Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы влияния детско- родительских отношений на учебную мотивацию и школьную тревожность учащихся младших классов 9
1.1 Проблема детско-родительских отношений в отечественной и
зарубежной психологии 9
1.2 Учебная мотивация младшего школьника: сущность, структура,
возрастные особенности 18
1.3 Школьная тревожность и факторы, влияющие на ее возникновение 25
1.4 Постановка проблемы и задач исследования 31
Глава 2. Организация и методы исследования 34
2.1 Организация исследования 34
2.2 Основные характеристики выборки 34
2.3 Методы исследования 35
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 41
3.1 Результаты кластерного анализа и проверка выборки на нормальность
распределения 41
3.2 Сравнительный анализ учебной мотивации и школьной тревожности у
младших школьников с разными типами отношений матерей к детям 44
3.3 Анализ взаимосвязей показателей детско-родительских отношений с
показателями учебной мотивации и школьной тревожности младших школьников с разными типами отношений матерей к детям 47
Выводы 56
Заключение 57
Библиографический список 59
Приложения
Основной задачей современного школьного образования является создание условий для развития личностного и интеллектуального потенциала обучающихся. Вместе с тем, в условиях возрастающих требований, изменяющихся стандартов образовательного процесса, все более остро встают проблемы учебной мотивации и школьной тревожности. На сегодняшний день они становятся актуальными уже в начальной школе. Так, в первые годы учебы ребенок осваивается, адаптируется к новой деятельности и социальным условиям, его личностные качества находятся в постоянной динамике. К окончанию начальной школы, в 4 классе, происходят существенные изменения учебной мотивации и отношения школьника к процессу учения.
В младшем школьном возрасте в качестве ведущей рассматривается именно учебная деятельность, в рамках которой формируются и развиваются интеллектуальные и личностные качества школьника. Тем не менее, есть необходимость рассматривать определенные факторы, лежащие за пределами учебной деятельности, которые влияют на отношение школьника к обучению и его успешность. К одному из таких факторов относятся детско-родительские отношения. Бесспорно, что ключевой фигурой, определяющей развитие личности ребенка, является мать. Взаимоотношения ребенка с матерью определяют его эмоциональное состояние, от позиции матери во многом зависит способность ребенка адаптироваться в новых условиях, выстраивать отношения, добиваться успеха.
У младшего школьника в связи со сменой деятельности меняется содержание общения, появляется деловое общение со взрослым, возникают новые условия, требующие от ребенка ответственности и самостоятельности. В связи с этим меняются и требования в семье, появляются новые формы родительского контроля. Неспособность семейной системы гибко реагировать на подобные изменения, дисбаланс в супружеских отношениях, непродуктивные типы взаимодействия матери и ребенка негативно
отражаются эмоциональном состоянии и успешности ребенка в учебной деятельности. Поэтому на сегодняшний день в целях повышения качества образования перед практиками стоит задача формирования и поддержания учебной мотивации школьников, для реализации которой важным ресурсом выступает именно семья и характер взаимоотношений родителей, а в частности матери с ребенком.
Проблема исследования. Особое место в вопросе детско-родительских отношений посвящено теме влияния особенностей отношений между матерью и ребенком на его эмоциональную и познавательную сферу, успешность в учебной деятельности. Следует отметить, что при всем многообразии работ, посвященных этой теме, результаты исследований являются недостаточно систематизированными. Также в литературных источниках недостаточно подробно представлена информация о том, как тот или иной тип отношений матери к ребенку связан с учебной мотивацией и школьной тревожностью. Нет данных о том, как взаимосвязаны эти характеристики у обучающихся на этапе окончания младших классов, для которого характерен «слом мотивации» и начало переходного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в получении данных о взаимосвязях показателей учебной мотивации, школьной тревожности и особенностей отношений матери к ребенку на выборке учащихся младших классов. Полученные результаты могут позволить рассмотреть проблему отношений матери и ребенка как фактор, связанный с успешностью учебной деятельности младшего школьника. Исследование также может внести вклад в понимание вопроса особенностей учебной мотивации и отношения к учению младших школьников, находящихся на пороге подросткового возраста и перехода на основную ступень школьного обучения.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные могут быть использованы психологами образования в практической деятельности по профилактике школьной тревожности и дезадаптации обучающихся. Также данные материалы могут использоваться для составления рекомендаций при работе с родителями и педагогами в рамках вопроса о повышении эффективности воспитательных мер в целях реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
Методологические основания работы заложены в трудах Э. Эриксона, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.М. Прихожан, Г.И. Захаровой. Рассмотрением вопросов детско-родительских отношений занимались А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, О.А. Карабанова, С.В. Бутина-Гречаная, О.В. Тулупова. Существенный вклад в изучение мотивации школьников внесли Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова, А.К. Дусавицкий, С.В. Гани, Н.И. Константинова, школьная тревожность рассмотрена в работах А.В. Микляевой, П.В. Румянцевой.
Эмпирические основания работы связаны с исследованиями детско- родительских отношений и их связью с учебной мотивацией и школьной тревожностью. В данной работе мы опираемся на результаты исследований, проведенных за последние годы: о потребностях и мотивах младших школьников из неполных семей (А.А. Кусумова, 2012), о влиянии детско- родительских отношений на адаптацию и успешность в учебной деятельности (И.И. Вартанова 2004; Т.Ю. Курапова, 2011; А. Погосян, 2014; Л.А. Головей, 2016). Данная проблематика рассмотрена в исследованиях представителей Пермской психологической школы: диссертация «Индивидуальный стиль учебной деятельности», посвященная исследованию динамики индивидуального стиля учебной деятельности младших школьников и подростков (О.С. Самбикина, 1998, 2015-2017), а также выпускные квалификационные работы о влиянии детско-родительских отношений на учебную мотивацию младших школьников (Е.А. Котова, 2010; Ю.С. Аверина, 2016).
Целью исследования является изучение особенностей учебной мотивации и школьной тревожности учащихся младших классов в зависимости от типа отношений матери к ребенку.
Объект исследования - учебная мотивация, школьная тревожность и отношение матери к ребенку.
Предмет исследования - особенности учебной мотивации и школьной тревожности учащихся младших классов в зависимости от отношений матерей к ним.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы и имеющуюся базу эмпирических исследований по теме учебной мотивации и школьной тревожности в связи с особенностями детско-родительских отношений у младших школьников.
2. Выделить и охарактеризовать выборки обучающихся, отличающихся по признаку «тип отношений матери к ребенку».
3. Осуществить сравнительный анализ показателей учебной мотивации и школьной тревожности младших школьников из выделенных групп.
4. Выявить сходства и различия в характере взаимодействия показателей школьной тревожности и учебной мотивации с показателями взаимоотношений с матерями у младших школьников из выделенных групп
5. На основе полученных данных составить практические рекомендации для педагогов начальных классов.
Исследовательские гипотезы:
1. Мы предполагаем, что показатели учебной мотивации, направленности на получение знаний и школьной тревожности имеют значимые различия в группах учащихся с разными типами отношений матерей к детям, а именно:
а) показатели школьной тревожности ожидаемо ниже в выборке учащихся, у которых отношения матерей к детям характеризуются более выраженными показателями доверия, сотрудничества, принятия, последовательности. Более высокие показатели школьной тревожности можно обнаружить в выборке школьников с менее выраженным доверием, согласием, сотрудничеством, принятием и последовательностью матери.
б) показатели учебно-познавательных мотивов и направленности на приобретение знаний ожидаемо выше в выборке учащихся, у которых отношения матери характеризуются выраженными показателями доверия, сотрудничества, принятия, последовательности. В выборке учащихся, где данные характеристики отношений матери к детям менее выражены, мы ожидаем более выраженные узколичные и отрицательные мотивы (аффилиации, престижа и избегания неудач).
2. Для выборок младших школьников с разными типами отношений матерей к детям мы ожидаем наличие специфических связей шкал детско- родительских отношений с показателями школьной тревожности и учебной мотивации. В выборке учащихся с более выраженными показателями доверия, согласия, сотрудничества, принятия и последовательности матери по отношению к ребенку показатели шкал детско-родительских отношений в большей мере связаны с мотивами учебной деятельности. Вместе с тем в выборке учащихся с менее выраженными показателями доверия, сотрудничества, согласия и последовательности матери по отношению к ребенку мы ожидаем большее количество связей шкал детско-родительских отношений с показателями школьной тревожности.
Для получения первичных данных в исследовании использовались следующие психодиагностические методики: тест «Диагностика учебной мотивации» (модификация Н.Ц. Бадмаевой), опросник «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова), тест уровня школьной тревожности (Б. Филлипс), опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (И. М. Марковская).
Методы математико-статистического анализа данных.
Статистическая обработка эмпирически полученных данных проводилась с использование электронных таблиц Excel корпорации Microsoft, а также пакета статистических программ анализа данных Statistica 10.0 корпорации Statsoft. Использовались следующие методы анализа данных:
- Кластерный анализ по методу к-средних (K-means clustering) для определения выборок обучающихся с различными типами детско- родительских отношений;
- W-критерий Шапиро-Уилка для проверки нормальности распределения значений диагностируемых характеристик в выборках;
- U-критерий Манна-Уитни использовался для определения значимых различий исследуемых показателей в выборках учащихся с разными типами детско-родительских отношений;
- Корреляционный анализ Ч. Спирмена применялся для определения взаимосвязей учебной мотивации, школьной тревожности и показателей шкал детско-родительских отношений у младших школьников в выборках с разными типами отношений матери к ребенку.
Рассмотренные нами в теоретической главе материалы позволяют сделать вывод о том, что проблема детско-родительских отношений, а в частности взаимоотношений ребенка с матерью, является междисциплинарной и рассматривается достаточно давно, как зарубежными, так и отечественными исследователями. Это подтверждается наличием различных подходов и классификаций типов и стилей детско-родительских отношений, образов и типов матерей. Данная тема не теряет своей актуальности и сегодня.
В работе нам удалось рассмотреть и систематизировать данные исследований, посвященных изучению связей особенностей детско- родительских отношений с учебной мотивацией и школьной тревожностью, а также их особенности у детей младшего школьного возраста.
В эмпирическом исследовании были выделены 2 группы младших школьников, характеризующихся разными типам взаимоотношений с матерями. Данные выборки нами были охарактеризованы, проведен сравнительный анализ, по результатам которого найдены различия между показателями школьной тревожности и учебной мотивации. В выборках выявлены взаимосвязи исследуемых параметров, проанализированы сходства и различия. При специфичности обнаруженных в группах связей нам удалось описать общие закономерности для обеих выборок школьников с разными типами взаимоотношений с матерями. Результаты проведенного нами исследования подтверждают уже имеющиеся данные о связях характеристик детско-родительских отношений с личностными характеристиками детей, хотя в нашей работе рассматривались взаимоотношения только с одним из родителей - матерью.
Исходя из опыта, полученного в ходе проведения исследования, можно обозначить следующие рекомендации для педагогов и родителей:
1. Комплексная диагностика (тестирование и наблюдение) отношения ребенка к школе позволяет выявить его ведущие мотивы учебной деятельности, степень переживаний и наличия страхов относительно различных учебных ситуаций, их влияние на успешность обучения. Особенности детско-родительских отношений могут рассматриваться в качестве одного из факторов, определяющих успеваемость и эмоциональное благополучие школьника.
2. Со стороны школьных педагогов и психологов необходимо проводить просвещение родителей о возрастных особенностях младшего школьника и подростка, о влиянии взаимоотношений и воспитательной позиции на психологическое здоровье и успешность в обучении, также нужно подчеркивать необходимость наличия гибкого подхода во взаимоотношениях с ребенком на переходных возрастных этапах. Эффективным способом работы в данном направлении являются совместные детско-родительские формы работы в рамках различных внеучебных мероприятий, а также психологическое сопровождение ребенка с целью снижения школьной тревожности. Другими формами коррекционно-развивающей работы за рамками сопровождения специалистов школы являются индивидуальная и семейная психотерапия. Работа внутри них направлена на то, чтобы родители: научились слышать, что хочет им сказать ребенок; научились выражать свои чувства и мысли на понятном для ребенка языке; использовать навыки сотрудничества во взаимодействии с ребенком.
Основными принципами общения родителя или учителя с ребенком являются следующие:
- во всех ситуациях поддерживать позитивный образ «Я» у ребенка;
- оценивать поступок, а не личность, не строить негативных перспектив;
-взрослый должен выступать инициатором предложения сотрудничества, но не указывать на определенный способ действия;
- использовать поощрения, а не наказания, поскольку, чем сильнее мотив, тем большим должно быть его подкрепление.
1. Аверина, Ю.С., Кирилова, Н.А. Особенности учебной мотивации младших школьников в связи с типами детско-родительских отношений [Текст] / Ю.С. Аверина, Н.А. Кирилова // XIII Ярмарка научно- практических инициатив студентов (ЯНПИС): материалы межрег. науч.- практ. конф., 20-21 мая 2016 г. / А. А. Вихман (отв. ред), Д. О. Смирнов, Ф. В. Дериш; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2016. - с. 38 - 40.
2. Акулина, Н.В. Взаимодействие родителей и детей младшего школьного возраста [Текст] / Н. В. Акулина // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2014.- № 5 (7). - С. 43-46.
3. Аникина, Р.В. Особенности взаимодействия между родителем и ребенком в неполной отцовской семье / Р.В. Аникина // Молодой ученый.-2014. -№1.-С.620-622.
4. Архиреева, Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника/ Т.В. Архиреева // Вопросы психологии.- 2006.-№3- С.67-77.
5. Архиреева, Т.В. Динамика учебной мотивации детей младшего школьного возраста [Текст] / Т.В. Архиреева // Культурно-историческая психология.- 2015. - Том 11. - № 2.- С. 38-47.
6. Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей [Текст] / Н.Ц. Бадмаева: Монография. - Улан-Удэ, 2004, С.149-150.
7. Беккер, И.Л., Дубовицская, С.В. Воспитывающая среда как фактор становления и развития личности [Текст] / И. Л. Беккер, С. В. Дубовицская // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2011. - № 24. - С. 631 -638.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. — СПб: Питер, 2009. — С. 137-140.
9. Братчикова, Ю.С., Плотникова, М.М. Развитие мотивации младших школьников в проблемно-диалогическом обучении [Текст] / Ю.С. Братчикова, М.М. Плотникова // Современная педагогика. - 2015. - № 3. - С. 67 - 71.
10. Булатова, О.В., Солянова, Е.С. Взаимосвязь общей способности к учению и мотивации в младшем школьном возрасте [Текст] / О. В. Булатова, Е.С. Солянова // Вестник Югорского государственного университета.- 2010. - № 3(18). - С. 66-69.
11. Бутина-Гречаная, С.В. Теоретические подходы к анализу к детско - родительских отношений [Текст] / С. В. Бутина-Гречаная // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и Психология. - 2010. - № 5.- С. 244-247.
12. Бичурина, С.У.Семья в трудовом обучении младших школьников [Текст] / С. У. Бичурина // Образование и саморазвитие. - 2014. - № 4 (42). - С. 181- 187.
13. Бывшева, М.В. Мотивация к учению у младшего школьника: истоки субъектности [Текст] / М. В. Бывшева // Начальная школа плюс: до и после. - 2014. - № 1. - С. 14-20.
14. Вартанова, И.И. Мотивация учебной деятельности и особенности детско-родительских отношений [Текст] / И.И. Вартанова // Психологическая наука и образование.- 2004. - №3. - С. 55-56.
15. Гамаюнова, И.Н. Взаимосвязь детско-родительских отношений с различными видами деятельности младших школьников [Текст] / И. Н. Гамаюнова // Научно - практический журнал « Гуманизация образования». - №6. - 2010.- С. 29- 34.
16. Гани, С.В. Динамика учебной мотивации в процессе обучения в начальных классах [Текст] / С. В. Гани // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. - 2010.- №5.- С.131-140.
17. Гани, С. В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте: автореф. дисс. канд. психол. наук / С.В. Гани. - М., 2009.
18. Герасимчик, Л.В. Формирование мотивации и познавательной активности школьников - один из факторов повышения учебной успешности [Текст] // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 686-687.
19. Гасанова, П.Г., Даудова, Д.М. Особенности родительско-детских отношений в неполной семье [Текст] / П.Г. Гасанова // Известия ДГПУ. -2015. -№5. - с.6-10.
20. Головей, Л.А., Савенышева, С.С., Энгельгардт, Е.Е. Структура семьи и родительское воспитание как факторы интеллектуального развития дошкольников [Текст] /Л.А. Головей // Социальная психология и общество.-2016. - Т. 7. - № 3. - С. 18—32.
21. Жулина, Г.Н., Хан, В.Г. Проблема развития мотивации учения младших школьников [Текст] / Г. Н. Жулина, В. Г. Хан // Всероссийская научно - практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. - 2013.- № 1. - С. 285 - 288.
22. Инеткина, С.Е., Ботова, Э.К. Детско-родительские отношения - основной фактор развития ребенка [Текст] / С.Е. Инеткина, Э.К. Ботова // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 1(13). - С. 53-56.
23. Захарова, Г.И. Психология семейных отношений [Текст] / Г.И. Захарова. - Челябинск: УЮрГУ, 2009, 63с.
24. Кобялковская, Т.Н., Синькевич, Л.С. Особенности воспитания самостоятельности детей младшего школьного возраста ребенка [Текст] / Т.Н. Кобялковская, Л.С. Синькевич // Педагогика и психология: тренды, проблемы, актуальные задачи: материалы Междунар. науч -практ. конф.: сб. науч. ст.- Краснодар: Априори, 2012.- С. 195-198.
25. Константинова, Н. И. Динамика развития учебной мотивации школьников в современной начальной школе (Лонгитюдное исследование) [Текст] / Н. И. Константинова // Начальная школа до и после. - 2014.- №1.- С. 73-77.
26. Котова, Е.А. Особенности связи родительских отношений с учебной деятельностью в младшем школьном возрасте [Текст] / Е. А. Котова - Вып. квалиф. работа. - ИП ПГГПУ, - 2010.- 84с.
27. Крайлюк, А.И. Родительские установки: теоретические аспекты [Текст] / А. И. Крайлюк // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015.- № 3.- С. 78-82.
28. Кузьмина, М.А. Семья как условие развития креативности младших школьников [Текст] / М.А. Кузьмина. - М., 2009. - С. 358-360.
29. Кулагина, И.Ю., Гани, С. В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте [Текст] / И. Ю. Кулагина, С. В. Гани // Психологическая наука и образование. - 2011.- № 2.- С. 102- 107.
30. Кульчицкая, И.Ю. Семейная стратегия в подготовке ребенка [Текст] / И. Ю. Кульчицкая // Актуальные вопросы современной науки. - 2012. - № 21¬
1. - С. 153- 161.
31. Курапова, Т.Ю. Психологические факторы успешности обучения школьников [Текст] /Т. Ю. Курапова//Учёные записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2011.- №5.- С. 223- 225.
32. Кусумова, А.А. Проблемы и потребности младших школьников из неполных семей [Текст] /А.А. Кусумова //Молодой ученый. - СПб., 2012.-№3.- С.207-208.
33. Лабутина, Е.В. Формирование полоролевых стереотипов в младшем школьном возрасте: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Е.В. Лабутина; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2011.- С.263.
34. Львова, С.В. Возрастные особенности развития познавательных потребностей и мотивации учения у школьников [Текст] / Львова С. В. // Системная психология и социология. - 2014.- № 1 (9). - С. 79- 85.
35. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. [Текст] / И.М. Марковская.- СПб.: Речь, 2005. - 150с.
36. Микляева, А.В, Румянцева, П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие [Текст] / А.В. Микляева. - СПб.: Речь, 2009. -164с.
37. Нартова-Бочавер, С.К. Дети в карусели развода [Текст] / С.К. Нартова-Бочавер, М.И. Несмеянова. - М., 2012. - 120с.
38. Николаева, Е.С. Модель развития мотивации самопознания детей младшего школьного возраста [Текст] / Е.С. Николаева // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». - № 3. - 2010. - М.: Изд-во МГОУ. - С.176¬177.
39. Николаева, Л.А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка [Текст] / Л. А. Николаева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. Т. 2 .- 2012. - №2. - С. 187-193.
40. Никифорова, Ф.В. Развитие и формирование мотивации учения [Текст] / Ф. В. Никифорова // Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 3.- С. 53-55.
41. Орехова, Н.В., Макарова, К.В. Взаимосвязь стилей детско- родительских отношений и операционных механизмов мыслительных способностей младших школьников [Текст] / Н. В. Орехова, К.В. Макарова // Школа будущего.- 2014.- № 5.- С. 114-119.
42. Перхун, А.Д. Психологические особенности детей из неполных семей [Текст] / А.Д. Перхун // Воспитание школьников. - 2010. - №4. - С.66-68.
43. Плетнева, А.А. Особенности учебной мотивации младшего школьника [Текст] / А. А. Плетнева // Новая наука: от идеи к результату.- 2016.- № 3-2 (72). - С. 159- 162.
44. Погосян, А., Медведева, Н.И. Взаимосвязь адаптации младших школьников к учебной деятельности с типом детско-родительских отношений [Текст] / А. Погосян, Н. И. Медведева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.- 2012. - № 1. - С. 136 - 137.
45. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. - М.: Московский психолого-социальный институт.- 2000.- 304 с.
46. Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А. А. Бодалева. - М.: Когито - Центр. - 2011. - С. 35- 36.
47. Пугачев, А.С. Влияние семьи на личность [Текст] /А.С. Пугачев// Молодой ученый.- 2012.-№7.-С.310-313.
48. Радионова, Т.Н. Особенности детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте [Текст] / Т. Н. Радионова // Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - сборник научных статей 3-й Международной молодежной научной конференции: в 2-х томах - 2014. - С. 327 - 329.
49. Сапронов, И.А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника [Текст] / И. А. Сапронов // Проблемы педагогики и психологии. - 2008. - №3. - С. 185- 188.
50. Семенова, Т.С. Мотивы учения и их влияние на успешность обучения первоклассников [Текст] / Т. С. Семенова // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2011.- № 24. - С. 791-794.
51. Сизаева, В.Э., Лисинецская, А.А. Проблема детско-родительских отношений и их влияние на представления о своей семье [Текст] / В. Э. Сизаева, А. А. Лисинецская // Наука и современность. - 2012. - № 15. - С. 162¬166.
52. Слепкова, В. И. , Коженевская, Е.Ю. Супружеское благополучие как фактор родительского отношения к детям [Текст] / В. И. Слепкова, Е. Ю. Коженевская // Журнал практического психолога. - 2011. - № 6. - С. 18-25.
53. Смирнова, Е. О., Соколова, М. В. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка [Текст] / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. — 2009. — № 2. — С. 57—68.
54. Степанова, Н.А. Особенности психического развития личности младшего школьника [Текст] / Н.А. Степанова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. -2009. - № 4. - С. 128 - 132.
55. Степанова, Н.А. Особенности интеграции эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности младшего школьника на протяжении обучения в начальной школе [Текст] / Н. А. Степанова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79) . - С. 134-140.
56. Сухарева, Н. Ф., Кондренкова, З. А. Формирование учебной мотивации у младших школьников из неблагополучных семей [Текст] / Н. Ф. Сухарева, З. А. Кондренкова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.- 2011.- № 18.- С. 125-130.
57. Троян, Т.В. Психологические особенности системы отношений «ребенок - значимый взрослый» в младшем школьном возрасте [Текст] / Т. В. Троян // Семейная психология и семейная терапия. - 2011. - № 2.- С. 49-54.
58. Тулупова, О.В. Основные подходы к изучению детско - родительских отношений в зарубежной психолого - педагогической литературе [Текст] / [Текст] / О. В. Тулупова // Перспективы науки. - 2014. - № 1(52). - С. 157 - 159.
59. Царева, Е.В, Гордеева, Н.П. Особенности развития учебной мотивации младших школьников [Текст] / Е. В. Царева, Н. П. Гордеева // Актуальные проблемы и перспективы развития современный психологии.- 2015. - № 1. - С. 258-263.
60. Шаповалова, И.А. Детско-родительские отношения как фактор социализации младших школьников [Текст] / И.А. Шаповалова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 3. - С. 48- 52.
61. Шевырдяева, К.С. Психолого-педагогические особенности мотивации младших школьников [Текст] / К.С. Шевырдяева // Вестник Пензенского государственного университета. - 2013. - № 4. - 25 с.
62. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - М., 2010. -142с.