Введение 3
1. Теоретические основы налогообложения водных объектов 7
1.1. Экономическая сущность налогообложения водных объектов 7
1.2. Эволюция налогообложения водных объектов 15
1.3. Зарубежный опыт налогообложения водных объектов 21
2. Практика налогообложения водных объектов в России 30
2.1. Механизм исчисления и уплаты водного налога 30
2.2. Анализ поступления налоговых платежей по водному налогу 37
3. Перспективы развития налогообложения водных объектов в России 45
3.1. Совершенствование налогообложения водных объектов 45
3.2. Возможности применения зарубежного опыта при реформировании налогообложения водных объектов 52
Заключение 59
Список использованных источников 64
Приложения
Вода является важнейшим жизнеобеспечивающим компонентом
окружающей природной среды. Водные ресурсы имеют огромное экономическое значение и играют значительную роль в экономике любого государства. Обеспеченность водными ресурсами - один из важнейших экономических показателей, характеризующих экономическое положение страны. Наряду с трудом и капиталом водные ресурсы также являются фактором производства. Отсутствие водных ресурсов или плохое их качество приводят к увеличению затрат других ресурсов.
Ограниченность водных ресурсов и их значение для жизнедеятельности людей предопределяют задачу государства - достижение и поддержание экономически оптимального и экологически безопасного уровня водопользования - «устойчивого водопользования». Устойчивое водопользование включает реализацию прав нынешнего и будущих поколений на пользование экологически полноценным водно-ресурсным потенциалом и сбалансированность потребностей экономического развития и
возможностей воспроизводства экологически полноценных водных ресурсов.
Одним из основных условий обеспечения устойчивого водопользования является платность водопользования, с помощью которой мобилизуются средства для реализации водоохранных и водовосстановительных мероприятий и стимулируется рациональное использование водных ресурсов.
В России платность водопользования существует с 1981 г., а в настоящее время реализуется в виде водного налога, введенного главой 25.2 Налогового кодекса РФ в 2005 г. В тоже время действующий водный налог недостаточно эффективен и не позволяет в полной мере реализовывать основные задачи платности водопользования - возмещение затрат на водохозяйственные мероприятия и стимулирование рационального водопользования. Средства, поступающие в бюджет в виде водного налога, недостаточны для полного
покрытия необходимых затрат на водовосстановительные, водоохранные и другие водохозяйственные мероприятия. Остро стоит проблема расточительного водопользования, особенно в сфере жилищно-коммунального хозяйства и сельского хозяйства.
Одним из путей решения указанных проблем является повышение ставок водного налога. Вместе с тем, резкое повышение ставок может привести к негативным последствиям. В связи с этим видится необходимым рассмотреть другие возможности повышения фискальной и регулирующей роли водного налога.
По своей сущности водный налог является платой, возмещающей затраты на восстановление и охрану водных объектов. Ограниченность водных ресурсов предопределяет возможность возникновения рентного дохода в сфере водопользования. Поскольку водные объекты и их ресурсы являются государственной собственностью, то водная рента должна изыматься в пользу государства. Практические аспекты построения рациональной
системы платного водопользования неразрывно связаны с решением теоретического вопроса о водной ренте и механизме ее изъятия.
Теоретические и практические вопросы платного водопользования рассмотрены в работах Бородычевой И.С., Быстрицкой Н.С., Григорьева Е.Г., Данилова - Данильяна В.И., Игнатова А.В., Кравченко С.В., Куприянова И.В., Крутиковой К.В., Леонтьевой Ю.В., Петрунина В.В., Прохоровой Н.Б., Ушаковой С.Е., Фомичевой Е.В., Шихирина В.В., Шпагиной А.Н. и др.
Однако исследованию налогов в сфере водопользования, в отличие от других видов природных налогов, посвящен ограниченный круг работ. Не достигнуто единства научных взглядов по вопросу целесообразности изъятия налогов при водопользовании, и он требует более глубокого анализа.
Одновременно при введении главы 25.2 Налогового кодекса РФ были нечетко определены некоторые элементы водного налога, что вызывает необходимость разработки и уточнения понятийного аппарата, используемого в законодательстве по налогам и сборам в сфере налогообложения водопользования.
Недостаточная степень разработанности теоретических и практических аспектов платного водопользования обусловливает актуальность темы исследования, предопределяет его цель и задачи.
Целью работы является изучение теоретических и практических аспектов налогообложения водных объектов, выявление проблем и определение путей их решения.
- выявить экономическую сущность водного налога;
- изучить возникновение и развитие налогообложения водных объектов в Российской Федерации;
- обобщить зарубежный опыт налогообложения водных объектов;
- проанализировать порядок исчисления и уплаты водного налога в Российской Федерации;
- проанализировать поступления водного налога в бюджетную систему Российской Федерации;
- выявить проблемы и предложить направления совершенствования налогообложения водных объектов;
- изучить возможности применения зарубежного опыта налогообложения водных ресурсов.
Объектом исследования является совокупность экономических отношений, возникающих между водопользователями и государством при водопользовании.
Предметом исследования является механизм налогообложения водных ресурсов в Российской Федерации.
Методологической основой научного исследования являлись принципы диалектической логики, системный подход, исторический и системный анализ и синтез. В качестве инструментов научного исследования применялись методы научной абстракции, индукции и дедукции, группировок, сравнений и оценок, а также методы сравнительного анализа и статистической обработки информации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав основного содержания, заключения, списка использованных источников и приложений.
Вода занимает особое место среди природных ресурсов нашей планеты. Это один из неотъемлемых элементов жизни, предназначенный для поддержания жизненных потребностей человека, животного и растительного мира; производственно-хозяйственных нужд (мытьё, охлаждение оборудования и материалов, полив растений); гидротранспортировки и перевозки грузов на судах; обеспечения специфических технологических процессов (например, выработки электроэнергии).
Именно поэтому важное значение приобретает рациональное использование имеющихся водных ресурсов, проведение комплексных меро-приятий, направленных на улучшение состояния водного хозяйства в каждой стране. Однако их проведение в немалой степени является затратным делом, изымая из оборота определённую часть бюджетных средств. Одним из способов возмещения затрат, а также мерой по стимулированию рационального водопользования является налогообложение, в частности водный налог.
С 2007 г. в России одновременно взимаются два вида платежей за пользование водными объектами — водный налог и неналоговая плата. Причем при определенных условиях один и тот же водопользователь может уплачивать и водный налог, и неналоговую плату — только по разным водным объектам.
Экономическое содержание водного налога заключается в рациональном и эффективном использовании водных пространств и водных ресурсов страны, повышении ответственности за сохранение водных объектов и поддержание экологического равновесия. Данный налог имеет строго целевое назначение — не менее половины собираемых сумм федеральные и региональные органы власти обязаны направлять на осуществление мероприятий по восстановлению и охране водных объектов.
С годами налогообложение водных объектов в Российской Федерации претерпело ряд изменений. Плата за пользование водными ресурсами начала
существовать в России в 20-30-е годы XX в. и взималась с единицы орошаемой поверхности для возмещения расходов по эксплуатации водохозяйственных систем. Далее была введена плата за воду, подаваемую оросительными системами, а также за воду, забираемую промышленными предприятиями. Уже в постсоветское время существовала плата за пользование водными объектами, объединенная из двух видов плат. С 2006 года в силу вступил водный налог, который к сегодняшнему дню продолжает функционировать, однако постепенно вытесняется неналоговой платой.
Пользование подземными водными объектами является объектом обложения водным налогом, а водопользователи, осуществляющие данный вид водопользования, являются плательщиками водного налога в соответствии с главой 25.2 «Водный налог» НК РФ на основании лицензий на право пользования недрами в целях добычи подземных вод, выданных как до 1 января 2007 года, так и после этого срока.
В бюджетную систему Российской Федерации в 2015 году поступило 13 339,65 млрд. рублей, что на 22,38% больше, чем в 2013 году. Наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов занимает налог на добычу полезных ископаемых, поступления которого составили 3 226,83 млрд.руб. или 24,19% в общем объеме налоговых доходов. На втором и третьем месте по объему поступлений в бюджет - налог на доходы физических лиц (21,14%) и налог на прибыль организаций (19,48%). Наименьший удельный вес в структуре налоговых доходов занимают сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (0,02%), а также водный налог (0,02%).
По итогам 2013 г. произошло падение налоговых поступлений от водного налога с 2,48 млрд. руб. до 2,20 млрд. руб. - на 200 млн. руб. или 11,91%. Сократившиеся объемы производства и банкротство многих крупных предприятий предопределили сокращение объема использования воды. На размер поступлений водного налога оказали влияние низкие ставки налога, которые не меняются и не индексируются с учетом роста стоимости водных 60
ресурсов и уровня инфляции. Для России, которая владеет огромными водными ресурсами, крайне незначительный объем налоговых поступлений (0,02% налоговых доходов федерального бюджета) недопустим. При этом нельзя игнорировать тот факт, что размеры существующих ставок водного налога обеспечивают поступления средств, составляющих менее 30% от суммы затрат, необходимых для содержания и развития водного комплекса.
Кроме того, на снижение объемов водного налога в 2013 г. мог повлиять и тот факт, что снизилось количество плательщиков водного налога.
Поступления по водному налогу при использовании акваторий водных объектов, предоставленных в пользование, неуклонно падают на протяжении последних трех лет. В 2013 году поступления водного налога от данного объекта составили 10 565 тыс. руб. В 2014 году наблюдается снижение
поступления водного налога от данного показателя на 1 946 тыс. руб. по сравнению с 2013 годом. В 2015 году поступления при использовании акваторий водных объектов, предоставленных в пользование, также снизились (на 1 739 тыс. руб.) по сравнению с предыдущим годом.
По объекту «при пользовании водными объектами в целях удовлетворения потребностей гидроэнергетики» также наблюдается спад в поступлениях в бюджет Российской Федерации (в 2 раза на 01.01.2016 г. по сравнению с данным показателем на 01.01.2014 г.).
Аналогичные тенденции наблюдаются и в Республике Татарстан.
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с применением пониженной ставки при заборе воды для водоснабжения населения, в РФ за 2015 г. увеличилась и составила 1 321 млрд. руб. или 48 % от общей суммы водного налога за этот же период. По Республике Татарстан данный показатель также увеличился на 4,68% на 01.01.2016 г. по сравнению с 01.01.2014 г. и составил 0,93% не поступивших в бюджет РФ в связи с применением пониженной ставки при заборе воды для водоснабжения населения.
В настоящее время существуют определенные проблемы на рынке водных ресурсов, которые незамедлительно нужно решать. Важной проблемой
является отсутствие эффективного экономического механизма стимулирования рационального водопользования. Основными инструментами стимулирования рационального водопользования, в настоящее время являются:
- платность водопользования, включающее плату за пользование водных ресурсов и плату за их загрязнение;
- нормирование и планирование процесса водопользования;
- льготные и поощрительные санкции для эколого-ориентированных водопользователей и штрафные санкции за нарушение водного законодательства.
Подобные инструменты не обеспечивают рационализации водопользования. К другим важным проблемам управления процесса водопользования можно отнести:
- коррупцию и хищение финансовых ресурсов;
- несоблюдение экологического законодательства;
- не совершенность тарифной политики, как в части водопользования и водоотведения, так и в части штрафных и предупредительных санкций;
- нехватка финансовых ресурсов;
- малое использование инновационных и энергосберегающих технологий очистки воды;
- аварийные и незаконные сбросы загрязненной воды, особенно в ночное время суток.
Для решения всех этих проблем в области водоснабжения и водопользования распоряжением Правительства РФ от 27.08.2009 N 1235-р утверждена Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года.
Снижение удельного потребления водных ресурсов в технологических процессах достигается расширением использования систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, внедрением водосберегающих технологий в промышленности и сельском хозяйстве.
В этих целях необходимо:
- установить прогрессивную шкалу платы за изъятие водных ресурсов сверх установленных норм водопотребления;
- ввести льготные ставки платы за изъятие водных ресурсов в целях функционирования систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения;
- реализовать комплекс экономических и административных мер, в том числе по дифференциации водного налога и ставок платы за забор (изъятие) водных ресурсов, стимулированию приборного учета водных ресурсов и пропаганде необходимости оборудования жилого фонда счетчиками воды, обеспечить оборудование системами учета воды вводимых объектов капитального строительства;
- включить забор (изъятие) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения в перечень видов платного водопользования с применением экономически обоснованных ставок платы в целях стимулирования сокращения потерь воды в агропромышленном комплексе.
Реализация мероприятий по повышению рациональности использования водных ресурсов позволит обеспечить снижение водоемкости экономики Российской Федерации и повышение национальной конкурентоспособности.
Повышение эффективности использования водных ресурсов водохранилищ и водохозяйственных систем будет способствовать адаптации водохозяйственного комплекса к функционированию в наиболее неблагоприятных условиях - в периоды затяжного маловодья.
Таким образом, в целях стимулирования рационального использования водных объектов хозяйствующими субъектами необходимо изменение действующих в настоящее время ставок водного налога, поскольку они не направлены на создание мотивации хозяйствующих субъектов в рациональном использовании водных объектов. Однако при этом необходимо иметь в виду, что сфера применения водного налога постепенно сокращается, поэтому данный налог перестает иметь системообразующий характер.
1. Водный кодекс Российской Федерации: офиц. Текст. - М.: Экзамен, 2016.
2. О недрах: закон Российской Федерации [Электронный ресурс]; от 21.02.1992 г. № 2395-1 // Справочно-правовая система «Консультант - плюс». - Последнее обновление 28.02.2016.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации: офиц. текст. — М.:Экзамен, 2016.
4. Об утверждении Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 г. №764 // Справочно-правовая система «Консультант - плюс».— Последнее обновление 28.02.2016.
5. О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12. 2006 г. № 876 // Справочно-правовая система «Консультант - плюс».—Последнее обновление 28.02.2016.
6. Об исчислении и уплате водного налога при заборе воды для водоснабжения населения и при безлицензионном водопользовании [Электронный ресурс]: Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 20.12-2005 г. 03-07-03-02/64 // Справочно-правовая система «Консультант - плюс». — Последнее обво&1еяне 28.02.2016.
7. О водном налоге [Электронный ресурс]: Письмо ФНС России от 22¬07.2005 г. № 21-3-05/45 // Справочно-правовая система «Консультант - плюс». - Последнее обновление 28.02.2016.
8. О лицензировании подземных водных объектов [Электронный ресурс]: Письмо Роснедр от 19.05.2005 г. № ПС-03-33/2686// Справочно-правовая система «Консультант - плюс». — Последнее обновление 28.02.2016.
9. О налогообложении водным налогом пользования водными объектами в целях водоснабжения населения и при безлицензионном водопользовании [Электронный ресурс]: Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 14.06.2006 г. № 03-07-03-02/24// Справочно-правовая система «Консультант - плюс». — Последнее обновление 28.02.2016.
10. О налогоплательщиках водного налога [Электронный ресурс]: Письмо ФИС России от 14.06.2005 г. № ГВ-6-21/485// Справочно-правовая система «Консультант - плюс». - Последнее обновление 28.02.2016.
11. О направлении разъяснений Минфина России по отдельным вопросам исчисления и уплаты водного налога [Электронный ресурс]: Письмо ФПС России от 23.01.2006 г. № ГВ-6-21/46// Справочно-правовая система «Консультант - плюс». - Последнее обновление 28.02.2016.
12. По вопросу определения объема забора воды из водного объекта для водоснабжения населения в целях начисления водного налога [Электронный ресурс]: Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2006 г. № 03- 07-03-04/34// Справочно-правовая система «Консультант - плюс». — Последнее обновление 28.02.2016.
13. По вопросу постановки на учет в налоговых органах
налогоплательщиков водного налога: [Электронный ресурс]: Письмо ФНС России от 02.06.2005 г. № 09-2-04/2348// Справочно-правовая система
«Консультант - плюс». -Последнее обновление 28.02.2016.
14. Алдохина Е.Г. Рациональное водопользование: создание
эффективного механизма и условия его формирования / Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2015. - № 4 (32). С. 235-239.
15. Алдохина Е.Г. Система налогов и платежей за пользование водными ресурсами за рубежом на современном этапе экономического развития / В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 томах. - 2015. С. 12-13.
16. Антропова Т.А. Недостатки изменений водного кодекса РФ / Актуальные вопросы экономических наук. - 2011. - № 20. С. 213-216.
17. Антропова Т.А. Опыт зарубежных стран в вопросах
налогообложения природных ресурсов и природопользования / Актуальные вопросы экономических наук. - 2009. - № 5-3. С. 185-187.
18. Батракова Л.Г., Григорьев А.В. Платежи за пользование природными ресурсами: экономико-исторический аспект / Ярославский педагогический вестник. - 2012. Т. 1. - № 2. С. 95-99.
19. Баяндурян Г. Л. Федеральные налоги и сборы: Учебное пособие / Г.Л. Баяндурян, А.А. Полиди, М.Л. Осадчук; Под общ. ред. Г.Л. Баяндуряна. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 240 с.
20. Богданова, Е. П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е. П. Богданова. - М.: МФПА, 2010. - 432 с.
21. Быстрицкая Н.С. Развитие платного водопользования в России / Использование и охрана природных ресурсов в России. - 2010. - № 2. С. 13-16.
22. Гитинова К.Г. Основные тенденции изменения в налоговом законодательстве по водному налогу / Фундаментальные исследования. - 2016. - № 1-1. С. 121-126.
23. Голованов Г. О некоторых аспектах правового регулирования
водного налога / Хозяйство и право. - 2009. - № 5. С. 74-79.
24. Голованов Г. О некоторых аспектах правового регулирования
водного налога / Хозяйство и право. - 2009. - № 5. С. 74-79.
25. Головина Е.И. Экономический механизм рационального использования подземных вод / Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2014. Т. 16. - № 1-4. С. 951-955.
26. Головина Е.И., Азаров А.А. Дифференциация ставок водного налога как элемент совершенствования экономического механизма в структуре управления добычей подземных вод / Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 2 (55). С. 358-363.
Т1. Головина Е.И., Азаров А.А. Дифференциация ставок водного налога как элемент совершенствования экономического механизма в структуре управления добычей подземных вод / Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 2 (55). С. 358-363.
28. Горшкова Л.Л. Спорные вопросы, связанные с уплатой водного налога / Бухгалтер и закон. - 2010. - № 10. С. 16-20.
29. Дадашев А. З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие / А.З. Дадашев. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 240 с.
30. Данилова Н.В. Проблемы правового регулирования
налогообложения добычи подземных вод / Финансы и управление. - 2014. -
№ 3. С. 82-93.
31. Захарьин В. Р. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / В.Р. Захарьин. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2014. - 320 с.
32. Казем M.A. The estimation of parameter of water capitation, income and maintenance costs about sweet water from 2010 to 2025 (tabriz, iran) / Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2012. № 2. С. 31-35.
33. Карницкая Э.Н. Значение и перспектива развития водного налога в воспроизводственном процессе / В сборнике: Социогуманитарные и правовые проблемы современного общества Материалы XVI межвузовской научной конференции. Чувашский филиал Московского гуманитарно-экономического института. - 2015. С. 97-101.
34. Карницкая Э.Н. Управления водопользованием России в интересах устойчивого развития территорий с применением водного налога / В сборнике: Великие реки' 2015 Труды конгресса 17-го Международного научно¬промышленного форума: в 3-х томах. - 2015. С. 399-403.
35. Косарева Т. Е. Налогообложение организаций и физических лиц: Учебное пособие / Т.Е. Косарева и др.; Под ред. Т.Е. Косаревой. - 8-e изд., испр. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 240 с.
36. Малис Н. И. Теория и практика налогообложения: Учебник / Н.И. Малис, И.В. Горский, С.А. Анисимов; Под ред. Н.И. Малиса - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 432 с.
37. Мурунова А.В. Актуальные вопросы применения водного налога / В сборнике: ВЕЛИКИЕ РЕКИ' 2015 труды конгресса 17-го Международного научно-промышленного форума: в 3-х томах. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет . - 2015. С. 270-273.
38. Погорелова М. Я. Налоги и налогообложение: Теория и практика: Уч. пос. / Погорелова М.Я. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 205 с.
39. Покидышева И.В. Анализ проблем экономического механизма управления водопользованием / Природообустройство. - 2011. - № 5. С. 97-102.
40. Седаев П.В. Водный кодекс российской федерации, как один из источников администрирования водного налога / Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2013. - № 5. С. 148-151.
41. Седаев П.В. Водный кодекс российской федерации, как один из источников администрирования водного налога / Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2013. -№ 5. С. 148-151.
42. Седаев П.В. Основные проблемы и трудности администрирования водного налога / Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2013. - № 13. С. 214-218.
43. Седаев П.В. Основные проблемы и трудности
администрирования водного налога / Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2013. - №3. С. 214-218.
44. Ушаков Е.П. Ушакова С.Е. Водный рынок как институт рентных отношений водопользования / Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2014. - №9. С.38-49.
45. Ушаков Е.П., Ушакова С.Е. Водный рынок как институт рентных отношений водопользования / Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2014. - № 9 (156). С. 38-49.
46. Фомичева Л.П. Водный налог / Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения. - 2012. - № 7. С. 50-55.
47. Яруллин Р.Р. Водные ресурсы России и плата за их использование / Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2010. - №25. С.117-120.
48. Яруллин Р.Р., Ахмадризялова А.А. Платежи за пользование водными ресурсами / Вестник Башкирского государственного аграрного университета. - 2009. - № 1. С. 32-37.
49. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]: Водный налог - Официальный сайт научной электронной библиотеки, 2015. - Режим доступа: http://www.elibrary.ru