ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ
ИГРЫ 7
1.1. Сущность и содержание коммуникативных умений детей
старшего дошкольного
возраста 7
1.2. Сущность и структура сюжетно-ролевой
игры 16
1.3. Методы и приемы развития коммуникативных умений детей
старшего дошкольного возраста 26
Выводы по первой главе 36
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 40
2.1. Организация и методы исследования на констатирующем
этапе 40
2.2. Работа по развитию коммуникативных умений детей старшего
дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры 54
2.3. Анализ и интерпретация результатов 67
Выводы по второй главе 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Каждый день в течение всей своей жизни мы вступаем во взаимодействие с огромным количеством людей. Коммуникация сопровождает процесс жизнедеятельности человека на всех его этапах, является необходимым компонентом социальной и духовной жизни, качеством, которое выделяет нас из всего разнообразия живых организмов на планете.
В современных условиях развития нашего общества возрастает роль активности человека, его умения организовать свою деятельность. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития коммуникативных способностей, так как наличие их высокого уровня, создает основание для достижения успеха во всех видах деятельности личности: учебной, профессиональной, творческой и других. Общение, коммуникация, представляют собой один из наиболее важных компонентов социальной активности личности, центральный фактор формирования личности. От эффективности коммуникативного взаимодействия зависит не только речевое развитие ребенка, формирование у него устойчивого познавательного интереса в различных областях, но и становление разнообразных качеств и характеристик, во многом определяющих его дальнейшую жизнь, оказывающих влияние на становление его характера, определяющих круг интересов.
Коммуникация между людьми между людьми осуществляется при помощи языка, понимаемого в данном случае в широком смысле - как особой знаковой системы, существование которой обеспечивает возможность коммуникации между ее носителями. В частности, речь может идти как об устной, так и о письменной речи, о языке жестов, языке тела, мимике и так
далее.
Способность взаимодействовать и уживаться с другими людьми; готовность замечать проблемы и искать пути их решения и другие качества, обусловливающие успешность существования личности в социальном пространстве современности - все это имеет в качестве своего основания коммуникативные умения.
Сегодня перед сферой дошкольного образования стоит важнейшая задача - восстановление и развитие национальной культуры, обеспечение связи между поколениями, формирование у дошкольников чувства национальной идентичности. Решение этой задачи невозможно без приобщения дошкольников к сфере общественной жизни, важнейшим компонентом которой становится развитие коммуникативных умений и навыков, играющее огромную роль в процессе формирования личности, её адаптации к социальной среде, приспособленности к современной действительности, находящейся в постоянном изменении. Уже в дошкольном возрасте дети вступают во взаимодействие с огромным количеством людей: ровесниками, детьми более младшего и более старшего возраста, взрослыми; родными и близкими, а также с незнакомыми людьми в общественных местах. Именно поэтому формирование у детей коммуникативных умений является столь важной задачей дошкольного образования.
Анализируя литературу, посвященную проблеме развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры, мы должны сказать о том, что данная проблематика довольно широко представлена в отечественной научной литературе.
В частности, в источниках раскрыты такие вопросы, как: сущность и содержание понятия «коммуникативные умения» (И.А. Иляева[11], В.И.
Сафьянов [29]), различные аспекты их развития (А.Г. Арушанова [1], Е.И. Брянская [5], Г.Р. Королева [13], Н.И. Формановская [33]).
Кроме того, в литературе подробно изучены особенности личностного развития в период дошкольного детства (Б.Г. Ананьев [1], Л.С. Выготский [7, 8], А.Н. Леонтьев [15, 16]), сущность сюжетно-ролевой игры (С.А. Шмаков [34], Д.Б. Эльконин [35]).
Наконец, исследователи уделили значительное внимание возможности использования сюжетно-ролевой игры в дошкольном образовании и воспитании ребенка (М.И. Лисина [17], С.В. Петерина [21]) в целом, а также в процессе повышения уровня коммуникативных умений дошкольника (О.Л. Куликова [14], Л.Р. Мунирова [19]).
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально изучить процесс развития коммуникативных умений дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования - процесс развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - сюжетно-ролевые игры как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: включение в образовательно-воспитательный процесс, осуществляемый в рамках дошкольного образовательного учреждения, сюжетно-ролевых игр позволяет повысить эффективность процесса развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметов исследования сформированы следующие задачи исследования:
1. изучить сущность и содержание коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста;
2. проанализировать сущность и структуру сюжетно-ролевой игры;
3. рассмотреть методы и приемы развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста;
4. провести опытно-экспериментальную работу работа по развитию
коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
посредством сюжетно-ролевой игры.
Методы исследования. Для решения поставленных задач нами была использована следующая совокупность методов исследования:
- теоретические (анализ и синтез по проблеме исследования);
- эмпирические (описание, измерение, три диагностические методики,
позволяющие выявить уровень развития основных компонентов коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста:
информационно-коммуникативного, интерактивного, перцептивного
компонентов);
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ Детский
сад №20 «Сказка» общеразвивающего вида Елабужского муниципального района республики Татарстан. В проведенной нами опытно
экспериментальной работе приняли участие воспитанники старшего дошкольного возраста указанного учреждения. Общее количество испытуемых составило 20 человек.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы, а также приложений.
Данная работа была посвящена изучению проблемы развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Данное исследование носит теоретико-практический характер и направлено на решение одной из важных проблем сферы современного российского дошкольного образования.
На основании проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы.
1. Коммуникативные умения представляют собой совокупность личностных качеств, необходимых каждому человеку для реализации потребности в общении. Основными подходами к исследованию сущности и содержания коммуникативных умений дошкольника являются трактовка общения и коммуникации в качестве синонимичных терминов, либо определение последней как степени овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с собеседниками.
2. Мы обнаружили, что к концу старшего дошкольного возраста ребенок должен овладеть навыком конструктивного ведения диалога, навыком адекватной ориентировки в коммуникативном пространстве, а также навыком моделирования акта межличностного взаимодействия. Программные требования к содержанию работы по развитию коммуникативных умений старших дошкольников, а также к основным методам и приемам этой работы отражены в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования в Российской Федерации, а также программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
3. Исследование сущности сюжетно-ролевой игры показало, что она характеризуется такими чертами, как эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество и представляет собой такую деятельность детей дошкольного возраста, в ходе которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят их деятельность и отношения, существующие между ними. В структуре сюжетно-ролевой игры выделяют субъект, роль, сюжет, правила, а также мыслимую, или мнимую, ситуацию. Сюжетно-ролевая игра является одним из наиболее эффективных средств развития коммуникативных умений дошкольников.
4. Проведенная нами опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры позволила подтвердить теоретические положения данного исследования. В результате проделанной работы дети научились получать информацию в коммуникации, стали четче и разнообразнее подбирать необходимые для этого вопросы, значительно лучше определять эмоциональное состояние партнера, научились выражать собственные чувства, как вербальным, так и невербальным способом.
Таким образом, мы можем констатировать, что задачи данного исследования выполнены, а его цель - достигнута. Гипотеза опытноэкспериментальной работы была нами подтверждена.
С точки зрения перспектив дальнейшего исследования, данная работа может быть расширена и дополнена новыми эмпирическими данными, полученными путем применения дополнительных методик исследования. В дальнейшем может быть произведено изучение эффективности использования других педагогических технологий развития коммуникативных умений старших дошкольников, а полученные результаты могут быть сравнены с результатами данного исследования.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб: Питер, 2012. - 288 с.
2. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 80 с.
3. Батищев Г.С.Особенности культуры глубинного общения // Диалектика общения: гносеологические и мировоззренческие проблемы. - М.: Наука, 1988. - 176 с.
4. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1997. - 240с.
5. Брянская Е.И. Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 90 - 93.
6. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-синтез, 2009. - 208 с.
7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - №6. - 1966. - С. 62 - 68.
8. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Глобус, 2005. - 380 с.
9. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, 2007. - 800 с.
10. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений. - М.: Книголюб, 2006. - 64 с.
11. Ильяева И. А. Культура общения: Опыт философско
методологического анализа. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1989. - 169 с.
12. Клюева Н. В. Учим детей общению: пособие для работников ДОУ / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 1997.
- 237 с.
13. Королева Г.Р. Учим общаться // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2010. - № 2. - С. 52 - 56.
14. Куликова О.Л. Модель формирования коммуникативных умений дошкольников в музыкально-игровой деятельности // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - №4. - Том 2 (Психолого-педагогические науки). - С. 99 - 105.
15. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000.
- 604 с.
16. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. - 1996. - №3. - С. 19 - 31.
17. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
18. Маркина М.Г. Формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе. - дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - Одесса, 1991. - 179 с.
19. Мунирова Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры. - автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М., 1993. - 22 с.
20. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2010. - 304 с.
21. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1986. - 96 с.
22. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общей редакцией А.А. Бодалева. - М.: Когито-Центр, 2011. - 466 с.
23. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 1974. - 288 с.
24. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада - М.: Педагогика, 1988. - 230с.
25. Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. - М.: Педагогика. 1989. - Т.2. - 456 с.
26. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками // Психология дошкольника: хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. - Москва: Академия, 2002. - С. 5 - 20.
27. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская Газета. - № 6241. - 25.11.2013. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 16.10. 2015).
28. Проняева С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. - автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1999. - 22 с.
29. Сафьянов В.И. Культура общения. - М.: Знание, 1992. - 64 с.
30. Сборник сюжетно-ролевых игр для развития речи у детей
дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. - URL: http://kopilkaurokov.rU/doshkolnoeObrazovanie/prochee/215769 (дата
обращения: 11.11.2015).
31. Сборник сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование регулятивных действий у старших дошкольников. - Красноярск: Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького, 2013. - 31 с.
32. Сомкова О.Н. Программа «Успех». Образовательная область «Коммуникация» // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 9. - С. 22 - 33.
33. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М.: Высшая школа, 1989. - 159 с.
34. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа, 2004. - 240 с.
35. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1976. - 304 с.