Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ АЛГОРИТМИЗАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РОБОТОТЕХНИКИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

Работа №57663

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2016
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
435
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ВНЕДРЕНИЕ РОБОТОТЕХНИКУ
В ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ РОБОТОТЕХНИКИ 7
1.1. История развития робототехники 7
1.2. Анализ образовательных нормативных документов основного общего
образования 11
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
ПО НАЧАЛАМ АЛГОРИТМИЗАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОСНОВ РОБОТОТЕХНИКИ 22
2.1. Описание набора для конструирования Lego Mindstorms EV3 22
2.2. Обзор программного обеспечения EV3 Home Edition конструктора Lego
Mindstorms EV3 30
2.3. Разработка учебно-методического комплекса по началам
алгоритмизации с использованием основ робототехники 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Внедрение и обновление информационных технологий в современной школе существенно влияет на развитие обучающихся. На восприятие школьником окружающего мира, оказывают большое влияние и получение ими большого объема новой информации, и применение на практике компьютерных технологий, и распространение различных технических средств. Вследствие этого в современном учебном заведении изменяется и характер обучения, так применение цифровых средств обучения в образовательном процессе стало насущной потребностью современной школы.
Умение использовать информационные и компьютерные технологии, а также различные технические средства при работе с информацией обучающиеся получают на уроках информатики. Содержание учебной дисциплины «Информатика» регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования и примерными программами по предмету «Информатика». В программе Босовой Л.Л. для 5-9 классов выделяются разделы «Алгоритмика» и «Алгоритмы и начала программирования», изучение которых способствует формированию алгоритмических способностей и других качеств мышления, познанию межпредметных связей, а также успешному овладению основами программирования.
Подход к преподаванию алгоритмизации как неотъемлемой части программирования, требует от учителя информатики особого внимания. В программе по учебному предмету «Информатика» для 5-9 классов Босовой Л.Л. в качестве практики для изучения раздела «Алгоритмика» в 6 классе предлагается использование программы Microsoft PowerPoint для изучения алгоритмических конструкций, а в качестве учебной среды используется исполнитель Чертежник. Данный подход имеет существенные недостатки, в частности, программа для создания и просмотра презентаций Microsoft Power Point активно используется современным школьником еще с начальной школы, а формальный исполнитель Чертежник предполагает использование искусственной компьютерной среды. Кроме того, функционал исполнителя очень ограничен, в сравнении с необходимыми в реальной жизни.
Вследствие этого снижается интерес к алгоритмизации и информатике в целом. Эта проблема может быть решена за счет обновления современных сред разработки и исполнителей, например, используя реальный робот. Введение элементов робототехники при изучении алгоритмизации позволит заинтересовать обучающихся и сделать процесс обучения алгоритмизации направленным на практические знаний, умения, навыки.
Образовательная робототехника - новое направление для отечественного образования. В настоящее время образовательная робототехника интенсивно развивается в нашей стране и осваивается обучающимися на занятиях кружков, элективных курсов в школе и в специализированных центрах дополнительного образования. Можно отметить также, что сейчас происходит быстрое обновление робототехнических конструкторов, а также образовательных программ по робототехнике.
Противоречие: несоответствие между требуемыми современному обществу знаниями, практическими навыками алгоритмизации и соответствующим по качеству, полноте и практической направленности содержанием школьного курса информатики.
Гипотеза: С целью увеличения мотивации предпринята попытка описать возможности использования основ робототехники при обучении алгоритмизации в 6 классе.
Объект исследования: процесс обучения робототехнике в школьном курсе информатики.
Предмет исследования: методика изучения алгоритмизации с использованием основ робототехники в 6 классе.
Цель исследования: разработка учебно-методического комплекса для учителей информатики по изучению алгоритмизации с использованием основ робототехники в школьном курсе информатики 6 класса.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) анализ учебной, методической и научной литературы по теме исследования;
2) обзор исторических сведений о развитии образовательной робототехники;
3) анализ нормативных документов, регламентирующих внедрение робототехники в образование и программ развития робототехники;
4) систематизация теоретических сведений, о возможностях робототехнического комплекта Lego Mindstorms EV3, а также программного обеспечения Home Edition EV3;
5) разработка учебно-методического обеспечения курса «Изучение алгоритмизации с использованием основ робототехники на платформе EV3 в школьном курсе информатики 6 класса»;
Методы исследования: теоретический анализ и систематизация учебной, методической и научной литературы; анализ нормативных документов, регламентирующих внедрение робототехники в образование; аналогия при составлении тем и заданий курса робототехники с действующим школьным курсом информатики, опытно-экспериментальная работа по апробации курса.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и двух приложений.
В первой главе рассмотрены исторические аспекты развития робототехники и образовательные программы по робототехнике; проанализированы нормативные документы, регламентирующие предмет «Информатика» в образовании, а также целесообразность внедрения робототехники в образовательный процесс.
Во второй главе представлен обзор робототехнического комплекта (деталей для сборки робота Lego Mindstorms EV3 и программного обеспечения EV3 Home Edition), разработано тематическое планирование и учебно-методического обеспечение курса «Изучение алгоритмизации с использованием основ робототехники на платформе EV3 в школьном курсе информатики 6 класса».
В заключении представлены результаты и выводы исследования.
Библиографический список использованной литературы содержит 37 наименований.
В Приложении 1 представлены необходимые материалы для проведения уроков, в том числе дополнительные и тестовые задания, а также требования к итоговому проекту обучающихся для контроля освоения темы, Приложение 2 - CD c проектами алгоритмов и видео материалы, демонстрирующие работу алгоритма.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме повышения интереса учащихся основной школы к изучению алгоритмизации и информатики в целом с использованием образовательной робототехники. В ходе выполненного методического исследования получены следующие результаты:
1) описана научно-методическая литература по теме исследования;
2) приведен обзор сведений о развитии образовательной робототехники;
3) описаны нормативные документы, регламентирующие обучение информатике и робототехнике в средней школе и требования к подготовке обучающихся по информатике (ФГОС основной школы, учебные планы, программы, учебники);
4) систематизированы теоретические сведения, рассмотрены возможности робототехнического комплекта Lego Mindstorms EV3 и программного обеспечения Home Edition EV3;
5) разработан учебно-методический комплекс для изучения курса «Изучение алгоритмизации с использованием робототехники на платформе EV3 в школьном курсе информатики», включающий рабочую программу дисциплины; методическое пособие для учителя, в котором представлены контрольно-измерительные материалы по темам;
Предполагается, что полученные результаты поспособствуют:
- повышению мотивации обучающихся к изучению не только алгоритмизации, но и информатики в целом, а также смежных дисциплин - физики, математики;
- повышению интереса к научно-техническому творчеству;
- привлечению внимания к сфере высоких технологий и профессиональной ориентации школьников.
Материалы выпускной квалификационной работы практическую ценность для возможного использования преподавателями информатики общеобразовательных учреждений.



1. Алексеев А.П. Робототехника / А.П. Алексеев. - М. : Просвещение, 1993. - 287 с.
2. Бабич А.В. Промышленная робототехника / А.В. Бабич, А.Г. Баранов, И.В. Калабин; под ред. Я.А. Шифрина. - М. : Машиностроение, 1982. - 415 с.
3. Бобцов А.А. Применение мехатронных комплексов в обучении автоматизации и робототехнике / А.А. Бобцов, А.С. Боргуль, К.А. Зименко, А.А. Маргун // Дистанционное и виртуальное обучение. - СПб. : Университет ИТМО, 2013. - № 2 (68). - 119 с.
4. Босова Л.Л. Информатика: метод. пособие для 5-6 классов /
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М. : БИНОМ; Лаборатория знаний, 2014. - 384 с.
5. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 классов /
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М. : БИНОМ; Лаборатория знаний, 2013. - 194 с.
6. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М. : БИНОМ; Лаборатория знаний, 2013. - 215 с.
7. Босова Л.Л. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 класс. 7-9 класс / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М. : БИНОМ; Лаборатория знаний, 2013. - 89 с.
8. Брагин В.Б. Системы очувствления и адаптивные промышленные роботы / В.Б. Брагин, Ю.Г. Войлов, Ю.Д. Жаботинский. - М. : Машиностроение, 1985. - 256 с.
9. Брызгалов Ю. Краудфандинг робо-проекты в апреле 2015 /
Ю. Брызгалов // Robome [Электронный ресурс]. - URL: http://robome.ru /kraudfanding_robo-proekty_v_aprele_2015/ (Дата посещения: 28 апреля 2016 г.)
10. Вязовов С.М. Соревновательная робототехника: приемы
программирования в среде EV3: учебное пособие / С.М. Вязовов, О.Ю. Калягина, К.А. Слезин. - М. : Перо, 2013. - 132 с.
11. Газейкина А.И. Формирование когнитивных универсальных учебных действий при обучении робототехнике учащихся основной школы / А.И. Газейкина, С.Г. Пронин // Педагогическое образование в России. - Екатеринбург :УрГПУ, 2015. - № 7. - 42 с.
12. Гололюбов В. С чего начинаются роботы. О проекте Arduino для школьников / В. Гололюбов. - М. : Москва, 2011. - 189 с.
13. Драч А.Н. Специфика обучения программирования в ССУЗЕ и ВУЗЕ / А.Н. Драч // мат. Междунар. науч.-метод. конф. «Информатизация образования» - 2008 (Славянск-на-Кубани, 27-30 мая 2008 г.). - Славянск-на- Кубани: Изд-во Славянского-на-Кубани гос. пед. ин-та, 2008. - С. 36. - [Электронный ресурс]. - URL:http: //window. edu.ru/catalog/pdf2txt/402/67402/40522?p page=36(Дата посещения 2 мая 2016 г.)
14. Ершов М.Г. Робототехника как объект изучения в курсе физики средней школы / М.Г. Ершов // Педагогическое образование в России. - Екатеринбург :УрГПУ, 2015. - №3. - 124 с.
15. Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - М. : - Введ. 29 декабря 2012 г. - URL:http: //zakonobobrazovanii .ru/(Дата посещения 28 апреля 2016 г.)
16. Зуев П.В. Проблемы преемственности в изучении робототехники в школе и вузе / П.В.Зуев, Е.С.Кощеева // Педагогическое образование в России. - Екатеринбург :УрГПУ, 2014. - №8. - 54 с.
17. История робототехники: 1950-е годы [Электронный ресурс]. -
URL:http://www.myrobot.ru/articles/hist 1950.php(Дата посещения 28 апреля 2016 г.)
18. Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов [Электронный ресурс]. - М. - Введ. 3 апреля 2012 г. - URL:http://www.kremlin.ru/events/president/news/14907(Дата посещения 28 апреля 2016 г.)
19. Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику / Д.Г. Копосов. - М. : БИНОМ; Лаборатория знаний, 2012. - 189 с.
20. Корендясев А.И. Теоретические основы робототехники : в 2 книгах / А.И. Корендясев. - М. : Наука, 2006. - Кн. 1 - 320 с.
21. Литвин А.В. Педагогические и дидактические возможности образовательной робототехники / А.В. Литвин // Инновации в образовании. - М. : Изд-во СГУ, 2012. - № 5. - 148 с.
22. Мякушко А.А. Основы образовательной робототехники: уч.-метод. пособие для слушателей курса / И.О. Колотова, А.А. Мякушко, Н.М. Сичинская, Ю.В. Смирнова.- М.: Перо, 2014. - 80 с.
23. О Национальной стратегии действий в интересах детей. [Электронный ресурс]. - М. - Введ. 1июня 2012 г. - URL: http://base.garant.ru/70183566/(Дата посещения: 29 апреля 2016 г.)
24. Овсяницкая Л.Ю. Курс программирования робота Lego Mindstorms EV3: основные подходы, практические примеры, секреты мастерства/ Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий. - Челябинск : И.В. Мякотин, 2014. - 204 с.
25. Предко М. 123 эксперимента по робототехнике / М. Предко. - М. : НТ Пресс, 2007. - 544 с.
26. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования [Электронный ресурс]. - М. - Введ. 8 апреля 2015 г. - URL: http://fgosreestr.ru/(Дата посещения: 29 апреля 2016 г.)
27. Роботы. История создания. Часть 1 [Электронный ресурс]. - URL: http://androbpts.ru/istorixa robptotehniki/istoriya sozdanixa/robptov 1.php (Дата посещения: 28 апреля 2016 г.)
28. Робототехника в России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.russianrobotics.ru/(Дата посещения: 28 апреля 2016 г.)
29. Спыну Г.А. Промышленные роботы. Конструирование и применение / Г.А. Спыну. - Киев :Вища школа, 1991. - 311 с.
30. Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 [Электронный ресурс]. - М. - Введ. 8 декабря 2011 г. - URL: http://docs.cntd.ru/document/902317973(Дата посещения: 28 апреля 2016 г.)
31. Техническое творчество [Электронный ресурс]. - URL: http://fcttu.stankin.ru/index.php?option=com content&view=article&id=57&Itemid=27(Дата посещения: 28 апреля 2016 г.).
32. Федорова Н.Д. Подготовка учителей начальной школы к использованию конструкторов LegoWEDO / Н.Д. Федорова [Электронный ресурс]. - URL:http://robot.edu54.ru/publications/227(Дата посещения: 28 апреля 2016 г.).
33. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Электронный ресурс]. - М. - Введ. 17 декабря 2010 г. - URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/543(Дата посещения: 28 апреля 2016 г.)
34. Фу К. Робототехника / К.Фу, Ф. Гансалес, К. Лик ; пер. с англ. А.А. Сармин, А.В. Градецкий, М.Ю. Рачков. - М. : Мир, 1989. - 272 с.
35. Юркевич.В.И. Основы робототехники. / В.И. Юркевич.- СПб : БХВ- Петербург, 2005. - 2-е изд. - 240 с.
36. Юревич Е.И. Основы робототехники : учеб.пособие / Е.И. Юревич [Электронный ресурс]. - URL:http://elib.spbstu.ru/dl/325.pdf/view(Дата посещения: 28 апреля 2016 г.).
37. Яковлева З.В. Образовательная робототехника на уроках информатики и ИКТ. 5 класс : учеб.-метод. пособие слушателей курса / З.В. Яковлева. - М. : Перо, 2014. - 48 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ