Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения взаимосвязи особенностей ценностно-смысловой сферы личности и зависимости от онлайн-игр в юношеском возрасте 6
1.1 Проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности в
психологии 6
1.2 Особенности формирования ценностно-смысловой сферы в юношеском
возрасте 10
1.3 Проблема зависимости от онлайн-игр в юношеском возрасте 17
1.4 Постановка проблемы; цели, задачи и гипотезы исследования 26
Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования 28
2.1. Характеристика выборки эмпирического исследования 28
2.2. Методы исследования 28
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 32
3.1. Сравнительный анализ особенностей ценностно-смысловой сферы
юношей, играющих и не играющих в онлайн-игры 32
3.2. Анализ взаимосвязи особенностей ценностно-смысловой сферы
юношей, играющих и не играющих в онлайн-игры 38
Выводы 44
Заключение 45
Практические рекомендации 47
Библиографический список 57
Приложения 62
Актуальность исследования. Информация в современном мире имеет огромное значение для человека. На сегодняшний день компьютерные технологии и Интернет являются мощным инструментом обработки и обмена существующей информацией в различных областях жизни.
С возрастанием популярности сети Интернет исследователями начала выявляться проблема компьютерной зависимости, зависимости от онлайн-игр. По данным ФОМ, в 2014г активными пользователями Интернета являются 73,8 млн человек, из них 60,8 млн человек выходят в Сеть каждый день, более 50% пользователей активно потребляет контент (аудио, видео, книги, игры) в Сети [Интернет в России / под ред. Казарян, 2014].
Современная молодежь быстро осваивает новые технологии, воспринимая их как естественную часть культурного и информационного поля. В связи с высокой скоростью развития информатизации и активным пользованием Интернет-технологий, в юношеском возрасте может формироваться зависимость от онлайн-игр, что в данной работе изучается во взаимосвязи с характеристиками ценностно-смысловой сферы личности юношей.
Специфические особенности компьютерной зависимости, зависимости от онлайн-игр являются предметом исследований зарубежных и отечественных психологов: К. Янг, И. Голдберг (2009), А.Е. Войскунский (2010), В.А. Лоскутова (2009), Н.В. Антонова, М.С. Одинцова (2010) и др.
Особый интерес вызывает изучение зависимости от онлайн-игр у лиц юношеского возраста, поскольку данный период характеризуется активным формированием ценностей, нравственных ориентиров, способов эффективного межличностного взаимодействия, которое подменяется Интернет- деятельностью и оказывает определенное влияние на личностное развитие юношей.
Проблема исследования заключается в имеющемся противоречии между необходимостью изучения взаимосвязи особенностей ценностно-смысловой сферы с зависимостью от онлайн-игр в юношеском возрасте и недостаточной степенью изученности данной области научного знания.
Объект исследования - ценностно-смысловая сфера личности.
Предмет исследования - взаимосвязь особенностей ценностно-смысловой сферы личности юношей, играющих и не играющих в онлайн-игры.
Цель исследования - изучение взаимосвязи особенностей ценностно-смысловой сферы личности юношей, играющих и не играющих в онлайн-игры.
Гипотеза исследования - предполагается, что юноши, играющие и неиграющие в онлайн-игры, будут обнаруживать различия и специфику взаимосвязей характеристик ценностно-смысловой сферы.
Задачи исследования:
1. Определить статистическую значимость различий в особенностях ценностно-смысловой сферы юношей, играющих и не играющих в онлайн- игры.
2. Выявить и охарактеризовать специфику взаимосвязи особенностей ценностно-смысловой сферы личности в группах юношей, играющих и не играющих в онлайн-игры.
3. Разработать практические рекомендации по формированию ценностно-смысловой сферы личности юношей с целью профилактики и коррекции зависимости от онлайн-игр.
Методологическая основа исследования: культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о роли знаковой системы в психическом развитии человека; основные положения теории компьютерной зависимости и зависимости от онлайн-игр (К. Янг, И. Голдберг, А.Е. Войскунский, В.А. Лоскутова, Н.В. Антонова, М.С. Одинцова и др.).
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в психологической работе по формированию ценностно-смысловой сферы личности юношей с целью профилактики и коррекции зависимости от онлайн-игр.
Для проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы и методики исследования:
1. Методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение и систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по теме исследования.
2. Методы сбора эмпирических данных: методика «Интернет- зависимость» К. Янг, опросник «Аксиологическая направленность личности» А.В. Капцова; методика соотношения ценностей и доступности Е.Б. Фанталовой; Ценностный опросник Ш. Шварца.
3. Методы обработки результатов исследования: применялись методы математико-статистической обработки данных (сравнительный и корреляционный анализ).
В данной работе, согласно цели и задачам исследования, были изучены особенности ценностно-смысловой сферы личности юношей, играющих и не играющих в онлайн-игры.
В теоретической части исследования рассмотрены такие аспекты изучаемой темы как проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности в психологии, особенности формирования ценностно-смысловой сферы в юношеском возрасте, проблема зависимости от онлайн-игр в юношеском возрасте.
Анализ литературы показал, что создание условий для юношей в получении дополнительных знаний и практического опыта в процессе самопознания, существенно повлияет на уровень их социально-психологической адаптированности в обществе.
Анализ результатов эмпирического исследования позволяет говорить о том, что гипотеза подтвердилась. В особенности, что:
1. Юноши играющие в онлайн-игры: в большей степени свойственно в качестве ценностей в своей жизни выбирать удовольствие, наслаждение жизнью; им важно разнообразие и глубокие переживания для поддержания оптимального уровня активности. Ориентированы на достижение статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего имиджа, признание), но осуществляют это не в реальной жизни, а в онлайн-играх, в виртуальной реальности.
2. Юноши неиграющие в онлайн-игры: характеризует стремление в качестве ценностей в своей жизни выбирать самостоятельность мышления, творчество и исследовательскую активность в освоении мира, межличностных отношений. Юношам данной группы свойственна сформированная способность в самоконтроле, регуляции своей деятельности, постановке и достижении жизненных целей. Они выстраивают социальные связи, занимаются учебно-профессиональной деятельностью, стремятся осуществить свои устремления, мечты.
1. Антонова, Н.В., Одинцова, М.С. Особенности идентичности людей, активно общающихся в сети Интернет [Текст] / Н.В. Антонова, М.С. Одинцова // Журнал практического психолога. - 2010. - №4. - C. 37-58.
2. Арестова, О.Н., Бабанин, Л.Н., Войскунский, А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете [Текст] / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский / Под ред. А.Е. Войскунского. - М.: Можайск-Терра, 2008. - 431 с.
3. Бабаева, Ю.Д., Войскунский, А.Е., Смыслова, О.В. Интернет: воздействие на личность [Текст] / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. - М.: Терра-Можайск, 2010. - С. 11-39.
4. Белинская, Е.П. Человек в информационном мире [Текст] / Е.П. Белинская // Социальная психология в современном мире. - М.: Аспект Пресс, 2009.- С. 203-220.
5. Близнецова, О.И., Шапенкова, И.П. Изучение ценностно-смысловой сферы личности как психического новообразования юношеского возраста [Текст] / О.И. Близнецова, И.П. Шапенкова // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2012. - №2. - С. 1-6.
6. Богачева, И.Г. Теоретические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности [Текст] / И.Г. Богачева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. - Выпуск № 98. - С. 247-252.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Директ-Медиа, 2010. - 612 с.
8. Бранский, В.П. Социальная синергетика и акмеология [Текст] / В.П. Бранский. - СПб., 2010. - 210 с.
9. Войскунский, А.Е. Исследования в области психологии компьютеризации: история и актуальное состояние [Текст] / А.Е. Войскунский // Национальный психологический журнал. - 2006. - №1. - С. 58-62.
10. Войскунский, А.Е. Киберпсихология в прошлом, настоящем и будущем [Текст] / А.Е. Войскунский // Журнал практического психолога. - 2010. - №4. - С. 7-16.
11. Войскунский, А.Е. От психологии компьютеризации к психологии Интернета [Текст] / А.Е. Войскунский // Вестник Московского университета. - 2008. - №2. - С. 140-153.
12. Войскунский, А.Е. Феномен зависимости от Интернета [Текст] / А.Е. Войскунский // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войскунского. - М., 2010. - С. 100-131.
13. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский.
- М.: Эксмо, 2012. - 1136 с.
14. Гаврилюк, В.В., Трикоз, Н.А. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации [Текст] / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социс. - 2008. - №1. - С. 96-105.
15. Егоров, А.Ю. Нехимические зависимости [Текст] / А.Ю. Егоров. - СПб.: Речь, 2011. - 190 с.
16.Зейгарник, Б.В. Теории личности в зарубежной психологии [Текст] / Б.В. Зейгарник. - М., 2009. - 128 с.
17. Иванов, М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека [Текст] / М.С. Иванов. - М., 2010. - С. 94-102.
18. Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития / Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Отраслевой доклад / под ред. К.Р. Казаряна. - М., 2014. - 110 с.
19. Капцов, А.В. Психологическая аксиометрия [Текст] / А.В. Капцов // Психологическая диагностика. - 2011. - №4. - С. 4-114.
20. Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство [Текст] / В.Н. Карандашев. - СПб.: Речь, 2011. - 72 с.
21. Кон, И.С. Проблема «Я» в психологии. Психология самосознания: Хрестоматия [Текст] / И.С. Кон. - Самара: Изд. дом БАХРАХ-М, 2009. - 53 с.
22. Кон, И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя [Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2009. - 252 с.
23. Котляров, А.В. Другие наркотики или Homo Addictus: Человек зависимый [Текст] / А.В. Котляров. - М.: Психотерапия, 2010. - 480 с.
24. Кузнецова, Ю.М., Чудова, Н.В. Психология жителей Интернета [Текст] / Ю.М. Кузнецова, Н.В. Чудова. - М.: ЛКИ, 2008. - 224 с.
25. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / Д.А. Леонтьев. - 3-е изд., доп. - М.: Смысл, 2010. - 511 с.
26. Лосенкова, Т.А. Взаимосвязь интернет-зависимости с тревожными состояниями подростков [Текст] / Т.А. Лосенкова // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 702-703.
27. Лоскутова, В.А. Интернет-зависимость - патология XXI века? [Текст] / В.А. Лоскутова // Научно-практический журнал «Вопросы ментальной медицины и Экологии». - 2009. - №1. - С. 11-13.
28. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2013. - 352 с.
29. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности [Текст] / В.С. Мерлин. - М., 2009. - 544 с.
30. Милачева, Т.В. Метафоры Интернета [Текст] / Т.В. Милачева // Журнал практического психолога. - 2010. - №4. - С. 94-111.
31. Молчанов, С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах [Текст] / С.В. Молчанов // Психологическая наука и образование. - 2005. - №3. - С. 16-25.
32.,Мудрик, А.В. Социализация человека [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2009. - 304 с.
33. Мураткина, Ю.Н. Взаимосвязь компьютерной зависимости и
совладающего поведения подростков [Текст] / Ю.Н. Мураткина / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Сургут, 2010. - 27 с.
34. Мураткина, Ю.Н. Особенности копинг-стратегий в структуре
компьютерной зависимости / В.В. Гагай, Ю.Н. Мураткина [Текст] / Ю.Н. Мураткина // Вестник университета (Государственный университет управления). - М.: ГО УВПО «Государственный университет управления». - 2009. - №2. - С. 76-79.
35. Петракова, Т.И. Духовные основы нравственного воспитания [Текст] / Т.И. Петракова. - М.: Педагогика, 2012. - 96 с.
36. Подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19 лет) // Психология человека от рождения до смерти. Под. Ред. А.А. Реана. - СПб., 2013. - 656 с.
37. Разуваева, Т.В. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной Интернет - зависимости [Текст] / Т.В. Разуваева. - М., 2009. - 87 с.
38. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2010. - 624 с.
39. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К. Роджерс. - М.: Издательская группа «Прогресс», 2009. - 480 с.
40. Сурина, И.А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное
пространство: вопросы теории и методологии [Текст] / И.А. Сурина. - М.: Социум, 2009. - 183 с.
41. Тихонов, М.Н. Подводные камни новых информационно¬
коммуникационных технологий [Текст] / М.Н. Тихонов // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. - 2011. - №4. - C. 20-31.
42. Фанталова, Е.Б. Психометрическое исследование показателей методики «Уровень соотношения «ценности» и «доступности»» [Текст] / Е.Б. Фанталова // Журнал практикующего психолога. - 2010. - Вып. 17. - С. 175-201.
43. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2008. - 672 с.
44. Франкл, В. Поиск смысла жизни и логотерапия [Текст] / В. Франкл // Психология личности. - М., МГУ, 2010. - С. 118-126.
45. Фромм, Э. Психоанализ и этика [Текст] / Э. Фромм. - М., 2011. - 415 с.
46. Шпрангер, Э. Основные идеальные типы индивидуальности [Текст] / Э. Шпрангер // Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М., 2009. - С. 55-60.
47. Шпунтова, В.В. К проблеме ценностей: местоположение смысловых универсалий в структуре личности [Текст] / В.В. Шпунтова / Психологические исследования: сб. науч. тр. Выпуск 3. - Самара: «Универс-Групп», 2009. - С. 207-223.
48.Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон / пер. с
англ. А.Д. Андреевой, А.М. Прихожан, В.И. Ривош. - М., 2010. - 344 с.
49. Янг, К.С. Диагноз - Интернет-зависимость [Текст] / К.С. Янг // Мир Интернет. - 2009. - №2. - С. 24-29.
50. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система [Текст] / М.С. Яницкий. - Кемерово, 2010. - 204 с.