Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности взаимосвязи толерантности к неопределенности с интеллектуальными характеристиками личности

Работа №57278

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы101
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
314
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ 11
1.1 ПОНЯТИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ. ТИПЫ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ 11
1.2 ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ 17
1.3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
В НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ (ТРЕВОЖНОЙ) СИТУАЦИИ 21
1.4 ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ .... 28
1.5 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СПОСОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ 35
ГЛАВА II. ОБОСНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
2.1 ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ 38
2.2 МЕТОДЫ ПИЛОТАЖНОГО И ОСНОВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 45
ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ЛИЧНОСТИ 47
3.1.ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 47
3.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ 49
Выводы по III главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 73


Современный мир полон неопределенности. В повседневной жизни мы сталкиваемся с ней повсюду: во взаимоотношениях, в профессиональной деятельности, в учебном процессе, в быту и при взаимодействии с социумом. И даже сам термин неопределенности не имеет единой расшифровки. Если заглянуть в толковый словарь, то можно увидеть, что неопределенность - это осознание человеком недостатка знаний о текущих событиях или будущих возможностях [18, с. 15.]. Филологи, в свою очередь, сводят термин неопределенности к понятию «неопределенный», то есть «точно не установленный», «неясный», «туманный». Таким образом, в любой трактовке понятия неопределенности, будь то экономическая сфера или гуманитарные науки, основной характеристикой будет являться неизвестность, отсутствие или недостаток информации.
Фундаментальные науки, в целом, работают с неопределенностью окружающего мира и стремятся сводить её к минимуму. Большинство научных исследований проводятся, чтобы узнать еще больше новой информации о принципах устройства и функционирования мира и отдельных его частях, и к тому же задействовать разнообразные существующие законы природы во благо человечеству. Таким образом, уменьшается и неопределенность мироустройства, и неопределенность применения его принципов.
Психология - одна из основных наук, детально изучающих феномен неопределенности. К примеру, в толковом словаре Оксфорда по психологии термин неопределенность интерпретируется как «состояние убеждения, когда человек не вполне убежден, когда он не уверен» [40, с.435].
Стоит отметить немаловажный факт, что подход к изучению неопределенности в психологии носит двойственный характер. Человек является активным субъектом жизнедеятельности, исходя из этого он осваивает и структурирует и окружающий его вовне мир, и существующий внутри его некий внутренний мир, который выражается субъектом через образ жизненного мира [22, с.138]. Оба аспекта жизнедеятельности человека необходимо изучать.
Б.С. Алишев по этому поводу пишет, что: «...человек, обладающий сознанием, сталкивается с неопределенностью не только внешнего, так называемого объективного мира, но и своего внутреннего, субъективного, и эта неопределенность тоже должна каким-то образом преодолеваться» [2, с. 4].
Именно поэтому одной из частых задач и фундаментальной, и практической психологии становится поиск и разработка способов примирения внутреннего и внешнего мира человека, так как оба мира, каждый из которых наделен неопределенностью, при неизбежном столкновении лишь ухудшают состояние человека, усиливая как внутренние переживания, так и жизнедеятельность в целом. Неопределенность сейчас становится ведущей в различных сферах жизни человека: в политике, в экономике, в экологии и многих других, что лишь подчеркивает актуальность проводимых исследований. Таким образом, во многом благополучие человека, его жизнедеятельность, активность, качество жизни, жизненный и душевный баланс и гармония зависят от способности справляться с неопределенностью. В психологической науке такая способность человека отразилась как феномен толерантности к неопределенности (ТН).
Для обширного, широкого понимания такого феномена как толерантность к неопределенности конкретно в зарубежной психологии [56, с. 572] стоит привести в пример следующее определение - это "способность человека принимать конфликт и напряжение, которые возникают в ситуации двойственности, противостоять несвязанности и противоречивости информации, принимать неизвестное, не чувствовать себя неуютно перед неопределенностью". В свою очередь, в отечественных исследованиях феномен толерантности получил немного иную трактовку в виде интегральной личностной характеристики, изучаемой в базовых ракурсах психологической устойчивости, системы личностных и групповых ценностей, личностных установок и совокупности разноуровневых индивидуальных свойств.
Установлено, что обладание личностью толерантности к неопределенности позволяет субъекту замечать в изменяющемся мире новые возможности, пробовать найти компромисс между собой и находящимся вокруг миром. Человек толерантный к неопределенности принимает окружающий внешний и внутренний мир и «общается» с ним в диалогической форме. Интолерантный же человек на регулярной основе испытывает затруднения в выборе определенной модели поведения в необходимых ситуациях, постоянно находится в состоянии нервно-психического напряжения. В конечном итоге все это ведет к переутомлению и истощению организма, а следовательно и к снижению внутренних ресурсов и потере способности к активной работе [12, с. 98].
В соответствии с Г. Олпортом можно дать следующий портрет толерантной личности [3, с.55]:
• Гибкость мышления. Толерантный человек не станет разделять всех людей категорично на два типа, к например, «слабых и сильных»; он не будет утверждать о наличие лишь одного единого правильного способа действий; не станетделить окружающую его действительность на два различных полюса.
• Устойчивость к фрустрации. Даже сталкиваясь с какими-либо препятствиями, толерантный человек не впадет в панику, а будет выстраивать схему действий и принимать решения, беря на себя всю ответственность, не включая в происходящее других.
• Врожденные свойства темперамента (сила и
уравновешенность нервной системы), которые служат психофизической основой формирования толерантных установок.
• Более либеральные политические взгляды.
• Достаточно высокий уровень образования. Образование положительно коррелирует (взаимозависимость) с уровнем толерантности и эта связь передается следующему поколению, т.е. образованные толерантные родители воспитывают столь же толерантных детей [60, с. 794].
• Способность к эмпатии. Толерантный человек более чувствителен социально, более аккуратен в своих суждениях и высказываниях.
• Знание себя. Толерантный человек способен к рефлексии, благодаря чему он лишь яснее осознает свои сильные и слабые стороны, способности и возможности; исходя их этого в большинстве случаев такой человек возьмет всю вину на себя, а не поспешит взвалить всю ответственность на других.
• Стремление к персональной автономии. Толерантный человек не ищет опоры и поддержки у других людей, он самодостаточен и независим [63, с. 608].
• Чувство юмора. Толерантный человек способен посмеяться над собой и не склонен испытывать чувство превосходства над окружающими.
• Толерантность к неопределенности. Недостаток информации ни в коем случае не будет раздражать толерантного человека, ведь он скорее поспешит восполнить недостающие знания
• Жизненная философия, которая заключается в понимании и принятии взглядов окружающих людей, нежели в имении одного своего единого правильного.
• Чувство внутренней безопасности. Толерантный человек может взаимодействовать со всеми людьми без исключения. Он уверен в себе.
В современном времени, когда условия труда, сложность, напряженность окружающей психологической обстановки в условиях экономического, политического и социально-культурного развития всё больше становится востребованной профилактика развития и поддержания у субъекта отношений толерантности к неопределенности.
Даже если не обращать внимания на интенсивность проводимых учеными исследований как в зарубежной, так и в отечественной психологии, видно, что феномен толерантности к неопределенности еще не до конца раскрыт в большинстве разработок исследований. Так, очевидно, что толерантность к неопределенности может являться важным условием психологической безопасности субъекта во время напряженной как профессиональной, так и обычной жизнедеятельности.
Цель исследования: определить особенности взаимосвязи толерантности к неопределенности с интеллектуальными характеристиками личности и их ключевые психологические детерминанты.
Объект исследования: личностная толерантность к неопределенности
Предмет исследования: связь толерантности к неопределенности с интеллектуальными характеристиками личности.
Гипотезы исследования:
Общая гипотеза:
• Когнитивно-стилевые и личностные характеристики толерантности к неопределенности взаимосвязаны.
Частные гипотезы:
• Механизм интеллектуального контроля над переработкой информации положительно сопряжен с толерантностью к неопределенности.
• Когнитивные характеристики личности определяют выраженность толерантности к неопределенности как поведенческой диспозиции.
• Люди с высоким уровнем интеллекта имеют более высокий уровень толерантности к неопределенности, чем люди со средним интеллектом.
В исследовании решались следующие задачи:
1) Теоретически проанализировать проблему взаимосвязи толерантности к неопределенности с интеллектуальными характеристиками;
2) Разработать методологическую базу для исследования особенностей взаимосвязи толерантности к неопределенности с интеллектуальными характеристиками;
3) Проанализировать специфику особенностей взаимосвязи
толерантности к неопределенности с интеллектуальными
характеристиками испытуемых, разделенных по уровням интеллекта, с учетом их половозрастных и квалификационных характеристик;
4) Выявит связь толерантности к неопределенности с интеллектуальными характеристиками.
Методология и методы исследования:
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
- концепции изучения толерантности, выдвинутые рядом
отечественных психологов, в частности, теоретические положения Б.Г. Ананьева, Л.С. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна и др. ;
- ряд исследований, затрагивающий проблему
неопределенности: например, в философии рассматриваются категории
определенности и неопределенности в структуре научного познания (В .Г. Черник, 1977, B.C. Готт, А.Д. Урсул, 1977, Н.В. Мануйлов, 1985, Т.Г. Лешкевич, 1994; В.А. Гречанова,. 1990; Б.Н. Пятницын, 1987), исследовалась проблема времени и неопределенности (A.M. Жаров, 1987), поведения и неопределенности среды (А.Б. Салтыков, А.В. Толокнов, Н.К. Хитров;
- научные разработки И.А. Джидарьян, Е.А. Углановой, Р.М. Шамионова, М. Аргайла, E. Diener, R.A. Emmons, M.A. McKennel и др., определивших условия, необходимые для обеспечения социально-психологической гармонии личности в социальной среде.
- концепции изучения интеллектуалных способностей Л. Готтфредсон, Ф.Н. Ильясова, Ч. Спирмена, Дж. Флинна, Н. Бострома, Г. Оллпорта, Г. Айзенка, В.Ф. Анурина и др.
Решение поставленных задач определило выбор таких методов исследования как теоретический анализ научной литературы, методы эмпирического исследования и методы статистической обработки данных. Среди конкретных методик использовались следующие методики:
- «Опросник толерантности к неопределенности MSTAT-1» Д. МакЛейна (Multiple Stimulus Types Ambiguity Tolerance) (в адаптации Е.Г. Луковицкой);
- «Шкала базисных убеждений» Р. Янофф-Бульман (World assumptions scale (WAS), Ronnie Janoff-Buiman) (адаптированна и рестандартизирована М.А. Падуном, А.В. Котелниковой;
- «Уровень субъективного контроля» (разработанный на основе шкалы Дж. Роттера);
- Методика «Фигуры Готтшальдта»;
- Методика словесно-цветовой интерференции; Тест Струпа (Stroop Test);
- Тест коэффициента интеллекта (IQ) Г. Айзенка.
Выборка исследования состояла из 125 человек в возрасте от 20 до 27 лет. Все они являлись студентами и выпускниками высших учебных заведений, из которых 37% (46 человек) имеют диплом об окончании высшего учебного заведения с отличием, а 74% (92 человека) в течение длительного времени находятся на постоянной рабочей должности. В дальнейшем это сыграет некую роль при анализе полученных данных.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась тщательной проработкой его концептуальных положений и процедурных аспектов; использованием методик, имеющих хорошую репутацию в современной науке, и проверкой на валидность и надежность собственных методических разработок; использованием статистических методов, адекватных типам шкал, в которых представлены количественные данные, полученные в исследовании.
Эмпирическая база исследования представлена результатами шести методик и опросников, которые заполнялись в естественной, максимально комфортной для испытуемого среде.
Теоретическая значимость исследования заключается в сочетании психологического, философского и культурологического подходов к изучению таких понятий как неопределенность, толерантность к неопределенности и связь с интеллектуальными способностями.
Практическая значимость исследования в том, что его результаты помогают увидеть особенности взаимосвязи толерантности к неопределенности в разрезе двух уровней интеллекта, тем самым помогая выявить практическую знахчимост развития интеллектуалных способностей.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов к III главе, общих выводов и заключения, списка использованной литературы, таблиц и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа посвящена изучению влияния интеллектуальных характеристик личности на выраженность толерантности к неопределенности. Теоретический анализ проблемы показал актуальность темы исследования, специфику толерантности к неопределенности в двух различных группах испытуемых, а также социальные установки и личностные качества их представителей разного пола в возрасте от 20 до 27 лет.
Итогом работы являются следующие выводы:
- Феномен толерантности к неопределенности выступает как социально-психологическая установка, которая состоит из таких компонентов как: аффективный, когнитивный и поведенческий. Когнитивный компонент представляет собой уровень осознания неопределенности внешней среды. Аффективный компонент - это осознаваемое и или неосознаваемое переживание неопределенности внешней среды. Поведенческий компонент проявляется как предрасположенность реагировать на неопределенность тем или иным образом.
- Феномен толерантности к неопределенности имеет характеристики индивидуального своеобразия и различной степени благоприятности для личности. Наиболее благоприятным условием для освоения феномена неопределенности является преобладание таких компонентов как когнитивный и поведенческий. Если преобладает когнитивный компонент, то он проявляется зачастую в гибкости мышления, открытости новому, структурированности информации и представлении о возможных исходах той или иной ситуации. Поведенческий же компонент проявляет себя через усиление контроля за происходящей ситуацией и включенными в нее людьми. Так же может проявиться и аффективный компонент, который у большинства людей реализуется через стресс, депрессию, страх, апатию и безразличие; есть и исключения, где данный компонент будет проявляться через эмоции воодушевления, радости, эмоционального подъема и т.д..
- Толерантность к неопределенности обладает интеллектуальной специфичностью. В выборке испытуемых с высоким интеллектом проявляется меньший дискомфорт и тревожность по отношению к неопределенным ситуациям и способам их решения, в то время как у выборки со средним уровнем интеллекта наблюдается большая тревожность, замкнутость и меньшая активность по преобразованию возникающих трудностей.
Таким образом, выдвинутые нами гипотезы подтвердились.
- Толерантность к неопределенности имеет когнитивно-стилевую специфичность.
- Выборка испытуемых с высоким уровнем интеллекта имеет более высокий уровень толерантности к неопределенности, чем выборка со средним уровнем интеллектуальных характеристик.
- В выборках испытуемых с высоким и средним уровнями интеллекта толерантность к неопределенности по-разному связана с социальными установками и личностными качествами.
Тема нашего исследования требует дальнейшего изучения, делая упор на эмоционально-волевую и потребностно-мотивационную сферы личности.



1. Агафонова И.Н. и др. Методики изучения интеллекта / Агафонова И.Н., Колеченко А.К., Погорелов Г.А., Шеховцова Л.Ф. - Часть 1. - СПб., 1991.
2. Алишев Б.С. Психика и преодоление неопределенности / Б.С. Алишев // Психология: журнал Высшей школы экономики / Ред. Т.Н. Ушакова. - Москва: Государственный университет - Высшая школа экономики, 2009. - 2009 № 3 том 6. - с. 3-26.
3. Ананьев Б. Г. Психология человека. Избранное. СПб, 1997. 90 с.
4. Андреев Н.И. Теория статистически оптимальных систем управления. -М.: Наука, 1980. -155 с.
5. Асмолов А. Г. Толерантность от утопии к реальности. // На пути к толерантному сознанию. М., 2000. с. 5-7.
6. Братченко С.Л. Декларация принципов толерантности. // Век толерантности. 2001. №1. с. 62-68.
7. Братченко С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты. // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 1997. С.201-222.
8. Брушлинский А.В., Темнова Л.В. Интеллектуальный потенциал личности и решение нравственных задач // Психология личности в условиях социальных изменений. - М., 1993.
9. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностические методы исследования интеллекта. - Киев, 1985.
10. Виноградова Л.В. Интеллектуальный контроль как способ
интерпретации эмоционально-трудных жизненных ситуаций //
Психологический журнал / Ред. А.Л. Журавлев. - 2004. - Том25 №6 ноябрь-декабрь 2004. - с. 21-29.
11. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций//Вопр. психологии, 1997. -№ 1, с.121-132.
12. Гришина Н.В. Я и другие. Общение в трудовом коллективе. Л. : Лен-издат, 1990.-174 с.
13. Декларация принципов толерантности. // Век толерантности. 2001. №1
14. Додонов Б.И. Типы общей эмоциональной направленности людей и тенденции структурирования их эмоциональной сферы//Вопросы психологии. -1972.- № 1.
15. Емельянов, Ю. Н. (2001) Исследование и проектирование межличностных ситуаций как теоретико-прикладное направление социальной психологии // Психология социальных ситуаций / сост. и общ. ред. Н. В. Гришиной. СПб. : Питер. С. 138-150.
16. Журавлев, А. Л. (2004) Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы). М. : Ин-т психологии РАН.
17. Журавлев, А. Л. (2005) Психология совместной деятельности. М. : Ин-т психологии РАН.
18. Зинченко В.П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? // Вопросы психологии. 2007. № 6 с 3-20.
19. Искусственный интеллект и психология / Под ред. О.К. Тихомирова. - М., Наука, 1976.
20. Коэффициент интеллектуальности // Большая Советская энциклопедия (в 30 т.) / А. М. Прохоров (гл. ред.). — 3-е изд. — М: Сов. энциклопедия, 1973. — Т. XIII. — С. 306. — 608 с
21. Кристалл Г. Аффективная толерантность. // Журнал
практической психологии и психоанализа. 2001. №3.
22. Леонтьев, А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы
философии. 1972. № 12. С. 137-140.
23. Мескон, М., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента. - М.: Вильямс, 2007. 672 с.
24. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского.- М.: ПЭР СЭ, 2005. 250 с
25. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2003. - 192 с.
26. Психология личности и образ жизни//Отв. ред. Е.В. Шорохова. -М.: Наука, 1987.-219 с.
27. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы
психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. - Мытищи: Издательство «Талант», 1996. — 144 с.
28. Росс, Л., Нисбетт, Р. (2000) Человек и ситуация. Уроки социальной психологии : пер. с англ. М. : Аспект Пресс.
29. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. М.:
Педагогика, 1976. 416 с.
30. Рюмшина Л.И. Библиотека психологии и педагогики толерантности. // Вопросы психологии. 2002, №2.
31. Сенге, П. Пятая дисциплина: искусство и практика
самообучающейся организации. - М.: Олимп-бизнес, 1999. 406 с.
32. Смелзер Н. Социология. Феникс, 1994. - 687 с.
33. Смирнова Н.Л. Исследование имплицитных концепций интеллекта // Психология личности в условиях социальных изменений. - М., 1993.
34. Степанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. - М., 1994.
35. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.- 451 с.
36. Уолцер Майкл. О терпимости. М., 2000.
37. Федеральная целевая программа “Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы )”. М., 2000.
38. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Красноярск, 1996.
39. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - 2-е изд., перераб.и доп. - СПб.: Питер, 2002. - 264 с.
40. Хокинс, Дж.М. Оксфордский толковый словарь английского языка; М.: АСТ - Москва, 2004. - 832 с.
41. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. - М.: Просвещение, 1995.
42. Цуканов Б.И. "Качество внутренних часов" и проблема интеллекта.// Психологический журнал. - 1991. - Т.12, № 3.
43. Шибутани Т. Социальная, психология.- М.: Прогресс, 1969,¬535 с.
44. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. М, 1979.- 264 с.
45. Яковлева, Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 20-27.
46. Andersen, S. M., & Schwartz, A. H. (1992). Intolerance of ambiguity and depression: A cognitive vulnerability factor linked to hopelessness. Social Cognition, 10(3), 271-298.
47. Budner S. Intolerance of ambiguity as a personality variable//Personality.-1962.-№ 30.-P.29-50.
48. Carroll, John B. (1998). "Human Cognitive Abilities: A Critique". In McArdle, John J.; Woodcock, Richard W. Human Cognitive Abilities in Theory and Practice. Mahwah (NJ): Lawrence Erlbaum Associates. pp. 5-23.
49. Comadena M.E Brainstorming Groups. Ambiguity Tolerance, Communication Apprehension, Task Attraction, and Individual Productivity//Small Group Behavior, Vol.15 , No. 2, May 1984.-P.251-264.
50. Deutsch, C.J.(1984). Self-reported sources of stress among psychotherapists. Professional Psychology: Research and Practice, 15, 833¬845.
51. Eysenck, Hans (1995). Genius: The Natural History of Creativity. Problems in the Behavioural Sciences No. 12. Cambridge: Cambridge University Press.
52. Facione, N. C., Facione, P. A., & Sanchez, C. A. (1994). Critical thinking disposition as a measure of competent clinical judgment: The development of the California critical thinking disposition inventory. Journal of Nursing Education, 33, 345-350.
53. Festinger L. A theory of cognitive dissonance. Evanston, IL: Row Peterson, 1957. 313 p.
54. Glover, J., Romero, P., Petersen, C. (1978) Effects of a simulation game upon tolerance for ambiguity, dogmatism and risk taking. Journal of Social Psychology 105: pp. 291-296
55. Greenfield, P.M., Quiroz, B. (2013, February 14). Context and culture in socialization and development of personal achievement values: Comparing Latino immigrant families, European American families, and elementary school teachers. Journal of Applied Developmental Psychology, 34, 108-118
56. Heilbrun A. B. Tolerance for Ambiguity in Female Clients: A Further Test of the Catharsis Model for Predicting Early Counseling Dropout//J. of Counceling Psychology.-1982, Vol. 29, No. 6.-P.567-571.
57. Kenny D.T., Ginsberg R. The specificity of intolerance of ambiguity measures // Journal of Abnormal Psychology, 1958. Vol. 56 (3). P. 300-304.
58. Kirton, M. "Adaptors and innovators: a description and measure", Journal of Applied Psychology (61:5) 1976, pp 622-629.
59. Lynne M.S. Tolerance-intolerance of Ambiguity and the teaching of Public Relations: Investigating effects of individual differences in classroom. Montreal, 1992.- P.l-49.
60. Mc.Donald A.P. Revised' scale for ambiguity tolerance: reliability andJvalidity//Psychological Reports.-1970.- № 26.- P.791-798.
61. Murray, Charles (1998). Income Inequality and IQ. Washington (DC): AEI Press. ISBN 978-0844770949. Retrieved 7 July 2014.
62. Neisser, U.; Boodoo, G.; Bouchard, T. J. , J.; Boykin, A. W.; Brody, N.; Ceci, S. J.; Halpern, D. F.; Loehlin, J. C.; Perloff, R.; Sternberg, R. J.; Urbina, S. (1996). "Intelligence: Knowns and unknowns". American Psychologist. 51 (2): 77.
63. Norton R.W. Measurement of ambiguity tolerance//J. of
Personality Assessment.- 1976.- № 39.-P.607-619.
64. Orgel, L. C. (1999). Tolerance of ambiguity and marital satisfaction in chinese euro-american interracial marriages. (Order No. AAM9918495), Dissertation Abstracts International: Section B: The Sciences and Engineering, 874.
65. Rasch, G. (1960). Probabilistic models for some intelligence and attainment tests. Chicago, IL: MESA Press.
66. Rydell, S. (1966). Tolerance of ambiguity and semantic differential ratings. Psychological Reports, 19, 1303-1312
67. Sanchez, D. T., Shih, M., & Garcia, J. A. (2009). Juggling multiple racial identities: Malleable racial identification and psychological well-being. Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology, 15(3), 243¬254.
68. Shaffer D.R., Hendrick C, Regula C.R and Freconna J. Intolerance effects of ambiguity tolerance and task effort of dissonance reduction//.!, of Personality.- 1973.- № 41. P.224-233.
69. Stern, William (1914) [1912 (Leipzig: J. A. Barth, original
German edition)]. Die psychologischen Methoden der Intelligenzprufung: und deren Anwendung an Schulkindern [The Psychological Methods of Testing Intelligence]. Educational psychology monographs, no. 13. Guy Montrose Whipple (English translation). Baltimore: Warwick & York.
70. Sternberg RJ; Salter W (1982). Handbook of human intelligence. Cambridge, UK: Cambridge University Press.
71. Tane P. Personal coping: theory, research and application.- L, 1992.
72. Tatzel, M. (1980). Tolerance for ambiguity in adult college students. Psychological Reports, 47(2), 377-378


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ