КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня 7
1.1. ОНР (понятие, этиология, классификация, симптоматика) 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи III уровня 18
1.3. Методики логопедической работы по формированию связной речи у
детей с ОНР III уровня (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В, Нищева Н.В.) 21
Выводы по Главе 1 31
Глава II. Исследование состояния связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня 33
2.1. Организация и методика обследования связной речи у детей среднего
дошкольного возраста с ОНР III уровня 33
2.2. Анализ результатов 42
Выводы по Главе II 48
Глава III. Коррекционно-развивающая работа по формированию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня 49
3.1. Организация коррекционно-развивающей работы по формированию
связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня 49
3.2. Содержание коррекционно-развивающей работы по формированию
связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня 52
Заключение 62
Библиографический список 64
Приложения
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня 7
1.1. ОНР (понятие, этиология, классификация, симптоматика) 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи III уровня 18
1.3. Методики логопедической работы по формированию связной речи у
детей с ОНР III уровня (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В, Нищева Н.В.) 21
Выводы по Главе 1 31
Глава II. Исследование состояния связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня 33
2.1. Организация и методика обследования связной речи у детей среднего
дошкольного возраста с ОНР III уровня 33
2.2. Анализ результатов 42
Выводы по Главе II 48
Глава III. Коррекционно-развивающая работа по формированию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня 49
3.1. Организация коррекционно-развивающей работы по формированию
связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня 49
3.2. Содержание коррекционно-развивающей работы по формированию
связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня 52
Заключение 62
Библиографический список 64
Приложения
Актуальность исследования. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие связной речи. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описывать его, рассказать о каком - то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, речь ребенка должна быть связной. Формирование связной речи позволяет дошкольникам успешно вступать в разные формы общения (деловое, познавательное, личностное). Но все это может быть реализовано вследствие организации эффективных форм, методов и приемов, вследствие использования наиболее рациональных средств обучения.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Но при общем недоразвитии речи наблюдаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов связной речи.
Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста- это одна из актуальных проблем современной логопедии. И поэтому, логопедическую работу с детьми, имеющими общее недоразвитие речи следует начинать в более раннем возрасте. И одним из направлений логопедической работы с детьми ОНР III уровня может являться применение игр и игровых упражнений, которые направлены на формирование связной речи.
Актуальность исследования обусловлена важной необходимостью развития познавательной и мотивационной базой для формирования речевых умений по формированию связной речи. Использование игр и игровых упражнений в коррекционно-логопедической работе позволяет детям активизировать речь, развивать умственные способности, самостоятельно мыслить, сравнивать, классифицировать предметы по определенным признакам, стимулировать активную речь за счет расширения словарного запаса, а так же развивать связную речь.
Объект исследования. Процесс речевого развития детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования. Процесс развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Контингент исследования - дети среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Цель исследования - изучение состояния связной речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР III и систематизация игр игровых упражнений по формированию связной речи у данной категории детей.
Гипотеза исследования. У детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня недостаточно сформирована связная речь, что проявляется в характерных особенностях построения им связного высказывания. Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы по формированию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня необходимо систематизировать игры и игровые упражнения по лексическим темам.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить и выявить состояние связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Теоретически обосновать, разработать содержание и условия применения игр и игровых упражнений в коррекционно-развивающей работе по формированию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Методы исследования:
1. Теоретический (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования).
2. Эмпирические (анализ психолого-педагогической документации, наблюдение, беседы, констатирующий эксперимент, статическая обработка данных).
Экспериментальная база исследования. Наблюдения и исследования проводились в ходе педагогического эксперимента на базе МБОУ «Школа - детский сад № 12» города Кудымкара Пермского края.
Этапы исследования:
1. Аналитический сбор литературы по проблеме исследования.
2. Подбор диагностического инструментария с целью выявления исходящего уровня сформированности связной стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Теоретическое обоснование, разработка содержания и условий применения игр и игровых упражнений в коррекционно-развивающей работе по формированию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Организация исследования:
Исследование осуществлялось в 3 этапа.
1 этап: включал подбор, изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; формулировались цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования; подбиралась методика констатирующего эксперимента.
2 этап: был посвящен проведению констатирующего эксперимента, анализу полученных данных.
3 этап: теоретическое обоснование, разработка содержания и условий применения игр и игровых упражнений в коррекционно-развивающей работе по формированию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, 3 главы, заключение, библиографический список, приложение.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Но при общем недоразвитии речи наблюдаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов связной речи.
Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста- это одна из актуальных проблем современной логопедии. И поэтому, логопедическую работу с детьми, имеющими общее недоразвитие речи следует начинать в более раннем возрасте. И одним из направлений логопедической работы с детьми ОНР III уровня может являться применение игр и игровых упражнений, которые направлены на формирование связной речи.
Актуальность исследования обусловлена важной необходимостью развития познавательной и мотивационной базой для формирования речевых умений по формированию связной речи. Использование игр и игровых упражнений в коррекционно-логопедической работе позволяет детям активизировать речь, развивать умственные способности, самостоятельно мыслить, сравнивать, классифицировать предметы по определенным признакам, стимулировать активную речь за счет расширения словарного запаса, а так же развивать связную речь.
Объект исследования. Процесс речевого развития детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования. Процесс развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Контингент исследования - дети среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Цель исследования - изучение состояния связной речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР III и систематизация игр игровых упражнений по формированию связной речи у данной категории детей.
Гипотеза исследования. У детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня недостаточно сформирована связная речь, что проявляется в характерных особенностях построения им связного высказывания. Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы по формированию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня необходимо систематизировать игры и игровые упражнения по лексическим темам.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить и выявить состояние связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Теоретически обосновать, разработать содержание и условия применения игр и игровых упражнений в коррекционно-развивающей работе по формированию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Методы исследования:
1. Теоретический (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования).
2. Эмпирические (анализ психолого-педагогической документации, наблюдение, беседы, констатирующий эксперимент, статическая обработка данных).
Экспериментальная база исследования. Наблюдения и исследования проводились в ходе педагогического эксперимента на базе МБОУ «Школа - детский сад № 12» города Кудымкара Пермского края.
Этапы исследования:
1. Аналитический сбор литературы по проблеме исследования.
2. Подбор диагностического инструментария с целью выявления исходящего уровня сформированности связной стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Теоретическое обоснование, разработка содержания и условий применения игр и игровых упражнений в коррекционно-развивающей работе по формированию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Организация исследования:
Исследование осуществлялось в 3 этапа.
1 этап: включал подбор, изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; формулировались цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования; подбиралась методика констатирующего эксперимента.
2 этап: был посвящен проведению констатирующего эксперимента, анализу полученных данных.
3 этап: теоретическое обоснование, разработка содержания и условий применения игр и игровых упражнений в коррекционно-развивающей работе по формированию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, 3 главы, заключение, библиографический список, приложение.
Проведенное исследование показало, что проблема формирования связной речи у детей с ОНР III уровня является одной из актуальных в логопедии.
В настоящее время, в связи с увеличением количества детей, страдающих ОНР III уровня, большое внимание уделяется наиболее эффективным методам и приемам коррекционного обучения и воспитания данной категории детей.
Целью исследования было изучение состояния связной речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР III и систематизация игр игровых упражнений по формированию связной речи у данной категории детей.
Проведенное исследование выявило ряд особенностей, характеризующих состояние связной речи детей с речевым недоразвитием, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы
Благодаря связной речи, как средству общения, индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Качественная реализация задач развития речи детей возможна только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ.
Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у детей с ОНР.
Подводя итог нашего исследования, отметим, что изучение связной речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня выявило:
- лишь немногие из них способны самостоятельно построить текст;
- большинству требуются вопросы-подсказки;
- рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием оценочных суждений, завершающих описание;
- рассказы бессвязны;
- в качестве средств межфразовой связи используются повторы и местоимения;
- пробелы с грамматическим оформлением предложений.
Все это подтверждает поставленную гипотезу о том, что специальные занятия по развитию навыков и умений связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня значительно могут повысить уровень формирования связной речи.
Целенаправленное включение в обучение детей игр и игровых упражнений в достаточной степени влияет на овладение связной речью. У детей сформировываются представления об основных элементах, лежащих на основе построения сообщения: адекватность содержания,
последовательность, отражение причинно-следственной взаимосвязи событий и т.д.
В настоящее время, в связи с увеличением количества детей, страдающих ОНР III уровня, большое внимание уделяется наиболее эффективным методам и приемам коррекционного обучения и воспитания данной категории детей.
Целью исследования было изучение состояния связной речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР III и систематизация игр игровых упражнений по формированию связной речи у данной категории детей.
Проведенное исследование выявило ряд особенностей, характеризующих состояние связной речи детей с речевым недоразвитием, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы
Благодаря связной речи, как средству общения, индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Качественная реализация задач развития речи детей возможна только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ.
Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у детей с ОНР.
Подводя итог нашего исследования, отметим, что изучение связной речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня выявило:
- лишь немногие из них способны самостоятельно построить текст;
- большинству требуются вопросы-подсказки;
- рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием оценочных суждений, завершающих описание;
- рассказы бессвязны;
- в качестве средств межфразовой связи используются повторы и местоимения;
- пробелы с грамматическим оформлением предложений.
Все это подтверждает поставленную гипотезу о том, что специальные занятия по развитию навыков и умений связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня значительно могут повысить уровень формирования связной речи.
Целенаправленное включение в обучение детей игр и игровых упражнений в достаточной степени влияет на овладение связной речью. У детей сформировываются представления об основных элементах, лежащих на основе построения сообщения: адекватность содержания,
последовательность, отражение причинно-следственной взаимосвязи событий и т.д.
Подобные работы
- Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (на материале связного высказывания повествовательного типа)
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами наглядных опор
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогическая работа по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - Формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня в процессе игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Логопедическая работа по формированию навыков связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами мнемотехники
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО АКТИВИЗАЦИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2022 - Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в процессе
обучения пересказу литературных произведений
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2020 - Организация деятельности педагога по формированию основ речевого этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017



