Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕРЕЖИВАНИЕ СТРАХА И ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №57393

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
338
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
ПЕРЕЖИВАНИЯ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятия «страх» и «тревожность», характеристика и проявления.6
1.2. Причины возникновения тревожности и страхов 18
1.3. Проявление страхов у детей младшего школьного возраста 22
Выводы 27
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТРАХА
И ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Организация исследования. Описание методик 28
2.2. Результаты исследования 31
Выводы 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Это наиболее ответственный этап школьного детства. Высокая чувствительность этого возраста определяет большие
потенциальные возможности разностороннего развития ребёнка.
Полноценное проживание, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребёнка как активного субъекта познания и деятельности. Внутренний мир ребёнка состоит из счастливых, добрых, эмоционально ярких и дорогих моментов и воспоминаний.
Но бывает, что в это радостное и безмятежное состояние грубо врывается страх и тревожность. Для ребенка это всегда неожиданно и жестоко. В его безоблачный и радостный мир врывается боль, пустота и бессилие. Проблемы в эмоциональном развитии младшего школьника, имеющего страхи и тревожность, осложняют взаимодействие со сверстниками, усиливают трудности в учении. Следствием чего становится неблагоприятное эмоциональное самочувствие, которое негативно сказывается на психическом здоровье детей, ограничивает их социальные возможности. Поэтому сегодня остро ощущается необходимость оказания психолого-педагогической помощи детям, испытывающим страхи
тревожность.
Однако данная проблема в литературе изучена мало и не систематически: до настоящего времени в отечественных и зарубежных источниках можно найти лишь отдельные данные по страхам детей. Слабо разработанными аспектами чувства страха являются общие и специфические особенности объектов чувства страха в младшем школьном возрасте.
Исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности позволило нам определить тему выпускной квалификационной работы: «Переживание страха и тревожности младших школьников»
Цель исследования: определить условия, необходимые для снижения переживания страха и тревожности у младших школьников.
Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ научной и методической литературы по теме исследования;
2. Проанализировать понятие «страх», характеристику и его проявления;
3. Изучить страхи детей в младшем школьном возрасте;
4. Выявить психолого-педагогические аспекты проявления страха и детской тревожности;
5. Разработать практические рекомендации для родителей по профилактике тревожности детей.
Объект исследования: страх и тревожность детей младшего
школьного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические особенности
страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: процесс снижения и устранения страха и тревожности младших школьников станет эффективным, если будут:
1. Исследованы особенности проявлений страха и тревожности у детей младшего школьного возраста и установлены причины повышенного страха и тревожности.
2. Разработать практические рекомендации для родителей по профилактике тревожности детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: наблюдение за поведением детей на уроке и во внеучебное время; тематическое рисование, диагностические методы: опросник Филлипса: «Тест школьной тревожности», методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ) М.З. Дукаревича, тест «Нарисуй свой страх», тест Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи», методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.
Теоретико-методологические основы исследования: труды,
концепции, теории известных авторов Фрейда З., Хорни С., Прихожана А.М., Петровского А.В., Роджерса К.
Теоретическая значимость: данные исследования могут быть
использованы педагогами-психологами при работе с учащимися.
Практическая значимость: материалы работы могут быть
использованы в практике педагога-психолога.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии с поставленной в данном исследовании были решены следующие задачи:
1) Выполнен теоретический анализ источников по рассматриваемой проблеме;
2) Проанализировано понятие «страх», его характеристика и проявления;
3) Изучены страхи детей в младшем школьном возрасте;
4) Выявлены психолого-педагогические аспекты проявления страха и детской тревожности;
5) Разработаны практические рекомендации для родителей по профилактике тревожности детей младшего школьного возраста.
Данная исследовательская работа имеет большое теоретическое и прикладное значение, так как в последнее время психологу все чаще приходится находить ответы на вопросы родителей и педагогов о состоянии тревожности детей, например: что делать, если ребенок боится отвечать у доски, волнуется во время выступлений, боится темноты, ощущает чувство страха перед незнакомыми людьми и т.д.
Количество таких вопросов неуклонно растет, так как проблемы нарастают, и психолог призван оказать своевременную психологическую помощь: провести диагностику, выработать рекомендации и основные направления коррекционно-развивающей работы.
Данная работа может послужить ориентиром для организации целенаправленного коррекционно-развивающего взаимодействия с тревожными детьми, поможет родителям и педагогам правильно организовать общение с данной категорией детей.
При работе по коррекции тревожности важен принцип комплексного подхода. Коррекционно-развивающая работа будет эффективной лишь при совместной работе психолога, педагога и родителей.



1. Алмосов Л.В. Проблема тревожности в современной психологии.
- М.: Лаборатория книги, 2012. - 92 с.
2. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. //Психологический журнал. - 2002. - №2. С. 34-38.
3. Арнольд О. Страшнее кошки зверя нет // Школьный психолог.- 2012.- №1.- С.16-19.
4. Артемьева А. Чего боится малыш // Энциклопедия здоровья. -
2009. - № 4. - С. 24
5. Белоусова А. К. Возрастная психология : Учебник для вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 592 с.
6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Речь, 2006.
7. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с.
8. Володина Н. Г. Детские страхи днем и ночью: Уч. Пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 224 с.
9. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке.
Песочная игротерапия. -СПб.: Институт специальной педагогики и
психологии, 1998. -50 с.
10. Дусавицкий А. К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников // Вопросы психологии. - 1982.
- № 3.
11. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. - М. : Проспект, 2012. - 558 с.
12. Жигарькова О. Время тревожных детей // Психологическая газета. - 2001. - № 11. - С. 6-7
13. Захаров А.И. Страхи у младших школьников. Хрестоматия «Возрастная и педагогическая психология». - СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. — С. 208
14. Захаров А.П. Ночные и дневные страхи у детей. Серия «Психоло гия ребенка». — СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2010. - 448 с.
15. Иваницкая. Е. Дети на нервах // Первое сентября. - 2008. - № 18. -
С. 18
16. Изард К. Эмиции человека. - Издатель: Директ-Медиа, 2008. - 954 с.
17. Ичетовкина Н. М., Лукъянова Т. Д. Психолого-педагогические практики : организация, методические указания, диагностические средства: учебно-методическое пособие для студентов. - Глазов: ГГПИ, 2014. - 112 с.
18. Касицына Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогической поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. - СПб. : Речь, 2010.
19. Козьяков Р.В. Методы и методики диагностики эмоций. - Издатель: Директ-Медиа, 2013. -162 с.
20. Колпакова Г. Дети из оранжереи // Школьный психолог.- 2011.- № 12.- с.6-8
21. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. - СПб.: Речь, 2003. - 230 с.
22. Копытин А., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии.-М. :Психотерапия,2011.-128с.
23. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: Уч. Пособие. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. -192 с.
24. Курпас Л. Понимание и переживание эмоций // Школьный психолог.- 2011.- № 11.- С.18-20.
25. Лебедева Л. Д. Велики ли глаза у страха? // Школьный психолог.
- 2000. - №19. - С. 8 - 17.
26. Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей. - Издатель: Генезис, 2012. - 160 с.
27. Немов Р. С. Общяя психология: краткий курс: Уч. Пособие. - СПб.: Питер, 2009. - 304с.
28. Николаева В., Арина Г. От традиционной психосоматики к психологии телесности. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1996. - № 2. - С. 8.
29. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2011. - 464 с.
30. Оклендер В. Скрытые сокровища:путеводитель по внутреннему миру ребенка. Пер.с англ.-М.: Когито-Центр, 2012.-271с.
31. Орлова Л. Таблетки для храбрости // Школьный психолог. - 2011. - № 11. - С.21-24.
32. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 6-е изд.-СПб.: Питер, 2015.-304с.
33. Панфилова М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог. - 1999.- №8. - С. 10-12.
34. Прихожан А.М. Роль детско-родительских отношений в становлении тревожности как личностного образования // Психологические исследования. - 2008. - № 2
35. Психология / Под ред. Б. А. Сосновского: Уч. Пособие. - М.: Юрайт, 2011. - 800 с.
36. Развитие психологии в системе комплексного человекознания. - Институт психологии РАН, 2012. - Ч. 2. - 828 с.
37. Репринцева Е.А. Педагогика игры: Теория. История. Практика. - Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2005. - 436 с.
38. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Социальные страхи и социофобии. - Томск, 2007
39. Ситникова А. С. Детские страхи [Электронный ресурс] / А. С. Ситникова - Режим доступа: http://www.psytren.ru/list/110 - Загл. с экрана.
40. Сиргиенко, Л. В. Особенности проявления детских страхов [Электронный ресурс] / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/556798 - Загл. с экрана
41. Старостин О.А. Сыпучая телесно-ориентированная терапия -
холистический метод психотерапии невротических расстройств //Актуальный вопросы психологии: Материалы IV Международной
научно-практической конференции. 30 апреля 2013 г.: Сборник научных трудов. - Краснодар, 2013.- С. 224-227.
42. Старостин О.А. Песочная Семейная Терапия - холистический подход в семейной психотерапии// Арт-терапия в практической деятельности: материалы международной научно-практической конференции 22-23 ноября 2012 года. - СПб.: СПбГИПСР, 2012. - С. 113-116.
43. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 2000.
44. Хорни к. Невротическая личность нашего времени. - М.: Психология, 2000.
45. Фром Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Спб,
2001.
46. Шевченко М.А. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых. - М.: АСТ, Кладезь, 2014. - 115 с.
47. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. - М.: Спб, 2005.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ