Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогическая запущенность младших школьников и преодоление её в условиях создания ситуации успеха

Работа №98152

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы135
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
95
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность понятия «педагогическая запущенность учащихся» и характеристика личности педагогически запущенных детей
младшего школьного возраста 8
1.2. Причины и факторы, обуславливающие появление
педагогически запущенных учащихся и пути преодоления педагогической запущенности детей младшего школьного возраста 17
1.3. Технология создания ситуации успеха как условие преодоления
педагогической запущенности младших школьников 27
ГЛАВА 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПУТЕМ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА
2.1. Диагностика и анализ педагогической запущенности младших
школьников в МАОУ школе - интернате № 9 37
2.2. Внедрение технологии создания ситуации успеха для преодоления педагогической запущенности младших школьников
в МАОУ школе - интернате № 9 47
2.3. Результаты преодоления педагогической запущенности младших
школьников в условиях создания ситуации успеха 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 70


С начала нового столетия в нашей стране происходят глобальные перемены в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, возникает необходимость подготовки молодежи к жизни в новых, быстро меняющихся условиях.
Меняются материальные возможности и ценности населения страны, снижается культурный уровень, происходит падение духовности и нравственности народа. Индивидуальность каждой семьи, стрессовые ситуации, кризисные состояния создают такую ситуацию, при которой родители все меньше уделяют внимания воспитанию детей, перекладывая этот процесс на школу. Это ведет к необходимости расширения социальной работы в образовательных учреждениях и, в частности, коррекционной работы с педагогически запущенными детьми.
Важным и значительным этапом в жизни ребенка является начало школьного обучения. С поступлением в первый класс у детей появляются новые отношения, возникают новые обязанности.
Нередко начало обучения в школе является для ученика серьезным фактором ухудшения здоровья и потери интереса к учебе. Очень важно, чтобы адаптация ребенка к новым жизненным условиям прошла как можно легче, безболезненней для ребенка.
Неблагоприятное социальное окружение ребенка затормаживает психическое развитие личности и препятствует раскрытию его задатков. Слабый образовательный и культурный уровень родителей, ошибки в воспитании, конфликты в семье, материальное неблагополучие сопутствуют развитию педагогической запущенности. Невнимательное отношение к ребенку в процессе обучения, ошибки в обучении могут привести к неуверенности ребенка в себе. Конфликты, отверженность ребенка в учебном коллективе, неблагоприятный статус среди сверстников так же играют немаловажную роль и могут стать факторами педагогической запущенности [31, с.704].
Проблема преодоления неуспеваемости недостаточно разработана в научном плане, поэтому сегодня школа оказывается не всегда способной решить эту задачу. Многие недостатки в развитии личности ребенка остаются своевременно незамеченными и не устраненными. Причиной является и отсутствие специальной подготовки педагогов к работе с педагогически запущенными детьми. Возникает необходимость новых теоретических знаний о существе самого явления педагогической запущенности детей, о признаках и формах его проявления в современной школе.
В современном быстро меняющемся мире высоки темпы развития науки и техники, что приводит к тому, что общество предъявляет все более высокие требования к своим членам. В условиях современного образования на школьников ложится высокая учебная нагрузка, усложняется теоретический уровень и объем учебных программ, что становится причиной несоответствия этому уровню многих детей. Возникает противоречие между интеллектуальными возможностями ребенка и системой обучения в школе.
Педагогически запущенный ребенок ничем не отличается от сверстников при поступлении в первый класс. Но при увеличении сложности учебного материала, повышении темпа работы у школьников начинают проявляться трудности в обучении. Нередко при этом у обучающихся происходит ухудшение эмоционального состояния, возникает неуверенность в своих способностях. Как помочь таким детям? Как настроить на успех?
Несмотря на то, что в последнее время о педагогически запущенных детях пишется и говорится очень много, данная тема является недостаточно разработанной на теоретическом и практическом уровнях.
Актуальность темы исследования позволила нам сформулировать противоречие между необходимостью преодоления педагогической запущенности у детей младшего школьного возраста, с одной стороны, и недостаточной эффективностью использования для этого технологии создания ситуации успеха.
Практики (педагоги, психологи, учителя) все чаще обращают внимание на проблему педагогической запущенности. Но в последнее десятилетие число обучающихся, которые испытывают трудности в обучении, непрерывно растёт.
В психолого-педагогической науке уже накоплен значительный опыт, в рассматривается и анализируется проблема педагогической запущенности в младшем школьном возрасте. Исследованием педагогической запущенности занимались М.А. Алемаскин, В.Г. Баженов, С.А. Беличева, П.П. Блонский, В.П. Кащенко, Э.Г. Костяшкин, И.В. Козубовская, С.С. Моложавый, В.Н. Мясищев, А.А. Невский, Р.В. Овчарова, Н.И. Озерецкий, и др.
Педагогическая запущенность детей появляется прежде всего в результате недостатка воспитательно-образовательной работы. Следствие этого - несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Проявления педагогической запущенности - это труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. педагогическая трудность ребенка и слабо выраженная индивидуальность в учебно-познавательном процессе.
Проблема исследования: каковы содержание и технология создания ситуации успеха для коррекции педагогической запущенности детей младшего школьного возраста.
Решение данной проблемы возможно при изменении методов воспитания и обучения ребенка, при социальной работе с ним. Учитель должен работать в тесном контакте со школьным психологом, который поможет найти выход из сложного положения, справиться с усталостью и стрессом, а также в контакте с другими специалистами, работающими в школе: с врачами, с социальным педагогом, с логопедом и, конечно же, с родителями. Такой комплексный подход к решению проблем ребёнка необходим для того, чтобы со всех сторон взглянуть на проблему и выявить все факторы, которые могут вызвать неуспеваемость. Если причины трудностей в учёбе вовремя определить и провести необходимую коррекционную работу, создав благоприятные условия для успешности обучающегося, то, преодолев эти временные трудности, ребёнок почувствует уверенность в своих силах.
Выявленные противоречия и проблема позволили нам сформулировать тему исследования: «Педагогическая запущенность младших школьников и преодоление её в условиях создания ситуации успеха».
Объект исследования: процесс преодоления педагогической запущенности младших школьников.
Предмет исследования: возможности преодоления педагогической запущенности младших школьников с использованием технологии ситуации успеха.
Целью данной работы является исследование проблемы педагогической запущенности в младшем школьном возрасте и создание ситуации успеха для коррекции педагогически запущенных младших школьников.
Задачи:
- проанализировать существующие подходы к понятию «педагогическая запущенность» в различных источниках научной литературы;
- выявить психологические особенности педагогически запущенных младших школьников;
- определить методы и приемы в коррекционной работе с педагогически запущенными младшими школьниками;
- рассмотреть процесс применения технологии создания ситуации успеха для коррекционной работы с педагогически запущенными младшими школьниками.
Приступая к исследованию, мы исходим из следующей гипотезы: процесс педагогической коррекции педагогической запущенности детей младшего школьного возраста будет успешным при использовании технологии создания ситуации успеха.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать технологию создания ситуации успеха для коррекции педагогической запущенности младших школьников для педагогов общеобразовательных школ.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ литературы, систематизация и обобщение научных исследований;
2) наблюдение;
3) беседа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе рассмотрены различные подходы к определению понятия «педагогическая запущенность», компоненты, формы, степени, уровни педагогической запущенности школьников. Установлено, что под педагогической запущенностью понимается состояние личности ребенка, обусловленное недостатками воспитательно-образовательной работы. Эта проблема устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами. В данной главе рассмотрены причины и факторы, обуславливающие появление педагогически запущенных учащихся и пути преодоления педагогической запущенности детей младшего школьного возраста. Также рассмотрена технология создания ситуации успеха как условие преодоления педагогической запущенности младших школьников.
Вторая глава посвящена исследованию педагогической запущенности детей младшего школьного возраста и сам процесс педагогической коррекции социально - педагогической запущенности у детей младшего школьного возраста путем создания ситуации успеха.
В заключении сделаны основные выводы по проведенному исследованию.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе данной работы были проанализированы существующие подходы к понятию педагогической запущенности (в работах Заседателевой Э.Б., Баженова В.Г., Алемаскина М.А., Овчаровой Р.В., Невского И.А., Белкина А.С., Зюбина Л.М. и др.). Было установлено, что под педагогической запущенностью понимается состояние личности ребенка, обусловленное, прежде всего, недостатками воспитательно-образовательной работы. Следствием является несформированность ребенка как субъекта учебно¬познавательной, игровой и других видов деятельности, проявлениями которой будут труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и слабовыраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе. У школьников с педагогической запущенностью слабо развита учебно-познавательная мотивация, очень слабая учебно-познавательная активность, такие обучающиеся не осознают цели обучения и смысл учебной деятельности. Педагогическая запущенность - это состояние, при котором отсутствует необходимый запас знаний, такие дети слабо владеют способами и приемами приобретения необходимых знаний, учебно-познавательные мотивы у них не сформированы.
Особенностями детей с педагогической запущенностью в младшем школьном возрасте являются низкая познавательная активность, отставание в освоении учебного материала, высокий уровень тревожности, не редко агрессивное поведение, они испытывают трудность в общении со сверстниками. Ведущим видом деятельности педагогически запущенного ребенка является игра, только в ней он более полно раскрывает свои возможности и достигает успеха. Психоэмоциональное состояние таких детей характеризуется эмоциональной возбудимостью, нестабильностью, общей психической напряженностью. Педагогически запущенные дети не самостоятельны, не совсем уверенны, не организованны, пассивны, отличаются слабоволием, упрямством, негативизмом, подавленностью, раздражительностью, агрессивностью.
В данной работе коррекция педагогической запущенности в младшем школьном возрасте подразумевала комплексное воздействие на личность запущенного ребенка, его самосознание, общение и деятельность и затрагивала мотивационно-потребностную, эмоционально-волевую, интеллектуальную и поведенческую сферы личности.
В ходе работы с педагогически запущенными детьми была подтверждена эффективность метода создания ситуации успеха. Это предполагало вовлечение учащихся в такие виды учебной деятельности, при которых дети эмоционально переживали радость своего успеха. В работе с запущенным ребенком и его микросоциумом были использованы групповые и индивидуальные формы работы, психологические и педагогические методы.
Для каждого обучающегося группы риска были даны рекомендации психолога для разработки психокоррекционной программы и организации индивидуальной работы с ним. Были всесторонне изучены: ребенок и его развитие, его социальное окружение, выявлены проблемы педагогической запущенности. К коррекционной работе подключались все специалисты социально-психологической службы, коррекционная работа проводилась не только с самим ребенком, но и его ближайшим окружением: семьей, сверстниками, учителями.
При коррекционной работе для каждого обучающегося в соответствие с его индивидуальными психоэмоциональными качествами создавались свои ситуации успеха для повышения познавательной активности ребенка. Для создания успешности использовались и групповые формы работы.
Результатом коррекционной работы стало повышение познавательной активности детей, снятие раздражительности и агрессивности у обучающихся, успешная адаптация в социуме, формирование учебно¬познавательных мотивов, успешность в овладении знаниями по предметам, улучшение ситуации в семье.
Результаты работы показали, что процесс педагогической коррекции социально-педагогической запущенности детей младшего школьного возраста будет успешным при использовании технологии создания ситуации успеха.
В заключении хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и школу, и ее методы обучения.
Успех, как источник внутренних сил ребенка, рождает огромную энергию для преодоления трудностей, желания учиться. В ситуации успеха ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе - завтрашний успех в жизни!



1. Абрамов Г. С. Возрастная психология: [Текст] / Г. С. Абрамов // Учебн. Пособие для студентов вузов.- М. : Академический Проект, 2013. -704с.
2. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.: «Политиздат», 2011
3. Азбукина Е.Ю., Михайлова Е.Н. Основы специальной педагогики и психологии: Учебник.- Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006.- 335с.
4. Александровская Э. М. Психологическое сопровождение школьников. Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: [Текст] / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 208 с.
5. Алексеева Л. С. Зависимости отклоняющегося поведения школьников от типа неблагополучной семьи. [Текст] / Л. С. Алексеева // Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. - М. : НИИОП, 2010. -- 150 с.
6. Алемаскин М. А. Воспитательная работа с подростками. [Текст] / М. А. Алемаксин. - М. : Просвещение, 2013. - 47 с.
7. Аникеева П.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: «Просвещение», 2013
8. Бабанский Ю. К. Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. [Текст] / Ю. К. Бабанский, Г. А. Победоносцев. - М. : Просвещение, 2014. - 158 с.
9. Бабанский Ю. К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников [Текст] / Ю. К. Бабанский // Советская педагогика. - 2015. - № 23 - С. 99-106
10. Баженов В. Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. [Текст] / В. Г. Баженов. - Киев, 2016. - 243 с.
11. Баженов В.Г. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. - Ростов-н/Д: Феникс, 2006. - 224 с.
12. Байбородова Л. В. Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе: [Текст] / // Учебн. Пособие. - Ярославль, 2015. - 374 с.
13. Байярд Т. Д. Ваш беспокойный подросток. [Текст] / Т. Байярд, Д. Байярд. - М. : Просвещение, 2011. - 146 с.
14. Беззубова Е. Б. Типология школьной дезадаптации. Школьная дезадаптация: Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. [Текст] / Е. Б. Беззубова // Материалы Всероссийской научно¬практической конференции. - М., 2015. - С. 33-34.
15. Белкин А. С. Внимание ребенок!: Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. [Текст] / А. С. Белкин.
- Свердловск: Средне-Урал. Кн. Изд-во, 2011. - 126с.
16. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: «Просвещение», 2011
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ