУ имеют неустранимые различия с МСФО, что требует от компании дополнительных трудозатрат по параллельному ведению ряда участков учета. Поэтому компаниям, которые приняли решение о переходе на международные стандарты финансовой отчетности, прежде всего следует максимально сблизить методы учета по МСФО и РСБУ.
Для учета готовой продукции применяются следующие первичные документы: сдаточные накладные, акты приемки-сдачи работ (услуг),
железнодорожные квитанции, товарно-транспортные накладные, платежные требования-поручения.
Общество с ограниченной ответственностью «Эконэкс» занимается кролиководством. ООО «Эконекс» функционирует по принципу замкнутого цикла: от закупки племенного стада до получения готовой продукции. ООО «Эконекс» находится на общей системе налогообложения. Для учета затрат на разведение кроликов ООО «Эконэкс» использует счет 20 «Основное производство» (субсчет «Животноводство»), по дебету которого нарастающим итогом накапливаются затраты по статьям калькуляции. По кредиту счета 20 отражается выход основной и побочной продукции (мясо, шкурки). Если после закрытия на счете 20 образовалось сальдо, то это свидетельствует о наличии незавершенного производства на конец года. Учет же самого поголовья кроликов в ООО «Эконэкс» ведется на счете 11 «Животные на выращивании и откорме» (субсчет «Кролики»). ООО «Эконэкс» использует отдельные аналитические счета для накопления затрат в рамках производственных подразделений и учетных групп: основное (маточное) стадо кроликов, крольчата-отъемыши, кролики на откорме. В ООО «Эконэкс» в качестве побочной продукции выступают шкурки кроликов. Затраты на выращивание и забой кроликов ООО «Эконэкс» относит на себестоимость шкурок и мяса пропорционально их стоимости по ценам продажи. Себестоимость одной шкурки или одного центнера мяса при этом
Операции по оприходованию продукции в ООО «Эконэкс» сопровождают записями: оприходована готовая продукция: Дебет 43-2 Кредит 20- 2; оприходована мясо, шкурка, субпродукты от забоя: Дебет 43-2 Кредит 20-3. Реализация и прочие выбытие готовой продукции отражается по кредиту счета 43 и дебету счетов 90 «Продажи», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Рекомендуем ООО «Эконэкс» вести учет в программе «1С Бухгалтерия сельхозпредприятия» (БСХП 8), написанной на базе стандартной программы фирмы «1С» «Бухгалтерия предприятия 8» путем добавления некоторых подсистем и доработки существующей конфигурации. При написании программы соблюдался принцип «внедрения» объектов в стандартную конфигурацию бухгалтерии. Направления сельского хозяйства, которые можно вести в «Бухгалтерии сельхозпредприятия 1С: учет растениеводства; учет животноводства; (учет крупнорогатого скота КРС и учет свиноводства); учет птицеводства; учет кролиководства; учет пчеловодства.
В целях повышения внутреннего контроля необходимо:
- своевременное и полное оприходование полученного приплода,
- проводить сверку данных о наличии и движении по каждому инвентарному номеру и кличке с данными о проведенной вакцинации приплода, с данными ведомостей расхода кормов по конкретной учетной группе кроликов,
- применять методы встречной проверки разных экземпляров одного и того же документа, или метод взаимного контроля различных документов, отражающих одну и ту же операцию. Например, по учету может быть оприходовано меньшее количество приплода, чем указано в наряде на оплату труда животноводов,
- проводить ежемесячно взвешивание кроликов для своевременного учета привеса. Кроме того, обязательно взвешивание должно производиться в случаях рождения, приобретения кроликов, при переводе молодняка в следующую возрастную группу при снятии с откорма, перед забоем.
Цель анализа реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства. За анализируемый 2015 отчетный год общий объем выручки (нетто) в ООО «Эконэкс» вырос. Так в абсолютном выражении в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года доходы от основной деятельности увеличились на 2 947 784 руб. и составили 135% от выручки 2013 года. Таким образом, тенденция развития Общества и роста объема продаж увеличилась. Для ООО «Эконекс» рассматриваемый период (2013-2015 гг.) оказался для компании удачным. Поэтому вероятно, что и в 2016 году продажи мяса кролика начнут еще расти.



