Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №57687

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
357
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня 7
1.1. ОНР (понятие, этиология, классификация, симптоматика) 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи III уровня 18
1.3. Методики логопедической работы по формированию связной речи у
детей с ОНР III уровня (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В, Нищева Н.В.) 21
Выводы по Главе 1 31
Глава II. Исследование состояния связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня 33
2.1. Организация и методика обследования связной речи у детей среднего
дошкольного возраста с ОНР III уровня 33
2.2. Анализ результатов 42
Выводы по Главе II 48
Глава III. Коррекционно-развивающая работа по формированию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня 49
3.1. Организация коррекционно-развивающей работы по формированию
связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня 49
3.2. Содержание коррекционно-развивающей работы по формированию
связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня 52
Заключение 62
Библиографический список 64
Приложения


Актуальность исследования. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие связной речи. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описывать его, рассказать о каком - то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, речь ребенка должна быть связной. Формирование связной речи позволяет дошкольникам успешно вступать в разные формы общения (деловое, познавательное, личностное). Но все это может быть реализовано вследствие организации эффективных форм, методов и приемов, вследствие использования наиболее рациональных средств обучения.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Но при общем недоразвитии речи наблюдаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов связной речи.
Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста- это одна из актуальных проблем современной логопедии. И поэтому, логопедическую работу с детьми, имеющими общее недоразвитие речи следует начинать в более раннем возрасте. И одним из направлений логопедической работы с детьми ОНР III уровня может являться применение игр и игровых упражнений, которые направлены на формирование связной речи.
Актуальность исследования обусловлена важной необходимостью развития познавательной и мотивационной базой для формирования речевых умений по формированию связной речи. Использование игр и игровых упражнений в коррекционно-логопедической работе позволяет детям активизировать речь, развивать умственные способности, самостоятельно мыслить, сравнивать, классифицировать предметы по определенным признакам, стимулировать активную речь за счет расширения словарного запаса, а так же развивать связную речь.
Объект исследования. Процесс речевого развития детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования. Процесс развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Контингент исследования - дети среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Цель исследования - изучение состояния связной речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР III и систематизация игр игровых упражнений по формированию связной речи у данной категории детей.
Гипотеза исследования. У детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня недостаточно сформирована связная речь, что проявляется в характерных особенностях построения им связного высказывания. Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы по формированию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня необходимо систематизировать игры и игровые упражнения по лексическим темам.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить и выявить состояние связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Теоретически обосновать, разработать содержание и условия применения игр и игровых упражнений в коррекционно-развивающей работе по формированию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Методы исследования:
1. Теоретический (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования).
2. Эмпирические (анализ психолого-педагогической документации, наблюдение, беседы, констатирующий эксперимент, статическая обработка данных).
Экспериментальная база исследования. Наблюдения и исследования проводились в ходе педагогического эксперимента на базе МБОУ «Школа - детский сад № 12» города Кудымкара Пермского края.
Этапы исследования:
1. Аналитический сбор литературы по проблеме исследования.
2. Подбор диагностического инструментария с целью выявления исходящего уровня сформированности связной стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Теоретическое обоснование, разработка содержания и условий применения игр и игровых упражнений в коррекционно-развивающей работе по формированию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Организация исследования:
Исследование осуществлялось в 3 этапа.
1 этап: включал подбор, изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; формулировались цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования; подбиралась методика констатирующего эксперимента.
2 этап: был посвящен проведению констатирующего эксперимента, анализу полученных данных.
3 этап: теоретическое обоснование, разработка содержания и условий применения игр и игровых упражнений в коррекционно-развивающей работе по формированию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, 3 главы, заключение, библиографический список, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование показало, что проблема формирования связной речи у детей с ОНР III уровня является одной из актуальных в логопедии.
В настоящее время, в связи с увеличением количества детей, страдающих ОНР III уровня, большое внимание уделяется наиболее эффективным методам и приемам коррекционного обучения и воспитания данной категории детей.
Целью исследования было изучение состояния связной речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР III и систематизация игр игровых упражнений по формированию связной речи у данной категории детей.
Проведенное исследование выявило ряд особенностей, характеризующих состояние связной речи детей с речевым недоразвитием, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы
Благодаря связной речи, как средству общения, индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Качественная реализация задач развития речи детей возможна только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ.
Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у детей с ОНР.
Подводя итог нашего исследования, отметим, что изучение связной речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня выявило:
- лишь немногие из них способны самостоятельно построить текст;
- большинству требуются вопросы-подсказки;
- рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием оценочных суждений, завершающих описание;
- рассказы бессвязны;
- в качестве средств межфразовой связи используются повторы и местоимения;
- пробелы с грамматическим оформлением предложений.
Все это подтверждает поставленную гипотезу о том, что специальные занятия по развитию навыков и умений связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ОНР III уровня значительно могут повысить уровень формирования связной речи.
Целенаправленное включение в обучение детей игр и игровых упражнений в достаточной степени влияет на овладение связной речью. У детей сформировываются представления об основных элементах, лежащих на основе построения сообщения: адекватность содержания,
последовательность, отражение причинно-следственной взаимосвязи событий и т.д.



1. Бордич, А. М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2004. - 288 с.
2. Выготский, Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во "Лабиринт", 2005. - 352с.
3. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во "Лабиринт",2003. - 656с.
4. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи / В.П.Глухов, М.Н. Смирнова // Логопедия. - 2005. - № 3. - С. 13-24.
5. Глухов, В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения пересказу / В.П.Глухов // Дефектология. - 2005. - № 1. - С. 69-76.
6. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов /Л.Н. Ефименкова - М.: Просвещение, 2007. - 112 с.
7. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева // Логопедия.- Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2004. - 320 с.
8. Зикеева, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений /, А.Г. Зикеева. - М.: Академия, 2000. - 200 с.
9. Селиверстов, В. И. Игры в логопедической работе с детьми. Кн. для логопеда / В. И. Селиверстов. - М.: Просвещение, 2006. - 144 с.
10. Капышева, Н.Н. Составление рассказа по серии картинок с использованием картинно-символического плана / Н.Н. Капышева // Логопедия. - 2004. - № 2.- С. 57-71.
11. Нищева, Н.Н. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7лет) / Н.Н. Нищева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.- 352 с/
12. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
13. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада / Э.П. Короткова - М.: Просвещение, 2007. - 128 с.
14. Карпова, С.Н. Психология речевого развития ребенка / С.Н. Карпова,
Э.И. Труве - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
15. Волкова, Л.С. Логопедия. Учебник для вузов / Л.С. Волкова - М.: ВЛАДОС, 2009. - 703 с.
16. Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех/ Л.Г. Парамонова - СПб.: ПИТЕР, 2010. - 410 с.
17. Волкова, Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 680 с.
18. Медведева, Т.В. Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с III уровнем речевого развития / Т.В. Медведева // Дефектология. - 2006. - № 3. - С. 84-92.
19. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда. / С.А. Миронова - М.: Просвещение,2008. - 208 с.
20. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи. / Н.В. Нищева - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. - 528 с.
21. Поваляева, М. А. Справочник логопеда./ М.А. Поваляева - Ростов-на- Дону: "Феникс", 2008. - 448 с.
22. Правдина, О.В. Логопедия. Учеб. пособие для дефектолог. фак. пед-вузов. / О.В. Правдина - М.: Просвещение, 2007. - 310 с.
23. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2006. - 256с.
24. Созонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. / С.Н. Созонова. - М.: Академия, 2007. - 144 с.
25. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада./ Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с.
26. Семенович, А.В. Закономерности становления сенсомоторного уровня реализации связного высказывания у дошкольников с недоразвитием речи. / А.В. Семенович, Л.Б.Халилова, Т.Н. Ланина // Дефектология. - 2004. - № 5. - С. 55-60.
27. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада./ Ф.А. Сохин. - М.: Просвещение,2005. - 224 с.
28. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - 5-е издание. - М.: Айрис Пресс, 2008.- 224 с.
29. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей./ Т.А. Ткаченко. - М.: Издательство ГНОМ , 2007. - 112с.
30. Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит./ Т.А. Ткаченко. - СПб.: Акцидент,2007- 112 с.
31. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся пед. училищ./ Л.П. Федоренко.- М.: Просвещение, 2006. - 239 с.
32. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: Учебно¬методическое пособие для логопедов и воспитателей. /Т.Б.Филичева, Т.В. Туманова. - М.: Гном-Пресс, 2009.-86с.
33. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение,2008. - 223 с.
34. Глухов Л.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. / В.П. Глухов. - М.: Академия, 2006. - 163 с.
35. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника: методич-е пособие с иллюстрациями. / Т.Б. Филичева, А.В. Соболева. - Екатеринбург: Изд-во "АРГО",2005. - 80 с.
36. Филиппова, А.Д. Говори правильно. / А.Д. Филиппова, Н.Д. Шуравина.
- М.: Адамс, 2004.- 155 с.
37. Шаховская, С.Н. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи./ С.Н. Шаховская, Е.Д. Худенко - М.: Просвещение, 2007.- 232 с.
38. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие./ Г.Р. Шашкина. - М.: Академия, 2003. - 240 с.
39. Филичева Т.Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсаторного вида для детей с нарушениями речи. / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Адамс, 2008. - 254 с.
40. Граб, Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 4-5 лет с ОНР. / Л.М. Граб.- М.: Издательство Гном и Д, 2005. - 56 с.
41. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду. / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Мозаика - Синтез,2009. - 87 с.
42. Рудик, О.С. С детьми играем - речь развиваем. / О.С. Рудик. - М.: Сфера, 2013.- 128 с.
43. Жукова, Н.С.Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: книга для логопеда. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1998.- 320 с.
44. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда. / О.Б.Иншакова. - 2-е изд. и опд.
- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. - 279 с.
45. Пятница, Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. / Т.В. Пятница. - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2015.- 166 с.
46. Нищева, Н.В.Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. / Н.В. Нищева. - М.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2005.- 528 с.
47. Затулина, Г.Я. Развитие речи детей. Средняя группа. / Г.Я. Затулина. - М.: Центр педагогического образования, 2015. - 144 с.
48. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. / Т.Б. Филичева. - М.: Гном - Пресс, 2005. - 80 с.
49. Лалаева, Р.И.Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Изд-во СОЮЗ, 2001.- 191 с.
50. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: учебно-методическое пособие. / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова.- М.: ГНОМ и Д, 2001. - 128 с.
51. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. / А.И. Максаков.- М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1988. - 158 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ