ВВЕДЕНИЕ 9
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 12
1.1 Местное самоуправление в России и деятельность органов местного
самоуправления 12
1.2 Теоретические подходы к оценке деятельности органов местного
самоуправления 22
1.3 Методика анализа и оценки деятельности органов местного
самоуправления 31
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЗНЕСЕНСКОГО
СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 35
2.1 Анализ Вознесенского сельского поселения Челябинской области как объекта
управления 35
2.2 Анализ деятельности Администрации Вознесенского сельского поселения
Челябинской области 40
2.3 Оценка эффективности деятельности Администрации Вознесенского
сельского поселения Челябинской области 64
3 РАЗРАБОТКА МЕР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АДМИНИСТРАЦИИ ВОЗНЕСЕНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 73
3.1 Направления совершенствования деятельности Администрации
Вознесенского сельского поселения Челябинской области 73
3.2 Оценка эффективности рекомендаций по совершенствования деятельности
Администрации Вознесенского сельского поселения Челябинской области 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А - Организационная структура Администрации Вознесенского сельского поселения
Актуальность темы исследования. Местное самоуправление, как одна из основ конституционного строя Российской Федерации, является неотъемлемым элементом в общей системе демократических институтов российской государственности и представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Потребность в анализе и оценке результативности деятельности местных администраций требует реализации анализа социально-экономической ситуации в муниципальном образовании; изучения общественного мнения для выявления потребности населения; своевременного и оперативного реагирования на обращения граждан с последующим контролем выполнения «социального заказа» населения. Оценка результативности работы органов местного самоуправления необходима как для органов власти, так и для общества. Обществу она позволяет контролировать качество деятельности органов местного самоуправления. Руководителям и муниципальным служащим нужна для самоконтроля, совершенствования управленческого процесса. Учитывая вышеизложенное, следует отметить высокую актуальность изучения проблем оценки результативности деятельности органов местного самоуправления.
Теоретические основы оценки результативности деятельности органов местного самоуправления разработаны в трудах А.Г. Аннина, А.В. Афонасова, А.А. Безугловой, С.В. Вобленко, О.А. Дежуровой, В.А. Зимина, Е.Л. Королевой, АД. Лобушевой, Т.С. Пресняковой, А.Н. Чекавинского и др. Учитывая высокий научный вклад перечисленных ученых в развитие рассматриваемой темы, следует, тем не менее, отметить недостаточную разработку направлений решения проблем в данной сфере.
Объектом выпускной квалификационной работы является деятельность Администрации Вознесенского сельского поселения Челябинской области.
Предметом исследования выступают показатели, характеризующие результативность деятельности Администрации Вознесенского сельского поселения Челябинской области.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в разработке мероприятий по совершенствованию результативности деятельности исполнительного органа местного самоуправления - Администрации Вознесенского сельского поселения Челябинской области.
Для достижения этой цели поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и методические основы анализа и оценки деятельности органов местного самоуправления;
- провести анализ Вознесенского сельского поселения Челябинской области как объекта управления;
- провести анализ деятельности Администрации Вознесенского сельского поселения Челябинской области;
- дать оценку эффективности деятельности Администрации Вознесенского сельского поселения Челябинской области;
- разработать направления совершенствования деятельности Администрации Вознесенского сельского поселения Челябинской области;
- разработать и оценить эффективность рекомендаций по совершенствования деятельности Администрации Вознесенского сельского поселения Челябинской области.
Теоретическая база исследования. В процессе исследования использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации, материалы научных конференций и семинаров, изучена общая и специальная литература отечественных и зарубежных авторов в сфере оценки результативности деятельности органов местного самоуправления.
Методологическая база исследования. В процессе исследования использованы следующие методы: наблюдение, анкетирование, экспертные оценки, изучение нормативно-правовых документов. Методика исследования направлена на изучение источников научной информации, нормативных документов, статей, в ходе изучения которых проводится аналитическая работа по выявлению проблем оценки результативности деятельности органов местного самоуправления.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Цель исследования, состоящая в разработке мероприятий по совершенствованию результативности деятельности исполнительного органа местного самоуправления - Администрации Вознесенского сельского поселения Челябинской области, достигнута. В ходе проведенного исследования решены поставленные задачи и сделаны соответствующие выводы.
Органы местного самоуправления - это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Под результативностью деятельности ОМС следует понимать меру реализации целей, задач и планов, показывающую, какое конкретное воздействие они оказали на развитие муниципального образования, социально-экономическую активность граждан, их знания, чувства, убеждения, практическое поведение и деятельность. В данном случае результативность является эмпирическим доказательством достижения реальных успехов в развитии местного самоуправления, территории муниципального образования, информировании населения, в решении поставленных местными сообществами экономических, социальных, культурных и иных задач.
Анализ и оценка результативности деятельности органа местного самоуправления осуществляется в соответствии с определенной методикой, предполагающей последовательное выполнение ряда этапов.
Алгоритм проведения анализа и оценки деятельности органов местного самоуправления состоит из 5 этапов.
1 этап - изучение правового статуса и специфики жизнедеятельности района.
2 этап - Анализ показателей деятельности органов местного самоуправления муниципального образования.
3 этап. Анализ основных направлений деятельности органов местного самоуправления
4 этап - опрос пользователей государственных услуг.
5 этап. Разработка рекомендаций по совершенствованию органов местного самоуправления.
Вознесенское сельское поселение входит в состав Сосновского района Челябинской области.
В 2017 году население Вознесенского сельского поселения 2761 человек.
Социальную сферу в Вознесенском сельском поселении представляют:
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Полевой»;
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Вознесенка»;
- Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 118» (п. Полевой);
- Фельдшерско - акушерский пункт п. Полевой;
- Фельдшерско - акушерский пункт с. Вознесенка;
- Муниципальное учреждение культуры «сельская централизованная клубная система»;
- Библиотека;
На территории Вознесенского сельского поселения функционирует ООО «Вознесенский завод железобетонных изделий» на краю с. Вознесенка.
Далее был проведен анализ деятельности Администрации Вознесенского сельского поселения Челябинской области. Численность персонала в 2017 году составила 22 человека. Коэффициент текучести кадров с 2015 года по 2017 год сократился и составил 9 %.
Дав оценку показателей результативности деятельности Администрации начнем с изучения данных о выполнении бюджета Вознесенского сельского поселения за 2015-2017 гг. было выявлено, что план по доходам с учетом безвозмездных поступлений от других бюджетов выполнен на 97% к плану на год (при плане 100 592,9 тыс. руб., поступило в бюджет 97575,1 тыс. руб.), в 2017 г. данная величина снизилась до 94% (при плане 143830,65 тыс. руб., поступило в бюджет 135200,8тыс. руб.).
Для анализируемого сельского поселения сложилась ситуация, когда получаемых доходов недостаточно для осуществления запланированных расходов, прежде всего, по причине невыполнения планов по доходам (как для собственных доходов, так и для безвозмездных поступлений).
С целью осуществления оценки эффективности деятельности Администрации Вознесенского сельского поселения Челябинской области используется метод, подразумевающий проведение опроса населения по важнейшим аспектам функционирования МО.
В Вознесенском сельском поселении опрос местных жителей - потребителей муниципальных услуг проводился в 2017 г. Всего в период с 02.02.2017 по 28.02.2017 было опрошено 268 чел., которые дали ответы на 20 вопросов, касающихся работы муниципальных служб, которые являются подконтрольными по отношению к ОМС Вознесенского сельского поселения.
Опрошенные жители Вознесенского сельского поселения Челябинской области в целом скорее удовлетворены, чем не удовлетворены качеством работы ОМС, на которые возложены функции принятия управленческих решений по важнейшим вопросам обеспечения качества муниципальных услуг. Однако по результатам опроса потребителей муниципальных услуг можно выделить преимущественные направления мероприятий по повышению результативности работы Администрации на ближайшую перспективу: качество дорожного покрытия и качество автомобильных дорог (этим аспектом не удовлетворены, соответственно, 58,6 % и 57,8 % опрошенных); состояние покрытия тротуаров (этим аспектом не удовлетворены 50,0 % опрошенных); качество разметки на автодорогах (этим аспектом не удовлетворены 40,7 % опрошенных); уровень организации теплоснабжения (этим аспектом не удовлетворены 32,1 % опрошенных). Наличие этих проблем делает актуальной разработку мероприятий по улучшению показателей работы Администрации.
Среди проблем управления результативностью деятельности исполнительных органов местного самоуправления, в том числе и Администрации Вознесенского сельского поселения Челябинской области, можно выделить, по меньшей мере, две группы: во-первых, проблемы методического характера; во-вторых, проблемы организационного характера.
Проведенный анализ организации контроля за деятельностью исполнительного органа местного самоуправления позволил выявить также и проблемы организационного характера. Существенный недостаток действенных контрольных инструментов в сфере местного самоуправления возник закономерно. Местное самоуправление по причине специфики процесса своего формирования оказалось выведено как из под гражданского, так и из под политического контроля. В связи с этим на первый план выходит как проблема относительной слабости исполнительных органов местного самоуправления, как и проблема отсутствия у этих органов достаточных ресурсов для исполнения вмененных им функций. При этом необходимо учитывать, что контроль и ответственность не являются самоцелью. Они представляют собой лишь инструмент повышения значимости исполнительных органов местного самоуправления, укрепления их престижа в глазах населения, повышения доверия населения к публичной власти в целом. В частности, в контрольной работе Администрации не находят места важные направления контроля. К числу таких направлений контрольной деятельности, в частности, следует отнести муниципальный контроль по проведению проверок в сфере работы мелкорозничной торговой сети и порядка организации уличной торговли, контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи продукции и пр.
Для совершенствования деятельности Администрации Вознесенского сельского поселения Челябинской области предлагается внедрение автоматизированной системы контроля исполнения документов и поручений АСКИД.
Суммарные расходы по внедрению такой системы при разумной организации процесса составили 145250 руб.
Оценка эффективности рекомендаций по совершенствования деятельности Администрации Вознесенского сельского поселения Челябинской области состоит в прямой экономии средств.
Общую экономию за месяц составит 66 000 руб.
Также, реализация предложенных выше мероприятий будет способствовать получению положительного эффекта, в частности, за счет повышения степени удовлетворения пользователей государственных услуг, оказываемых Администрацией Вознесенского сельского поселения Челябинской области.
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СПС «Консультант Плюс».
2. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
3. Федеральный закон от 09.02.2009 №8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // СПС «Консультант Плюс».
4. Указ Президента РФ от 28.04.2008 №607 (ред. от 04.11.2016) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // СПС «Консультант Плюс».
5. Абляшев А.Р. Оценка эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления: методологический подход // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 12-1 (41-1). - С. 372-374.
6. Александров О.В., Добролюбова Е.И., Южаков В.Н. Мониторинг внедрения управления по результатам в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2014. - № 3. - С. 135-146.
7. Андриянов В.Н., Трубников В.В. Эффективность местного самоуправления: критерии и показатели // Известия Байкальского государственного университета. - 2012. - № 1. - С. 139-142.
8. Аннин А.Г. Эффективность деятельности органов местного самоуправления // Ученые записки. - 2015. - № 3 (15). - С. 6-12.
9. Астахов Ю.В., Акиньшина О.В., Баландина А.В. Влияние кадровых технологий на эффективность и результативность деятельности органов местного самоуправления // Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции «Управление человеческими ресурсами в современном мире: тенденции и вызовы XXI столетия». - 2016. - С. 25-30.
10. Афонасова А.В. Эффективность местного самоуправления в зеркале экспертных оценок // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Эффективность публичной власти и правового регулирования в современной России: проблемы и решения». - 2016. - С. 3-7.
11. Бакал С.В. Результативность коммуникативной практики органов местного самоуправления как мотивационный аспект // Сборник научных трудов «Местное самоуправление в системе публичной власти». - 2015. - С. 15-16.
12. Безуглова А.А. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Экономика. - 2013. - № 1. - С. 113-117.
13. Блинова А.И., Болукова И.А. Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления на основе применения методов менеджмента качества // Сборник научных трудов Международной молодежной научно - практической конференции «Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование». - 2014. - С. 97-99.
14. Бутова Т.В., Овсянникова Д.К. Анализ оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Наука и образование в XXI веке». - 2014. - С. 30-31.
15. Веселова Н.Ю., Погребняк В.С. Показатели эффективности органов местного самоуправления // Материалы VIII международной научно-практической конференции «Проблемы экономики, организации и управления в России и мире». -
2015. - С. 30-35.
16. Вобленко С.В. Местное самоуправление как деятельность населения по самостоятельному решению вопросов местного значения: признаки и критерии результативности // Муниципальное право. - 2014. - № 4 (64). - С. 2-37.
17. Генова А.А. Оценка эффективности местного самоуправления в контексте ресурсного обеспечения // Экономика строительства и городского хозяйства. - 2014. - Т. 10. - № 4. - С. 219-226.
18. Дежурова Е.В. Показатели и критерии оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления // Материалы Международной научно - практической конференции: в 2 частях «Интеграция образования в условиях инновационной экономики». - 2014. - С. 48-53.
19. Дементьева О.А. Эффективность правового регулирования бюджетных основ местного самоуправления в России // Федерализм. - 2013. - № 1 (61). - С. 153-166.
20. Дёмина Д.С. Совершенствование системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. - 2014. - № 2. - С. 268-273.
21. Зимин В.А. Эффективность взаимодействия органов местного самоуправления с населением и общественными организациями // Современные гуманитарные исследования. - 2015. - № 5 (66). - С. 119-122.
22. Иванов А.В. Мониторинг результативности бюджетных целевых программ органов местного самоуправления // Управленческие науки. - 2013. - № 1. - С. 22¬24.
23. Клундук К.А., Почекутова Е.Н. Критерии отбора показателей системы оценки эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы совершенствования системы государственного и муниципального управления в России на современном этапе». - 2016. - С. 219-223.
24. Королева Е.Л. К вопросу об эффективности деятельности органов местного самоуправления Российской Федерации // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Развитие науки и образования в современном мире». - 2014. - С. 52-54.
25. Курченков В.В., Морозова Н.И., Фетисова О.В. Приоритеты эффективности и результативности местного самоуправления в современной России // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. -2014.- № 1. - С. 7-13.
26. Кюрджиев С.П., Китюкова Д.С. Прозрачность и подотчетность как объективное условие повышения эффективности местного самоуправления // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. -2015.- № 4 (59). - С. 88-91.
27. Лобушева А.Д. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления // Сборник научных трудов «Актуальные вопросы модернизации института прав человека в конституционном и международном праве». - 2015. - С. 107-110.
28. Лыкова О.А. Институциональный механизм управления эффективностью деятельности органов местного самоуправления // Journal of Economic Regulation. -
2016. - Т. 7. - № 3. - С. 89-102.
29. Оганесян Т.Л., Веселова Н.Ю. Конструкция и эффективность управления деятельностью органов местного самоуправления // Научный вестник Южного института менеджмента. - 2015. - № 1. - С. 64-67.
30. Панюков А.Н., Зеленина И.И. Эффективность деятельности органов местного самоуправления как фактор, влияющий на миграционные процессы в молодежной среде // Сборник научных трудов «Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества». - 2017. - С. 327-330.
31. Парасоцкая В.Г. Эффективность местного самоуправления и самоуправления граждан // Горизонты экономики. - 2013. - № 3 (8). - С. 30-32.
32. Пашин Л.А., Судорогин О.А., Никитина Н.В. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 3. - С. 95-100.
33. Попкова А.А. Территориальная активность городского населения как фактор повышения результативности местного самоуправления // Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 50-летию ТИИ-ТюмГНГУ «Новые технологии - нефтегазовому региону». - 2013. - С. 112-114.
34. Преснякова Т.С. Нововведения в оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления населением: характеристика процедуры и анализ результатов // Экономика и социум. - 2014. - № 2-3 (11). - С. 1137-1144.
35. Середоха И. Направления совершенствования работы в органах местного
самоуправления: от иерархии к эффективности // Вестник Мурманского
государственного технического университета. - 2014. - Т. 17. - № 4. - С. 818-827.
36. Симонов С.Г., Кирина И.Л., Сафанов Д.А. Экспертная оценка пороговых значений критериев эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления: методика и результаты // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 3-2 (56-2). - С. 356-362.
37. Тоглоева Д.П. Совершенствование региональной методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 81-86.
38. Хаджалова Х.М., Жемухов А.Х., Хачиров И.Э. Мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления в региональном разрезе // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2014. - № 6 (66). - С. 38.
39. Харитонова Н.А., Левинсон Н.Л. Особенности оценки результативности деятельности органов местного самоуправления // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - № 15. - С. 52-59.
40. Чекавинский А.Н. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления: нерешенные проблемы // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях». - 2015. - С. 85-87.
41. Шамахов В.А. Современные инструменты мониторинга эффективности и результативности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации на региональном и местном уровнях // Экономика качества. - 2014. - № 8. - С. 61-66.
42. Шустов В.Г. Эффективность местного самоуправления - основная задача политической реформы в Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2014. - № 2. - С. 165-170.