ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1 Понятие «самостоятельная деятельность обучающихся» в
психолого-педагогической литературе 7
1.2 Типы и виды самостоятельной деятельности 11
1.3 Самостоятельная деятельность на уроках математики в начальной
школе 17
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1 Познавательные способности и особенности их формирования в
младшем школьном возрасте 25
2.2 Особенности использования самостоятельной деятельности как
средства развития познавательных способностей младших школьников 32
ГЛАВА 3. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 39
3.1 Организация проведения исследования 39
3.2 Разработка и применение самостоятельных работ для развития
познавательных способностей у младших школьников на уроках математики 43
3.3 Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1 Понятие «самостоятельная деятельность обучающихся» в
психолого-педагогической литературе 7
1.2 Типы и виды самостоятельной деятельности 11
1.3 Самостоятельная деятельность на уроках математики в начальной
школе 17
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1 Познавательные способности и особенности их формирования в
младшем школьном возрасте 25
2.2 Особенности использования самостоятельной деятельности как
средства развития познавательных способностей младших школьников 32
ГЛАВА 3. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 39
3.1 Организация проведения исследования 39
3.2 Разработка и применение самостоятельных работ для развития
познавательных способностей у младших школьников на уроках математики 43
3.3 Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы состоит в том, что в настоящее время значительно выросло значение самостоятельной работы в процессе обучения, яснее обрисовались методика и дидактические средства их успешной организации. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определяет самостоятельную деятельность обучающихся, как одно из обязательных требований к организации образовательного процесса. В этих условиях важным аспектом профессиональной деятельности учителя считается обеспечение успешной самостоятельной работы, сосредоточенной на развитии личности, развитии у школьников навыков самостоятельной организации, самообразования, дающих возможность постоянного личностного роста.
Ученики младших классов часто обращаются за помощью к учителю при выполнении новых для них заданий, а учителя растолковывают эти действия дефицитом дидактического материала, позволяющего разрешить настоящую проблему. Кроме этого, сформировавшийся порядок обучения в младшей школе нацелен только на овладение школьниками готовых знаний, а не полученных ими в ходе поисково-познавательной деятельности, и поэтому мешает формированию самостоятельных личностей. Младшая школа считается собственно той ступенью, на которой происходит развитие самостоятельности. Самостоятельность у детей формируется в деятельности. Основная деятельность школьников младших классов - образовательная деятельность.
Самостоятельная деятельность позволяет школьнику повысить эффективность учебы как в позиции постижения знаний, умений и навыков, так и в позиции формирования способностей в интеллектуальном и физическом труде. Самостоятельная деятельность исполняет главную роль на занятии и уровень самостоятельности учеников при выполнении различных видов самостоятельных работ сопряжен с установкой их
деятельности, которая завязывается с подражательных действий, далее усложняется и принимает свои высшие проявления. В связи с этим увеличивается потребность пересмотра управляющей роли учителя.
Руководство учителя самостоятельной деятельностью состоит в том, чтобы дать право школьникам продемонстрировать себя, свои силы на уроках при решении задач и упражнений. Это возможно в тех случаях, когда учитель неплохо осознает уровень развития учеников класса, осведомлен о личных особенностях учеников и может подбирать посильные и увлекательные упражнения для самостоятельной деятельности.
Исследованием самостоятельной деятельности у младших школьников занимались М.В. Веденькина, В.К. Буряк, Л.В. Жарова, Н.М. Мякишева, Р.Ф. Швецова и др. Вопросам развития познавательной самостоятельности при обучении математике младших школьников уделили внимание В.А. Далингер, А.М. Черкасова, Р.Ф. Швецова, Д.Г. Ямалтдинова.
Анализ проведенных исследований позволяет сделать вывод о том, что проблема обучения обучающихся младших классов самостоятельной деятельности как средству развития познавательных способностей, требует дальнейшего изучения в области разработки методики организации самостоятельной работы на уроках математики.
Цель исследования: изучить особенности организации
самостоятельной деятельности школьников на уроках математики в начальной школе и определить ее влияние на развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования является процесс обучения математике обучающихся начальной школы в современных условиях.
Предметом исследования является самостоятельная деятельность школьников на уроках математики в начальной школе.
Гипотеза исследования: если методически грамотно организовать самостоятельную деятельность обучающихся младшего школьного возраста на уроках математики, то повысится уровень их познавательных способностей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
- рассмотреть понятие «самостоятельная деятельность обучающихся» в психолого-педагогической литературе;
- проанализировать типы и виды самостоятельной деятельности младших школьников;
- изучить самостоятельную деятельность на уроках математики в начальной школе;
- разобрать познавательные способности и особенности их формирования в младшем школьном возрасте;
- выделить особенности использования самостоятельной деятельности как средства развития познавательных способностей младших школьников;
- подобрать методы диагностики познавательных способностей и выявить уровень их развития у младших школьников;
- разработать комплекс заданий для самостоятельных работ по развитию познавательных способностей у младших школьников на уроках математики;
- оценить эффективность проведенной работы с детьми.
Методической основой исследования являются работы российских и зарубежных исследователей, таких как В.К. Буряк, Р.А. Васильева, Г.Ф. Гаврилычева, Б.П. Есипов, М.К. Ковальская и др.
Методы исследования - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, беседа с детьми, наблюдение за учебным процессом, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка данных.
Практическая значимость. Разработанные рекомендации могут быть использованы на занятиях математики в начальных классах и применяться
учителями для организации самостоятельной деятельности и повышению познавательных способностей детей младшего школьного возраста.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан. В исследовании приняли участие ученики 3А и 3Б классов, в количестве 50 человек.
Ученики младших классов часто обращаются за помощью к учителю при выполнении новых для них заданий, а учителя растолковывают эти действия дефицитом дидактического материала, позволяющего разрешить настоящую проблему. Кроме этого, сформировавшийся порядок обучения в младшей школе нацелен только на овладение школьниками готовых знаний, а не полученных ими в ходе поисково-познавательной деятельности, и поэтому мешает формированию самостоятельных личностей. Младшая школа считается собственно той ступенью, на которой происходит развитие самостоятельности. Самостоятельность у детей формируется в деятельности. Основная деятельность школьников младших классов - образовательная деятельность.
Самостоятельная деятельность позволяет школьнику повысить эффективность учебы как в позиции постижения знаний, умений и навыков, так и в позиции формирования способностей в интеллектуальном и физическом труде. Самостоятельная деятельность исполняет главную роль на занятии и уровень самостоятельности учеников при выполнении различных видов самостоятельных работ сопряжен с установкой их
деятельности, которая завязывается с подражательных действий, далее усложняется и принимает свои высшие проявления. В связи с этим увеличивается потребность пересмотра управляющей роли учителя.
Руководство учителя самостоятельной деятельностью состоит в том, чтобы дать право школьникам продемонстрировать себя, свои силы на уроках при решении задач и упражнений. Это возможно в тех случаях, когда учитель неплохо осознает уровень развития учеников класса, осведомлен о личных особенностях учеников и может подбирать посильные и увлекательные упражнения для самостоятельной деятельности.
Исследованием самостоятельной деятельности у младших школьников занимались М.В. Веденькина, В.К. Буряк, Л.В. Жарова, Н.М. Мякишева, Р.Ф. Швецова и др. Вопросам развития познавательной самостоятельности при обучении математике младших школьников уделили внимание В.А. Далингер, А.М. Черкасова, Р.Ф. Швецова, Д.Г. Ямалтдинова.
Анализ проведенных исследований позволяет сделать вывод о том, что проблема обучения обучающихся младших классов самостоятельной деятельности как средству развития познавательных способностей, требует дальнейшего изучения в области разработки методики организации самостоятельной работы на уроках математики.
Цель исследования: изучить особенности организации
самостоятельной деятельности школьников на уроках математики в начальной школе и определить ее влияние на развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования является процесс обучения математике обучающихся начальной школы в современных условиях.
Предметом исследования является самостоятельная деятельность школьников на уроках математики в начальной школе.
Гипотеза исследования: если методически грамотно организовать самостоятельную деятельность обучающихся младшего школьного возраста на уроках математики, то повысится уровень их познавательных способностей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
- рассмотреть понятие «самостоятельная деятельность обучающихся» в психолого-педагогической литературе;
- проанализировать типы и виды самостоятельной деятельности младших школьников;
- изучить самостоятельную деятельность на уроках математики в начальной школе;
- разобрать познавательные способности и особенности их формирования в младшем школьном возрасте;
- выделить особенности использования самостоятельной деятельности как средства развития познавательных способностей младших школьников;
- подобрать методы диагностики познавательных способностей и выявить уровень их развития у младших школьников;
- разработать комплекс заданий для самостоятельных работ по развитию познавательных способностей у младших школьников на уроках математики;
- оценить эффективность проведенной работы с детьми.
Методической основой исследования являются работы российских и зарубежных исследователей, таких как В.К. Буряк, Р.А. Васильева, Г.Ф. Гаврилычева, Б.П. Есипов, М.К. Ковальская и др.
Методы исследования - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, беседа с детьми, наблюдение за учебным процессом, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка данных.
Практическая значимость. Разработанные рекомендации могут быть использованы на занятиях математики в начальных классах и применяться
учителями для организации самостоятельной деятельности и повышению познавательных способностей детей младшего школьного возраста.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан. В исследовании приняли участие ученики 3А и 3Б классов, в количестве 50 человек.
Самостоятельная деятельность в школе - это такая деятельность, которая исполняется без прямой роли педагога по его заданию, в особо предоставленное для этого время, но при этом школьники осознано желают достичь поставленной цели, применяя свои действия и проявляя в том или ином виде итог умственных или физических действий.
В согласовании со ступенями самостоятельной образовательно - познавательной деятельности школьников можно выдвинуть четыре типа самостоятельных работ: воссоздающие самостоятельные работы по примеру, реконструктивно-изменчивые, приближенные и творческие. Любой из четырех типов имеет свои обучающие цели.
Активное применение в учебном процессе самостоятельной деятельности содействует формированию самостоятельности как качества личности школьников, способствует реализации принципа индивидуального подхода к обучению, позволяет дифференцировать учебные задания, достичь высокого уровня сознательного и прочного овладения знаниями.
Познавательные способности человека - это свойство мозга изучать и анализировать окружающую действительность, находя способы применения полученной информации на практике. Познание - сложный и многоуровневый процесс. Можно выделить четыре основных аспекта, формирующих познавательный процесс и отвечающих за познавательные способности каждого человека: память, мышление, воображение, внимание.
Развитие познавательной самостоятельности может осуществляться преимущественно в рамках обучения конкретному предмету. Среди предметов школьной программы, изучаемых в младших классах, изучение математики наиболее благоприятствует развитию познавательной самостоятельности, так как поиск решения математических задач требует самостоятельной мыслительной деятельности для построения плана решения, самопроверки полученного результата, умений самостоятельно пользоваться правилами и алгоритмами, а также умений применять систему обобщенных знаний.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в 2016 году. В исследовании приняли участие обучающиеся 3А и 3Б классов, в количестве 25 человек в каждом классе. Они были поделены на два класса: экспериментальный (3А) и контрольный (3Б).
Основным объектом исследования являлись познавательные способности детей младшего школьного возраста и эффективность их развития в процессе организации самостоятельной деятельности.
Констатирующий этап эксперимента показал, что у обучающихся экспериментальной и контрольной групп в меньшей степени развит такой компонент познавательных способностей, как наблюдательность, а в большей степени - познавательная активность.
В целом в экспериментальном классе 12% детей имеют низкий уровень развития познавательных способностей, 80% - средний уровень и 8% высокий уровень развития познавательных способностей. В контрольном классе 8% детей имеют низкий уровень развития познавательных способностей, 84% - средний уровень и 8% высокий уровень развития познавательных способностей.
Полученные результаты помогли выстроить дальнейшую работу и перейти к следующей, формирующей стадии эксперимента. Была разработана и проведена серия уроков в экспериментальном классе с применением самостоятельной деятельности, которые составили формирующий эксперимент.
После проведения серии уроков формирующего эксперимента, мы перешли к стадии контрольного эксперимента, целью которого было определение эффективности проделанной работы.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что в экспериментальном классе наблюдается положительная динамика в развитии таких компонентов познавательных способностей как воображение, восприятие, внимание, зрительная память.
В целом в экспериментальном классе на контрольном этапе эксперимента 76% детей имеют средний уровень и 24% - высокий уровень развития познавательных способностей. Детей, имеющих низкий уровень развития познавательных способностей выявлено, не было. В контрольной группе детей младшего школьного возраста существенные изменения в развитии познавательных способностей выявлены не были.
У экспериментальной группы наблюдается тенденция к повышению уровня познавательных способностей при применении самостоятельной деятельности в процессе обучения математике.
Сравнивая результаты контрольного и констатирующего экспериментов, можно отметить, что организованный нами комплекс самостоятельной деятельности по математике оказал положительное влияние на развитие познавательных способностей, обучающихся 3А класса. Наши наблюдения показали, что у учащихся возрос интерес к урокам математики и математической деятельности. Это связано с тем, что самостоятельная деятельность была направлена на решение задач: образовательных и воспитательных. Она является не только средством мотивации деятельности детей, но и позволяет организовать систематическое повторение и закрепление математических знаний и умений.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что уровень познавательных способностей детей младшего школьного возраста повысится, благодаря использованию самостоятельной деятельности в образовательном процессе, подтвердилась. Цель исследования была достигнута, задачи решены.
В согласовании со ступенями самостоятельной образовательно - познавательной деятельности школьников можно выдвинуть четыре типа самостоятельных работ: воссоздающие самостоятельные работы по примеру, реконструктивно-изменчивые, приближенные и творческие. Любой из четырех типов имеет свои обучающие цели.
Активное применение в учебном процессе самостоятельной деятельности содействует формированию самостоятельности как качества личности школьников, способствует реализации принципа индивидуального подхода к обучению, позволяет дифференцировать учебные задания, достичь высокого уровня сознательного и прочного овладения знаниями.
Познавательные способности человека - это свойство мозга изучать и анализировать окружающую действительность, находя способы применения полученной информации на практике. Познание - сложный и многоуровневый процесс. Можно выделить четыре основных аспекта, формирующих познавательный процесс и отвечающих за познавательные способности каждого человека: память, мышление, воображение, внимание.
Развитие познавательной самостоятельности может осуществляться преимущественно в рамках обучения конкретному предмету. Среди предметов школьной программы, изучаемых в младших классах, изучение математики наиболее благоприятствует развитию познавательной самостоятельности, так как поиск решения математических задач требует самостоятельной мыслительной деятельности для построения плана решения, самопроверки полученного результата, умений самостоятельно пользоваться правилами и алгоритмами, а также умений применять систему обобщенных знаний.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в 2016 году. В исследовании приняли участие обучающиеся 3А и 3Б классов, в количестве 25 человек в каждом классе. Они были поделены на два класса: экспериментальный (3А) и контрольный (3Б).
Основным объектом исследования являлись познавательные способности детей младшего школьного возраста и эффективность их развития в процессе организации самостоятельной деятельности.
Констатирующий этап эксперимента показал, что у обучающихся экспериментальной и контрольной групп в меньшей степени развит такой компонент познавательных способностей, как наблюдательность, а в большей степени - познавательная активность.
В целом в экспериментальном классе 12% детей имеют низкий уровень развития познавательных способностей, 80% - средний уровень и 8% высокий уровень развития познавательных способностей. В контрольном классе 8% детей имеют низкий уровень развития познавательных способностей, 84% - средний уровень и 8% высокий уровень развития познавательных способностей.
Полученные результаты помогли выстроить дальнейшую работу и перейти к следующей, формирующей стадии эксперимента. Была разработана и проведена серия уроков в экспериментальном классе с применением самостоятельной деятельности, которые составили формирующий эксперимент.
После проведения серии уроков формирующего эксперимента, мы перешли к стадии контрольного эксперимента, целью которого было определение эффективности проделанной работы.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что в экспериментальном классе наблюдается положительная динамика в развитии таких компонентов познавательных способностей как воображение, восприятие, внимание, зрительная память.
В целом в экспериментальном классе на контрольном этапе эксперимента 76% детей имеют средний уровень и 24% - высокий уровень развития познавательных способностей. Детей, имеющих низкий уровень развития познавательных способностей выявлено, не было. В контрольной группе детей младшего школьного возраста существенные изменения в развитии познавательных способностей выявлены не были.
У экспериментальной группы наблюдается тенденция к повышению уровня познавательных способностей при применении самостоятельной деятельности в процессе обучения математике.
Сравнивая результаты контрольного и констатирующего экспериментов, можно отметить, что организованный нами комплекс самостоятельной деятельности по математике оказал положительное влияние на развитие познавательных способностей, обучающихся 3А класса. Наши наблюдения показали, что у учащихся возрос интерес к урокам математики и математической деятельности. Это связано с тем, что самостоятельная деятельность была направлена на решение задач: образовательных и воспитательных. Она является не только средством мотивации деятельности детей, но и позволяет организовать систематическое повторение и закрепление математических знаний и умений.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что уровень познавательных способностей детей младшего школьного возраста повысится, благодаря использованию самостоятельной деятельности в образовательном процессе, подтвердилась. Цель исследования была достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- Развитие самостоятельности младших школьников на уроках математики
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2023 - Развитие личностных качеств младших школьников на уроках математики (Педагогика начального образования)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ СТРОИТЬ ПРОСТЕЙШИЕ АЛГОРИТМЫ НА
УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Методика использования тестовых заданий при проведении урока математики в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА
УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Организация самостоятельной деятельности обучающихся 5-6 классов на уроках математики в условиях реализации требований ФГОС
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2024 - МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИК В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015



