ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Истоки формирования образа мусульманского Востока у европейцев 11
1.1. Специфика образа «Другого» в контексте восприятия образа Востока... 11
1.2. Феномен ислама как вызов христианству в Средние века 15
1.3. Дихотомия «Восток - Запад» в эпоху колониализма 23
Глава 2. Образы арабов и ислама в социокультурном пространстве Европы в XX веке 39
2.1. Стереотипный образ ислама и арабов в европейских СМИ 39
2.2. Сущность терроризма и противостояние с Западом 50
2.3. Идеология столкновения цивилизаций и «конца истории» 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
Актуальность темы. Современные культурные и социально-политические процессы в жизни общества можно охарактеризовать понятием «глобализация». Происходит объединение различных государств, в рамках которого прежнее представление об иерархии народов и культур теряет свою значимость. В процессе интеграции происходит и взаимодействие культур, что нередко вызывает противостояние между ними.
Понимание и взаимопонимание в культуре возможно только через познание Иного. На современном этапе развития науки направление, занимающееся исследованием восприятия Другого или взаимовосприятия получило название имагологии ( от лат. imago - образ). Впервые термин появился в 1920е годы в социологии, в 1960х годах использовался в работах французских литературоведов Ж.-М. Карре, М.- Ф. Гийяра. Наиболее известные отечественные последователи Н. А. Ерофеев, Л. 3. Копелев, Е. Ю. Артемова. И.М. Смилянская, А.Р Ощепков и др. Роль образа Другого в формировании собственной идентичности на разных исторических этапах имеет важное значение. Лишь во взаимодействии с чужой культурой происходит понимание и принятие особенностей своей культуры.
Несомненно, причины конфронтации цивилизаций Востока и Запада берут свое начало с древности. Идеи Средних веков об образе арабов стали еще одним этапом в формировании отношения к мусульманам как к чужакам, нехристям. В период колониализма пассивность и архаичность стран Востока ставилась в противовес западной модернизации, вследствие чего Восток стал объектом воздействия со стороны Запада. Конец XIX- начало XX века ознаменован процессом превращения стран Ближнего Востока в подмандатные территории великих держав Великобритании и Франции. Знания о Востоке были необходимы не только для осуществления реформ, но и для успешного проведения раздела ближневосточных территорий на сферы влияния и использования их ресурсов.
Основным фактором, повлиявшим на формирование стереотипов об арабском Востоке, стал ислам. В начале XX века в эпоху активного развития науки и техники остро встал вопрос о взаимодействии религии с прогрессом. Встраивание мусульманского Востока в активно развивающийся мир необходимо было проводить, прежде всего, согласно исламскими доктринами.
Главным образом, причины конфликта на протяжении веков состояли в политических и экономических факторах, вопросах религии и географически выгодного положения. В новейшее время просматривается тенденция уклона в сторону идейно-политических причин конфронтации Востока и Запада. Сегодня данная проблема рассматривается в более глобальном аспекте, причины которой носят культурно-цивилизационный характер.
Итак, выбор темы нашей бакалаврской работы обусловлен рядом факторов. Во-первых, с начала 2000-х гг. среди академических историков и социологов проявляется значительный интерес к исследованию Ближнего Востока, и выпускается целый ряд научных работ, как в Европе, так и в России. За последние десятилетия, как в отечественной, так и зарубежной историографии появились исследования по интересующей нас теме, которые нуждаются в анализе, обобщении и систематизации. Во-вторых, в фокусе внимания находится арабо-мусульманское общество Ближнего Востока, так как на сегодняшний день именно этот регион характеризуется нестабильной политической и социально-экономической ситуацией и оказывает влияние как на международную политику, так и на всеобщую безопасность и мировое прогрессивное развитие.
Таким образом, обозначенная тема имеет научное и общественно-политическое значение. Исследование причин противопоставления восточной и западной цивилизаций заставляет задуматься о построении конструктивного межкультурного диалога и решении сложившейся сегодня непростой международной ситуации.
Объектом исследования является сравнительная характеристика
европейского и мусульманского общества в ХХ веке.
Предметом исследования является формирование и эволюция образа мусульманского мира в представлениях европейцев.
Цель данного исследования - осмысление проблемы представлений европейцев о мусульманском мире на протяжении XX в. и обобщение содержания культурно-исторических контактов двух цивилизаций.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- обозначить проблематику образа Другого и проследить его эволюцию формирования в ходе исторического развития цивилизаций;
- выявить причины противопоставления Востока и Запада в контексте различия религий ислама и христианства;
- определить характер взаимоотношений двух цивилизаций в колониальный период;
- представить обзор источников европейских СМИ и их влияния на формирование образа мусульман;
- показать роль исламского фактора в общественно-политической и повседневной жизни арабов-мусульман, а также понимание ислама европейцами в контексте феномена терроризма;
- оценить влияние теорий «столкновения цивилизаций» и «конца истории» на выстраивание межкультурного диалога Востока и Запада.
Хронологические рамки. Рассматриваемый период взаимоотношений исламской и европейской цивилизаций на протяжении ХХ века ознаменован как ростом национального самосознания арабо-мусульманского общества, так и увеличением числа миграционных процессов, проблемами интеграции мусульман в европейское общество. Специфика исследования предполагает исторический экскурс необходимый для рассмотрения предыстории конфликта.
Методы исследования. Методологической основой данной работы являются классические принципы исторического познания: принцип
историзма, требующий рассмотрения любого исторического феномена в его развитии, в его сущностной специфике, в его обусловленности многообразием факторов; принцип целостности, требующий подхода к каждому явлению как к системе взаимозависимых составляющих (конфигурация которой зависит от детерминирующих причин). Помимо этого, в работе использовались специально-исторические методы: историко-генетический метод, историко-сравнительный метод, метод компаративного анализа, метод типологии диалогических связей.
Обзор источников и литературы. При выборе темы учитывалась обеспеченность проблемы источниками. Основная база исследования разделена на две группы.
К первой отнесены опубликованные исторические источники. Мы использовали источники мемуарного характера ( воспоминания, дневники, путевые заметки). Например, мемуары британского офицера и путешественника Томаса Лоуренса (Аравийского) , сыгравшего значительную роль в арабском восстании 1916-1918 гг., а также дневники английской путешественницы, шпиона и археолога Г ертруды Белл, исследовавшей территории современного Ирака, Иордании и Саудовской Аравии. Немаловажный источником послужили и путевые заметки
-5
французского путешественника Шатобриана, английских Сеецена и Сонниния , которые внесли существенный вклад в развитие знаний о географических и культурных особенностях земель Аравии и Египта. Источниками более детальной информации о социально-экономическом положении населения арабских стран послужили воспоминания английских политических деятелей Б. Кромера и С. Лоу, назначенных в конце XIX в. в Египет для проведения финансовых реформ.
Комплекс этого источникового материала внес существенный вклад в интерпретацию проблемы. Он явился исходной основой нашего исследования.
Вторую группу составляет литература, которая в свою очередь отличается по научному уровню, содержанию материала. Это позволило нам сгруппировать ее следующим образом.
Справочная литература позволила нам сориентироваться в современных подходах к изучению заявленных нами проблем. Например, «Энциклопедия ислама. Том 7» . Труды общего характера, прямо или косвенно затрагивающие отдельные аспекты и общие концептуальные стороны обозначенной нами темы, позволили определить ее место и актуальность. Например, представитель отечественного востоковедения В.В.Бартольд осветил вопросы взаимодействия восточной и западной цивилизаций в своем труде «История изучения Востока в Европе и России» (1925) . М.Т. Степанянц уделил внимание мусульманским концепциям в
п
философии и политике в XIX-XX вв. Российский исламовед М.А. Батунский
рассматривал вопросы западноевропейской исламистики в период
о
колониализма.
Среди зарубежных ученых, изучавших Восток, можно выделить американского исследователя Эдварда Саида, рассматривающего феномен ориентализма, его зарождение, особенности развития на протяжении всего времени. Вопрос столкновения цивилизаций рассматривался в труде американского социолога Сэмюэля Хантингтона. Бернард Луис, читавший лекции в Европе, Америке, Азии, Северной Африке, посвятил множество работ вопросам Ближнего Востока. Среди них можно отметить «Мусульманское открытие Европы» (The Muslim Discovery of Europe), «Ислам и Запад» (Islam and the West).
Проблеме межкультурного диалога посвящали свои труды и арабские ученые М. Аркуп, М. Бузар, А. Аль Джунди, Дж. Хишаль, выпустившие свои труды в Бейруте.
И, наконец, специальные исследования связанные с новациями, которые обозначили современный уровень исследования нашей темы.
В работе осуществляется анализ и оценка научной литературы, вышедшей в последние десятилетия. Мы останавливаемся на проблемах, лежащих в поле зрения отечественных и зарубежных исследователей, и особое внимание уделяем работам, оказавшим несомненное воздействие на разработку проблем данной темы.
Для современной отечественной историографии характерно появление в последнее время серьезного комплекса литературы по обозначенной проблематике. Так, проблема конфронтации Востока и Запада в Средние века освещена в трудах С.И. Лучицкой . Вгляды российских ученых и путешественников отражены в работе В. Тольц «Собственный Восток России» , а также в сборнике статей «Россия и арабский мир: взаимное восприятие» . Вопрос интеграции мусульман в Европе освящен в статье С.М. Хенкина и И.В. Кудряшовой .
В числе зарубежных исследователей важной фигурой является профессор Флорентийского университета Ф. Кардини, в работе которого дана обобщенная характеристика контактов христианской Европы с исламским миром на протяжении всей истории . Исследование, проведенное в Школе журналистики Кардиффа, (Великобритания) в 2008 году под руководством К. Мур, П. Мэйсоном и Дж. Льюисом послужило ценным источником информации для формирования представлений об интеграции арабов-мусульман в европейское культурное пространство.
Практическое значение работы. Данное исследование направлено на то, чтобы проанализировать представления европейцев о мусульманском Востоке, что, безусловно, важно для автора как для будущего специалиста по странам арабского региона. Также данная работа может использоваться для дальнейшего анализа формирования стереотипов об арабском Востоке у жителей Европы и поиска путей к диалогу двух культур на современном этапе развития международных отношений.
Новизна исследования. В данной работе произведена систематизация материала по важнейшим вопросам, связанным с проблемой взаимодействия арабо-мусульманского и европейского миров на протяжении XX века в совокупности с анализом причин формирования представлений об арабском Востоке и его интеграции в мировое сообщество.
Структура работы. Во введении обоснована логика проведения исследования. Основная часть состоит из двух глав. Первая глава посвящена исторической динамике формирования образа Востока у европейцев. Во второй главе мы сфокусировали внимание на современном восприятии этого образа европейцами. В заключении обобщаются итоги исследования. Библиографический список включает около 50 названий опубликованных работ и Интернет-ресурсов. Используется проблемно-хронологический принцип изложения материала.
Итак, многосторонние взаимоотношения Европы и мусульманского мира на протяжении длительного времени сформировали общее коммуникативное пространство, в котором важное место занимает образ Другого.
Основные представления о мусульманском Востоке в европейской культуре сформировались в специфических познавательных условиях. Первым периодом наиболее близких контактов двух цивилизаций стали Средние века, а именно эпоха Крестовых походов. Конфронтация «свой - чужой» строилась в первую очередь на основе религии. Образу ислама, как религии насилия и жестокости, противопоставлялся идеальный образ христианства как религии истины, строгой нравственности и мира, как веры распространяемой убеждением, а не силой оружия.
Эпоха колониализма и последовавшее за ней господство и управление подмандатными территориями стран Ближнего Востока стали еще одним этапом развития отношений двух цивилизаций. Развитие представлений о Востоке шло в русле конкретных задач, решаемых Западом. Традиционное и консервативное общество Востока легко уступало развивающейся быстрыми темпами и модернизирующейся Европе. Запад, подчинив себе мусульманский мир, превратил его в богатый источник экономических доходов. Таким образом, постепенно Восток стал объектом подчинения, а следовательно и объектом тщательного исследования. Исследователь, отправляющийся на Восток с миссией проведения реформ, представлялся прежде всего как имперский агент. Главной задачей западного ориенталиста было определение Востока на службу империи, выведение его из вековой пассивности к воинственности современности, в быстро развивающийся в
экономическом отношении мир. При этом нельзя было позволить восточному обществу развиваться по собственному пути.
Для управления захваченными территориями и сохранения влияния в зависимых государствах одного военного и экономического превосходства было недостаточно. Европейцы ставили задачу понять внутренние причины формирования национального характера арабов, для успешного проведения реформ и внедрения современных методов в экономику и сельское хозяйство арабских стран.
С прекращением существования колониального устройства мира после Второй мировой войны Западная Европа снова встретилась с «исламской угрозой», только теперь речь шла не столько об угрозе военного вторжения, сколько об угрозе стремительного распространениями чужой культуры и религии, т.к. начиная с 50-х - 60-х гг. прошлого столетия в европейские страны началась трудовая миграция из бывших колоний.
С ходом событий под влиянием миграционных процессов из исламских государств политика стран ЕС начала изменяться: появились проблемы, связанные со сложностями успешного приобщения мусульман в принимающее социо-культурное пространство Европейского Союза.
Думается, что устойчивая тенденция многих СМИ и отдельных авторов рассматривать любой политический или социальный конфликт с участием мусульман в контексте теорий «столкновения цивилизаций» (исламской и европейской), обладающих своими культурными особенностями и уникальным набором ценностных установок лишь осложняет внешнеполитическую обстановку обстановку. Данная ситуация не может позитивно повлиять на построение мирных и взаимовыгодных отношений между Востоком и Западом. Скорее наоборот, описанная выше информационная политика совместно с ухудшением социальной ситуации приводит к росту исламофобии и антиисламским выступлениям во многих странах Европы. К сожалению, западные СМИ продолжают сохранять единодушные стереотипы в отношении арабских мусульман, независимо от того, передаются ли они по телевидению, печатаются или транслируются. Вопрос не ограничивается случайными незаметными стереотипами и искажениями реальности, а носит более глобальный характер. Западные СМИ стремятся к любыми способами узаконить предрассудки и создать чувство недоверия по отношению к арабам. Поэтому очевидно, что западные СМИ приписывают свои утверждения «доказательствами», «аргументами» и «фактами», чтобы показать, что действия «араба», «мысли» и «намерения» арабов не носят мирного характера. Таким образом, западные СМИ несут ответственность за придание и придание западной общественности предвзятого и сфабрикованного предвзятого отношения к арабам и мусульманам. Если западные СМИ изменят свое мнение по отношению к арабским мусульманам, они получат взаимный ответ.
Не будет большим преувеличением сказать, что несмотря на все усилия правительств стран Европы претворить в жизнь основные принципы толерантности и активно проводить политику мультикультурализма, рядовые европейцы продолжают воспринимать мусульман как чужаков.
Таким образом, сложности во взаимоотношениях мусульман и европейцев связаны с формировавшимися веками стереотипами относительно первых.
Рассмотрев различные аспекты взаимоотношений между мусульманским миром и Европой, автор сделал заключение об их общем значении для западной цивилизации. Прежде всего самоопределение Запада стало возможно лишь в условиях существования Востока. Европейцы обращали внимание на явления, которые казались им «странными», сопоставляя их со «своим» мировоззрением. Данная конфронтация сохраняется в развитии диалога Востока и Запада и на современном этапе, что оставляет вопрос о позитивной интеграции исламского общества в европейские страны открытым. Для достижения мирного сосуществования западным специалистам необходимо передавать действительную реальную информацию о других обществах, народах и их устройстве, не употреблять устоявшиеся стереотипы о представителях различных культур, обобщая известные сведения, а также всегда быть готовым принимать критику и быть внимательным к собственным действиям. Только благодаря совместным усилиям мусульманское и европейское общества смогут прийти к мирному сосуществованию и конструктивному диалогу.
Однако хотелось бы отметить, что на сегодняшний день существует ряд мусульманских и западноевропейских ученых и публицистов, которые прилагают все усилия для популяризации достоверных знаний о мусульманской культуре среди европейцев и европейской культуре среди мусульман. Вместе с тем, несмотря на политические, экономические и культурные различия, взаимозависимость государств в настоящее время становится все более существенной и требует совместного изучения международными специалистами со всего мира.
1. Бартольд В.В. История изучения Востока в Европе и России / В.В. Бартольд. - Л.: Ленанд, 1925. - 326 с.
2. Батунский М.А. Западно-европейская исламистика и колониализм. В кн.: Современные идеологические проблемы в странах Азии и Африки / М.А. Батунский - М.: Наука, Глав. ред. вост. лит-ры, 1970. - 145 с.
3. Всматриваясь друг в друга... Россия и арабский мир: взаимное восприятие (Сборник статей) / Сост.: Н.Г. Романова, И.М. Смилянская (отв. ред.), А.О. Филоник. - М.: Институт востоковедения РАН, 2013. - 482 с.
4. Дитмар А.Б. От Птолемея до Колумба / А.Б. Дитмар. - М.: Мысль, 1989. - 254 с.
5. Журавский А.В. Ислам и христианство: социо-культурные проблемы диалога / А.В. Журавский. - М.: Наука, 1990. - 128 с.
6. Ключников Б.Ф. Исламизм, США и Европа / Б.Ф. Кючников. - М.: Эксмо, 2003. - 316 с.
7. Ланда Р.Г. Социология современного Востока / Р.Г. Ланда. - М.: Вост. ун-т, 2008. - 416 с.
8. Лучицкая С.И. Образ Другого. Мусульмане в хрониках крестовых походов / С.И. Лучицкая. - СПб.: Алетейя, 2001. - 412 с.
9. Малашенко А.В. Острые углы ислама / А.В. Малашенко // Время новостей. - 2002. - 95 с.
10. Наумкин В.В. Фехтование цивилизаций / В.В. Наумкин // Россия в глобальной политике. - 2007. - №5. - 184 с.
11. Павловская A.B. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации / А.В. Павловская // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 1998. - №1. - 104 с.
12. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система / С.М. Прозоров.
- М.: Восточн.лит. РАН, 2004. - 471 с.
13. Соловьев Вл. Великий спор и христианская политика / Вл.Соловьев.
- М.: Эксмо-пресс Фолио,1999. - 21 с.
14. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX-XX вв. / М.Т. Степанянц. - М.: ГРВЛ, 1982. - 248 с.
15. Тольц В. «Собственный Восток России» / В. Тольц. - М.: Новое литературное обозрение», 2013. - 334 с.
16. Хенкин С.М., Кудряшова И.В. Интеграция мусульман в Европе: политический аспект / С.М. Хенкин, И.В. Кудряшова. - М.: Полис. Политические исследования. 2015. № 2. - 190 с.
2.2. Зарубежных авторов (переводная)
1. Бахджат А.Р. Арабская личность в западном кино / А.Р. Бахджат. - Каир: Каирский клуб кино, 1998. - 86 с.
2. Бернард Л. Востоковедение между принятием и отторжением / Л.Бернард - Бейрут: Дар ас-саки, 1994. - 275 с.
3. Генон Р. Встреча Востока и Запада / Пер. с франц. Т. Любимовой / Р. Генон. - М.:Беловодье, 1995 - 215 с.
4. Грюнебаум Г.Э. фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры / Г.Э. Фон Грюнебаум. - М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1981.- 126 с.
5. Кардини Ф. Европа и ислам: история непонимания / Серия «Становление Европы» / Пер. с итал. Е. Смагиной, А. Карловой, А. Митрофанова / Ф. Кардини. - Спб.: «Александрия», 2007. - 332 с.
6. Лэйн Э.У. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX в / Э.У. Лэйн. - М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1982. - 436 с.
7. Поло М. Книга чудес света / Пер. с англ. И. Минаев / М.Поло. - М.: Эксмо, 2009. - 512 с.
8. Ренан Э. Участие семитических народов в истории цивилизации /
Ренан Э. - Киев, 1902. - 361 с.
9. Саид Э. Ориентализм. Западные концепции Востока. / Пер. с англ. А.В. Говорунова / Э. Саид. - СПб.: Русский Mиp, 2006. - 485 с.
10. Томсон Дж. О. История древней географии. / Пер. с англ. Н.Скаткин / Дж. Томсон. - М.: Изд-во иностр. лит-ры., 1953. - 592 с.
11. Уотт У.М. Влияние ислама на средневековую Европу / Пер. с англ. А.В. Сагадеева / У.М. Уотт. - М.: Эксмо, 1976. - 276 с.
12. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / пер. с англ. М.Б. Левина / Ф. Фукуяма. - М.: АСТ, 2007. - 588 с.
2.3. Зарубежных авторов (на английском языке)
1. Bearman P.J., Bianquis Th., Bosworth C.E., Donzel E. van, Heinrichs W.P. et al., Encyclopedia of Islam, 2nd Edition., Vol.7. / P.J. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs et al. - Leiden: E. J. Brill,
2005. - 1057 pp.
2. Boyd Douglas A. Sharq al-Adna / A. Douglas Boyd / The Voice of Britain // Gazette: The International Journal for Communication Studies. Vol. 65 (6), 2003. - 65 pр.
3. Esposito J.L. The Islamic Threat, Myth or Reality / J.L. Esposito. - New York: Oxford University press, 1992. - 352 рp.
4. Grunebaum G.E. von. The problem: unity in diversity and variety in muslim civilization / G.E. von Grunebaum. - L.: Oxford University press, 1963. -
L. : Oxford University press, - 37 рp.
5. Huntington S.P. The clash of civilizations and the remarking of world order / S.P. Huntington. - L.: Oxford University press, 1996. - 603 pp.
6. Lewis B. The Middle East and the West / B. Lewis. - Bloomington: Indiana univ. press, 1964. - 164 рp.
7. Moore K., Mason P.. Lewis J. Cardiff Final Report. Images of Islam in the UK / K. Moore, P. Mason, J. Lewis. - C.: Cardiff School of Journalism, Media and Cultural Studies, 2008. - 40 pp.
8. Nasir S.J. The Arabs and the English / S.J. Nasir. - L.: Longman, 1976. - 175 pp.
9. Turner B. Orientalism and the problem of civil society in Islam / B.
Turner // Orientalism, Islam and Islamists. USA. - 1984. - 385 pp.
2.4. Зарубежных авторов (на арабском языке)
1. ^ 98 - 1987 - .м jjjl
(аль-Джунди А. Аль-ислам валь-харб / А. аль-Джунди. - Бейрут, 1987. - 98 с.): аль-Джунди А. Ислам и Европа / А. аль-Джунди. - Бейрут, 1987. - 98с.
2. ^ 56 5# 2004 .е-l^l ? l^uji
(аль-Кади М. Фаранса ва-л-ислам: аййу та‘айуш? / М. аль-Кади // ат- Тасамух. - 2004. - № 5 - 56 с.(: аль-Кади М. Франция и ислам: сосуществование? / М. аль-Кади // Толерантность. - 2004. - № 5 - 56 с.
3. ^ 215 - 1995 ^jj£ - . MJP 9jjjl f^V' j^
(Аркуп М. Ислям Йюруп, Харб / М. Ислям Аркуп. - Бейрут, 1995. - 215 с): Аркуп М. Ислям Европа.Запад / М. Ислям Аркуп. - Бейрут, 1995. - 215 с.
4. ^> 125 - 1986 ^jj^ - . j'jj 9^j^ fjJl
(Бузар М. Аль-ислям аль-яум / М. Бузар. - Бейрут, 1986. - 125 с.): Бузар
М. Ислам сегодня / М. Бузар. - Бейрут, 1986. - 125 с.
5. 157 — 1991 ^jj£ - . 9jjjVI J/Aa
(Хишаль Дж. Аль-Йюруп валь ислям / Дж. Хишаль. - Бейрут, 1991. - 157 с.): Хишаль Дж. Европа и ислам / Дж. Хишаль. - Бейрут, 1991. - 157 с.
6. ^ 40 1# 2003 .^luali f^usV' ^i .^.f. Jjjaj
(Закзук М. Х. Ат-Тасамух фи-л-ислам / М.Х. Закзук // ат-Тасамух. - 2003. - № 1 - 40 с.): Закзук М.Х. Толерантность в исламе / М.Х. Закзук // Толерантность. - 2003. - №1 - 40 с.