Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Особенности тревожности и агрессивности у детей младшего дошкольного возраста 8
1.1 Психологические особенности младших дошкольников 8
1.2 Особенности агрессивности и тревожности у младших дошкольников....10
1.3 Исследования агрессивности и тревожности у младших дошкольников в
связи с социальным статусом 19
Выводы по результатам анализа психолого-педагогической литературы:
Глава 2. Организация и методы исследования 26
2.1. Организация исследования 26
2.2. Методы экспериментального исследования 27
2.2.1 Методы эмпирического исследования 27
2.2.2 Методы математической обработки 32
Глава 3. Анализ и обсуждение результатов исследования характеристик тревожности и агрессивности у детей с низким и высоким социальным статусом 33
3.1. Итоги сравнительного анализа социального статуса у младших дошкольников 33
3.2. Результаты анализа различий характеристик тревожности и
агрессивности в группах с высоким и низким социальным статусом 35
3.3. Результаты анализа взаимосвязей характеристик тревожности и
агрессивности в группе с различным социальным статусом 38
Выводы по эмпирической части: 50
Заключение 54
Список литературы: 58
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Актуальность: Актуальность исследования заключается в том, что по данной теме почти нет исследований. В настоящее время в современном мире увеличилось число тревожных и агрессивных детей, которые отличаются высоким беспокойством, эмоциональной неустойчивостью и неуверенностью. Исследования, проведенные такими авторами, как В.И. Гарбузов, И.В. Дубровина, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и др., говорят о том, что тревожность дошкольников является распространенным явлением. Возникновение и закрепление тревожности чаще всего связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. (В.О. Смирнова, 2014).
Также, в последнее время увеличилась агрессивность у детей, изменения, происходящие не только во внешнем мире, но и в семье, сказываются на детско-родительских отношениях у дошкольников. Ранее проявление агрессивных действий в дошкольном возрасте, может привести в будущем к асоциальному поведению, преступности. Поэтому очень важно выявить агрессивное поведение на самых ранних этапах его развития. Важно изучить психологические условия, характеристики, вызывающие агрессивное поведение у детей.
Проблеме агрессивности посвящено довольно большое количество работ, как в зарубежной, так и в отечественной психологии (Э. Берн, Ю.М. Антонян, В.В. Гульдана, А.Ф. Зелинский, Н.А. Дубинко, А. Бандура, О.В. Гордянкова, Р. Вельдер, Н.А. Дубинко, А.В. Котов, Р. Улотерс, Л.М. Семенюк, И.А. Ферманов). Влиянием телевидения на уровень агрессии занимались К.А. Тарасова, А.Ю. Дроздова. Важно отметить, что агрессивность представляется сложным и многообразным феноменом и, не смотря на довольно обширный материал исследований, до сих пор нет однозначного определения агрессивности. (И.Ф. Нурмухаметова, 2010).
На текущий момент семья, детско-родительские отношения, взаимоотношения в семье претерпели серьёзные изменения. Современному дошкольнику приходится сталкиваться с такими явлениями, которых раньше не было, либо проявлялись не так часто. Так, например, можно сказать о дефиците и формализации общения дошкольника с родителями, ограничение и упрощение игровых форм освоения действительности, изменения детской субкультуры, избыточность информации неадекватной возрастным особенностям детей. Всё это способствует возникновению и фиксации различных негативных эмоциональных состояний у детей, таких как агрессия, тревожность и страх. (Е.С. Иванова, 2012).
Изучением характеристик тревожности, агрессивности, межличностных отношений дошкольников занимались М.И. Лисина, Т.А. Репина, С.В. Корницкая, Я.Л. Кломинскийиков. Данная проблема до конца не изучена и рассмотрена далеко не во всех аспектах. Например, стоит отметить, что исследования младших дошкольников почти нет. Хотя агрессивность и тревожность проявляется не только у старших, но и младших дошкольников. Также, в современном мире произошли серьезные перемены в семье, детско- родительских отношениях, которые непосредственно влияют на ребенка. Следовательно, данная проблема по-прежнему остается актуальной на текущий момент. Её актуальность заключается в том, что в последнее время, не только среди подростков и молодежи наблюдается деструктивное, асоциальное поведение, высокая агрессия, тревожность, негативное отношение к людям и проявление к окружающим жестокости и агрессивности. Но и в дошкольном возрасте все чаще можно наблюдать замкнутость, агрессивность, негативное и порой жестокое отношение, отвержение и непринятие среди детей. Все это с каждым годом усиливается и проявляется в более жестких формах.
Именно поэтому данные проявления асоциального и аддиктивного поведения необходимо исследовать на этапе дошкольного детства, выявлять, какие же факторы влияют и способствуют появлению деформаций в межличностных отношениях, в основе которых лежат личностные качества, затрудняющие общение (асоциальность, агрессивность, негативизм и др.). (Т.В. Павлова, 2015).
Объект исследования - Личность младшего дошкольника.
Предмет исследования - Особенности личностной тревожности и агрессивности у младших дошкольников в связи с различиями в их социальном статусе.
Цель экспериментально-теоретического исследования - Изучить особенности личностной тревожности и агрессивности у младших дошкольников в связи с различиями в их социальном статусе.
Гипотезы:
1. Предположительно младшие дошкольники различаются по характеристикам тревожности и агрессивности в связи с различным социальным статусом. Предположительно, в группе с низким социальным статусом, более выражены характеристики агрессивности, зависимости и уровень тревожности. В группе с высоким социальным статусом, менее выражены характеристики агрессивности и уровня тревожности, а также зависимости.
2. Предположительно в группе младших дошкольников существуют взаимосвязи между характеристиками тревожности, агрессивности в зависимости от социального статуса в группе. Предположительно для выборки с низким социальным статусом характерны связи агрессивности с проявлениями зависимости и тревожности. А для выборки с высоким социальным статусом характерны связи агрессивности с интровертированностью и скрытностью.
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы тревожности и агрессивности у младших дошкольников в современной психолого-педагогической литературе по теме: Особенности агрессивности и тревожности младших дошкольников, психологические особенности младших дошкольников, современные исследования агрессивности и тревожности у дошкольников, особенности социального статуса дошкольника.
2. Подобрать валидные и стандартизованные диагностические методики, и провести исследование характеристик тревожности, агрессивности и социального статуса по выбранным методикам.
3. Выявить различия в социальном статусе в группе с помощью кластерного анализа. Поделить группу на три кластера с высоким, средним и низким социальным статусом.
4. Выявить различия между группами с низким и высоким социальным статусом, характеристик тревожности и агрессивности.
5. Выявить особенности взаимосвязи между характеристиками тревожности и агрессивности в группах с низким и высоким социальным статусом.
Теоретическая значимость исследования: данное исследование обобщает и расширяет объем знаний об особенностях тревожности и агрессивности младших дошкольников. Расширяет объем данных о влиянии социального статуса в группе на характеристики младшего дошкольника, такие как тревожность и агрессивность.
Научная новизна исследования состоит в изучении социального статуса младшего дошкольника в группе, зависимость личных характеристик дошкольника, таких как тревожность и агрессия от социального статуса в группе.
Практическое значение исследования: полученные результаты проведенного исследования могут быть использованы при организации работы психолога, социального педагога, воспитателя и родителями. Для разработки специальных коррекционных программ тревожности и агрессивности для младших дошкольников.
Проведенный анализ литературы показал значимость характеристик тревожности и агрессивности у детей младшего дошкольного возраста. Исследования, проведенные на текущий момент, отмечают значимость данных проблем. Так, дети в дошкольном возрасте уже скрывают часть своих эмоций, хотя большинство эмоций все же выражается прямо. Тревожные дети ведут себя застенчиво, робко, неуверенно, боятся, что не справятся с чем-то. В ряде исследований было отмечена важность детско-родительских отношений. Они имеют тесные связи с формированием тревожности и агрессивности у младшего школьника, однако сильное влияние может оказать и садик, который посещает ребенок, группа детей, воспитатели. В настоящее время проведено довольно много исследований, изучающих тревожность и агрессивность у детей старшего школьного возраста, однако наблюдается очень мало исследований детей младшего школьного возраста, хотя проявления тревожности заметны уже в этом возрасте. На данный момент так видится актуальной проблема изучения младших дошкольников, разработка стандартизованных методик, диагностирующих тревожность и агрессивность. Можно отметить важность социального статуса у ребенка в группе, будь это детсадовская группа, семья или другое общество. Социальный статус в группе для ребенка может быть социометрическим статусом. Мы можем оценить, насколько популярен данный ребенок в группе, и выявить причины его непопулярности. Изучение младших дошкольников является актуальной проблемой, так как ребенок, социализируясь в семье, обучается и перенимает как положительные, так и негативные черты окружающего мира.
В проведенном исследовании была предпринята попытка изучения различий и взаимосвязей характеристик тревожности и агрессивности в зависимости от социального статуса младшего дошкольника. Целью исследования являлось выявление различий и взаимосвязей характеристик тревожности и агрессивности в зависимости от высокого и низкого социального статуса в группе.
Относительно младших дошкольников, результаты нашего исследования говорят о том, что характеристики тревожности и агрессии имеют различия между группами с низким и высоким социальным статусом.
Было выявлено, что дошкольники с низким социальным статусом проявляют более высокую агрессию, импульсивность, зависимость, неуверенность в себе, тревожность стремление получить защиту в семье и чувство одиночества. Дошкольники с высоким социальным статусом проявляют большую оптимистичную направленность, меньшую агрессивность, импульсивность, большую уверенность в себе. То есть, дошкольники с низкой популярностью в группе чувствуют себя в группе детей неуверенно, тревожно, проявляют агрессию, как защитный механизм, стремятся получить защиту в семье, но при неблагоприятных эмоциональных отношениях в семье, чувствуют одиночество. Импульсивность свойственна в данный период развития всем дошкольникам, так как они только овладевают механизмами управления эмоциями.
Результаты анализа взаимосвязей характеристик тревожности и агрессивности у детей с низким и высоким социальным статусом, показывают основные тенденции в дошкольном возрасте.
Дошкольники с низким социальным статусом связывают агрессивность с зависимостью и неуверенностью в себе. То есть дети, проявляющие агрессивность, проявляют неуверенность в себе, различные страхи, это говорит о том, что агрессивность выступает как защитный механизм. Также, агрессивность связана с позитивными представлениями о мире, это объясняется тем, что младшие дошкольники готовы принимать мир позитивно, оптимистично, но из-за своей непопулярности чувствуют себя неуверенно и уходят в защиту, то есть проявляют агрессивное поведение. Дошкольники с низким социальным статусом переживающие повышенную тревожность, проявляют уверенность в себе. Данная связь кажется очень интересной, и возможно, объясняется тем, что дошкольники пытаются скрыть свою повышенную тревожность, пытаясь вести себя уверенно. Младшие дошкольники, проявляющие замкнутость, необщительность, проявляют ориентацию во внутренний мир. Возможно, это связанно с темпераментом, а также тем фактом, что дошкольники имеют низкую популярность у других детей. А также, дошкольники проявляют импульсивность, что свойственно в этом возрасте.
Дошкольники с высоким социальным статусом в группе, агрессивность связанна с излишней уверенностью в себе, общительностью, открытостью, ориентаций на внешний мир, неосторожностью. Возможно, это связанно с тем, что популярные дошкольники чувствуют себя уверенно, поэтому не боятся выражать своих эмоций и проявляют агрессивность в негативных ситуациях. Еще здесь может быть роль авторитарного воспитания родителей. Популярные в группе дети, склонны к общительности, открытости, импульсивности. Импульсивность считается нормой для этого возраста. Дети популярные в группе, относятся к окружающим менее оптимистично и позитивно, возможно это связанно с тем, что популярные дети тратят очень много энергии на социальные взаимодействия и им всегда приходится выбирать - с кем играть, а с ними хотят играть все. Младшие дошкольники, популярные в группе, проявляющие замкнутость и необщительность, ищут эмоциональную поддержку в семье. Это говорит о значимости детско- родительских отношений, такая значимость была также подчеркнута в исследованиях - В.О. Токаревой в 2013 году, В.О. Смирновой в 2014 году, З.А. Пшихоповой и Ф.Б. Балкизовой в 2015 году. Дети, проявляющие замкнутость, стремятся углубиться в себя, ориентироваться на внутренний мир, здесь речь может идти даже о темпераменте.
Дети, с низким социальным статусом проявляют агрессивность из-за неуверенности в себе, они также склонны проявлять тревожность, малое количество выборов детей влияет на таких детей, они связывают агрессивность и тревожность со своей неуверенностью в себе. Дети с высоким социальным статусом наоборот проявляют агрессивное поведение, так как проявляют большую уверенность и не боятся явно выражать свою агрессию.
Данные результаты, возможно, использовать для дальнейшего эмпирического исследования тревожности и агрессивности у младших школьников, разработки специальных программ по коррекции тревожности и агрессивности, а также в практической психологии.
1. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л.И. Божович // Хрестоматия по возрастной психологии. - М, 1981. - 398 с.
2. Борисова П.В. Исследование агрессивного поведения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста / П.В. Борисова // Концепт - 2015. - № S1. - С. 1 - 4.
3. Бручилова И.А. Изучение межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода социометрии [Текст] / И.А. Бручилова, И.Н. Комкова, В.Н. Самылова // Концепт - 2014. - №7. - С. 1 - 7.
4. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений [Текст] / В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ 1976. 134 - с.
5. Виноградова Н.В. Особенности агрессивного поведения детей-сирот и методы психологической коррекции агрессии / Н.В. Виноградова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения - 2011. - №20. - С. 117 - 123.
6. Волгуснова Е.А. Взаимосвязь показателей тревожности и неуверенности у дошкольников и младших школьников / Е.А. Волгуснова// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика - 2015. - №1. - С. 67 - 70.
7. Выготский Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л.И. Божович. - 5 изд. М.: лабиринт, 1999. - 352 с.
8. Гонина О.О. Влияние особенностей общения между родителями на эмоциональную сферу их детей дошкольного возраста / О.О. Гонина // Концепт - 2014. - №3. - С. 1 - 6.
9. Гребенюк А.А. Актуальные проблемы возрастной психологии [Текст] / А.А. Гребенюк. - Симферополь, 2001. - 453.
10. Гуляева К.Ю. Агрессивность в подростковом возрасте и ее коррекция [Текст] / К.Ю. Гуляева // Омский научный вестник - 2007. - №3-55. - С. 107 - 110.
11. Даниленко Т.В. Агрессивность младших школьников в полиэтнической среде [Текст] / Т.В. Даниленко // Современные проблемы науки и образования - 2007. - №1. - С. 19 - 24.
12. Демко Е.В. Педагогическая профилактика и коррекция агрессивности детей 6-7 лет [Текст] / Е.В. Демко, В.А. Петьков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология - 2013. - №2 (117). - С. 1 - 8.
13. Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность [Текст] / А.В. Запорожец // Вопросы по психологии - 1967. - № 1. - С. 17 - 21.
14. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст] / А.И. Захаров. - 3-е изд., испр. - СПб: Союз, 1997. - 224 с.
15. Иванова Е.С. Об особенностях негативных эмоциональных состояний детей дошкольного возраста [Текст] / Е.С. Иванова // Гаудемаус - 2012. - №19. - С. 69 - 75.
16. Ивашкова О.В. Влияние социометрического статуса на восприятие воспитателя мальчиками и девочками 5-7 лет [Текст] / О.В. Ивашкова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии - 2015. - №6 (52). - С. 1 - 13.
17. Какурина Л.Г. Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения /Л.Г. Какурина, Д.В. Ларькова // Science Time - 2015. - №1 (13). -С. 174 - 177.
18. Каракулова Е.В. Теоретический анализ основных подходов в работе по формированию эмоционально-волевой сферы у дошкольников / Е.В. Каракулова // Специальное образование - 2010. - №3. - С. 21 - 28.
19. Лимонцева Г.В. Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста / Г.В. Лимонцева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения - 2015. - №47.- С. 26 - 31.
20. Мирошниченко С.С. Исследование личностных характеристик у детей младшего возраста, предрасполагающих к определенной степени выраженности страхов / С.С. Мирошниченко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта - 2014. - №5 (111). - С. 107 - 111.
21. Мокрицкая М.В. Перспективный план работы педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса дошкольников / М.В. Мокрицкая, Г.В. Тугулева // Международный журнал экспериментального образования - 2014. - №6-1. - С. 48 - 51.
22. Немов Р.С. Общие основы психологии [Текст] / Р.С. Немов. - М., 2003. - 680 с.
23. Никонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция тревожности у старших дошкольников / С.В. Никонова // Концепт - 2015. - S1. - С.1 - 6.
24. Нурмухаметова И.Ф. Понимание агрессивности и возрастная динамика её проявлений [Текст] / И.Ф. Нурмухаметова, С.И. Гялаутдинова // Вестник Башкирского университета - 2010. - №4. - С. 1326 - 1329.
25. Обухова Л.Ф. Детская психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М., 1998. - 231 с.
26. Павлова Т.В. Особенности межличностных отношений со сверстниками дошкольников с разным социометрическим статусом [Текст] / Т.В. Павлова, Д.С. Рубцова // Наука и современность - 2015. - №38. - С. 118 - 122.
27. Петрайтене М.В. Возможности применения проективной диагностики в психологическом сопровождении развития личности дошкольников / М.В. Петрайтене // Известия Алтайского государственного университета - 2014. - №2 (82). - С. 53 - 57.
28. Пирожкова Н.В. Взаимосвязь самооценки младших школьников и дошкольников с их социометрическим статусом [Текст] / Н.В. Пирожкова // Концепт - 2015. - №S1. - С. 1 - 9.
29. Попова Т.А. Взаимосвязь детско-родительских отношений и тревожности дошкольника / Т.А. Попова, С. Сулейманова // Фундаментальные исследования - 2012. - №11-5. - С.1145 - 1148.
30. Проценко М.В. Социальный статус личности [Текст] / М.В. Проценко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук - 2015. - №7-4. - С. 1 - 6.
31. Пшихопова З.А. Исследование причин агрессивного поведения младших школьников и дошкольников и их коррекция [Текст] / З.А. Пшихопова, Ф.Б. Балкизова // Достижения вузовской науки - 2015. - №18. - С. 50 - 54.
32. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии [Текст] / С.Я. Рубинштейн. - М.,1970. - 448 с.
33. Самохвалова А.Г. Типы затрудненного общения детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.Г. Самохвалова // Вестник Башкирского университета - 2013. - №1. - С. 226 - 231.
34. Сизова И.В. Взаимосвязь самооценки и тревожности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.В. Сизова // Специальное образование - 2015. - № 11. - С. 236 - 239.
35. Смирнова В.О. Особенности проявления тревожности и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в связи с детско-родительскими отношениями [Текст] / В.О. Смирнова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия №1. Психологические и педагогические науки - 2014. - №1. - С. 176 - 183.
36. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум [Текст] / Л.Д. Столяренко; под. ред. Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2005. - 704 с.
37. Ткачук Е.А. Некоторые показатели интеллектуального развития и тревожности детей дошкольного возраста в условиях информатизации [Текст] / Е.А. Ткачук // Фундаментальные исследования - 2013. - №9 -5. - С. 925 - 929.
38. Токарева В.О. Особенности проявления тревожности и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в зависимости от детско-родительских отношений [Текст] / В.О. Смирнова // Фундаментальные исследования - 2013. - №8-4. - С. 970 - 973.
39. Тютюева И.А. Проблема агрессии у дошкольников с разным уровнем развития творческого воображения / И.А. Тютюева, М. В. Тетерина // Концепт - 2015. - №S12. - С. 1 - 9.
40. Чернявская В.С. Тревожность дошкольников и стили родительского воспитания / В.С. Чернявская, И.И. Обидион // Мир науки, культуры, образования - 2015. - №3 (52). - С. 272 - 274.