ВИЗУАЛЬНАЯ АРТ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
|
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью 6
1.1. Особенности интеллектуального развития умственно отсталых детей 6
1.2. Методы и средства, используемые в процессе обучения детей с
интеллектуальной недостаточностью 11
1.3. Значение наглядности в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью 16
Глава 2. Цифровые образовательные ресурсы в обучении географии 22
2.1. Традиционные и новые средства обучения географии 22
2.2. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) и их виды 27
2.3. Электронная презентация как эффективный вид ЦОР на уроках
географии 30
3. Опыт разработки и использования электронных презентаций к урокам географии в коррекционной школе 34
3.1. Отношение педагогов коррекционной школы к использованию
электронных презентаций 34
3.2. Особенности разработки и применения электронных презентаций при
обучении детей с интеллектуальной недостаточностью 37
3.3. Результаты экспериментального обучения географии умственно отсталых школьников с использованием электронных презентаций 41
Заключение 48
Библиографический список 51
Приложения
Глава 1. Психолого-педагогические особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью 6
1.1. Особенности интеллектуального развития умственно отсталых детей 6
1.2. Методы и средства, используемые в процессе обучения детей с
интеллектуальной недостаточностью 11
1.3. Значение наглядности в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью 16
Глава 2. Цифровые образовательные ресурсы в обучении географии 22
2.1. Традиционные и новые средства обучения географии 22
2.2. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) и их виды 27
2.3. Электронная презентация как эффективный вид ЦОР на уроках
географии 30
3. Опыт разработки и использования электронных презентаций к урокам географии в коррекционной школе 34
3.1. Отношение педагогов коррекционной школы к использованию
электронных презентаций 34
3.2. Особенности разработки и применения электронных презентаций при
обучении детей с интеллектуальной недостаточностью 37
3.3. Результаты экспериментального обучения географии умственно отсталых школьников с использованием электронных презентаций 41
Заключение 48
Библиографический список 51
Приложения
Актуальность. Новое время ставит перед школой новые задачи. Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества - информатизация образования. Эта тенденция соответствует изменившимся целям образования, которые требуют обновления методов, средств и форм организации обучения.
Особое место в процессе информатизации образовательного процесса занимает внедрение информационно-компьютерных технологий в коррекционную школу. Здесь, с учетом контингента обучающихся, этот процесс имеет свои специфические особенности и требует разработки особых психолого-педагогического подходов. В последнее время этот вопрос стал подниматься в специальной литературе. Многие отечественные исследователи в области общей и специальной педагогики и психологии считают, что более интенсивное внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья будет способствовать его совершенствованию [11]. Вместе с тем в настоящее время отсутствует специальная методика использования цифровых образовательных ресурсов в обучении таких детей.
Таким образом, проблемой данного исследования является противоречие между необходимостью использования в коррекционной школе новых, электронных средств обучения и отсутствием эффективной методики их использования, в том числе при обучении географии.
Цель: выявление особенностей и условий эффективного использования цифровых образовательных ресурсов, в частности электронных презентаций, при обучении географии детей с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования: использование электронных презентаций в обучении географии детей с интеллектуальной недостаточностью.
Гипотеза нашего исследования состоит в том, что процесс обучения географии детей с умственной отсталостью станет более эффективным, если наряду с традиционными средствами обучения в нем будут использоваться электронные учебные презентации, созданные с учетом специфики психического развития данной категории обучающихся.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогические особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
2. Определить место цифровых образовательных ресурсов, в частности, электронных презентаций в системе современных средств обучения географии.
3. Выявить особенности разработки и применения электронных презентаций на уроке географии в коррекционной школе и практически подтвердить эффективность их использования в учебном процессе.
Материалом для написания работы послужили опубликованные научные и методические пособия, интернет-источники, собственный опыт.
Методы:
• анализ литературы;
• наблюдение;
• анкетирование;
• обобщение педагогического опыта.
Экспериментальная база исследования: МБОУ С(К)СОШ №15 г.Чусового.
Работа состоит из трех глав общим объемом 58 стр. В 1 главе
описываются психолого-педагогические особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Во 2 главе рассмотрены возможности использования ЦОР в процессе обучения географии. В 3 главе содержится опыт разработки и использования электронных презентаций к урокам географии в коррекционной школе. В Приложении помещены примеры разработанных презентаций.
Особое место в процессе информатизации образовательного процесса занимает внедрение информационно-компьютерных технологий в коррекционную школу. Здесь, с учетом контингента обучающихся, этот процесс имеет свои специфические особенности и требует разработки особых психолого-педагогического подходов. В последнее время этот вопрос стал подниматься в специальной литературе. Многие отечественные исследователи в области общей и специальной педагогики и психологии считают, что более интенсивное внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья будет способствовать его совершенствованию [11]. Вместе с тем в настоящее время отсутствует специальная методика использования цифровых образовательных ресурсов в обучении таких детей.
Таким образом, проблемой данного исследования является противоречие между необходимостью использования в коррекционной школе новых, электронных средств обучения и отсутствием эффективной методики их использования, в том числе при обучении географии.
Цель: выявление особенностей и условий эффективного использования цифровых образовательных ресурсов, в частности электронных презентаций, при обучении географии детей с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования: использование электронных презентаций в обучении географии детей с интеллектуальной недостаточностью.
Гипотеза нашего исследования состоит в том, что процесс обучения географии детей с умственной отсталостью станет более эффективным, если наряду с традиционными средствами обучения в нем будут использоваться электронные учебные презентации, созданные с учетом специфики психического развития данной категории обучающихся.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогические особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
2. Определить место цифровых образовательных ресурсов, в частности, электронных презентаций в системе современных средств обучения географии.
3. Выявить особенности разработки и применения электронных презентаций на уроке географии в коррекционной школе и практически подтвердить эффективность их использования в учебном процессе.
Материалом для написания работы послужили опубликованные научные и методические пособия, интернет-источники, собственный опыт.
Методы:
• анализ литературы;
• наблюдение;
• анкетирование;
• обобщение педагогического опыта.
Экспериментальная база исследования: МБОУ С(К)СОШ №15 г.Чусового.
Работа состоит из трех глав общим объемом 58 стр. В 1 главе
описываются психолого-педагогические особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Во 2 главе рассмотрены возможности использования ЦОР в процессе обучения географии. В 3 главе содержится опыт разработки и использования электронных презентаций к урокам географии в коррекционной школе. В Приложении помещены примеры разработанных презентаций.
Проведенное исследование было направлено на выявление особенностей и условий эффективного использования электронных презентаций при обучении географии детей с интеллектуальной недостаточностью. В соответствии с поставленными задачами можно сформулировать следующие выводы.
1. Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно специфическое протекание психических процессов, в частности это преобладание наглядно-действенной формы мышления, нарушение обобщенности восприятия, его замедленный темп, бессистемность и фрагментарность мышления, недостатки в развитии смысловой памяти, слабость внимания, недоразвитие эмоционально-волевой сферы и ряд других.
Все эти особенности психических процессов умственно отсталых учащихся носят стойкий характер, так как вызваны органическими поражениями мозга, и поэтому с необходимостью должны учитываться при организации учебного процесса и выборе средств обучения.
2. Особую роль в обучении умственно отсталых школьников играют средства наглядности, так как такие дети испытывают трудности не только при абстрактном мышлении, но и при создании внутренних образов тех или иных объектов и явлений окружающего мира. В географии же роль таких образов исключительно велика, так как большинство географических объектов и явлений в силу их разнообразия, удаленности, больших размеров, редкости не может наблюдаться учащимися непосредственно. Следовательно, именно средства наглядности обеспечивают формирование у умственно отсталых учащихся правильных и достаточно четких географических представлений.
В современных условиях наглядность на уроке географии, как правило, обеспечивается использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), основанных на применении технических средств ИКТ, и прежде всего электронных презентаций. Целью цифровых образовательных ресурсов является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. Эта цель является актуальной и в обучении детей с отставанием интеллектуального развития.
3. В процессе исследования было установлено, что педагоги коррекционной школы предпочитают создавать собственные презентации, нежели использовать готовые. Это связано с тем, что электронная презентация, предназначенная для обучения детей с признаками интеллектуальной недостаточности, должна иметь свои особенности и быть разработана в соответствии со спецификой познавательной деятельности данной конкретной категории детей и с соблюдением принципа коррекционной направленности.
Опираясь на имеющиеся публикации, а также на собственный педагогический опыт, нами были сформулированы методические рекомендации по использованию презентаций на уроках географии в специальных коррекционных школax VIII вида.
С целью практического подтверждения эффективности их использования в учебном процессе, было проведено экспериментальное обучение географии умственно отсталых школьников с использованием электронных презентаций. Для этого были разработаны электронные презентации, анкеты, тестовые задания, а также дана серия уроков в 8 классе с использованием электронных презентаций при изучении раздела Евразия.
Результаты проведенной экспериментальной работы показали, что использование электронных презентаций на уроке географии в школе VIII вида без сомнения способствует повышению познавательного интереса детей к предмету и улучшает результаты обучения.
Таким образом, проведенное нами исследование дает основание полагать, что предложенными нами пути создания и применения электронных презентаций могут быть эффективно использованы в практике специальных (коррекционных) организаций в целях совершенствования учебного процесса и повышения качества обучения детей с легкой умственной отсталостью.
1. Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно специфическое протекание психических процессов, в частности это преобладание наглядно-действенной формы мышления, нарушение обобщенности восприятия, его замедленный темп, бессистемность и фрагментарность мышления, недостатки в развитии смысловой памяти, слабость внимания, недоразвитие эмоционально-волевой сферы и ряд других.
Все эти особенности психических процессов умственно отсталых учащихся носят стойкий характер, так как вызваны органическими поражениями мозга, и поэтому с необходимостью должны учитываться при организации учебного процесса и выборе средств обучения.
2. Особую роль в обучении умственно отсталых школьников играют средства наглядности, так как такие дети испытывают трудности не только при абстрактном мышлении, но и при создании внутренних образов тех или иных объектов и явлений окружающего мира. В географии же роль таких образов исключительно велика, так как большинство географических объектов и явлений в силу их разнообразия, удаленности, больших размеров, редкости не может наблюдаться учащимися непосредственно. Следовательно, именно средства наглядности обеспечивают формирование у умственно отсталых учащихся правильных и достаточно четких географических представлений.
В современных условиях наглядность на уроке географии, как правило, обеспечивается использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), основанных на применении технических средств ИКТ, и прежде всего электронных презентаций. Целью цифровых образовательных ресурсов является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. Эта цель является актуальной и в обучении детей с отставанием интеллектуального развития.
3. В процессе исследования было установлено, что педагоги коррекционной школы предпочитают создавать собственные презентации, нежели использовать готовые. Это связано с тем, что электронная презентация, предназначенная для обучения детей с признаками интеллектуальной недостаточности, должна иметь свои особенности и быть разработана в соответствии со спецификой познавательной деятельности данной конкретной категории детей и с соблюдением принципа коррекционной направленности.
Опираясь на имеющиеся публикации, а также на собственный педагогический опыт, нами были сформулированы методические рекомендации по использованию презентаций на уроках географии в специальных коррекционных школax VIII вида.
С целью практического подтверждения эффективности их использования в учебном процессе, было проведено экспериментальное обучение географии умственно отсталых школьников с использованием электронных презентаций. Для этого были разработаны электронные презентации, анкеты, тестовые задания, а также дана серия уроков в 8 классе с использованием электронных презентаций при изучении раздела Евразия.
Результаты проведенной экспериментальной работы показали, что использование электронных презентаций на уроке географии в школе VIII вида без сомнения способствует повышению познавательного интереса детей к предмету и улучшает результаты обучения.
Таким образом, проведенное нами исследование дает основание полагать, что предложенными нами пути создания и применения электронных презентаций могут быть эффективно использованы в практике специальных (коррекционных) организаций в целях совершенствования учебного процесса и повышения качества обучения детей с легкой умственной отсталостью.



