Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ И ДЕСТРУКТИВНОСТЬ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Работа №57738

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2018
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
246
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ И
ДЕСТРУКТИВНОСТЬ КАК ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 8
1.1. Современные представления о структуре личности в трудах
отечественных и зарубежных ученых 8
1.2. Дисциплинированность как качество личности 10
1.3. Подходы к изучению деструктивности 13
1.4. Я-концепция как фактор самоотношения, деструктивности
и дисциплинированности в раннем юношеском возрасте 17
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1. Общая схема исследования и его участники 21
2.2. Методики 22
2.2.1 Пермский вопросник Я 22
2.2.2 Вопросник деструктивности 23
2.2.3 Вопросник дисциплинированности 24
2.3. Процедура и анализ данных 25
2.3.1 Процедура 25
2.3.2 Статистический анализ данных 26
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ДЕСТРУКТИВНОСТИ И ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ В ЛИЧНОСТИ 27
3.2. Взаимосвязь и структура субмодальностей Я и деструктивности 27
3.3. Взаимосвязь и структура субмодальностей Я и дисциплинированности 32
3.4. Взаимосвязь и структура деструктивности и дисциплинированности 41
3.5. Сравнительный анализ 50
Выводы 53
Заключение 56
Литература 58
Приложение


Актуальность исследования обусловлена тем, что в современный период развития общества, юношество оказывается в условиях продолжающейся нестабильности. В текущий период нет востребованных идеалов и ориентиров для предстоящего развития социального, профессионального, личностного самоопределения. Поэтому сегодня юношеству очень трудно выделить и усвоить нормы взрослой жизни.
Характерной особенностью развития личности в раннем юношеском возрасте является возможность формирования деструктивных и самодеструктивных паттернов поведения, представляющих собой враждебное отношение человека к себе, которые обусловлены как индивидуальными психологическими свойствами, так и разрушением структурных компонентов неустойчивой для ранней юности «Я-концепции», таких как самоотношение, самооценка, самоуважение и самоценность.
Сегодня в науке выделены три направления и соответственно три области исследований поражения и деструкции. Первая область - самопоражение и самодеструкция, вторая область - социально обусловленные поражения, третья область - ментальные поражения. Эти направления и области в значительной степени разрабатываются параллельно, отталкиваясь от разных исходных посылок и рассматривая их в разных контекстах. Но по предмету, данные подходы в некоторых отношениях пересекаются.
Следующей особенностью развития личности является формирование дисциплинированности. Данное качество помогает человеку определить правильность своих действий, осознать полезность поступков своих и окружающих, осуществить выбор сложных моральных ситуаций и сохранить при этом личностные позиции и убеждения. Несформированность или деформация дисциплинированности ведет к отрицательным последствиям: у таких людей в большинстве случаев отсутствуют социально значимые принципы и установки, в поступках и действиях они не самостоятельны, безынициативны, не могут правильно оценить свое поведение и поведение окружающих.
Дисциплина как качество личности особенно актуальна, для таких образовательных учреждений как кадетские корпуса, где формирование всесторонней и гармонично развитой личности выступает не только как объективная потребность, но и становится основной целью современного воспитания.
Проблема исследования обусловлена тем, что многие десятилетия понятие поражения и деструкции рассматривались как разновидность психических расстройств. В последние годы, однако, показано, что поражение и деструкция могут быть присущи здоровым людям, в раннем юношеском возрасте, поэтому возникает необходимость в изучении деструктивности, само- деструктивности, и развитой дисциплинированности, самоуважения и само-ценности в юношеском возрасте как основных компонентов «Я-концепции», которые выступают ресурсами, позволяющими избегать деструктивного самоотношения и деструктивного поведения.
Теоретико-методологическая основа исследования. Основой исследования является ориентация на целостное познание личности подростка К.А. Абульханова, В. И. Долгова, И. П. Ордина. Изучению особенностей личности в раннем юношеском возрасте посвящены труды А.А. Бодалева, Б. А. Вяткина, В.С. Мерлина, В.И. Долгова, С.Л. Рубинштейна, Н.И. Сарджвеладзе и многих других. Проблему дисциплинированности и деструктивности в личности рассматривали такие авторы как З. Фрейд, Э. Фромм, Л.Я. Дорфман, К.В. Злоказов, В. Н. Лядов, и другие.
Работа выполнена в русле концепции метаиндивидуального мира (Дорфман, 2006, 2010), с позиций концептуальной модели полимодального Я - выделение субмодальностей (Дорфман, 2002, 2004, 2007), положение о поражении и деструкции (Дорфман, Злаказов, год).
Тема исследования - «Дисциплинированность и деструктивность в зависимости от типа общеобразовательного учреждения».
Целью исследования - является изучение дисциплинированности и деструктивности в структуре личности подростков
Объект исследования - личность подростков
Предмет исследования - склонность к дисциплинированности и деструктивному поведению, кадетов старшеклассников и учащихся общеобразовательной школы.
Гипотезы исследования были сформулированы на основании двух выборок это воспитанники кадетского корпуса и учащиеся общеобразовательной школы.
1. Первая гипотеза предполагает, что для кадетов в отличии от учащихся общеобразовательной школы более свойственно выраженное саморуководство и дисциплинированность.
2. Вторая гипотеза предполагает, что склонность к деструктивному поведению у воспитанников кадетского корпуса выражена меньше, чем у учащихся общеобразовательной школы.
3. На основе литературных данных была сформулирована третья, частная гипотеза о том, что личностные факторы (полимодальное Я) связаны, с дисциплинированностью и деструктивностью.
Цель и логика исследования определила постановку следующих задач:
1. Изучить подходы к проблеме личности, дисциплинированности и деструктивности;
2. На основании теоретических материалов охарактеризовать специфику деструктивности и дисциплинированности в раннем юношеском возрасте;
3. Изучить взаимосвязь и структуру Полимодального Я и деструктивности;
4. Изучить взаимосвязь и структуру Полимодального Я и дисциплинированности;
5. Изучить взаимосвязь и структуру дисциплинированности и деструктивности
6. Провести сравнительный анализ склонности к деструктивному поведению и дисциплинированности у кадетов и учащихся общеобразовательной школы;
Практическая значимость заключается в применении результатов исследования психологами для преодоления недостатков в педагогической подготовленности воспитателей и учителей в конкретной среде, и разработки вопросов теоретико-методического обеспечения образования и воспитания как в современных кадетских корпусах, так и в общеобразовательных школах с учетом особенностей личности.
Апробация результатов исследования: Результаты исследования обсуждались в рамках XV городской научно-практической конференции «ЯНПИС-2018» (ярмарка научно-практических инициатив студентов- 2018), доклад: дисциплинированность и деструктивность в зависимости от типа общеобразовательного учреждения 25 мая 2018 года.
Публикация:
1. Черных М.С. Дисциплинированность и деструктивность в зависимости от типа общеобразовательного учреждения. [Электронный ресурс]//XV городская научно-практическая конференция «ЯН- ПИС» (Ярмарка научно-практических инициатив студентов). Институт психологии ПГГПУ. Пермь-2018. - сборник в разработке.
Методы исследования:
Для решения задач и проверки гипотез в исследовании применялись теоретический анализ данных по проблеме исследования, психодиагностический метод, для обработки результатов методы математической статистики и интерпретации данных.
Исследование состояло из трех этапов. Первый этап проведен анализ теоретического и эмпирического материала по изучению основ деструктивности, дисциплинированности и Я-концепции, как одного из важных факторов изучения личности. Осуществлялось изучение понятийного аппарата, выявлялась сущность и содержание деструктивности и дисциплинированности. Были определены теоретико-методологические основы исследования, сформулированы цели, гипотеза и задачи работы. Второй этап эмпирический. Проведено эмпирическое исследование полимодального Я, дисциплинированности и деструктивности. Третий этап завершающий. Обобщены и проанализированы полученные результаты, сформулированы выводы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При изучении литературных источников мы выявили, что существует большое количество исследований, изучающих феномены дисциплинированности и деструктивности, данное исследование является отличным дополнением к этим исследованиям. Анализ теоретической части дает возможность сделать выводы о том, что условиями избегания деструктивности в юношеском возрасте выступают, развитая дисциплинированность и fl- концепция. Они являются относительно самостоятельными измерениями об-щей системы условий возникновения деструктивности, но и в то же время связаны между собой.
В результате нашего исследования, все гипотезы подтвердились.
Можно предположить, что в условиях интернатного проживания и воспитания возникает частая конкуренция между воспитанниками, которая позволяет им реализовывать себя. Низкий уровень склонности к авторской деструктивности, можно объяснить многими факторами, например, меньшим воздействием, негативной среды на личность воспитанника, высокой заинтересованностью руководства в воспитании здоровой нравственно развитой личности, возможность воспитаннику проявить себя во многих направлениях, в учебной деятельности, в спорте, в военном деле, высокой заинтересованностью воспитанников связать свою жизнь со структурой МВД или Росгвардией. Так же кадетам свойственна терпимость и принятие других людей, это может происходить из-за выстраивания наиболее крепких и устойчивых межличностных отношений в коллективе. Развитую дисциплинированность, можно объяснить средой где наличие дисциплины является главным фактором обучения и воспитания.



1. Абульханова К.А. Развитие психологии в системе комплексного человекознания [Текст] / Отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова. // Институт психологии РАН, 2012. - 828 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст] // (3-е изд.). - М.: Академия, Смысл, 2007. - 528 с.
3. Барабанщиков В.А. Системный подход в структуре психологического познания [Текст] // Методология и история психологии, 2007. - Т. 2, Вып. 1. - С. 86-99.
4. Долгова В.И., Ордина И.П. Формирование позитивной я-концепции старших школьников [Текст] //Вестник Орловского государственного университета. № 4(24), 2012 г. - С. 63- 66
5. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. [Текст] // Смысл, 1993. - 456 с.
6. Дорфман Л.Я. Я-концепция: дифференциация и интеграция // Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность [Текст] / Под ред. Л. Я. Дорфмана. // Смысл, 2004. - С. 96-123.
7. Дорфман Л.Я. Концепция метаиндивидуального мира: современное состояние [Текст] // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2006. - Т. 3, № 3. - С. 3-34.
8. Дорфман Л.Я., Злоказов К.В. Поражение и деструкция и их исследование в
зарубежной психологии. [Текст] Сообщение 1 // Вестник Южно¬
Уральского государственного университета. Серия: Психология, 2016. - Т. 6, № 1. - С. 13-24.
9. Злоказов К.В. Психологический анализ деструктивной личности. [Текст] // Антропология деструктивности. - Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2013. - С. 163.
10. Злоказов К.В. Экстремистский текст и деструктивная личность [Текст] //Ю. А. Антонова и др. Экстремистский текст и деструктивная личность. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2014. - С. 213-252.
11. Злоказов К. В. Влияние уровня деструктивности личности обучающихся на эффективность решения профессиональных задач. [Текст] // Педагогическое образование в России 2015
12.Злоказов К. В. Социально-психологические предпосылки деструктивного поведения подростков в школе. [Текст] // Педагогическое образование в России 2016.
13. Кон И.С. Психология ранней юности. [Текст] // Просвещение, 2010. - 256с.
14. Лухменёва Е. Актуальность формирования лидерских качеств воспитан-ников кадетского корпуса [Текст] / Е.П. Лухменева // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2011. - 236с.
15. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции [Текст] /Б. С. Братуся, Е. Е. Соколовой // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Вып. 2 Смысл, 2011 - С. 85-105.
16. Общая психология: в 7 т.: учеб. для студ. вузов. Т. 1: Е. Е. Соколова. Введение в психологию [Текст] / под ред. Б.С. Братуся // фак. психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Академия, 2008. -- 352с.
17. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учеб. Пособие [Текст] /А.А Осипова. - М.: СФЕРА, 2002 . - 510с.
18. Психология личности. Учебное пособие [Текст] / П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской. // Эксмо, 2012. - 653 с.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] /С.Л. Рубинштейн // Питер, 2002. - 720 с.
20. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой [Текст] / Н.И. Сарджвеладзе //Тбилиси: «Мецниереба», 2012. - 345 с.
21. Суслонов П.Е., Злоказов К.В. Методика проведения социально-психологических исследований по проблемам экстремизма и деструктивности в молодежной среде [Текст] // Российский научный журнал, 2013. - № 5 (36). - С. 219-224.
22. Шестакова Е.Г. Агрессивность в структуре личности: интегративный подход [Текст] // Пермский государственный институт искусства и куль-туры, 2011. - 184 с.
23. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной. // Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 176 с.
24.Эрдынеева К.Г. Развитие позитивной Я-концепции студента [Текст] /К.Г. Эрдынеева, А.Ю. Кон //Успехи современного естествознания. - 2008.- №1. - с.98-101.
25. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон //Прогресс, 2006. - 342 с.
26. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура [Текст] // Ренессанс, 1992. 296 с.
27. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Э.М. Телятникова, Т.В. Панфилова //Попурри, 1999. 624 с.
28. Соколова Е.Т., Коршунова А.Р. Аффективно-когнитивный стиль репрезентации отношений Я-Другой у лиц с суицидальным поведением [Текст] // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2007. N 4. С. 48-63.
29. Меннингер, К. Война с самим собой. [Текст] // ЭКСМО-Пресс, 2001. - 480 с.
30. Регуш, Л.А. Самоотношение подростков и переживание проблем школьной жизни [Текст] / Л.А. Регуш // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 100. - С. 57¬65.
31. Долгова В.И., Ордина И.П. Формирование позитивной я-концепции старших школьников [Текст] //Вестник Орловского государственного университета. № 4(24), 2013 г.
32. Психология личности. [Текст] /П.Н. Ермакова, проф. В.А. Лабунской // Эксмо, 2012. С.203
33. Л.Я. Дорфман, В.Н. Лядов. Метаиндивидуальная модель дисциплинированности (на материале исследования курсантов военного вуза мвд) [Текст] // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2015. Т. 8, № 1.
34. Лядов В. Н. Структура дисциплинированности в отечественной и зарубежной психологии. [Текст] 2014г/Армия и общество
35. Бодалев А.А. Общая психодиагностика [Текст] /А.А. Бодалев, В.В. Столин. 2000. С.115
36. Вяткин Б.А. Индивидуальность человека как предмет интегрального исследования [Текст] /Вяткин Б.А // Интегративная перспектива в гуманитарных науках, 2015. - № 1. С. 36
37. Мерлин В.С. Деятельность как опосредующее звено в связи разноуровневых свойств индивидуальности [Текст] /В. С. Мерлин. // Проблемы интегрального исследования индивидуальности 1978. - Вып. 2. С. 18
38. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие для студ. вузов и слушателей курсов психолог. Дисциплин [Текст] / А. Г. Маклаков. // Питер, 2010. С.178
39. Кудинов С.И., Крупнов А.И. Системная модель самореализации личности [Текст]/ Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика 2008.
40. Водяха, С.А. Водяха Ю. Е. Соотношение показателей психологического благополучия старшеклассников и этнической толерантности старшекласников [Текст] / Научная статья С.А. Водяха // Психологическая наука и образование. - 2014.
41. Трошина Н. В. Статья о проблемах деструктивности и агрессии: социально-философский аспект. [Текст]/ Теория и практика общественного развития 2014
42. Цыпленков Р. Г. Диагностика уровня дисциплинированности курсантов военного вуза. [Текст] /Армия и общество 2013
43. Вартанова, И.И. Самоотношение и внутренние конфликты старшеклассников [Текст] / И.И. Вартанова // Альманах современной науки и образования. - 2009. - № 4 (23). - С. 44-50.
44. Кирилова, Н.А. Особенности личности подростков различного пола в зависимости от отношения к образовательной среде [Текст] / Н.А. Кирилова // Индивидуальность растущего человека в условиях современной школы. - Пермь, 2015. - С.74-93.
45. Колесников В. Н. Мельник Ю. И. Особенности психологического благополучия учащихся подросткового возраста [Текст] // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина 2015.
46. Дорфман Л.Я. Панов Ю. Л. Я-концепция и мотивы достижения у курсантов вв МВД РФ в зависимости от уровня склонности к девиантности (сравнительный анализ) [Текст] Научная статья 2013 / Образование и наука.
47. Асеева И. Н. Исследование. Влияние образовательной среды на формирование индивидуально- психологических особенностей личности школьников [Текст] / Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология 2013
48. Ходенко Н. М. Влияние развивающих сред на личностное самоопределение старшекласников. [Текст] / Учебные записи. Электронный научный журнал Курского государственного университета 2013
49. Хальзов В. И. Женатова Т. Л. О духовно-нравственном воспитании личности учащихся в условиях военно-учебного заведения. [Текст] / Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России 2008
50. Загвоздина А. Ю. Ценностные ориентации кадет [Текст] / (по материалам исследования ценностей, обучающихся «Екатеринбургского кадетского корпуса») / Человек в мире культуры2017
51. Боброва Г. В. Значимость занятий спортом в военном самоопределении кадет. [Текст] / Учебные записи университета им. Лесгафта, Наука-2020, 2017


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ