Введение 3
Глава I. Фирменный стиль и его роль в формирование имиджа учреждения.. 6
1.1 Историко-теоретические аспекты развития фирменного стиля 6
1.2 Образовательная деятельность детской художественной школы № 1 г.
Альметьевск 17
Вывод по Главе I 30
Глава II. Технология проектирования фирменного стиля 32
2.1 Основные критерии создания фирменного стиля в учреждениях
дополнительного образования 32
2.2 Организация и этапы работы над дизайн-проектом фирменного стиля 38
Выводы по Главе II 48
Заключение 50
Список литературы 55
Приложения
Особенность современного образования характеризуется большим выбором образовательных услуг, а также высоким уровнем конкуренции как со стороны государственных, так и негосударственных образовательных учреждений. Сфера образования стала объектом предпринимательской деятельности. Признание и одобрение общества весьма важно для любого учреждения образовательной сферы, так как его деятельность основана на человеческих отношениях, где все общественные интересы должны быть учтены. При этом сегодня все более и более актуальным становится вопрос конкуренции на уровне фирменного стиля (бренда) и имиджа конкретных учреждений [5, с. 15].
Успех любого образовательного учреждения определяется не только чётко сформулированными социально-экономическими целями. Огромное значение имеет корпоративная идеология, включающая широкий диапазон ценностных установок, реализация которых позволяет выработать положительный имидж учреждения - и продуманный фирменный стиль образовательного учреждения может оказать здесь неоценимую помощь в части совершенствования корпоративного имиджа, воздействия на сознание людей, управления их впечатлениями.
Следовательно, усилия по созданию и совершенствованию фирменного стиля образовательного учреждения должны быть сосредоточены в двух направлениях - в направлении воздействия на внешнюю и внутреннюю целевую аудиторию.
Любое образовательное учреждение ежедневно подвергается формальной и неформальной оценке людей, что, естественно, прямо и непосредственно влияет на формирование его имиджа. Основные функции фирменного стиля образовательного учреждения состоят в обеспечении его владельцу следующих преимуществ: помогает потребителю услуг быстро и безошибочно идентифицировать образовательное учреждение; позволяет учреждению с наименьшими затратами выводить на рынок свои новые услуги; повышает эффективность деятельности; снижает расходы на формирование коммуникаций вследствие повышения эффективности рекламы; обеспечивает достижение необходимого единства рекламы и других средств маркетинговых коммуникаций; способствует укреплению имиджа образовательного учреждения.
Актуальность и проблема обусловлена тем, что многие образовательные учреждения не имеют фирменного стиля, а если он присутствует, то во многих случаях не соответствует критериям создания фирменного стиля в образовательных учреждениях. Фирменный стиль должен быть узнаваемым и хорошо запоминаемым, а значит и конкурентным среди других ДОУ
Актуальность определила выбор темы: Дизайн-проект фирменного стиля детской художественной школы № 1 г. Альметьевск.
Объект исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская художественная школа № 1" Альметьевского муниципального района Республики Татарстан.
Предмет исследования: фирменный стиль муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская художественная школа № 1" г. Альметьевск.
Цель исследования: создание дизайн - проекта фирменного стиля детской художественной школы № 1 г. Альметьевск.
Задачи:
- Изучить историко-теоритические аспекты развития фирменного стиля;
- Изучить образовательную деятельность детской художественной школы № 1 г. Альметьевск;
- Исследовать структуру фирменного стиля;
- Рассмотреть способы формирования фирменного стиля (логотипа, товарного знака, текстового знака, фирменной цветовой гаммы);
- Создать дизайн-проект фирменного стиля детской художественной школы № 1 г. Альметьевск.
Гипотеза исследования: фирменный стиль создаст положительный имидж Детской художественной школе № 1 г. Альметьевск, если будет
соответствовать критериям создания фирменного стиля в образовательных учреждениях.
В процессе работы над дизайн-проектом были использованы следующие методы:
Теоретические: изучение литературы, сравнительный анализ, анализ портрета потребителя.
Эмпирические: набросок, эскизирование, разработка проектного
решения, художественное проектирование, художественно-графическая визуализация.
Практическая значимость дизайн-проекта: созданный фирменный стиль повысит узнаваемость дошкольного образовательного учреждения, улучшит имидж и станет в дальнейшем визитной карточкой организации.
Структура выпускной квалификационной работы: структура работы обусловлена целью и задачами ВКР и включает в себя введение, 2 главы, 4 параграфа, выводы по главам, заключение, список литературы и приложения.
Степень разработанности: несмотря на значительное количество публикаций, посвященных данной проблематике, вопрос формирования фирменного стиля образовательных учреждений нельзя считать решенным ни на методическом, ни на практическом уровне-что подтверждает актуальность темы проведенного исследования.
В заключении необходимо еще раз подчеркнуть, что фирменный стиль играет неоценимую роль для создания позитивного имиджа учебного заведения.
Выпускная квалификационная работа на тему «Дизайн-проект фирменного стиля детской художественной школы №1 г. Альметьевск» выполнена в полном объеме, с учетом требований к выпускным квалификационным работам.
Для выполнения поставленной цели были решены следующие задачи:
- изучены историко-теоритические аспекты развития фирменного стиля;
- рассмотрена образовательная деятельность детской художественной школы № 1 г. Альметьевск;
- изучены основы создания фирменного стиля, определены понятия элементов фирменного стиля, рассмотрены этапы разработки фирменного стиля;
- рассмотрены аналоги элементов фирменного стиля (логотипа, товарного знака, текстового знака, фирменной цветовой гаммы);
- создан на основе полученной информации фирменный стиль детской художественной школы №1.
Теоретическая значимость состоит в том, что раскрыта сущность понятия фирменного стиля, его важной роли в отличительной функции от конкурентов, идентификации учебного заведения потенциальными клиентами.
Изучив основы создания фирменного стиля, ознакомившись с аналогами элементов индивидуального облика, пройдя этапы проектирования фирменного стиля для учебного заведения, автор работы сформулировал следующие основные выводы:
- Грамотно разработанный фирменный стиль решает ряд важных задач: помогает в создании нужного имиджа школы, способствует привлечению клиента;
- Индивидуальный облик компании знакомит клиента с философией бренда;
- Успешно разработанный фирменный стиль школы укрепляет статусное положение в глазах основной аудитории потребителя (первая группа: дети, подростки и их родители; вторая группа: партнеры, спонсоры), но и заботиться о положительном имидже в глазах третьей группы - органов госрегулирования потребителя;
- Разработка каждого элемента фирменного стиля - ответственная, профессиональная работа. Определяя концепцию будущего внешнего облика учебного заведения;
- Мотивацией к проектированию фирменного стиля детской художественной школы №1 послужила растущая конкуренция среди учебных заведений;
- Главная задача при проектировании фирменного стиля была достигнута, удалось создание уникального облика детской художественной школы №1.
Изучив аналоги фирменного стиля, были разработаны необходимые элементы внешнего облика школы. Для успешной работы детской художественной школы необходимо иметь такие элементы, как: фирменные цвета, фирменные шрифты, логотип, визитки, папки, конверты, обложка дизайн-проекта, фирменные бланки, компакт-диск и обложки, календари, пакеты.
Основные функции фирменного стиля - функция доверия, отличительная, гарантийная, эстетическая. Компоненты индивидуального облика помогут целевой аудитории отличить услуги учебного заведения от других. Соблюдение фирменного стиля будет положительно влиять на фактор доверия к школе.
В теоретической части были освещены историко-теоретические аспекты развития фирменного стиля. В практической части были описаны этапы разработки фирменного стиля детской художественной школы №1.
Результатом исследования стала разработка дизайн-проекта, создан логотип компании и некоторые элементы фирменного стиля, полностью соответствующие установленным правилам и целям. Фирменной гаммой цветов были выбраны: основные - желтый, оранжевый, зелёный, синий; белый, черный - дополнительные.
Эти цвета являются геральдическими цветами в психологии. Любовь к этим цветам и их предпочтение на первых четырёх позициях - показатель душевного и физического здоровья.
Синий - полное спокойствие. Безмятежное состояние духа.
Зелёный - устойчивость, заземлённость, сила природы, спокойный рост.
Уверенность в своей правоте, высокая самооценка. Импульс к активной деятельности ума.
Оранжевый означает святость и здоровье. По свойствам этот цвет символизирует энергию, радость, теплоту, смелость. Это первый шаг начатого вами дела.
Жёлтый - источник света, световой день, бодрость. Солнечное тепло. Расслабление и расширение сосудов, надежда, счастье. Жёлтый - это каждый шаг начатого вами дела и его - Цель.
Гамма цветов - это психологическое воздействие, действующее на подсознание и поведение клиента. Выбор фирменных цветов предполагает учитывать сочетание их друг с другом и символику цвета.
Символом детской художественной школы стала капля с ростком, привлекающая внимание и радующая глаз, ведь дети они как ростки тянутся к знаниям: рисуют, пишут, получают знания, взрослеют, не останавливаясь на достигнутом.
Кроме того цветная капля символизирует чистоту, свет, духовное просветление.
Логотип капли состоит из двух элементов, и находится в равновесии и гармонии, в центре логотипа восходит росток. Логотип индивидуален, данное свойство позволяет выделиться и стать конкурентоспособным.
Форма и цвет в логотипе детской художественной школы №1 тщательно подобраны и дополняют друг друга: они яркие, выразительные и привлекают внимание к логотипу, радуя глаз.
К фирменному логотипу подобран шрифт (Segoe UI), он удачно подчеркивает особенность образа и вносит свой вклад в формирование фирменного стиля.
Логотип учебного заведения требует особого отношения к размещению на документации, соблюдения соразмерности, исключения искажения.
Практическая значимость: создание фирменного стиля, который повысит узнаваемость детской художественной школы №1, будет способствовать продвижению имиджа учебного заведения и станет в дальнейшем визитной карточкой организации.
Доказана актуальность темы и решены поставленные задачи: создание оригинального и запоминающегося логотипа, разработаны необходимые элементы.
Устойчивый позитивный имидж образовательной организации сегодня можно рассматривать как важный современный компонент методического продукта образовательного учреждения и как дополнительный ресурс управления, ресурс его развития. Таким образом, создан фирменный стиль детской художественной школы №1. Результатом проделанной работы является сам графический продукт - брендбук (руководство по использованию фирменного стиля).
Вся работа основывалась на изучении большого количества источников, как печатных изданий, так и на электронных носителях. Библиографический список, включающий 21 источник, составлялся с учетом ГОСТ 7.1.-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», и рекомендаций, приведенных в методических
1. Неяглов Д. Рекомендации по дизайну и коммуникации для учреждений
культуры. Создание фирменного стиля. / Издание Московского института социально-культурных программ, 2015. - 28 с.
2. Эйри Д. Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера. /СПб.: Питер, 2011. - 208 с.
3. Туэмлоу Э. Графический дизайн: фирменный стиль. /Астрель, АСТ, 2006. - 256 с.
4. Лесняк В.И. Графический дизайн (основы профессии) - М.: ИндексМаркет, 2011. - 416 с.
5. Шамонов П.А. Повышение конкурентоспособности высшего учебного заведения // Маркетинг в России и за рубежом. №1, 2011. - 89 с.
6. Ромат Е.В. Реклама. Основные элементы фирменного стиля.- Спб.: Питер Пресс, 2006 - С.208.
7. Федько В.П., Федько Н.Г., Шапор О.А. Основы маркетинга. Ростов н/Д:
Феникс, 2007. 477 с.
8. Шарлотт и Питер Фиелл Энциклопедия дизайна: концепции, материалы,
стили /Ш.Фиелл, П.Фиелл.М. : АСТ Астрель,2010 - С.190.
9. Эвами Майкл Книга LOGO. Создание логотипов. Самые современные разработки / М.Эвами, СПб. : Питер, 2009 - С.352.
10. Випперфюрт А.: Вовлечение в бренд: Как заставить покупателя работать на компанию. - СПб.: «Питер Пресс» ООО, 2007.- 383с.
11. Рунге В. Ф. Основы теории и методологии дизайна. Учебное пособие (конспект лекций) / В.Ф.Рунге, В.В.Сеньковский - М.: МЗ-Пресс,2003 - С.252.
б)
12. Информация о деятельности ДХШ №1 г. Альметьевск [электронный ресурс]. - Режим доступа https: //edu.tatar.ru/almet/org5848