ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ И ДЕСТРУКТИВНОСТЬ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ И
ДЕСТРУКТИВНОСТЬ КАК ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 8
1.1. Современные представления о структуре личности в трудах
отечественных и зарубежных ученых 8
1.2. Дисциплинированность как качество личности 10
1.3. Подходы к изучению деструктивности 13
1.4. Я-концепция как фактор самоотношения, деструктивности
и дисциплинированности в раннем юношеском возрасте 17
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1. Общая схема исследования и его участники 21
2.2. Методики 22
2.2.1 Пермский вопросник Я 22
2.2.2 Вопросник деструктивности 23
2.2.3 Вопросник дисциплинированности 24
2.3. Процедура и анализ данных 25
2.3.1 Процедура 25
2.3.2 Статистический анализ данных 26
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ДЕСТРУКТИВНОСТИ И ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ В ЛИЧНОСТИ 27
3.2. Взаимосвязь и структура субмодальностей Я и деструктивности 27
3.3. Взаимосвязь и структура субмодальностей Я и дисциплинированности 32
3.4. Взаимосвязь и структура деструктивности и дисциплинированности 41
3.5. Сравнительный анализ 50
Выводы 53
Заключение 56
Литература 58
Приложение
ГЛАВА 1. ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ И
ДЕСТРУКТИВНОСТЬ КАК ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 8
1.1. Современные представления о структуре личности в трудах
отечественных и зарубежных ученых 8
1.2. Дисциплинированность как качество личности 10
1.3. Подходы к изучению деструктивности 13
1.4. Я-концепция как фактор самоотношения, деструктивности
и дисциплинированности в раннем юношеском возрасте 17
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1. Общая схема исследования и его участники 21
2.2. Методики 22
2.2.1 Пермский вопросник Я 22
2.2.2 Вопросник деструктивности 23
2.2.3 Вопросник дисциплинированности 24
2.3. Процедура и анализ данных 25
2.3.1 Процедура 25
2.3.2 Статистический анализ данных 26
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ДЕСТРУКТИВНОСТИ И ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ В ЛИЧНОСТИ 27
3.2. Взаимосвязь и структура субмодальностей Я и деструктивности 27
3.3. Взаимосвязь и структура субмодальностей Я и дисциплинированности 32
3.4. Взаимосвязь и структура деструктивности и дисциплинированности 41
3.5. Сравнительный анализ 50
Выводы 53
Заключение 56
Литература 58
Приложение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современный период развития общества, юношество оказывается в условиях продолжающейся нестабильности. В текущий период нет востребованных идеалов и ориентиров для предстоящего развития социального, профессионального, личностного самоопределения. Поэтому сегодня юношеству очень трудно выделить и усвоить нормы взрослой жизни.
Характерной особенностью развития личности в раннем юношеском возрасте является возможность формирования деструктивных и самодеструктивных паттернов поведения, представляющих собой враждебное отношение человека к себе, которые обусловлены как индивидуальными психологическими свойствами, так и разрушением структурных компонентов неустойчивой для ранней юности «Я-концепции», таких как самоотношение, самооценка, самоуважение и самоценность.
Сегодня в науке выделены три направления и соответственно три области исследований поражения и деструкции. Первая область - самопоражение и самодеструкция, вторая область - социально обусловленные поражения, третья область - ментальные поражения. Эти направления и области в значительной степени разрабатываются параллельно, отталкиваясь от разных исходных посылок и рассматривая их в разных контекстах. Но по предмету, данные подходы в некоторых отношениях пересекаются.
Следующей особенностью развития личности является формирование дисциплинированности. Данное качество помогает человеку определить правильность своих действий, осознать полезность поступков своих и окружающих, осуществить выбор сложных моральных ситуаций и сохранить при этом личностные позиции и убеждения. Несформированность или деформация дисциплинированности ведет к отрицательным последствиям: у таких людей в большинстве случаев отсутствуют социально значимые принципы и установки, в поступках и действиях они не самостоятельны, безынициативны, не могут правильно оценить свое поведение и поведение окружающих.
Дисциплина как качество личности особенно актуальна, для таких образовательных учреждений как кадетские корпуса, где формирование всесторонней и гармонично развитой личности выступает не только как объективная потребность, но и становится основной целью современного воспитания.
Проблема исследования обусловлена тем, что многие десятилетия понятие поражения и деструкции рассматривались как разновидность психических расстройств. В последние годы, однако, показано, что поражение и деструкция могут быть присущи здоровым людям, в раннем юношеском возрасте, поэтому возникает необходимость в изучении деструктивности, само- деструктивности, и развитой дисциплинированности, самоуважения и само-ценности в юношеском возрасте как основных компонентов «Я-концепции», которые выступают ресурсами, позволяющими избегать деструктивного самоотношения и деструктивного поведения.
Теоретико-методологическая основа исследования. Основой исследования является ориентация на целостное познание личности подростка К.А. Абульханова, В. И. Долгова, И. П. Ордина. Изучению особенностей личности в раннем юношеском возрасте посвящены труды А.А. Бодалева, Б. А. Вяткина, В.С. Мерлина, В.И. Долгова, С.Л. Рубинштейна, Н.И. Сарджвеладзе и многих других. Проблему дисциплинированности и деструктивности в личности рассматривали такие авторы как З. Фрейд, Э. Фромм, Л.Я. Дорфман, К.В. Злоказов, В. Н. Лядов, и другие.
Работа выполнена в русле концепции метаиндивидуального мира (Дорфман, 2006, 2010), с позиций концептуальной модели полимодального Я - выделение субмодальностей (Дорфман, 2002, 2004, 2007), положение о поражении и деструкции (Дорфман, Злаказов, год).
Тема исследования - «Дисциплинированность и деструктивность в зависимости от типа общеобразовательного учреждения».
Целью исследования - является изучение дисциплинированности и деструктивности в структуре личности подростков
Объект исследования - личность подростков
Предмет исследования - склонность к дисциплинированности и деструктивному поведению, кадетов старшеклассников и учащихся общеобразовательной школы.
Гипотезы исследования были сформулированы на основании двух выборок это воспитанники кадетского корпуса и учащиеся общеобразовательной школы.
1. Первая гипотеза предполагает, что для кадетов в отличии от учащихся общеобразовательной школы более свойственно выраженное саморуководство и дисциплинированность.
2. Вторая гипотеза предполагает, что склонность к деструктивному поведению у воспитанников кадетского корпуса выражена меньше, чем у учащихся общеобразовательной школы.
3. На основе литературных данных была сформулирована третья, частная гипотеза о том, что личностные факторы (полимодальное Я) связаны, с дисциплинированностью и деструктивностью.
Цель и логика исследования определила постановку следующих задач:
1. Изучить подходы к проблеме личности, дисциплинированности и деструктивности;
2. На основании теоретических материалов охарактеризовать специфику деструктивности и дисциплинированности в раннем юношеском возрасте;
3. Изучить взаимосвязь и структуру Полимодального Я и деструктивности;
4. Изучить взаимосвязь и структуру Полимодального Я и дисциплинированности;
5. Изучить взаимосвязь и структуру дисциплинированности и деструктивности
6. Провести сравнительный анализ склонности к деструктивному поведению и дисциплинированности у кадетов и учащихся общеобразовательной школы;
Практическая значимость заключается в применении результатов исследования психологами для преодоления недостатков в педагогической подготовленности воспитателей и учителей в конкретной среде, и разработки вопросов теоретико-методического обеспечения образования и воспитания как в современных кадетских корпусах, так и в общеобразовательных школах с учетом особенностей личности.
Апробация результатов исследования: Результаты исследования обсуждались в рамках XV городской научно-практической конференции «ЯНПИС-2018» (ярмарка научно-практических инициатив студентов- 2018), доклад: дисциплинированность и деструктивность в зависимости от типа общеобразовательного учреждения 25 мая 2018 года.
Публикация:
1. Черных М.С. Дисциплинированность и деструктивность в зависимости от типа общеобразовательного учреждения. [Электронный ресурс]//XV городская научно-практическая конференция «ЯН- ПИС» (Ярмарка научно-практических инициатив студентов). Институт психологии ПГГПУ. Пермь-2018. - сборник в разработке.
Методы исследования:
Для решения задач и проверки гипотез в исследовании применялись теоретический анализ данных по проблеме исследования, психодиагностический метод, для обработки результатов методы математической статистики и интерпретации данных.
Исследование состояло из трех этапов. Первый этап проведен анализ теоретического и эмпирического материала по изучению основ деструктивности, дисциплинированности и Я-концепции, как одного из важных факторов изучения личности. Осуществлялось изучение понятийного аппарата, выявлялась сущность и содержание деструктивности и дисциплинированности. Были определены теоретико-методологические основы исследования, сформулированы цели, гипотеза и задачи работы. Второй этап эмпирический. Проведено эмпирическое исследование полимодального Я, дисциплинированности и деструктивности. Третий этап завершающий. Обобщены и проанализированы полученные результаты, сформулированы выводы.
Характерной особенностью развития личности в раннем юношеском возрасте является возможность формирования деструктивных и самодеструктивных паттернов поведения, представляющих собой враждебное отношение человека к себе, которые обусловлены как индивидуальными психологическими свойствами, так и разрушением структурных компонентов неустойчивой для ранней юности «Я-концепции», таких как самоотношение, самооценка, самоуважение и самоценность.
Сегодня в науке выделены три направления и соответственно три области исследований поражения и деструкции. Первая область - самопоражение и самодеструкция, вторая область - социально обусловленные поражения, третья область - ментальные поражения. Эти направления и области в значительной степени разрабатываются параллельно, отталкиваясь от разных исходных посылок и рассматривая их в разных контекстах. Но по предмету, данные подходы в некоторых отношениях пересекаются.
Следующей особенностью развития личности является формирование дисциплинированности. Данное качество помогает человеку определить правильность своих действий, осознать полезность поступков своих и окружающих, осуществить выбор сложных моральных ситуаций и сохранить при этом личностные позиции и убеждения. Несформированность или деформация дисциплинированности ведет к отрицательным последствиям: у таких людей в большинстве случаев отсутствуют социально значимые принципы и установки, в поступках и действиях они не самостоятельны, безынициативны, не могут правильно оценить свое поведение и поведение окружающих.
Дисциплина как качество личности особенно актуальна, для таких образовательных учреждений как кадетские корпуса, где формирование всесторонней и гармонично развитой личности выступает не только как объективная потребность, но и становится основной целью современного воспитания.
Проблема исследования обусловлена тем, что многие десятилетия понятие поражения и деструкции рассматривались как разновидность психических расстройств. В последние годы, однако, показано, что поражение и деструкция могут быть присущи здоровым людям, в раннем юношеском возрасте, поэтому возникает необходимость в изучении деструктивности, само- деструктивности, и развитой дисциплинированности, самоуважения и само-ценности в юношеском возрасте как основных компонентов «Я-концепции», которые выступают ресурсами, позволяющими избегать деструктивного самоотношения и деструктивного поведения.
Теоретико-методологическая основа исследования. Основой исследования является ориентация на целостное познание личности подростка К.А. Абульханова, В. И. Долгова, И. П. Ордина. Изучению особенностей личности в раннем юношеском возрасте посвящены труды А.А. Бодалева, Б. А. Вяткина, В.С. Мерлина, В.И. Долгова, С.Л. Рубинштейна, Н.И. Сарджвеладзе и многих других. Проблему дисциплинированности и деструктивности в личности рассматривали такие авторы как З. Фрейд, Э. Фромм, Л.Я. Дорфман, К.В. Злоказов, В. Н. Лядов, и другие.
Работа выполнена в русле концепции метаиндивидуального мира (Дорфман, 2006, 2010), с позиций концептуальной модели полимодального Я - выделение субмодальностей (Дорфман, 2002, 2004, 2007), положение о поражении и деструкции (Дорфман, Злаказов, год).
Тема исследования - «Дисциплинированность и деструктивность в зависимости от типа общеобразовательного учреждения».
Целью исследования - является изучение дисциплинированности и деструктивности в структуре личности подростков
Объект исследования - личность подростков
Предмет исследования - склонность к дисциплинированности и деструктивному поведению, кадетов старшеклассников и учащихся общеобразовательной школы.
Гипотезы исследования были сформулированы на основании двух выборок это воспитанники кадетского корпуса и учащиеся общеобразовательной школы.
1. Первая гипотеза предполагает, что для кадетов в отличии от учащихся общеобразовательной школы более свойственно выраженное саморуководство и дисциплинированность.
2. Вторая гипотеза предполагает, что склонность к деструктивному поведению у воспитанников кадетского корпуса выражена меньше, чем у учащихся общеобразовательной школы.
3. На основе литературных данных была сформулирована третья, частная гипотеза о том, что личностные факторы (полимодальное Я) связаны, с дисциплинированностью и деструктивностью.
Цель и логика исследования определила постановку следующих задач:
1. Изучить подходы к проблеме личности, дисциплинированности и деструктивности;
2. На основании теоретических материалов охарактеризовать специфику деструктивности и дисциплинированности в раннем юношеском возрасте;
3. Изучить взаимосвязь и структуру Полимодального Я и деструктивности;
4. Изучить взаимосвязь и структуру Полимодального Я и дисциплинированности;
5. Изучить взаимосвязь и структуру дисциплинированности и деструктивности
6. Провести сравнительный анализ склонности к деструктивному поведению и дисциплинированности у кадетов и учащихся общеобразовательной школы;
Практическая значимость заключается в применении результатов исследования психологами для преодоления недостатков в педагогической подготовленности воспитателей и учителей в конкретной среде, и разработки вопросов теоретико-методического обеспечения образования и воспитания как в современных кадетских корпусах, так и в общеобразовательных школах с учетом особенностей личности.
Апробация результатов исследования: Результаты исследования обсуждались в рамках XV городской научно-практической конференции «ЯНПИС-2018» (ярмарка научно-практических инициатив студентов- 2018), доклад: дисциплинированность и деструктивность в зависимости от типа общеобразовательного учреждения 25 мая 2018 года.
Публикация:
1. Черных М.С. Дисциплинированность и деструктивность в зависимости от типа общеобразовательного учреждения. [Электронный ресурс]//XV городская научно-практическая конференция «ЯН- ПИС» (Ярмарка научно-практических инициатив студентов). Институт психологии ПГГПУ. Пермь-2018. - сборник в разработке.
Методы исследования:
Для решения задач и проверки гипотез в исследовании применялись теоретический анализ данных по проблеме исследования, психодиагностический метод, для обработки результатов методы математической статистики и интерпретации данных.
Исследование состояло из трех этапов. Первый этап проведен анализ теоретического и эмпирического материала по изучению основ деструктивности, дисциплинированности и Я-концепции, как одного из важных факторов изучения личности. Осуществлялось изучение понятийного аппарата, выявлялась сущность и содержание деструктивности и дисциплинированности. Были определены теоретико-методологические основы исследования, сформулированы цели, гипотеза и задачи работы. Второй этап эмпирический. Проведено эмпирическое исследование полимодального Я, дисциплинированности и деструктивности. Третий этап завершающий. Обобщены и проанализированы полученные результаты, сформулированы выводы.
При изучении литературных источников мы выявили, что существует большое количество исследований, изучающих феномены дисциплинированности и деструктивности, данное исследование является отличным дополнением к этим исследованиям. Анализ теоретической части дает возможность сделать выводы о том, что условиями избегания деструктивности в юношеском возрасте выступают, развитая дисциплинированность и fl- концепция. Они являются относительно самостоятельными измерениями об-щей системы условий возникновения деструктивности, но и в то же время связаны между собой.
В результате нашего исследования, все гипотезы подтвердились.
Можно предположить, что в условиях интернатного проживания и воспитания возникает частая конкуренция между воспитанниками, которая позволяет им реализовывать себя. Низкий уровень склонности к авторской деструктивности, можно объяснить многими факторами, например, меньшим воздействием, негативной среды на личность воспитанника, высокой заинтересованностью руководства в воспитании здоровой нравственно развитой личности, возможность воспитаннику проявить себя во многих направлениях, в учебной деятельности, в спорте, в военном деле, высокой заинтересованностью воспитанников связать свою жизнь со структурой МВД или Росгвардией. Так же кадетам свойственна терпимость и принятие других людей, это может происходить из-за выстраивания наиболее крепких и устойчивых межличностных отношений в коллективе. Развитую дисциплинированность, можно объяснить средой где наличие дисциплины является главным фактором обучения и воспитания.
В результате нашего исследования, все гипотезы подтвердились.
Можно предположить, что в условиях интернатного проживания и воспитания возникает частая конкуренция между воспитанниками, которая позволяет им реализовывать себя. Низкий уровень склонности к авторской деструктивности, можно объяснить многими факторами, например, меньшим воздействием, негативной среды на личность воспитанника, высокой заинтересованностью руководства в воспитании здоровой нравственно развитой личности, возможность воспитаннику проявить себя во многих направлениях, в учебной деятельности, в спорте, в военном деле, высокой заинтересованностью воспитанников связать свою жизнь со структурой МВД или Росгвардией. Так же кадетам свойственна терпимость и принятие других людей, это может происходить из-за выстраивания наиболее крепких и устойчивых межличностных отношений в коллективе. Развитую дисциплинированность, можно объяснить средой где наличие дисциплины является главным фактором обучения и воспитания.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-РЕАДАПТАЦИОННОГО КОЛЛЕКТИВА ЭКСТЕРНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002



