КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы применения кейс-технологии на уроке английского языка как средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся
1.1 Особенности формирования и развития коммуникативных
универсальных учебных действий учащихся 6
1.2 Методические аспекты применения кейс-технологии на уроке английского языка
1.2.1 Понятие и особенности кейс-технологии 12
1.2.2 Классификация кейсов 15
1.2.3 Особенности применения кейс-технологии на уроке
иностранного языка 19
1.3 Приемы кейс-технологии, способствующие эффективному развитию
коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 26
Выводы по Главе 1 37
Глава II. Методика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на уроке английского языка посредством кейс- технологии
2.1 Анализ учебно-методического комплекса «Rainbow English» О.В.
Афанасьева и др., 7 класс 39
2.2 Принципы разработки кейса для применения на уроке английского языка 42
2.3 Описание опытно-экспериментальной работы по применению кейс-
технологии на уроке английского 48
Выводы по Главе II 55
Заключение 56
Библиографический список 58
Приложения 61
Глава I. Теоретические основы применения кейс-технологии на уроке английского языка как средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся
1.1 Особенности формирования и развития коммуникативных
универсальных учебных действий учащихся 6
1.2 Методические аспекты применения кейс-технологии на уроке английского языка
1.2.1 Понятие и особенности кейс-технологии 12
1.2.2 Классификация кейсов 15
1.2.3 Особенности применения кейс-технологии на уроке
иностранного языка 19
1.3 Приемы кейс-технологии, способствующие эффективному развитию
коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 26
Выводы по Главе 1 37
Глава II. Методика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на уроке английского языка посредством кейс- технологии
2.1 Анализ учебно-методического комплекса «Rainbow English» О.В.
Афанасьева и др., 7 класс 39
2.2 Принципы разработки кейса для применения на уроке английского языка 42
2.3 Описание опытно-экспериментальной работы по применению кейс-
технологии на уроке английского 48
Выводы по Главе II 55
Заключение 56
Библиографический список 58
Приложения 61
Происходящие в обществе перемены требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, которые учитывают государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В качестве такой цели в настоящее время принимается формирование у обучающихся не только знаний, умении и навыков, но и готовности и способности успешно решать жизненные задачи, сотрудничать и работать в социуме, быстро переучиваться, саморазвиваться и самосовершенствоваться путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Достижение поставленных перед общеобразовательной школой целей, как обозначено в Федеральных государственных стандартах второго поколения, требует формирования у обучающихся универсальных учебных действий, способствующих созданию условий для всестороннего развития личности на базе готовности к непрерывному образованию, в частности коммуникативных универсальных учебных действий, которые представляют интерес для нашего исследования.
Коммуникативным универсальным учебным действиям отводится особая роль в учебном процессе, обуславливаемая их направленностью на обеспечение эффективности восприятия информации, ее передачи другим субъектам учебного процесса, взаимодействия учащихся друг с другом и с учителем.
Результаты анализа научной литературы позволяют сделать вывод о разработанности проблемы формирования и развития коммуникативных умений обучающихся. А.Л. Бодалев, A.A. Леонтьев и др. изучали коммуникативные умения как умения, необходимые для взаимодействия с людьми, управления их поведением. Т.Л. Ладыженская, М.О. Львов и др. разработали систему коммуникативных умений как основного компонента содержания образования. Г.М. Андреева, И.А. Зимняя, В.А. Лабунская, A.A.
Леонтьев и др. выявили и описали их основные вербальные и невербальные характеристики.
Эффективное развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроке требует использования интерактивных современных образовательных технологий, таких как «Обучение в сотрудничестве», «Проектное обучение», «Игровые технологии», а также «Кейс-технология», которая представляет интерес для нашего исследования, так как обладает большим потенциалом для развития коммуникативных универсальных учебных действий. Вместе с тем, методическое обеспечение кейс-технологии для ее использования на уроке иностранного языка, остается недостаточно разработанным. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью совершенствования процесса развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся при использовании современных образовательных технологий на уроке иностранного языка и неразработанностью методического обеспечения решения этой задачи с использованием кейс-технологии на уроке иностранного языка.
Данное противоречие обусловило цель нашего исследования: обосновать эффективность применения кейс-технологии на уроке иностранного языка для развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся, для чего требуется создать информационную методическую базу, которая в дальнейшем будет способствовать ее широкому применению среди учителей.
Предмет - кейс-технология как современная технология обучения и эффективное средство развития коммуникативных универсальных учебных действий.
Объект - процесс развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся посредством кейс-технологии.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий.
2. Рассмотреть методические аспекты применения кейс-технологии для использования ее на уроке английского языка в школе, в том числе приемы, способствующие развитию коммуникативных УУД обучающихся.
3. Применить кейс-технологию в школе и проверить ее эффективность на практике.
4. Создать информационную поддержку в виде брошюры и пространства в сети Internet с целью распространения кейс-технологии и скорейшего широкого/массового внедрения ее в образовательный процесс в школах.
Методы исследования - теоретическое обобщение, анализ литературы о развитии коммуникативных универсальных учебных действий, наблюдение, анкетирование.
Теоретическая значимость заключается в обобщении и систематизации материалов по теме исследования, выявлении эффективности использования кейс-технологии для развития коммуникативных универсальных учебных действий.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что была разработана информационная брошюра для учителя, создано пространство в сети Internet для публикации собственных разработок, что в дальнейшем может быть использовано учителями в образовательном процессе.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка и приложения. Во введении формулируется цель и задачи исследования. В первой главе описывается кейс-технология и ее взаимосвязь с процессом формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников. Во второй главе описывается опыт внедрения кейс-технологии в процесс обучения английскому языку в 7 классе. В заключении подводятся краткие выводы по работе. В конце работы приводится библиографический список, приложения.
Коммуникативным универсальным учебным действиям отводится особая роль в учебном процессе, обуславливаемая их направленностью на обеспечение эффективности восприятия информации, ее передачи другим субъектам учебного процесса, взаимодействия учащихся друг с другом и с учителем.
Результаты анализа научной литературы позволяют сделать вывод о разработанности проблемы формирования и развития коммуникативных умений обучающихся. А.Л. Бодалев, A.A. Леонтьев и др. изучали коммуникативные умения как умения, необходимые для взаимодействия с людьми, управления их поведением. Т.Л. Ладыженская, М.О. Львов и др. разработали систему коммуникативных умений как основного компонента содержания образования. Г.М. Андреева, И.А. Зимняя, В.А. Лабунская, A.A.
Леонтьев и др. выявили и описали их основные вербальные и невербальные характеристики.
Эффективное развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроке требует использования интерактивных современных образовательных технологий, таких как «Обучение в сотрудничестве», «Проектное обучение», «Игровые технологии», а также «Кейс-технология», которая представляет интерес для нашего исследования, так как обладает большим потенциалом для развития коммуникативных универсальных учебных действий. Вместе с тем, методическое обеспечение кейс-технологии для ее использования на уроке иностранного языка, остается недостаточно разработанным. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью совершенствования процесса развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся при использовании современных образовательных технологий на уроке иностранного языка и неразработанностью методического обеспечения решения этой задачи с использованием кейс-технологии на уроке иностранного языка.
Данное противоречие обусловило цель нашего исследования: обосновать эффективность применения кейс-технологии на уроке иностранного языка для развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся, для чего требуется создать информационную методическую базу, которая в дальнейшем будет способствовать ее широкому применению среди учителей.
Предмет - кейс-технология как современная технология обучения и эффективное средство развития коммуникативных универсальных учебных действий.
Объект - процесс развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся посредством кейс-технологии.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий.
2. Рассмотреть методические аспекты применения кейс-технологии для использования ее на уроке английского языка в школе, в том числе приемы, способствующие развитию коммуникативных УУД обучающихся.
3. Применить кейс-технологию в школе и проверить ее эффективность на практике.
4. Создать информационную поддержку в виде брошюры и пространства в сети Internet с целью распространения кейс-технологии и скорейшего широкого/массового внедрения ее в образовательный процесс в школах.
Методы исследования - теоретическое обобщение, анализ литературы о развитии коммуникативных универсальных учебных действий, наблюдение, анкетирование.
Теоретическая значимость заключается в обобщении и систематизации материалов по теме исследования, выявлении эффективности использования кейс-технологии для развития коммуникативных универсальных учебных действий.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что была разработана информационная брошюра для учителя, создано пространство в сети Internet для публикации собственных разработок, что в дальнейшем может быть использовано учителями в образовательном процессе.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка и приложения. Во введении формулируется цель и задачи исследования. В первой главе описывается кейс-технология и ее взаимосвязь с процессом формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников. Во второй главе описывается опыт внедрения кейс-технологии в процесс обучения английскому языку в 7 классе. В заключении подводятся краткие выводы по работе. В конце работы приводится библиографический список, приложения.
Цель данной работы заключалась в исследовании влияния кейс- технологии на развитие коммуникативных универсальных учебных действий учащихся. Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач. Раскрытие сущности коммуникативных универсальных учебных действий, а также особенностей их формирования и развития определило, что кейс-технология сочетает в себе все формы и виды организации совместной деятельности школьников, способствующих развитию коммуникативных универсальных учебных действий, а, значит, может быть эффективным средством для их развития. Изучив психо-возрастные особенности школьников, уровень развития когнитивных процессов, уровень сформированности коммуникативных умений и навыков, был сделан вывод о возможности использования кейс-технологии в процессе обучения в 7 классе.
В ходе характеристики кейс-технологии удалось выявить виды и типы кейсов, а также определить условия, необходимые для реализации кейс- технологии в процессе обучения иностранному языку. Не менее важным условием для успешной реализации кейс-технологии на уроках иностранного языка является последовательная организация учебной деятельности и тщательный отбор материалов для кейсов, требующие серьёзной подготовки со стороны учителя. В связи с этим в ходе исследования был проведен анализ учебно-методического комплекта «Rainbow English» для 7 класса, с целью определения наличия проблемных вопросов и условий для дальнейшей разработки кейса на их основе. В результате проведенного исследования был разработан кейс в соответствии с предметным содержанием данного УМК, с подробным описанием этапов работы на уроке иностранного языка в 7 классе.
Результаты применения кейса, как качественные, так и количественные, доказывают эффективность кейс-технологии для развития коммуникативных универсальных учебных действий.
Таким образом, можно сделать вывод, что анализ теории и практики преподавания иностранного языка в школе, опыт реализации групповой учебной деятельности учащихся в учебных речевых ситуациях, результаты проведенных диагностик, позволяют определить основные принципы использования кейс-технологии как средства развития коммуникативной активности учащихся на занятиях по английскому языку.
Все вышесказанное свидетельствует о достижении поставленной цели исследования. Материал данного исследования может быть использован учителями в процессе профессиональной деятельности при обучении иностранному языку учащихся 7 класса. Данное исследование не претендует на полноту охвата проблемы развития коммуникативных универсальных учебных действий учащихся и в дальнейшем планируется продолжение работы над поиском средств для их развития.
В ходе характеристики кейс-технологии удалось выявить виды и типы кейсов, а также определить условия, необходимые для реализации кейс- технологии в процессе обучения иностранному языку. Не менее важным условием для успешной реализации кейс-технологии на уроках иностранного языка является последовательная организация учебной деятельности и тщательный отбор материалов для кейсов, требующие серьёзной подготовки со стороны учителя. В связи с этим в ходе исследования был проведен анализ учебно-методического комплекта «Rainbow English» для 7 класса, с целью определения наличия проблемных вопросов и условий для дальнейшей разработки кейса на их основе. В результате проведенного исследования был разработан кейс в соответствии с предметным содержанием данного УМК, с подробным описанием этапов работы на уроке иностранного языка в 7 классе.
Результаты применения кейса, как качественные, так и количественные, доказывают эффективность кейс-технологии для развития коммуникативных универсальных учебных действий.
Таким образом, можно сделать вывод, что анализ теории и практики преподавания иностранного языка в школе, опыт реализации групповой учебной деятельности учащихся в учебных речевых ситуациях, результаты проведенных диагностик, позволяют определить основные принципы использования кейс-технологии как средства развития коммуникативной активности учащихся на занятиях по английскому языку.
Все вышесказанное свидетельствует о достижении поставленной цели исследования. Материал данного исследования может быть использован учителями в процессе профессиональной деятельности при обучении иностранному языку учащихся 7 класса. Данное исследование не претендует на полноту охвата проблемы развития коммуникативных универсальных учебных действий учащихся и в дальнейшем планируется продолжение работы над поиском средств для их развития.
Подобные работы
- Групповая работа на уроках английского языка как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Система задач как средство развития критического мышления учащихся 8-9 классов с углубленным изучением математики: на примере изучения темы «Прогрессии»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ SOFT SKILLS ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2020 - Интерактивные технологии как средство обучения монологической и диалогической речи на иностранном языке в 6 классе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Интерактивные формы обучения говорению на иностранном языке на старшем этапе
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - «Система задач как средство развития критического мышления учащихся 8-9
классов с углубленным изучением математики: на примере изучения темы
«Прогрессии»
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024



