Введение
Глава 1. Теоретические аспекты влияния дополнительных занятий физическими упражнениями на показатели усвоения предмета «Физическая культура»
1.1. Внеклассная работа в общеобразовательной школе
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
1.3. Программа предмета «Физическая культура» для учащихся третьего класса
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1. Организация исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Программа дополнительных занятий физическими упражнениями «Шаг вперед»
Глава 3. Анализ и обсуждение результатов
3.1. Анализ результатов констатирующего эксперимента
3.2 Описание результатов формирующего эксперимента
Заключение
Библиографический список
Актуальность темы. В настоящее время наблюдается снижение числа занимающихся детей в дополнительном образовании по физкультурно-спортивным направлениям. Современное поколение отдает свой интерес робототехнике, информационным и компьютерным технологиям. В образовательных учреждениях идет перегруз детей разнообразной информацией, большим количеством тестов, экзаменов и т.п., у ребят на посещение дополнительных занятий времени не хватает.
Воспитание подрастающего поколения бодрым, здоровым, жизнерадостным - одна из важных задач современного общества. Здоровье детей во многом зависит от постановки физической культуры в семье и в школе. Физическое воспитание, является той единственной формой социального воздействия на биологическое развитие, которое повышает функциональные и адаптационные возможности организма и оказывает общеоздоровительное влияние.
В последние годы все чаще наблюдаются нарушения темпов физического развития учащихся, а также отмечен рост функциональных отклонений и хронических заболеваний. Около 50% населения страны - учащаяся молодежь, то значимость этого этапа жизни в формировании здоровья нации весьма существенна. Одной из форм укрепления здоровья является внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.
ФГОС НОО определил основную педагогическую цель - воспитание высоконравственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России. Важная роль в реализации данной цели отводится системе внеклассной деятельности. Ее основным преимуществом является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие [46].
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений.
Объект: физическое воспитание школьников 9-10 лет.
Предмет: дополнительные занятия физическими упражнениями.
Цель исследования: выявить влияние дополнительных занятий физическими упражнениями на показатели усвоения предмета «Физическая культура».
Гипотеза: мы предполагаем, что педагогическая деятельность со школьниками будет способствовать усвоению предмета «Физическая культура» на более высоком уровне, если использовать принципы парциальности и рефлексии.
Для решения поставленной цели, решались следующие задачи:
1. Изучить педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Дать психолого-педагогическую характеристику младших школьников;
3. Выявить эффективность экспериментальной программы, направленной на усвоение предмета «Физическая культура»;
В соответствии с целями и задачами в выпускной квалификационной работе использовались методы исследования:
1. анализ и обобщение психологической, педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме;
2. педагогический эксперимент;
3. тестирование;
4. методы математической статистики.
Теоретическая значимость работы определяется в обобщении теоретического материала по внеучебной работе с учащимися третьих классов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке экспериментальной программы дополнительных занятий физическими упражнениями. Результаты эксперимента могут использоваться педагогами и студентами по специальности «Физическая культура».
Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Многочисленные научные исследования показали, что при регулярном занятии физическими упражнениями и играми дети быстрее растут и развиваются. Физические упражнения и игры способствуют развитию всех основных физических качеств ребенка, укреплению его здоровья, формированию духовных и нравственных качеств.
Снижение двигательной активности приводит к разнообразным заболеваниям. Среди заболеваний опорно-двигательного аппарата одно из первых мест, как по частоте, так и по сложности патологических изменений занимают различные виды нарушения осанки. Большие нагрузки в общеобразовательных школах ведут к перегрузкам детского организма в силу увеличения продолжительности занятий и объема изучаемого материала. Осанка имеет неустойчивый характер в период усиленного роста тела ребенка, который приходится на младший школьный возраст. Это является одной из причин возникновения отклонений от нормальной осанки. Спустя год после начала учебы в школе число детей с плохой осанкой значительно увеличивается и в России наблюдается около 60 - 80% детей и подростков с нарушением осанки (Халемский Г.А.).
В заключение сделаем выводы:
1. Физическое развитие младших школьников не теряет своей остроты, в связи с этим необходимо разрабатывать и внедрять новые методы, способствующие их физическому развитию. И немаловажное значение при этом играют внеклассные занятия по физической культуре. В данной работе рассмотрен вопрос о значении внеклассных занятий в процессе физического развития детей младшего школьного возраста.
Объем двигательной деятельности должен соответствовать потребностям детского организма; это помогает сохранить работоспособность в течение всего учебного года.
2. Нами была разработана педагогическая программа «Шаг вперёд», в основу которой были взяты положения ГТО. Анализ нашей деятельности, дает возможность сделать вывод, что программа «Шаг вперед» будет эффективной, если соблюдать условия, принципы её реализации. Учитывать особенности и интересы школьников. А также стоит включить в программу работу с семьями и друзьями школьников.
3. Результаты первичной диагностики показали, что уровень физической подготовки экспериментальной группы ниже, чем у контрольной группы. Исходя из этого в программе «Шаг вперед» были задействованы ученики 3 «Б» класса.
После реализации комплекса мероприятий результаты изменились. У девочек 3 «А» класса - КГ показатели стали выше в среднем на 9%, у девочек 3 «Б» - ЭГ - на 15 %. Мальчики 3 «А» класса - КГ повысили физические показатели в среднем на 11 %, мальчики 3 «Б» - ЭГ - на 20%.
Работа, которую мы провели, оказалась действенной. Конечно, мы не можем быть уверенными в том, что изменения, которые заметны у школьников это наша заслуга. Проведенные мероприятия были оценены на «отлично», как школьниками, так и педагогами учреждения.
Таким образом, задачи научного поиска решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
Занятия физическими упражнениями, спортом, должны проходить через всю жизнь как средство профилактики и коррекции нарушений осанки, физического развития, как средство укрепления здоровья. Краткосрочные тренировки малоэффективны. Ведь, как говорил Ромен Роллан, нельзя победить раз и навсегда, побеждать надо ежедневно. И особенно важно учиться этому с детства.
1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г.
№ 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
2. Акрамова А.С. Методика организации внеклассной работы по математике в условиях малокомплектной начальной школы. Учебное пособие.- Алматы: КазНПУ им.Абая, Алматы, 2010 - С. 49
3. Артемьев В.П. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: учеб. пособие / В.П. Артемьев, В.В. Шутов. - Могилев: МГУ, 2004. - 283 с.
4. Байрамукова П.У., Уртенова А.У. Методика обучения
математике в начальных классах. Курс лекций. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - С. 51
5. Башмаков М.И., Горяев М.А. Учебно-методическое обеспечение внеурочной деятельности в направлении интеллектуального и общекультурного развития личности // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования : сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. 23-24 марта 2013 г. / под общ. ред. И.И. Соколовой, О.Б. Даутовой. - СПб. : ФГНУ ИПООВ РАО, 2013. - С. 122-128.
6. Бишаева А.А. Физическая культура. - М.: Академия, 2012. - 304 с.
7. Веденина М.Ю., Федотова В.А. Начальная школа. Математика. Внеклассная работа. Методическое пособие - М.: Дрофа, 2010 - С. 13.
8. Внеклассная работа по математике. 5-11 классы. А.В. Фарков - М.: Айрис- Пресс, 2009. - 288с.
9. Волков Л.В. Планирование физического воздействия в физическом воспитании учащихся разного возраста, пола и физического развития // Физическое воспитание учащихся/.- Киев, 2008.- С. 150-186.
10. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического
воспитания и спорта. - М.: Академия, 2004. - 224 с.
11. Головина, Л.Л. Третий урок физической культуры в
общеобразовательной школе / Л.Л. Головина, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 3. - С. 55¬58.
12. Горбунов Г.Д., Гогунов Е. Психология физической культуры и спорта. - М.: Академия, 2009. - 256 с.
13. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010.
— 223 с
14. Григорьев Д.В. Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности обучающихся начальной и основной школы / Д.В. Григорьев, П.Г. Степанов -Образовательные ресурсы. Выпуск 79,ф.7
15. Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка. Знать и уметь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 256 с.
16. Данчук Л.С. Особенности физического воспитания школьников 7-9 лет, проживающих в зоне повышенной радиоактивности: Автореф., диссерт. канд. пед. наук.- М., 1999.-23 с.
17. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании.
- М.: Академия, 2002. - 176 с
18. Дубровский В.И. Гигиена физического воспитания и спорта. - М.: Владос, 2003. - 512 с.
19. Евладова Е.Б. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС// Воспитание школьников, № 3-4, 2012. -
20. Железняк Ю.Д., Кулишенко И.В., Карякина Е.В. Методика обучения физической культуре. - М.: Академия, 2013. - 256 с
21. Жмулин А.В. Новые методологические подходы к формированию оптимального режима двигательной активности учащихся младших классов в процессе школьного физического воспитания /А.В. Жмулин // Преподаватель XXI век. - 2007. - № 4. - С. 32-35.
22. Забалуева Т.В. Закономерности формирования осанки средствами физической культуры / Т. В. Забалуева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. - № 4. - С. 51-54.
23. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека : учебн. для высш. учеб.
завед. физ. культ. / М. Ф. Иваницкий. - М.: Терра-спорт, Олимпия, 2014. -623 с.
24. Караулова Л.К., Красноперова Н.А., Расулов М.М. Физиология физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2012. - 304 с.
25. Клевенко В.М. Быстрота как развитие физических качеств. - М.: Проспект, 2008. - 290 с
26. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М., Горелова В. В. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Владос, 2008. - 272 с.
27. Котешева И.А. Нарушение осанки. Лечение и профилактика / И. А. Котешева. - М.: Эксмо, 2004. - 208 с
28. Курпан Ю.И. Физическое воспитание учащихся 1-Х1 классов с направленным развитием двигательных способностей //Физическая культура в школе, 1995. № 1. -С.43-48
29. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний : учеб. пособие по физ. культуре для старших классов общеобразоват. шк. / В.П. Лукьяненко. - М. : Совет. спорт, 2007. - 227 с
30. Лях В.И. Физическая культура. 1-4 классы - М.: Просвещение,
31. Макеева В.С. Физическая Культура В Формировании Жизненной Стратегии Личности Студентов. - М.: , 2010. - 10 с.
32. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник / Л. П. Матвеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт: СпортАкадемПресс, 2008. - 543 с.
33. Мельниченко Е.В. Возрастная физиология. Хрестоматия для теоретического изучения курса «Возрастная физиология». Часть 1. ТНУ им. Вернадского. - Симферополь, 2004. - С. 18.
34. Методика физического воспитания школьников //Д.А. Аросьев, Л.В. Бавина, Г.А. Баранчукова и др.: Под ред. Г.Б. Мейксона, Л.Е. Любомирского. - М.: Просвещение, 2009. -143 с.
35. Основы физиологии человека: учебник / Б.И. Ткаченко. - СПб. : Сова, 2004. - 549 с.
36. Пашкова А.М. Массовые формы внеклассной работы с младшими школьниками / А.М. Пашкова // Нач. шк. - 2009. - № 7. - С. 88.
37. Перова Г.М. Физическое воспитание старшеклассников подготовительной медицинской группы / Г.М. Перова // Физ. культура в шк. - 2009. - № 1. - C. 30-31.
38. Петровская Т.В. Особенности физического развития и физической подготовленности мальчиков младшего школьного возраста // Вопросы дифференцированного физического воспитания детей и подростков. - Киев: КГИФК, 2011. - С. 28-36 с.
39. Решетников Н. В., Кислицын Ю. Л., Палтиевич Р. Л., Погадаев Г. И. Физическая культура. - М.: Академия, 2012. - 176 с.
40. Сапин М. Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма ) : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип/ М. Р. Сапин, В. И. Сивоглазов. - М.: Академия, 2009. - 448 с.
41. Система оценки физической подготовленности и методики дифференцированного физического воспитания детей младшего школьного возраста: Промежут. отчет, рук-ль Круцевич Т.Ю.- Киев: КГИФК, 2014. - 33 с
42. Смирнова Е.И., Трещева О.Л., Пестун В.Л. Динамика развития физических качеств школьников 10-12 лет в течение учебного года // Тезисы науч.- практ. конф. «Проблемы совершенствования школьной физической культуры». - Омск: ОГИФК, 2014. - С.84-86.
43. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Академия, 2008. - 368 с.
44. Сулейманов И.И. Физкультурное образование учащихся: современные подходы и их соотношение //Тезисы науч.- практ. конф. «Проблемы совершенствования школьной физической культуры». - Омск: ОГИФК, 2004. - С. 6-10.
45. Тульчинская В. Д. Здоровый ребенок. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 352 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2010.
47. Физическая культура. 5—11 классы. Базовый и профильный уровни/ Под ред. А. П. Матвеева - М.: Просвещение, 2008. - 142 с.
48. Физическое воспитание учащихся 1-Х1 классов с направленным развитием двигательных способностей. 1-1У классы // Физическая культура в школе, 2004, № 1. - С. 43-48.
49. Хрущев С.В. Физическая культура детей с заболеваниями органов дыхания : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / С. В. Хрущев, О. И. Симонова. - М.: Академия, 2006. - 304 с.
50. Шуба М.Ю. Учим творчески мыслить на уроках математики : пособие для учителей общеобразовательных учреждений (ФГОС) - М.: Просвещение, 2012. - С. 43.