ОСЕБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, ИГРАЮЩИХ В ОНЛАЙН-ИГРЫ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения взаимосвязи особенностей ценностно-смысловой сферы личности и зависимости от онлайн-игр в юношеском возрасте 6
1.1 Проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности в
психологии 6
1.2 Особенности формирования ценностно-смысловой сферы в юношеском
возрасте 10
1.3 Проблема зависимости от онлайн-игр в юношеском возрасте 17
1.4 Постановка проблемы; цели, задачи и гипотезы исследования 26
Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования 28
2.1. Характеристика выборки эмпирического исследования 28
2.2. Методы исследования 28
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 32
3.1. Сравнительный анализ особенностей ценностно-смысловой сферы
юношей, играющих и не играющих в онлайн-игры 32
3.2. Анализ взаимосвязи особенностей ценностно-смысловой сферы
юношей, играющих и не играющих в онлайн-игры 38
Выводы 44
Заключение 45
Практические рекомендации 47
Библиографический список 57
Приложения 62
Глава 1. Теоретические аспекты изучения взаимосвязи особенностей ценностно-смысловой сферы личности и зависимости от онлайн-игр в юношеском возрасте 6
1.1 Проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности в
психологии 6
1.2 Особенности формирования ценностно-смысловой сферы в юношеском
возрасте 10
1.3 Проблема зависимости от онлайн-игр в юношеском возрасте 17
1.4 Постановка проблемы; цели, задачи и гипотезы исследования 26
Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования 28
2.1. Характеристика выборки эмпирического исследования 28
2.2. Методы исследования 28
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 32
3.1. Сравнительный анализ особенностей ценностно-смысловой сферы
юношей, играющих и не играющих в онлайн-игры 32
3.2. Анализ взаимосвязи особенностей ценностно-смысловой сферы
юношей, играющих и не играющих в онлайн-игры 38
Выводы 44
Заключение 45
Практические рекомендации 47
Библиографический список 57
Приложения 62
Актуальность исследования. Информация в современном мире имеет огромное значение для человека. На сегодняшний день компьютерные технологии и Интернет являются мощным инструментом обработки и обмена существующей информацией в различных областях жизни.
С возрастанием популярности сети Интернет исследователями начала выявляться проблема компьютерной зависимости, зависимости от онлайн-игр. По данным ФОМ, в 2014г активными пользователями Интернета являются 73,8 млн человек, из них 60,8 млн человек выходят в Сеть каждый день, более 50% пользователей активно потребляет контент (аудио, видео, книги, игры) в Сети [Интернет в России / под ред. Казарян, 2014].
Современная молодежь быстро осваивает новые технологии, воспринимая их как естественную часть культурного и информационного поля. В связи с высокой скоростью развития информатизации и активным пользованием Интернет-технологий, в юношеском возрасте может формироваться зависимость от онлайн-игр, что в данной работе изучается во взаимосвязи с характеристиками ценностно-смысловой сферы личности юношей.
Специфические особенности компьютерной зависимости, зависимости от онлайн-игр являются предметом исследований зарубежных и отечественных психологов: К. Янг, И. Голдберг (2009), А.Е. Войскунский (2010), В.А. Лоскутова (2009), Н.В. Антонова, М.С. Одинцова (2010) и др.
Особый интерес вызывает изучение зависимости от онлайн-игр у лиц юношеского возраста, поскольку данный период характеризуется активным формированием ценностей, нравственных ориентиров, способов эффективного межличностного взаимодействия, которое подменяется Интернет- деятельностью и оказывает определенное влияние на личностное развитие юношей.
Проблема исследования заключается в имеющемся противоречии между необходимостью изучения взаимосвязи особенностей ценностно-смысловой сферы с зависимостью от онлайн-игр в юношеском возрасте и недостаточной степенью изученности данной области научного знания.
Объект исследования - ценностно-смысловая сфера личности.
Предмет исследования - взаимосвязь особенностей ценностно-смысловой сферы личности юношей, играющих и не играющих в онлайн-игры.
Цель исследования - изучение взаимосвязи особенностей ценностно-смысловой сферы личности юношей, играющих и не играющих в онлайн-игры.
Гипотеза исследования - предполагается, что юноши, играющие и неиграющие в онлайн-игры, будут обнаруживать различия и специфику взаимосвязей характеристик ценностно-смысловой сферы.
Задачи исследования:
1. Определить статистическую значимость различий в особенностях ценностно-смысловой сферы юношей, играющих и не играющих в онлайн- игры.
2. Выявить и охарактеризовать специфику взаимосвязи особенностей ценностно-смысловой сферы личности в группах юношей, играющих и не играющих в онлайн-игры.
3. Разработать практические рекомендации по формированию ценностно-смысловой сферы личности юношей с целью профилактики и коррекции зависимости от онлайн-игр.
Методологическая основа исследования: культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о роли знаковой системы в психическом развитии человека; основные положения теории компьютерной зависимости и зависимости от онлайн-игр (К. Янг, И. Голдберг, А.Е. Войскунский, В.А. Лоскутова, Н.В. Антонова, М.С. Одинцова и др.).
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в психологической работе по формированию ценностно-смысловой сферы личности юношей с целью профилактики и коррекции зависимости от онлайн-игр.
Для проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы и методики исследования:
1. Методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение и систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по теме исследования.
2. Методы сбора эмпирических данных: методика «Интернет- зависимость» К. Янг, опросник «Аксиологическая направленность личности» А.В. Капцова; методика соотношения ценностей и доступности Е.Б. Фанталовой; Ценностный опросник Ш. Шварца.
3. Методы обработки результатов исследования: применялись методы математико-статистической обработки данных (сравнительный и корреляционный анализ).
С возрастанием популярности сети Интернет исследователями начала выявляться проблема компьютерной зависимости, зависимости от онлайн-игр. По данным ФОМ, в 2014г активными пользователями Интернета являются 73,8 млн человек, из них 60,8 млн человек выходят в Сеть каждый день, более 50% пользователей активно потребляет контент (аудио, видео, книги, игры) в Сети [Интернет в России / под ред. Казарян, 2014].
Современная молодежь быстро осваивает новые технологии, воспринимая их как естественную часть культурного и информационного поля. В связи с высокой скоростью развития информатизации и активным пользованием Интернет-технологий, в юношеском возрасте может формироваться зависимость от онлайн-игр, что в данной работе изучается во взаимосвязи с характеристиками ценностно-смысловой сферы личности юношей.
Специфические особенности компьютерной зависимости, зависимости от онлайн-игр являются предметом исследований зарубежных и отечественных психологов: К. Янг, И. Голдберг (2009), А.Е. Войскунский (2010), В.А. Лоскутова (2009), Н.В. Антонова, М.С. Одинцова (2010) и др.
Особый интерес вызывает изучение зависимости от онлайн-игр у лиц юношеского возраста, поскольку данный период характеризуется активным формированием ценностей, нравственных ориентиров, способов эффективного межличностного взаимодействия, которое подменяется Интернет- деятельностью и оказывает определенное влияние на личностное развитие юношей.
Проблема исследования заключается в имеющемся противоречии между необходимостью изучения взаимосвязи особенностей ценностно-смысловой сферы с зависимостью от онлайн-игр в юношеском возрасте и недостаточной степенью изученности данной области научного знания.
Объект исследования - ценностно-смысловая сфера личности.
Предмет исследования - взаимосвязь особенностей ценностно-смысловой сферы личности юношей, играющих и не играющих в онлайн-игры.
Цель исследования - изучение взаимосвязи особенностей ценностно-смысловой сферы личности юношей, играющих и не играющих в онлайн-игры.
Гипотеза исследования - предполагается, что юноши, играющие и неиграющие в онлайн-игры, будут обнаруживать различия и специфику взаимосвязей характеристик ценностно-смысловой сферы.
Задачи исследования:
1. Определить статистическую значимость различий в особенностях ценностно-смысловой сферы юношей, играющих и не играющих в онлайн- игры.
2. Выявить и охарактеризовать специфику взаимосвязи особенностей ценностно-смысловой сферы личности в группах юношей, играющих и не играющих в онлайн-игры.
3. Разработать практические рекомендации по формированию ценностно-смысловой сферы личности юношей с целью профилактики и коррекции зависимости от онлайн-игр.
Методологическая основа исследования: культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о роли знаковой системы в психическом развитии человека; основные положения теории компьютерной зависимости и зависимости от онлайн-игр (К. Янг, И. Голдберг, А.Е. Войскунский, В.А. Лоскутова, Н.В. Антонова, М.С. Одинцова и др.).
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в психологической работе по формированию ценностно-смысловой сферы личности юношей с целью профилактики и коррекции зависимости от онлайн-игр.
Для проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы и методики исследования:
1. Методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение и систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по теме исследования.
2. Методы сбора эмпирических данных: методика «Интернет- зависимость» К. Янг, опросник «Аксиологическая направленность личности» А.В. Капцова; методика соотношения ценностей и доступности Е.Б. Фанталовой; Ценностный опросник Ш. Шварца.
3. Методы обработки результатов исследования: применялись методы математико-статистической обработки данных (сравнительный и корреляционный анализ).
В данной работе, согласно цели и задачам исследования, были изучены особенности ценностно-смысловой сферы личности юношей, играющих и не играющих в онлайн-игры.
В теоретической части исследования рассмотрены такие аспекты изучаемой темы как проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности в психологии, особенности формирования ценностно-смысловой сферы в юношеском возрасте, проблема зависимости от онлайн-игр в юношеском возрасте.
Анализ литературы показал, что создание условий для юношей в получении дополнительных знаний и практического опыта в процессе самопознания, существенно повлияет на уровень их социально-психологической адаптированности в обществе.
Анализ результатов эмпирического исследования позволяет говорить о том, что гипотеза подтвердилась. В особенности, что:
1. Юноши играющие в онлайн-игры: в большей степени свойственно в качестве ценностей в своей жизни выбирать удовольствие, наслаждение жизнью; им важно разнообразие и глубокие переживания для поддержания оптимального уровня активности. Ориентированы на достижение статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего имиджа, признание), но осуществляют это не в реальной жизни, а в онлайн-играх, в виртуальной реальности.
2. Юноши неиграющие в онлайн-игры: характеризует стремление в качестве ценностей в своей жизни выбирать самостоятельность мышления, творчество и исследовательскую активность в освоении мира, межличностных отношений. Юношам данной группы свойственна сформированная способность в самоконтроле, регуляции своей деятельности, постановке и достижении жизненных целей. Они выстраивают социальные связи, занимаются учебно-профессиональной деятельностью, стремятся осуществить свои устремления, мечты.
В теоретической части исследования рассмотрены такие аспекты изучаемой темы как проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности в психологии, особенности формирования ценностно-смысловой сферы в юношеском возрасте, проблема зависимости от онлайн-игр в юношеском возрасте.
Анализ литературы показал, что создание условий для юношей в получении дополнительных знаний и практического опыта в процессе самопознания, существенно повлияет на уровень их социально-психологической адаптированности в обществе.
Анализ результатов эмпирического исследования позволяет говорить о том, что гипотеза подтвердилась. В особенности, что:
1. Юноши играющие в онлайн-игры: в большей степени свойственно в качестве ценностей в своей жизни выбирать удовольствие, наслаждение жизнью; им важно разнообразие и глубокие переживания для поддержания оптимального уровня активности. Ориентированы на достижение статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего имиджа, признание), но осуществляют это не в реальной жизни, а в онлайн-играх, в виртуальной реальности.
2. Юноши неиграющие в онлайн-игры: характеризует стремление в качестве ценностей в своей жизни выбирать самостоятельность мышления, творчество и исследовательскую активность в освоении мира, межличностных отношений. Юношам данной группы свойственна сформированная способность в самоконтроле, регуляции своей деятельности, постановке и достижении жизненных целей. Они выстраивают социальные связи, занимаются учебно-профессиональной деятельностью, стремятся осуществить свои устремления, мечты.



