Особенности взаимосвязи толерантности к неопределенности с интеллектуальными характеристиками личности
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ 11
1.1 ПОНЯТИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ. ТИПЫ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ 11
1.2 ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ 17
1.3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
В НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ (ТРЕВОЖНОЙ) СИТУАЦИИ 21
1.4 ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ .... 28
1.5 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СПОСОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ 35
ГЛАВА II. ОБОСНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
2.1 ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ 38
2.2 МЕТОДЫ ПИЛОТАЖНОГО И ОСНОВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 45
ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ЛИЧНОСТИ 47
3.1.ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 47
3.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ 49
Выводы по III главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ 11
1.1 ПОНЯТИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ. ТИПЫ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ 11
1.2 ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ 17
1.3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
В НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ (ТРЕВОЖНОЙ) СИТУАЦИИ 21
1.4 ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ .... 28
1.5 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СПОСОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ 35
ГЛАВА II. ОБОСНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
2.1 ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ 38
2.2 МЕТОДЫ ПИЛОТАЖНОГО И ОСНОВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 45
ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ЛИЧНОСТИ 47
3.1.ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 47
3.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ 49
Выводы по III главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Современный мир полон неопределенности. В повседневной жизни мы сталкиваемся с ней повсюду: во взаимоотношениях, в профессиональной деятельности, в учебном процессе, в быту и при взаимодействии с социумом. И даже сам термин неопределенности не имеет единой расшифровки. Если заглянуть в толковый словарь, то можно увидеть, что неопределенность - это осознание человеком недостатка знаний о текущих событиях или будущих возможностях [18, с. 15.]. Филологи, в свою очередь, сводят термин неопределенности к понятию «неопределенный», то есть «точно не установленный», «неясный», «туманный». Таким образом, в любой трактовке понятия неопределенности, будь то экономическая сфера или гуманитарные науки, основной характеристикой будет являться неизвестность, отсутствие или недостаток информации.
Фундаментальные науки, в целом, работают с неопределенностью окружающего мира и стремятся сводить её к минимуму. Большинство научных исследований проводятся, чтобы узнать еще больше новой информации о принципах устройства и функционирования мира и отдельных его частях, и к тому же задействовать разнообразные существующие законы природы во благо человечеству. Таким образом, уменьшается и неопределенность мироустройства, и неопределенность применения его принципов.
Психология - одна из основных наук, детально изучающих феномен неопределенности. К примеру, в толковом словаре Оксфорда по психологии термин неопределенность интерпретируется как «состояние убеждения, когда человек не вполне убежден, когда он не уверен» [40, с.435].
Стоит отметить немаловажный факт, что подход к изучению неопределенности в психологии носит двойственный характер. Человек является активным субъектом жизнедеятельности, исходя из этого он осваивает и структурирует и окружающий его вовне мир, и существующий внутри его некий внутренний мир, который выражается субъектом через образ жизненного мира [22, с.138]. Оба аспекта жизнедеятельности человека необходимо изучать.
Б.С. Алишев по этому поводу пишет, что: «...человек, обладающий сознанием, сталкивается с неопределенностью не только внешнего, так называемого объективного мира, но и своего внутреннего, субъективного, и эта неопределенность тоже должна каким-то образом преодолеваться» [2, с. 4].
Именно поэтому одной из частых задач и фундаментальной, и практической психологии становится поиск и разработка способов примирения внутреннего и внешнего мира человека, так как оба мира, каждый из которых наделен неопределенностью, при неизбежном столкновении лишь ухудшают состояние человека, усиливая как внутренние переживания, так и жизнедеятельность в целом. Неопределенность сейчас становится ведущей в различных сферах жизни человека: в политике, в экономике, в экологии и многих других, что лишь подчеркивает актуальность проводимых исследований. Таким образом, во многом благополучие человека, его жизнедеятельность, активность, качество жизни, жизненный и душевный баланс и гармония зависят от способности справляться с неопределенностью. В психологической науке такая способность человека отразилась как феномен толерантности к неопределенности (ТН).
Для обширного, широкого понимания такого феномена как толерантность к неопределенности конкретно в зарубежной психологии [56, с. 572] стоит привести в пример следующее определение - это "способность человека принимать конфликт и напряжение, которые возникают в ситуации двойственности, противостоять несвязанности и противоречивости информации, принимать неизвестное, не чувствовать себя неуютно перед неопределенностью". В свою очередь, в отечественных исследованиях феномен толерантности получил немного иную трактовку в виде интегральной личностной характеристики, изучаемой в базовых ракурсах психологической устойчивости, системы личностных и групповых ценностей, личностных установок и совокупности разноуровневых индивидуальных свойств.
Установлено, что обладание личностью толерантности к неопределенности позволяет субъекту замечать в изменяющемся мире новые возможности, пробовать найти компромисс между собой и находящимся вокруг миром. Человек толерантный к неопределенности принимает окружающий внешний и внутренний мир и «общается» с ним в диалогической форме. Интолерантный же человек на регулярной основе испытывает затруднения в выборе определенной модели поведения в необходимых ситуациях, постоянно находится в состоянии нервно-психического напряжения. В конечном итоге все это ведет к переутомлению и истощению организма, а следовательно и к снижению внутренних ресурсов и потере способности к активной работе [12, с. 98].
В соответствии с Г. Олпортом можно дать следующий портрет толерантной личности [3, с.55]:
• Гибкость мышления. Толерантный человек не станет разделять всех людей категорично на два типа, к например, «слабых и сильных»; он не будет утверждать о наличие лишь одного единого правильного способа действий; не станетделить окружающую его действительность на два различных полюса.
• Устойчивость к фрустрации. Даже сталкиваясь с какими-либо препятствиями, толерантный человек не впадет в панику, а будет выстраивать схему действий и принимать решения, беря на себя всю ответственность, не включая в происходящее других.
• Врожденные свойства темперамента (сила и
уравновешенность нервной системы), которые служат психофизической основой формирования толерантных установок.
• Более либеральные политические взгляды.
• Достаточно высокий уровень образования. Образование положительно коррелирует (взаимозависимость) с уровнем толерантности и эта связь передается следующему поколению, т.е. образованные толерантные родители воспитывают столь же толерантных детей [60, с. 794].
• Способность к эмпатии. Толерантный человек более чувствителен социально, более аккуратен в своих суждениях и высказываниях.
• Знание себя. Толерантный человек способен к рефлексии, благодаря чему он лишь яснее осознает свои сильные и слабые стороны, способности и возможности; исходя их этого в большинстве случаев такой человек возьмет всю вину на себя, а не поспешит взвалить всю ответственность на других.
• Стремление к персональной автономии. Толерантный человек не ищет опоры и поддержки у других людей, он самодостаточен и независим [63, с. 608].
• Чувство юмора. Толерантный человек способен посмеяться над собой и не склонен испытывать чувство превосходства над окружающими.
• Толерантность к неопределенности. Недостаток информации ни в коем случае не будет раздражать толерантного человека, ведь он скорее поспешит восполнить недостающие знания
• Жизненная философия, которая заключается в понимании и принятии взглядов окружающих людей, нежели в имении одного своего единого правильного.
• Чувство внутренней безопасности. Толерантный человек может взаимодействовать со всеми людьми без исключения. Он уверен в себе.
В современном времени, когда условия труда, сложность, напряженность окружающей психологической обстановки в условиях экономического, политического и социально-культурного развития всё больше становится востребованной профилактика развития и поддержания у субъекта отношений толерантности к неопределенности.
Даже если не обращать внимания на интенсивность проводимых учеными исследований как в зарубежной, так и в отечественной психологии, видно, что феномен толерантности к неопределенности еще не до конца раскрыт в большинстве разработок исследований. Так, очевидно, что толерантность к неопределенности может являться важным условием психологической безопасности субъекта во время напряженной как профессиональной, так и обычной жизнедеятельности.
Цель исследования: определить особенности взаимосвязи толерантности к неопределенности с интеллектуальными характеристиками личности и их ключевые психологические детерминанты.
Объект исследования: личностная толерантность к неопределенности
Предмет исследования: связь толерантности к неопределенности с интеллектуальными характеристиками личности.
Гипотезы исследования:
Общая гипотеза:
• Когнитивно-стилевые и личностные характеристики толерантности к неопределенности взаимосвязаны.
Частные гипотезы:
• Механизм интеллектуального контроля над переработкой информации положительно сопряжен с толерантностью к неопределенности.
• Когнитивные характеристики личности определяют выраженность толерантности к неопределенности как поведенческой диспозиции.
• Люди с высоким уровнем интеллекта имеют более высокий уровень толерантности к неопределенности, чем люди со средним интеллектом.
В исследовании решались следующие задачи:
1) Теоретически проанализировать проблему взаимосвязи толерантности к неопределенности с интеллектуальными характеристиками;
2) Разработать методологическую базу для исследования особенностей взаимосвязи толерантности к неопределенности с интеллектуальными характеристиками;
3) Проанализировать специфику особенностей взаимосвязи
толерантности к неопределенности с интеллектуальными
характеристиками испытуемых, разделенных по уровням интеллекта, с учетом их половозрастных и квалификационных характеристик;
4) Выявит связь толерантности к неопределенности с интеллектуальными характеристиками.
Методология и методы исследования:
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
- концепции изучения толерантности, выдвинутые рядом
отечественных психологов, в частности, теоретические положения Б.Г. Ананьева, Л.С. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна и др. ;
- ряд исследований, затрагивающий проблему
неопределенности: например, в философии рассматриваются категории
определенности и неопределенности в структуре научного познания (В .Г. Черник, 1977, B.C. Готт, А.Д. Урсул, 1977, Н.В. Мануйлов, 1985, Т.Г. Лешкевич, 1994; В.А. Гречанова,. 1990; Б.Н. Пятницын, 1987), исследовалась проблема времени и неопределенности (A.M. Жаров, 1987), поведения и неопределенности среды (А.Б. Салтыков, А.В. Толокнов, Н.К. Хитров;
- научные разработки И.А. Джидарьян, Е.А. Углановой, Р.М. Шамионова, М. Аргайла, E. Diener, R.A. Emmons, M.A. McKennel и др., определивших условия, необходимые для обеспечения социально-психологической гармонии личности в социальной среде.
- концепции изучения интеллектуалных способностей Л. Готтфредсон, Ф.Н. Ильясова, Ч. Спирмена, Дж. Флинна, Н. Бострома, Г. Оллпорта, Г. Айзенка, В.Ф. Анурина и др.
Решение поставленных задач определило выбор таких методов исследования как теоретический анализ научной литературы, методы эмпирического исследования и методы статистической обработки данных. Среди конкретных методик использовались следующие методики:
- «Опросник толерантности к неопределенности MSTAT-1» Д. МакЛейна (Multiple Stimulus Types Ambiguity Tolerance) (в адаптации Е.Г. Луковицкой);
- «Шкала базисных убеждений» Р. Янофф-Бульман (World assumptions scale (WAS), Ronnie Janoff-Buiman) (адаптированна и рестандартизирована М.А. Падуном, А.В. Котелниковой;
- «Уровень субъективного контроля» (разработанный на основе шкалы Дж. Роттера);
- Методика «Фигуры Готтшальдта»;
- Методика словесно-цветовой интерференции; Тест Струпа (Stroop Test);
- Тест коэффициента интеллекта (IQ) Г. Айзенка.
Выборка исследования состояла из 125 человек в возрасте от 20 до 27 лет. Все они являлись студентами и выпускниками высших учебных заведений, из которых 37% (46 человек) имеют диплом об окончании высшего учебного заведения с отличием, а 74% (92 человека) в течение длительного времени находятся на постоянной рабочей должности. В дальнейшем это сыграет некую роль при анализе полученных данных.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась тщательной проработкой его концептуальных положений и процедурных аспектов; использованием методик, имеющих хорошую репутацию в современной науке, и проверкой на валидность и надежность собственных методических разработок; использованием статистических методов, адекватных типам шкал, в которых представлены количественные данные, полученные в исследовании.
Эмпирическая база исследования представлена результатами шести методик и опросников, которые заполнялись в естественной, максимально комфортной для испытуемого среде.
Теоретическая значимость исследования заключается в сочетании психологического, философского и культурологического подходов к изучению таких понятий как неопределенность, толерантность к неопределенности и связь с интеллектуальными способностями.
Практическая значимость исследования в том, что его результаты помогают увидеть особенности взаимосвязи толерантности к неопределенности в разрезе двух уровней интеллекта, тем самым помогая выявить практическую знахчимост развития интеллектуалных способностей.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов к III главе, общих выводов и заключения, списка использованной литературы, таблиц и приложений.
Фундаментальные науки, в целом, работают с неопределенностью окружающего мира и стремятся сводить её к минимуму. Большинство научных исследований проводятся, чтобы узнать еще больше новой информации о принципах устройства и функционирования мира и отдельных его частях, и к тому же задействовать разнообразные существующие законы природы во благо человечеству. Таким образом, уменьшается и неопределенность мироустройства, и неопределенность применения его принципов.
Психология - одна из основных наук, детально изучающих феномен неопределенности. К примеру, в толковом словаре Оксфорда по психологии термин неопределенность интерпретируется как «состояние убеждения, когда человек не вполне убежден, когда он не уверен» [40, с.435].
Стоит отметить немаловажный факт, что подход к изучению неопределенности в психологии носит двойственный характер. Человек является активным субъектом жизнедеятельности, исходя из этого он осваивает и структурирует и окружающий его вовне мир, и существующий внутри его некий внутренний мир, который выражается субъектом через образ жизненного мира [22, с.138]. Оба аспекта жизнедеятельности человека необходимо изучать.
Б.С. Алишев по этому поводу пишет, что: «...человек, обладающий сознанием, сталкивается с неопределенностью не только внешнего, так называемого объективного мира, но и своего внутреннего, субъективного, и эта неопределенность тоже должна каким-то образом преодолеваться» [2, с. 4].
Именно поэтому одной из частых задач и фундаментальной, и практической психологии становится поиск и разработка способов примирения внутреннего и внешнего мира человека, так как оба мира, каждый из которых наделен неопределенностью, при неизбежном столкновении лишь ухудшают состояние человека, усиливая как внутренние переживания, так и жизнедеятельность в целом. Неопределенность сейчас становится ведущей в различных сферах жизни человека: в политике, в экономике, в экологии и многих других, что лишь подчеркивает актуальность проводимых исследований. Таким образом, во многом благополучие человека, его жизнедеятельность, активность, качество жизни, жизненный и душевный баланс и гармония зависят от способности справляться с неопределенностью. В психологической науке такая способность человека отразилась как феномен толерантности к неопределенности (ТН).
Для обширного, широкого понимания такого феномена как толерантность к неопределенности конкретно в зарубежной психологии [56, с. 572] стоит привести в пример следующее определение - это "способность человека принимать конфликт и напряжение, которые возникают в ситуации двойственности, противостоять несвязанности и противоречивости информации, принимать неизвестное, не чувствовать себя неуютно перед неопределенностью". В свою очередь, в отечественных исследованиях феномен толерантности получил немного иную трактовку в виде интегральной личностной характеристики, изучаемой в базовых ракурсах психологической устойчивости, системы личностных и групповых ценностей, личностных установок и совокупности разноуровневых индивидуальных свойств.
Установлено, что обладание личностью толерантности к неопределенности позволяет субъекту замечать в изменяющемся мире новые возможности, пробовать найти компромисс между собой и находящимся вокруг миром. Человек толерантный к неопределенности принимает окружающий внешний и внутренний мир и «общается» с ним в диалогической форме. Интолерантный же человек на регулярной основе испытывает затруднения в выборе определенной модели поведения в необходимых ситуациях, постоянно находится в состоянии нервно-психического напряжения. В конечном итоге все это ведет к переутомлению и истощению организма, а следовательно и к снижению внутренних ресурсов и потере способности к активной работе [12, с. 98].
В соответствии с Г. Олпортом можно дать следующий портрет толерантной личности [3, с.55]:
• Гибкость мышления. Толерантный человек не станет разделять всех людей категорично на два типа, к например, «слабых и сильных»; он не будет утверждать о наличие лишь одного единого правильного способа действий; не станетделить окружающую его действительность на два различных полюса.
• Устойчивость к фрустрации. Даже сталкиваясь с какими-либо препятствиями, толерантный человек не впадет в панику, а будет выстраивать схему действий и принимать решения, беря на себя всю ответственность, не включая в происходящее других.
• Врожденные свойства темперамента (сила и
уравновешенность нервной системы), которые служат психофизической основой формирования толерантных установок.
• Более либеральные политические взгляды.
• Достаточно высокий уровень образования. Образование положительно коррелирует (взаимозависимость) с уровнем толерантности и эта связь передается следующему поколению, т.е. образованные толерантные родители воспитывают столь же толерантных детей [60, с. 794].
• Способность к эмпатии. Толерантный человек более чувствителен социально, более аккуратен в своих суждениях и высказываниях.
• Знание себя. Толерантный человек способен к рефлексии, благодаря чему он лишь яснее осознает свои сильные и слабые стороны, способности и возможности; исходя их этого в большинстве случаев такой человек возьмет всю вину на себя, а не поспешит взвалить всю ответственность на других.
• Стремление к персональной автономии. Толерантный человек не ищет опоры и поддержки у других людей, он самодостаточен и независим [63, с. 608].
• Чувство юмора. Толерантный человек способен посмеяться над собой и не склонен испытывать чувство превосходства над окружающими.
• Толерантность к неопределенности. Недостаток информации ни в коем случае не будет раздражать толерантного человека, ведь он скорее поспешит восполнить недостающие знания
• Жизненная философия, которая заключается в понимании и принятии взглядов окружающих людей, нежели в имении одного своего единого правильного.
• Чувство внутренней безопасности. Толерантный человек может взаимодействовать со всеми людьми без исключения. Он уверен в себе.
В современном времени, когда условия труда, сложность, напряженность окружающей психологической обстановки в условиях экономического, политического и социально-культурного развития всё больше становится востребованной профилактика развития и поддержания у субъекта отношений толерантности к неопределенности.
Даже если не обращать внимания на интенсивность проводимых учеными исследований как в зарубежной, так и в отечественной психологии, видно, что феномен толерантности к неопределенности еще не до конца раскрыт в большинстве разработок исследований. Так, очевидно, что толерантность к неопределенности может являться важным условием психологической безопасности субъекта во время напряженной как профессиональной, так и обычной жизнедеятельности.
Цель исследования: определить особенности взаимосвязи толерантности к неопределенности с интеллектуальными характеристиками личности и их ключевые психологические детерминанты.
Объект исследования: личностная толерантность к неопределенности
Предмет исследования: связь толерантности к неопределенности с интеллектуальными характеристиками личности.
Гипотезы исследования:
Общая гипотеза:
• Когнитивно-стилевые и личностные характеристики толерантности к неопределенности взаимосвязаны.
Частные гипотезы:
• Механизм интеллектуального контроля над переработкой информации положительно сопряжен с толерантностью к неопределенности.
• Когнитивные характеристики личности определяют выраженность толерантности к неопределенности как поведенческой диспозиции.
• Люди с высоким уровнем интеллекта имеют более высокий уровень толерантности к неопределенности, чем люди со средним интеллектом.
В исследовании решались следующие задачи:
1) Теоретически проанализировать проблему взаимосвязи толерантности к неопределенности с интеллектуальными характеристиками;
2) Разработать методологическую базу для исследования особенностей взаимосвязи толерантности к неопределенности с интеллектуальными характеристиками;
3) Проанализировать специфику особенностей взаимосвязи
толерантности к неопределенности с интеллектуальными
характеристиками испытуемых, разделенных по уровням интеллекта, с учетом их половозрастных и квалификационных характеристик;
4) Выявит связь толерантности к неопределенности с интеллектуальными характеристиками.
Методология и методы исследования:
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
- концепции изучения толерантности, выдвинутые рядом
отечественных психологов, в частности, теоретические положения Б.Г. Ананьева, Л.С. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна и др. ;
- ряд исследований, затрагивающий проблему
неопределенности: например, в философии рассматриваются категории
определенности и неопределенности в структуре научного познания (В .Г. Черник, 1977, B.C. Готт, А.Д. Урсул, 1977, Н.В. Мануйлов, 1985, Т.Г. Лешкевич, 1994; В.А. Гречанова,. 1990; Б.Н. Пятницын, 1987), исследовалась проблема времени и неопределенности (A.M. Жаров, 1987), поведения и неопределенности среды (А.Б. Салтыков, А.В. Толокнов, Н.К. Хитров;
- научные разработки И.А. Джидарьян, Е.А. Углановой, Р.М. Шамионова, М. Аргайла, E. Diener, R.A. Emmons, M.A. McKennel и др., определивших условия, необходимые для обеспечения социально-психологической гармонии личности в социальной среде.
- концепции изучения интеллектуалных способностей Л. Готтфредсон, Ф.Н. Ильясова, Ч. Спирмена, Дж. Флинна, Н. Бострома, Г. Оллпорта, Г. Айзенка, В.Ф. Анурина и др.
Решение поставленных задач определило выбор таких методов исследования как теоретический анализ научной литературы, методы эмпирического исследования и методы статистической обработки данных. Среди конкретных методик использовались следующие методики:
- «Опросник толерантности к неопределенности MSTAT-1» Д. МакЛейна (Multiple Stimulus Types Ambiguity Tolerance) (в адаптации Е.Г. Луковицкой);
- «Шкала базисных убеждений» Р. Янофф-Бульман (World assumptions scale (WAS), Ronnie Janoff-Buiman) (адаптированна и рестандартизирована М.А. Падуном, А.В. Котелниковой;
- «Уровень субъективного контроля» (разработанный на основе шкалы Дж. Роттера);
- Методика «Фигуры Готтшальдта»;
- Методика словесно-цветовой интерференции; Тест Струпа (Stroop Test);
- Тест коэффициента интеллекта (IQ) Г. Айзенка.
Выборка исследования состояла из 125 человек в возрасте от 20 до 27 лет. Все они являлись студентами и выпускниками высших учебных заведений, из которых 37% (46 человек) имеют диплом об окончании высшего учебного заведения с отличием, а 74% (92 человека) в течение длительного времени находятся на постоянной рабочей должности. В дальнейшем это сыграет некую роль при анализе полученных данных.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась тщательной проработкой его концептуальных положений и процедурных аспектов; использованием методик, имеющих хорошую репутацию в современной науке, и проверкой на валидность и надежность собственных методических разработок; использованием статистических методов, адекватных типам шкал, в которых представлены количественные данные, полученные в исследовании.
Эмпирическая база исследования представлена результатами шести методик и опросников, которые заполнялись в естественной, максимально комфортной для испытуемого среде.
Теоретическая значимость исследования заключается в сочетании психологического, философского и культурологического подходов к изучению таких понятий как неопределенность, толерантность к неопределенности и связь с интеллектуальными способностями.
Практическая значимость исследования в том, что его результаты помогают увидеть особенности взаимосвязи толерантности к неопределенности в разрезе двух уровней интеллекта, тем самым помогая выявить практическую знахчимост развития интеллектуалных способностей.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов к III главе, общих выводов и заключения, списка использованной литературы, таблиц и приложений.
Данная работа посвящена изучению влияния интеллектуальных характеристик личности на выраженность толерантности к неопределенности. Теоретический анализ проблемы показал актуальность темы исследования, специфику толерантности к неопределенности в двух различных группах испытуемых, а также социальные установки и личностные качества их представителей разного пола в возрасте от 20 до 27 лет.
Итогом работы являются следующие выводы:
- Феномен толерантности к неопределенности выступает как социально-психологическая установка, которая состоит из таких компонентов как: аффективный, когнитивный и поведенческий. Когнитивный компонент представляет собой уровень осознания неопределенности внешней среды. Аффективный компонент - это осознаваемое и или неосознаваемое переживание неопределенности внешней среды. Поведенческий компонент проявляется как предрасположенность реагировать на неопределенность тем или иным образом.
- Феномен толерантности к неопределенности имеет характеристики индивидуального своеобразия и различной степени благоприятности для личности. Наиболее благоприятным условием для освоения феномена неопределенности является преобладание таких компонентов как когнитивный и поведенческий. Если преобладает когнитивный компонент, то он проявляется зачастую в гибкости мышления, открытости новому, структурированности информации и представлении о возможных исходах той или иной ситуации. Поведенческий же компонент проявляет себя через усиление контроля за происходящей ситуацией и включенными в нее людьми. Так же может проявиться и аффективный компонент, который у большинства людей реализуется через стресс, депрессию, страх, апатию и безразличие; есть и исключения, где данный компонент будет проявляться через эмоции воодушевления, радости, эмоционального подъема и т.д..
- Толерантность к неопределенности обладает интеллектуальной специфичностью. В выборке испытуемых с высоким интеллектом проявляется меньший дискомфорт и тревожность по отношению к неопределенным ситуациям и способам их решения, в то время как у выборки со средним уровнем интеллекта наблюдается большая тревожность, замкнутость и меньшая активность по преобразованию возникающих трудностей.
Таким образом, выдвинутые нами гипотезы подтвердились.
- Толерантность к неопределенности имеет когнитивно-стилевую специфичность.
- Выборка испытуемых с высоким уровнем интеллекта имеет более высокий уровень толерантности к неопределенности, чем выборка со средним уровнем интеллектуальных характеристик.
- В выборках испытуемых с высоким и средним уровнями интеллекта толерантность к неопределенности по-разному связана с социальными установками и личностными качествами.
Тема нашего исследования требует дальнейшего изучения, делая упор на эмоционально-волевую и потребностно-мотивационную сферы личности.
Итогом работы являются следующие выводы:
- Феномен толерантности к неопределенности выступает как социально-психологическая установка, которая состоит из таких компонентов как: аффективный, когнитивный и поведенческий. Когнитивный компонент представляет собой уровень осознания неопределенности внешней среды. Аффективный компонент - это осознаваемое и или неосознаваемое переживание неопределенности внешней среды. Поведенческий компонент проявляется как предрасположенность реагировать на неопределенность тем или иным образом.
- Феномен толерантности к неопределенности имеет характеристики индивидуального своеобразия и различной степени благоприятности для личности. Наиболее благоприятным условием для освоения феномена неопределенности является преобладание таких компонентов как когнитивный и поведенческий. Если преобладает когнитивный компонент, то он проявляется зачастую в гибкости мышления, открытости новому, структурированности информации и представлении о возможных исходах той или иной ситуации. Поведенческий же компонент проявляет себя через усиление контроля за происходящей ситуацией и включенными в нее людьми. Так же может проявиться и аффективный компонент, который у большинства людей реализуется через стресс, депрессию, страх, апатию и безразличие; есть и исключения, где данный компонент будет проявляться через эмоции воодушевления, радости, эмоционального подъема и т.д..
- Толерантность к неопределенности обладает интеллектуальной специфичностью. В выборке испытуемых с высоким интеллектом проявляется меньший дискомфорт и тревожность по отношению к неопределенным ситуациям и способам их решения, в то время как у выборки со средним уровнем интеллекта наблюдается большая тревожность, замкнутость и меньшая активность по преобразованию возникающих трудностей.
Таким образом, выдвинутые нами гипотезы подтвердились.
- Толерантность к неопределенности имеет когнитивно-стилевую специфичность.
- Выборка испытуемых с высоким уровнем интеллекта имеет более высокий уровень толерантности к неопределенности, чем выборка со средним уровнем интеллектуальных характеристик.
- В выборках испытуемых с высоким и средним уровнями интеллекта толерантность к неопределенности по-разному связана с социальными установками и личностными качествами.
Тема нашего исследования требует дальнейшего изучения, делая упор на эмоционально-волевую и потребностно-мотивационную сферы личности.
Подобные работы
- ВЗАИМОСВЯЗЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА У ЛЮДЕЙ ПОКОЛЕНИЯ Y И Z
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Исследование толерантности к неопределенности у подростков 14-17 лет в связи с их мотивацией достижения и самоэффективностью
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2020 - Исследование взаимосвязи жизнестойкости, толерантности к неопределенности и самоотношения практических психологов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2021 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ПРОЯВЛЕНИЙ МАГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4660 р. Год сдачи: 2020 - Исследование структуры мотивации достижения в связи с отношением к неопределенности и стрессу
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗА МИРА СТУДЕНТОВ-ВЫПУСКНИКОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖЬЮ В СВЯЗИ С ХАРАКТЕРИСТИКАМИ САМ О ДЕТЕРМИНАЦИИ И КОНФОРМИЗМА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2025 - ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ
РЕШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ - ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ЯЗЫКОВЫХ ГРУПП
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017



