Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования системы межсекторного взаимодействия 6
1.1 Основные подходы к интерпретации понятия «Межсекторное взаимодействие» 6
1.2 Роль некоммерческих организаций в реализации принципов
межсекторного взаимодействия 25
Глава 2. Практические аспекты межсекторного взаимодействия в социальной сфере в регионах России 32
2.1. Анализ современного состояния третьего сектора экономики в регионах РФ 32
2.2. Сравнительный анализ практики реализации проектов социальной
направленности в регионах России 58
Глава 3. Совершенствование механизмов межсекторного взаимодействия в
регионах России 76
3.1. Проблемы, препятствующие развитию межсекторного взаимодействия
в регионах РФ 76
3.2. Механизмы совершенствования межсекторного взаимодействия 86
Заключение 91
Библиографический список 99
Развитие межсекторного взаимодействия является одним из условий социально-экономического развития страны, региона или муниципального образования, а также условием, содействующим развитию гражданских институтов в Российской Федерации. Ни государство, ни бизнес, ни общественность не могут в одиночку преодолеть социальную несправедливость и конфликты, обеспечить людям равные возможности для достойной жизни. Именно поэтому тематика социального партнерства является предметом дискуссий в научных и деловых кругах всего мира.
На сегодняшний день в мире сложилась система межсекторного взаимодействия, включающая правовые, экономические, функциональные аспекты. Россия также прошла серьезные шаги по развитию форм социального партнерства, в регионах РФ идет процесс развития законодательной базы межсекторного взаимодействия. В то же время практика регионов свидетельствует, что механизмы межсекторного социального партнерства достаточно успешно применяются лишь в отдельных регионах России, существуют недостатки, препятствующие распространению МСП на региональном и муниципальном уровне.
Изучение механизмов социального партнерства, создание научно-обоснованной базы, формирование моделей и методов межсекторного взаимодействия является острой необходимостью нынешнего момента социально-экономических преобразований в стране. Необходимо выстраивать социальный диалог, развивать социальную ответственность бизнеса, квалифицированно выстраивать отношения руководства компании с деловым сообществом, партнерами, органами государственной власти, представителями наемных работников, общественными организациями. Необходим поиск возможных совместных взаимовыгодных направлений деятельности государства и бизнеса в решении социальных проблем общества, совершенствование и разработка эффективных механизмов такого взаимодействия, выгодного всем сторонам.
Проблемы регионального различия по уровню развития межсекторного взаимодействия, вопросы стратегии развития межсекторного взаимодействия в регионах и разработки рекомендаций по развитию и продвижению форм и поиска вариантов решения этих проблем, определили выбор темы настоящего исследования.
Объектом исследования в данной работе являются регионы Российской Федерации, успешно реализующие проекты межсекторного взаимодействия в социальной сфере.
Предметом исследования являются организационно-управленческие отношения в сфере взаимодействия органов государственной власти, бизнеса и некоммерческих организаций.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ современного состояния процессов межсекторного взаимодействия в регионах Российской Федерации и разработка рекомендаций для дальнейшего совершенствования механизмов взаимодействия в социальной сфере субъектов РФ.
Задачами работы являются:
- рассмотреть основные подходы к интерпретации понятия «Межсекторное взаимодействие»;
- раскрыть роль некоммерческих организаций в реализации принципов межсекторного взаимодействия;
- проанализировать современное состояние третьего сектора экономики в регионах РФ;
- провести сравнительный анализ практики реализации
проектов межсекторного взаимодействия в социальной сфере;
- выявить проблемы, препятствующие развитию
межсекторного взаимодействия;
Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов, раскрывающие вопросы межсекторного взаимодействия и социального партнерства, а именно Якимца В.Н., Никовской Л.И., Акрамовской А.Г., Хананашвили Н.Л., Кокшаровой А.А и дригих.
Методологической базой исследования послужили методы сравнительно-аналитического, функционального, управленческого анализов применительно к деятельности малых предприятий, а также общенаучные методы: абстракции, индукции и дедукции, количества и качества в их взаимосвязи.
Информационной базой исследования послужили официальные материалы Федеральной службы государственной статистики РФ, налоговых органов, доклады общественных палат отдельных регионов, а также материалы некоммерческих организаций.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется предмет, объект, цель и задача исследования. В первой главе раскрываются теоретические основы функционирования системы межсекторного взаимодействия. Во второй главе анализируется практические аспекты функционирования государственно-общественного партнерства в социальной сфере. В третьей главе выявляются основные проблемы и предлагаются рекомендации по совершенствованию системы межсекторного
взаимодействия на региональном уровне. В заключении обобщаются основные выводы полученные в результате проведенного исследования.
После распада СССР в 90-е годы, вектор развития нашей страны существенно поменял свое направление. Государственный сектор, который охватывал в советские времена все сферы общественный жизни, трансформировался. В России, параллельно с государственным и коммерческий сектором, постепенно начала развиваться социальная структура общества, так называемый слой независимых некоммерческих организаций (далее НКО).
Взаимовыгодное сотрудничество между тремя секторами экономики в современном мире играет значительную роль в социально-экономическом развитии страны. Межсекторное взаимодействие - это социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему. В самом общем виде можно сказать, что социальное партнерство возникает тогда, когда представители всех секторов начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждой группе и обществу в целом.
В работе в первую очередь были рассмотрены вопросы, связанные с взаимодействием государственных структур и институтов гражданского общества, поскольку именно некоммерческие организации начинают играть заметную роль в решении социальных проблем на региональном уровне. Государственно-общественное партнерство в РФ может осуществляться через такие механизмы как, государственный социальный заказ, социальное обслуживание, государственное социальное спонсорство, лоббирование, стимулирование социальной активности прямым финансированием, социальное побуждение негосударственных спонсоров. В России на данный момент пока не сформирован законопроект о государственно-общественном партнерстве, поэтому все механизмы определяются различными законами и включают в себя как прямые методы взаимодействия (гранты, субсидии), так и косвенные (предоставление налоговых льгот) и т.д.
В работе рассмотрены некоторые лучшие практики НКО в регионах. Проекты НКО реализуются в различных направлениях - социальная поддержка и защита граждан; охрана окружающей среды; благотворительная деятельность; деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, содействие духовному развитию личности; развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов; деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан РФ. В регионах проводятся благотворительные акции, конкурсы, концерты.
Уже реализованные проекты свидетельствуют о готовности значительного числа людей участвовать в ежедневной социально-значимой деятельности и содействовать решению социальных проблем общества. Деятельность НКО способствует повышению качества жизни людей, снижению социальной напряженности. Вклад, который делают НКО в развитие социального капитала, имеет огромный вес, и задача государства - поддерживать третий сектор в этой инициативе, содействовать в его творческих начинаниях.
Одной из задач государственной власти в стране является поддержания равновесия и конструктивного диалога между населением и властью. Формирование гражданского общества - успех будущей социальной России.
1. Конституция Российской Федерации Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс].— Консультант плюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/
2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О
некоммерческих организациях" [Электронный ресурс]. — Консультант плюс. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 8824/87a16eb8a9431fff64 d0d78eb84f86accc003448/
3. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015), [Электронный ресурс]. — Консультант плюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34683/
4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от
08.08.2009) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") [Электронный ресурс]. — Консультант плюс. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 82134/
5. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 31.01.2016)
"Об общественных объединениях" 2 [Электронный ресурс]. — Консультант плюс. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 6693/
6. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014)
"О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" [Электронный ресурс]. — Консультант плюс. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 7495/
7. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. — Консультант плюс. - URL: http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 44571/
8. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ (ред. от
23.07.2013)"О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" [Электронный ресурс]. — Консультант плюс. - URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=149890& fld=134&from=64939-0&rnd=210680.9954652623879805&
9. Бадалова Д.Ю., Ясинская И.В. Социальный капитал как фактор современного экономического развития [Электронный ресурс]. - URL.: http://www.rae.ru/forum2011/pdf/article107.pdf
Учебники и монографии
10. Бурдье, П. Практический смысл / П Бурдье. - СПб. - 2001. - 202 с.
11. Герлах И.В. Социальное проектирование как инструмент развития молодежного добровольчества в Краснодарском крае. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 7-2. - С. 15-20
12. Еферина Т.В., Лизунова В.О., Просянюк Д.В. Механизмы повышения качества социальных услуг: разгосударствление сферы социального обслуживания населения. // Отечественный журнал социальной работы. - 2015. - №2. - С.125-134
13. Катаева И.В. Взаимодействие органов государственного, муниципального управления и СЛ НКО с целью укрепления социальной сплоченности общества в современной России / Материалы Афанасьевских чтений. - 2015.№13.- С. 194-198
14. Корнеева И. Е. Благотворительная активность россиян: региональное измерение // В кн.: Региональная дифференциация и
консолидация социального пространства России: реалии и новые вызовы: V Сухаревские чтения. Саранск : Научный центр социально¬
экономического мониторинга, 2015.
15. Коулман, Дж. Капитал социальный и человеческий / Дж. Коулман // Общественные науки и современность. - №3. - 2001. - С. 35 - 39.
16. Маврин С.П. Государственно-общественное партнерство: понятие и механизм осуществления / Сборник материалов под ред. Е.Б. Хохлова, В.В. Коробченко. СПб., 2011. Ч. 2. - 366с.
17. Маврин С.П. Государственно-общественное партнерство: понятие и механизм осуществления //Сборник материалов под ред. Е.Б. Хохлова, В.В. Коробченко. СПб., 2011. Ч. 2. - 366с.
18. Миннигалеева Г. А. Инновации в некоммерческих организациях: управленческий контекст // Менеджмент в России и за рубежом. 2015. № 5. С. 36-43.
19. Неркарярян А.С. Совершенствование взаимодействия
некоммерческих организаций с органми местного самоуправления. // Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина». - 2015.- С. 1-72
20. Привлечение частных пожертвований в НКО / Пособие — СПб, 2013. - 233 с.
21. Рогачева Л.И. Социальное партнерство как эффективная форма государственно-общественного взаимодействия. // труды международной научно-практической конференции. 2014 - С.97 -102
22. Синельникова Р.В. Государственный социальный заказ / Учебное пособие.: Изд-во Минск : Мисанта - 2011. - 112 с.
23. Суцих В.А. Социоэкономика региона: методология
исследования, тенденции развития и механизмы регулирования. - Пермь: Перм. Гос. Ун-т, 2008.-264с.
24. Туманова А. С. Гражданское общество в условиях повышения общественной активности в исторической ретроспективе: случай Вольного экономического общества // В кн.: XV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 2. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 415-423.
25. Шапкина Е.А. Государственно-общественное партнерство // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. № 2. - С. 6-10
26. Шубенков Е.В. Экономика труда в схемах и таблицах / Учебно-наглядное пособие. Сост. Е.В. Шубенкова, Е.Е. Миргород. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2003. - 365с.
27. Якимец В.Н. Оценка состояния и развития гражданского общества России: Проблемы, инструменты и региональная специфика.: М.: Эдиториал УРСС, 2010. - 368с.
28. Якобсон Л.И. Справится ли государство в одиночку? О роли НКО в решении социальных проблем. // докл. к XII Международной научной конференции Национального исследовательского ун-та «Высшая школа экономики» по проблемам развития экономики и общества, Москва, 5-7 апреля 2011 г. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. — 56 с.
29. Ясницкая Я. Система управления общественным сектором экономики региона / Учебное пособие для вузов.: Изд-ль LAP LAMBERT Academic Publishing., 2009. - 2014 с.
Электронные ресурсы
30. Герлах И.В. Социальное проектирование как инструмент развития молодёжного добровольчества в краснодарском крае //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук № 7-2 / 2015
[Электронный ресурс]. - URL:
file:///C:/Users/AgMHHHCTpaTop/Downloads/sotsialnoe-proektirovanie-kak- instrument-razvitiya-molodyozhnogo-dobrovolchestva-v-krasnodarskom- krae.pdf [Дата обращения: 02.03.2017]
31. Дорошина А.П. Налоговый аспект взаимодействия некоммерческих организаций с субъектами бизнеса. [Электронный ресурс]. - URL.: http: //www.tisbi.ru/assets/science/vestnik3 2015/19. pdf
32. Каляпин И. Финансовые доноры НКО уходят из России
[Электронный ресурс]. - РОСБАЛТ. - URL.:
http://www.rosbalt.ru/moscow/2015/07/28/1423405.html [Дата обращения 05.04.2017г.]
33. Каюмова Л.Х. Формирование социального капитала
некоммерческих организаций как условие развития гражданского общества [Электронный ресурс]. - URL.:
http://dissov.pnzgu.ru/files/dissov.pnzgu.ru/2015/coziologiy/kaiymova/dissertaci ya kayumovoy l h .pdf
34. Семенова Н.В. Взаимоотношения государства и некоммерческих
организаций в современной рыночной экономике [Электронный ресурс]. - URL.: http: //www.dslib. net/econom-teoria/vzaimootnoshenij a- go sudarstva-i-
nekommercheskih-organizacij -v-sovremennoj -rynochnoj.html [Дата
обращения 05.04.2017г.]
35. Туманов Г. НКО показали высокую фиктивность [Электронный
ресурс]. - Комирсант . - URL:
http://duma.шac.ru/upload/file/molparlament/Ежегoдный%20дoклад%20бизне с-омбудсмена.рс1Г
36. Шабаганова Н.Ю. Механизмы государственной поддержки
общественных объединений [Электронный ресурс]. - Финансово¬правовое агентство . - URL:
http://www.fpa.su/biblioteka/izdaniya/gosudarstvennoe-stroitelstvo-i- pravo/mehanizmy-gosudarstvennoy-podderzhki-obschestvennyh-ob-edineniy- shabaganova-n-yu/
37. Аналитический отчет реализации социально значимого проекта
«право на защиту и помощь!» // СО НКО «Право на защиту и помощь» [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo-na-
zashchitu.ru/news/analiticheskiy-otchet-realizacii-socialno-znachimogo-proekta- pravo-na-zashchitu-i-pomoshch-0 [Дата обращения: 02.04.2017]
38. Благотворительное цунами Кавказа [Электронный ресурс]. -
Культурно-просветительский центр Эздел. - URL:
http://ezdel.ru/index.php/all-news/25-news/509-2015-06-16-09-23-22.html
39. Воспитание игрой: участие в ролевых играх живого действия способствует интеллектуальному и творческому развитию детей [Электронный ресурс]. - URL: Ьйр://пкокиЬап.огд/?р=5274м [Дата обращения: 02.04.2017]
40. Доклад «Местная филантропия национального значения. Фонды местных сообществ в России». 2014 г. [Электронный ресурс]. - URL.: file:///C:/Users/Администратор/Downloads/fondi mestnih soobschestv v ross ii.pdf
41. Доклад о развитии институтов гражданского общества в России // "Третий сектор" в России: текущее состояние и возможные модели развития [Электронный ресурс]. -Фонд Развития Гражданского общества. - URL.: http://civilfund.ru/mat/20 [Дата обращения 05.04.2017г.]
42. Доклад о состоянии гражданского общества в российской федерации за 2015 год. [Электронный ресурс]. - URL.: https://www.oprf.ru/files/2014dok/doklad grazhdanskoe obshestvo 2013 itog. pdf
43. Доклад Общественной Палаты РФ о состоянии гражданского
общества в Российской Федерации за 2014 год [Электронный ресурс]. - Сервис публикации документов DOCME. - URL:
http: //www. docme. ru/doc/1044132/grazhdanskoe-obshhestvo-2014
44. Ежегодный доклад о результатах деятельности Уполномоченного
по защите прав предпринимателей в Новгородской области в 2016 году [Электронный ресурс]. - Новгородская Областная Дума . - URL:
ййр://йиша.шас.ги/ир1оай/й1е/шо1раг1ашеп1/Ежегодный%20доклад%20бизне с-омбудсмена.рбГ [Дата обращения: 23.04.2017г.]
45. Законодательство субъектов Федерации [Электронный ресурс].-
Юристы за гражданское общество. - - URL:
http://map.lawcs.ru/document/search?region=63&size=all
46. Классификация российских регионов по потенциалу развития гражданского общества// Краткий отчет по итогам анализа данных [Электронный ресурс]. - Исследовательская группа ЦИРКОН. - URL: http://www.zircon.ru/publications/sotsiologiya-sotsialnoy-sfery-i- grazhdanskogo-obshchestva/?PAGEN 1=2 [Дата обращения: 23.04.2017г.]
47. Комплексная программа свердловской области "поддержка
социально ориентированных некоммерческих организаций в свердловской области на 2014 - 2016 годы" от 19 февраля 2014 года N 100-ИИ
[Электронный ресурс]. - URL:
http://nko.economy.gov.ru/Files/Regulations/8ad06f0d-fcd8-4606-b6d7- 05a98cb4555c.pdf
48. Мониторинг состояния гражданского общества // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. - URL: https: //www.hse.ru/monitoring/mcs/grans2
49. Онлайн-сервис для поиска волонтеров - Доброволец Кубани ». [Электронный ресурс]. - Общественная политическая газета Республика Татарстан - URL: йИр://доброволецкубани.рф
50. Публичные слушания по бюджету Иркутска за 2015 год
[Электронный ресурс]. -Альтаир. - URL:
http://altairk.ru/new/economy/public hearings on budget 2015 without discus sions [Дата обращения: 21.04.2016г.]
51. Результаты общественной экспертизы правовых актов [Электронный ресурс]. - Общественная палата Республики Татарстан. - URL: http: //security.midural .ru/article/show/id/1121
52. Сборник лучших практик социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Татарстан. // Общественная палата Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - URL: http://nkort.ru/media/docs/sbornik-luchshih-praktik-so-nko-rt.pdf
53. Социально ориентированные некоммерческие организации [Электронный ресурс]. - Министерство экономического развития РФ. - URL:http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/SocOrientNoncomOrg/inde x
54. Социально ориентированные НКО: Информационные материалы
для журналистов [Электронный ресурс]. - URL.: http://grany-
center.org/sites/default/files/files/page/brochure media.pdf
55. Статистика НКО // Объемы финансовой поддержки СО НКО
[Электронный ресурс]. - Портал единой автоматизированной информационной системы поддержки СО НКО. - URL:
http: //nko .economy.gov.ru/Statistics/concostat
56. Экспертиза законопроектов РТ [Электронный ресурс]. -
Общественная палата Республики Татарстан. - URL:
http://oprt.tatarstan.ru/rus/ekspertniezaklucheniya.html
57. База практик НКО [Электронный ресурс]-.Каталог НКО. - URL: http://oprt.tatarstan.ru/rus/ekspertniezaklucheniya.html