Организация творческой деятельности младших школьников в процессе анализа фольклорной сказки (Методика русского языка и литературного чтения)
|
Выборка исследования: 20 детей младшего школьного возраста (2 класс) – составили экспериментальную группу.
Курс «литературное чтение» с учащимися 4-го класса реализуется по программе «Школа России».
Объемные приложения ( Обобщающий урок «Тайны волшебной сказки» и результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указана название базы исследования. Таким образом, можно подставить название нужной базы исследования и работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы развития творческой деятельности младших школьников посредством обучения анализу фольклорной сказки 5
1.1 Сущность понятия «творческая деятельность» и ее роль в развитии личности младших школьников 5
1.2 Методика обучения младших школьников анализу фолькорной сказки на уроках литературного чтения 9
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей развития способности к творческой деятельности младших школьников посредством анализа фольклорной сказки 18
2.1 Анализ уровня развития творческой деятельности у детей младшего школьного возраста 18
2.2 Методы и приемы развития творческой деятельности младших школьников в процессе обучения анализу фольклорной сказки на уроках литературное чтение 24
Заключение 29
Список использованных источников 30
Приложения 34
Курс «литературное чтение» с учащимися 4-го класса реализуется по программе «Школа России».
Объемные приложения ( Обобщающий урок «Тайны волшебной сказки» и результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указана название базы исследования. Таким образом, можно подставить название нужной базы исследования и работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы развития творческой деятельности младших школьников посредством обучения анализу фольклорной сказки 5
1.1 Сущность понятия «творческая деятельность» и ее роль в развитии личности младших школьников 5
1.2 Методика обучения младших школьников анализу фолькорной сказки на уроках литературного чтения 9
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей развития способности к творческой деятельности младших школьников посредством анализа фольклорной сказки 18
2.1 Анализ уровня развития творческой деятельности у детей младшего школьного возраста 18
2.2 Методы и приемы развития творческой деятельности младших школьников в процессе обучения анализу фольклорной сказки на уроках литературное чтение 24
Заключение 29
Список использованных источников 30
Приложения 34
Постигая произведения, созданные народом, учащиеся знакомятся с теми нравственными нормами, которые с древних времен культивировались в народе. Учитель должен проектировать свои уроки так, чтобы процесс обучения чтению сочетался с постижением фольклора как вида искусства. Процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми не только содержания, но и формы сказки является эффективной формой работы, которая позволяет добиваться высоких результатов литературного развития, то есть формирует вдумчивого, самостоятельно мыслящего, компетентного читателя. Работа по фольклорным сказкам предусматрвиает прмиенение методов творческой деятельности учащихся. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучить особенности развития творческой деятельности младших школьников посредством анализа фольклорной сказки.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «творческая деятельность» и роль в развитии личности младшего школьника.
2. Охарактеризовать методику обучения анализу фольклорных сказок в начальной школе.
3. Выявить уровень способности к творческой деятельности младших школьников методом работы с фольклорной сказкой.
4. Разработать рекомендации для обучения младших школьников анализу фольклорных сказок.
Гипотеза: эффективным средством формирования навыков работы со сказками на уроках литературного чтения являются такие педагогические технологии, как технология продуктивного чтения; проблемно-диалоговые технологии; технология критического мышления; информационные коммуникативные технологии.
Объект исследования – творческая деятельность младших школьников.
Предмет исследования – условия развития творческой деятельности младших школьников посредством анализа фольклорной сказки.
Методы исследования: теоретические: анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные: тестирование, анализ результатов тестирования.
Методологическую основу исследования составили научные труды таких ученых, как Т.И. Зиновьева, И.Д. Ковалева, В.А. Лазарева, Е.П. Малахова, Е.В. Перевозная, А.Ю. Никитченков, В.Я. Пропп и др. В работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца и др. раскрыта сущность понятия «творческая деятельность» и ее роль в развитии личности учащегося. М.А. Жукова, В.А. Никольский и др. определили основные приемы обучения младших школьников анализу народных сказок.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
Цель исследования – изучить особенности развития творческой деятельности младших школьников посредством анализа фольклорной сказки.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «творческая деятельность» и роль в развитии личности младшего школьника.
2. Охарактеризовать методику обучения анализу фольклорных сказок в начальной школе.
3. Выявить уровень способности к творческой деятельности младших школьников методом работы с фольклорной сказкой.
4. Разработать рекомендации для обучения младших школьников анализу фольклорных сказок.
Гипотеза: эффективным средством формирования навыков работы со сказками на уроках литературного чтения являются такие педагогические технологии, как технология продуктивного чтения; проблемно-диалоговые технологии; технология критического мышления; информационные коммуникативные технологии.
Объект исследования – творческая деятельность младших школьников.
Предмет исследования – условия развития творческой деятельности младших школьников посредством анализа фольклорной сказки.
Методы исследования: теоретические: анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные: тестирование, анализ результатов тестирования.
Методологическую основу исследования составили научные труды таких ученых, как Т.И. Зиновьева, И.Д. Ковалева, В.А. Лазарева, Е.П. Малахова, Е.В. Перевозная, А.Ю. Никитченков, В.Я. Пропп и др. В работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца и др. раскрыта сущность понятия «творческая деятельность» и ее роль в развитии личности учащегося. М.А. Жукова, В.А. Никольский и др. определили основные приемы обучения младших школьников анализу народных сказок.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
Сказка – один из основных и самых замечательных жанров устного народного творчества. Их изучение и исследование всегда будет актуальным.
В работе по изучению фольклорных сказок учитель может использовать следующие педагогические технологии: технология продуктивного чтения; проблемно-диалоговые технологии; технология критического мышления; информационные коммуникативные технологии. Качество усвоение материала также зависит от формы работы на уроке. На уроке литературного чтения при изучении фольклорных сказок может быть использована фронтальная работа, групповая работа, работа в парах и индивидуальная работа.
Теоретические наработки по проблеме формирования навыка работы с фольклорными сказками у детей младшего школьного возраста мы проверили экспериментально в группе второклассников. Анализ результатов диагностики позволил заключить, что у достаточно большой группы младших школьников творческие способности развиты в основном на среднем и низком уровнях. Следовательно, необходима специальная работа по развитию творческих способностей младших школьников.
Работа по изучению сказок во 2 классе (УМК «Школа России») показала, что грамотно выстроенный урок способствует развитию интереса к русским народным сказкам. Учитель получает возможность формировать на основе сказочных произведений литературоведческие понятия (жанровая природа сказочных произведений), эстетический вкус младших школьников, закладывать основы нравственности, развивать творческие способности учащихся. На этих уроках были достигнуты следующие результаты: обучающиеся получили представление об основах анализа народной сказки, познакомились с такими литературоведческими понятиями, как жанровые особенности, их вариативность, учились сопоставлять идейное содержание сказки с пословицей и т.д.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
В работе по изучению фольклорных сказок учитель может использовать следующие педагогические технологии: технология продуктивного чтения; проблемно-диалоговые технологии; технология критического мышления; информационные коммуникативные технологии. Качество усвоение материала также зависит от формы работы на уроке. На уроке литературного чтения при изучении фольклорных сказок может быть использована фронтальная работа, групповая работа, работа в парах и индивидуальная работа.
Теоретические наработки по проблеме формирования навыка работы с фольклорными сказками у детей младшего школьного возраста мы проверили экспериментально в группе второклассников. Анализ результатов диагностики позволил заключить, что у достаточно большой группы младших школьников творческие способности развиты в основном на среднем и низком уровнях. Следовательно, необходима специальная работа по развитию творческих способностей младших школьников.
Работа по изучению сказок во 2 классе (УМК «Школа России») показала, что грамотно выстроенный урок способствует развитию интереса к русским народным сказкам. Учитель получает возможность формировать на основе сказочных произведений литературоведческие понятия (жанровая природа сказочных произведений), эстетический вкус младших школьников, закладывать основы нравственности, развивать творческие способности учащихся. На этих уроках были достигнуты следующие результаты: обучающиеся получили представление об основах анализа народной сказки, познакомились с такими литературоведческими понятиями, как жанровые особенности, их вариативность, учились сопоставлять идейное содержание сказки с пословицей и т.д.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения при изучении произведений устного народного творчества
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВНОГО АНАЛИЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2016 - Развитие познавательного интереса к изучению русского языка на
примере особенностей употребления фразеологизмов в русских народных сказках
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Реализация лингвокультуроведческого подхода на уроках русского языка в начальной школе (на материале жанра загадки)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - Методика работы с народной сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Методика работы с малыми фольклорными жанрами в начальной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4720 р. Год сдачи: 2018 - Влияние философской сказки на развитие мышления младших школьников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017



