ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3-10
Глава I. Теоретические основы формирования критического мышления у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
1.1. Теоретический анализ основных понятий исследования: мышление,
критическое мышление 11-21
1.2. Особенности формирования критического мышления детей младшего
школьного возраста во внеурочной деятельности 21-31
1.3 Педагогические условия формирования критического мышления у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 31-43
Выводы по главе 1 43-46
Глава II. Эмпирическое исследование процесса формирования критического мышления у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
2.1. Организация эксперимента и исходный уровень сформированности критического мышления у детей младшего школьного возраста во внеурочной
деятельности 47-69
2.2. Программа формирования критического мышления у детей младшего
школьного возраста во внеурочной деятельности 69-75
2.3. Анализ результатов эффективности программы формирования
критического мышления у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 75-91
Выводы по II главе 91-93
Заключение 94-96
Список использованной литературы 97-101
Приложение 102-167
Глава I. Теоретические основы формирования критического мышления у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
1.1. Теоретический анализ основных понятий исследования: мышление,
критическое мышление 11-21
1.2. Особенности формирования критического мышления детей младшего
школьного возраста во внеурочной деятельности 21-31
1.3 Педагогические условия формирования критического мышления у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 31-43
Выводы по главе 1 43-46
Глава II. Эмпирическое исследование процесса формирования критического мышления у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
2.1. Организация эксперимента и исходный уровень сформированности критического мышления у детей младшего школьного возраста во внеурочной
деятельности 47-69
2.2. Программа формирования критического мышления у детей младшего
школьного возраста во внеурочной деятельности 69-75
2.3. Анализ результатов эффективности программы формирования
критического мышления у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 75-91
Выводы по II главе 91-93
Заключение 94-96
Список использованной литературы 97-101
Приложение 102-167
Актуальность темы исследования. В настоящее время проблема развития критического мышления в младшем школьном возрасте является актуальной, так как развивать мышление - это значит развивать умение думать. Благодаря способности человека нестандартно мыслить выявляются новые пути решения проблем, решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.
В современном обществе делается запрос на образованного, креативного, предприимчивого человека, самостоятельно принимающего решения, который может предложить новые идеи, способы решения той или иной проблемы.
Для успешного формирования критического мышления у младших школьников, важно правильно и своевременно продиагностировать уровень развития критического мышления.
Человек, воспринимающий окружающий мир, стремится проникнуть в него, слиться с ним воедино, чтобы познать суть.
Наиболее сложный психический процесс - мышление - обеспечивает понимание.
Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс, который отражает действительность. Оно происходит в процессе поиска и открытия чего-либо нового.
Один из исследователей критического мышления, Джон Дьюи, писал: «Критика - это экспертиза и испытание суждений, которые предлагаются для принятия, чтобы выяснить, соответствуют они действительности или нет» [11, с. 16].
«Критическое мышление — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам» [12].
Американский ученый М. Скривен, который занимался исследованием критического мышления, считал, что навык критически мыслить можно поставить наравне с умениями читать и писать [34].
Следовательно, актуально формирование критического мышления у младшего школьного возраста.
И для того, чтобы человек умел мыслить нестандартно, очень важно привить ему такой навык еще в школьном возрасте, когда идет развитие его мышления в целом.
Проявление мышления человека мы можем увидеть при решении задач. Перед тем, как начать мыслительную деятельность, важно чтобы прозвучал вопрос, над которым ученик осознанно будет думать.
Следует уделить внимание методу проблемного обучения, который выступает как один из способов развития критического мышления младших школьников, который ставит обучающегося в положение первооткрывателя.
Состояние разработанности проблемы исследования.
Формирование критического мышления изучается как в отечественной науке, так и в зарубежной. В работах зарубежных ученых психологов Д. Клустер, Д. Халперн, Х. Бедау, изучена природа критического мышления, критического письма, критического чтения, ими исследованы специфические методы формирования этих навыков [19; 5; 39]. Над вопросами формирования критического мышления работают зарубежные педагоги и психологи Эдвард де Боно, А.Л. Гройсман, В. Оконь и другие [13; 9; 31]. Понятие критического мышления отечественными учеными рассматриваются Б.М. Тепловым, Д.М. Шакировой, В. А. Сухомлинским, которые дали истоки личностно¬ориентированного подхода, что является фундаментаментальным условием для формирования свободной личности, способной мыслить самостоятельно и критически оценивать жизненные ситуации [36; 46; 33].
Проблема формирования критического мышления является предметом изучения многих современных исследователей: М. Лутфуллоева, Ф.
Шарифзода, А. Джураева, З. Мухторова, Л.В. Хохлова, О.С.Анисимова и другие [23; 47; 10; 27; 44; 2].
Изучения формирования критического мышления посвящены следующие диссертационные исследования Л.А. Мальц,
В. А. Шамис, Г.И. Опарина [25; 45; 28].
Однако, несмотря на широкий круг исследований проблемы формирования критического мышления у младших школьников не нашли достаточного изучения. В связи с этим существует устойчивое противоречие:
• между заказом общества на человека социально-активного, сознающего и способного отстаивать свою позицию и недостаточной разработанностью педагогических условий формирования критического мышления у младших школьников.
Данные противоречия указывают на актуальность и приоритетность одного из направлений фундаментальных и прикладных исследований, связанных с формированием у ребенка критического мышления, с развитием умеющего думать человека, и позволяют определить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования критического мышления у младших школьников во внеурочной деятельности?
Цель исследования: разработать и апробировать педагогические условия и программу формирования критического мышления у младших школьников, которые включают в себя разнообразные формы и методы работы внеурочной деятельности.
Объектом исследования будет являться процесс формирования критического мышления у младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия и программа формирования критического мышления у младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования основывается на том, что формирование критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности будет протекать наиболее эффективно, если:
- опираться на сущностные характеристики основного понятия «критическое мышление»;
- учитывать особенности внеклассной работы с детьми младшего школьного возраста;
- раскрыть педагогические условия формирования критического мышления у младших школьников и применить их на практике;
- разработать и экспериментально проверить программу формирования критического мышления у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности «Я все смогу!».
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущностные характеристики понятий «мышление», «критическое мышление».
2. Выявить особенности формирования критического мышления учащихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
3. Разработать и апробировать педагогические условия формирования критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность педагогических условий и программы формирования критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования являются психолого-педагогические концепции, которые раскрывают вопросы о формировании критического мышления Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, П.П. Блонский; работы А.А.Смирнова, Б.М, Теплова о роли критичности мышления в структуре личности в теоретическом плане; критическом мышлении как способности (А.С. Байрамов); критическом мышлении - как установке (О.Ф.Керимов).
Методы исследования:
- теоретический (теоретический анализ и синтез психолого-педагогической литературы, обобщение опыта, систематизация, классификация),
- эмпирические (тестирование, педагогический эксперимент),
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ Ципьинской средней общеобразовательной школы Балтасинского района Республики Татарстан.
Этапы исследования. Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2014 по 2016 г.
На первом этапе - поисково- теоретическом (с октября 2014 года по декабрь 2014 года) проводился анализ теоретико-методологических подходов к проблеме, определялись принципы, педагогические условия. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезу исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - опытно-экспериментальном (с января 2015 года по март 2016 года) был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; апробировались психолого-педагогические условия формирования критического мышления у младших школьников; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем этапе - обобщающем (с марта 2016 года по май 2016 года) осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в том, что
1. Конкретизировано понятие «критическое мышление» в ключе формирования критического мышления в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности.
2. Выявлены и раскрыты педагогические условия формирования
критического мышления у младших школьников:
- создание благоприятной эмоциональной среды для формирования критического мышления у детей младшего школьного возраста;
- применение разнообразных активных форм и методов: диспуты, беседы, упражнения, игры, тренинги, реализованных в программе «Я всё смогу!», направленной на формирования критического мышления у младших школьников во внеурочной деятельности.
3. На этой основе разработана и экспериментально проверена программа формирования критического мышления у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности «Я всё смогу!».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий формирования критического мышления .
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке педагогических условий, которая способствует формированию критического мышления у младших школьников во внеурочной деятельности. Разработана и апробирована программа «Я всё смогу!», позволяющая сформировать критическое мышление у младших школьников. Разработанная программа по формированию критического мышления может послужить методическим материалом в работе с детьми младшего школьного возраста, опираясь на особенности обучения во внеурочной деятельности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Проанализировав достаточное количество определений понятия «критическое мышление», мы в своей работе придерживаемся следующего понятия, которое мы вывели на основе определений, данных С.И. Заир -Беком и Л.И. Божович: «Критическое мышление - это рефлексивное, оценочное мышление, которое включает в себя действия, направленные на установление аналогии, выделение существенных и несущественных признаков, анализ объектов, также готовность исправлять ошибки и поиск компромиссных решений».
2. Педагогическими условиями формирования критического мышления у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности являются: создание благоприятной эмоциональной среды для формирования критического мышления у детей младшего школьного возраста; применение форм и методов формирования критического мышления у детей младшего школьного возраста.
3. Программа формирования критического мышления у младших школьников «Я всё смогу!», включающая в себя целевой, содержательно-процессуальный компоненты.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены теоретическим анализом современных достижений психолого-педагогической науки, использованием активных методов обучения, адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической проверкой и статистической обработкой результатов опытно-экспериментального исследования на различных этапах реальными положительными изменениями в формировании критического мышления у младших школьников во внеурочной деятельности; подтверждением гипотезы результатами исследования на уровне значимости p=0,001.
Апробация и внедрение результатов осуществлялась в период с 2014 г. по 2016 г. на заседании кафедры общей и социальной педагогики Казанского (Приволжского) Федерального университета, в ходе опытно-экспериментальной работы результаты освещались на итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского Федерального университета (5 апреля, 2016 год, Казанский (Приволжский) Федеральный университет, Институт Психологии и Образования, Диплом I степени); 1 Международной научно-образовательной конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (20.05.2016)
Результаты исследования нашли отражения в публикациях автора публикациях автора, в том числе:
1.Закирова Н.М. Педагогические условия формирование критического мышления у детей младшего школьного возраста // Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 210-летию Казанского университета. Выпуск 18. /Под ред. Р.А.Валеевой. - Казань: Изд-во «Отечество», 2015. С.65¬68.
2.Закирова Н.М. Формирование критического мышления у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2016 года: Сборник статей.- Казань: Казан.ун-т. 2016. - С.76¬79.
3.Закирова Н.М., Биктагирова Г.Ф. Педагогические условия формирования критического мышления у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: Сборник материалов 1 Международной научно-образовательная конференция студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых Казанского федерального университета 2016 года: Сборник статей.- Казань: Казан.ун-т. 2016. - С.32-36.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографии, приложений.
В современном обществе делается запрос на образованного, креативного, предприимчивого человека, самостоятельно принимающего решения, который может предложить новые идеи, способы решения той или иной проблемы.
Для успешного формирования критического мышления у младших школьников, важно правильно и своевременно продиагностировать уровень развития критического мышления.
Человек, воспринимающий окружающий мир, стремится проникнуть в него, слиться с ним воедино, чтобы познать суть.
Наиболее сложный психический процесс - мышление - обеспечивает понимание.
Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс, который отражает действительность. Оно происходит в процессе поиска и открытия чего-либо нового.
Один из исследователей критического мышления, Джон Дьюи, писал: «Критика - это экспертиза и испытание суждений, которые предлагаются для принятия, чтобы выяснить, соответствуют они действительности или нет» [11, с. 16].
«Критическое мышление — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам» [12].
Американский ученый М. Скривен, который занимался исследованием критического мышления, считал, что навык критически мыслить можно поставить наравне с умениями читать и писать [34].
Следовательно, актуально формирование критического мышления у младшего школьного возраста.
И для того, чтобы человек умел мыслить нестандартно, очень важно привить ему такой навык еще в школьном возрасте, когда идет развитие его мышления в целом.
Проявление мышления человека мы можем увидеть при решении задач. Перед тем, как начать мыслительную деятельность, важно чтобы прозвучал вопрос, над которым ученик осознанно будет думать.
Следует уделить внимание методу проблемного обучения, который выступает как один из способов развития критического мышления младших школьников, который ставит обучающегося в положение первооткрывателя.
Состояние разработанности проблемы исследования.
Формирование критического мышления изучается как в отечественной науке, так и в зарубежной. В работах зарубежных ученых психологов Д. Клустер, Д. Халперн, Х. Бедау, изучена природа критического мышления, критического письма, критического чтения, ими исследованы специфические методы формирования этих навыков [19; 5; 39]. Над вопросами формирования критического мышления работают зарубежные педагоги и психологи Эдвард де Боно, А.Л. Гройсман, В. Оконь и другие [13; 9; 31]. Понятие критического мышления отечественными учеными рассматриваются Б.М. Тепловым, Д.М. Шакировой, В. А. Сухомлинским, которые дали истоки личностно¬ориентированного подхода, что является фундаментаментальным условием для формирования свободной личности, способной мыслить самостоятельно и критически оценивать жизненные ситуации [36; 46; 33].
Проблема формирования критического мышления является предметом изучения многих современных исследователей: М. Лутфуллоева, Ф.
Шарифзода, А. Джураева, З. Мухторова, Л.В. Хохлова, О.С.Анисимова и другие [23; 47; 10; 27; 44; 2].
Изучения формирования критического мышления посвящены следующие диссертационные исследования Л.А. Мальц,
В. А. Шамис, Г.И. Опарина [25; 45; 28].
Однако, несмотря на широкий круг исследований проблемы формирования критического мышления у младших школьников не нашли достаточного изучения. В связи с этим существует устойчивое противоречие:
• между заказом общества на человека социально-активного, сознающего и способного отстаивать свою позицию и недостаточной разработанностью педагогических условий формирования критического мышления у младших школьников.
Данные противоречия указывают на актуальность и приоритетность одного из направлений фундаментальных и прикладных исследований, связанных с формированием у ребенка критического мышления, с развитием умеющего думать человека, и позволяют определить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования критического мышления у младших школьников во внеурочной деятельности?
Цель исследования: разработать и апробировать педагогические условия и программу формирования критического мышления у младших школьников, которые включают в себя разнообразные формы и методы работы внеурочной деятельности.
Объектом исследования будет являться процесс формирования критического мышления у младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия и программа формирования критического мышления у младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования основывается на том, что формирование критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности будет протекать наиболее эффективно, если:
- опираться на сущностные характеристики основного понятия «критическое мышление»;
- учитывать особенности внеклассной работы с детьми младшего школьного возраста;
- раскрыть педагогические условия формирования критического мышления у младших школьников и применить их на практике;
- разработать и экспериментально проверить программу формирования критического мышления у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности «Я все смогу!».
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущностные характеристики понятий «мышление», «критическое мышление».
2. Выявить особенности формирования критического мышления учащихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
3. Разработать и апробировать педагогические условия формирования критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность педагогических условий и программы формирования критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования являются психолого-педагогические концепции, которые раскрывают вопросы о формировании критического мышления Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, П.П. Блонский; работы А.А.Смирнова, Б.М, Теплова о роли критичности мышления в структуре личности в теоретическом плане; критическом мышлении как способности (А.С. Байрамов); критическом мышлении - как установке (О.Ф.Керимов).
Методы исследования:
- теоретический (теоретический анализ и синтез психолого-педагогической литературы, обобщение опыта, систематизация, классификация),
- эмпирические (тестирование, педагогический эксперимент),
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ Ципьинской средней общеобразовательной школы Балтасинского района Республики Татарстан.
Этапы исследования. Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2014 по 2016 г.
На первом этапе - поисково- теоретическом (с октября 2014 года по декабрь 2014 года) проводился анализ теоретико-методологических подходов к проблеме, определялись принципы, педагогические условия. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезу исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - опытно-экспериментальном (с января 2015 года по март 2016 года) был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; апробировались психолого-педагогические условия формирования критического мышления у младших школьников; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем этапе - обобщающем (с марта 2016 года по май 2016 года) осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в том, что
1. Конкретизировано понятие «критическое мышление» в ключе формирования критического мышления в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности.
2. Выявлены и раскрыты педагогические условия формирования
критического мышления у младших школьников:
- создание благоприятной эмоциональной среды для формирования критического мышления у детей младшего школьного возраста;
- применение разнообразных активных форм и методов: диспуты, беседы, упражнения, игры, тренинги, реализованных в программе «Я всё смогу!», направленной на формирования критического мышления у младших школьников во внеурочной деятельности.
3. На этой основе разработана и экспериментально проверена программа формирования критического мышления у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности «Я всё смогу!».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий формирования критического мышления .
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке педагогических условий, которая способствует формированию критического мышления у младших школьников во внеурочной деятельности. Разработана и апробирована программа «Я всё смогу!», позволяющая сформировать критическое мышление у младших школьников. Разработанная программа по формированию критического мышления может послужить методическим материалом в работе с детьми младшего школьного возраста, опираясь на особенности обучения во внеурочной деятельности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Проанализировав достаточное количество определений понятия «критическое мышление», мы в своей работе придерживаемся следующего понятия, которое мы вывели на основе определений, данных С.И. Заир -Беком и Л.И. Божович: «Критическое мышление - это рефлексивное, оценочное мышление, которое включает в себя действия, направленные на установление аналогии, выделение существенных и несущественных признаков, анализ объектов, также готовность исправлять ошибки и поиск компромиссных решений».
2. Педагогическими условиями формирования критического мышления у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности являются: создание благоприятной эмоциональной среды для формирования критического мышления у детей младшего школьного возраста; применение форм и методов формирования критического мышления у детей младшего школьного возраста.
3. Программа формирования критического мышления у младших школьников «Я всё смогу!», включающая в себя целевой, содержательно-процессуальный компоненты.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены теоретическим анализом современных достижений психолого-педагогической науки, использованием активных методов обучения, адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической проверкой и статистической обработкой результатов опытно-экспериментального исследования на различных этапах реальными положительными изменениями в формировании критического мышления у младших школьников во внеурочной деятельности; подтверждением гипотезы результатами исследования на уровне значимости p=0,001.
Апробация и внедрение результатов осуществлялась в период с 2014 г. по 2016 г. на заседании кафедры общей и социальной педагогики Казанского (Приволжского) Федерального университета, в ходе опытно-экспериментальной работы результаты освещались на итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского Федерального университета (5 апреля, 2016 год, Казанский (Приволжский) Федеральный университет, Институт Психологии и Образования, Диплом I степени); 1 Международной научно-образовательной конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (20.05.2016)
Результаты исследования нашли отражения в публикациях автора публикациях автора, в том числе:
1.Закирова Н.М. Педагогические условия формирование критического мышления у детей младшего школьного возраста // Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 210-летию Казанского университета. Выпуск 18. /Под ред. Р.А.Валеевой. - Казань: Изд-во «Отечество», 2015. С.65¬68.
2.Закирова Н.М. Формирование критического мышления у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2016 года: Сборник статей.- Казань: Казан.ун-т. 2016. - С.76¬79.
3.Закирова Н.М., Биктагирова Г.Ф. Педагогические условия формирования критического мышления у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: Сборник материалов 1 Международной научно-образовательная конференция студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых Казанского федерального университета 2016 года: Сборник статей.- Казань: Казан.ун-т. 2016. - С.32-36.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографии, приложений.
Нами был проведен педагогический эксперимент на тему «Формирование критического мышления у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности». На основе анализа соответствующей литературы и
формирующего эксперимента мы можем выделить основные моменты:
1. Проанализировав достаточное количество определений понятия «критическое мышление», мы в своей работе придерживаемся следующего понятия, которое мы вывели на основе определений, данных С.И. Заир -Беком и Л.И. Божович: «Критическое мышление - это рефлексивное, оценочное мышление, которое включает в себя действия, направленные на установление аналогии, выделение существенных и несущественных признаков, анализ объектов, также готовность исправлять ошибки и поиск компромиссных решений».
2. Формирование критического мышления необходимо осуществлять с учетом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также с применением средств и методов, соответствующих этому возрасту. Для формирования критического мышления во внеурочной деятельности необходимо создать своеобразные ситуации, предложить разного рода задания, которые позволили бы развивать критическое мышление.
3. Внеурочная (внеучебная) деятельность - это совокупность всех видов деятельности школьников, где в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
4. Основными педагогическими условиями, способствующими формированию критического мышления у детей младшего школьного возраста, являются следующие условия:
- создание благоприятной эмоциональной среды для формирования критического мышления у детей младшего школьного возраста;
- применение форм и методов формирования критического мышления у детей младшего школьного возраста.
Создание атмосферы доброжелательности, открытости, эмоциональной приподнятости, радости в общении младшего школьника со взрослым способствует детской инициативе и самостоятельности, что позволяет критически мыслить. Для этого особенно важны специально разработанные формы и методы, способствующие раскрытию возможности мышления анализировать, устанавливать связи, аналогии, выделять существенное. Исследования показывают, что именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент умеющей мыслить личности, школьной успеваемости и успешности личности в целом. Этот возрастной этап развития детей содержит в себе наибольшие возможности для воспитания в детях чувства ответственности, интереса к окружающему миру, учебной деятельности. На наш взгляд, именно в младшем школьном возрасте мы должны начинать формировать критическое мышление, процесс которого будет продолжаться в дальнейшем.
5. На констатирующем этапе нашего исследования мы выявили, что у испытуемых средний уровень сформированности критического мышления. Об этом свидетельствуют результаты, полученные с помощью проведения таких методик, как Э.Ф. Замбацявичене, теста Витцлака. Также методика «Цветовой тест отношений» М.Эткинда позволяет выявить не совсем благоприятную эмоциональную картину. У детей имеются негативные проявления в некоторых показателях эмоционального состояния.
6. Формирующий эксперимент заключался в апробации разработанной программы с целью формирования критического мышления у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Во время проведения программы ребята показали свою заинтересованность, активность, раскрылись, выражали свое мнение, дискутировали по поставленным вопросам.
7. С помощью контрольного этапа было выявлено, что формирующая программа оказала положительное влияние на младших школьников. Повысился уровень сформированное™ критического мышления у детей младшего школьного во внеурочной деятельности.
8. Математическая обработка данных проводилась по методике Э.Ф. Замбацявичене и тесту Витцлака с помощью t-критерия Стьюдента. Было выявлено, что сдвиг в сторону повышения уровня значимости критического мышления после проведения формирующего эксперимента не является случайным с уровнем достоверности р = 0,001.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о формировании критического мышления у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности с помощью разработанной программы «я всё смогу!» подтвердилась.
формирующего эксперимента мы можем выделить основные моменты:
1. Проанализировав достаточное количество определений понятия «критическое мышление», мы в своей работе придерживаемся следующего понятия, которое мы вывели на основе определений, данных С.И. Заир -Беком и Л.И. Божович: «Критическое мышление - это рефлексивное, оценочное мышление, которое включает в себя действия, направленные на установление аналогии, выделение существенных и несущественных признаков, анализ объектов, также готовность исправлять ошибки и поиск компромиссных решений».
2. Формирование критического мышления необходимо осуществлять с учетом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также с применением средств и методов, соответствующих этому возрасту. Для формирования критического мышления во внеурочной деятельности необходимо создать своеобразные ситуации, предложить разного рода задания, которые позволили бы развивать критическое мышление.
3. Внеурочная (внеучебная) деятельность - это совокупность всех видов деятельности школьников, где в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
4. Основными педагогическими условиями, способствующими формированию критического мышления у детей младшего школьного возраста, являются следующие условия:
- создание благоприятной эмоциональной среды для формирования критического мышления у детей младшего школьного возраста;
- применение форм и методов формирования критического мышления у детей младшего школьного возраста.
Создание атмосферы доброжелательности, открытости, эмоциональной приподнятости, радости в общении младшего школьника со взрослым способствует детской инициативе и самостоятельности, что позволяет критически мыслить. Для этого особенно важны специально разработанные формы и методы, способствующие раскрытию возможности мышления анализировать, устанавливать связи, аналогии, выделять существенное. Исследования показывают, что именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент умеющей мыслить личности, школьной успеваемости и успешности личности в целом. Этот возрастной этап развития детей содержит в себе наибольшие возможности для воспитания в детях чувства ответственности, интереса к окружающему миру, учебной деятельности. На наш взгляд, именно в младшем школьном возрасте мы должны начинать формировать критическое мышление, процесс которого будет продолжаться в дальнейшем.
5. На констатирующем этапе нашего исследования мы выявили, что у испытуемых средний уровень сформированности критического мышления. Об этом свидетельствуют результаты, полученные с помощью проведения таких методик, как Э.Ф. Замбацявичене, теста Витцлака. Также методика «Цветовой тест отношений» М.Эткинда позволяет выявить не совсем благоприятную эмоциональную картину. У детей имеются негативные проявления в некоторых показателях эмоционального состояния.
6. Формирующий эксперимент заключался в апробации разработанной программы с целью формирования критического мышления у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Во время проведения программы ребята показали свою заинтересованность, активность, раскрылись, выражали свое мнение, дискутировали по поставленным вопросам.
7. С помощью контрольного этапа было выявлено, что формирующая программа оказала положительное влияние на младших школьников. Повысился уровень сформированное™ критического мышления у детей младшего школьного во внеурочной деятельности.
8. Математическая обработка данных проводилась по методике Э.Ф. Замбацявичене и тесту Витцлака с помощью t-критерия Стьюдента. Было выявлено, что сдвиг в сторону повышения уровня значимости критического мышления после проведения формирующего эксперимента не является случайным с уровнем достоверности р = 0,001.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о формировании критического мышления у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности с помощью разработанной программы «я всё смогу!» подтвердилась.
Подобные работы
- Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация внеурочной деятельности младших школьников (Кемеровский Государственный Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Формирование сплоченности в младшем школьном возрасте
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2021 - Формирование рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2023 - Формирование критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - Формирование сплоченности в младшем школьном возрасте
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2023



