УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ И ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОТНОШЕНИЯ К НИМ СО СТОРОНЫ МАТЕРЕЙ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы влияния детско- родительских отношений на учебную мотивацию и школьную тревожность учащихся младших классов 9
1.1 Проблема детско-родительских отношений в отечественной и
зарубежной психологии 9
1.2 Учебная мотивация младшего школьника: сущность, структура,
возрастные особенности 18
1.3 Школьная тревожность и факторы, влияющие на ее возникновение 25
1.4 Постановка проблемы и задач исследования 31
Глава 2. Организация и методы исследования 34
2.1 Организация исследования 34
2.2 Основные характеристики выборки 34
2.3 Методы исследования 35
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 41
3.1 Результаты кластерного анализа и проверка выборки на нормальность
распределения 41
3.2 Сравнительный анализ учебной мотивации и школьной тревожности у
младших школьников с разными типами отношений матерей к детям 44
3.3 Анализ взаимосвязей показателей детско-родительских отношений с
показателями учебной мотивации и школьной тревожности младших школьников с разными типами отношений матерей к детям 47
Выводы 56
Заключение 57
Библиографический список 59
Приложения
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы влияния детско- родительских отношений на учебную мотивацию и школьную тревожность учащихся младших классов 9
1.1 Проблема детско-родительских отношений в отечественной и
зарубежной психологии 9
1.2 Учебная мотивация младшего школьника: сущность, структура,
возрастные особенности 18
1.3 Школьная тревожность и факторы, влияющие на ее возникновение 25
1.4 Постановка проблемы и задач исследования 31
Глава 2. Организация и методы исследования 34
2.1 Организация исследования 34
2.2 Основные характеристики выборки 34
2.3 Методы исследования 35
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 41
3.1 Результаты кластерного анализа и проверка выборки на нормальность
распределения 41
3.2 Сравнительный анализ учебной мотивации и школьной тревожности у
младших школьников с разными типами отношений матерей к детям 44
3.3 Анализ взаимосвязей показателей детско-родительских отношений с
показателями учебной мотивации и школьной тревожности младших школьников с разными типами отношений матерей к детям 47
Выводы 56
Заключение 57
Библиографический список 59
Приложения
Основной задачей современного школьного образования является создание условий для развития личностного и интеллектуального потенциала обучающихся. Вместе с тем, в условиях возрастающих требований, изменяющихся стандартов образовательного процесса, все более остро встают проблемы учебной мотивации и школьной тревожности. На сегодняшний день они становятся актуальными уже в начальной школе. Так, в первые годы учебы ребенок осваивается, адаптируется к новой деятельности и социальным условиям, его личностные качества находятся в постоянной динамике. К окончанию начальной школы, в 4 классе, происходят существенные изменения учебной мотивации и отношения школьника к процессу учения.
В младшем школьном возрасте в качестве ведущей рассматривается именно учебная деятельность, в рамках которой формируются и развиваются интеллектуальные и личностные качества школьника. Тем не менее, есть необходимость рассматривать определенные факторы, лежащие за пределами учебной деятельности, которые влияют на отношение школьника к обучению и его успешность. К одному из таких факторов относятся детско-родительские отношения. Бесспорно, что ключевой фигурой, определяющей развитие личности ребенка, является мать. Взаимоотношения ребенка с матерью определяют его эмоциональное состояние, от позиции матери во многом зависит способность ребенка адаптироваться в новых условиях, выстраивать отношения, добиваться успеха.
У младшего школьника в связи со сменой деятельности меняется содержание общения, появляется деловое общение со взрослым, возникают новые условия, требующие от ребенка ответственности и самостоятельности. В связи с этим меняются и требования в семье, появляются новые формы родительского контроля. Неспособность семейной системы гибко реагировать на подобные изменения, дисбаланс в супружеских отношениях, непродуктивные типы взаимодействия матери и ребенка негативно
отражаются эмоциональном состоянии и успешности ребенка в учебной деятельности. Поэтому на сегодняшний день в целях повышения качества образования перед практиками стоит задача формирования и поддержания учебной мотивации школьников, для реализации которой важным ресурсом выступает именно семья и характер взаимоотношений родителей, а в частности матери с ребенком.
Проблема исследования. Особое место в вопросе детско-родительских отношений посвящено теме влияния особенностей отношений между матерью и ребенком на его эмоциональную и познавательную сферу, успешность в учебной деятельности. Следует отметить, что при всем многообразии работ, посвященных этой теме, результаты исследований являются недостаточно систематизированными. Также в литературных источниках недостаточно подробно представлена информация о том, как тот или иной тип отношений матери к ребенку связан с учебной мотивацией и школьной тревожностью. Нет данных о том, как взаимосвязаны эти характеристики у обучающихся на этапе окончания младших классов, для которого характерен «слом мотивации» и начало переходного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в получении данных о взаимосвязях показателей учебной мотивации, школьной тревожности и особенностей отношений матери к ребенку на выборке учащихся младших классов. Полученные результаты могут позволить рассмотреть проблему отношений матери и ребенка как фактор, связанный с успешностью учебной деятельности младшего школьника. Исследование также может внести вклад в понимание вопроса особенностей учебной мотивации и отношения к учению младших школьников, находящихся на пороге подросткового возраста и перехода на основную ступень школьного обучения.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные могут быть использованы психологами образования в практической деятельности по профилактике школьной тревожности и дезадаптации обучающихся. Также данные материалы могут использоваться для составления рекомендаций при работе с родителями и педагогами в рамках вопроса о повышении эффективности воспитательных мер в целях реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
Методологические основания работы заложены в трудах Э. Эриксона, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.М. Прихожан, Г.И. Захаровой. Рассмотрением вопросов детско-родительских отношений занимались А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, О.А. Карабанова, С.В. Бутина-Гречаная, О.В. Тулупова. Существенный вклад в изучение мотивации школьников внесли Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова, А.К. Дусавицкий, С.В. Гани, Н.И. Константинова, школьная тревожность рассмотрена в работах А.В. Микляевой, П.В. Румянцевой.
Эмпирические основания работы связаны с исследованиями детско- родительских отношений и их связью с учебной мотивацией и школьной тревожностью. В данной работе мы опираемся на результаты исследований, проведенных за последние годы: о потребностях и мотивах младших школьников из неполных семей (А.А. Кусумова, 2012), о влиянии детско- родительских отношений на адаптацию и успешность в учебной деятельности (И.И. Вартанова 2004; Т.Ю. Курапова, 2011; А. Погосян, 2014; Л.А. Головей, 2016). Данная проблематика рассмотрена в исследованиях представителей Пермской психологической школы: диссертация «Индивидуальный стиль учебной деятельности», посвященная исследованию динамики индивидуального стиля учебной деятельности младших школьников и подростков (О.С. Самбикина, 1998, 2015-2017), а также выпускные квалификационные работы о влиянии детско-родительских отношений на учебную мотивацию младших школьников (Е.А. Котова, 2010; Ю.С. Аверина, 2016).
Целью исследования является изучение особенностей учебной мотивации и школьной тревожности учащихся младших классов в зависимости от типа отношений матери к ребенку.
Объект исследования - учебная мотивация, школьная тревожность и отношение матери к ребенку.
Предмет исследования - особенности учебной мотивации и школьной тревожности учащихся младших классов в зависимости от отношений матерей к ним.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы и имеющуюся базу эмпирических исследований по теме учебной мотивации и школьной тревожности в связи с особенностями детско-родительских отношений у младших школьников.
2. Выделить и охарактеризовать выборки обучающихся, отличающихся по признаку «тип отношений матери к ребенку».
3. Осуществить сравнительный анализ показателей учебной мотивации и школьной тревожности младших школьников из выделенных групп.
4. Выявить сходства и различия в характере взаимодействия показателей школьной тревожности и учебной мотивации с показателями взаимоотношений с матерями у младших школьников из выделенных групп
5. На основе полученных данных составить практические рекомендации для педагогов начальных классов.
Исследовательские гипотезы:
1. Мы предполагаем, что показатели учебной мотивации, направленности на получение знаний и школьной тревожности имеют значимые различия в группах учащихся с разными типами отношений матерей к детям, а именно:
а) показатели школьной тревожности ожидаемо ниже в выборке учащихся, у которых отношения матерей к детям характеризуются более выраженными показателями доверия, сотрудничества, принятия, последовательности. Более высокие показатели школьной тревожности можно обнаружить в выборке школьников с менее выраженным доверием, согласием, сотрудничеством, принятием и последовательностью матери.
б) показатели учебно-познавательных мотивов и направленности на приобретение знаний ожидаемо выше в выборке учащихся, у которых отношения матери характеризуются выраженными показателями доверия, сотрудничества, принятия, последовательности. В выборке учащихся, где данные характеристики отношений матери к детям менее выражены, мы ожидаем более выраженные узколичные и отрицательные мотивы (аффилиации, престижа и избегания неудач).
2. Для выборок младших школьников с разными типами отношений матерей к детям мы ожидаем наличие специфических связей шкал детско- родительских отношений с показателями школьной тревожности и учебной мотивации. В выборке учащихся с более выраженными показателями доверия, согласия, сотрудничества, принятия и последовательности матери по отношению к ребенку показатели шкал детско-родительских отношений в большей мере связаны с мотивами учебной деятельности. Вместе с тем в выборке учащихся с менее выраженными показателями доверия, сотрудничества, согласия и последовательности матери по отношению к ребенку мы ожидаем большее количество связей шкал детско-родительских отношений с показателями школьной тревожности.
Для получения первичных данных в исследовании использовались следующие психодиагностические методики: тест «Диагностика учебной мотивации» (модификация Н.Ц. Бадмаевой), опросник «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова), тест уровня школьной тревожности (Б. Филлипс), опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (И. М. Марковская).
Методы математико-статистического анализа данных.
Статистическая обработка эмпирически полученных данных проводилась с использование электронных таблиц Excel корпорации Microsoft, а также пакета статистических программ анализа данных Statistica 10.0 корпорации Statsoft. Использовались следующие методы анализа данных:
- Кластерный анализ по методу к-средних (K-means clustering) для определения выборок обучающихся с различными типами детско- родительских отношений;
- W-критерий Шапиро-Уилка для проверки нормальности распределения значений диагностируемых характеристик в выборках;
- U-критерий Манна-Уитни использовался для определения значимых различий исследуемых показателей в выборках учащихся с разными типами детско-родительских отношений;
- Корреляционный анализ Ч. Спирмена применялся для определения взаимосвязей учебной мотивации, школьной тревожности и показателей шкал детско-родительских отношений у младших школьников в выборках с разными типами отношений матери к ребенку.
В младшем школьном возрасте в качестве ведущей рассматривается именно учебная деятельность, в рамках которой формируются и развиваются интеллектуальные и личностные качества школьника. Тем не менее, есть необходимость рассматривать определенные факторы, лежащие за пределами учебной деятельности, которые влияют на отношение школьника к обучению и его успешность. К одному из таких факторов относятся детско-родительские отношения. Бесспорно, что ключевой фигурой, определяющей развитие личности ребенка, является мать. Взаимоотношения ребенка с матерью определяют его эмоциональное состояние, от позиции матери во многом зависит способность ребенка адаптироваться в новых условиях, выстраивать отношения, добиваться успеха.
У младшего школьника в связи со сменой деятельности меняется содержание общения, появляется деловое общение со взрослым, возникают новые условия, требующие от ребенка ответственности и самостоятельности. В связи с этим меняются и требования в семье, появляются новые формы родительского контроля. Неспособность семейной системы гибко реагировать на подобные изменения, дисбаланс в супружеских отношениях, непродуктивные типы взаимодействия матери и ребенка негативно
отражаются эмоциональном состоянии и успешности ребенка в учебной деятельности. Поэтому на сегодняшний день в целях повышения качества образования перед практиками стоит задача формирования и поддержания учебной мотивации школьников, для реализации которой важным ресурсом выступает именно семья и характер взаимоотношений родителей, а в частности матери с ребенком.
Проблема исследования. Особое место в вопросе детско-родительских отношений посвящено теме влияния особенностей отношений между матерью и ребенком на его эмоциональную и познавательную сферу, успешность в учебной деятельности. Следует отметить, что при всем многообразии работ, посвященных этой теме, результаты исследований являются недостаточно систематизированными. Также в литературных источниках недостаточно подробно представлена информация о том, как тот или иной тип отношений матери к ребенку связан с учебной мотивацией и школьной тревожностью. Нет данных о том, как взаимосвязаны эти характеристики у обучающихся на этапе окончания младших классов, для которого характерен «слом мотивации» и начало переходного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в получении данных о взаимосвязях показателей учебной мотивации, школьной тревожности и особенностей отношений матери к ребенку на выборке учащихся младших классов. Полученные результаты могут позволить рассмотреть проблему отношений матери и ребенка как фактор, связанный с успешностью учебной деятельности младшего школьника. Исследование также может внести вклад в понимание вопроса особенностей учебной мотивации и отношения к учению младших школьников, находящихся на пороге подросткового возраста и перехода на основную ступень школьного обучения.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные могут быть использованы психологами образования в практической деятельности по профилактике школьной тревожности и дезадаптации обучающихся. Также данные материалы могут использоваться для составления рекомендаций при работе с родителями и педагогами в рамках вопроса о повышении эффективности воспитательных мер в целях реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
Методологические основания работы заложены в трудах Э. Эриксона, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.М. Прихожан, Г.И. Захаровой. Рассмотрением вопросов детско-родительских отношений занимались А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, О.А. Карабанова, С.В. Бутина-Гречаная, О.В. Тулупова. Существенный вклад в изучение мотивации школьников внесли Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова, А.К. Дусавицкий, С.В. Гани, Н.И. Константинова, школьная тревожность рассмотрена в работах А.В. Микляевой, П.В. Румянцевой.
Эмпирические основания работы связаны с исследованиями детско- родительских отношений и их связью с учебной мотивацией и школьной тревожностью. В данной работе мы опираемся на результаты исследований, проведенных за последние годы: о потребностях и мотивах младших школьников из неполных семей (А.А. Кусумова, 2012), о влиянии детско- родительских отношений на адаптацию и успешность в учебной деятельности (И.И. Вартанова 2004; Т.Ю. Курапова, 2011; А. Погосян, 2014; Л.А. Головей, 2016). Данная проблематика рассмотрена в исследованиях представителей Пермской психологической школы: диссертация «Индивидуальный стиль учебной деятельности», посвященная исследованию динамики индивидуального стиля учебной деятельности младших школьников и подростков (О.С. Самбикина, 1998, 2015-2017), а также выпускные квалификационные работы о влиянии детско-родительских отношений на учебную мотивацию младших школьников (Е.А. Котова, 2010; Ю.С. Аверина, 2016).
Целью исследования является изучение особенностей учебной мотивации и школьной тревожности учащихся младших классов в зависимости от типа отношений матери к ребенку.
Объект исследования - учебная мотивация, школьная тревожность и отношение матери к ребенку.
Предмет исследования - особенности учебной мотивации и школьной тревожности учащихся младших классов в зависимости от отношений матерей к ним.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы и имеющуюся базу эмпирических исследований по теме учебной мотивации и школьной тревожности в связи с особенностями детско-родительских отношений у младших школьников.
2. Выделить и охарактеризовать выборки обучающихся, отличающихся по признаку «тип отношений матери к ребенку».
3. Осуществить сравнительный анализ показателей учебной мотивации и школьной тревожности младших школьников из выделенных групп.
4. Выявить сходства и различия в характере взаимодействия показателей школьной тревожности и учебной мотивации с показателями взаимоотношений с матерями у младших школьников из выделенных групп
5. На основе полученных данных составить практические рекомендации для педагогов начальных классов.
Исследовательские гипотезы:
1. Мы предполагаем, что показатели учебной мотивации, направленности на получение знаний и школьной тревожности имеют значимые различия в группах учащихся с разными типами отношений матерей к детям, а именно:
а) показатели школьной тревожности ожидаемо ниже в выборке учащихся, у которых отношения матерей к детям характеризуются более выраженными показателями доверия, сотрудничества, принятия, последовательности. Более высокие показатели школьной тревожности можно обнаружить в выборке школьников с менее выраженным доверием, согласием, сотрудничеством, принятием и последовательностью матери.
б) показатели учебно-познавательных мотивов и направленности на приобретение знаний ожидаемо выше в выборке учащихся, у которых отношения матери характеризуются выраженными показателями доверия, сотрудничества, принятия, последовательности. В выборке учащихся, где данные характеристики отношений матери к детям менее выражены, мы ожидаем более выраженные узколичные и отрицательные мотивы (аффилиации, престижа и избегания неудач).
2. Для выборок младших школьников с разными типами отношений матерей к детям мы ожидаем наличие специфических связей шкал детско- родительских отношений с показателями школьной тревожности и учебной мотивации. В выборке учащихся с более выраженными показателями доверия, согласия, сотрудничества, принятия и последовательности матери по отношению к ребенку показатели шкал детско-родительских отношений в большей мере связаны с мотивами учебной деятельности. Вместе с тем в выборке учащихся с менее выраженными показателями доверия, сотрудничества, согласия и последовательности матери по отношению к ребенку мы ожидаем большее количество связей шкал детско-родительских отношений с показателями школьной тревожности.
Для получения первичных данных в исследовании использовались следующие психодиагностические методики: тест «Диагностика учебной мотивации» (модификация Н.Ц. Бадмаевой), опросник «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова), тест уровня школьной тревожности (Б. Филлипс), опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (И. М. Марковская).
Методы математико-статистического анализа данных.
Статистическая обработка эмпирически полученных данных проводилась с использование электронных таблиц Excel корпорации Microsoft, а также пакета статистических программ анализа данных Statistica 10.0 корпорации Statsoft. Использовались следующие методы анализа данных:
- Кластерный анализ по методу к-средних (K-means clustering) для определения выборок обучающихся с различными типами детско- родительских отношений;
- W-критерий Шапиро-Уилка для проверки нормальности распределения значений диагностируемых характеристик в выборках;
- U-критерий Манна-Уитни использовался для определения значимых различий исследуемых показателей в выборках учащихся с разными типами детско-родительских отношений;
- Корреляционный анализ Ч. Спирмена применялся для определения взаимосвязей учебной мотивации, школьной тревожности и показателей шкал детско-родительских отношений у младших школьников в выборках с разными типами отношений матери к ребенку.
Рассмотренные нами в теоретической главе материалы позволяют сделать вывод о том, что проблема детско-родительских отношений, а в частности взаимоотношений ребенка с матерью, является междисциплинарной и рассматривается достаточно давно, как зарубежными, так и отечественными исследователями. Это подтверждается наличием различных подходов и классификаций типов и стилей детско-родительских отношений, образов и типов матерей. Данная тема не теряет своей актуальности и сегодня.
В работе нам удалось рассмотреть и систематизировать данные исследований, посвященных изучению связей особенностей детско- родительских отношений с учебной мотивацией и школьной тревожностью, а также их особенности у детей младшего школьного возраста.
В эмпирическом исследовании были выделены 2 группы младших школьников, характеризующихся разными типам взаимоотношений с матерями. Данные выборки нами были охарактеризованы, проведен сравнительный анализ, по результатам которого найдены различия между показателями школьной тревожности и учебной мотивации. В выборках выявлены взаимосвязи исследуемых параметров, проанализированы сходства и различия. При специфичности обнаруженных в группах связей нам удалось описать общие закономерности для обеих выборок школьников с разными типами взаимоотношений с матерями. Результаты проведенного нами исследования подтверждают уже имеющиеся данные о связях характеристик детско-родительских отношений с личностными характеристиками детей, хотя в нашей работе рассматривались взаимоотношения только с одним из родителей - матерью.
Исходя из опыта, полученного в ходе проведения исследования, можно обозначить следующие рекомендации для педагогов и родителей:
1. Комплексная диагностика (тестирование и наблюдение) отношения ребенка к школе позволяет выявить его ведущие мотивы учебной деятельности, степень переживаний и наличия страхов относительно различных учебных ситуаций, их влияние на успешность обучения. Особенности детско-родительских отношений могут рассматриваться в качестве одного из факторов, определяющих успеваемость и эмоциональное благополучие школьника.
2. Со стороны школьных педагогов и психологов необходимо проводить просвещение родителей о возрастных особенностях младшего школьника и подростка, о влиянии взаимоотношений и воспитательной позиции на психологическое здоровье и успешность в обучении, также нужно подчеркивать необходимость наличия гибкого подхода во взаимоотношениях с ребенком на переходных возрастных этапах. Эффективным способом работы в данном направлении являются совместные детско-родительские формы работы в рамках различных внеучебных мероприятий, а также психологическое сопровождение ребенка с целью снижения школьной тревожности. Другими формами коррекционно-развивающей работы за рамками сопровождения специалистов школы являются индивидуальная и семейная психотерапия. Работа внутри них направлена на то, чтобы родители: научились слышать, что хочет им сказать ребенок; научились выражать свои чувства и мысли на понятном для ребенка языке; использовать навыки сотрудничества во взаимодействии с ребенком.
Основными принципами общения родителя или учителя с ребенком являются следующие:
- во всех ситуациях поддерживать позитивный образ «Я» у ребенка;
- оценивать поступок, а не личность, не строить негативных перспектив;
-взрослый должен выступать инициатором предложения сотрудничества, но не указывать на определенный способ действия;
- использовать поощрения, а не наказания, поскольку, чем сильнее мотив, тем большим должно быть его подкрепление.
В работе нам удалось рассмотреть и систематизировать данные исследований, посвященных изучению связей особенностей детско- родительских отношений с учебной мотивацией и школьной тревожностью, а также их особенности у детей младшего школьного возраста.
В эмпирическом исследовании были выделены 2 группы младших школьников, характеризующихся разными типам взаимоотношений с матерями. Данные выборки нами были охарактеризованы, проведен сравнительный анализ, по результатам которого найдены различия между показателями школьной тревожности и учебной мотивации. В выборках выявлены взаимосвязи исследуемых параметров, проанализированы сходства и различия. При специфичности обнаруженных в группах связей нам удалось описать общие закономерности для обеих выборок школьников с разными типами взаимоотношений с матерями. Результаты проведенного нами исследования подтверждают уже имеющиеся данные о связях характеристик детско-родительских отношений с личностными характеристиками детей, хотя в нашей работе рассматривались взаимоотношения только с одним из родителей - матерью.
Исходя из опыта, полученного в ходе проведения исследования, можно обозначить следующие рекомендации для педагогов и родителей:
1. Комплексная диагностика (тестирование и наблюдение) отношения ребенка к школе позволяет выявить его ведущие мотивы учебной деятельности, степень переживаний и наличия страхов относительно различных учебных ситуаций, их влияние на успешность обучения. Особенности детско-родительских отношений могут рассматриваться в качестве одного из факторов, определяющих успеваемость и эмоциональное благополучие школьника.
2. Со стороны школьных педагогов и психологов необходимо проводить просвещение родителей о возрастных особенностях младшего школьника и подростка, о влиянии взаимоотношений и воспитательной позиции на психологическое здоровье и успешность в обучении, также нужно подчеркивать необходимость наличия гибкого подхода во взаимоотношениях с ребенком на переходных возрастных этапах. Эффективным способом работы в данном направлении являются совместные детско-родительские формы работы в рамках различных внеучебных мероприятий, а также психологическое сопровождение ребенка с целью снижения школьной тревожности. Другими формами коррекционно-развивающей работы за рамками сопровождения специалистов школы являются индивидуальная и семейная психотерапия. Работа внутри них направлена на то, чтобы родители: научились слышать, что хочет им сказать ребенок; научились выражать свои чувства и мысли на понятном для ребенка языке; использовать навыки сотрудничества во взаимодействии с ребенком.
Основными принципами общения родителя или учителя с ребенком являются следующие:
- во всех ситуациях поддерживать позитивный образ «Я» у ребенка;
- оценивать поступок, а не личность, не строить негативных перспектив;
-взрослый должен выступать инициатором предложения сотрудничества, но не указывать на определенный способ действия;
- использовать поощрения, а не наказания, поскольку, чем сильнее мотив, тем большим должно быть его подкрепление.
Подобные работы
- Влияние цифровых технологий на
адаптацию учащихся
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - АКТУАЛИЗАЦИЯ ВИТАГЕННОГО ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К БРАКУ И СЕМЬЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - СВЯЗЬ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЙ СО ЗНАЧИМЫМ ВЗРОСЛЫМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ “ТРУДНЫХ” УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ОБЩНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОАППАРАТУРЫ В ЭКСТЕРНОЙ ШКОЛЕ- ИНТЕРНАТЕ)
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1999 - Педагогическая запущенность младших школьников и преодоление её
в условиях создания ситуации успеха
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017



