ПЕРЕЖИВАНИЕ СТРАХА И ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
ПЕРЕЖИВАНИЯ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятия «страх» и «тревожность», характеристика и проявления.6
1.2. Причины возникновения тревожности и страхов 18
1.3. Проявление страхов у детей младшего школьного возраста 22
Выводы 27
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТРАХА
И ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Организация исследования. Описание методик 28
2.2. Результаты исследования 31
Выводы 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
ПЕРЕЖИВАНИЯ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятия «страх» и «тревожность», характеристика и проявления.6
1.2. Причины возникновения тревожности и страхов 18
1.3. Проявление страхов у детей младшего школьного возраста 22
Выводы 27
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТРАХА
И ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Организация исследования. Описание методик 28
2.2. Результаты исследования 31
Выводы 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Это наиболее ответственный этап школьного детства. Высокая чувствительность этого возраста определяет большие
потенциальные возможности разностороннего развития ребёнка.
Полноценное проживание, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребёнка как активного субъекта познания и деятельности. Внутренний мир ребёнка состоит из счастливых, добрых, эмоционально ярких и дорогих моментов и воспоминаний.
Но бывает, что в это радостное и безмятежное состояние грубо врывается страх и тревожность. Для ребенка это всегда неожиданно и жестоко. В его безоблачный и радостный мир врывается боль, пустота и бессилие. Проблемы в эмоциональном развитии младшего школьника, имеющего страхи и тревожность, осложняют взаимодействие со сверстниками, усиливают трудности в учении. Следствием чего становится неблагоприятное эмоциональное самочувствие, которое негативно сказывается на психическом здоровье детей, ограничивает их социальные возможности. Поэтому сегодня остро ощущается необходимость оказания психолого-педагогической помощи детям, испытывающим страхи
тревожность.
Однако данная проблема в литературе изучена мало и не систематически: до настоящего времени в отечественных и зарубежных источниках можно найти лишь отдельные данные по страхам детей. Слабо разработанными аспектами чувства страха являются общие и специфические особенности объектов чувства страха в младшем школьном возрасте.
Исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности позволило нам определить тему выпускной квалификационной работы: «Переживание страха и тревожности младших школьников»
Цель исследования: определить условия, необходимые для снижения переживания страха и тревожности у младших школьников.
Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ научной и методической литературы по теме исследования;
2. Проанализировать понятие «страх», характеристику и его проявления;
3. Изучить страхи детей в младшем школьном возрасте;
4. Выявить психолого-педагогические аспекты проявления страха и детской тревожности;
5. Разработать практические рекомендации для родителей по профилактике тревожности детей.
Объект исследования: страх и тревожность детей младшего
школьного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические особенности
страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: процесс снижения и устранения страха и тревожности младших школьников станет эффективным, если будут:
1. Исследованы особенности проявлений страха и тревожности у детей младшего школьного возраста и установлены причины повышенного страха и тревожности.
2. Разработать практические рекомендации для родителей по профилактике тревожности детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: наблюдение за поведением детей на уроке и во внеучебное время; тематическое рисование, диагностические методы: опросник Филлипса: «Тест школьной тревожности», методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ) М.З. Дукаревича, тест «Нарисуй свой страх», тест Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи», методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.
Теоретико-методологические основы исследования: труды,
концепции, теории известных авторов Фрейда З., Хорни С., Прихожана А.М., Петровского А.В., Роджерса К.
Теоретическая значимость: данные исследования могут быть
использованы педагогами-психологами при работе с учащимися.
Практическая значимость: материалы работы могут быть
использованы в практике педагога-психолога.
потенциальные возможности разностороннего развития ребёнка.
Полноценное проживание, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребёнка как активного субъекта познания и деятельности. Внутренний мир ребёнка состоит из счастливых, добрых, эмоционально ярких и дорогих моментов и воспоминаний.
Но бывает, что в это радостное и безмятежное состояние грубо врывается страх и тревожность. Для ребенка это всегда неожиданно и жестоко. В его безоблачный и радостный мир врывается боль, пустота и бессилие. Проблемы в эмоциональном развитии младшего школьника, имеющего страхи и тревожность, осложняют взаимодействие со сверстниками, усиливают трудности в учении. Следствием чего становится неблагоприятное эмоциональное самочувствие, которое негативно сказывается на психическом здоровье детей, ограничивает их социальные возможности. Поэтому сегодня остро ощущается необходимость оказания психолого-педагогической помощи детям, испытывающим страхи
тревожность.
Однако данная проблема в литературе изучена мало и не систематически: до настоящего времени в отечественных и зарубежных источниках можно найти лишь отдельные данные по страхам детей. Слабо разработанными аспектами чувства страха являются общие и специфические особенности объектов чувства страха в младшем школьном возрасте.
Исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности позволило нам определить тему выпускной квалификационной работы: «Переживание страха и тревожности младших школьников»
Цель исследования: определить условия, необходимые для снижения переживания страха и тревожности у младших школьников.
Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ научной и методической литературы по теме исследования;
2. Проанализировать понятие «страх», характеристику и его проявления;
3. Изучить страхи детей в младшем школьном возрасте;
4. Выявить психолого-педагогические аспекты проявления страха и детской тревожности;
5. Разработать практические рекомендации для родителей по профилактике тревожности детей.
Объект исследования: страх и тревожность детей младшего
школьного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические особенности
страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: процесс снижения и устранения страха и тревожности младших школьников станет эффективным, если будут:
1. Исследованы особенности проявлений страха и тревожности у детей младшего школьного возраста и установлены причины повышенного страха и тревожности.
2. Разработать практические рекомендации для родителей по профилактике тревожности детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: наблюдение за поведением детей на уроке и во внеучебное время; тематическое рисование, диагностические методы: опросник Филлипса: «Тест школьной тревожности», методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ) М.З. Дукаревича, тест «Нарисуй свой страх», тест Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи», методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.
Теоретико-методологические основы исследования: труды,
концепции, теории известных авторов Фрейда З., Хорни С., Прихожана А.М., Петровского А.В., Роджерса К.
Теоретическая значимость: данные исследования могут быть
использованы педагогами-психологами при работе с учащимися.
Практическая значимость: материалы работы могут быть
использованы в практике педагога-психолога.
В соответствии с поставленной в данном исследовании были решены следующие задачи:
1) Выполнен теоретический анализ источников по рассматриваемой проблеме;
2) Проанализировано понятие «страх», его характеристика и проявления;
3) Изучены страхи детей в младшем школьном возрасте;
4) Выявлены психолого-педагогические аспекты проявления страха и детской тревожности;
5) Разработаны практические рекомендации для родителей по профилактике тревожности детей младшего школьного возраста.
Данная исследовательская работа имеет большое теоретическое и прикладное значение, так как в последнее время психологу все чаще приходится находить ответы на вопросы родителей и педагогов о состоянии тревожности детей, например: что делать, если ребенок боится отвечать у доски, волнуется во время выступлений, боится темноты, ощущает чувство страха перед незнакомыми людьми и т.д.
Количество таких вопросов неуклонно растет, так как проблемы нарастают, и психолог призван оказать своевременную психологическую помощь: провести диагностику, выработать рекомендации и основные направления коррекционно-развивающей работы.
Данная работа может послужить ориентиром для организации целенаправленного коррекционно-развивающего взаимодействия с тревожными детьми, поможет родителям и педагогам правильно организовать общение с данной категорией детей.
При работе по коррекции тревожности важен принцип комплексного подхода. Коррекционно-развивающая работа будет эффективной лишь при совместной работе психолога, педагога и родителей.
1) Выполнен теоретический анализ источников по рассматриваемой проблеме;
2) Проанализировано понятие «страх», его характеристика и проявления;
3) Изучены страхи детей в младшем школьном возрасте;
4) Выявлены психолого-педагогические аспекты проявления страха и детской тревожности;
5) Разработаны практические рекомендации для родителей по профилактике тревожности детей младшего школьного возраста.
Данная исследовательская работа имеет большое теоретическое и прикладное значение, так как в последнее время психологу все чаще приходится находить ответы на вопросы родителей и педагогов о состоянии тревожности детей, например: что делать, если ребенок боится отвечать у доски, волнуется во время выступлений, боится темноты, ощущает чувство страха перед незнакомыми людьми и т.д.
Количество таких вопросов неуклонно растет, так как проблемы нарастают, и психолог призван оказать своевременную психологическую помощь: провести диагностику, выработать рекомендации и основные направления коррекционно-развивающей работы.
Данная работа может послужить ориентиром для организации целенаправленного коррекционно-развивающего взаимодействия с тревожными детьми, поможет родителям и педагогам правильно организовать общение с данной категорией детей.
При работе по коррекции тревожности важен принцип комплексного подхода. Коррекционно-развивающая работа будет эффективной лишь при совместной работе психолога, педагога и родителей.
Подобные работы
- Управление процессом психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у младших школьников с ЗПР
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2019 - Внешние признаки тревожности у младших школьников (Северный (Арктический) федеральный университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2023 - Работа учителя по преодолению школьной тревожности у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - Преодоление тревожности у младших школьников посредством развития саморегуляции
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Особенности проявления школьной тревожности у младших
школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая коррекция школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020



