Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РАЗВИТИЯ

Работа №57184

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы98
Год сдачи2017
Стоимость4980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
469
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения межрегиональных связей субъектов
Российской Федерации 6
1.1. Понятие и формы реализации межрегиональных связей 6
1.2. Модели межрегионального сотрудничества 12
1.3. Межрегиональное сотрудничество субъектов Российской Федерации ... 21
2. Анализ межрегиональных связей Республики Татарстан 33
2.1. Потенциал межрегионального взаимодействия РТ 34
2.2. Республика Татарстан в системе межрегиональных связей России 43
2.3. Проблемы межрегионального сотрудничества 53
3. Перспективы развития межрегиональных связей российских регионов и пути
их совершенствования 61
3.1. Приоритеты развития межрегиональных связей Республики Татарстан 61
3.2. Государственная политика развития межрегионального сотрудничества
Республики Татарстан 67
3.3. Роль транспортно-логистической инфраструктуры в развитии
межрегионального взаимодействия субъектов РФ 77
Заключение 83
Список использованных источников 89
Приложение

Федеративное устройство России предоставляет возможность ее субъектам активно использовать потенциал межрегионального взаимодействия как внутри страны, так и за ее пределами для формирования и реализации экономических отношений, направленных на обеспечение качественного производства материальных благ, воспроизводство факторов производства и повышение качества жизни общества.
Возможности регулирования экономических отношений в формате межрегионального сотрудничества со стороны федеральных органов власти в отношении дотационных регионов достаточно высоки. Правовую основу для развития межрегиональных связей субъектов РФ составляют Федеративный договор и Конституция РФ, федеральные законы, Указы Президента РФ, акты Правительства России.
Регионы Российской Федерации обладают значительным экономическим потенциалом, что объясняет активное участие ее субъектов в межрегиональном сотрудничестве, которое повышает эффективность экономических отношений в условиях возрастающей мировой взаимозависимости, а также в условиях экономических кризисов и санкций. Субъекты Российской Федерации, осуществляя межрегиональное сотрудничество, оказывают положительное влияние на общее развитие Федерации и напрямую повышают возможности реализации в полной мере национальных интересов.
Межрегиональная интеграция субъектов Российской Федерации в последнее время становится все более актуальным направлением региональной экономики, так как развитие всестороннего взаимодействия между регионами способствует более активному и сбалансированному их социально¬экономическому развитию на основе выстраивания между ними долгосрочных, равноправных и взаимовыгодных отношений.
Вместе с тем, несмотря на то, что негативные последствия дезинтеграции Российской Федерации широко обсуждаются, тема межрегионального сотрудничества остается недостаточно изученной, а регионы не наделены методологией стимулирования экономических связей.
Внешние связи - необходимое и важное условие социально-экономического развития любой территории. Ни одна административно-территориальная единица не может развиваться в закрытом режиме без какого- либо взаимодействия с другими, поэтому принципы, направления, закономерности, условия и методология развития внешних связей различного уровня вызывают особый интерес в научном мире уже не одну тысячу лет.
Таким образом, тема исследования представляется весьма интересной и актуальной.
Цель исследования - разработка практических рекомендаций, направленных на развитие и совершенствование межрегиональных связей субъектов РФ.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить понятие и формы реализации межрегиональных связей;
- рассмотреть модели межрегионального сотрудничества;
- проанализировать межрегиональное сотрудничество субъектов Российской Федерации;
- провести анализ потенциала межрегионального взаимодействия Республики Татарстан;
- определить место Республики Татарстан в системе межрегиональных связей России;
- выявить проблемы межрегионального сотрудничества на современном этапе;
- определить приоритеты и перспективы развития межрегиональных связей Республики Татарстан;
- проанализировать государственную политику развития
межрегионального сотрудничества Республики Татарстан;
- определить роль транспортно-логистической инфраструктуры в развитии межрегионального взаимодействия субъектов РФ.
Объект исследования - Республика Татарстан.
Предмет исследования - межрегиональное сотрудничество Республики Татарстан.
Теоретическая и методологическая база исследования - нормативная, учебная, справочная, периодическая литература, а также публикации в сети Интернет.
Структура работы включает введение, три главы, заключение и список используемых источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог, можно сделать следующие выводы.
В экономической науке межрегиональное сотрудничество раскрывается как одно из наиболее перспективных направлений региональной политики, обеспечивающей устойчивое и эффективное социально-экономическое развитие региона на основе долгосрочных, равноправных и взаимовыгодных отношений с другими территориальными образованиями.
В законодательстве Российской Федерации нет четкого определения понятия «межрегиональное сотрудничество». В связи с этим в правовом поле отсутствуют трактовки, определяющие и внешние связи регионов. Например, не существует единого обособленного термина, определяющего только взаимодействие между субъектами Российской Федерации. Поэтому понятие «межрегиональное сотрудничество» используется также и в отношении связей региона одной страны с территориальными единицами других стран.
В целом правовое обеспечение межрегионального сотрудничества субъектов Российской Федерации в настоящее время остается недостаточно сформированным. Анализ нормативного правового обеспечения данной сферы показывает, что в стране до сих пор нет единой законодательной системы в данной сфере, нет федерального закона, регулирующего вопросы межрегионального сотрудничества и определяющего механизмы его развития.
Таким образом, межрегиональное сотрудничество органов государственной власти субъектов Российской Федерации - это основанное на институте разграничения предметов ведения и полномочий в Российской Федерации двустороннее или многостороннее взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации, реализуемое, как в договорных, так и во внедоговорных формах в целях решения вопросов, представляющих совместный интерес для субъектов Российской Федерации и (или) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере осуществления ими публично - значимых функций.
Современные модели и механизмы межрегионального сотрудничества включают в себя всю совокупность черт и свойств, благодаря которым они могут функционировать в виде локальных, региональных, национальных и интернациональных моделей. Эти модели могут действовать на основании эффективных интеграционных схем, сплачивающих сообщества, в том числе и с помощью механизмов свободной торговли, а также таможенных, валютных, социально-экономических и культурных союзов.
Изучение моделей межрегионального сотрудничества представляется чрезвычайно актуальным сегодня ввиду, развития в Российской Федерации программного подхода к управлению экономикой, в качестве значимой составляющей включающего согласование стратегических планов отдельных хозяйствующих субъектов, расположенных на территориях соседних регионов. Эффективность действия механизмов социально-экономического развития регионов, достижение прогнозных значений невозможны без осуществления ряда мер в сфере межрегионального сотрудничества, учёта потребностей в ресурсах (трудовых, технологических, организационных, топливно¬энергетических) других регионов.
В работе исследовались межрегиональные связи Республики Татарстан.
Республика Татарстан по основным макроэкономическим показателям традиционно входит в число регионов-лидеров Российской Федерации. По объему валового регионального продукта республика занимает 7 место среди субъектов Российской Федерации, по объему инвестиций в основной капитал - 4 место, сельскому хозяйству - 4 место, промышленному производству и строительству - 5 место, обороту розничной торговли - 9 место, вводу жилья - 10 место.
В республике добывается 6,4% от российской нефти, производится 49,5% российского полиэтилена, 45% синтетических каучуков, 25,6% грузовых автомобилей, 24,4% автомобильных шин.
Согласно результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата регионов Российской Федерации 2015 года (разработанного АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»), Республика Татарстан является регионом-лидером, обеспечившим наиболее благоприятные инвестиционные условия для бизнес- структур.
Межрегиональное сотрудничество играет существенную роль в экономике Республики Татарстан. К основным направлениям в сфере межрегионального сотрудничества относятся:
- межправительственные соглашения, представляющие собой основной инструмент регулирования межрегиональной деятельности;
- учреждение представительств и торговых домов предприятий Республики;
- взаимодействие татарскими автономиями и общинами;
- организация выставок и презентаций.
Межрегиональное сотрудничество Республики Татарстан осуществляется в тесном взаимодействии с федеральными органами власти, в рамках единой внешней политики Российской Федерации.
Значительную помощь в развитии внешних связей Татарстана оказывают представительства республики. Совершенствуется система торговых домов Республики Татарстан, действующих в субъектах РФ. В настоящее время насчитывается около 25 торговых домов Татарстана в регионах России.
Во многом развитию тесных связей с регионами России способствует прочная правовая основа сотрудничества. По состоянию на 1 января 2016 года республика имеет договорные отношения с 70 субъектами Российской Федерации.
Постоянные представительства Республики Татарстан открыты в Свердловской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Республике Башкортостан, Республике Крым.
Торгово-экономические представительства Республики Татарстан функционируют в Ханты-Мансийском автономном округе, Нижегородской и Саратовской областях.
Сотрудничество осуществляется со всеми регионами Российской Федерации. В первую десятку субъектов РФ, ведущих активную торгово-экономическую деятельность с Республикой Татарстан, входят город Москва, Московская и Челябинская области, Республика Башкортостан, Самарская, Ленинградская области, Санкт-Петербург, Свердловская и Нижегородская области, Пермский край.
Среди задачи межрегионального сотрудничества на ближайшую перспективу:
- проведение регулярного мониторинга эффективности реализации заключенных межрегиональных соглашений с привлечением предприятий республики, а также деловых кругов и общин Татарстана, представительств Республики, расположенных за ее пределами;
- привлечение организаций малого и среднего бизнеса Республики Татарстан к межрегиональному сотрудничеству;
- оказание содействия предприятиям Республики Татарстан в привлечении инвестиций из других регионов, участие в разработке долгосрочных совместных инвестиционных программ;
- организация представительств предприятий РТ в регионах;
- активизация участия предприятий Республики Татарстан в выставочно¬ярмарочной деятельности.
В качестве совершенствования межрегиональных кооперационных связей предлагается создать в Республике специализированное учреждение с применением механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) — Автономную некоммерческую организацию «Центр развития
межрегионального кооперационного сотрудничества».
Цель деятельности такого Центра - стимулирование становления и развития межрегиональных связей, повышение эффективности расходования бюджетных средств, которые направляются на поддержку данного сектора, а также объединение экспертного сообщества в целях привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры.
Согласно поставленной цели, к основным задачам Центра относятся [9]:
— обеспечение взаимного баланса интересов государства и частного бизнеса посредством разделения экономической власти;
— формирование системы взаимодействия между государством и научно¬исследовательскими организациями, предпринимателями и промышленными предприятиями;
— разработка моделей развития кооперационных межрегиональных связей региона;
— прогнозирование развития межрегиональных связей;
— создание и развитие инфраструктуры для развития межрегиональных связей;
— создание и развитие системы мониторинга состояния рынков в регионах, базирующегося на интерактивных процессах сбора и обработки информации, анализе запросов промышленных предприятий с последующей формулировкой конкретных задач;
— обратная связь по вопросам, связанным с планированием и исполнением запросов субъектов межрегиональных связей;
— сотрудничество с государственными и частными организациями субъектов РФ, которые специализируются на межрегиональных связях.
Центр содействия развитию межрегионального сотрудничества представляет площадки для исследования и обсуждения приоритетных проблем. На наш взгляд, именно такие площадки способны осуществлять взаимодействие между органами власти всех уровней и субъектами сотрудничества, способны сформировать структуру взаимоотношений, с целью наиболее эффективного использования ресурсного потенциала регионов, повышения качества продукции при помощи внедрения новых технологий и т.д.



1. Акулов Т.Ю. Формирование модели участия субъекта Российской Федерации в реализации внешней политики страны (на примере Республики Татарстан) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/formirovanie-modeli-uchastiya-subekta-rf-v-realizatsii-vneshney-politiki- strany-na-primere-respubliki-tatarstan/ - Дата обращения: 15.02.2017.
2. Бабинцев В.П., Сапрыка В.А., Быхтин О.В., Максименко А.А. Теоретические основы приграничного и межрегионального сотрудничества/ В сб.: Интеграционные модели приграничного и регионального сотрудничества. - Белгород, 2015. - С. 8-34
3. Багаутдинова Л.И. К вопросу о понятии межрегионального сотрудничества органов государственной власти субъектов Российской Федерации/В сб.: Проблемы юриспруденции в современных условиях. - Казань, 2016. - с. 22-25
4. Баженов Ю.Н., Подшувейт О.В. Проблемы и возможности развития внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Республики Карелия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-vozmozhnosti-razvitiya-vneshneekono micheskoy-deyatelnosti-sankt-peterburga-leningradskoy-oblasti-i-respubliki-kareliya - Дата обращения: 13.02.2017.
5. Булатова Н.Н. Теоретические основы инновационного и инфраструктурного развития промышленных предприятий // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 4. - С. 130-132.
6. Бусыгина И.М., Верещагина Е.Л. Европейские организации межрегионального сотрудничества: лоббирование интересов через институты ЕС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ evropeyskie-organizatsii-mezhregionalnogo-sotrudnichestva-lobbirovanie-interesov- cherez-instituty-es - Дата обращения: 10.02.2017.
7. Волков С.К. Межрегиональное сотрудничество как актуальная форма экономического развития // Теоретическая экономика. - 2014. - №6. - С. 54-59.
8. Воробьева Е.А., Логинова А.Д., Нененко Ю.А. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия как наиболее эффективные формы проведения Федеральной региональной политики // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - № 1-2. - С. 103-105.
9. Гаделшина Л.А. Совершенствование региональной системы управления межрегиональными кооперационными связями субъектов Российской Федерации (на примере Республики Татарстан)//Проблемы современной экономики. - 2014. - №2. - С. 257-260
10. Гайдукова Г.Н. Роль инвестиционного сотрудничества в развитии межрегионального взаимодействия субъектов Российской Федерации/В сб.: Интеграционные модели приграничного и межрегионального сотрудничества. - Белгород, 2015. - С. 130-137
11. Гарумов Н.М. Межрегиональные связи как фактор укрепления Российской государственности: на примере Республики Дагестан. Автореф. дис. ... канд.полит.наук. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cheloveknauka.com/mezhregionalnye-svyazi-kak-faktor-ukrepleniya- rossiyskoy-gosudarstvennosti. - Дата обращения: 15.02.2017.
12. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М.: ГУ ВШЭ,
2013. - 495 с.
13. Демьяненко Ю.А. Межрегиональное сотрудничество субъектов Российской Федерации в контексте федеративного строительства страны//Вестник Псковского государственного университета. - 2013. - м ==№3. - С. 195-203.
14. Затевахина А.В., Курашева Н.А., Лимарева И.В. Расширение межрегионального сотрудничества Киргизии и России как фактор обеспечения стабильного развития экономики // Ученые записки Международного банковского института. - 2014. - №10. - С. 176-184.
15. Зыков А.А. Проблемы трансграничного сотрудничества в контексте российской политики // Таможенная политика России на Дальнем Востоке.
2014. - №1 (66). - С. 41 - 54.
16. Иванов В.Н., Жундубаев М.К. Межрегиональное и приграничное сотрудничество России и Казахстана: основные приоритеты // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - № 7. - С.38-51.
17. Кныш С.В. Государственная политика приграничного сотрудничества России в контексте интеграционных процессов на постсоветском пространстве: Автореф.дис. ... канд. полит. наук. - М., 2012. - 27 с.
18. Колесниченко Д.А. Усиление межрегионального сотрудничества в
условиях реализации социально - экономической политики поляризованного развития.: Автореф.дис. ... канд. экон. наук. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy-lib.com/usilenie-mezhregionalnogo-sotrudnichestva-v-
usloviyah-realizatsii-sotsialno-ekonomicheskoy-politiki-polyarizovannogo-razv - Дата обращения: 16.02.2017.
19. Кудин К.Ю. Межрегиональное сотрудничество субъектов Российской Федерации: история, современное состояние и перспективы. Автореф. дис. ... канд. полит. наук. - М., 2012. - 24 с.
20. Курышев В.В., Глушкова В.Г. Региональная экономика: основы теории и методы исследования. - М.: Кнорус, 2016. - 280 с.
21. Ларионова Н.А. Методика оценки межрегионального сотрудничества субъекта Федерации//Регион: экономика и социология. - 2016. - №3. - С. 178-194
22. Ларионова Н.А. Соглашение о сотрудничестве между субъектами Российской Федерации как механизм государственного регулирования межрегиональных связей//Региональная экономика: теория и практика. - 2016. - №7. - С. 142-152.
23. Латыпов Р.Т., Шведов В.В. Деятельность института постоянного представительства Республики Татарстан в субъектах Российской Федерации в сфере межрегионального сотрудничества // Гуманитарные научные исследования. - 2016. - №11. - С. 161-166.
24. Лукин Е.В. Межрегиональное сотрудничество как фактор регионального развития/В сб.: Россия: тенденции и перспективы развития. - М., 2016. - С. 706-711
25. Лукин Е.В., Ускова Т.В. Межрегиональное экономическое сотрудничество: состояние, проблемы, перспективы: Монография. - Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2016. - 148 с.
26. Максименко А.А., Пичугина Е.Г. Межрегиональное
сотрудничество: взгляд экспертов / В сб.: Интеграционные модели
приграничного и регионального сотрудничества. - Белгород, 2015. - С. 35-70.
27. Мамедова Н.А., Лесовая А.О. Пути развития межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье» // Регионология. - 2015. - № 1. - С. 67-74
28. Межрегиональная деятельность Республики Татарстан
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mpt.tatarstan.ru/
29. Мосолов Д.М. Современные подходы к управлению
межрегиональным сотрудничеством//Экономика и управление: анализ
тенденций и перспектив развития. - 2016. - №28. - С. 46-50
30. Муллагалеева Р.Р. Межрегиональное межпарламентское сотрудничество субъектов Российской Федерации // Проблемы права. - 2014. - №1. - С. 52-54.
31. Отчет о деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан за 2015 год. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gossov.tatarstan.ru/fs/site_documents_struc/03 (8) .pdf
32. Пирогова Е.А. Развитие межрегионального сотрудничества: проблемы и задачи/В сб.: Государство и бизнес: современные проблемы экономики. - СПб., 2016. - С. 192-195
33. Региональная экономика: Учебник/Под ред. В. Видяпина. - М.: Инфра-М, 2013. - 672 с.
34. Региональная экономика: Учебник/Под ред. Е.Л. Плисецкого, В.Г. Глушковой. - М.: Юрайт, 2014. - 584 с.
35. Регионы России: социально-экономические показатели-2016. - М.: Росстат, 2016
36. Ростанец В.Г., Топилин А.В. Направления и методы исследования проблемы институциональной консолидации процессов межрегионального и межмуниципального экономического сотрудничества в современной России // Вестник Российской академии естественных наук. 2015. № 2. С. 11-13.
37. Ростанец В.Г., Топилин А.В., Бурак П. Проблема консолидации процессов межрегионального и межмуниципального экономического сотрудничества: возможные подходы к исследованию//Проблемы теории и практики управления. - 2015. - №7. - С. 22-27
38. Рукина И.М. Регионы России: развитие экономических связей
процессов интеграции в условиях перехода к рыночным отношениям
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/
mezhregionalnoe-ekonomicheskoe-sotrudnichestvo-i-integratsionnye-protsessy-v-e konomike-rossi - Дата обращения: 15.02.2017.
39. Смирнов В.В. Реализация экономических отношений в процессе межрегионального сотрудничества//Аудит и финансовый анализ. - 2016. - №3. - С. 422-439
40. Смирнов В.В. Теоретические подходы к использованию потенциала межрегионального сотрудничества // Региональная экономика: теория и практика. - 2016. - №3. - С. 53-72.
41. Смирнов В.В., Мужжавлева Т.В. Анализ потенциала межрегионального сотрудничества//Экономика и предпринимательство. - 2015. - №9-2. - С. 270-279
42. Социально-экономическое положение Республики Татарстан в 2015 г. - Казань: Татарстанстат, 2016
43. Тихонова П.В. Место и роль транспортной инфраструктуры в
развитии межрегиональных отношений/В сб.: Байкальские экономические чтения. Социально-экономическое развитие регионов: проблемы и
перспективы. - Улан-Удэ, 2015. - С. 148-152.
44. Уварова Ю.Н., Шабанова Ю.Н. Сущность политики межрегионального инновационного сотрудничества//Экономика сегодня: проблемы и пути решения. - 2015. - 37. - С. 46-51
45. Угрюмова А.А., Ерохина Е.В., Савельева М.В. Региональная экономика и управление. - М.: Юрайт, 2017. - 446 с.
46. Ускова Т.В., Лукин Е.В. Межрегиональное сотрудничество: оценка и перспективы развития // Проблемы прогнозирования. - 2014. - № 5. - С. 119-131.
47. Ускова Т.В., Лукин Е.В. О перспективах развития региона на основе межрегионального сотрудничества//Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2016. - №3. - С. 60-81
48. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика. - М.: Инфра- М, 2013. - 416 с.
49. Хлестова К.С. Трансформация регионального экономического пространства в современной россии: проблемы и перспективы // Uni versum: экономика и юриспруденция. - 2017. - №1(34).
50. Цалиев А.М. Расширение роли субъектов Российской Федерации в государственной политике // «Юридические исследования». - 2013. - № 3. - С. 21-94.
51. Шапкин И.Н., Блинов А.О., Кестер Я.М. Управление региональным хозяйством. - М.: КноРус, 2013. - 400 с.
52. Шеломенцев А.Г., Терентьева Т.В., Козлова О.А., Макарова М.Н. Межрегиональное сотрудничество как институт реализации стратегий развития регионов Дальнего Востока // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 11-3. С. 417-422.
53. Шибаева О.О. Развитие кооперации регионов в современной России. // «Государственное управление». Электронный Вестник. - 2014. - № 43. - С. 55 - 67.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ