Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика обучения алгоритмизации на базе Lego mindstorm EV3

Работа №80416

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2020
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
172
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1 Основные понятия (робототехника, алгоритмизация, методика) 6
1.2 Анализ нормативной базы 14
1.3 Методические особенности алгоритмизации и робототехники 21
Вывод по 1 главе 31
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АЛГОРИТМИЗАЦИИ НА БАЗЕ LEGO MINDSTORM EV3 32
2.1 Разработка методики обучения алгоритмизации на базе Lego
mindstorm EV3 32
2.2 Разработка электронного ресурса для учащихся 48
2.3. Методические рекомендации 50
Выводы по 2 главе 61
Глава 3. Педагогический эксперимент и оценка эффективности внедрения методики 62
3.1 Организация и проведение педагогического эксперимента 62
3.2 Анализ результатов использования методики обучения
алгоритмизации на базе LEGO MINDSTORM EV3 63
Выводы по 3 главе 72
Заключение 73
Список использованных источников 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2


В связи с активным внедрением новых технологий в жизнь общества постоянно увеличивается потребность в высококвалифицированных специалистах: программистах, инженерах, конструкторах. Внимание государства сосредоточилось на повышении уровня знаний естественных наук у школьников и студентов.
Одним из факторов, способствующих развитию интереса обучающихся к специальностям технической сферы, является формирование осознанного профессионального выбора, их вовлечение в занятия научно-техническим творчеством. Что в свою очередь будет способствовать качеству образовательной подготовки по предметам естественно-научной направленности.
В настоящее время робототехника занимает существенное место в школьном и университетском образовании. Её использование в учебном процессе изменяет картину восприятия учащимися технических дисциплин, переводя их из разряда умозрительных в разряд прикладных.
Основываясь на всем вышесказанном нами, была сформулирована проблема исследования, которая заключается в том, что в рамках уроков информатики при изучении темы «алгоритмы и исполнители» применение старых методик в рамках нового ФГОС ООО (основного общего образования) не дает положительных результатов.
Тема исследования: методика обучения алгоритмизации на базе Лего Mindstorms EV3.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить методику обучения алгоритмизации на базе Лего Mindstorms EV3.
Объект исследования: процесс обучения информатике в школе.
Предмет исследования: обучение учеников алгоритмизации на базе Lego Mindstorms EV3.
Гипотеза исследования: обучение алгоритмизации будет эффективным если вместо стандартных методик преподавания раздела «Алгоритмизации» применить образовательную робототехнику.
Согласно поставленной цели, объекта, предмета, а также гипотезы исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1. Проанализировать основные понятия (робототехника, алгоритмизация, методика).
2. Провести анализ нормативной базы.
3. Выявить методические особенности обучения алгоритмизации и робототехники.
4. Разработать методику преподавания раздела «Алгоритмизация» на базе Лего Mindstorms EV3.
5. Разработать электронный ресурс и методические рекомендации.
6. Организовать и провести педагогический эксперимент.
На защиту выносятся: методика изучения алгоритмизации на базе Лего Mindstorms EV3 в курсе информатика вредней школы при изучении раздела «Алгоритмы и исполнители» в 8 классе (по УМК Л. Л. Босовой).
Практическая значимость исследования заключается в разработке методики обучения алгоритмизации на базе Lego Mindstorms EV3 и применении ее в рамках обычной урочной деятельность при работе с учениками 8го класс при изучении темы «Алгоритмы и исполнители».
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами были использованы следующие методы:
1. Теоретические - анализ педагогической и методической литературы, нормативно-правовых документов об образовании по проблеме исследования, теоретико-методологический анализ, обобщение, систематизация.
2. Эмпирические - наблюдение и анализ деятельности обучающихся,
беседа, анализ продуктов деятельности обучающихся, программирование, моделирование, статистические методы обработки данных опытно-экспериментальной работы.
Выбранная методология и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа в течение 2018 - 2019 гг.
На первом этапе (2018 г.) проводился анализ федеральных образовательных стандартов; разрабатывалась и теоретически обосновывалась методика обучения алгоритмизации на базе Lego Mindstorms EV3.
На втором этапе (2019 г.) разрабатывалась методика, электронный ресурс в поддержку дополнительного учебного курса «Алгоритмизация роботов», а также методические рекомендации для учителей. Осуществилось внедрение разработанной методики обучения алгоритмизации на базе Lego Mindstorms EV3 в МБОУ «Гимназия № 1 г. Челябинска».
На третьем этапе (2019 г.) осуществлялась экспериментальная
проверка правдоподобности гипотезы исследования методами математической статистики; формулировались выводы; оформлялось диссертационное исследование.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В исследовании раскрылся вопрос обучения алгоритмизации на базе Lego Mindstorms EV3.
В ходе исследования решая первую задачу, мы провели анализ основных понятий по проблеме обучения алгоритмизации на базе Lego Mindstorms EV3. Мы выяснили, что такое образовательная робототехника, алгоритмизация и методика.
Решая вторую задачу, мы провели анализ нормативной базы. При анализе ФГОС ООО нас интересовало, на каких результатах освоения образовательной программы акцент. Анализ рабочих программ разных авторов показал, что в рамках изучения информатики раздел «Алгоритмы и исполнители» очень важен, так как это основа для изучения программирования.
В рамках решения третьей задачи мы выявили методические особенности преподавания алгоритмизации в предмете информатика, а также проанализировали различные методические подходы к изучению алгоритмизации и образовательной робототехники. На основе анализа методических подходов было выявлено несколько принципов: практической ориентации, практический характер деятельности, принцип много вариативности и другие.
В процессе решения четвертой и пятой задачи нами была разработана методика обучения алгоритмизации на базе Lego Mindstorms EV3. Целью данной методики является углубление знаний в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители», развитие инженерного мышления, а также навыков алгоритмизации и программирования. В поддержку мелодики был разработан сайт, на котором учитель размещает весь необходимый теоретический материал, а также разработаны методические рекомендации для учителей.
Решая последнюю задачу, мы осуществили опытно-экспериментальную проверку результативности внедрения методики обучения алгоритмизации на базе Lego Mindstorms EV3. Эксперимент проводился в 2019 году. В начале эксперимента на констатирующем этапе эксперимента средний уровень знаний у контрольной и экспериментальной группы составил 67%. Для повышения уровня знаний была использована методика обучения алгоритмизации на базе Lego Mindstorms EV3. После чего был проведен контрольно-оценочный этап эксперимента, который показал, что средний уровень знаний экспериментальной группы увеличился на 25%, а в сравнении с контрольной группой на 13%.
Для проверки достоверности проведенного нами исследования были представлены результаты математической обработки динамики показателей уровня достижений освоения программы с помощью критерия Манна-Уитни. Полученное эмпирическое значение Ukp (0.05) равное 42 и Ukp (0.01) равное 31 Так как Ukp> U3Mn — отвергаем нулевую гипотезу, различия в уровнях выборок существенны.
Контрольный этап эксперимента показал, что после применения методики обучения алгоритмизации на базе Lego Mindstorms EV3, уровень знаний учащихся повысился, у обучающихся сформировались базовые навыки программирования, инженерное мышление и УУД.



1. Алексеев, А.П. Робототехника [Текст] : учеб. Пособие для 8 - 9 классов средней школы / А.П. Алексеев, А.Н. Богатырев, В.А Серенко ; под. общ. ред. А.П. Алексеева - Москва : Просвещение, 1993. - 287 с.
2. Бабич, А.В. Промышленная робототехника [Текст] / А.В. Бабич, А.Г. Баранов, И.В. Калабин и др. Под ред. Я.А. Шифрина. - М. : Машиностроение, 1982. - 415 с. с. : ил.
3. Босова, Л.Л. Информатика. 7-9 классы [Текст] : сборник задач и упражнений / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Н.А. Аквилянов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. - 224 с. : ил.
4. Босова, Л.Л. Информатика. 8 класс [Текст] : учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 6-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. - 176 с. : ил.
5. Воробьев, А.В. Исследовательские компетенции современного школьника / А.В. Воробьев - Текст : Электронный. - URL: http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=157(дата обращения: 29.11.2019).
6. Гин, А.А. Приемы педагогической техники [Текст] : Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность : Пособие для учителя. 13-е изд., - М. : Вита-Пресс, 2013. - 112 с.
7. Колдаев, В.Д. Основы алгоритмизации и программирования [Текст] : Учеб. пособие / В.Д. Колдаев ; под ред. проф. Л.Г. Гагариной. - М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019. - 414 с. - (Среднее профессиональное образование).
8. Копосов, Д.Г. Первый шаг в робототехнику [Текст] : рабочая тетрадь для 5 - 6 классов / Д.Г. Копосов. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 87 с. : ил.
9. Корендясев, А.И. Теоретические основы робототехники [Текст] : в 2 кн. / А.И. Корендясев, Б.Л.Саламандра, Л.И. Тывес ; отв. Ред. С.М. Каплунов ; Ин-т машиноведения им. А.А. Благонравова РАН. - М. : Наука, 2006. - ISBN 5-02-033952-0. Кн. 1. - 2006. - 383 с.
10. Литвин, А.В. Педагогические и дидактические возможности образовательной робототехники / А.В. Литвин // Инновации в образовании - 2012. - № 5. С. 106 - 116.
11. Математическая статистика [сайт]. - Казань - URL: http://medstatistic.ru/theory/mann.html(дата обращения: 29.11.2019). - Текст : электронный.
12. Мякушко, А.А. Основы образовательной робототехники [Текст] : уч.- метод. пособие для слушателей курса / И.О. Колотова, А.А. Мякушко, Н.М. Сичинская, Ю.В. Смирнова. - М. : Перо, 2014. - 80 с.
13. Овсяницкая Л.Ю. Курс программирования робота Lego Mindstorms EV3 [Текст] : основные подходы, практические примеры, секреты мастерства / Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий. 2-е изд., перераб. И доп - М. : Издательство «Перо», 2016. - 300 с.
14. Поляков, К.Ю. Информатика. 7 класс. Учебник [Текст] : в 2 ч. Ч. 1 / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремина. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. - 160 с. : ил.
15. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования : [Электронный ресурс]. - URL:http://fgosreestr.ru/(Дата посещения: 25 Октября 2019 г.)
16. Робототехника в России : [сайт]. - URL: http://www.russianrobotics.ru/(Дата посещения: 21 Октября 2019 г.)
17. Семакин, И.Г. Информатика. 9 класс [Текст] : учебник / Авторы: И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 208 c. : ил.
18. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; Под ред. В.А. Сластенина. - М. : Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
19. Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227 - URL: http://docs.cntd.ru/document/902317973(Дата посещения: 21 Октября 2019 г.)
20. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897
21. Юревич, Е.И. Основы робототехники [Текст]: учеб. пособие / Юревич Е.И., - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб : БХВ-Петербург, 2017. - 368 с.: 70x100 1/16. - (Учебная литература для вузов) ISBN 978-5-9775-3851-0 - Текст : электронный. - URL:http: //znanium.com/catalog/product/978555


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ