Введение 3-4
Глава 1. Теоретические аспекты познавательных состояний в различных видах деятельности детей с умственной отсталостью 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной
отсталостью 5-12
1.2 Особенности познавательных процессов и состояний детей с умственной
отсталостью 13-17
1.3 Особенности видов деятельности детей с умственной
отсталостью 18-26
Вывод по главе 1 27
Глава 2. Эмпирическое исследование познавательных состояний в различных видах деятельности детей с умственной отсталостью 28
2.1 Организация и методы исследования познавательных состояний детей с
умственной отсталостью 28-31
2.2 Изучение познавательных состояний детей с умственной
отсталостью 32-41
2.3 Результаты исследования познавательных состояний детей с умственной
отсталостью 42-44
Вывод по главе 2 45
Заключение 46-47
Список литературы 48-51
Приложение
Актуальность: Реализация человеком своей сущности невозможна без ориентации в мире, адекватного знания о нем. Познание - сложный, диалектически противоречивый процесс постепенного воспроизведения в сознании, в совокупности образов и понятий, сущности вещей и процессов, включая самого человека и жизнь общества. Результатом познавательной деятельности являются знания. Они возникают, функционируют, совершенствуются в процессе активной практической деятельности человека. Познавательные процессы в рамках деятельности выполняют роль инструментов познания окружающего мира.
Особенности познавательных состояний в различных видах деятельности детей, обучающихся в коррекционной школе, является важным условием коррекционного обучения. Объясняется это социально - гуманистическими тенденциями в современном обществе, во всем мире и в России в частности. Умственно отсталый ребенок характеризуется исследователями общим недоразвитием, и мыслительные способности формируются у него с большими задержками. Общество же должно позаботиться, чтобы такой ребенок вырос и вступил во взрослую жизнь без особых проблем. Для этого надо подробно исследовать вопросы формирования познавательных процессов, интересу к учебе у детей с недостатками интеллекта.
Познавательные процессы умственно отсталых детей формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, поэтому их мыслительные операции замедленно развиваются и обладают своеобразными чертами.
Изучением познавательных процессов
умственно отсталых детей занимались такие отечественные ученые, как Л.В.Занков, А.И.Липкина, Е.М.Кудрявцева, И. М. Соловьев, Ж.И. Шиф, М.С.Певзнер и многие другие авторы. Цель данного исследования - 5
выявление особенностей познавательных состояний в различных видах деятельности детей с умственной отсталостью.
Объект исследования - познавательные состояния.
Предмет исследования - особенности познавательных состояний в различных видах деятельности детей с умственной отсталостью.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательных процессов умственно отсталых школьников;
2. Изучить экспериментально особенности познавательных состояний в различных видах деятельности детей с умственной отсталостью.
3. Изучить особенности взаимосвязей показателей познавательных состояний детей с умственной отсталостью. В сравнении с нормально развивающимися сверстниками.
База исследования: Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение "Казанская школа №61 для детей с ограниченными возможностями здоровья, для сравнения было проведено исследование на базе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №102 им. М.С.Устиновой» Московского района г.Казани.
Структура выпускной квалификационной работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В процессе исследования были рассмотрены основные аспекты развития познавательных процессов умственно отсталых школьников.
Так, было выделено, что развитие познавательных процессов идет специфически.Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходит и количественные, и качественные изменения всей психического деятельности ребенка.
Отечественные психологи детально изучили особенности познавательных процессов умственно отсталых школьников. Большое внимание уделяется изучению восприятия и ощущения умственно отсталых учащихся. Показано, что Замедленная, ограниченная восприимчивость, характерная для умственно отсталых детей, оказывает огромное влияние на весь последующий ход их психического развития.
Все исследователи указывают на замедленный темп зрительных восприятий у умственно отсталых школьников. Замедленность темпа восприятий сочетается у умственно отсталых детей со значительным сужением объема воспринимаемого материала.
У умственно отсталого ребенка крайне низкий уровень развития мышления, что прежде всего объяснятся неразвитостью основного инструмента мышления - речи. Из-за этого он плохо понимает мысли разговоров членов семьи, содержание сказок.
Мышление умственно отсталых детей формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности. Следовательно, умственно отсталый ребенок оказывается неподготовленным к поступлению в школу. Он очень отличается от здорового ребенка большой конкретностью мышления и слабостью обобщений.
Характерной особенностью памяти всех умственно отсталых детей является замедленный темп усвоения всего нового, непрочность сохранения 46
и неточность воспроизведения, а так же неумение Целенаправленно заучивать и припоминать. Неумение умственно отсталых детей запоминать с особенной очевидностью обнаружилось в исследовании преднамеренного и непреднамеренного запоминания.
Таким образом, память умственно отсталых детей характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала.
Отметим, что у умственно отсталых школьников в большей степени страдает и произвольно внимание. Для них невозможным, оказывается, сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.
Экспериментальное исследование подтвердило теоретические данные. В результате были сделаны выводы, что нарушения познавательных процессов, которые выявляются у школьников с нарушением интеллекта усугубляют трудности обучения, увеличивают неравномерность продвижения детей. На успешность обучения влияют нарушения восприятия, зрительно-пространственной ориентировки, двигательной сферы, работоспособности.
1. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст]: учеб. пособие. - М., 2002.
2. Левченко, И.Ю., Киселёва, Н.А. Качественный анализ показателей психической деятельности дошкольников с отклонениями в развитии [Текст] // Специальная психология. - 2008. - № 4 (18). - С. 22-34.
3. Основы специальной психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2003.
4. Специальная педагогика [Текст] / под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2000.
5. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.И. Лубовский, Т.В. Розонова, Л.И. Солнцева и др.; под ред. В.И. Лубовского. - М., 2003.
6. Шаповал, И.А. Специальная психология [Текст]: учебное пособие. - М., 2005.
7. Ботова, О.А. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения [Текст] // Специальная психология. - 2007. - № 1 (11).
8. Выготский, Л.С. Собр. соч.: в 6 т. [Текст]. - М., 1982-1985. - Т. 5.
9. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. [Текст]. - М., 1993.
10.Занков, Л.В. Психология умственно отсталого ребенка [Текст]. - М., 1939.
11. Катаева, А.А. Стребелева, Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст]: учебник для студентов педагогических вузов. - М., 1998.
12. Морозова, Н.Г. Особенности поведения аномальных детей дошкольного возраста [Текст] / Сб. научных трудов. Особенности поведения аномальных детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / под ред. Л.П. Носковой. - М., 1984.
13. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст].
- М., 1986.
14. Стребелева, Е.А. Ранняя диагностика умственной отсталости [Текст] // Дефектология. - 1994. - № 4.
15. Усанова, О.Н. Специальная психология: система психологического изучения аномальных детей [Текст]. - М., 1990.
16. Шаповалова, О.Е. Концепция эмоционального развития умственно отсталых школьников [Текст] // Специальная психология. - 2006. - № 4 (10).
17. Выготский Л. Основы дефектологии: Учебник для вузов.- СПб.: Лань, 2003. - 656 с.
18. Григорович, Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.
19. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д. Н. Исаев.
- СПб.: Речь, 2003. - 234 с.
20. Калмыкова Е.А. Психология лиц с умственной отсталостью: Уч. --метод. пособие / Составитель Калмыкова Е.А. - Курск: Курск. гос. ун¬т, 2007. - 121 с.)
21. Кузнецова Л.В. (ред) и др. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
22. Лебединский В., Бардышевская М. (ред.) Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия в 2-х томах, Том II. — М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002. — 818 с.
23. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Добровольская Т.А., Психолого-педагогическая диагностика. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 320с.
24. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2012. - 220 с.
25. Мухина В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина - М.:
Просвещение, 2011.
26. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. - М.: Академия, 2002. - 160 с
27. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Просвещение, 2013.
28. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии, Часть 2 / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Просвещение, 2014.
29.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника М.: 1989
30.Исследование личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы / Под ред. В.Г. Петровой. - М., 1980.
31.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1995.
32. Вопросы комплексной диагностики умственно отсталых детей / Под ред. М.С. Певзнер. - Иркутск, 1988.
33. Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. - М., 1985.
34. Психофизиологические основы дифференциальной диагностики и коррекционного обучения детей с нарушениями познавательной деятельности / Под ред. Д.А.Фарбер, Л.П.Григорьевой.- М.: Изд-во РОУ, 1995. - 97 с.