Введение 3
1. Теоретические основы исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
налоговыми агентами 7
1.1. Экономические основы исчисления налога на доходы физических лиц
налоговыми агентами 7
1.2. Эволюция налогообложения доходов физических лиц у источника
выплаты налоговыми агентами 15
1.3. Зарубежный опыт налогообложения дохода физических лиц у источника
выплаты налоговыми агентами 23
2. Практические аспекты исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
налоговыми агентами 32
2.1. Механизм исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц налоговыми агентами 32
2.2. Особенности формирования налоговой базы по налогу на доходы физических
лиц, исчисляемому и уплачиваемому налоговыми агентами 42
2.3. Поступление налоговых платежей по налогу на доходы физических лиц, исчисляемому и уплачиваемому налоговыми агентами 53
3. Совершенствование налога на доходы физических лиц, исчисляемого и уплачиваемого налоговыми агентами 62
3.1. Перспективы развития налога на доходы физических лиц, исчисляемого и
уплачиваемого налоговыми агентами 62
3.2. Возможности применения зарубежного опыта налогообложения доходов физических лиц у источника выплаты налоговыми агентами 70
Заключение 78
Список использованных источников 82
На фоне динамического развития законодательства о налогах и сборах основное внимание в научной литературе, посвященной налоговому праву, до сих пор уделялось взаимоотношениям между основными участниками налоговых отношений - государством в лице его органов власти и налогоплательщиками и плательщиками сборов. В то же время не меньшего внимания требуют лица, со-действующие взиманию и уплате налогов и сборов, так как от их добросовестных действий во многом зависит своевременность и полнота финансовых поступлений в бюджет.
Одним из ключевых участников отношений по взиманию налогов выступа-ют налоговые агенты, на которых возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению соответствующих сумм налогов в бюджет. Их участие в механизме налогообложения, в первую очередь, вызвано необходимостью воплощения принципа удобства налогообложения и обеспечения эффективного налогового администрирования.
С помощью налоговых агентов собирается значительная часть налога на доходы физически лиц. Данный налог, затрагивая интересы всех без исключения слоев экономически активного населения страны, носит ярко выраженный социальный характер и обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения и тем самым на уровень их жизни, позволяет с по-мощью системы льгот, ставок налогообложения регулировать личные доходы населения.
Несмотря на то, что налоговые агенты играют большую роль в механизме взимания налога на доходы физических лиц, проблемы, связанные с их правовым статусом, а следовательно, и с применением значительного числа юридических норм Налогового Кодекса Российской Федерации, остаются все еще малоизученными. Это объясняется недостаточной определенностью в законодательстве о налогах и сборах их прав и обязанностей. От правильного решения этих вопросов напрямую зависит дальнейшее развитие теории российского налогового и соответственно финансового права.
Проблема правового положения налоговых агентов актуальна и потому, что эти субъекты на практике выступают фискальными посредниками между государством и налогоплательщиками. Фактически ими одновременно реализуются как частные, так и публичные интересы в сфере налогообложения доходов физических лиц.
К тому же поступления налога на доходы физических лиц являются одним из основных доходных источников бюджетной системы Российской Федерации. Большая часть поступлений налога на доходы физических лиц уплачивается именно налоговыми агентами, что доказывает важность налоговых агентов как посредника и субъекта налоговых правоотношений.
Указанные обстоятельства в основном и обусловливают актуальность темы данной выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования выступает исчисление и уплата налоговыми агентами налога на доходы физических лиц в России.
Предметом исследования являются нормы налогового законодательства, регламентирующие механизм взимания налога на доходы физических лиц налоговыми агентами, законодательные акты, судебная и административная практика в данной области, научные концепции и положения, содержащиеся в философской, юридической и исторической литературе по избранной тематике.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании теоретических и практических основ исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц налоговыми агентами, выявлении проблем и путей их решения.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц налоговыми агентами;
- изучить практические аспекты исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц налоговыми агентами;
- провести анализ поступлений налоговых платежей по налогу на доходы физических лиц, исчисляемому и уплачиваемому налоговыми агентами;
- разработать предложения по совершенствованию налога на доходы физических лиц, исчисляемого и уплачиваемого налоговыми агентами.
Цели и задачи настоящей работы обусловили необходимость использования общенаучных и частно-научных методов при проведении исследования. Методологической базой выпускной квалификационной работы является метод материалистической диалектики, позволивший систематизировать представления о понятии налоговых агентов, их правах и обязанностях, проанализировать сущность налоговых агентов в механизме взимания налога на доходы физических лиц. В ходе исследования использовались методы анализа и синтеза (для всестороннего исследования сущности и правовой природы института налоговых агентов), логический метод (при составлении ключевых понятий), методы моделирования и прогнозирования (в сочетании с системным методом применялись для выработки предложений по совершенствованию законодательства в данной области). Исторический метод позволил проследить развитие института налоговых агентов, вы¬явить его отличительные черты.
Кроме этого, в работе применялись частно-научные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой и др.). Использование формально-юридического метода способствовало наиболее последовательному и полному выявлению проблем нормативного регулирования налоговых отношений по взиманию налога на доходы физических лиц налоговыми агентами. Сравнительно-правовой метод позволил осуществить анализ судебной практики по делам с участием налоговых агентов.
Нормативную основу выпускной квалификационной работы составили Конституция Российской Федерации, международные нормативно-правовые акты, Налоговый Кодекс Российской Федерации, федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, приказы Министерства финансов Российской Федерации и другие нормативные акты, касающиеся вопросов налогообложения доходов физических лиц налоговыми агентами.
Научная и практическая значимость работы состоит в том, что она представляет собой комплексное исследование налоговых отношений по взиманию налога на доходы физических лиц с участием налоговых агентов, а также в разработке практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения физических лиц налоговыми агентами.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставлен-ной целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Одним из ключевых участников отношений по взиманию налога на доходы физических лиц выступают налоговые агенты, которые не являются ни предста-вителями государства, ни представителями налогоплательщика, а выступают наряду с государством и налогоплательщиками самостоятельными процессуаль-ными субъектами. Налоговые агенты одновременно выполняют функции по со-действию налоговому контролю и уплате налога, реализуя как частные, так и публичные интересы в сфере налогообложения доходов физических лиц.
Основной обязанностью налоговых агентов является исчисление, удержа¬ние и перечисление налога на доходы физических лиц в бюджет. Данная обязан¬ность может быть рассмотрена как триединая, то есть состоящая из трех обяза¬тельных элементов, необходимых и достаточных для уплаты налоговыми агента¬ми. Налоговые агенты имеют и другие дополнительные обязанности, к которым относится ведение учета доходов и предоставление сведений в налоговые органы, предоставление налоговых вычетов. Все это подтверждает особую роль в налого-обложении налоговых агентов - как процессуальной категории.
Исследование эволюции налогообложения доходов физических лиц свиде-тельствует о том, что в самые различные периоды времени в механизм налогооб-ложения доходов включались лица, содействующие уплате подоходного налога. Наиболее ранней исторической формой использования налоговых агентов при налогообложении доходов физических лиц являлись круговая порука и институт откупщиков. Обложение налогом доходов у источника выплаты получило широ-кое распространение с середины 19 - начала 20 века в связи с законодательным введением подоходного налога. Все это способствовало законодательному введе-нию в налоговый процесс налоговых агентов, содействующих уплате налога на доходы физических лиц в настоящее время.
Исследование зарубежного опыта налогообложения доходов физических лиц тсвидетельствует о том, что субъект налоговых правоотношений, известный российскому законодателю как налоговый агент, существует в большинстве госу-дарств. Рассмотренные системы налогообложения доходов физических лиц в Ве-ликобритании, США, Китае и Швеции, безусловно, имеют схожие и различные черты. К сходству можно отнести наличие прогрессивных шкал, значительные необлагаемые минимумы, наличие налоговых агентов. Различия касаются вопро-сов применения удерживающим агентом необлагаемых минимумов, сроков предоставления налоговой отчетности, а также порядка удержания подоходного налога. Взимание налога у источника выплаты за рубежом применяется в основ-ном в отношении доходов от трудовой деятельности, доходов в виде процентов, дивидендов, роялти, что обеспечивает эффективную систему уплаты подоходного налога в соответствующих странах.
Механизм исчисления налога на доходы физических лиц налоговыми аген-тами включает в себя обязанность по определению налоговой базы, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных вычетов, применение соответству-ющей налоговой ставки и непосредственно расчет налога. Вопрос, связанный с расчетом налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, содержит в себе множество нюансов. Налоговую базу по налогу на доходы физических лиц фор-мируют все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. В зависимо-сти от вида дохода, полученного налогоплательщиком, налоговая база определя-ется по-разному. При расчете налога на доходы физических лиц от трудовой дея-тельности налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу на сумму стан-дартных, социальных и имущественных налоговых вычетов, предоставляемых налоговым агентом. Право на получение данных вычетов закреплено за налого-плательщиком. При расчете налога на доходы физических лиц по доходам в виде дивидендов, страховых выплат, сумм превышения определенных законодатель-ством сумм процентов, получаемым по вкладам в банках, а также доходов, полу-ченных от выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и прочих основанных на риске игр, налоговые вычеты не предоставляются.
Удержание исчисленной суммы налога налоговыми агентами происходит непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Перечислять суммы исчисленного и удержанного налога необходимо не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. Перечисление налогов представляет собой их уплату в безналичной форме, что является завер-шающей налоговой процедурой механизма взимания налога на доходы физиче-ских лиц налоговыми агентами.
Проведенный анализ поступлений налога на доходы физических лиц позво-ляет нам охарактеризовать данный налог как один из бюджетообразующих нало-гов. Поступления налога на доходы физических лиц являются одним из основных доходных источников бюджетной системы РФ, обеспечивая в среднем 21% об¬щей суммы доходов консолидированного бюджета РФ. В целом динамика по-ступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Рос-сии за 2010-2014 годы положительна: с 1 789 млрд. рублей в 2010 году до 2 688 млрд. рублей в 2014 году. Наибольшая сумма поступлений приходится на Цен-тральный федеральный округ, затем следуют Приволжский федеральный округ и Северо-Западный федеральный округ. Существенный прирост поступлений обес-печиваются за счет налоговых агентов, которые уплачивают 96-99% всех поступ-лений по налогу на доходы физических лиц.
В ходе проведенного исследования нами выделены следующие пути совер-шенствования налога на доходы физических лиц, исчисляемого и уплачиваемого налоговыми агентами:
- предлагается изложить часть 1 статьи 24 Налогового Кодекса РФ в следу-ющей редакции: налоговыми агентами признаются организации и физические ли-ца, являющиеся источниками выплаты доходов налогоплательщикам, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему РФ налогов и (или) сборов;
- переход к уплате налоговыми агентами налога на доходы физических лиц
по месту регистрации налогоплательщика, что устранит дисбаланс в налоговых поступлениях в бюджет некоторых регионов;
- внесение изменений в пункт 4 статьи 226 Налогового Кодекса РФ: по за-явлению налогоплательщика при получении им дохода в неденежной форме и не-возможности удержать налоговым агентом сумму налога, предоставить налого-вому агенту право получить от налогоплательщика денежные средства в счет уплаты налога и перечислить их в бюджет;
- совершенствование системы налоговых вычетов, предоставляемых нало-говыми агентами, а именно, введение необлагаемого налогом на доходы физиче-ского лица минимума исходя из величины прожиточного минимума, величина которого ежегодно будет подлежать подлежит индексации с учетом инфляцион-ных процессов, а также расчет стандартных налоговых вычетов на детей в зави-симости от их возраста;
- опираясь на опыт зарубежных стран, предлагается возможность законода¬тельно установить счет учета доходов физического лица, который представляет собой создание единой базы данных государственных органов и налоговых аген¬тов, позволяющей налоговым органам оперативно получать сведения о доходах налогоплательщиков, полученных от различных источников.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электрон-ный ресурс]: Федеральный закон от 31.07.1998 г., № 146-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Справочно-правовая система «Консультант плюс». - Последнее обновление - 11.06.2016.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электрон-ный ресурс]: Федеральный закон от 05.08.2000 г., № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016) // Справочно-правовая система «Консультант плюс». - Последнее обновление - 11.06.2016.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.07.1998 г., № 145-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Справочно¬правовая система «Консультант плюс». - Последнее обновление - 11.06.2016.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Фе-деральный закон от 30.12.2001 г., № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Справочно-правовая система «Консультант плюс». - Последнее обновление - 11.06.2016.
5. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.05.2002 г., № 63-ФЗ (ред. от 02.06.2016) Справочно-правовая система «Консультант плюс». - Последнее об-новление - 11.06.2016.
6. Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), порядок ее заполнения и представления, а также формата представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в электронной форме: [Электронный ресурс]: Приказ ФНС России от 14.10.2015 г., № ММВ-7-11/450@ Справочно-правовая система «Консультант плюс». - Послед¬нее обновление - 11.06.2016.
7. Абрамов А.П. Совершенствование методов исчисления и взимания налога с физических лиц / Абрамов А.П., Земцов А.А., Маркаров А.И // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 320.
8. Александров A.M. Налоговые системы России и зарубежных стран / Александров A.M. - М.: Бератор-Пресс, 2014.
9. Алиев Б.Х. Теория и история налогообложения: Учебное пособие. / Б.Х. Алиев, А.М. Абдулгалиев, М.Б. Алиев. - М.: Вузовский учебник, 2013.
10. Алиев Б.Х. Использование потенциала налога на доходы физических лиц в Российской Федерации и в промышленно развитых странах / Алиев Б.Х., Кагиргаджиева З.К., Кадиева Р.А. // Финансы и кредит. - 2011. - № 31 (463).
11. Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право. Учебное пособие / А.В. Брызгалин.- М.: Бератор-Пресс, 2008.
12. Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. / Винницкий Д.В. - Вестник СПб - 2003, № 41;
13. Волков, А.М. Швеция: социально-экономическая модель/ А.М. Вол-ков. - М.: Мысль, 2011.
14. Вожова Е.М. Развитие представлений о субъекте финансового права в советский период (1920-е - конец 80-х гг) и современные теории и концепции о субъекте финансового права (1990-е гг - начало XXI в) / Вожова Е.М // ФП. - 2009. - № 10.
15. Гущина И.В. Реализация функций налога в налогообложении доходов физических лиц / Гущина И.В // Известия ИГЭА. - 2007. - № 4.
16. Дадашев, А.З. Налоговое администрирование в Российской Федера-ции/ А.З. Дадашев, А.В. Лобанов. // - М.: Книжный мир, 2008.
17. Казьмин, А.Г. Оценка подоходного налогообложения в России и в за-рубежных странах/ А.Г. Казьмин, И.В. Оробинская, О.В. Улезько // Финансы и кредит. - 2013. - №13.
18. Карасева М.В. Налоговое право России: учебник для вузов / Отв. ред. д.ю.н. проф. Ю.А. Крохина.// М. 2003.
19. Кашин, В.А. О налоговых системах Ирландии и Швеции/ В.А. Кашин, М.Д. Абрамов // Налоги и налогообложение. - 2008. - №12.
20. Косов М.Е., Крамаренко Л.А., Оканова Т.Н.. Налогообложение дохо-дов и имущества физических лиц. - М.: Юнити-Дана, 2010.
21. Крохина Ю.М. Налоговое право России Учебник для вузов - М.: Изда¬тельство НОРМА, 2013
21. Кузнеченкова Е. В. Особенности процессуального статуса налоговых агентов. - Финансовое Право. - 2010. - № 7.
22. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение / Майбуров И.А. - М.: Из-дательство ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
23. Марискин О.И. Государево тягло. Налогообложение крестьянства России во второй половине XIX - первой трети XX века / Саранск: Издательство Мордовского университета, 2004.
24. Морозов А.С. Правовой статус налогового агента // Законодательство
- 2006 - № 7.
25. Морозова Ж.А. Заработная плата. Налоги. //М. НалогИнформ, 2003;
26. Моченева, К.В. Особенности налога на доходы физических лиц в Рос-сии/ К.В. Моченева // Международный бухгалтерский учет. - 2012. - №18.
27. Наумченко А.М. Уплата налога как форма исполнения денежного обязательства // Финансовое право. - 2006. - № 11.
28. Озерова Т.А. Налоговый агент как субъект налогового процесса // Российская академия правосудия. - 2011.
29. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник / В.Г. Пансков. // М.: Финансы и статистика, 2010.
30. Пансков, В.Г. Взаимоотношения государства и налогоплательщиков/
B. Г. Пансков // Финансы. - 2011. - №12.
31. Пепеляев С.Г. Налоговое право: учебник / С.Г. Пепеляев - М. 2003.
32. Пепеляев С.Г. Подоходный налог - принципы и структура: Учебник /
C. Г. Пепеляев // М.: Аудиторская фирма «Контакт», 2012.
33. Поляк, Г.Б. Государственные и муниципальные финансы/ Г.Б. Поляк.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. -
34. Полетаев, А.В. Налог на доходы физических лиц/ А.В. Полетаев. - М.: Дело и сервис, 2008.
35. Попов В.И. Налог с доходов физических лиц как инструмент государ-
ственного регулирования экономики в России и за рубежом. / - М., 2003.
36. Попова, Л.В. Налоговые системы зарубежных стран/ Л.В. Попова. - М.: Дело и сервис, 2008.
37. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / А.Ю. Рытманов. - М.: ИНФРА-М, 2013.
38. Смирнова, Е.Е. Социальные налоговые вычеты как инструмент госу-дарственной поддержки населения / Е.Е. Смирнова // Экономика. Налоги. Право. - 2013. - №1.
39. Терентьева С.Н. Характеристика налогообложения доходов физиче-ских лиц в США // Финансы и менеджмент. 2014. № 5.
40. Тургенев Н.И. Опыт теории налогов // М.: «Статус», 1998.
41. Тюрина Ю.Г., Немирова Г.И. Налогообложение доходов физических лиц и уровень жизни населения. - Финансовое право, 2007, № 2.
42. Тютюрюков H.H. Налоговые системы зарубежных стран. Европа и США. / М.: Дашков и К, 2013.
43. Ходов Л.Г., Попов В.И Подоходное налогообложение физических лиц (зарубежный опыт, российские проблемы). / М.: Теис, 2014.
44. Шувалова Е.Б., Шувалов А.Е. Налоги и налогообложение / Шувалова Е.Б., Шувалов А.Е. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2015.
45. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение: Учебник / Д.Г. Черник. - М.: МЦФЭР, 2013. -
46. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / Т.Ф. Юткина. - М.: ИНФРА-М, 2013.
47. Якуб С. В. Институт налоговых агентов нуждается в реформации // Финансовое Право. - 2010. - № 8.
48. Министерство финансов [Электронный ресурс]: 2010-2015. Офици-альный сайт Министерства финансов РФ, 2016. - Режим доступа: http://
www.minfin.ru
49. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ре-
сурс]. - 2001-2012. Режим доступа: http//www.gks.ru
50. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Отчет о начис-лении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет-ную систему РФ за 2010-2014 гг. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ, 2016. - Режим доступа: http:// www.nalog.ru
51. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Отчет о нало-говой базе и структуре начислений по налогу на доходы физических лиц, удержи¬ваемому налоговыми агентами за 2010-2014 гг. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ, 2016. - Режим доступа: http:// www.nalog.ru