Введение 3
1 Теоретические аспекты прогнозирования и планирования в рыночной экономике 5
2 Особенности прогноза для экономики России 12
3 Актуальные проблемы развития системы государственного прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики РФ 19
Заключение 24
Список использованных источников 26
Научно-технический прогресс не стоит на месте, и чтобы учитывать тенден-ции мировой экономики, государство должно заниматься планированием и прогнозированием. Поэтому в настоящее время вопросы планирования российской экономики становятся все более актуальными. Постепенно разрушаются надежды на всесилие рыночных регуляторов и приходит понимание необходимости создания новой системы стратегического планирования.
Экономическая ситуация, в которой на данный момент пребывает Россия, нестабильна. Курс национальной валюты по-прежнему колеблется в сравнении с главными мировыми денежными знаками, а отношения со многими странами ухудшились еще больше. В связи с этим, тема экономического планирования и прогноза развития России является актуальной и значимой.
Цель исследования – изучить прогнозирование и планирование в рыночной экономике.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- рассмотреть теоретические аспекты прогнозирования и планирования в рыночной экономике;
- исследовать особенности прогноза для экономики России;
- провести анализ актуальных проблем развития системы государственно-го прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики РФ.
Объект исследования – специфика и проблематика макроэкономического планирования и прогнозирования. Предмет – прогнозирование и планирование в рыночной экономике.
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания.
При написании работы была использована учебная литература российских авторов, таких как А. В. Бузгалин, М. А. Гурьева, Д. А. Ермилина, Н.А. Невская и др.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использо-ванных источников.
Последнее время необходимость формирования системы стратегического планирования значительно повысилась в силу того, что решения в оборонной, социальной, технологической и экономической сферах приобретают долгосрочные стратегические характер.
При планировании и прогнозировании государство сталкивается с существенными проблемами. К ним можно отнести, во-первых, несовершенство законодательной базы, которая тормозит процесс составления прогноза и планирования.
Во-вторых, некорректная работа местных органов власти, а точнее соответствующего отдела при прогнозировании социально-экономического развития региона; в данный аспект можно внести глобальную проблему взяточничества в нашей стране, как на местах, так и в высших органах власти.
В-третьих, нехватка бюджета на региональном уровне для реализации самостоятельного финансирования важнейших для региона программ социально-экономического развития.
В-четвёртых, проблема приоритетности направлений, которая мешает построить четкую иерархию наиболее важных задач государственного регулирования. Стоит учитывать, на прогнозирование государства влияет множество факторов. К ним можно отнести, во-первых, уровень ВВП на душу населения. Так же, несмотря на то, что наша страна в последние годы начала развивать множество других приоритетных отраслей, с помощью которых мы можем увеличить доходы нашей страны, но российское государство всё так же уязвимо перед курсом цен на нефть.
Наконец, на планирование и прогнозирование влияет политическая обстановка в мире. Так, ввиду последних лет на нашу страну было возложено множество санкций, которые тормозили экономическое развитие РФ, но благодаря грамотному планированию и прогнозированию государства мы смогли избежать краха российской экономики.
Последствия неудовлетворительного планирования и прогнозирования являются весьма существенными и носят крайне негативный характер.
Помимо неэффективной ручной работы и увеличения затрат, риски, связанные с неточными прогнозами, включают и уменьшение доверия к бизнесу со стороны внешних заинтересованных сторон, что ведет к параллельному снижению рыночной капитализации. В этом контексте данные риски представляют собой настоящую опасность, с которой необходимо бороться и сводить неточности прогнозирования к минимальным показателям.
Нельзя отрицать наличие методологических, законодательных и организационных недоработок, что свидетельствует о том, на данном этапе наша система планирования и прогнозирования не всегда эффективна. Однако стоит учитывать, что процесс формирования новой системы стратегического планирования не завершен и находится в постоянном развитии.