Введение 3
1 Теоретические аспекты прогнозирования и планирования в рыночной экономике 5
2 Особенности прогноза для экономики России 12
3 Актуальные проблемы развития системы государственного прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики РФ 19
Заключение 24
Список использованных источников 26
Научно-технический прогресс не стоит на месте, и чтобы учитывать тенден-ции мировой экономики, государство должно заниматься планированием и прогнозированием. Поэтому в настоящее время вопросы планирования российской экономики становятся все более актуальными. Постепенно разрушаются надежды на всесилие рыночных регуляторов и приходит понимание необходимости создания новой системы стратегического планирования.
Экономическая ситуация, в которой на данный момент пребывает Россия, нестабильна. Курс национальной валюты по-прежнему колеблется в сравнении с главными мировыми денежными знаками, а отношения со многими странами ухудшились еще больше. В связи с этим, тема экономического планирования и прогноза развития России является актуальной и значимой.
Цель исследования – изучить прогнозирование и планирование в рыночной экономике.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- рассмотреть теоретические аспекты прогнозирования и планирования в рыночной экономике;
- исследовать особенности прогноза для экономики России;
- провести анализ актуальных проблем развития системы государственно-го прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики РФ.
Объект исследования – специфика и проблематика макроэкономического планирования и прогнозирования. Предмет – прогнозирование и планирование в рыночной экономике.
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания.
При написании работы была использована учебная литература российских авторов, таких как А. В. Бузгалин, М. А. Гурьева, Д. А. Ермилина, Н.А. Невская и др.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использо-ванных источников.
Последнее время необходимость формирования системы стратегического планирования значительно повысилась в силу того, что решения в оборонной, социальной, технологической и экономической сферах приобретают долгосрочные стратегические характер.
При планировании и прогнозировании государство сталкивается с существенными проблемами. К ним можно отнести, во-первых, несовершенство законодательной базы, которая тормозит процесс составления прогноза и планирования.
Во-вторых, некорректная работа местных органов власти, а точнее соответствующего отдела при прогнозировании социально-экономического развития региона; в данный аспект можно внести глобальную проблему взяточничества в нашей стране, как на местах, так и в высших органах власти.
В-третьих, нехватка бюджета на региональном уровне для реализации самостоятельного финансирования важнейших для региона программ социально-экономического развития.
В-четвёртых, проблема приоритетности направлений, которая мешает построить четкую иерархию наиболее важных задач государственного регулирования. Стоит учитывать, на прогнозирование государства влияет множество факторов. К ним можно отнести, во-первых, уровень ВВП на душу населения. Так же, несмотря на то, что наша страна в последние годы начала развивать множество других приоритетных отраслей, с помощью которых мы можем увеличить доходы нашей страны, но российское государство всё так же уязвимо перед курсом цен на нефть.
Наконец, на планирование и прогнозирование влияет политическая обстановка в мире. Так, ввиду последних лет на нашу страну было возложено множество санкций, которые тормозили экономическое развитие РФ, но благодаря грамотному планированию и прогнозированию государства мы смогли избежать краха российской экономики.
Последствия неудовлетворительного планирования и прогнозирования являются весьма существенными и носят крайне негативный характер.
Помимо неэффективной ручной работы и увеличения затрат, риски, связанные с неточными прогнозами, включают и уменьшение доверия к бизнесу со стороны внешних заинтересованных сторон, что ведет к параллельному снижению рыночной капитализации. В этом контексте данные риски представляют собой настоящую опасность, с которой необходимо бороться и сводить неточности прогнозирования к минимальным показателям.
Нельзя отрицать наличие методологических, законодательных и организационных недоработок, что свидетельствует о том, на данном этапе наша система планирования и прогнозирования не всегда эффективна. Однако стоит учитывать, что процесс формирования новой системы стратегического планирования не завершен и находится в постоянном развитии.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019) // Российская газета. – 1998. - № 153-154.
2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 26 (часть I). - ст. 3378.
3. О бюджетном прогнозе Российской Федерации на долгосрочный период (вместе с «Правилами разработки и утверждения бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период»): Постановление Правительства РФ от 31.08.2015 № 914 (ред. от 12.12.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2015. - № 37. - ст. 5138.
4. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года от 01.10.2018 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – (Дата обращения: 29.04.2019).
5. Бабич Т. Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Т. Н. Бабич, И. А. Козьева, Ю. В. Вертакова. - М.: Инфра-М, 2018. - 256 c.
6. Бузгалин А. В. Планирование: потенциал и роль в рыночной экономике XXI века / А. В. Бузгалин, А. И. Колганов // Вопросы экономики. - 2016. - № 1. - С. 63–80.
7. Буркеева Р. Г. Планирование: потенциал и роль в рыночной экономике XXI века / Р. Г. Буркеева, Т. Н. Икол, Д. А. Балмурзина // Молодой ученый. - 2016. - №16. - С. 141-144.
8. Гурьева М.А. Прогнозирование социально-экономического развития страны / М. А. Гурьева // Теория и практика общественного развития. - № 10. - 2015. - С. 40-41.
9. Ермилина Д. А. Стратегическое планирование в России: история и со-временность / Д. А. Ермилина // Проблемы рыночной экономики. - 2016. - №1. - С. 4-10.
10. Кузнецов Д. А. Государственное и территориальное прогнозирование / Д. А. Кузнецов // Молодой ученый. - 2017. - №1. - С. 206-209.
11. Лемещенко П. С. Институциональное планирование как инструмент теоретического анализа и форма хозяйственного регулирования // Научн. труды Донецкого нац. техн. ун-та. – Донецк, ДонНТУ, 2017. - Сер. «Экономика», вып. 40–1. – С. 195-200.
12. Невская Н.А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.А. Невская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 542 c.
13. Сёмин А.Н. Макроэкономическое планирование и прогнозирование (для бакалавров) / А.Н. Сёмин, Ю.В. Лысенко, М.В. Лысенко, Таипов . - М.: КноРус, 2018. - 298 c.
14. Хомяков В.Н. Прогнозирование экономических показателей: постановка задачи и метод ее решения / В. Н. Хомяков // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2017. - № 1-1. - С. 148-153.
15. Экономическая ситуация в России в 2020 году: мнения экспертов, про-гноз. – Режим доступа: https://2020-god.com/ekonomicheskij-prognoz-dlya-rossii-v-2020-godu, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 28.04.2019).