Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация творческой деятельности младших школьников в процессе анализа фольклорной сказки (Методика русского языка и литературного чтения)

Работа №57141

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы48
Год сдачи2019
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
365
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выборка исследования: 20 детей младшего школьного возраста (2 класс) – составили экспериментальную группу.
Курс «литературное чтение» с учащимися 4-го класса реализуется по программе «Школа России».
Объемные приложения ( Обобщающий урок «Тайны волшебной сказки» и результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указана название базы исследования. Таким образом, можно подставить название нужной базы исследования и работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы развития творческой деятельности младших школьников посредством обучения анализу фольклорной сказки 5
1.1 Сущность понятия «творческая деятельность» и ее роль в развитии личности младших школьников 5
1.2 Методика обучения младших школьников анализу фолькорной сказки на уроках литературного чтения 9
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей развития способности к творческой деятельности младших школьников посредством анализа фольклорной сказки 18
2.1 Анализ уровня развития творческой деятельности у детей младшего школьного возраста 18
2.2 Методы и приемы развития творческой деятельности младших школьников в процессе обучения анализу фольклорной сказки на уроках литературное чтение 24
Заключение 29
Список использованных источников 30
Приложения 34


Постигая произведения, созданные народом, учащиеся знакомятся с теми нравственными нормами, которые с древних времен культивировались в народе. Учитель должен проектировать свои уроки так, чтобы процесс обучения чтению сочетался с постижением фольклора как вида искусства. Процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми не только содержания, но и формы сказки является эффективной формой работы, которая позволяет добиваться высоких результатов литературного развития, то есть формирует вдумчивого, самостоятельно мыслящего, компетентного читателя. Работа по фольклорным сказкам предусматрвиает прмиенение методов творческой деятельности учащихся. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучить особенности развития творческой деятельности младших школьников посредством анализа фольклорной сказки.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «творческая деятельность» и роль в развитии личности младшего школьника.
2. Охарактеризовать методику обучения анализу фольклорных сказок в начальной школе.
3. Выявить уровень способности к творческой деятельности младших школьников методом работы с фольклорной сказкой.
4. Разработать рекомендации для обучения младших школьников анализу фольклорных сказок.
Гипотеза: эффективным средством формирования навыков работы со сказками на уроках литературного чтения являются такие педагогические технологии, как технология продуктивного чтения; проблемно-диалоговые технологии; технология критического мышления; информационные коммуникативные технологии.
Объект исследования – творческая деятельность младших школьников.
Предмет исследования – условия развития творческой деятельности младших школьников посредством анализа фольклорной сказки.
Методы исследования: теоретические: анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные: тестирование, анализ результатов тестирования.
Методологическую основу исследования составили научные труды таких ученых, как Т.И. Зиновьева, И.Д. Ковалева, В.А. Лазарева, Е.П. Малахова, Е.В. Перевозная, А.Ю. Никитченков, В.Я. Пропп и др. В работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца и др. раскрыта сущность понятия «творческая деятельность» и ее роль в развитии личности учащегося. М.А. Жукова, В.А. Никольский и др. определили основные приемы обучения младших школьников анализу народных сказок.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сказка – один из основных и самых замечательных жанров устного народного творчества. Их изучение и исследование всегда будет актуальным.
В работе по изучению фольклорных сказок учитель может использовать следующие педагогические технологии: технология продуктивного чтения; проблемно-диалоговые технологии; технология критического мышления; информационные коммуникативные технологии. Качество усвоение материала также зависит от формы работы на уроке. На уроке литературного чтения при изучении фольклорных сказок может быть использована фронтальная работа, групповая работа, работа в парах и индивидуальная работа.
Теоретические наработки по проблеме формирования навыка работы с фольклорными сказками у детей младшего школьного возраста мы проверили экспериментально в группе второклассников. Анализ результатов диагностики позволил заключить, что у достаточно большой группы младших школьников творческие способности развиты в основном на среднем и низком уровнях. Следовательно, необходима специальная работа по развитию творческих способностей младших школьников.
Работа по изучению сказок во 2 классе (УМК «Школа России») показала, что грамотно выстроенный урок способствует развитию интереса к русским народным сказкам. Учитель получает возможность формировать на основе сказочных произведений литературоведческие понятия (жанровая природа сказочных произведений), эстетический вкус младших школьников, закладывать основы нравственности, развивать творческие способности учащихся. На этих уроках были достигнуты следующие результаты: обучающиеся получили представление об основах анализа народной сказки, познакомились с такими литературоведческими понятиями, как жанровые особенности, их вариативность, учились сопоставлять идейное содержание сказки с пословицей и т.д.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Беркутова, А. П. Обучение творческому чтению младших школьников [Текст] / А. П. Беркутова // Начальная школа. – 2014. – №4. – С. 33-36.
2. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская; Психологический институт РАО. – Самара : Фёдоров, 2009. – 414 с
3. Водовозова, В. И. Уроки чтения в начальной школе [Текст] / В. И. Водовозова. – Москва : Просвещение, 2012. – 324 с.
4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество [Текст] / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : Союз, 2007. – 96 с.
5. Гальперин, П. Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов [Текст] / П. Я. Гальперин. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 502 с.
6. Дружинин, В. Н. Психология способностей: избранные тр. [Текст] / В. Н. Дружинин; отв. ред.: А. Л. Журавлев, М. А. Холоднов, В. Д. Шадриков. – Москва : РГБ, 2009. – 652 с.
7. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления [Текст] / Пер.с англ. Н. М. Никольской. – Москва : Лабиринт, 2013. – 471 с.
8. Запорожец, А. В. Путь к развитию творчества [Текст] / А. В. Запорожец // Вопросы психологии. – 2013. – №11. – С. 32-38.
9. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Детская литература [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Москва : Академия, 2013. – 402 с.
10. Жукова, М. А. Творческая деятельность на уроках литературного чтения [Текст] / М. А. Жукова // Начальная школа. – 2015. – №2. – С. 41-43.
11. Измайлова, А. Б. Сказка в русской народной педагогике : монография [Текст] / А. Б. Измайлова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2013. – 171 с.
12. Ильин, Ф. И. Записки о русской литературе [Текст] / Ф. И. Ильин. – Санкт-Петербург : Речь, 2014. – 658 с.
13. Камалова, Л. А. Методика обучения литературному чтению в начальной школе : краткий конспект лекций [Текст] / Л. А. Камалова. – Казань : Каз. федер. ун-т, 2016. – 32 с.
14. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 [Текст] / Л. Ф. Климанова, Виноградская Л. А., Бойкина М. В. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
15. Ковалева, И. Д. Особенности уроков литературного чтения / И. Д. Ковалева [Текст] / Начальная школа До и После. – 2014. – №3. – С. 41-46.
16. Лазарева, В. А. Литературное чтение в современной школе : сборник статей [Текст] / В. А. Лазарева. – Москва : Изд-во педагогического университета «Первое сентября», 2015. – 176 с.
17. Малахова, Е. П. Семейная школа сказочников : Обучение и исполнительство [Текст] / Е. П. Малахова // Фольклор малых социальных групп : традиции и современность : сб. науч- ных статей. – Москва : Инфра-М, 2012. – С. 262-263.
18. Матвеева, Е. И. Литературное чтение: Учебник для 3 класса начальной школы (Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова): В 2-х кн. Книга 1 [Текст] / Е. И. Матвеева. – Москва : ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 176 с.
19. Матвеева, Е. И. Литературное чтение: Учебник для 3 класса начальной школы (Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова): В 2-х кн. Книга 2 [Текст] / Е. И. Матвеева. – Москва : ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 192 с.
20. Методика обучения русскому языку и литературному чтению : учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / под ред. Т. И. Зиновьевой. – Москва : Юрайт, 2016 . – 468 с.
21. Методика обучения литературе в начальной школе : учебник для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / М. П. Воюшина, С. А. Кислинская, Е. В. Лебедева, И. Р. Николаев ; под ред. М. П. Воюшиной. – Москва : Академия, 2010. – 288 с.
22. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников [Текст] / Под ред. Т. Г. Рамзаевой. – Санкт-Петербург : Речь, 2017, 168 с.
23. Неклюдов, С. Ю. Авантекст в фольклорной традиции [Текст] / С. Ю. Неклюдов // Живая старина. – 2011. – № 4. – С. 2-4
24. Никитченков, А. Ю. Методика преподавания русского фольклора в начальной школе [Текст] : учебно-методическое пособие : В 2-х ч. / А. Ю. Никитченков. – Москва : Прометей, 2008. – 225 с.
25. Никольский, В. А. Проблемы обучения литературному чтению [Текст] / В. А. Никольский // Педагогика. – 2015. – №5. – С. 51-56.
26. Перевозная, Е. В. Восприятие сказки как искусства слова [Текст] / Е. В. Перевозная // Русский язык и литература. – № 1 (112). – 2016. – С. 50–59.
27. Пропп, В. Я. Морфология сказки [Текст] / В. Я. Пропп. – Санкт-Петербург : Речь. 2015. – 269 с.
28. Путилова, Г. О. Детская литература : учебник [Текст] / Г. О. Путилова. – Москва : Академия, 2010. – 269 с.
29. Романичева, Е. С. Введение в методику обучения литературе : учеб. пособие [Текст] / Е. С. Романичева, И. В. Сосновская. – Москва : Флинта, 2012. – 208 с.
30. Рыжкова, Т. В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования [Текст] / Т. В. Рыжкова. – Москва : Академия, 2017. – 365 с.
31. Светловская, Н. Н. Методика внеклассного чтения. Изд. 2-е. [Текст] / Н. Н. Светловская. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2014. – 452 с.
32. Сомова, Л. А. Методика обучения литературе: особенности художественной коммуникации : электронное учеб. пособие [Текст] / Л. А. Сомова. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2014. – 569 с.
33. Терентьева, Ю. В. Проблема развития творческих способностей у младших школьников [Текст] / Ю. В. Терентьева // Мир психологии. – 2013. – №2. – С. 74-81.
34. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль : Академия развития, 1996. – 192 с.
35. Шварова, Е. Л. Приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств на уроках литературного чтения [Текст] / Е. Л. Шварова, О. А. Смирнова // Начальная школа. – 2013. – №11. – С. 85-88.
36. Хализев, В. Е. Теория литературы [Текст] / В. Е. Хазиев. – Москва : Академия, 2016. – 478 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ